И невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.


Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.

Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.

В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси - от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.

Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.

Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.

Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).

История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.

Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам - даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.

Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.
В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.

Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» - собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.

Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.

Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.

Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.

Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.

Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.

Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.

Безусловно, что японский меч катана является не только самым знаменитым оружием Японии, но и ее символом известным по всему миру. Давайте поподробнее разберемся, что же представляет из себя катана меч.

Катана – это длинный, изогнутый двуручный меч. Она имеет длинную рукоять, подходящую для хвата двумя руками, что делает её удобной для нанесения режущих ударов. Лезвие меча несильно выгнуто наружу, что в сочетании с заостренным, слегка изогнутым концом позволяет использовать этот меч и для нанесения колющих ударов. Лезвие катаны имеет длину от 60 см, вес же этого японского оружия варьируется от 750 грамм до 1.5 килограмм.

Изготовление катаны

Изготовление катаны это очень трудоемкий процесс, он может длиться несколько месяцев. Можно условно разделить изготовление меча на несколько этапов.

Важнейшую роль в изготовлении клинка играет качество используемой кузнецом стали. Традиционно, японские мастера используют рафинированную сталь (очищенную от вредных примесей – фосфора, серы и шлака). Основной сорт стали используемый для изготовления катан (и других японских мечей и кинжалов) называется тамахаганэ (в переводе с японского «алмазная сталь»). Эта сталь является уникальным японским изобретением и используется с древних времен. Изготавливается эта сталь в японских плавильных печах – татара, температура в таких печах может достигать 1500° С.

Первым этапом можно назвать подготовку стали. Слитки тамахаганэ обмазываются раствором глины (некоторые кузнецы на этом этапе также добавляют золу). В процессе плавления из металла выделяется шлак, который и впитывает глина и зола.

Следующий этап изготовления – ковка. Мастер раскаляет части полученной стали, что бы соединить их. Далее кузнец начинает молотом сплющивать получившийся брусок стали, складывая его, чем удваивает слои стали. Повторяться эта операция может при необходимости до 20 раз. Таким способом мастер добивается равномерного распределения углерода по заготовке, что обеспечивает невероятную твердость будущего меча.

После этого мастеру необходимо добавить более мягкую сталь, это делается для того, что бы катана смогла выдерживать большие силовые нагрузки и не ломаться. В процессе ковки, которая может длиться от нескольких дней до недели, брусок вытягивается в длину, и оружейник путем компоновки слоев стали с разной степенью твердости, создает структуру и предварительный вид клинка.

Далее следует этап закалки клинка. Перед закалкой, заготовку снова покрывают раствором глины, это необходимо для недопущения перегрева заготовки и ее окисления.
При закалке клинок нагревается до высокой температуры и мгновенно охлаждается (обычно для этого используется ванна с водой), в результате чего режущая кромка становится невероятно твердой и прочной. Клинок катаны состоит из нескольких частей – твердой режущей кромки (якиба) и более мягкой и гибкой задней части (хирадзи). В процессе закалки между якибой и хирадзи формируется хамон (граница соединения твердой и более мягкой стали).

После окончания закалки следует длительный процесс заточки, полировки и придания конечной формы клинку. Полировкой занимается отдельный мастер – тогиси. Полировка клинка производится камнями с различной зернистостью (как пример можно привести современную наждачную бумагу с разным размером зерна). На один меч мастер может потратить около пяти дней работы. Эта работа очень ответственна, так как тогиси должен полностью сохранить форму, которую придал клинку кузнец. Так же тогиси устраняет мелкие недочеты в работе кузнеца. Современные мастера иногда наносят гравировки на рукоять и незакаленные участки клинка. Чаще всего сюжетами для гравировки являются сцены буддистских эпосов.

После того как клинок отполирован, мастер приступает к созданию рукоятки и ножен катаны. Ножны называются «сая», а рукоять – «цука». Стоит отметить что все катаны комплектуются ножнами. Сая изготавливаются из дерева и традиционно покрываются лаком. Встречаются так же и не лакированные сая, так называемые «сарасая» (белые ножны). Рукоять традиционно покрывается кожей ската или обматывается шелковыми шнурками. Когда ножны и рукоять готовы – создание катаны закончено.
Современные катаны изготавливают не только вручную, но и на заводах, что конечно же сильно упростило производство и уменьшило время изготовления меча. Но все же качество стали остается важным и неизменным атрибутом.

Уход за катаной

Ухаживают за катаной при помощи специальных инструментов. Все действия производятся в строгой последовательности. Сначала удаляются зазубрины или глубокие царапины, это делается полировочными камнями. Затем смятой (дабы не допустить царапин от крупных частиц) рисовой бумагой лезвие меча очищается от старого масла. Если катана сильно загрязнена, то к рисовой бумаге добавляется известь, которая хорошо убирает грязь и не царапает клинок. Затем, при помощи нового листа рисовой бумаги наносится небольшое количество масла (чаще всего гвоздичного). Тонкий слой масла будет защищать лезвие от ржавчины и загрязнений.

Типы катан

Катаны можно разделить на несколько типов.
Боевая катана, процесс изготовления которой описан выше. Использовалась для ведения боевых действий и сражений. Так же существуют тренировочные катаны. Эти мечи бывают как металлическими, так и деревянными, используются для тренировок и оттачивания мастерства владения мечом. Существуют и сувенирные катаны, которые не подойдут для сражения или тренировки, ввиду слабой конструкции, но отлично подойдут для подарка или украшения интерьера.

В наше время слово «катана» используется для любого длинного японского меча. Но все же, традиционно каждый японский меч имеет свое название. Так, например, прямой катаной называют меч «ниндзято» (использовался знаменитыми ниндзя), или японская сабля «тати», очень похожая на катану, но имеющая более длинный и изогнутый клинок. Вакидзаси – короткий изогнутый японский меч, носился самураями в паре с катаной (дайсё). Подробнее разные виды японского холодного оружия мы рассмотрим в следующих статьях.

Деревянная катана

Катаны как в древности, так и сейчас являются недешевым удовольствием. Сейчас конечно можно приобрести сувенирную модель, сделанную в Китае примерно за 3 тысячи рублей. А за антикварный или добротно сделанный современный меч придется заплатить от нескольких тысяч $ до десятков тысяч и даже сотен тысяч $ (если говорить о мечах изготовленных вручную известными мастерами). Так, самой дорогой катаной в мире стал меч Камакура XIII века. Неизвестный коллекционер из Европы заплатил за него $418 тыс.

В современном мире катаны, безусловно, потеряли свое прямое предназначение – боевое. Но являются важной вехой культуры, истории и традиций японского общества. Используются в традиционных обрядах и церемониях. Также катаны популярны в киноиндустрии и японской мультипликации – образ самурая с катаной можно часто встретить в кино или аниме. Японцы бережно и уважительно относятся к оружию, и передают из поколения в поколение.

Посмотреть какие катаны можно приобрести по достаточно приемлемой цене можно кликнув по картинке:

Samurai Sword Katana — ручная японская катана из высокоуглеродистой стали


Ручная катана — Orange Samurai Sword


20-дюймовая катана Black Dragon

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.

По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны - это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.

Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно, но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.

Прародителем смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби (узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу - иайдо.

Иайдо (дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны (которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников (пышно украшенные). Богатую инкрустацию (драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

Учигатана (uchigatana) после Периода Муромати, который является одним из типов японских мечей, так же широко известный как «самурайский меч», и в общем случае определяемый как японский меч стандартного размера, умеренно изогнутый (в противоположность более старому японскому мечу «тати» (tachi), имеющего больший изгиб) с длиной более 60 см.

Катана имеет характерный внешний вид: изогнутый, тонкий, однолезвийный клинок, круглая или квадратная , и длинная , приспособленная для двуручного хвата. Катана исторически связана с самураями в феодальной Японии, и известна своей остротой и режущими способностями.

Происхождение термина «катана»

Строго говоря, термин «катана» в японском языке применим к любому типу однолезвийного меча, причем любого происхождения, а не только японского.

Термин «катана » первоначально использовался как общий термин для однолезвийных мечей, имеющих искривление клинка. В то время как «sugata» (форма) могла быть различной, включая двулезвийную, термин сейчас используется неправильно, описывая «nihonto» (японский меч) длиной 2 «shaku» (606 мм) и длиннее, также известный как «dai» или «daito».

Эта особенность отличает катану от прямого меча «chokuto», который попал в Японию из Китая через Корею. Chokuto предположительно был первым мечом формы катаны, которая была смоделирована по подобию импортированных из Кореи мечей. Это появление первого nihonto (японского меча) произошло в начальный период японского феодализма и появления класса даймё в конце 9 века.

Произносимый как «kah-ta-han» (японское), символ кандзи изначально обозначал меч дао, или саблю либо меч в Китае, после чего слово было заимствовано португальским языком. В португальском языке значение слова «катана» было «большой нож». Поскольку в японском языке нет отдельных множественных и единственных форм, оба термина «катана» и «катаны» являются корректными.

Другой термин, дайкатана (daikatana) является псевдояпонским словом, обозначающим «большой меч», полученным в результате неправильного прочтения слова из кандзи (японское «daito»), произошедшего от китайского dadao (одной из вариаций меча дао). Ошибка прочтения возникла вследствие того, что кандзи может быть прочитан разными способами в зависимости от их комбинации или нескольких слов во фразе. Этот термин использовался в некоторых художественных произведениях для описания большой катаны; видеоигра Daikatana использует этот псевдо-термин в своем названии. Правильное название такого типа оружия это тати (tachi) отати (otachi) и нодати (nodachi).

Meitou - это редкий класс катан . Термин «Meitou» означает «знаменитый меч» или «именной меч». Это были очень ценные мечи, передававшиеся через поколения, выигранные в сражении, или подаренные в знак уважения. Meitou превосходит обычную катану почти по всем параметрам: режущая способность, износостойкость, и т.д. Meitou были очень дорогими вследствие их качества; эти катаны были ручной работы известного кузнеца, и получали свое имя в сражениях и в течении их долгого существования, и иногда даже через роялти.

История катаны

Катана появилась как альтернатива тати с более прямым клинком. Ее корни уходят по крайней мере к Периоду Камакуры – в различных национальных хранилищах Японии есть клинки, датированные той эпохой.

Рост популярности катан, как считается, был связан с изменениями характера рукопашного боя. Быстрое извлечение меча хорошо подходило для тех сражений, где победа зависела от быстрой реакции. Катана хорошо подходила для этих целей, будучи носимой за поясоподобным кушаком («obi») лезвием клинка вверх. В идеале, самурай мог выхватить меч и поразить противника одним связным движением. Ранее, искривленный тати носился лезвием вниз и был подвешенным на ремне.

Длина клинка катаны значительно изменялась на протяжении всей ее истории. В конце 14 и в начале 15 века длина клинка катаны варьировалась от 70 до 73 см. В течение начала 16 века средняя длина клинка была около 60 см. В конце 16 века средняя длина клинка была уже около 73 см.

Катана часто использовалась в паре с подобным ей меньшим вспомогательным мечом, известным как вакидзаси, или shoto (по существу короткий меч). Так же она могла носиться с танто (кинжал самурая), еще более маленьким мечом с формой, напоминающей нож. Катана и вакидзаси вместе назывались дайсё и демонстрировали социальный статус и персональную честь самурая.

Конструкция катаны

Подлинный японский меч сделан из специализированной японской стали, называемой Tamahagane, состоящей из комбинации твердой высокоуглеродистой стали и вязкой низкоуглеродистой стали. У каждого из этих видов стали есть свои преимущества и недостатки. Высокоуглеродистая сталь более твердая и лучше держит заточку, чем низкоуглеродистая сталь, но одновременно с этим является более хрупкой и может сломаться в бою. Наличие малого количества углерода позволяет стали быть более ковкой, давая стали способность поглощать энергию удара не ломаясь, но затупляясь в процессе использования. Производители катан используют сильные стороны обеих типов стали. Это достигается многими способами, наиболее распространенным является изготовление U – образной части из высокоуглеродистой стали (внешнее лезвие), и помещением ядра из низкоуглеродистой стали внутрь U – образной выемки, и затем нагревом и проковкой всей конструкции в единую часть. Некоторые оружейники используют четыре различных элемента (ядро, лезвие, и две боковые части), некоторые даже используют пять частей.

Такая собранная заготовка нагревается и куется в течение нескольких дней, затем заготовка складывается пополам и снова проковывается для удаления из нее примесей. В основном заготовка для клинка катаны складывается не более чем 16 раз, после чего она выковывается в форме клинка. На данном этапе заготовка лишь слегка изогнута, либо не изогнута вовсе. Легкий изгиб катана получает в процессе закалки клинка; кузнец покрывает клинок несколькими слоями влажного глиняного раствора, рецептура которого является своей у каждого производителя катаны, но в основном состоит из глины, воды, иногда пепла, размолотых в порошок камней, и иногда ржавчины. Лезвие меча покрывается более тонким слоем, чем стороны и спина клинка, затем подготовленный таким образом клинок нагревают, после чего помещают в воду (некоторые производители использовали масло). Глиняный раствор обеспечивал теплоизоляцию, таким образом лишь лезвие клинка подвергалось закалке, тем самым выгибая клинок из-за уменьшения напряженности кристаллической решетки на спине клинка. Этот процесс также создает на клинке особую неровную линию, называемую линией хамона, которая становится видимой только после полировки клинка; каждый хамон уникален и является своеобразной подписью кузнеца клинка.

Закалка включает в себя изменения в микроструктуре кристаллической решетки металла посредством охлаждения металла от температуры около 800С (ярко-красный цвет), в (идеале не выше чем желтый цвет). Если охлаждение происходит постепенно, металл успевает разложиться на железо и углерод, и его кристаллическая решетка возвращается в его первоначальное состояние. Однако, если охлаждение происходит быстро, кристаллическая решетка стали остается такой же, какая была в нагретом состоянии. Причина появления кривизны на правильно закаленном японском клинке заключается в том, что карбид железа, формирующийся во время нагрева и сохраняющийся при охлаждении, имеет меньшую плотность, чем у составляющих его элементов по отдельности.

После того, как клинок выкован, он должен быть отполирован. Полировка клинка занимает от одной до трех недель. Полировщик использует все более тонкие полировальные камни, пока клинок не станет зеркальным; этот процесс называется глазированием. Это делает клинок крайне острым и уменьшает его лобовое сопротивление, облегчая тем самым разрезание. Искривление клинка так же способствует увеличению его режущих способностей.

Использование катаны

Уникальная конструкция катаны, в частности ее острота, требуют весьма много предосторожностей при обращении с ней. Несоблюдение этих предосторожностей может привести к повреждению катаны или нанесения себе ранения.

Техники фехтования с катаной

Существует несколько техник использования катаны:

  • Баттодзюцу – искусство обнажения меча
  • Иайдо - это искусство внезапной атаки или контратаки
  • Iaijutsu – искусство фехтования мечом на вытянутой руке
  • Кэндзюцу – искусство владения мечом. Эта техника появилась около 9 века, когда в Японии появился класс воинов.
  • Синкэндо - искусство владения мечом. Эта техника была создана в 1990 году в США Тосисиро Обатой.

Подробное рассмотрение этих школ выходит за рамки данной статьи.

Хранение и обслуживание катаны

Если катану хранить ненадлежащим способом или неправильно обслуживать, она может стать безвозвратно поврежденной. Клинок должен храниться в чехле, искривлением вниз (лезвием вверх) для обслуживания лезвия. Чрезвычайно важно чтобы клинок был хорошо смазан маслом, припудренным и отполированным, поскольку естественная влажность рук может привести к ржавлению клинка, если его вовремя не очистить. Традиционно используется масло choji (99% минерального масла и 1% гвоздичного масла для аромата). Аналогично, при хранении в течение долгого времени необходимо, чтобы катана регулярно осматривалась и при необходимости хранилась в безвоздушной среде для сохранения клинка от ржавчины или плесени (плесень может появиться на клинке из-за наличия на нем остатков соли из масла, используемого при полировке катаны).

Схожие с катаной японские мечи

  • Учигатана, промежуточный меч между тати и катаной.
  • Кодати, часто называемый псевдояпонским термином чискатана или когатана и ошибочно обозначаемый как катана.
  • Ниндзято, более короткий, чем катана, меч, но имеющий рукоять того же размера и более прямой, с небольшим изгибом клинка. Так называемый «меч ниндзя». При том, что имеет более короткий, чем у катаны, клинок, ниндзято имеет ножны аналогичного катане размера, чтобы можно было обмануть самурая и неожиданно быстро извлечь меч из ножен.
  • Тати/нодати/одати, часто называемые псевдояпонским термином дайкатана, и ошибочно считающиеся катанами.
  • Вакидзаси, меч с коротким клинком, обычно носимый вместе с катаной в дайсе.