Наверняка, каждый из вас сталкивался с легкой грустью и апатией в холодный пасмурный день, которая мгновенно превращается в беспричинное воодушевление в яркую солнечную погоду. Возможно, все дело в недостатке витамина D, который у нас вырабатывается на солнце, но есть еще и другой секрет. В зависимости от освещения полностью меняется цветовая палитра всех окружающих нас предметов. В ясную погоду мы видим насыщенные цвета и резкие тени, которые являются синонимом динамики и позитива; в облачные дни тени размываются, и создается ощущение покоя или даже легкой грусти за счет снижения контрастности. Кроме того, собственный цвет предметов зависит от температуры освещения, что также влияет на наше впечатление от окружающего нас пейзажа.

Часто обращают внимание только на тональную моделировку формы, изображая в тени предмета тот же цвет, что и на свету, лишь с разницей в тоне. Это серьезная ошибка, потому что цвет всегда меняется. Невозможно нарисовать одним и тем же пигментом и свет, и тень!

Чтобы создать реалистичное изображение предметов, необходимо помнить следующие аксиомы:

1. Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся теплые оттенки.

Например, если мы рисуем при ярком солнечном свете в безоблачный день пейзаж, то в тени могут присутствовать теплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным светом. На восходе и закате солнечный свет, как правило, теплый – ярко желтый или оранжевый, поэтому в тени появляются холодные синеватые и голубоватые оттенки.

К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня”

Точно так же, если мы рисуем при электрической лампе накаливания натюрморт, то тени заметно похолодеют, вы увидите оттенки синего, фиолетового или даже зеленого. Также и в пламени костра или свечи, которые дают теплое освещение, в тенях появляются холодные оттенки. Однако, при использовании люминесцентной лампы с холодным светом (от 4000 K) тени станут заметно теплее, как и при холодном лунном свете.


Ван Гог “натюрморт чертежная доска, трубка, лук и сургуч” .Ван Гог “Звёздная ночь над Роной”

Разобраться с температурой света нам помогут следующие таблицы

2. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.

Это простое означает, что в собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки дополнительного цвета. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, персиком и синим виноградом. Дополнительным цветом для красного будет зеленый цвет, для желтого – фиолетовый, для синего – оранжевый. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зеленого, фиолетового и оранжевого цвета соответственно.

Поль Гоген «Цветы и миска с фруктами» . Поль Сезанн. “Натюрморт с выдвинутым ящиком”

Если обратиться к цветовому кругу, то эти пары будут такими: желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и оранжевый. И промежуточные между ними, соответственно.

3. Освещенный теплым светом предмет, имеющий теплый локальный цвет, на свету становится еще ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону.

А предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится еще ярче, звонче и насыщеннее.

Например, мы рисуем апельсин, освещенный лампой с теплым светом. На свету участок апельсина будет казаться еще ярче и насыщеннее, чем он есть, в то время, как в тени оранжевый цвет не только заметно станет холоднее, но и потеряет цветность. Такого эффекта можно добиться при помощи синей краски. Многим известно, что дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Но не все знают, что дополнительные цвета при смешивании друг с другом на палитре нейтрализуют друг друга. Если же этот апельсин мы осветим дневным холодным светом, то на свету его цвет станет более блеклым, в то время как в тени появятся «горящие оттенки».


Ван Гог “Натюрморт с корзиной и шестью апельсинами”. П. Кончаловский “Апельсины”

Эти простые правила позволяет предугадать, какой цвет появится в тени или на свету и правильно подобрать оттенки для смешивания. Вот и все. Приятного вам рисования!

Термин «взаимно-дополнительные цвета» используется в искусствоведении очень часто. Однако, не всегда ясно, какие именно пары цветов можно считать взаимно-дополнительными.

Взаимно-дополнительные цвета часто путают с контрастными , поскольку и те, и другие находятся на противоположных концах диаметра . Однако, разница есть.

Дело в том, что для нахождения контрастных сочетаний обычно используется цветовой круг Иттена:

Это 12-ступенчатый круг. В его основе лежат 3 основных цвета: красный, желтый и синий . Остальные цвета получаются при смешении 3-х основных.

  • Круг Иттена описывает физическое смешение цветов — например, при смешивании красок на палитре.

Однако, понятно, что эта модель несколько условна. Спектр непрерывен:

И при смешивании световых лучей основными цветами будут красный, синий и зеленый .

  • То, что происходит при оптическом смешивании световых лучей, лучше показывает не 12, а 10-ступенчатый цветовой круг. В нем к 7 цветам спектра будут добавлены желто-зеленый, зелено-голубой и пурпурный.

Чтобы найти взаимно-дополнительные пары цвета (другое название — комплиментарные цвета ), необходимо провести диаметр через 10-ступенчатый цветовой круг (или через круг, показывающий спектр непрерывно, как на рисунке выше).

Известно, что при смешении этих противоположных цветов, образуется ахроматический цвет. В теории это белый, на практике — светло-серый.

Можно также найти взаимно-дополнительные цвета в лабораторных условиях — известно, что длины волн в каждой такой паре относятся друг к другу как 1:1,25.

По этому же принципу находятся взаимно-дополнительные пары в компьютерных программах.

И эти цветовые сочетания воспринимаются как очень гармоничные и приятные для глаза.

Это явление было открыто в XIX в. Германом Гельмгольцем, хотя художники использовали взаимно-дополнительные пары задолго до этого, находя гармонию интуитивно.

Давайте посмотрим, как эти сочетания работают на практике, на примере нескольких полотен любимых мной импрессионистов:

Огюст Ренуар. Лето.

Здесь использованы сразу 2 взаимно-дополнительные пары. Хочу обратить ваше внимание вот на что: несмотря на то, что использованы не чистые цвета, а более приглушенные, разбеленные (что вообще очень характерно для импрессионистов), картина не выглядит блеклой.

Это происходит оттого, что взаимно-дополнительные цвета усиливают друг друга. Почему это происходит, я писала в «, сейчас же подробно останавливаться на этом моменте не буду.

Следующий пример «Сидящая танцовщица» Эдгара Дега:

Здесь цвет уже более активен, яркие цветовые акценты уравновешиваются высветленными и затененными тонами из той же гаммы.

Клод Моне. Голубой дом в Заандаме.

Также использованы 2 комплиментарные пары, причем в каждой из них один цвет взят в полную силу, а другой высветлен или затенен. Это позволяет избежать черезчур резкого контраста.

Камиль Писсарро. Пять часов утра.

Картина строится на сочетании всего 2-х взаимно-дополнительных цветов и их разбеленных вариаций. Отсюда ощущение раннего утра — когда все цвета несколько сближены и ярко освещены. Если взять ту же гамму, но из затененного ряда — будет ощущение сумерек.

Как видите, живопись не требует огромного набора красок. Для построения гармоничного цветового ряда иногда достаточно всего 2-х цветов.

А вы можете привести примеры использования взаимно-дополнительных цветов в живописи?

Теория Цвета - Цвет в Живописи

Часто рассматриваю картинки без единого слова-комментария.
Ни об авторе ни о его работах

Приходится" гуглить" самой

Хочу разобраться в цвете - композиции- перспективе -технике и т д

Этот пост -попытка ликбеза в области живописи

При правильном использовании, через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов - одно из важнейших условий успешного рисунка. Знания о применении цвета не передаются по наследству, этому учатся.

Существуют правила, которые необходимо соблюдать, и такие, которыми можно пренебречь, но каждый художник, стремящийся достичь успеха в своем деле должен начинать с фундамента, т.е. -

с теории цвета.

Существует огромное количество доступных научных материалов; однако, большинство из них далеки от художников.

1. Три свойства цвета


Прежде чем углубиться в теорию цвета, необходимо понять ее базовые принципы. Давайте обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета. Эти свойства представляют собой общий язык теории цвета и всегда должны быть в уме художника.

- Оттенок - наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый).


- Насыщенность - это бледность или затемненность оттенка (цвета).
-
Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки - высокоинтенсивные.

Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью.
Эти три свойства цвета будут зависеть от многих вещей, но в основном - от света на вашей картине

Цветовой Круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах - традиционная форма цветовой схемы в области искусства

Базовые цвета
Существует три базовых цвета:

красный, желтый и синий.

Это три пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов


Цвета второй группы

К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый.


Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов.

Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра.

Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов - цвета третьей группы.
Цвета третьей группы


К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.

Баланс цвета

Вы не можете рисовать, используя только один или даже все базовые цвета. Нужно достичь баланса в вашей цветовой композиции.


Добавьте несколько цветов третьей группы, или немного серого, чтобы картина не была такой ненатурально яркой.

Если вы не будете держать это в уме, то, не смотря даже на то, какая у вас хорошая композиция и дизайн, вам не удастся зацепить взгляд зрителя.

В природе, например, вы никогда не встретите чистые базовые или вторичные цвета в избытке


наоборот, все цвета сбалансированы,

это и создает нашу реальност ь
Задача художника заключается в том, чтобы знать, когда и как изменить эту реальность или подчеркнуть ее, чтобы сделать ее более красивой, более драматичной или более пугающей,
в зависимости от цели автора.

Известный иллюстратор Эндрю Лумис
(Andrew Loomis)

однажды сказал:

«Цвет - как банковский счет. Если зайти глубоко, скоро ничего не останется».


Это значит, что некоторые из самых прекрасных творений, когда-либо созданных художниками, используют ограниченную цветовую палитру

Важно понять, что цвет в спектре - это белый свет, разделенный на элементы.


Предметы обладают цветом только потому, что их поверхность принимает свет и отражает все другие цвета спектра. Если бы в свете не было цвета, он бы вообще не воспринимался человеческим глазом.

Без хорошего эскиза, конечно, цвет малозначим, но все дело в тесной связи между твердой линейной композицией и цветом, которая делает хорошую картину произведением искусства!

В гостях. Абрам Архипов.

Синопсис

Так как картина имеет статус одного из ведущих объектов «визуального» искусства, в значительной степени на создание настроения и глубины влияет использование цвета, который может произвести чрезвычайно мощный эффект на зрителя и оживить полотно. А началось все еще с доисторической пещерной живописи, в которой впервые были задействованы примитивные пигменты.

Влияние цвета

Цветовые эффекты могут проявляться чисто оптически (привлечение взгляда зрителя), эмоционально (при использовании спокойных холодных цветов или ярких и стимулирующих чувства пигментов) или эстетически (сопоставление гармоничных цветов в композициях). Освещенность и насыщенность цветов зависят от правильного использования мастером устоявшихся теорий. Кроме того, влияние цвета корректируется в зависимости от окружения. Например, серый, окруженный синим, создает прохладное ощущение, в то время как в соседстве с желтым демонстрирует теплоту. Окончательная комбинация и общий диапазон тонов, использованных в картине иногда называется тональным ключом , который у многих мастеров является достаточно своеобразным или даже уникальным, что можно использовать в цветовом анализе произведений искусств.

Портрет четы Арнольфини Ван Эйка, значимой фигуры для масляной живописи

Акварель, гуашь

Работы гуашь Лю Йи

Акрил

Акриловая картина создается полностью синтетическими материалами на основе полимерной акриловой смолы. В простейшей комбинации эта краска представляет собой смесь пигмента, эмульсии акрилового полимера (пластика), смол (в качестве связующего вещества) и воды. За счет испарения воды (и некоторых растворителей) такая краска достаточно быстро сохнет, формируя прочную пленку.

Разница

Акриловая краска, благодаря своему составу, после быстрого высыхания незначительно меняет цвет. Акварель и гуашь после сравнительно небольшой сушки несколько изменяют цвет, в отличие от масляной краски, которая не изменяет цвет на протяжении продолжительного высыхания. Кроме того, после нанесения одного слоя на масло можно добавить еще краски, чтобы создать богатые и насыщенные цвета. В целом, изобретение масляной живописи (15-й век, Европа) стало значительным шагом в развитии цветовой насыщенности и яркости изображения.

Цветовые пигменты

Пигменты и красители - ингредиенты, придающие цвет краскам. Основное отличие между красителем и пигментом - их способность растворяться в воде. Пигменты должны быть тщательно измельчены и смешаны в растворе, в то время как красители обладают более высоким показателем растворимости. Большинство пигментов добывается из металлов и растений, хотя некоторые из них получают из фрагментов и частей животных и рыб, обугленных деревьев или костей.

Каменный век

Художники каменного века опирались на пигменты, полученные из земли. Добытые элементы, например, глина и уголь, давали желтые, коричневые и различные оттенки красного цвета.

В Египте

Цветовая схема, полученная в древности египетскими художниками, представляла собой оттенки голубого, лимонно-желтого, зеленого, красно-оранжевого и других цветов.

Греция и Рим

Античные картины характеризовались достаточно широким диапазонам цветов, который продолжал расширяться с добавлением оттенков красного, пурпурного, индиго и прочих цветов.

Эпоха Возрождения

19-й век

По сути, 19-й век - начало современного искусства и период массового изменения направлений и паттернов живописи. В это время художники имели доступ к более дешевым и надежным синтетическим краскам. Для импрессионистов подобные новшества помогали передать идеи «мимолетного момента». В дальнейшем субъективность восприятия экспрессионистов также поддерживалась новыми цветами.

Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне.

Заключение

Важно помнить, что до 18-го века художники были сильно ограничены в выборе цветов, однако они так или иначе играли неотъемлемую роль в передаче настроения и атмосферы картины. После 19-го века художники вовсе начали использовать яркие пигменты как отдельную форму самовыражения, акцентируя внимание именно на них.

Цвет в живописи обновлено: Октябрь 5, 2017 автором: Глеб

ОСНОВНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА

Цели: дать понятие об основных и составных цветах; познакомить с цветовым кругом; учить составлять составные цвета путем смешения двух основных; развивать зрительное восприятие цвета, внимательность; содействовать воспитанию аккуратности.

Оборудование: таблица «Цветовой круг», образец педагогического рисунка, картины с изображением радуги.

Словарь: основные и составные цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

Учитель. У меня рассыпались буквы и слоги, из которых я хотел сложить название принадлежностей для рисования, необходимых для урока. Помогите мне сложить эти два слова.

(Краски, кисть.)

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Каждый предмет имеет свой собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны – желтые, апельсины – оранжевые, огурец – зеленый. Казалось бы, все тут ясно. Но не торопитесь, у цвета очень много секретов. Недаром существует специальная наука – цветоведение, занимающаяся проблемами изучения цвета. Вот и мы начнем постепенно постигать эти тайны, для того чтобы рисунки наши были не только красочными, но и передавали реальный цвет предмета правдоподобно.

III. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Великому английскому ученому Исааку Ньютону однажды пришла в голову мысль пропустить узкий солнечный луч через трехгранную стеклянную призму. Когда он это сделал, то увидел, что на расположенном позади нее экране появился последовательный ряд красивых цветов. Вы дома тоже не однажды это видели. Например, когда на грани красивой хрустальной вазы попадает лучик солнца, мы видим тогда красный, желтый и прочие цвета. А еще есть одно природное явление, когда множество людей одновременно видят такую же красоту.

Как оно называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, это радуга. Лучи солнца, проходя через капельки дождя, точно так же, как и в призме, разделяются на семь цветов. Помните какие? (Ответы учащихся.)

А можете ли вы их расположить в том же порядке, что в радуге? (Ответы учащихся.)

Есть одна волшебная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова обозначает цвет, а место слова во фразе указывает на его место в последовательности цветов.

Знание закономерности расположения цветов очень важно, в этом вы убедитесь позже. Чтобы с этой шкалой было удобно работать, все цвета изобразили в виде ц в е т о в о г о к р у г а, добавив к уже известным еще и пурпурный цвет, который отсутствует в радуге, но имеется в природе.

Но есть три цвета, которые называются чистыми, или о с н о в н ы м и. Это – красный, желтый, синий.

Смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов. Это вовсе не означает, что если вы возьмете красную, желтую и синюю акварельные краски, смешаете их, то у вас получится белый. Нет, такое превращение возможно только при смешении окрашенных в основные цвета лучей света. Попробуйте поэкспериментировать дома, направляя в одну точку лучи, которые можно пропустить предварительно через цветные стекла.

Если мы смешаем два основных цвета, то получим так называемые составные цвета . Например, смешав желтую и красную краску, мы получим оранжевую, смешав синюю и красную – фиолетовую.

IV. Дидактические игры.

1. У з н а й с о с т а в н о й и о с н о в н о й ц в е т а.

Учитель показывает карточку, окрашенную в какой-либо цвет, а учащиеся либо делают хлопок в ладоши, если цвет относится к основному, либо сидят молча, если цвет относится к составным.

2. П р о в е р и м, н а с к о л ь к о в ы в н и м а т е л ь н ы.

На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель или переставляет карточки, или меняет их местами. Учащиеся должны восстановить последовательность.

3. К т о б ы с т р е е?

Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета, например синий и красный. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет, в данном случае – фиолетовый. Темп игры постепенно ускоряется.

V. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Выполнить упражнения по смешению основных цветов для получения составных.

З а д а н и е 2. Нарисовать цветовой круг по образцу.

Внутренний круг – основные цвета.

Внешний круг – составные цвета.

З а д а н и е 3. Нарисовать, как вы себе представляете цветик-семицветик из одноименной сказки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы сидели, рисовали

И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись,

Опустили и нагнулись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно снова рисовать.

VI. Итог урока.

1. С о б е р и с л о в а и з р а с с ы п а н н ы х б у к в.

(Основной цвет.) 2. П р о ч т и с л о в о.

Что бывает оранжевым?

(Апельсин.)

3. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Некоторым из вас могло показаться странным, что мы целый урок посвятили цвету. Но это только начало. У нас возникнет еще много вопросов.

Н а п р и м е р:

Какие цвета хорошо сочетаются между собой?

Почему одни цвета словно выпирают из рисунка, а другие как будто сливаются с соседними цветами?

Так что впереди у нас еще много открытий. Главное сейчас – тренировать свое зрение, чтобы вы могли отличать оттенки одного и того же цвета или разные тона, полученные смешением основных и составных цветов. Только тогда вы сможете правильно передавать в своих рисунках цветовые отношения.

4. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к.