Современники живописца утверждают, что большинство работ, выполненных рукой Ивана Ивановича Фирсова, поступали в распоряжение церквей, соборов и театров. Нередко панно этого художника можно было встретить и в интерьерах домов зажиточных семей. Однако до наших времен дошли буквально считанные его произведения, одним из которых является картина «Юный живописец». Причем с ее историей, как и с жизнью самого создателя, связано несколько интересных и загадочных событий.

И. И. Фирсов: биография

Точная дата рождения Фирсова не известна, однако появился на свет он около 1733 года в Москве, в купеческой семье. И отец, и дед Ивана Ивановича имели непосредственное отношение к искусству - они занимались художественной резьбой по дереву и ювелирным делом. Именно от них и перешел к наследнику талант в области живописи.

Как только выяснилось, что у юного Фирсова имеется весьма явственная предрасположенность к данному виду деятельности, на семейном совете было принято решение о его отправке на работу в Санкт-Петербург. По прибытии будущего художника определили на отделочные работы, где он занимался украшением зданий и дворцов.

В 14 лет (именно в этом возрасте) Фирсов поступает на службу в Канцелярию строений, одновременно обучаясь и развивая свой талант живописца. Талант Ивана Ивановича не мог остаться незамеченным - его творчество восхитило саму Екатерину II, и она настояла на его дальнейшем обучении, причем не где-нибудь, а за границей, во Франции.

В 1756 году Фирсов поступает в Парижскую и уже там в значительной степени вдохновляется работами французских живописцев. Наибольшее влияние на него оказал Шарден, пишущий полотна с изображением жанровых сюжетов: картина Ивана Фирсова «Юный живописец» наиболее созвучна с творчеством этого парижского реалиста.

По возвращении из Франции (период 1758-1760 гг.) И. И. Фирсов становится придворным художником. Известность он приобрел главным образом в результате декоративного оформления собственноручно написанными панно к различным спектаклям и постановкам. Чуть позднее Иван Иванович становится одним из главных сотрудников Дирекции императорских театров.

К сожалению, о последних годах жизни живописца известно очень немного. В связи с этим, сопоставив некоторые исторические данные и даты упоминания о Фирсове, специалисты утверждают, что умер он после 1785 года. Согласно некоторым фактам, художник вполне мог окончить свои дни в доме для умалишенных, так как под конец жизни страдал некоторыми психическими отклонениями.

Иван Иванович выполнил достаточное количество работ как по заказу руководства, так и для дворян. Однако мало что сохранилось до наших времен. Картина «Юный живописец» одновременно и рассказывает о том, каким талантом обладал Фирсов, и точно так же не позволяет глубоко прочувствовать все то, чем были проникнуты его творения. Бесспорно единственное: это настоящий шедевр в области жанровой живописи.

Описание картины «Юный живописец»

Композиция на полотне проста и в то же время этой своей будничностью интересна. В центре внимания находятся три фигуры: самого юного живописца, маленькой девочки и ее матери. Мальчик в синем мундире сидит на стуле, поставив одну ногу на мольберт, и рисует портрет малышки, находящейся напротив него. Несмотря на кажущуюся расслабленность позы, он сосредоточен и увлечен своим занятием.

Что касается самой юной натурщицы, одетой в и светлый чепчик, то она того и гляди готова убежать, чтобы заняться более интересными делами. Такая черта, как стеснение, тоже сквозит в ее позе - она прижалась к матери, ласково приобнявшей дочь за голову. Сама женщина одной рукой одновременно и удерживает, и успокаивает маленькую егозу, а второй назидательно грозит ей пальцем. Однако здесь не присутствует и тени напряженности - кажущаяся строгость матери нисколько не серьезна.

Кроме самих людей, в комнате, залитой мягким светом, также находятся некоторые предметы, присущие мастерской каждого художника: бюст, манекен, ящик с кистями и красками, пара картин на стене.

Пастельные и не потерявшие своей свежести с течением времени тона, атмосфера уютной и спокойной обыденности - вот чем можно завершить описание картины «Юный живописец». Сюжет ее передан с невероятной сердечностью, о чем свидетельствует и тот факт, что написано полотно было не на заказ, а «для души», под влиянием неких чувств.

История картины

Картина «Юный живописец» была завершена примерно в 1768 г. в Париже. Это полотно открывает последующую серию произведений в аналогичном жанре. На момент же написания «Юного живописца», помимо Фирсова, аналогичными работами можно считать некоторые картины Шибанова и Еременева, повествующие о жизни крестьян.

Кстати, вплоть до начала XX века считалось, что данное полотно создал вовсе не Фирсов. «Юный живописец» - картина под авторством художника А. Лосенко, о чем пыталась свидетельствовать одноименная подпись на лицевой стороне. Однако искусствоведы не успокаивались до того момента, пока в 1913 г. в ходе экспертизы не было принято решение об устранении вышеозначенной фамилии, под которой и обнаружилось имя И. И. Фирсова.

На данный момент картина «Юный живописец» хранится в Третьяковской галерее, куда она попала благодаря основателю музея - купцу выкупившему полотно у некоего коллекционера по фамилии Быков в 1883 г.

Бытовая живопись как жанр и отношение к ней

Российская Академия художеств в пору написания Фирсовым своей знаменитой работы, можно сказать, не признавала бытовой жанр как род живописи в полной мере, считая его низкопробным. Возможно, данный факт также является причиной того, что работа долгое время провела в мастерской, в которой трудился Иван Фирсов.

Картина «Юный живописец», несмотря на это, все же увидела свет и сейчас считается самым ярким примером бытового жанра XVIII в., а ценность ее от этого лишь возрастает.

Картина в русской живописи

Главное отличие полотна заключается в его некоторой рассеянности. Оно написано с любовью, не подчиняясь каким-либо общепризнанным законам классики. Изображение сценки из обычной жизни, без прикрас, излишней строгости и соблюдения канонов - вот чем характеризуют искусствоведы картину «Юный живописец». Люди не позируют, они очаровательны в своей простоте, что совершенно не было характерно для русского изобразительного искусства того времени.

Именно поэтому долгое время ни у кого не возникало ассоциаций с тем, что данное произведение могло быть выполнено рукой нашего соотечественника. Специалисты в области живописи подтверждают, что написанная картина настолько не связана с событиями в России в XVIII в. по духу, что создает яркое впечатление нетипичности и непосредственности.

Другие картины И. И. Фирсова

Однако рассматриваемое произведение - это не все, что оставил нам в наследство Фирсов. «Юный живописец» - картина руки этого мастера в своем жанре, можно сказать, одинокая, но существует еще одно сохранившееся полотно. Называется оно «Цветы и фрукты» и представляет собой ранее размещавшееся в Написаны обе работы в совершенно разной стилистике, но тем не менее принадлежат они кисти Ивана Ивановича, свидетельствуя о многогранности и незаурядности его таланта.

/ / Сочинение-описание по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»

Интересная работа И. Фирсова «Юный живописец» не сразу получила признание зрителей, ведь была представлена аудитории только через два столетия после ее написания. А все потому, что художник создал свою творческую работу в то время, когда живопись была еще не известна, не популярна.

Только современное поколение любителей живописи обратило пристальное внимание на картину Фирсова. Из-за ее малой популярности, полотно оказалось практически не тронутым и прекрасно сохранилось.

Впервые обращая свой взор на картину, она кажется мне простой и наивной. Но, это только первое впечатление. Затем, когда я всматриваюсь в детали полотна, то вижу перед собой не обычного художника, а совсем юного парня, который так старательно пытается вывести каждый штрих кисти, каждую особенность на своем холсте.

Далее, мое внимание привлекает натурщица, которая просто не может усидеть на месте. Ей так интересно, что же получается, она готова сию минуту вскочить со стула и подбежать к художнику. Но, ее энергетику и жизнерадостность удерживает рядом стоящая мать, которая покачивает пальцем и просит девчонку немного успокоиться.

На полу, возле юного художника расположена его палитра с красками. На заднем плане полотна И. Фирсова «Юный живописец» нарисована гипсовая скульптура и бюст, на стене висит картина с изображением знатной дамы. На первый взгляд, кажется, что все эти предметы совершенно не совместимы между собой. Но, благодаря мастерству художника, они умело сочетаются с помощью правильно подобранной цветовой гаммы и обустроенной композиции.

Комната, в которой происходит написание полотна, достаточно уютная и теплая, располагающая к истинному творчеству. Именно в такой комнате «простые люди» живут полной и счастливой жизнью.

Юный живописец

1765 - 1766 (?), холст, масло, 67 x 55 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» - одно из первых произведений русской жанровой живописи.
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов, где он совершенствует свое мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры.

Там картина «Юный живописец» и была, как полагают, написана Фирсовым На это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.

По возвращении в 1768 году в Россию работал декоратором по оформлению оперных спектаклей. Сведения об этом времени крайне скудны, о последних годах жизни И.И. Фирсова отсутствуют вовсе. Но картина-то его замечательна.

Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папьемаше, изображающий человеческую фигуру.

Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца.
Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.

В «Юном живописце» все празднично, артистично, необыденно; и яркие краски одежд, и чудесная зеленая занавеска, и картины на стенах, и атрибуты искусства на столе. Необычна и прекрасна цветовая гармония в целом.

Примечательна и загроможденность сцены предметами и фигурами: картины и скульптуры теснятся слева, чтобы оставить место для девочки с матерью, мольберт заслоняет от художника его модель. Свободного пространства, интерьера, в котором заключается душа бытового жанра, здесь почти не остается...
И все же частная жизнь у домашнего очага впервые в русской живописи появляется на этой картине.
Выполненная в шарденовском стиле картина И. Фирсова, подобно той единственной ласточке, которая весны не делает, не положило начало бытовой живописи в России - время еще не пришло..

По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов - первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична.

Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме "Юный живописец" не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия. В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора" и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.

Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.
Фирсов со своим "Юным живописцем" занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.

В XIX веке "Юный живописец" числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись "A. Losenko 1756". Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Не все имена русских живописцев,дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века. В 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски "I. Firsove".

Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. "Юный живописец" остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

Государственная Третьяковская галерея

«Юный живописец» – картина одного из самых загадочных художников России.

Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» - самое раннее произведение русского бытового жанра. Написана она (холст, масло, 67х56) И.И. Фирсовым в 1760-е годы.

П. М. Третьяков купил эту картину у коллекционера Н. Д. Быкова с подписью Лосенко. В дальнейшем было установлено, что подпись фальшивая, а картина написана одним из самых загадочных художников XVIII века Иваном Фирсовым. Постепенно в результате усилий нескольких поколений исследователей стал вырисовываться жизненный и творческий путь этого первого русского жанриста. Теперь с большой степенью вероятности можно предположить, что эта картина написана художником в Париже, где на него произвели глубокое впечатление жанры Шардена, Леписье, Перроно и Грёза.

И. Фирсов "Юный живописец"

«Юный живописец» – это первая русская картина о жизни обыкновенных людей. У картины занятная история. Перед нами на холсте – мастерская художника. Мягкий свет льется в окно. На стене – картины, одна – портрет, другая изображает уголок леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и ногами – манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке – мольберте – укреплен холст, натянутый на подрамник. А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Ему лет четырнадцать.

И. Фирсов "Юный живописец". Фрагмент

Мальчик в мундире ученика Академии пишет портрет маленькой трогательной девочки в скромной небольшой комнате. Атмосфера серьезности, труда, моральной чистоты дорога Фирсову, и он с искренней теплотой передает интерьер, ясно и свободно располагает в нем своих персонажей и предметы. Простой будничный мотив оказывается исполненным подлинной поэзии. Лиризм картины усиливается неяркой, но тонкой цветовой гаммой, где доминируют зеленовато-серые и розовые тона. Возможно, именно в такой обстановке жили и работали русские художники в Париже.

Картина Фирсова подкупает непосредственностью и свежестью впечатления. Очаровательная домашняя сценка как бы подсмотрена автором, списана с жизни. Участники сценки объединены общим действием, заворожены процессом превращения «натуры» в «произведение искусства». На глазах у зрителя рождается картина.

На картинах И. Фирсова изображены герои далекого прошлого. Художник узнал об их подвигах из старинных книг и сказаний. На картине «Юный живописец» представлены люди, которые жили в одно время с художником и, наверно, были ему хорошо знакомы. И заняты они самым обыкновенным делом. Хотя на холсте не происходит никаких важных происшествий, он очень привлекает зрителей. Картина написана с большим чувством. Она не заставляет думать о серьезных вещах, но зрителям передается сердечность, с которой она написана. Художник любит людей, которых изображает, их ничем не примечательную жизнь. Ему дорог этот мальчик-живописец, приятна его уютная, скромная мастерская, близко его занятие.

Когда один знаток искусства увидел «Юного живописца» рядом с торжественными полотнами про чудесные подвиги богов и древних героев, он хорошо сказал, что эта картина – словно маленькая запущенная лужайка, поросшая ромашкой и одуванчиками, в парадном, празднично ухоженном парке.

Академия художеств

Академия художеств XVIII века с ее тягой к живописи исторической, с ее требованиями изображать «возвышенное» и «героическое», считала бытовой жанр «низшим родом» живописи. Поэтому все самое значительное в этой области было создано вне Академии, а художников, обращавшихся к бытовой теме, немного. Это – И. Фирсов, М. Шибанов, И. Ерменев. Хронологически первое место среди них занимает Иван Иванович Фирсов. О самом художнике известно мало. Сын московского купца, Иван Фирсов был живописцем-декоратором в Канцелярии от строений, а потом – живописцем Дирекции императорских театров. В 1765 г. отправлен в чужие края для совершенствования в живописи и театральной науке. В Париже занимался в мастерской Вьенна. По возвращении в Россию в 1768 г. продолжал работать в Дирекции театров.

Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» остается редким примером бытового жанра XVIII века и единственным полотном подобного рода в творчестве И.И. Фирсова (известна всего лишь еще одна картина его кисти – декоративное панно «Цветы и фрукты», 1754 г.). Привлекает серьезность и одновременно простота, с которой художник передает незатейливый обыденный сюжет. Картина свидетельствует о большом таланте художника, о его высоком профессиональном мастерстве.

Заграничное пенсионерство Фирсова почти не повлияло на его положение в художественном мире. Известно, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

По-видимому, его жизнь была полна всяких драматических переживаний и конфликтов. В 1784 году Фирсов тяжело заболел и попал в «смирительный дом». Его картина так и оставалась в мастерской, чуждая вкусам времени. Только с приходом в русское искусство Тропинина и Венецианова бытовая жанровая живопись была признана достойной сферой художественного творчества. Но картине Фирсова пришлось ждать «своего часа» еще почти целое столетие.

Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери.

Лить слёзы о лете ушедшем не надо,
Оно непременно вернётся в наш город -
В осенней поре тоже много отрады.
Сентябрь шагает, прекрасен и молод.

Все знают, что он настоящий художник,
Умеет пейзажи писать и портреты.
В друзьях у него: тёплый ласковый дождик,
Рассветы, закаты, певцы и поэты.

Он юн и беспечен, в природу влюблён он,
Немного наивен, как многие дети.
Раскрасить мечтает понурые кроны
В багрянец и золото в память о лете...

Долгое время числящаяся как "картина неизвестного художника", только в двадцатом веке картина получила имя настоящего своего создателя.
Им оказался Фирсов И.И.
В восемнадцатом веке., когда была создана эта картина Академия художеств не признавала жанровой живописи. Только изображения богов и героев древностей могло быть выставлено как "достойное полотно".
А Фирсов И.И. рисовал декорации к первым операм, оформлял пышные праздники.
Сюжет картины прост и незамысловат. Юный художник рисует девочку, в своей мастерской, которая вся занята предметами искусства. Окно, занавешенное богатой зеленой бархатной шторой, показывает нам, что действие происходит в богатом поместье. В углу стоит мраморный бюст прелестной девушки, на стене, за ним висит портрет, но это не парадный портрет, видно., что это портрет женщины с гитарой, может быть,даже работы самого юного дарования. Иначе бы он висел в парадных комнатах вельможи. Еще одна картина висит рядом, но что изображено на ней разобрать невозможно. Рядом стоит манекен для того, чтобы одевать на него пышные платья дам того времени, чтобы художник мог без помех нарисовать все его складки, рюши и банты.
На переднем плане сам живописец. Он сидит за мольбертом, на котором укреплена картина, над которой он трудится. На картине изображена девочка, которая сидит тут же.
Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери. Молодая женщина, в платке на голове, одета в красно-полосатое платье с белой юбкой. Женщина в положении, ей тоже тяжело стоять, но, она понимает важность момента и успокаивает дочку.
Прелестная жанровая картина показывает нам мастерскую художника в давно прошедшие времена и мы хотели бы, чтобы юноша получил признание, равное его таланту.