Сторонники анархии считают, что нужно отказаться от аппарата управления, законов, поскольку люди сами сумеют организовать и свою личную, и общественную жизнь. Но так ли это? Главные принципы : отсутствие власти, свобода каждой личности, взаимопомощь, равенство, братство. Анархисты считают, что отсутствие принуждения со стороны или людей благотворно влияет на человека. Признавая необходимость учитывать других людей, работать на общее благо, сторонники анархии отстаивают принцип коллективного управления «снизу доверху». Решение наиболее важных и глобальных вопросов, по их мнению, можно доверить специальным собраниям уполномоченных делегатов.

Но каждый из этих делегатов может быть немедленно отозван, если коллектив, давший ему мандат, будет недоволен его работой.

Анархия, по мнению ее приверженцев, является наилучшей формой взаимодействия людей. Эта политическая зародилась еще в глубокой древности. К далеким предшественникам нынешних можно отнести знаменитого философа Диогена, а также китайского философа Лао-Цзы, который является основателем учения даосизма.

Почему попытки построения анархистского общества всегда терпели неудачи

Нетрудно понять, что многие принципы анархии очень похожи на коммунистические. Но точно так же, как попытки построения коммунистического общества в разных странах неизменно терпели неудачу, так и попытки приверженцев анархии воплотить свои воззрения в не приводили к успеху.

Безусловно, любая государственная ограничивает своих граждан рамками законов, прибегает к методам принуждения. Однако без этого общество неминуемо скатывается к хаосу и воцарению «законов джунглей», где выживает самый сильный и беспринципный. Даже то самое коллективное самоуправление, за которое ратуют анархисты, должно иметь какие-то полномочия по наведению порядка и наказанию тех людей, которые нарушают установленные правила и вредят интересам других. Но любое наказание, по мнению анархистов, это насилие, которого они не принимают. Получается замкнутый круг.

В теории анархия может выглядеть хорошо, но на практике она получается плохо.

Именно поэтому попытки такого известного , как Нестор Махно, в годы Гражданской войны построить «справедливую» республику на территории нынешней Юго-Восточной Украины обернулись кровопролитием и насилием.

В современном обществе не каждому известно о том, что такое анархия и как ее отличить от других направлений. Для большинства из нас данное течение представляется некой формой протеста, бунта и вседозволенности. Однако в действительности оно имеет более широкое значение и нередко несет в себе духовные идеи.

Анархия - что это?

Не многие из нас определенно знают, что значит анархия. Под ней понимают идею отсутствия какой-либо власти как над обществом, так и над отдельно взятой . Она является не идеологией, а философией и даже мировоззрением. Таким понятием нередко называют полный хаос, беспорядок и беспредел. Сторонники течения говорят про него как про политический строй, в котором все сотрудничают на равных правах. Они уверены, что без власти государство имеет право на существование, заверяют, что в такой жизни немало преимуществ.

Символ анархии

У данного течения существует несколько символик:


Однако самым популярным считается значок анархии в виде А в круге. В начальном варианте буква была вписана в окружность, но спустя время этот символ немного изменил свой внешний вид. В современном варианте буква выходит за пределы круга. К какому из течений анархист не относился бы, ему известно толкование данного знака. Здесь А олицетворяет анархию, а О - порядок.


Философия анархии

В современном мире под этим термином принято понимать состояние хаоса и беспорядка в обществе. Однако сторонники известной во всем мире формы правления утверждают, что это не соответствует действительности, поскольку само слово в переводе с греческого языка означает отсутствие и безвластие, но никак не противостояние или же противоположность.

Интересовались ей как образом мышления в древнегреческих и древнекитайских философских учениях, в христианстве и в некоторых средневековых сектах. Критиковали отчуждающую роль государства Лао-Цзы, Чжуан-цзы, Антифонт, Аристин и Зенон. Французский политик Пьер-Жозеф Прудон под этим термином понимал меру свободы, что признает исключительно власть закона. Ему принадлежит говорящее само за себя высказывание анархия мать порядка.

Анархия - признаки

Определить данное направление не так и сложно. Современная анархия имеет следующие признаки:

  1. Над сознанием человека нет власти. Данная форма рабства считается самой коварной.
  2. В государстве нет власти.
  3. Общество не имеет власти над личностью.
  4. Нет власти человека над человеком, которая может осуществляться при помощи принуждения.

Виды анархии

Отдельные виды имеет анархия в обществе:

  1. Анархо-индивидуализм – проповедует право каждого человека распоряжаться собой, которое есть у каждого человека с рождения и не зависит от половых и социальных характеристик. Основоположник этого направления - нигилист Макс Штирнер.
  2. Христианская (православная) анархия – развивает заложенные в учениях Иисуса Христа философские идеи о необходимости стремиться к духовному и социальному освобождению человека от каких-либо основанных на насилии и угнетении отношений.
  3. Анархо-коммунизм – проповедует установление такого порядка, который будет основываться на взаимопомощи и солидарности всех людей. Среди идей данного направления – свобода, децентрализация, равенство и взаимопомощь.

Анархия - плюсы и минусы

Если говорить про данное течение, не стоит утверждать, что оно однозначно несет негатив или же исключительно пользу для общества. Есть как плюсы анархии, так и минусы анархии. Желание оставаться свободным и гармонично развиваться как личность, быть индивидуальностью и не испытывать угнетение извне желает каждый сторонник данного течения. Однако опасностью направления можно назвать то, что подобными действиями люди способны разрушить элементы системы, личностные установки, принципы, нормы поведения, религии и культуры.

Отличие анархии от анархизма

Нередко становится актуальным вопрос, что такое анархия и какие имеют отличия анархия и анархизм. Последний является совокупностью общих принципов и основополагающих концепций, что предполагают устранение из общественной жизни политической, экономической, моральной и духовной власти. Под понятием анархия власти принято понимать идею отсутствия власти над обществом и личностью. В переводе с греческого языка данный термин означает без державы, господства и насилия над обществом.


Последствия анархии

Часто можно услышать, что анархия форма правления. Это такая политическая система, где отсутствует правительство и каждый может поступать так как считает нужным. Данный тип отношений наблюдается еще в Эдемском саду. После грехопадения человека желание принадлежать было заменено желанием иметь, обладать, а бескорыстные намерения эгоизмом. С того времени Богом была установлена иерархия власти мужа над своей женой. Это и была первая форма человеческого правления. Позже человечество узнало, что такое означает анархия, живя в период судей Ихраилевых.

Собрав воедино куролесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец утомились и стали ждать, что из этого выйдет.

Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели вместе с кашею. А рознь да галденье пошли пуще прежнего: опять стали взаимно друг у друга земли разорять, жен в плен уводить, над девами ругаться. Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя.

– Он нам все мигом предоставит, – говорил старец Добромысл, – он и солдатов у нас наделает, и острог какой следовает выстроит! Айда́, ребята!

Искали, искали они князя и чуть-чуть в трех соснах не заблудилися, да, спасибо, случился тут пошехонец-слепород, который эти три сосны как свои пять пальцев знал. Он вывел их на торную дорогу и привел прямо к князю на двор.

– Кто вы такие? и зачем ко мне пожаловали? – вопросил князь посланных.

– Мы головотяпы! нет нас в свете народа мудрее и храбрее! Мы даже кособрюхих – и тех шапками закидали! – хвастали головотяпы.

– А что вы еще сделали?

– Да вот комара за семь верст ловили, – начали было головотяпы, и вдруг им сделалось так смешно, так смешно… Посмотрели они друг на дружку и прыснули.

– А ведь это ты, Пётра, комара-то ловить ходил! – насмехался Ивашка.

– Нет, не я! у тебя он и на носу-то сидел!

– Глупые вы, глупые! – сказал он, – не головотяпами следует вам по делам вашим называться, а глуповцами! Не хочу я вол одеть глупыми! а ищите такого князя, какого нет в свете глупее, – и тот будет володеть вами.

Сказавши это, еще маленько поучил жезлом и отослал головотяпов от себя с честию.

Задумались головотяпы над словами князя; всю дорогу шли и все думали.

– За что он нас раскостил? – говорили одни, – мы к нему всей душой, а он послал нас искать князя глупого!

Но в то же время выискались и другие, которые ничего обидного в словах князя не видели.

– Что же! – возражали они, – нам глупый-то князь, пожалуй, еще лучше будет! Сейчас мы ему коврижку в руки; жуй, а нас не замай!

– И то правда, – согласились прочие.

Воротились добры молодцы домой, но сначала решили опять попробовать устроиться сами собою. Петуха на канате кормили, чтоб не убежал, божку съели… Однако толку все не было. Думали-думали и пошли искать глупого князя.

Шли они по ровному месту три года и три дня, и всё никуда прийти не могли. Наконец, однако, дошли до болота. Видят, стоит на краю болота чухломец-рукосуй, рукавицы торчат за поясом, а он других ищет.

– Не знаешь ли, любезный рукосуюшко, где бы нам такого князя сыскать, чтобы не было его в свете глупее? – взмолились головотяпы.

– Знаю, есть такой, – отвечал рукосуй, – вот идите прямо через болото, как раз тут.

Бросились они все разом в болото, и больше половины их тут потопло ("многие за землю свою поревновали", – говорит летописец); наконец вылезли из трясины и видят: на другом краю болотины, прямо перед ними, сидит сам князь – да глупый-преглупый! Сидит и ест пряники писаные. Обрадовались головотяпы: вот так князь! лучшего и желать нам не надо!

– Кто вы такие? и зачем ко мне пожаловали? – молвил князь, жуя пряники.

– Мы головотяпы! нет нас народа мудрее и храбрее! Мы гущеедов – и тех победили! – хвастались головотяпы.

– Что же вы еще сделали?

– Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили… – начали было перечислять головотяпы, но князь не захотел и слушать их.

– Я уж на что глуп, – сказал он, – а вы еще глупее меня! Разве щука сидит на яйцах? или можно разве вольную реку толокном месить? Нет, не головотяпами следует вам называться, а глуповцами! Не хочу я володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого нет в свете глупее, – и тот будет володеть вами!

И, наказав жезлом, отпустил с честию.

Задумались головотяпы: надул курицын сын рукосуй! Сказывал, нет этого князя глупее – ан он умный! Однако воротились домой и опять стали сами собой устраиваться. Под дождем онучи сушили, на сосну Москву смотреть лазили. И все нет как нет порядку, да и полно. Тогда надоумил всех Пётра Комар.

– Есть у меня, – сказал он, – друг-приятель, по прозванью вор-новото́р, уж если экая выжига князя не сыщет, так судите вы меня судом милостивым, рубите с плеч мою голову бесталанную!

С таким убеждением высказал он это, что головотяпы послушались и призвали новотора-вора. Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош да животы свои в придачу. Наконец, однако, кое-как сладились и пошли искать князя.

– Ты нам такого ищи, чтоб немудрый был! – говорили головотяпы новотору-вору. – На что нам мудрого-то, ну его к ляду!

И повел их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочком, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит.

Как взглянули головотяпы на князя, так и обмерли. Сидит это перед ними князь да умной-преумной; в ружьецо попаливает да сабелькой помахивает. Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч долой. А вор-новотор, сделавши такое пакостное дело, стоит, брюхо поглаживает да в бороду усмехается.

– Что ты! с ума, никак, спятил! пойдет ли этот к нам? во сто раз глупее были, – и те не пошли! – напустились головотяпы на новотора-вора.

– Нйшто! обладим! – молвил вор-новотор, – дай срок, я глаз на глаз с ним слово перемолвлю.

Видят головотяпы, что вор-новотор кругом на кривой их объехал, а на попятный уж не смеют.

– Это, брат, не то что с "кособрюхими" лбами тяпаться! нет, тут, брат, ответ подай: каков таков человек? какого чину и звания? – гуторят они меж собой.

А вор-новотор этим временем дошел до самого князя, снял перед ним шапочку соболиную и стал ему тайные слова на ухо говорить. Долго они шептались, а про что – не слыхать. Только и почуяли головотяпы, как вор-новотор говорил: "Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно".

Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его княжеской светлости.

– Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? – обратился к ним князь.

– Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, – начали было головотяпы, но вдруг смутились.

– Слыхал, господа головотяпы! – усмехнулся князь ("и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!"– замечает летописец), – весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали – довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?

– А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!

– А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев моих, с поклоном были?

– А были мы у одного князя глупого да у другого князя глупого ж – и те володеть нами не похотели!

– Ладно. Володеть вами я желаю, – сказал князь, – а чтоб идти к вам жить – не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с беспробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам заместо себя самого этого новотора-вора: пущай он вами до́ма правит, а я отсель и им и вами помыкать буду!

Понурили головотяпы головы и сказали:

– И будете вы платить мне дани многие, – продолжал князь, – у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его на́четверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!

О том, что такое "анархия", у большинства населения сложилось превратное мнение. Виной всему анархизм в России, который устроил царство террора на рубеже XIX и XX веков. Анархисты взрывали бомбы, устраивали диверсии, считая, что могут привести страну к процветанию только таким способом. Но все таки, что такое анархия?

На самом же деле анархия - это безвластие, точнее отсутствие централизованного управления, при этом дается максимальная степень свободы для личности. Анархия не дает возможность одному человеку возвыситься за счет другого, она должна исключить большое количество ненужных бюрократических операций. Исчезнет необходимость регистрации права в судах. При анархии каждый гражданин страны будет не маленьким винтиком в государственной машине, а ярким представителем общества, который будет принимать активное участие в его развитии. Для любого правительства, любой страны человек является электоратом. При анархии же сами понятия "политик", "правитель" исчезнут за ненадобностью. Каждое предприятие будет управляться собственными рабочими. Правда, остается неясным механизм товарооборота внутри страны, который должен быть налажен таким образом, чтобы не возникло дефицита в одной части государства и избытка в другой.

Что такое анархия проще понять на примере. Страна «Безвластия» решила установить анархический строй управления. В таком случае она будет разбита на отдельные регионы - коммуны. Каждая из них будет управлять собственным районом при помощи собрания, на котором и будет решаться любой вопрос. Взаимоотношения между коммунами будут производиться в порядке натурального расчета друг с другом. Например, одна область может производить определенный вид товара, который востребован в другой, между ними тогда будут осуществляться бартерные взаимоотношения. Деньги в стране «Безвластии» невозможны, так как для их производства уже потребуется средство для подавления некоторых типов свободы. Кроме того, деньги способны вызвать искушение, которое при отсутствии контролирующих органов постепенно приведет к разгулу террора. Анархический строй потому и считается утопией, что каждый житель страны должен поддерживать этот тип управления. Каждый житель страны должен быть либо обеспечен полностью всем необходимым, либо быть настолько сознательным, чтобы трудиться лишь на благосостояние своей страны.

На примере достаточно явно показано, что такое анархия. Это утопичный строй, исключающий такие основные функции государства, как социальные службы, армия, полиция. Соответственно, такая страна не сможет вести никакой внешней политики, а внутреннее управление будет также невозможно, так как для принятия любого решения, важного для страны в целом, необходим будет сбор всего населения. Анархия по своей сути возможна лишь в небольшом обществе, живущем отдельно от всего остального мира.

Анархия - это не царство террора, которое устраивало российское нигилистское общество, а утопический возникновение которого в отдельном государстве представляется маловероятным.

Анархия

АНАРХИЯ -и ж. anarchie f . <, лат. anarchia . 1 . Состояние государства, не имеющего правительственной власти и законов, безначалие. Сл. 18. Когда государство не имеет начальника: то сие называется Анархиею. Бильф З0. Одни желали учредить республику, другие аристократию, иные анархию, отметая одно Монархическое правление. Херасков Кадм 69. В немецкой земле долгое время было безначальство (anarchie ). 1767. ПЭ 1 14. Анархия или безначальство. Туманский 1770 38. Вместо правительства у них <черкесов> анархия, вместо законов - привычки и обычаи. МН 1835 4 42. Не следует допускать к печати сочинений и статей, излагающих вредныя учения социализма и коммунизма, клонящиеся к потрясению или ниспровержению существующего порядка и к водворению анархии. 12. 5. 1862. Печать 1911 43.

2. Отсутствие порядка, организации, законности. Сл. 18. Они <патриции> Римскую республику, .. со всем основанием потрясши, такую Анархию произвели: которой ничем кроме Монарша владения, исправить не возможно было. Гофм. 146. Началась анархия, то есть безначалие. Присутственные места запустели.. квартальные отбились от рук и нагло бездействовали. Салт. Ист. одн. города. Раньше были фонды, заявки, отоваривания по списку. Теперь фондов будто бы нет, заявки писать бесполезно, полная анархия и никаких гарантий. Огонек 1991 № 21. // Скляревская 1998. - Лекс. Курганов: анархия; Нордстет 1780:анархия; САР 1806: ана/рхия; Сл. 18: ана/рхия 1755. - Норм. Что такое "анархия" в глазах уличной толпы? Анархия - возбужденное состояние умов, анархия - это скептическое отношение к преданию, регулировавшему жизнь; анархия - это искание истины новой, уровень которой более подходит к уровню нарастающих нравственных и материальных условий жизни; анархия, наконец, - сама жизнь, выдвинувшаяся из старой колеи, пробивающая себе колею новую. 1871. Салт. // Николина 2000 2 246. Ана/рхия, не анархи/я. Долопчев.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "анархия" в других словарях:

    АНАРХИЯ - (греч. anarchia, от an отриц. част., и arcke господство). Безначалие, состояние государства, при котором нет высшей законной власти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАРХИЯ безначалие; состояние… … Словарь иностранных слов русского языка

    анархия - безвластие, безначалие, бесконтрольность, беспредел, неразбериха, беспорядок, свистопляска, бестолочь, неорганизованность, безалаберщина, бестолковщина, стихийность, неурядица, беспредельщина, дым коромыслом Словарь русских синонимов. анархия 1.… … Словарь синонимов

    АНАРХИЯ - (греч. anarchia безвластие) понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм общественно политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от… … Новейший философский словарь

    АНАРХИЯ - АНАРХИЯ, анархии, мн. нет, жен. (греч. anarchia). 1. Реакционная утопия, предполагающая возможность перехода к обществу, в котором нет государственной власти, без политической борьбы пролетариата против буржуазии, без создания пролетарской партии … Толковый словарь Ушакова

    Анархия - Анархия ♦ Anarchie Отсутствие власти или беспорядок. Само двойное значение этого слова служит красноречивым определением того, что такое порядок (невозможный без покорности власти) и свобода (невозможная без принуждения). «Всякая власть… … Философский словарь Спонвиля

    Анархия - отсутствие власти или любого вида управления, неорганизованность и полный беспорядок. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    АНАРХИЯ - АНАРХИЯ, и, жен. 1. Безвластие, отсутствие всякого управления. А. мать порядка (девиз анархистов). 2. Стихийность в осуществлении чего н., отсутствие организованности, полный беспорядок. А. производства. | прил. анархический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    АНАРХИЯ - жен., греч. отсутствие в государстве или общине главы, устроенного правления, силы, порядка; безвластие, безначалие, многобоярщина, семибоярщина. Анархический, анархичный к анархии относящийся. Анархист муж. анархистка жен. заступник, покровитель … Толковый словарь Даля

    АНАРХИЯ - (от греч. anarchia – безвластие) состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм – это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же… … Философская энциклопедия

    Анархия - так называется состояние общества, страны, государства, прикотором действовавшие законы попраны, самое понятие о законностиутрачено, всякая власть отвергнута. Являясь вслед за революцией,подобное состояние не может длиться, не увлекая к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Анархия, ее философия, ее идеал , П. Кропоткин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство "Кронштадт"…