Активные методы обучения в доу - страница №1/1

Активные методы обучения в ДОУ

То, что мы знаем, - ограничено,

А то, чего мы не знаем, - бесконечно.

П. Лаплас

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.


В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Такие методы, как «Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики», помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. Пример АМ начала образовательного мероприятия «Здороваются носики». Цель АМО – встреча детей друг с другом, приветствие. Участвуют все дети и воспитатель. Время – 3-4 минуты. Проведение: Дети встают в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга кончиком носа. Через 3-4 минуты дети собираются опять в круг и улыбкой приветствуют друг друга. Это смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

Следующий пример активного метода – это презентации учебного материала. Можно использовать такой метод, как «Цветик-семицветик». В процессе деятельности воспитателю регулярно приходится сообщать новый материал. Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. Лепестки открываются по мере изложения материала. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.

В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

По окончанию занятия используется активный метод «Кафе», с помощью которого можно подвести итоги. Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: Что вам больше всего понравилось? Чего бы вы еще съели? Чего вам еще добавить? Чего вы переели? Конечно, на данные вопросы могут ответить только дети старшего дошкольного возраста. Задача воспитателя с помощью этих вопросов выяснять, что дети усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Обратная связь от детей позволяет скорректировать задачи на будущее.

Так незаметно и весело пройдет занятие с использованием активных методов обучения, принеся удовольствие детям и воспитателю.

Сегодня мы продолжаем говорить о качественно новом взаимодействии дошкольных организаций, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы преемственности и пути её решения.

Перед администрацией нашей ДОО и начальной школы встала задача: организовать работу по обеспечению взаимодействия без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития дошкольников на основе педагогических технологий ДОО.

Возникает вопрос: Какие же педагогические технологии непрерывного (дошкольного и начального) образования являются актуальным средством обеспечения преемственности?

В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

«Наибольшее значение имеет не то, что
ученик использует новые технологии,
а то, как это использование способствует
повышению его образования».

С. Эрманн

Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в работе, но как показывает опыт недостаточно эффективны:

  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии
  • личностно-ориентированные технологии
  • технология портфолио
  • игровая технология

Достаточно долгое время, находясь в поиске новых технологий и форм работы, мы все-таки нашли…

Как говориться: пока все искали принцев… а мы нашли Короля!

А именно, современную технологию АМО ориентированную на стандарт дошкольного и начального общего образования, позволяющей эффективно управлять образовательным процессом.

Вы слышали о технологии АМО?

Подробно изучив технологию АМО, Вы сможете управлять АКТИВНО МОБИЛЬНО, как Вы думаете чем? Конечно же ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ процессом!

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.

В чем преимущества АМО?

Прежде всего АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитатнников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности, Вы видите их на слайде:

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

В технологии АМО выделяют две основные составляющие – структуру и содержание.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, Вы видите их на слайде:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

  • Инициация (приветствие, знакомство)
  • Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)
  • Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • Закрепление изученного материала (повторение пройденного, обсуждение домашнего задания)
  • Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
  • Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

  • Эмоциональная разрядка (разминка)
  • Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объём и содержание этапа определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, и помимо этого вносит вклад в достижение общих целей образовательного мероприятия. Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, фазы и этапы образовательного мероприятия обеспечивают целостность и системность всего образовательного процесса, придают законченный вид занятию.

На каждом этапе образовательного мероприятия используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

Так, например педагоги нашего ДОУ в практике применения метода проекта используют АМО как средства активизации, разнообразия, интеракции познавательной деятельности детей. С помощью активных методов обучения развивают способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

С целью получения более качественных образовательных эффектов педагогами группы составлен план поэтапного внедрения активных методов на занятиях.

Каждое образовательное мероприятие наши воспитанники с удовольствием начинают с приветствия, за счёт чего создаётся позитивная атмосфера в группе, настрой на образовательную деятельность. Для этого мы используем методы «Круг приветствия» , «Улыбайся, улыбайся!» , «Пожелания» и др.

Плавный переход к непосредственному содержанию занятия происходит на этапе определения целей занятия. Для наших воспитанников это очень важный момент, так как определение целей позволяет понять каждому ребёнку, каких результатов он может достигнуть к концу занятия и сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам. С помощью активных методов «Угадай-ка!» , «Путанка» этап целеполагания, достаточно трудный для дошкольников, проходит легко и непринуждённо.

Выяснение имеющихся ожиданий и опасений в успехе собственной деятельности у воспитанников помогает нам, отметить детей с заниженной самооценкой для последующей индивидуальной работы. При этом мы используем методы «Дерево ожиданий» , «Кинолента» , «Рюкзак и портфель» и др.

Работа над темой у нас происходит по-разному. Это зависит от реализуемой образовательной области, конкретного занятия, его целей и задач. Используемые активные методы на этом этапе позволяют нам удерживать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность, вовлекать в командную работу по практическому освоению изученного материала.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности мы учитываем психофизические и индивидуальные особенности наших воспитанников и не забываем о восстанавливающей силе релаксации, физминуток. Смена умственной работы весёлой разминкой (физминуткой) позволяет снять психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения обучения.

Активные методы, используемые нами на этапе подведения итогов, такие как «Кинолента» , «Круг» позволяют всем участникам ещё раз как бы пропустить через себя всё прошедшее на занятии. У наших детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.

В процессе внедрения чего-то нового всегда возникают трудности. Для нас трудности составляет подбор активных методов обучения к каждому этапу занятия, так как готовых методов, разработанных для детей дошкольного возраста очень мало. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, часто мы разрабатываем свои авторские активные методы или адаптируем уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности наших воспитанников.

Наш опыт показывает, что при взаимодействии с семьями воспитанников технология АМО является хорошим помощником в организации и проведении мероприятий. Организуя различные мероприятия для родителей (родительские собрания, консультации, гостиные) , мы используем данную технологию с целью активизации родителей, вовлечения их в процесс сопровождения ребёнка.

При проведении интегрированных занятий технология АМО является незаменимым дидактическим инструментом. Эти методы позволяют развивать мышление дошкольников, способствуют вовлечению их в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями, развивают практические навыки и умения, побуждают к практической и мыслительной деятельности.

С помощью технологии АМО мы эффективно корректируем недостатки и формируем психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире.

Таким образом, использование педагогами группы технологии АМО создаёт оптимальные условия для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению.

Литература:

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) , 12. 11. 2009г.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”. / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.
  • Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
  • Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
  • Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
  • Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
  • Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
  • Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
  • Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
  • Для того, чтобы разместить доклад необходимо:

    • - или на сайте
    • - Перейти на страницу публикации доклада
    • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования сертификата.
    • - Если сертификат не нужен, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите фразу – «Без сертификата»
    • - Если сертификат необходим, то оплатите организационный взнос (250 р).
    • - Прикрепите файл с докладом к заявке.
    • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать сертификат об участии во Всероссийской педагогической научно-практической конференции в личном кабинете.

    Условия публикации докладов участников конференций:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующем разделе выбранной темы:

    • Актуальные вопросы современного дошкольного, начального и общего среднего образования
    • Развитие детей дошкольного возраста
    • Педагогическая инициатива
    • Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
    • Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
    • Панорама педагогических технологий - 2017
    • Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
    • Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»

    Дата публикации: 19.02.17

    ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»

    Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед педагогами ДОУ поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль педагогов, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения и воспитания не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Педагог должен понимать, как организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение и воспитание должно быть построено как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания. Из пассивного слушателя ребенок должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

    Главная задача каждого педагога – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

    Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки дошкольников. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Роль активных методов и приемов в музыкальном развитии дошкольников.

    Из опыта работы Бодриковой Ирины Валерьевны, музыкального руководителя МА ДОУ ГЦРР, детский сад №3 «Вишенка», р. п. Голышманово, Тюменской области.

    В настоящее время современная педагогика требует коренного изменения стратегии и тактики обучения, в том числе и в дошкольном образовании. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты в обучении переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ребенка. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффек-тивным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса.

    Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях детского сада, что предопределило актуальность выбора данной темы. Дошкольный возраст уникален. От того, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

    Цель работы : изучить влияние активных методов обучения на процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

    Пути решения:

    1. анализ психолого-педагогические основ активных методов обучения;
    2. разработка и систематизация методов и приемов по активизации творческой и познавательной деятельности дошкольников;
    3. апробирование музыкальных занятий с использованием активных методов обучения.

    Рассмотрим их более подробно.

    1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения.

    В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д. Системно были разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Система развивающего обучения В.В. Давыдова, направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся. Если в традиционной системе обучение направленно от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому, то в системе обучения В.В. Давыдова, наоборот, от общего к частному, от абстрактного к конкретному; знания усваиваются путем анализа условия их прохождения. Обучаемые учатся обнаруживать в учебном материале основное, существенное отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний, это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучить свойства учебного материала в чистом виде; обучаемые учатся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения. М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе "Дидактика" сформулировали некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. В этих направлениях была хорошо выражена цель преподавания, но не указан процесс обучения, средства и пути достижения цели. Далее, в 1965 году М.Н. Скаткин, анализируя исследования по активизации процесса обучения, акцентирует внимание на практику педагогов новаторов, и говорит о начале его исследования как нового направления в дидактике.

    Как видно из вышесказанного проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов получивших название активные. В основе, которых лежит диалогическое взаимодействие педагога и учащихся. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения. А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности педагога и учащихся, их взаимной активности в рамках "субъект - субъектных" - отношений. Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность дидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев, а именно:

    1. принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой занятия,

    2. принцип моделирования. Педагогу необходимо смоделировать и конечный результат, то есть описать «модель учащегося», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен.

    3. Принцип входного контроля. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы с обучающимися, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

    4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели необходимо выбирать такие виды учебной деятельности, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.

    5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда дети узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели. Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность детей, а это важное условие эффективности обучения.

    6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:

    Изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях,

    Обеспечение ошибки в процессе освоения знаний, умений и навыков, источником которой, как правило, является отсутствие необходимого опыта. Анализ последовательности действий ребенка помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи.

    7. Принцип «от простого - к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении.

    8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание детей, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности.

    9. Принцип организации коллективной деятельности. Возникает задача развития у старших дошкольников способности к коллективным действиям, формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата.

    10. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у детей уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.

    11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий.

    12. Принцип экономии учебного времени. Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков.

    13. Принцип выходного контроля. Необходимо проследить успешность обучения на следующей ступени.

    Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.

    2 .1 . Активные методы обучения, применяемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Методы активного обучения (в сравнении с традиционными) готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности. Ониподразделяются на неимитационные и имитационные. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относится проведение игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

    Игра — единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребенок может проявлять собственную внутреннюю активную позицию. Труды Н.А. Бернштейна, выдающегося русского психофизио-лога, посвящены изучению связи мыслительных планов с плана-ми движения. В них говорится о том, что разные уровни и качества построения движений непосредственно влияют на соответствую-щие мозговые структуры. Овладение различными движениями и есть цель играю-щего, развивающая задача не ставится непосредственно — она находится внутри действия. В процессе организации творческих игр важно создание игрового образа и игрового персонажа.

    Принципы организации игр:

    • имитационного моделирования ситуации;
    • проблемности содержания;
    • ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
    • диалогического общения;
    • двуплановости игровой учебной деятельности.

    Имитационная модель игры: цель, предмет игры, система оценки.

    Компоненты игровой модели: сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.

    Игровая модель включает педагогическую задачу, целью которой служит обучение и воспитание.

    Правил игры не много, они должны включать технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему оценивания. Разбор игры в конце несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку.

    Имитационные упражнения закрепляют в творческой обстановке важные навыки или понятия. Условия таких упражнений должны содержать элемент противоречия.

    Метод творческих заданий преследуетцель стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность).

    Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. Круги Луллия.

    Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет обучать ребенка под девизом «По жизни с творчеством!» и позволяет ему проявлять самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Целью использования данной технологии является развитие таких качеств мышления дошкольника, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; качеств личности - активность, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения.

    Описание метода.

    Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности.

    Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8: с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом; в работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом; дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

    Тренинги с Кругами Луллия целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Тренинг должен состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

    Технологическая цепочка проведения тренинга.

    1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

    2. Ставится задача тренинга. Детям предлагается найти соответствия на кругах. Объясняют, что получилось.

    3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

    4. На основе фантастического преобразования составляется творческий продукт. Предположение практической значимости объектов с необычными признаками.

    Метод развивающего дискомфорта позволяетстимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность), формировать твор-ческое отношение к явлениям окружающей действительности, как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.

    Метод экспериментирования в исследовательской ситуации способствует стимулированию активно-преобразующей деятельности ребенка (поисково-познавательной активности).

    Истинно творческая суть дет-ского экспериментирования заключается в том, что оно не задано взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объек-те. Деятельность экспериментирования характеризуется усложне-нием и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. Детское экспериментирование носит, как правило, креатив-ный характер и стимулирует формирование креативной направ-ленности личности. В ее структуре ведущую роль активно начина-ет играть наступательная позиция — позиция маленького иссле-дователя — экспериментатора, положительно влияющая на развитие всех сфер психики дошкольника и определяющая поисково-пробующий строй его личности. Исследования совре-менных молодых ученых в этой области (например, В.Т. Кудрявцева о детском экспериментировании, как основе твор-чества), позволяют ис-пользовать метод экспериментирования и в работе с дошкольниками.

    Свободная деятельность экспериментирования ставит перед ребенком следующие задачи:

    • самостоятельно определить цель и способы действия (ма-нипуляция, модификация, операция, соотнесение и т.п.);
    • отследить собственные результаты и соотнести с ними дей-ствия;
    • зафиксировать конечный продукт (им может быть и новый способ действия, и новый достигнутый эффект).

    Проблемный метод предполагает шаги: проблемная ситуация, проблемная задача, модель поисков решения.

    Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» - это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель. Он ставит условия задачи перед «штурмом». Группа «генераторов идей» выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Группа экспертов оценивает гипотезы. Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия, эмпатия (выясни свои чувства), фантазия.

    Данные методы ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества — основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

    2. 2. Активные методы и приемы, направленные на музыкальное развитие дошкольников.

    Рассмотрим некоторые из активных методов, применяемых мной в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального развития ребенка. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ. Мною сделана попытка проверить и адаптировать на базе своего детского сада некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ.

    Так в работе с детьми старшего дошкольного возраста при закреплении песенного репертуара применяю метод активизации мышления: метод морфологического анализа песни. В качестве наглядности использую «Морфологическую таблицу». Например, по горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали - героев песен (приложение 1). Дети легко вспоминают название песни и рассуждают о характере музыки.

    В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» использую «Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента» (приложение 1): по горизонтали картинки с изображением предметов-емкостей, по вертикали - изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название получившихся шумовых музыкальных инструментов, могут сами их изготовить и сыграть на них аккомпанемет.

    Еще один вид морфологического анализа - «Круги Луллия» .

    Рассмотрим примеры использования «Круг Луллия» в музыкальном развитии дошкольников старшего возраста.

    С помощью «Кругов Луллия» закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах и музыкальных жанрах (приложение 2). Первый круг - символы: песня, танец, марш; второй круг - музыкальные инструменты. На выпавшем в круге музыкальном инструменте ребенок должен исполнить аккомпанемент в выпавшем жанре. В разделе «Музыкально-ритмические движения» (приложение 2) применяю такие «Круги Луллия»: первый - сказочные герои, второй - движения в виде символов. Задание: раскрутив оба круга, выполнить движение в характере выпавшего героя. «Круги Луллия» - на исполнительское творчество (приложение 3): первый круг - четыре времени года, второй круг - пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца, дети должны вспомнить и озвучить песню в характере выпавшей пиктограммы. Упражнения на подбор пары : в одном из секторов устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. (Одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца). Например, упражнение "Музыкальные инструменты". Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом круге - изображения объектов, на маленьком - части этих объектов). Реальное задание : уточнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором). Фантастическое задание : на развитие воображения (раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой). Придумай историю о получившемся музыкальном инструменте (Как можно было бы использовать этот музыкальный инструмент?). Упражнение на формирование звуковысотного слуха «НАЙДИ ЗВУК » (приложение 4): 1-й круг - изображения животных, издающих звуки определенной высоты: медведь, волк, кошка, мышка; 2-й круг - клавиатура фортепиано, окрашенная в разный по цвету контур (синий, фиолетовый, зеленый, желтый) соответствует низкому, среднему и высокому диапазону. Реальное задание : назвать высоту звука по диапазону (низкий, средний, высокий регистр). Найти и сыграть этот звук на клавиатуре фортепиано в соответственном регистре. Фантастическое задание : придумать историю, где бы животное пело голосом такой высоты звучания. Например, в сказке «Волке и семеро козлят» волк запел тоненьким (высоким) голоском.

    К процессу создания «Кругов Луллия» можно подключить и самих дошкольников.

    Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей - метод фокальных объектов . Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие необычные свойства. Например, «Мелодия». Предлагаю детям придумать несколько слов-объектов. Например, «королева», «снег», «ветер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. К примеру: «мелодия суровая, колючая, холодная, ветреная, как Снежная Королева». Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с помощью этого метода активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

    Метод Мозгового Штурма используется практически на каждом музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и рассказать сказку, но без слов. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами, например: с помощью музыки, жестов, движений, костюмов и т.д. Главное, чтобы дети сами выдвигали разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. Примером может служить сказка «Айболит». Ее содержание можно передать с помощью музыки (К.Сен-Санса - «Королевский марш львов» и «Слоны», И.Морозова - фрагменты из балета «Доктор Айболит»; М.Мееровича - «Песенка про Африку»; В.Попович - «Африка»), элементов костюмов (шапочка доктора, халат, шапочки обезьян и других животных); игрушек; движений; мимики (приложение 3).

    Синектика . Возможности метода: незнакомое сделать знакомым, а привычное - чуждым. В основе такой работы лежат прием эмпатии - личностного уподобления: способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Удачен этот прием и на музыкальных занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в больную куклу в пьесе П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и здоровую в пьесе «Новая кукла»; в забавного и неуклюжего клоуна в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны» и так далее. Таким образом, восприятие и понимание музыкальных произведений происходит через ощущения во всем организме.

    Метод «Символическая аналогия» можно применить при ознакомлении дошкольников с музыкальной грамотой. Так, например, мелодию дети сравнивают с узором на ткани, где идет чередование мотивов (приложение 4).

    В музыкальном развитии дошкольников уместно применение таких приемов, как : «Музыка моего тела» - ритмическая игра звуками своего тела (щелчки языком, постукивание по щекам, игра на поверхностях рук, ног и т.п.). «Игра со звуками», издаваемыми разными предметами, например: музыка, рожденная из шума (шелест бумаги разной фактуры, шум воды и т.п.). Шумовые инструменты тоже участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления (и расческа может оказаться музыкальным инструментом). «Графическая запись» - символическое изображение отдельных свойств музыкального звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов. Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия дошкольников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Акцент делается на особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации (приложение 4). На занятиях можно применять игру-противопоставление «Хорошо - плохо». Так с детьми можно рассуждать на тему «Музыкальные инструменты»: самодельный музыкальный инструмент это хорошо или плохо, почему? (Хорошо: можно сделать самому из любых материалов, плохо - может легко сломаться и т. п.)

    Метод творческих заданий. Творческие задания для развития образного мышления и выразительности речи:

    «Угадай по описанию». Цель - учить детей выделять признаки объектов, по описанию определять объект. Методические рекомендации . Один из детей становится спиной к играющим. Ведущий по очереди показывает детям картинку с изображением музыкального инструмента, каждый называет что-то из характеристики данного инструмента и передает картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться. Водящий (стоящий спиной) дает название инструмента. Например: ударный; деревянный; расписной; с одного края широкий, с другого узкий; всегда с подружкой или двумя; веселит людей под русские народные мелодии. Это - ложки.

    «Назови друзей». Цель - учить детей подбирать синонимы одному из признаков мелодии. Методические рекомендации . Ведущий называет какой-либо признак прослушанной мелодии (веселая). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (забавная, потешная, смеющаяся и т.д.). Системное использование данного приема в работе с детьми пятого и шестого года жизни помогает развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность; поисковую активность, стремление к новизне.

    «Нарисуй музыку» - дети передают в рисунке содержание и настроение прослушанного музыкального произведения, проявляя творчество в выборе цвета, формы и т.п.

    Приемы: показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию); показ упражнения условными жестами, мимикой; «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

    Данные приемы развивают способность к творческому самовыражению в движении под музыку, подводят детей к творческой интерпретации музыкального произведения, формируют умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. К творческим заданиям, относится инсценирование песен. Так, в начале, детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем - игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога - наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но, ни в коем случае не перехватывать инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

    Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования песен. В начале, детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни. Роль педагога - наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми. Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые направлены на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

    Метод проб и ошибок - врожденный метод мышления. Решая какую-либо задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Например, с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

    Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

    • выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков,
    • разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи,
    • полученную модель рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

    Пример: моделирование длительностей музыкальных звуков с помощью человечков (целая - прабабушка или прадедушка, половинная - бабушка или дедушка; четвертная - мама или папа; восьмая - дочка или сын (дети). Дети одевают атрибуты, характерные возрасту изображаемых человечков. Объясняют и показывают, что мама или папа делают шаг, а дети на 1 их шаг делают 2 маленьких шага, т. к. их шаг короче. Значит четвертная длительность длиннее, а восьмая на половину короче. Таким же образом изображают другие длительности, приходя к определенному выводу.

    Прием «Инсценирование маленькими человечками»в музыкальных этюдах: как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если растянутую резинку отпустить? При этом анализируются свойства предмета. Все ответы моделируются: дети становятся плотно друг за другом, один ребенок тянет колонну на себя, расстояние между детьми увеличивается (растянутая резинка) и наоборот.

    Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

    1 этап - первичное овладение знаниями,

    2 этап - контроль знаний (закрепление),

    3 этап - формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей.

    Таким образом, выбранные активные методы обучения активизировали учебно-познавательную деятельность, способствовали побуждению дошкольников к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их музыкальных способностей, речи. Как показывает практика, использование активных методов является необходимым условием для подготовки детей к школе и приводит к положительным результатам в музыкальном развитии.

    Приложение 1.

    Морфологическая таблица анализа песни:

    Приложение 2

    Карточки-задания: «Мотив узора равен мотиву из длительностей нот».

    Запись длительностей звуков условными обозначениями.

    Запись высоты звуков условными обозначениями:

    (ступени: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)

    Литература:

    1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

    2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

    3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986

    4. Боровик Т. «Осенняя гамма». Учебно-методическое пособие.

    5. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

    6. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. «Методика музыкального развития дошкольников». Ульяновск, 2003.

    7. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. Статья «Музыкальное развитие дошкольников средствами ОТСМ - ТРИЗ - РТВ».

    8. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007

    9. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.

    Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.


    Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.




    Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.


    Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.


    Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.


    В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.


    Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай! »


    К активным методам обучения относятся: - проблемные ситуации, -обучение через деятельность, -групповая и парная работа, -деловые игры, -драматизация, театрализация, -творческая игра «Диалог», -«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, -метод проектов, -методы удивления, любования, уверенности, успеха, -метод эвристических вопросов, -игровое проектирование и другие.


    Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность




    Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.




    Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.




    Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.


    У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса; -использование деятельностного подхода к обучению; -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; -игровой и творческий характер обучения; -интерактивность образовательного процесса; -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; -использование знаний и опыта обучающихся; -активизация в процессе обучения всех органов чувств; -рефлексия процесса обучения его участниками.


    АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;


    Развивают партнерские отношения; - повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; - обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся


    Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.


    Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.