Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к данной культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который состоялся в 1991 г. в Новороссийске .

Майкопская культура в конце 80-х годов приобрела статус майкопско-новосвободненской общности (MHO). Подразумевается, что это более широкое понятие, позволяющее избежать лишних теоретических рассуждений на тему влияния единого происхождения .

Основные характеристика носителей майкопской культуры:

  1. владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных.
  2. владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь.
  3. селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огораживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн).
  4. на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим вождями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех .

Общественный строй племён Майкопской культуры - предположительно «первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством» .

Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику .

Ведущие формы хозяйства - скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство ), а также земледелие.

Найдены орудиями труда и оружие: наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий .

Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами .

Датировка культуры

Появление культуры датируется примерно 38−36 веками до н. э., то есть (период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 - 3610 - 2980 до н. э. (то есть вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысячелетия до н. э.) .

Поселения майкопской культуры

Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В конце 50-х - 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа, в том числе :

  • Мешоко (наиболее изучено), расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в неё р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м.
  • Скала,
  • навесы Хаджох,
  • Каменномостская пещера,
  • хут. Веселый,
  • Ясенева Поляна на р. Фарс близ посёлка Колосовки, также имеет 4 метровой толщины стены.
  • в 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части - расположено на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило своё название - «свободное».

Планировка этих поселений восстанавливается «как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре» (исследователь А. А. Формозов).

Жилища майкопцев представляли собой лёгкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12×4 м, как на поселении Ясеневой Поляны .

На поселении Майкопской культуры - «Ясеновая поляна » археологи обнаружили :

Керамику с сюжетными композициями; - костяная пектораль (нагрудное украшение); - антропоморфная пластика из глины (свидетельство наличия религии).

Майкопский звериный стиль

Ещё в начале 20 века, в найденных украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского , сарматского и кельтского , меотского звериных стилей.

Символизм культуры и культы

С. Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно :Военно-охотничья символика. Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нём погребённого. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела.

Символика курганной насыпи Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.

Основные занятия

Ведущие формы хозяйства - скотоводство и земледелие . Основными орудиями труда и оружием наряду с каменными сверлёными топорами, плоскими полированными топорами, кремнёвыми вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, полированные узкие долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий, зернотёрки и др.

Хозяйственно-культурный тип племён майкопской культуры был главным образом связан с подвижно-оседлым образом жизни, сочетающим стационар и миграцию. Он базировался на поверхностном мотыжном земледелии и собирательстве, придомном содержании скота. Ведущее место принадлежало крупному и мелкому рогатому скоту, менее свинье и лошади. По сравнению с энеолитом резко снизилась доля мяса диких животных и прежде всего оленя .

По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племён MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства» .

1-й феномен. Производство бронзы на местном сырье

Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено :

  • обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы.
  • майкопский металл более близок грузинским изделиям, чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.

Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причём наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод учёных: «кузнецы племён майкопской культуры работали на кавказском сырье ».

Топоры. Наряду с изделиями из бронзы , майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремнёвыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура . С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами - топорами Ирака . В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и асимметричной лопастью .

2-й феномен. Коневодство

Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конём для верховой езды . Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указателем на определённый приоритет в коневодстве и, возможно, в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлёй в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней .

3-ий феномен. Террасное земледелие

Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы , майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) - посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являются одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойдёнными инженерами и мастерами .

Приёмы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.

4-й феномен. Письменность

Локальные варианты Майкопской культуры

Керамика - сделанная частично на гончарном круге , преимущественно красная, лощёная, иногда орнаментированная. Выделено керамическое производство майкопцев, установлено 80 типов форм майкопской посуды, большая часть которых связано с формами круговой керамики .

Керамического разнообразие, формирует 4 кластера - локальных варианта культуры :

1) галюгаевско-серегинский вариант (ареал - Терек и Кубань), который сохранил черты близкие культурам Среднего Востока, керамика имеет наибольшее сходство с урукскими формам посуды, а также их знаковую маркировку.

Нижеследующие варианты иллюстрируют более местные черты .

2) Долинский вариант был локализован в бассейне Терека и Кавминводах, 3) Псекупский вариант распространился главным образом в Закубанье. 4) Новосвободненская группа занимала предгорья р. Фарса и его притока р. Псефирь. Пока о поселениях её носителей почти ничего не известно.

Этапы развития культуры

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа :

1) ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, включает в себя вышеуказанный галюгаевско - серегинский вариант , именуется иногда «ранний майкоп» по А. А. Иессену. 2) поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

Поздний, или Новосвободный этап

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу р. Фарс , в урочище «Клады», обнаружена значительная курганная группа, наиболее известны два кургана раскопанные ещё Н. И. Веселовским в 1898 г., в которых обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В одном (большем) была могила с богатым погребальным инвентарем, украшениями из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы, аналогичные вышеуказанным.

В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарём.

Уникальной является роспись на стенах одной из камер, нанесённая красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещён фриз «Бегущие лошади» и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Ареал распространения майкопской культуры

Майкопская культура (или МНО) охватила следующие территории:

Равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р. Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р. Чограй в Ставропольском крае). - занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова) - верхнее Прикубанье, - Терские наклонные равнины, Северной Осетии , Кабардино-Балкарии , Ингушетии и Чечни (вплоть до с. Бачи-Юрт в Чечне).

Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством учёных как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток .

Общая длина (протяжённость) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р. Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской , позднее с новотиторовской культурой.

Охват Чечено-Ингушетии , в большей части современной территории республики , при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная).

Охват Ставрополье (большей части) - в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край .

Новое в Ставрополье в 1985 году - открыто поселение майкопской культуры, названное «Галюгаевским поселением», под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.

Охват Осетии (в некоторой части)- в 1993-1996 гг. В. Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалёку от с. Брут.

Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии , где они растворились в среде степняков ямной культуры .

Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком.

В частности лазурит. В Кабардино-Балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана , на границе с Таджикистаном , Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством культурных, торговых и иных связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV-III тысячелетие до н. э.) .

Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии) . Основание - сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии , постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.

Выводы антропологов. Согласно результатам палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским» . Касательно других археологических культур - аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры .

Смена культуры

В южной части ареала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой , а в северной части северокавказской культурой .

Влиянии майкопской культуры на соседние регионы

Есть обсуждаемая гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры .

Значение майкопской культуры в свете Курганной гипотезы

Примечания

  1. БСЭ.Майкопская культура
  2. С. Н. Кореневский. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
  3. Древние кавказцы
  4. О.Брилева. Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа
  5. [Гуп «Наследие». Кореневский С. Н. Новые данные по металлообработке майкопской культуры]
  6. Ковалева И. Ф. Металлические топоры постмариупольской культуры. Харьков,1995.С.28-30.
  7. В. Б. Ковалевская. КОНЬ И ВСАДНИК.Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1977
  8. [Мунчаев Р. М. Бронзовые псалии майкопской культуры и проблема возникновения коневодства на Кавказе, - «Кавказ и Восточная Европа в древности», М., 1973.]
  9. Гуп"Наследие"
  10. [ГУП «Наследие». Н. Г. Ловпаче. Об истоках северокавказского единства]
  11. Онайко Н. А., Дмитриев А. В. Раскопки античного могильника у пос. Мысхако
  12. Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования
  13. Памятники Майкопской культуры в горах Абхазии
  14. Гуп «Наследие»
  15. И. М. Чеченов. О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
  16. Державин В. Л.,Тихонов Б. Г. Новые погребения майкопской культуры в Центральном Предкавказье // КСИА. - М., 1980.
  17. Охранные раскопки на галюкаевском поселении
  18. Куда ушли майкопцы?
  19. А. К. Гамаюнов. Об одной группе погребений эпохи ранней бронзы на нижнем Дону
  20. НП Журнал Наука 21 век. Со ссылкой на академика РАН Р.Мунчаева
  21. Книга Р. М. Мунчаева (в соавт)
  22. Герасимова М. М.,Пежемский Д. В., Яблонский Л. Т. Палеоантропологические материалы майкопской эпохи
  23. под ред. Т. И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
  24. Самир Хотко: История ЧЕРКЕСИИ
  25. Археология Азербайджана
  26. Rezepkin A.D. Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000 (Archäologie in Eurasien, vol. 10) ISBN 3-89646-259-8 , 9783896462596
  27. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004

Список зарубежных исследователей майкопской культуры

М. Эберта (Ebert М., 1921, р.51 - 55), А. М. Тальгрена (Tallgren A.M., 1926; 1929;1933), Г.Чайлд (Child G., 1936 и 1952), Ф.Ганчар (Hancar F. 1937, р.242 −252), К.Шеффер (Schaeffer С., 1948), Ж.Десаье (Deshayes J. 1960), С.Пиггота (Piggot S., 1965, р.81,82).

Литература

  • Иессен А. А., К хронологии «больших кубанских курганов», в сборнике: Советская археология, в. 12, М. - Л., 1950;
  • Крупнов Е. И., Древняя история и культура Кабарды, М., 1957;
  • Формозов А. А., Периодизация поселений Майкопской культуры, в сборнике: Историко-археологический сборник, [М., 1962];
  • Формозов А. А., Каменный век и энеолит Прикубанья, М., 1965;
  • Мунчаев Р. М., Памятники майкопской культуры в Чечено-Ингушетии, «Советская археология», 1962, № 3.
  • Кореневский С. Н. Атабиев Б. Х., Батчаев В. М. Погребения майкопско-новосвободненской общности могильника Горячеводский: [Ставропол. край] // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа. - М. - 2004 . - С. 62-82 . - № 006706
  • Хохлов А. А. Краниологический тип человека, погребенного по традициям майкопской культуры эпохи ранней бронзы: (Калмыкия, памятник Манджикены I, 14/13 // НАВ. - Вып. 5 . - 2002 . - С. 174-179 . - Рез. англ № 012926
  • Трифонов В. А. Курганы майкопского типа в северо-западном Иране // Судьба ученого. - СПб. - 2000 . - С. 244-264 . - Рез. англ № 008505
  • Яковлев А. В. Самойленко В. Г. Новые погребения с майкопской керамикой на северо-востоке Ставрополья // КСИА.- Вып. 214.-2003.- С. 74-83 . - Рез. англ № 013933
  • Спиридонова Е. А. Алешинская А. С., Кореневский С. Н., Ростунов В. Л. Сравнительный анализ природной среды времени существования майкопской культуры в Центральном Предкавказье: (Ставропольский край, Северная Осетия - Алания) / Е. Спиридонова, А. С. Алешинская, С. Н. Кореневский С. Н., В. Л. Ростунов // Материалы по изуч. ист.-культ. наследия Сев. Кавказа. - Вып. 2 . - М. - 2001 . - С. 144-162 . - Рез. англ № 011361
  • Шишлина Н. И. Майкопские погребения Южных Ергеней // НАВ. - Вып. 5 . - 2002 . - С. 164-173 . - Рез. англ № 012925
  • Кривицкий В. В. Об одном глиняном сосуде из Сунженского могильника // Клио. - № 1 . - 2001 . - с. 63-65 . - № 009345
  • Рассамакин Ю. Я. Степи Причерноморья в контексте развития первых земледельческих обществ // Археологiя. - № 2 . - 2004 . - С. 3-26 . - Укр. Рез. рус., англ № 016901
  • Хаджох, поселение; Скала, поселение; Ясеневая Поляна, поселение; Майкопская культура.
  • Резепкин А. Д Керамические комплексы поселений Хаджох, Скала, Ясеневая Поляна // Судьба ученого. - СПб. - 2000 . - С. 223-235 . - Рез. англ № 008503
  • Резепкин А. Д. Поселение эпохи ранней бронзы Чишхо и некоторые аспекты происхождения и хронологии майкопской культуры // Археолог: детектив и мыслитель-СПб.-200-С.422-436 . - Рез. англ № 016795
  • Мачинский Д. А. О смысле изображений на серебряном сосуде с «горным ландшафтом» из Майкопского кургана // ЮИМК 6 . - СПб.-1998 - С.48-49-№ 003103
  • Мачинский Д. А. Об образном строе серебряных и золотых художественных изделий из Майкопского кургана // Сисситии: памяти Ю. В. Андреева- СПб- 2000- С. 45-70- № 008108

На заре бронзового века на Северо-Западном Кавказе складывается майкопская культура, распространившаяся на запад вплоть до Таманского полуострова, и на восток до Чечено-Ингушетии. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана-памятника мирового значения.

В 1897 г. курган был раскопан известным русским археологом, профессором Н. И. Веселовским. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма прямоугольной формы, глубиной около 1,5 м. Дно было выложено булыжником и посыпано красной краской, так же как и покойники. Могила делилась деревянными перегородками на три части - южную и северную и последняя в свою очередь поперечной перегородкой на западную и восточную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах, помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному мужскому погребению. В могиле было найдено много золотых предметов, металлических и глиняных сосудов, медных и каменных орудий труда.

Главный покойник был усыпан кольцами, золотыми и штампованными бляшками, изображавшими зверей (львов, бычков). Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полы одежды или покрывало, которым был покрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы, на которые в древности были нашиты двойные розетки. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигуркк быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Большинство исследователей считали, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Некоторые исследователи такое объяснение назначения стержней полностью отрицают и склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты (Ю. Ю. Пиотровский).

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стены камеры стояли семнадцать сосудов: два золотых кувшина, каменный с приставным золотым горлом и крышкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками. У западной стены могилы стояли восемь почти однотипных глиняных горшков с шарообразным туловом. В двух других отделениях могилы с женскими захоронениями были найдены массивные золотые кольца, бусы, различные медные сосуды (чаша, ведерко, кувшины, два котла), глиняный горшок. Части керамических сосудов Майкопской культуры, как установлено в настоящее время, изготовлялись на гончарном круге, который в дальнейшем был забыт.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем (аул Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, Келермесский и др.).

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу реки Фарс, в урочище "Клады", расположена довольно значительная курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н. И. Веселовским в 1898 г. В обоих курганах обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В большее помещение был положен покойник с богатым погребальным инвентарем. Многие предметы были из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. Богатство погребенного указывает на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В 1979 и 1982 гг. в урочище "Клады" были открыты еще две дольменообразные гробницы, по реконструкции совершенно аналогичные ранее раскопанным. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвертой помещен фриз "Бегущие лошади" и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.



Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х - 60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа: Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Каменномостская пещера, хут. Веселый, Ясенева Поляна и др. Все они расположены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части. Расположено оно на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - "свободное".

Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясеневая Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (А. А. Формозов). Жилища представляли легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. Они опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения. Найдено большое количество каменных орудий - плоские полированные топоры, наконечники стрел, кремневые вкладыши для серпов, полированные узкие долотца, зернотерки и др.

Понятие "археологическая культура" является общепринятым в кругу археологов, но по поводу самого определения существуют разногласия. Д. А. Авдусин в учебнике для студентов университетов "Археология СССР" дает следующее определение: "Археологической культурой называют ограниченную во времени и пространстве группу памятников, объединенных общими характерными чертами, выраженными в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики и в общности погребального обряда".

Эпоха патриархата на Северо-Западном Кавказе приходится на бронзовый век. Первым металлом, который человек начал использовать для изготовления орудий труда и оружия, была медь и выплавки бронзы, представляющие сплав меди с оловом, иногда с мышьяком, сурьмой и др.

На заре бронзового века на Северо-Западном Кавказе складывается майкопская культура, распространившаяся на запад вплоть до Таманского полуострова, и на восток до Чечено-Ингушетии. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана-памятника мирового значения. Он был расположен на восточной окраине города, на углу улиц Курганной и Подгорной (в настоящее время здесь установлена мемориальная доска). В 1897 г. курган был раскопан известным русским археологом, профессором Н. И. Веселовским. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма прямоугольной формы, глубиной около 1,5 м. Дно было выложено булыжником и посыпано красной краской, так же как и покойники. Могила делилась деревянными перегородками на три части - южную и северную и последняя в свою очередь поперечной перегородкой на западную и восточную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах, помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному мужскому погребению. В могиле было найдено много золотых предметов, металлических и глиняных сосудов, медных и каменных орудий труда.

Главный покойник был усыпан кольцами, золотыми и штампованными бляшками, изображавшими зверей (львов, бычков). Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полы одежды или покрывало, которым был покрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы, на которые в древности были нашиты двойные розетки. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигуркк быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Большинство исследователей считали, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Некоторые исследователи такое объяснение назначения стержней полностью отрицают и склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты (Ю. Ю. Пиотровский).

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стены камеры стояли семнадцать сосудов: два золотых кувшина, каменный с приставным золотым горлом и крышкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками. У западной стены могилы стояли восемь почти однотипных глиняных горшков с шарообразным туловом. В двух других отделениях могилы с женскими захоронениями были найдены массивные золотые кольца, бусы, различные медные сосуды (чаша, ведерко, кувшины, два котла), глиняный горшок. Части керамических сосудов Майкопской культуры, как установлено в настоящее время, изготовлялись на гончарном круге, который в дальнейшем был забыт.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем (аул Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, Келермесский и др.).

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу реки Фарс, в урочище "Клады", расположена довольно значительная курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н. И. Веселовским в 1898 г. В обоих курганах обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В большее помещение был положен покойник с богатым погребальным инвентарем. Многие предметы были из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. Богатство погребенного указывает на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В 1979 и 1982 гг. в урочище "Клады" были открыты еще две дольменообразные гробницы, по реконструкции совершенно аналогичные ранее раскопанным. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвертой помещен фриз "Бегущие лошади" и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х - 60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа: Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Каменномостская пещера, хут. Веселый, Ясенева Поляна и др. Все они расположены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части. Расположено оно на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - "свободное".

Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясеневая Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (А. А. Формозов). Жилища представляли легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. Они опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения. Найдено большое количество каменных орудий - плоские полированные топоры, наконечники стрел, кремневые вкладыши для серпов, полированные узкие долотца, зернотерки и др.

В III тыс. до н.э. человек сделал важное открытие. Была получена бронза (сплав меди и олова). На Кав­казе олово редко встречается в природе. Поэтому вме­сто него использовался мышьяк. Новые бронзовые орудия оказались тверже и острее медных. Благода­ря им появилась возможность развивать земледель­ческое и скотоводческое хозяйство в степной и лесо­степной зонах.

К этому времени относится существование на Севе- ро-Западном Кавказе оригинальной скотоводческо- земледельческой культуры – майкопской.

1. Майкопский курган. Свое название майкопская культура получила от всемирно известного огромно­го (высота 10,6 м) кургана. Его раскопал в 1897 г. на перекрестке двух улиц города Майкопа профессор Петербургского университета Н.И. Веселовский. Под курганом находилась могильная яма размерами 5,3×3,73 м, глубиной 1,4 м. Она была разделена пе­регородками и сохранила три скорченных скелета, гу­сто засыпанных краской. Могила была обложена де­ревом и перекрыта деревянным накатом.

В южной камере погребения, самой большой, нахо­дилось, как предполагают, захоронение вождя, усыпан­ное золотыми бляшками в виде львов, золотыми коль­цами и бусами. В камере стояли два золотых и 14 серебряных сосудов. Два серебряных сосуда были украшены рисунками: на одном из них мастер изоб­разил процессию разных зверей, а на другом, кроме того, еще и горный пейзаж. На рисунке легко угады­вается Главный Кавказский хребет с вершинами Каз­бека и Эльбруса и стекающими с них реками. Шесть серебряных трубок поддерживали балдахин. На труб­ки были надеты золотые и серебряные фигурки бы­ков. В могиле обнаружено много золотых лент, розе­ток, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия: ка­менный топор, медные топоры и долота, – медные и глиняные сосуды. Набор вещей из Майкопского кур­гана выделяется по богатству среди других археоло­гических памятников бронзового века.

К настоящему времени ученые открыли уже около 200 памятников майкопской культуры - от Таманс­кого полуострова до Дагестана. Они разнообразны: есть погребения с небольшим количеством вещей, но есть и целые клады. Так, в одном из них обнаружен серебряный сосуд, в котором находились 2500 золо­тых и серебряных бусин, 400 бусин из сердолика, ла­зурита и золотая головка хищника.

2. Поселения майкопской культуры. В конце 50-х и в 60-х годах XX в. археологи открыли большую группу древних поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Это Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Ясенева Поляна и др. Все они распо­ложены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981г. было открыто поселение майкопской культу­ры в равнинной части, между селом Красногвардейс­ким и хутором Свободным, по которому оно и полу­чило свое название – “Свободное”.

Наиболее впечатляющее из них – поселение Ме­шоко (в районе поселка Каменномостского). Оно рас­положено на высоком плато и имеет площадь в 1,5 гектара.

Поселение Мешоко было укреплено мощной оборо­нительной стеной, выложенной из камня и достигав­шей ширины в 3-4 м. Жилые помещения мешокцев были построены из самана и прилегали к оборони-

тельным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона ско­та и его сбережения в случае внешней опасности.

Во время раскопок археологи обнаружили огром­ное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней, – которые составляли 90% всех живот­ных остатков. Были найдены также керамические цедилки для обработки молочных продуктов, зерно­терки и кремневые вкладыши для серпов. Сохранив­шаяся посуда сделана из красной глины с примене­нием гончарного круга. Ученые считают, что это был самый древний очаг гончарства не только на Кавказе, но и в Европе, Кроме того, при раскопках были обна­ружены незначительные остатки одежды.

Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений ар­хеологи нашли бронзовые псалии (деталь конской узды).

Ученые считают, что племена майкопской культу­ры являлись переселенцами из Месопотамии или Малой Азии. Они принесли на Кубань многие дости­жения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, ткачество, умение обрабатывать художе­ственные изделия из металла. Они также перенесли на новые места знакомый им образ жизни и деление общества на бедных и богатых.

3. Новосвободненский курган. В 1898 г. Н. И. Ве- селовским в урочище с символическим названием “Клады”, недалеко от станицы Новосвободной, были раскопаны два кургана с замечательными захороне­ниями в каменных гробницах. Погребенные были по­сыпаны охрой и обставлены богатым инвентарем: бронзовым оружием, котлами, орудиями труда, посу­дой. Имелись предметы из золота, серебра и драго­ценных камней.

В 1979 и 1982 гг. в этом же урочище “Клады” архе­ологи открыли еще две каменные гробницы. Самым замечательным здесь являлась роспись на стенах од­ной из камер, которая была нанесена красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголо­вая фигура. Четвертая стена была украшена фризом “Бегущие лошади”, а в центре находилась фигура че­ловека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Майкопская культура. Эпоха бронзы на Северном Кавказе охватывает вторую половину IV – начало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век подразделяется на три периода: ранний (последние века IV – III тысячелетие до н.э.); средний (последние века III – II тысячелетие до н.э.); поздний (последние века II – первые века I тысячелетия до н.э.).

В период ранней бронзы – в конце IV-III тысячелетии до н.э. на Северо-Западном и Центральном Кавказе существовала высокоразвитая скотоводческо-земледельческая Майкопская культура. Название Майкопская она получила от большого кургана, раскопанного в 1897 г. в Майкопе. Под курганом был погребен племенной вождь. При раскопках было обнаружено значительное количество орудий труда, предметов вооружения, быта и украшений: медные топоры, кинжал, золотые, серебряные, медные и глиняные сосуды, золотые кольца, бляшки, золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы и др. (свыше 1523 предметов).

По мнению археологов (Р.М. Мунчаев, Я.А. Федоров, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозов, Б.М. Керефов), создателями Майкопской культуры были местные протоадыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Значительное влияние на ее развитие оказали переднеазиатские цивилизации и, прежде всего, родственные малоазийские племена-хатты и каски, язык которых относят к адыго-абхазской языковой группе. Хатты и каски проживали в северной и северо-восточной части Малой Азии. В III тысячелетии до н.э. у хаттов наблюдался подъем культуры. Во II тысячелетии до н.э. у хаттов шел процесс формирования ранней государственности. Они возводили укрепленные города. Хатты сыграли значительную роль в создании Хеттского государства.

В развитии Майкопской культуры археологи выделяют два этапа: ранний (последние века IV – первая половина III тысячелетия до н.э.) и поздний (вторая половина III тысячелетия до н.э.). На позднем этапе развития Майкопская культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова (на западе) до Дагестана (на востоке).

В хозяйстве племен Майкопской культуры преобладало скотоводство – разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота. Также разводили лошадей, которых использовали для верховой езды. Земледелие имело второстепенное значение. Важным достижением Майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Развивалось и производство изделий из драгоценных металлов, в основном из золота. Налажено также было производство шерстяных и холщовых тканей, а также гончарное дело.

Майкопские племена жили в долговременных поселениях, расположенных на труднодоступных местах – плато, высоких речных террасах. Их жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки прямоугольной формы. Майкопские племена также возводили укрепления. Майкопские племена жили развитым патриархально-общинным строем. У них шел процесс распада родового строя и имущественного расслоения общества. У майкопских племен уже существовало домашнее рабство. Племена Майкопской культуры приблизились к созданию классового общества. У майкопских племен были сложные религиозные представления: культы небесных светил (культ луны), земледельческие культы плодородия, поклонение предкам, вера в загробную жизнь.

Дольменная культура. К юго-западу от Майкопской культуры сложилась Дольменная культура. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде домов с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесаных каменных плит. Их длина – до 4 м., высота – до 2,5 м. В передней стенке дольменов расположено круглое или прямоугольное входное отверстие размером до 40 см. Дольменная культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова до г. Очамчира в Абхазии. На этой территории обнаружено свыше 2300 дольменов. Большие группы дольменов образовывали родовые кладбища. Дольменная культура сложилась на Западном Кавказе в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовала приблизительно до 1300 г. до н.э.

В дольменах было обнаружено значительное количество орудий труда, предметы вооружения, быта и украшения: бронзовые и каменные топоры, ножи, кинжалы, булавы, кольца, бусы, подвески, глиняная посуда и др. Носители Дольменной культуры занимались главным образом скотоводством и земледелием. Разводили в основном крупный рогатый скот и свиней. По мнению ученых (Л.Н. Соловьев, Л.И. Лавров, Ш.Д. Инал-Ипа, В.И. Марковин, Я.А. Федоров, Б.М. Керефов, Р.Ж. Бетрозов, Н.Г. Ловпаче), племена Дольменной культуры были древнейшими предками абхазов и адыгов.

«Северокавказская» культура. В период средней бронзы (конец III – II тысячелетия до н.э.) на территории, где прежде проживали носители Майкопской культуры, стала развиваться «Северокавказская» культура. Для обозначения памятников эпохи средней бронзы археологи также употребляют наименование «Северокавказская культурно-историческая общность», отмечая внутри нее ряд родственных культур. Происхождение «Северокавказской культурно-исторической общности» археологи (В.И. Марковин, А.А. Формозов, А.Л. Нечитайло и др.) связывают с Майкопской культурой. «Северокавказская» культура распространилась на значительной территории – от районов Прикубанья на западе, до предгорий Дагестана на востоке.

Основными занятиями племен «Северокавказской» культуры были скотоводство и земледелие. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Скотоводство носило отгонный характер. Земледелие было мотыжным. Выращивали ячмень и пшеницу. Важное значение в хозяйстве племен «Северокавказской» культуры имела добыча и обработка цветных металлов. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и украшения.

В эпоху средней бронзы происходило упрочение патриархальных отношений, но по сравнению с эпохой ранней бронзы процесс социально-экономического развития замедлился. У племен «Северокавказской» культуры имущественное и социальное расслоение было менее выраженным, чем у племен культур эпохи ранней бронзы.

Кобанская культура. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе начался процесс освоения железной руды и изготовления более совершенных орудий из железа. Этот период считается переходным от бронзового века к раннежелезному. В конце эпохи бронзы в горной и предгорной части Центрального Кавказа на территории от современной Чечни до верховьев Кубани стала развиваться Кобанская культура. Свое название она получила от села Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г. был открыт первый могильник этой культуры. Кобанская культура возникла на основе прежних культур в XII в. до н.э. и просуществовала до IV в. до н.э., а в горных районах с некоторыми изменениями – до III в. н.э. К настоящему времени известно около 400 памятников Кобанской культуры.

По мнению одних ученых, кобанские племена, проживавшие от верховьев р. Кубани до р. Баксана, говорили на одном из наречий протоадыгского языка. Племена, жившие восточнее этой территории вплоть до Чечни, говорили на протовайнахских наречиях. Другие ученые считают, что все кобанские племена говорили на наречии адыго-абхазской языковой группы.

Племена Кобанской культуры вели оседлый образ жизни. Их поселения основывались по долинам рек на высоких плато. В хозяйстве кобанских племен преобладало скотоводство. В горных районах разводили в основном овец, на равнине – крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер. Развитие получило и коневодство. Земледелие развивалось преимущественно в горных районах. Выращивали просо, ячмень и пшеницу.

Значительных успехов достигли кобанские племена в металлургии и обработке металлов, чему способствовало наличие рудных месторождений. При раскопках могильников Кобанской культуры археологи обнаружили тысячи бронзовых предметов: посуду, топоры, кинжалы, наконечники копий, принадлежности конской сбруи и украшения.

Прикубанская культура. В XII – VII вв. до н.э. на территории от бассейна р. Кубани до Черноморского побережья существовала культура, получившая название Прикубанской. У носителей Прикубанской культуры особое развитие получила металлургия и металлообработка (цветных металлов). Археологи обнаружили много схожих черт в технике изготовления бронзовых предметов Прикубанской и Кобанской культур. Племена Прикубанской культуры занимались скотоводством и земледелием. Племена Прикубанской культуры явились основой формирования древнеадыгских племен.