Цель: формировать умение сочетать цвета, развивать навык штриховки.
Задачи:
- формировать у детей представление о ярких, контрастных, мягких цветовых решениях рисунка;
- закреплять знания о тёплой и холодной цветовых гаммах;
- учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы;
- расширить представления о способах штриховки;
- воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.
Оборудование: презентация, образец рисунка, цветные карандаши, лист бумаги, простой карандаш.
Ход урока
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II. Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока.
У каждого из вас, ребята есть раскраски. Кто-то больше любит раскрашивать кистями и красками, а кто-то карандашами. Сегодня на уроке мы будем работать с карандашами, но прежде, чем начать, вспомним, как правильно штриховать и сочетать цвета.
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ
Письмо и рисунок - очень похожие действия. Поэтому большинство людей держит карандаш так же, как и ручку - между большим и первыми двумя пальцами, ближе к острию карандаша. Но помните – хорошо заточенный кончик карандаша при сильном нажиме легко ломается и крошится. Давить на карандаш, как при письме ручкой, не надо.
Для придания рисунку большей выразительности, живости и легкости попробуем держать карандаш дальше от конца.
УЧИМСЯ ШТРИХОВАТЬ
Чтобы рука послушно наносила штрихи в нужном направлении и с определённой силой нажима руку необходимо тренировать! Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых упражнений!
Выполним одно из таких упражнений. Не огорчайтесь, если с первого раза получилось не очень красиво. Немного терпения, и Вы сами увидите результат!
УПРАЖНЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ШТРИХОВКА
Возьмем лист бумаги альбомного размера, простой карандаш ТМ или НВ и начертим «от руки» (без линейки) 4 прямоугольника.
Первый прямоугольник заштриховываем равномерно, используя только один угол наклона.
В других - угол наклона изменяем. Расстояния между линиями стараемся делать равномерными!
Нажим на карандаш - одинаков!
Проанализируйте получившиеся заштрихованные квадраты. Нравится ли вам ваша работа? Тогда продолжим работать дальше. Сейчас я покажу вам чудеса цвета.
НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ И СВЕТЕ
ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ
АХРОМАТИЧЕСКИМИ (МОНОХРОМНЫМИ) называют белые, черные и цвета, полученные от смешения двух первых в различных пропорциях, т. е. серые. Ахроматические различаются только яркостью (тональностью).
ХРОМАТИЧЕСКИЕ - все цвета радуги (спектра). Эти цвета обладают тремя основными параметрами: цветовым тоном, насыщенностью и яркостью (или «светлотой»)
ЦВЕТОВОЙ ТОН - основная характеристика цвета, которая определяет его как зеленый, красный, желтый и т. д.
НАСЫЩЕННОСТЬ - это степень выраженности цветового тона. Если к чистому красному добавить немного белого, то полученный новый цвет будет менее насыщенным и станет разряженным, блеклым. Изменится также и его яркость.
ЯРКОСТЬ (светлота) - это степень приближения цветов к белому. По яркости мы можем определить одни как светлые, а другие, наоборот, как темные.
ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ
Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. При этом они взаимно влияют друг на друга, изменяясь по цветовому тону, яркости и насыщенности. Находясь в соседстве, цвета могут дополнять, усиливать, ослаблять друг друга или контрастировать.
Красный цвет в окружении зеленого воспринимается более насыщенным, а зеленый предмет на насыщенном зеленом фоне выглядит менее ярким (цветовой контраст).
Благодаря контрасту слабо насыщенные цвета проигрывают от соседства с сильно насыщенными и хорошо воспринимаются рядом с дополнительными. Так, например, бледно-розовый цвет рядом с насыщенным красным кажется совсем блеклым, а размещённый на зеленом фоне - становится более заметным (роза на фоне листьев).
Цветовой круг - наиболее удобная цветовая модель.
ОСНОВНЫМИ цветами в этом круге считают 3 цвета: красный, жёлтый, синий.
Основной цвет невозможно получить, смешивая другие.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета получаются при смешивании двух основных цветов, расположенных рядом: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Цвета условно делят на теплые и холодные.
Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.
Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные - сине-фиолетовый, сине- зелёный.
Противоположные пары на цветовом круге добавляют друг другу контраста, а расположенные рядом - теряют яркость и насыщенность (рядом с красным оранжевый цвет кажется желтым). Смешивать два цвета, расположенные друг напротив друга, не рекомендуется.
Прежде чем начать раскрашивать какой-либо рисунок, обязательно продумайте общую цветовую гармонию рисунка: теплая или холодная гамма, контраст по яркости, по цвету.
Научитесь грамотно использовать взаимное влияние цветов для достижения выразительности и цветового единства рисунка!
III. Практическая работа.
Откройте альбомы, правильно сядьте и возьмите простой карандаш. Прежде, чем нарисовать рисунок, необходимо сделать набросок. А что именно мы будем рисовать, вы сейчас узнаете.
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком;
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
(сова)
Сову мы сегодня нарисуем не простую, а очень известную и всеми любимую.
Учитель демонстрирует поэтапные слайды в презентации, рисует на доске, одновременно с детьми, комментируя рисование.
IV. Анализ проделанной работы.
Нравятся ли вам ваши работы? Что пока не удается? Что получилось лучше всего?
V. Творческая работа.
А теперь, ребята, нарисуйте нового персонажа для мультфильма «Смешарики» и раскрасьте его, учитывая уже известные вам правила сочетания цветов. Если не успеете закончить работу, закончите её дома и обязательно сдайте на следующий урок.
VI. Подведение итогов урока
1. – Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали?
2. Рефлексия. – Что понравилось делать больше всего? Понравился ли урок в целом? Что пока не удаётся? Что запомнилось? Что было непонятным?
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Ц в е т о в о й к р у г. О с н о в ы ц в е т о в е д е н и я. Разработал презентацию: учитель изобразительного искусства Климова Наталья Васильевна МОУ Лицей №15
Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу В домике лиловом. Выбегаю по утру В бежевых сапожках, Ем в сиреневом бору Алую морошку. С листьев падает роса В темно-синей чаще, Филин жёлтые глаза На меня таращит. Там где свищут соловьи В закоулках бора, Пробираются ручьи К розовым озёрам, Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом, Белорыбицы плывут Под вишнёвый мостик. Я на радуге живу Приходите в гости. Т.Белозёрова
Существует несколько основных понятий в цветоведении: Ахроматические цвета – не цветные, это белый, чёрный и все серые. Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные. Хроматический круг
Классификация цветов: ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ СИНИЙ + = КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ + = КРАСНЫЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ + = СИНИЙ Ж ЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ Сколько же всего цветов у нас получилось?
Цвета радуги: КРАСНЫЙ - каждый ОРАНЖЕВЫЙ - охотник ЖЁЛТЫЙ - желает ЗЕЛЁНЫЙ - знать СИНИЙ - сидит ФИОЛЕТОВЫЙ - фазан
Для удобства нашу радужную полосу можно замкнуть в Цветовой круг На цветовом круге хорошо заметен постепенный переход одного цвета в другой. Эти переходы образуют оттенки основных и составных цветов.
Тёплые и холодные цвета: Зелёный – особый цвет: если в нём больше жёлтого - он тёплый, если синего, то холодный. Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветовой круг с наложением схемы гармоничного цветового сочетания
Файл создан как пример применения интерактивной доски на уроке Технологии.Удобно использовать для демонстрации способов подбора гармоничных цветовых осчетаний....
Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга
Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности....
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Цвет – основа живописи. Выполнение цветового круга «Цветик - семицветик » Учитель ИЗО Дороднова В.П. МОУ СОШ №11 с. Золотое
Трудно сказать, когда возникла наука о цвете. По-видимому, она возникла в те времена, когда человек “увидел” цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Мифологизм – суть отношения первобытного человека к цвету.
В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. Заполняя красной краской ямки в теле нарисованного бизона, он верил, что это кровь животного. Отпечатывая изображения рук у входа в пещеру, он был убежден, что это кровавая жертва демонам. Приняв эту жертву, демон, удовлетворенный и сытый, не пойдет дальше в пещеру беспокоить людей. На этом был, возможно, основан отпугивающий эффект “красных рук”.
Белая краска – это мифологический эквивалент дневного света, молока, семени – животворных начал; это модель воды (облака), утоляющей жажду и очищающей тело. Свет – образ блага, святости.
Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло.
Исследования в области цвета привели к таким выводм, что цвет непосредственно влияет на психику человека. Например: красный – возбуждает деятельность большинства систем, синий – успокаивает; зеленый – является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый – тонизирует, фиолетовый – угнетает. Символы цвета таковы: красный – смелость, торжественность, неустрашимость, синий (голубой) - возвышенность, воздушность, величавость; зеленый – изобилие, молодость, надежда; фиолетовый – ум, истина, интеллект; желтый (золото) – богатство; белый (серебро) – чистота, невинность; черный – мудрость.
Красный, желтый и синий считаются основными, или первичными цветами – это чистые цвета, которые невозможно получить путем смешения никаких других. Три оставшихся цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый – называют вторичными цветами, потому что они образуются равномерным смешением двух основных цветов.
цвета Теплые - зрительно приближают Холодные – зрительно отодвигают
Выполнение цветового круга “ Цветик-семицветик ”. «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Задания для детей
Печаль Радость Холод Жара Тяжесть Легкость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"
нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного психолога Швыревой Е.В....
Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"
В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....
Урок: "Цвет - основа живописи"
Урок:"Цвет - основа языка живописи"В практической части урока используются нетрадиционные методы работы с красками....
Первый цветовой круг И. Ньютона. Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность. Чтобы понять основные принципы работы с цветовым кругом, его заменяют обычно упрощенной моделью. Цветовой круг Иттена
Составные Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Теплые и холодные тона Цвета делятся на теплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и желтый цвета – теплые, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета и холодные, и теплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт. Красный так же может быть как холодным, так и теплым.
Контрастные цвета Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы. Цвета расположенные в цветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными.
Урок №1. Тема: Цветовой круг. Цветовые отношения. Дата ______________
Учебно-воспитательные цели и задачи:
Обучающая: Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой. Реализация полученных знаний в практическом применении. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
Развивающая: Развитие фантазии и художественного вкуса учащихся.
Воспитательная: воспитание творческого вкуса учащихся.
Тип урока: изучение новой темы
Вид урока: декоративное рисование
Методы: рассказ, беседа.
Оборудование, наглядные материалы: таблица цветового круга;
иллюстрации с изображением радуги, акварель.
Структура урока:
Организационный момент.
Психологический настрой.
Сообщение нового учебного материала.
физминутка
Практическая работа.
Анализ выполненной работы.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.
Ход урока:
Организационный момент
Психологический настрой.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю
Изучение нового материала.
Классификация цветов
Хроматические цвета
Цветовой круг
Теплые цвета. Холодные цвета.
Абсолютные, контрастные, сближенные цвета.
Отгадайте загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? Конечно же это радуга. А вот еще одна загадка: Разноцветные ворота На луну построил кто -то, Но пройти в них не легко,Те ворота высоко.
Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три- Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?Можно их нарисовать?
Из каких цветов состоит радуга (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, нужно запомнить поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).
Существует классификация цветов: Ахроматические цвета (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)Черный, белый и все оттенки серого.Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет».
Хроматические цвета в свою очередь делятся на основные и составные. Основные цвета: желтый, синий, красный. Они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания красок. Составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Можно получить путем смешивания двух или нескольких красок.
Желтый + красный= оранжевый Синий + красный = фиолетовый Желтый + синий= зеленый
Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных.(назовите их)
Также существуют теплые цвета. Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе. И Холодные цвета.Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.
Существуют абсолютные цвета : оранжевый и синий. Контрастные цвета- противоположные. Они подчеркивают и усиливают яркость друг друга. Красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый – фиолетовый. Сближенные цвета - те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки
Физминутка.
Практическая работа.
Сегодня вы познакомитесь с новой техникой работы акварелью которая называется лессировка. Лессировка выполняется путем наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя.
Последовательность выполнения упражнения:
Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)
Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.
После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.
Анализ выполненной работы.
В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.
Подведение итогов урока.
Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Задание на дом.
Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.
Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).
Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый).