Дизайн-макет любого сайта предполагает наличие определенного набора элементов, из которого и складывается интерфейс).

Все эти элементы, исходя из задач интерфейса и потребностей пользователей, должны быть расположены в макете. Понятно, что пользователи, решая свои задачи, последовательно будут обращать внимание на разные элементы. Понятно, что есть, элементы более важны, есть менее важные. Для решения как раз этой задачи – управление вниманием пользователей – и необходимо знать и уметь применять базовые правила контрастов.

Ваши пользователи:

  • Мало кликают по кнопке?
  • Не видят важную информацию?
  • Не понимают куда нажимать?
  • Уходят не совершив целевые действия?
А может быть дело в контрасте? Просто они не обращают внимания на важные элементы?

Прочитайте простые правила контрастов и посмотрите на свой сайт, уверен -вы сможете найти варианты улучшения своих интерфейсов.

И так: контрастные элементы на сайте способны привлечь больше внимания пользователей. Рассмотрим основные виды контрастов.

Контраст размера

Более крупные объекты на сайте воспринимаются пользователями лучше, они привлекают больше внимания, чем маленькие.


Примером использования контраста размера являются разные шрифты. Более важная информация выделяется большим шрифтом.

На примере заголовок большего шрифта, поэтому более заметен и читаем, чем остальной текст. Еще один пример контраста размера можно увидеть на этом же примере. Важно целевое действие, реализовано кнопкой «Да», более крупного размера, чем «Отмена». Это усиливает желание нажать на неё. Варианты отказа правильнее делать менее контрастными, в том числе и за счет меньшего размера.

Контраст цвета

Контраст цвета – это разница между яркостью цветов. Контраст показывает насколько цвет светлый или темный.


Контрастный цвет на сайтах используют для выделения основного действия.
На картинке первый экран главной страницы сайта AskUsers, кнопка «Зарегистрироваться» выделена красным цветом, она является контрастной основным цветам первого экрана – зеленому, черному и белому.

Контраст формы

Сложные объекты вызывают больше нашей реакции, чем простые. На сложных объектах мы дольше фокусируем свой взгляд.

Если нужно сконцентрировать внимание на объекте можно сделать его сложнее других, и его обязательно заметят!

Пример использования контрастов цвета и формы:

Контраст движения

Движущиеся объекты привлекают больше внимания пользователей и никогда не останутся незамеченными. Для управления вниманием пользователя эффективно использовать анимацию.


Примером может служить «прыгающая трубка» обратного звонка, которую вы наверняка встречали на коммерческих сайтах, подталкивает пользователей нажать на неё.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.

Задание 1. Силуэт и поле

Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).

1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).

2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).

3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).

Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.

Материал:

Задание 2. Главное – второстепенное

Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).

Последовательность выполнения задания:

Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).

На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).

Рис. 19. Силуэт и поле:

а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;

б, в) нарушение равновесия фона и фигуры


Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве


Рис. 21. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве;

г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента

Примечание:

композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;

организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;

в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.

Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).

Последовательность выполнения задания:

1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).

2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).

Материал:

Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.

2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).

Примечания:

1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.

2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.

Типичные ошибки:

неравенство площадей фигур после преобразования;

нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;

нет стилевого единства членений.

Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.


Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.

Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
Площади всех фигур приблизительно равны

Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа


Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа

Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические

Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.

2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.

3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).


Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “сжатие”

Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “кручение”


Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “поворот”

Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.

Типичные ошибки:

фигура распадается на два элемента;

направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;

элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.

Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать простую геометрическую фигуру.

2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.

3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).

Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.

Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма

Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).

Последовательность выполнения задания:

1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.

2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:

а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;

б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.

Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).

Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.

Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).

Последовательность выполнения задания:

Лист условно разделить на две части. В первой части листа:

1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.


Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему


2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.

Education

Сделать задания по композиции и цветоведенью

Сделать все задания и сдать их во время.

Goal Accomplishment Criteria

Все задания сделаны

  1. Ритм

    ритма. В данной работе возможно применение или статического или динамического ритма или их сочетание (на выбор). Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная или замкнутая (на выбор). Из того или иного вида ритмических рядов необходимо создать композицию уравновешенного характера. В композиции возможно использование не строгой ритмической последовательности, а лишь сохранение определенных принципов ритмического построения.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон – белый, элементы – черные).

  2. 12-ступенный цветовой круг

    Выполнить 12-ступенный («физиологический») цветовой круг, разделенный на сектора. Каждый цвет в круге необходимо подписать.

    Данный круг должен состоять из следующих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурный.

  3. Контраст по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы одинаковые по форме значительно отличаются друг от друга только по размеру. Это способствует выявлению главного и второстепенного в композиции. Конфигурация элементов в этом случае не имеет значения.

  4. Контраст по форме (конфигурации)

    Выполнить одну формальную композицию, организованную средствами контрастных взаимоотношений элементов по такой категории, как противоположность элементов друг другу по конфигурации: четкость и резкость очертания одних противопоставляется мягкости и неопределенности других.

    В данной работе должны быть две группы элементов имеющих противоположные формы. Количество и тех и других элементов должно быть примерно одинаковым, для обеспечения максимального контраста и противостояния противоположных форм.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  5. Многомерный контраст, включающий контраст по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы должны быть противоположны по следующим категориям: размеру (большие и малые элементы), форме (элементы противоположные по конфигурации) и тону. В данной композиции должны присутствовать три тона: белый, серый (средний) и черный . В данном случае серый тон может быть равномерным, выполненный с помощью однородной заливки или с помощью графических фактур. Данные три тона по количеству должны быть примерно одинаковыми. Особое внимание в данной работе необходимо уделить равновесию элементов и частей композиции.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.).

  6. Названия цветовых оттенков

    Выбрать произвольно один цветовой тон (например, красный, зеленый, серый). Изобразить 9 оттенков данного цвета и дать им названия, основываясь на ваших личных ассоциациях, образах и эмоциональном восприятии.

  7. Нюанс по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, где трансформации подвержен элемент, который постепенно изменяет свой размер, при этом сохраняя первоначальную форму.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  8. Нюанс по форме

    Выполнить одну формальную композицию, где необходимо последовательно трансформировать элемент, который после нюансных преобразований принимает форму, противоположную конфигурации первоначального элемента. В данном задании внимание следует направить на изобретательность в трансформации самого элемента, а также на расположение элементов в изобразительной плоскости.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  9. Многомерный нюанс, включающий нюанс по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы постепенно изменяя свой размер, форму и тон создают эффект последовательной их трансформации. В данной работе элементы постепенно изменяют свой тон: от темного к светлому (или наоборот), через все градации.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.). Композиция решается в черно-белом варианте с применением всех градаций промежуточных серых тонов. Графическое решение композиции: черно-белое, а также использование различных градаций серого цвета в нюансе по тону.

  10. Монохромия в холодной и теплой гамме

    Выполнить две работы, одинаковые по композиции элементов (в технике мозаики). Тип цветовой композиции этих работ – монохромия одного цвета. При этом, первая работа (монохромия) должна быть выполнена в теплой гамме – т.е. построена на теплых оттенках выбранного цвета, а вторая работа – в холодной гамме, т.е. на холодных оттенках того же цвета.

    Формат каждой композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. квадратный (например, 10х10 см.).

  11. Полярная цветовая композиция в разбеленном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции – полярная (т.е. два цвета расположенные друг против друга в 10- или 12-ступенном круге). При этом цвета должны быть разбелены , что в целом даст разбеленный колорит в работе. В данном задании возможен одинаковый разбел цветов, или же различная степень разбела различных элементов мозаики.

  12. Трехцветная цветовая композиция в насыщенном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие, т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. При этом цвета должны быть предельно чистыми и насыщенными , что в целом даст насыщенный колорит в работе. В данном задании, прежде всего надо обращать внимание на гармонизацию цветов, на то насколько оттенки цветов подходят друг другу. Основным способом гармонизации цветов и оттенков, в данном случае, является гармонизация с помощью гаммы – т.е. приведение трех цветов или к теплой или холодной гамме.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  13. Трехцветная цветовая композиция в приглушенном (ломаном) колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие (т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий.). При этом цвета должны быть приглушены , за счет подмеси серого цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст ломаный колорит в работе. В данном задании возможно одинаковое приглушение цветов, или же различная степень приглушения различных элементов мозаики.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  14. Многоцветие в зачерненном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: многоцветие (четырехцветие), т.е. берутся четыре цвета при вершинах квадрата, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. При этом цвета должны быть зачернены , за счет подмеси черного цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст зачерненный колорит в работе.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  15. Главное в композиции – элемент больший по величине

    Необходимо выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент больший по величине. Таким образом, один главный элемент (как доминанта) должен быть расположен среди малых. Здесь масса крупного элемента будет доминировать, и притягивать визуально малые элементы. Главный элемент не должен быть расположен строго в геометрическом центре формата изобразительной плоскости. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  16. Главное в композиции – элемент меньший по величине

    Выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент меньший по величине. Меньший элемент должен быть расположен среди крупных элементов. Основная задача, в данной композиции, также решается направлением сторон крупных элементов по отношению к малому элементу, а также организацией свободного пространства вокруг элемента меньшего по величине. В данном задании главный элемент всегда является обособленным по отношению к остальным, которые как можно больше сближаются. Количество элементов в композиции – не более 8.

  17. Главное в композиции – пространство

    Выполнить формальную композицию, где главным (центром композиции) будет являться пространство, т.е. поле плоскости, не заполненное композиционными элементами. В данном случае ведется поиск силуэта самого пространства при активной помощи остальных элементов, которые сближены между собой. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  18. Зеркальная симметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу зеркальной симметрии . Композиция - формальная, плоскостная, неограниченная. Главной задачей является достижение покоя и равновесия. Общий силуэт композиции – близкий к прямоугольнику. Рекомендуется применять четкие, спокойные очертания силуэтов, подчиненные центру композиции.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Решение композиции: черно-белое или цветное (один - два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  19. Асимметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу асимметрии, а именно – вариант дисимметрии. Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная.

    В данной работе, за основу необходимо взять зеркальную симметрию (композицию, выполненную в рамках задания 3.1) и изменить ее, нарушив несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения размеров, формы, расположения в пространстве, тона, цвета. Может быть выбрана или одна или несколько характеристик, по которым будет нарушена симметричность.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции – на выбор: черно-белое или цветное (один – два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  • 19 February 2016, 08:30

Контраст яркости и бледности

Действие контраста «бледный-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым - рядом с более ярким. Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блёклым красным, а синий яркий с блёклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блёклым красным. Иначе чистый контраст насыщения будет заглушен другими новыми контрастами, например, контрастом холода и тепла, и действие контраста насыщения с его тихой и спокойной выразительностью будет поставлено под вопрос.

Блёклые тона - главным образом, серые - кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить яркие цвета той же осветлённости, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яркие цвета покажутся менее яркими и относительно ослабленными (см. рис.5).

Контраст холодного и тёплого

На первый взгляд может показаться странным отожествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 1 5°, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11 -1 2°. Научные исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество. Оба опыта показывают особую значимость контраста тёплого и холодного для цветовых решений.

В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов играют весьма важную роль.

Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси "жёлтый - фиолетовый" расположены "красно-оранжевый" и "сине-зелёный", которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик - самый теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца - самый холодный цвет. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый тёмный цвет, а все серые тона только относительно светлые или тёмные в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёмным или светлым тоном, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами. Характер холодных и тёплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

холодный - тёплый;

теневой - солнечный;

прозрачный - непрозрачный;

успокаивающий - возбуждающий;

жидкий - густой;

воздушный - земной;

далёкий - близкий;

лёгкий - тяжёлый;

влажный - сухой;

Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения.

В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений (см. рис. 7).

Контраст величин (противопоставление размеров)

Размер. Один из лучших приемов достижения контраста -- разница в размерах между одинаковыми геометрическими фигурами. Но следует помнить: если эта разница недостаточно велика, зритель может воспринять ее не как решение дизайнера, а как его ошибку. Контраст в этом аспекте лучше всего воспринимается, когда разница размеров не слишком велика и не слишком мала. Разумеется, понятия "большого" и "малого" в каждом случае свои, определяемые масштабом композиции и составляющих ее частей (см. рис.3).

Контраст фактур и материалов

Контрасты фактур - это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое. Такой контраст используют, когда нужно подчеркнуть форму предметов одинакового цвета. Чем сильнее отличаются предметы по фактуре, тем более подчеркивается их форма. Часто контраст фактур используется, когда нужно подчеркнуть определенную характеристику объекта. Взаимодействие фактур - контраст поверхностей (см.рис. 6). Фактура и материалы - мощнейшие средства выразительности. Их воздействие может быть активнее, чем воздействие формы самой по себе. Подчеркнуть, или, наоборот, исказить пропорции, собрать воедино или разбить форму, оторвать от фона или слить с ним - все это может магия фактур.

Контраст форм

В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой.

При контрасте формы "жесткие", угловатые формы противопоставляются "мягким", скругленным.

Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты - показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений способствует переключению внимания; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст - проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей; он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, отраженной в композиции. Можно создать единый образ, используя объекты контрастных форм; главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция.

Любой макет полиграфии состоит из определенных элементов, например: текст, фотографии, иллюстрации, фигуры и линии, цветовые пятна, различные элементы дизайна и т. д. От того насколько грамотно элементы подобраны друг у другу и зависит целостность композиции и Среди законов компоновки элементов можно выделить контраст, нюанс и повторение (тождество). Это основные принципы построения композиции, которые прослеживаются в той или иной мере почти в каждом дизайне полиграфии. Так как без них практически не возможен, они заслуживают более детального изучения. Итак, в этой статье я расскажу о том, что такое контраст, нюанс, повторение и покажу где оно используется на конкретных примерах.

Контраст - резкое различие элементов по тону, цвету или размерам. Самым контрастным можно назвать черный текст на белом фоне, который вы читаете или на оборот - белый текст на черном фоне. Всю информацию в макете можно разделить на более важную и менее важную, поэтому контраст используют, чтобы выделить один элемент относительно другого или обратить больше внимания на какую-то часть макета.

Нюанс - противоположность контраста. Очень слабая между элементами макета. Его используют для дополнения макета менее важной информацией, едва просматривающейся на фоне или среди другой информации. Часто нюанс применяют в сочетании с повторением. Например, линии или фигуры могут дублироваться на других частях макета, но не такие контрастные, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Повторение (тождество) - повторение элементов. Возможно видоизмененных, но легко узнаваемых. Повторяющиеся элементы дизайна придают макету целостность и единый стиль оформления.

Все эти три принципа свободно уживаются в одном макете. Хотя их сочетание может различаться в любом дизайне просматриваются контрастирующие элементы, повторение стиля и менее контрастные детали хорошо дополняющие макет. Теперь приступим к конкретным примерам:

В данном буклете представлена реклама рыбного продукта - икры. В качестве основных дизайнер использовал два цвета: красный (цвет икры) и зелёного (цвет зелени или воды). Красный цвет очень хорошо контрастирует с желто-зеленым. Если присмотреться к фону, можно заметить пузырьки воздуха или увеличенную икру. Они едва видны и почти сливаются с фоном, поэтому здесь явно используется нюанс. Красная заливка в верхней части макета и красная волна в нижней повторяется и на внутренней стороне. Также главное слово "рыбспецпродукт" выделено с помощью размера и белой обводки, которое делает его видным даже на красном фоне.

Тема следующей листовки - какой-то аппарат для поездов. Здесь, как и на прошлой на фоне едва просматриваются железная дорога, что тоже напрямую связано с темой листовки. Чередование контрастных блоков позволяет легко воспринимать информацию, а также благодаря их правильно подобранному повторению создается ощущение целостности макета. Интересно, что сами блоки сделаны в технологичном стиле по форме рекламируемой детали.

В этом макете в качестве повторяющегося дизайнерского элемента используется дуга или овал выходящий за пределы листовки. Если присмотреться, во внутренней части листовки можно увидеть те же дуги полу прозрачные и не очень заметные. Это использование нюанса. Контраст виден в том, насколько хорошо выделены заголовки каждой полосы буклета и другая важная информация.

Итак, абсолютно в любом макете можно заметить использование контраста, нюанса и тождества. Их сочетание может быть различным, однако применение этих простых законов композиции сделает ваш для зрителя и грамотным с точки зрения рекламы.

Подробнее о законах композиции в этом видео:

(Visited 11 776 times, 8 visits today)