Арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин "арт терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. и К. Г. , а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. (1951) и А. (1956).

Гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арт терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" (Л. С. , 1987).

Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арт терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Первоначально арт терапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арт терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.

Арт терапия дает выход и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

Арт терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

Недостатком арт терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арт терапии
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен

164 выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арт терапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
излечивание или восстановление адекватной "Я-функции";
помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арт терапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арт терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Основная роль в арт терапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арт терапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арт терапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Другие считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арт терапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку ("Я не хуже других"). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт терапии в форме рисунка и живописи.

Арт терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.

Арт терапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение методов арт терапии , в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Методы арт терапии позволяют психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний,
168 создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арт терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Опубликовано 23.01.17 23:02

Следственный комитет Российской Федерации уже начал проверку после публикации статьи о сексуальных домогательствах в столичном учебном заведении.

Секс-скандал в бывшей московской "Лиги школ" всплыл наружу: выпускницы школы рассказал о насилии

vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

Более 20 выпускников государственной школы «Лига школ» в московском районе Ясенево заявили о домогательствах со стороны ее директора и его заместителя, сообщает «Медуза» .

По словам бывших учеников, домогательствам подвергались девочки в возрасте от 13 лет. Как отмечается, все продолжалось 21 год (с момента основания школы в 1994 году и до ее закрытия в 2015 г.) В школу принимали с 7-го класса.

По инткббээ словам выпускников, директор школы Сергей Бебчук и его заместитель Николай Изюмов заставляли девочек раздеваться, прикасались к ним и занимались с ними сексом. О скандальной истории стало известно благодаря рассказу одной из учениц школы, которая первой набралась смелости и призналась в произошедшем руководителю театрального кружка этой школы — Ирине Дмитриевой.

Фото: бывший замдиректора школы Николай Изюмов

Последняя, в свою очередь провела собственной расследование и выявила порядка 20 подобных случаев с уже выпускниками этой школы.

Как отмечается, Бебчук и Изюмов прикасались к школьницам, заставляли их раздеваться и даже принуждали к действиям сексуального характера. Таковые происходили в походах, лагерях, в их квартирах и даже в банях, куда они зазывали девочек под предлогом того, что "кровь разжижается и лучше поступает в мозг — поэтому лучше получится решать задачи". Также отмечается, что секс происходил после уроков, на даче, в автомобиле.

Более того утверждается, что отец одной из девочек пытался задать подобные вопросы о поцелую при приветствии и прочих знаках внимания, но на его слова никто не обратил внимание, а более того посчитали бредом.

Фото: бывший директор «Лиги школ» Сергей Бебчук

В свою очередь выпускницы "Лиги школ", исследовавшие случаи домогательств в школе, в 2015 г. потребовали от обоих руководителей уйти со своих должностей и больше никогда не работать в сфере образования. Бебчук и Изюмов согласились, и «Лига школ» закрылась.

Позже выяснилось, что Бебчук работает в школе для одаренных детей «Интеллектуал», а Изюмов основал «Интеллект-клуб», включающий в себя несколько образовательных кружков. С первым «Медузе» не удалось связаться, а второй обвинения отрицает. Более того он называет это местью и заговором против них обиженных учеников.

"Одна из тех, кто нас обвиняет, сама тоже… Увела из другой семьи мужа. Потом он ей изменил и ушел к другой. Другая присылала мне свою эротическую фотосессию, у меня до сих пор она хранится. Другая [проводившая расследование против Бебчука и Изюмова] пыталась меня совратить, писала мне письма! Я ее боялся. Если я такой педофил, почему я не воспользовался? Сейчас трудные времена. У людей мозги засорены, люди покупаются на любую ерунду в интернете. Одна еще говорит, что я заводил ее в кабинет, залезал под кофту, сказал ей: «О, какая грудка». Как про курицу? Как я мог так сказать? Она обижена на меня, потому что я не пустил ее на выпускной". - заявил Николай Изюмов.

Следственный комитет Российской Федерации уже начал проверку после публикации статьи о сексуальных домогательствах в столичном учебном заведении.

"Из сообщения одного из интернет-изданий следует, что на протяжении долгого времени преподавательский состав, в том числе и директор учебного заведения, вывозил учащихся в детские лагеря, где совершал в отношении них действия сексуального характера. По данным автора статьи, посягательства на половую свободу и неприкосновенность детей происходили также на территории школы", - говорится в пресс-релизе СКР.

Стоит отметить, что статья вызвала в Сети большой резонанс, блогеры удивляются, почему никто ничего не знал так много лет. Они называют это как миниммум подозрительным. Другие же просто боятся за своих детей.

Выпускник элитной московской «Лиги школ» Пётр Воляк, сестра которого рассказала о сексуальной связи с директором Сергеем Бебчуком в несовершеннолетнем возрасте, работал гендиректором в принадлежащей ему компании и подтвердил Medialeaks, что был одним из тех, кто добивался увольнения директора и завуча, когда факты домогательства вскрылись. Завуч Николай Изюмов продолжает отрицать свою вину, а выпускники школы разделились на два лагеря: одни защищают своих бывших учителей, другие рассказывают новые пугающие истории.

«Работал вместе с возможным растлителем»: связь брата Веры Воляк и директора школы Сергея Бебчука

Журналист Павел Миледин 25 января опубликовал в фейсбуке скриншоты из базы «Спарк», согласно которым Пётр Воляк - брат Веры Воляк, выпускницы элитной «Лиги школ», которая , с 2014 года был генеральным директором компании, владельцем которой являлся Бебчук. Компания закрылась в ноябре 2015 года.


У Бебчука Сергея Александровича - полного тёзки «героя» расследования - до ноября 2015 года была своя компания по производству программного обеспечения ООО «Коддан Текнолоджис». А гендиректором этой компании с декабря 2014 года значится Пётр Воляк, который, возможно, является братом Веры Воляк. Той девушки, которая была первой жертвой Бебчука и которая записала видеообращение. Отчества Петра и Веры совпадают, как и адреса прописки.

Теперь у вас тоже появились вопросы? Например, как возможный брат жертвы работал вместе с возможным растлителем? И что, никто из семьи Воляк не был против? И не объясняет ли их совместный бизнес, например, появление видеообращения? А не было ли там акционерного конфликта? А что тогда было?


- Павел Миледин

ООО «Коддан Текнолоджис» занимается производством программного обеспечения и, согласно бухгалтерской отчётности, в базе «Электронный эколог» в 2015 году заработало 27 миллионов рублей чистой прибыли.

Я ни в коем случае не хочу принизить расследование «Медузы». То что сделано - важно и круто. Очень. И я ни в коем случае не собираюсь оправдывать тех, кто в статье обвинён в сексуальных домогательствах - скорее всего это правда.

Но «Медуза» фактически обвиняет людей в уголовных преступлениях и не пишет об очень важной детали, которая, возможно, всю историю переворачивает с ног на голову. Мне, как читателю, хотелось бы, чтобы в статье эта информация была и чтобы она была объяснена. И если уж вы взялись за такую чувствительную тему - не считаете ли вы, что надо пробить всё до упора и разобраться до самого конца, прежде чем опубликовать?


- Павел Миледин

В ответ на обвинения главный редактор «Медузы» Иван Колпаков заявил, что издание знало о связи бизнеса Бебчука и брата Веры Воляк и готовит ещё один материал в рамках серии о «Лиге школ».

Выпускница «Лиги школ», журналистка Юлия Вишневецкая пишет, что Пётр Воляк был членом инициативной группы выпускников, которая проводила расследования о сексуальных связях директора и его заместителя с ученицами и добилась их увольнения в 2015 году.

В беседе с корреспондентом Medialeaks Пётр Воляк подтвердил, что «Медуза» готовит материал с ним, и заявил, что он действительно был в инициативной группе выпускников, которые в 2015 году требовали увольнения Бебчука и Изюмова.

Пётр Воляк

«Это был полный секс»: ход расследования о сексуальных домогательствах в «Лиге школ»

Видеообращения двух выпускниц «Лиги школ» Веры Воляк и Татьяны Карстен 26 января опубликовала «Медуза» . Запись Карстен была сделана в 2014 году, когда внутреннее расследование сексуальных домогательств только начиналось. Воляк тоже записывала обращение в 2014 году, оно не опубликовано, но ранее издание цитировало его. Новое видео Вера записала специально для «Медузы». Женщина рассказывает, что первый сексуальный контакт с Бебчуком произошёл у неё в 14 лет во время ночёвки в квартире директора.

Вот в этот первый раз, когда я осталась у него дома, это был полный секс. Полностью. Там нельзя сказать, что это был, как вы это называете, петтинг или ласки, что-то такое, поцелуи или прикасания, нет, это был полный секс. Я могу сказать, что мне было 14 лет. - Вера Воляк

Воляк рассказывает, что секс с директором у неё был также в здании школы, а однажды она участвовала в акте с Бебчуком и его женой. Также женщина обвиняет в домогательствах заместителя директора - Николая Изюмова. По её словам, однажды он пригласил её к себе домой, раздел и разделся сам, но «начал дело и не закончил». Женщина объясняет, что ничего не говорила родителям из-за внутренней культуры школы.

Берётся девочка в каком-то неустойчивом состоянии. И какими-то вариантами разными - либо подарками, либо уговорами, либо как-то ещё - её склоняют к сексу. Эмоционально как бы это сказать… Тебя избирали. Из избранных тебя избирали. Ты даже не задумывался, что это может быть что-то неправильное. В седьмом классе, я помню, как я сидела часами и рассказывала что-то Бебчуку, плакала - [то] что я не могла рассказать своим родителям. Потому что у меня отношения с ними были… В общем, какие-то… Я с ними не разговаривала особо о своих чувствах, о чём-то ещё. Но разговаривала с учителями в школе. Они находились в такой позиции, там было такое: родители вас не понимают, вы особенные, мы вас понимаем, мы вам всё расскажем. Была такая культура, что это не круто - рассказывать родителям. - Вера Воляк

Выпускница «Лиги школ» Светлана Борзова рассказала в видеозаписи, что после того как узнала, что Бебчук и Изюмов продолжают педагогическую деятельность, она общалась с бывшими жертвами и связалась с журналистом «Медузы» Даниилом Туровским, чтобы опубликовать эту историю.

Когда я всё узнала, сознание вытесняет боль, которую ты чувствуешь… Я прервала всяческие контакты с тем, что мне напоминало о «Лиге», сняла значок выпускника «Лиги школ» и постаралась просто об этом забыть… прошло два года…

«Люди с больными душами»: замдиректора Николай Изюмов отвечает на обвинения

Инициативная группа утверждает, что у них есть сведения более 20 жертв домогательств. Во время встречи с учениками в 2015 году Сергей Бебчук заявлял, что не признаёт свою вину, но согласился уволиться из школы. Сейчас комментариев по поводу скандала он не даёт.

Сергей Бебчук

Его заместитель Николай Изюмов свою вину отрицает. На своей странице в фейсбуке он рассказывает, что многие выпускники его поддерживают, а в 2015 году, когда стало известно об обвинениях в домогательствах, никто в это не верил.

Если вы читали статью, то знаете, что я называю все обвинения клеветой. Это история про группу очень хороших людей, с которыми мы были все годы в очень хороших отношениях, со многими дружили, радостно встречались на Вечерах встречи выпускников. У меня масса писем, открыток, совместных фотографий буквально до последнего года… В статье не сказано, что почти никто из преподавателей нас не предал, хотя все знали об этих обвинениях. Практически никто из детей, учившихся в последний год в «Лиге», не предал нас. На последний выпускной, под который мы арендовали большой зал, пришли десятки, даже сотни людей – выпускников, родителей выпускников, друзей, - которые всё знали, но пришли. - Николай Изюмов

Бывший заместитель директора говорит, что ещё в 2015 году с женой обращался к адвокату, который заверил их, что выпускники не смогут собрать доказательства.

Мы с женой, которая тоже всегда знала этих ребят, ещё тогда обратились к хорошему адвокату с опытом по подобным обвинениям. Мы встретились и разговаривали с ним около двух часов. И он всё пытался понять, а зачем это всё им? И когда он осознал, что это просто люди с больными душами из прошлого, то отговорил нас подавать в суд. Он сказал, что если бы эти люди подали на меня в суд, то он защищал бы однозначно. Потому что дело даже не в сроках, а в том, что суд не принимает просто рассказы, а принимает только очень жёсткие освидетельствования и конкретные факты (документы). - Николай Изюмов

Николай Изюмов

«Слава богу, с моей дочерью обошлось без секса»: реакция выпускников и их родителей

Выпускники и родители учеников элитной «Лиги школ» по разному комментируют секс-скандал, который возник уже после закрытия учебного заведения в 2015 году из-за укрупнения и объединения с лицеем «Интеллектуал». Некоторые отрицают обвинения в адрес Бебчука и Изюмова, поддерживают своих бывших учителей. Бывшие выпускники рассказывают об учёбе в школе как о лучших годах жизни.

Но многие признаются, что замечали неподобающее поведение учителей, и рассказывают примеры из своей жизни.

Один из выпускников, который добивается отстранения Бебчука и Изюмова от педагогической практики, объясняет, что педагогический талант был той причиной, которая позволяла им много лет скрывать домогательства.

Бебчук и Изюмов, что особенно ужасно, - действительно изумительные педагоги, что называется - от Бога. Чуткие, внимательные, умеющие находить язык с любыми трудными и нестандартными детьми, каждый, кто у них учился, думаю, сможет это подтвердить. Но это - то, что от Бога. А от Сатаны в них - маниакальное властолюбие, развращённость и чувство собственной вседозволенности. Как это, наверное, должно пьянить - ощущение сотни душ, всецело преданных тебе, воспринимающих тебя мессией, идущих к тебе и в горе и в радости, принимающих тебя как идеал человека, поклоняющихся тебе, лично тебе!.. Возможность спать с малолетками была, я так подозреваю, - вишенкой на торте, хотя и существенной. Власть, власть над малолетками, вот что стояло за всей этой гадостью. Упоение собственным всесилием, когда ты можешь щёлкнуть пальцами - и невинная девочка отправится с тобой в баню, а её одноклассник, здоровяк выше тебя на полголовы, будет краснеть, мяться и кусать себе локти. А её папа с мамой не будут верить словам собственной дочери, если даже что и всплывёт, потому что - вот же, прекрасная школа, гениальный педагог, девочка столькому научилась, выпускники с полпинка поступают в МГУ, нет, такого не может быть. - выпускник

Осенью 2016 года в СМИ стала ситуация в московской элитной школе № 57: учитель Борис Меерсон в течение многих лет заводил романы с ученицами, но никто из знакомых с ситуацией ничего не предпринимал. Позже стали появляться подробности: ученики назвали имя учителя и всё новые истории.

Правоохранительные органы возбудили Марии Немзер, которая во время скандала защищала его в социальных сетях. Их обоих подозревают в том, что они вместе «совершали развратные действия» в отношении 16-летнего ученика. Ещё летом Меерсон и Немзер уехали в Израиль.

Новый московский «образовательно-педофильский» скандал January 23rd, 2017

Выпускницы знаменитой «Лиги школ» обвинили директора и заместителя в домогательствах

Реорганизованная и закрытая два года назад школа для одаренных детей «Лига школ» оказалась в центре секс-скандала. Выпускники учебного заведения обвинили его руководителей в домогательствах. В некоторых случаях, рассказали они, дело зашло дальше «распускания рук».

«Лига школ» - школа №1199 в районе Ясенево на юго-западе Москвы - задумывалась как новый проект для обучения. Многие называли ее школой для одаренных детей. Однако, как стало известно , преподавали в этой школе не только основные предметы.

Директор школы Сергей Бебчук и его заместитель Николай Изюмов, по версии издания, на протяжении 21 года (с момента создания школы) занимались домогательствами к своим ученицам. С ообщается, что более двадцати жертв рассказали о подобных случаях. По мнению бывшего психолога «Лиги школ» Ивана Лебедева, случаев было гораздо больше.

Экс-директор Бебчук, выпускник факультета высшей математики и кибернетики МГУ, начал свою карьеру программистом, преподавал в ясеневской школе №1561, затем основал «Лигу школ», слава о которой разлетелась по всей столице благодаря ее нестандартному подходу к обучению («Неформальные человеческие отношения в школе в высшей степени плодотворно влияют на образовательный процесс», «В школе есть только одна догма, звучащая парадоксально: "Никаких догм"» ).
Его заместитель Изюмов, философ по образованию, получивший прозвище Михалыч за панибратские отношения с учениками, в «Лиге школ» вел экономику, физкультуру, внеклассные кружки и произносил мотивирующие речи.

Сергей Александрович Бебчук

Николй Михайлович Изюмов

Прием в школу был сложным — экзамены, тесты. Но было еще и мероприятие перед началом учебного года - в конце августа все новички отправлялись с преподавателями в трехнедельный поход в Крым. Там все и начиналось, рассказали изданию потерпевшие. По их словам, в ряде случаев дело дошло до секса.
И, если директор ничего лишнего не позволял себе в стенах школы, ну разве что сажал школьниц на колени, то Изюмов взял за привычку встречать учениц поцелуем на крыльце школы каждое утро.

В 2015 году школа была реорганизована и закрыта. Причиной руководство назвало «сильно сузившиеся рамки законодательного поля», которые якобы больше не позволяли школе существовать.
Однако стало известно, что родители учеников, узнавшие о домогательствах к своим детям, провели расследование и потребовали от Бебчука и Изюмова уволиться. Так «Лига школ» прекратила существование. Однако педагогическую деятельность оба продолжили.

"Лига школ" открылась в 1994 году в московском районе Ясенево. В январе 2015 года выпускники, расследовавшие случаи сексуальных домогательств, встретились с руководителями школы и потребовали от них уволиться. Изюмов быстро с ними согласился, заявив, что "устал от всего этого". Бебчук на той встрече свою вину не признал и сказал, что "не понимает, про какие поломанные судьбы идет речь".

В феврале 2015 года, через месяц после встречи с выпускниками, на сайте школы появился анонс о ее скором закрытии: "Проблема в том, что та школа, которая задумывалась и была открыта более двадцати лет назад, в сегодняшних условиях сильно сузившихся рамок законодательного поля существовать больше не может". Выпускники, как пишет "Медуза", требовали, чтобы в этом анонсе не назывались настоящие причины закрытия. Как рассказала интернет-изданию одна из потерпевших, выпускники не хотели "устраивать шумихи, чтобы о школе осталась хорошая память".

В итоге Бебчук доработал на своей должности до середины июня – конца учебного года, а Изюмов перестал в ней появляться после встречи с выпускниками.

Бебчук пока никаких комментариев по теме не давал. Его знакомые рассказали "Медузе", что недавно он внезапно сменил место жительства, уехав из квартиры, где жил все время, пока работал директором "Лиги школ".

"Карстен третий год училась в московской "Лиге школ" (набирали в нее с 7-го класса), директором которой был Бебчук. Отстающих администрация школы часто отправляла подтягивать знания в принадлежащий ему дом в деревне Боброво в шести часах езды от города <...>

Карстен приехала в Боброво, завалив пробный экзамен по математике, - через месяц ей нужно было сдать обязательную для всех девятиклассников государственную итоговую аттестацию. Вместе с подругой они пошли в баню, разделись и завернулись в полотенца. Бебчук – растрепанный бородатый мужчина, похожий на путешественника Федора Конюхова, – зашел следом, проделал то же самое; и они начали решать задачи. К удивлению школьниц, получалось и правда лучше.

На следующий день Карстен отправилась в баню решать задачи одна – одноклассница уехала, и в Боброво остались только сам директор, его жена Анастасия, преподававшая в "Лиге школ" историю искусств, и их дети. Бебчук периодически заходил проведать ученицу. Когда оказалось, что занятия идут не так хорошо, как вчера, он предложил сделать перерыв и попариться.

Учитель попросил Карстен снять полотенце и лечь на живот. Попарив ее веником, он сел на скамейку рядом с ней и приобнял. "Ты очень умная и красивая девочка, у нас все будет хорошо, у нас все получится", – сказал Бебчук и поцеловал 15-летнюю школьницу в губы. Потом обнял крепче; целовал лоб, щеки, волосы; говорил, что любит ее и что "все будет хорошо" <...>

Похожие истории, как рассказали "Медузе" выпускники и бывшие сотрудники школы, повторялись в "Лиге школ" в течение 21 года – все то время, что она существовала; ранее аналогичные случаи происходили в школе "Икс", где Бебчук работал до того. "Медузе" известно о более чем двух десятках человек, которые заявили, что стали жертвами сексуального насилия и домогательств со стороны Бебчука и его заместителя Николая Изюмова <...>

На протяжении нескольких лет в "Лиге школ" существовала театральная студия, которой руководила Ирина Дмитриева <...> После репетиции они вместе шли до метро с Татьяной Карстен - та недавно внезапно ушла из школы (такое в "Лиге" происходило редко), но продолжала ходить на репетиции, – и она рассказала учительнице, как в Боброво к ней приставал Бебчук. Через несколько недель Дмитриева от знакомых узнала, что Бебчук несколько лет занимался сексом со своей ученицей Верой Воляк.

Дмитриева решила выяснить, было ли насилие систематическим. Она начала искать жертв среди симпатичных выпускниц, обзванивала выпускников и приглашала их к себе в гости, разговаривала с учителями. Одна из выпускниц в ответ на вопросы Дмитриевой заплакала: она вспомнила, как Бебчук сажал ее на колени, защищал на собрании по отчислению, а потом говорил: "Будешь моей должницей".

В конце 2014 года Воляк, одна из первых выпускниц "Лиги школ", по просьбе расследователей записала видеообращение. "Меня мучило все это много лет, – рассказала Воляк. – Почему я говорю об этом через 20 лет? Мне 35, тогда было 14. Мне сейчас столько же, сколько было [Бебчуку и Изюмову], когда [они] делали это со мной. И для меня совершенно неприемлемо, что я с каким-то ребенком буду… Я переехала в Англию и шесть лет работала учителем. И я теперь понимаю, что для учителя, человека в позиции власти, неприемлемы сексуальные отношения [с учениками]. У меня самой родилась дочка. Если бы я узнала, что мужик, которому я должна доверять, лапает и трахает мою 14-летнюю дочку, я бы не задумывалась, что нужно сделать с этим мужиком. Я хочу, чтобы они больше никому не испортили годы жизни".

Со временем к поиску жертв присоединились выпускники "Лиги школ" разных лет, включая тех, кого коснулись посягательства учителей. За два месяца они составили по итогам опроса своих одношкольников таблицу из десятков случаев".