Проблема «отцов и детей» волновала и будет волновать всегда. Поэтому ни классики русской литературы, ни современные писатели не могли обойти ее в своих произведениях. Где-то этот вопрос задавался вскользь, в каких-то произведениях он становился «центральным». Например, И. С. Тургенев считал проблему «отцов и детей» настолько важной, что дал одноименное название своему роману. Благодаря этому произведению он прославился на весь мир. С другой стороны, комедия «Горе от ума». Вроде бы интересующий нас вопрос не главный для Грибоедова. Но ведь проблема «отцов и детей» как раз и является проблемой мировоззрений, отношений «века нынешнего» и «века минувшего». А «Герой нашего времени» или «Преступление и наказание»? В этих произведениях так или иначе авторы касаются проблемы поколений. В романе «Война и мир» взаимоотношения в семье являются чуть ли не главной темой размышлений писателя.

В своем сочинении я постараюсь рассмотреть конфликт «отцов и детей» с разных точек зрения: как понимали его писатели и насколько этот вопрос злободневен сейчас.

Для начала определимся, что же все-таки подразумевается под проблемой «отцов и детей». Для одних это проблема на бытовом уровне: как родителям и детям найти друг с другом взаимопонимание. Для других это вопрос более обширный: проблема мировоззрений и поколений, которая возникает у людей, не обязательно связанных кровными узами. Они сталкиваются из-за того, что имеют различное отношение к жизни, по-разному смотрят на мир.

Примером тому может служить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Автор в своем произведении противопоставляет друг другу не сына и отца, а просто людей разных поколений. Конфликт между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым происходит не из-за размолвок на бытовом уровне, это даже не конфликт поколений - он гораздо глубже. В основе его различия во взглядах на жизнь, на общественное устройство мира.

Началом спора послужило то обстоятельство, что в мирную жизнь Павла Петровича, где ему никто не прекословил, дунул ветер перемен. «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Основу жизни Павла Петровича составлял тихий, мирный уклад, многовековые традиции. Естественно, что Базаров с его нигилистическими наклонностями вызывает в нем возмущение. Принцип Базарова состоит в том, что нужно все разрушить, «место расчистить». И ведь это отталкивает от него не только Павла Петровича, но и всех, кто соприкасается с Евгением. Очень немногие могут решиться одним махом порвать со своим прошлым. Поэтому Базаров один: кто-то не приемлет его позицию, кого-то он сам от себя отстраняет, например своих родителей. Ведь здесь тоже конфликт «отцов и детей». Родители видят в своем ребенке только хорошее, светлое, они не могут отвернуться от него. И это позиция всех «отцов». Базаров же отталкивает их. Видя, с какой небрежностью он заявляет родителям о своей скорой смерти, можно утверждать, что он даже равнодушен к ним. Этим Тургенев хочет показать, что человек не обретет мира в своей душе, если отвернется ото всех, прежде всего от своих родителей.

Иначе представлен конфликт поколений в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В основе этого конфликта лежит спор между Чацким и Фамусовым - представителями разных эпох, разных поколений. Позиция Чацкого по отношению к обществу Фамусова: «Что старее, то хуже». Но грань между поколениями в этом произведении довольно развита, основной мыслью комедии является конфликт мировоззрений. Ведь и Молчалин, и Софья, и Чацкий принадлежат к одной эпохе, «веку нынешнему», но по взглядам своим Молчалин и Софья являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представителем новых веяний. По его мнению, лишь новый ум является «алчущим познаний» и склонным «к искусствам творческим». По-прежнему «отцы» отстаивают вековые устои, являются противниками прогресса, а «дети» жаждут знаний, стремятся найти новые пути развития общества.

Проанализировав эти два произведения, можно сказать, что писатели используют конфликт «отцов и детей» как для анализа самой проблемы, так и в качестве инструмента для раскрытия внутреннего мира героев, их мышления, взглядов на жизнь.

В романе «Война и мир» «мысль семейная» также подвергается тщательному анализу со стороны писателя. В своем произведении Л. Н. Толстой описывает три семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Эти три клана, хотя и мало различаются по происхождению и по занимаемому положению в обществе, имеют собственные. семейные традиции, подходы к воспитанию, имеют в жизни разные приоритеты. С помощью этих деталей автор показывает, насколько индивидуальны и не похожи такие герои, как Николай и Наташа Ростовы, Андрей и Марья Болконские, Анатоль и Элен Курагины.

Рассматривая семью Ростовых, нельзя не заметить теплоту и нежность в их отношениях. Родители для Наташи и Николая являются надежной опорой, их дом, действительно, отчий. Туда они стремятся, как только возникают проблемы, потому что знают, что родители их поддержат, а если надо, и выручат. На мой взгляд, такой тип семьи является идеальным, но, к сожалению, идеал редко встречается в жизни.

Клан Курагиных разительно отличается от Ростовых. Цель этих людей - получше устроиться. Но о чем еще могут мечтать Элен и Анатоль, если им это внушали с детства, если их родители проповедуют те же принципы, если основой их семейных отношений является холодность и чопорность? Очевидно, что родители являются причиной такого отношения к жизни, и это сейчас не редкость. Часто родители слишком заняты собой, чтобы обращать внимание на проблемы своих детей, и это порождает конфликты, причины которых взрослые часто не понимают.

Основой взаимоотношений в семье Болконских является почтение и уважение старших. Николай Андреевич является беспрекословным авторитетом для своих детей, и, хотя они и не испытывают давление со стороны отца, ни Андрей, ни Марья не теряют своей индивидуальности. Они имеют свои жизненные приоритеты и более или менее целеустремленно пытаются их придерживаться. Такие люди в любом обществе заслуживают уважение и стремятся его оправдать.

Без малейшего сомнения можно сказать, что Л. Н. Толстой являлся великолепным психологом, если он так тонко смог прочувствовать связь между характерами героев и их социальным положением, определить роль семьи в жизни человека и так живо проиллюстрировать конфликт поколений.

Таким образом, проблема «отцов и детей» рассматривается многими писателями как конфликтная ситуация. Но иначе ее анализировать нельзя, потому что между «отцами» и «детьми» всегда существуют разногласия, причины которых могут быть совершенно разными, но суть их одна - непонимание. А ведь его можно избежать, если быть хотя бы чуть-чуть терпимее друг к другу, уметь выслушать другого человека, тем более, если это ваш ребенок, и, в первую очередь, уметь уважать его мнение. Только при этих условиях мы сможем достичь взаимопонимания и свести проблему «отцов и детей» к минимуму.

Тема взаимоотношений «отцов и детей» - вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.

Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» тема «отцов и детей» трактуется, прежде всего, как тема воспитания. Отец главного героя романа Онегина был петербургский повеса, блестящий военный и блестящий игрок. Он вел привычную для его круга разгульную жизнь «долгами» и мало обращал внимания на своего ребенка. Впрочем, отец, как мог, позаботился о воспитании своего сына: он нанял ему французских гувернеров, которые учили ребенка «всему понемногу». А впрочем, так воспитывались все дети петербургского высшего света.

Онегин стал «продуктом» такого воспитания. Он видел пример своего отца, знал, что ценится в высших кругах, что модно и похвально. Герой стремился всему этому соответствовать, что привело его к «опустошению» души, сплину и хандре.

Тема «отцов и детей» в романе продолжается в повествовании о семье Лариных. Особое внимание уделяется «женской половине» этой семьи: матери и двум дочерям – Татьяне и Ольге. Пушкин описывает «историю развития» матери Лариной. Она была влюблена в героев французских романов и искала похожие черты в своих поклонниках. Мать Татьяны была увлечена одним славным франтом, «игроком и гвардии сержантом». Но ее, против воли, выдали замуж за другого. Погоревав, женщина смирилась, занялась хозяйством и превратилась в провинциальную наседку, которую более всего на свете волновали припасы на зиму и здоровье детей.

Ольга, младшая сестра Татьяны, во всем пошла в мать. Она была такой же неглубокой, легкомысленной, ветреной, мечтала о нарядах и женихах. Мать в полной мере передала ей свои жизненные идеалы. Татьяна же была совершенно другой по своей природе, натуре: более глубокой, более серьезной, более духовной. Поэтому, с одной стороны, она казалась чужой в своей семье, но, с другой, влияние матери сказалось и на Татьяне – она тоже увлекалась французскими романами, грезила их героями, искала в каждом реальном человеке идеальные черты.

Тема «отцов и детей» продолжила свое развитие в романе И. А. Гончарова «Обломов». Именно в детстве героя, в его воспитании ищет писатель истоки его характера. Глава «Сон Обломова» раскрывает нам жизненный идеал Ильи Ильича, привитый с детства. Родители Обломова были патриархальные дворяне: всю жизнь прожили в своем имении, никуда не выезжая, заботились, прежде всего, об удовлетворении физиологических потребностей (чтобы было сыто, тепло, уютно), стремились совершать как можно меньше движений – и физических и душевных. Главной опорой Обломовых были слуги, выполнявших за своих господ буквально все.

О маленьком Илюше заботились, его любили, холили и лелеяли, но подавляли всякую самостоятельность и проявление воли. Обломов будто жил в ватном коконе, не видя и не зная реальной жизни. Поэтому неудивительно, что, приехав в Петербург, он не нашел себя и разочаровался в жизни. Обломов все время стремился в Обломовку своего детства, где все добры, щедры, спокойны, довольны жизнью, счастливы; где не знают, что такое забота, хлопоты, несчастье, горе.

Безусловно, тема «отцов и детей» становится ведущей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь этот вопрос из личностного, семейного перерастает в общественный, социально-политический. Тургенев трактует отношения «отцов и детей» как конфликт поколений, которые с трудом находят общий язык.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем либерального дворянства, и Евгением Базаровым, разночинцем-нигилистом. Базаров отрицает все ценности традиционной дворянской и вообще человеческой культуры, он стремится уничтожить все старое, чтобы последующие поколения строили новое. К Базарову присоединяется и племянник Павла Петровича, Аркадий. Но его увлечения нигилизмом отказывается преходящим: в итоге он возвращается к своим «корням», становится хорошим помещиком и семьянином.

Самым тяжелым конфликтом является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

К финалу своей жизни Базаров, пройдя через многие испытания, осознает истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев развенчивает его теорию, показывая, что самое эффективное решение конфликта «отцов и детей» - преемственность поколений, построение нового на основе старого.

Проблема «отцов и детей» в творчестве современных писателей

Панкова Е.С., учитель ГБОУ СОШ №941

Девятнадцатый, а потом и двадцатый век многих приучили к мысли о неизбежности возникновения проблемы «отцов и детей». Трагическое непонимание друг друга представителями двух поколений, неспособность и невозможность хранить единомыслие и духовный союз «века нынешнего» и «века минувшего» серьезно волновали писателей двадцатого века.

В наши дни остро звучит написанная еще в 1966 году повесть Н.Дубова « Беглец ». Главный герой – Юрка Нечаев - скромный мальчишка, живущий у моря. Он растет в семье сильно пьющих родителей, дорожных рабочих. За свои 13 лет он притерпелся к обидам, привык к вечной ругани родителей, к нареканиям учительницы. Он не знает другого образа жизни. Но где-то в душе у него теплилось сознание того, что нужно жить как-то иначе, не так, как его родители. Новое течение в его жизнь внес случайный знакомый. Этим человеком был архитектор Виталий Сергеевич, который приехал отдохнуть у моря. Сначала привлеченный к Виталию Сергеевичу внешней стороной его завидного существования,- у того и машина «Волга», и красивая палатка, и сладко-таинственная жизнь в Москве,- Юрка постепенно начинает подмечать и нечто глубинное.

Раньше Юрка хотел быть похожим на отца. Нет, не во всем. Отец, когда выпьет, начинает ко всем придираться, ругаться и драться. Зато, когда он трезвый, он лучше всех. С приездом Виталия Сергеевича все незаметно стало меняться. Очень понравилась Юрке доброжелательность, искренность, теплые отношения между новыми знакомыми. «А папка и мамка ругаются то и дело, особенно когда выпьют, а потом он ее бьет». Рядом с Виталием Сергеевичем и Юлией Ивановной мальчик стал задумываться о том, почему он живет так, а не иначе. Внимание автора постоянно направлено на мысли, сомнения, переживания юного героя, в результате которых мальчик приходит к выводу, что он ничуть не хуже других, что он может все исправить.

Но судьба преподносит Юрке жестокие испытания, которые он с честью выдерживает. Внезапно погибает Виталий Сергеевич, и в трагические часы мальчик сталкивается с недостатками, подлыми поступками взрослых: воровством отца, бессердечностью матери. Он гневно говорит родителям правду о них, зная, что его за это будут бить.

После расправы отца Юрка убегает из дома. Он скитается, голодает, подбирает чьи-то объедки, пытается заработать, помогая людям, но его отовсюду гонят. Но ни разу в сознании голодавшего мальчика не возникала мысль о краже! Случайная встреча со знакомым шофером спасает Юрку, мальчика ждет нормальная человеческая жизнь. Но вдруг он узнает о новой беде: от постоянного пьянства ослеп его отец. И Юрка понимает, что все тяготы жизни лягут теперь на плечи матери, а сестренки и братишки будут расти, как бурьян, без призора. И Юрка остается, по-мужски понимая, что он нужен здесь, что матери одной не справиться. Мальчик, который недавно собирался покинуть отчий дом и своего отца, пьяницу и хулигана, почувствовал к нему сострадание и сыновнюю ответственность за его жизнь и жизнь своей семьи.

Н.Дубов, показывая внутренний мир подростка, его нравственное формирование, приводит нас к мысли, что очень часто дети проявляют сострадание и чуткость по отношению к взрослым, которые не всегда умеют им подать достойный пример.

Повесть Н.Дубова «Беглец» в процессе ее изучения, осмысления и анализа (7-9 классы) находит живой отклик у школьников. На завершающем этапе работы над произведением можно предложить ответить им на такие проблемные вопросы:

  1. Как вы считаете, в чем актуальность повести Н.Дубова «Беглец»?
  2. Много лет назад одна юная читательница написала Н.Дубову: «Знаете, за что я вас полюбила? За то, что Вы уважаете детей». Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.
  3. Как вы оцениваете поступок Юрки, протянувшего руку помощи ослепшему отцу? Почему он забывает обиды и унижения и остается дома? Как бы поступили вы?
  4. В чем, на ваш взгляд, заключается воспитательное значение повести Н.Дубова «Беглец»?

Отвечая на эти вопросы, ребята отмечают, какие

сложные проблемы приходится решать Юрке, они понимают главного героя и сочувствуют ему, потому что многие сами не раз испытывали чувство обиды на взрослых. Умение прощать, которым наделен главный герой, вызывает у учеников уважение. Они считают поступок мальчика благородным, мужественным. Многие ребята, если бы оказались в похожей ситуации, заявили, что поступили бы так же. Это доказывает, что повесть помогает воспитывать в подрастающем поколении сострадание, умение прощать и быть ответственным за своих близких.

В повести В.Тендрякова «Расплата» (1979) , как и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», поднята проблема взаимоотношений двух поколений - родителей и детей.

В центре повести трагическая судьба Коли Корякина. Мы видим перед собой высокого худенького подростка с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой». Ему нет и шестнадцати, а он уже убийца – убийца родного отца…

Но ни один Коля виноват в этой трагедии. Взрослые, которые окружали мальчика, не предотвратили беду, думали только о своих проблемах. Никто из них не попытался заглянуть в душу взрослеющему ребенку. Никто не понял, что труднее всего ему в этой сложной ситуации. В первую очередь, конечно, виноват отец Коли - Рафаил Корякин. Своей разгульной, пьяной, жестокой жизнью он ежедневно провоцировал сына на преступление. Возникает вопрос: «Всегда Рафаил был таким? Что заставило его так ожесточиться на весь мир?» Корни это трагедии гораздо глубже. Мать Рафаила Евдокия родила сына совсем молодой, почти девчонкой. «В позорище зачала. В горестях вынянчила»,- вспоминала она часто. В беседе со следователем Сулимовым Евдокия призналась, что ребенка своего « еще в утробе невзлюбила». И Рафаил всю жизнь чувствовал себя нелюбимым, никому не нужным, даже родной матери. Он не научился любить, даже себя он ненавидел. Поэтому он начал пить. Ежедневно издеваясь над женой и сыном, он издевался и над самим собой. В связи с этим следует вспомнить слова русского мыслителя В.В.Розанова, который точно объяснил эту трагическую закономерность: « Страдания детей, столь несовместимые, по-видимому, с действием высшей справедливости, могут быть несколько поняты при более строгом взгляде на первородный грех …Беспорочность детей и, следовательно, невиновность их есть явление только кажущееся. В них скрыта порочность отцов , и с нею – их виновность. Она только не проявляется, не выказывается в каких-нибудь разрушительных актах... Но старая вина , насколько она не получила возмездия, в них уже есть . Это возмездие они получают в своем страдании».

Не снимается и вина с матери Коли – тихой, слабой, многострадальной женщины. Ради сына она должна была собрать все свои внутренние силы и волю, чтобы развестись с жестоким мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной семейной обстановке. Спокойное детство ребенка – это первая обязанность матери. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын уже не сможет выносить издевательства отца и, рано или поздно, бросится на защиту матери?

В тюремной камере Колька неожиданно понимает, что любил отца, и не может найти спасения от жалости к нему. Он вспоминает все доброе, светлое, чистое, что было в их жизни с отцом, и казнит себя такой казнью, страшней которой не было и нет: «Когда убийца любит убитого, это уже не раскаяние, это уже мука смертная, сильный и разумный не выдержит, а ребенок и подавно…»

В.Тендряков приводит нас, читателей, к мысли, что взрослые всегда ответственны за поступки своих детей. Живя с грехом в душе, родители не понимают, что за это будет расплата... искалеченными судьбами своих детей.

В повести Валентина Распутина «Последний срок» (1970) проблема «отцов и детей» рассматривается писателем в контексте таких понятий, как память, род, семья, дом, мать, которые должны быть для каждого человека основополагающими, духовно формирующими.

В центре повести – образ старухи Анны, оказавшейся на пороге смерти. У постели умирающей матери собираются ее дети, те, ради кого она жила, кому отдала свое сердце, свою любовь. Анна вырастила пятерых детей, еще пятерых она похоронила, а трое погибли на войне. Всю жизнь она только одно и знала: «…ребятишки, которых надо накормить, напоить, обстирать, загодя заготовить, чтобы чем было напоить, накормить их завтра».

Старуха Анна - это дом, его суть, его душа, его очаг. Всю жизнь она прожила в заботе о Доме, о согласии и ладе в семье. Своим детям она часто говорила: «Я помру, а вам еще жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Не чужие подимте, от одного отца-матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род…»

Еще В.Г.Белинский писал : «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею!.. Ее высочайшее счастье видеть вас подле себя, и она посылает вас туда, где, по ее мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами». Так смирилась с разлукой и Анна: разъехались ее дети, устроили свою жизнь, кто как хотел и … забыли о старухе - матери. «Когда картошечки или еще чего-нибудь надо», приезжает только Варвара, а остальных – «будто и на свете нету».

Приехавшие по телеграмме брата Михаила дети даруют матери нежданно-негаданно последний срок: радость такова, что мать как бы раздумала умирать. Рады ли дети минутам общения с матерью, которую так редко видели в последние годы и которую уже никогда не увидят? Понимают ли они, что кажущееся выздоровление Анны – это лишь «последний рывок», последний вдох жизни перед неизбежным концом? С ужасом и возмущением мы видим, что эти дни в тягость им, что все они – Люся, Варвара, Илья – ждут смерти матери. Ждут, повторяя по нескольку раз, жива ли она, и раздражаясь от того, что еще жива. Для них дни последней встречи с Анной – всего лишь потерянное время.

Поглощенность бытом, житейская суетность настолько ожесточили и опустошили их души, что они не способны осознать, прочувствовать все происходящее с матерью. Сковавшее всех первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение постепенно спадает. Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными – о заработках, о грибах, о водке. Видя, что мать встала с постели, дети чувствуют, что приехали зря и собираются разъезжаться по домам. Они даже не скрывают раздражения и досады на то, что пришлось впустую потратить время. Горько осознавать это несчастной матери. Она вглядывается в лица детей и не хочет, не может принять произошедших с ними перемен.

Любимица Татьяна и вовсе не приехала проститься с матерью. И хотя Анна понимает,что ждать приезда дочери бесполезно, ее сердце отказывается смириться с этим. Потому она так легко верит «лжи во спасение» Михаила, который говорит, что сам написал сестре, будто матери стало легче и приезжать не надо.

Анна осознает свою ненужность детям, и единственное, чего теперь хочет, поскорее умереть. Умереть, чтобы освободить своих детей от тягостной необходимости оставаться рядом с ней – даже в последние минуты она думает о том, как бы не доставлять им неудобства, не быть для них обузой.

Удивительная совестливость, честность, мудрость, терпеливость Анны, ее жажда жизни, всепоглощающая любовь к детям настолько контрастирует с черствостью, холодностью, равнодушием, душевной пустотой и даже жестокостью ее детей, что болью врезаются в наши сердца отчаянные слова матери, умоляющие родных ей людей не уезжать, остаться хоть на немного: «Помру я, помру. Вот увидите. Седни же. Погодите чутельку. Я говорю вам, что помру, и помру». Но даже этот крик души не способен тронуть сердца детей. Не дождавшись смерти матери, они разъезжаются по домам.

С отъездом детей обрываются последние нити, связывающие Анну с жизнью. Теперь ничто ее не держит, незачем стало ей жить, в сердце погас огонь, согревавший и освещавший ее дни. Она умерла в ту же ночь. «Дети задержали ее на этом свете. Уехали дети – ушла жизнь».

Смерть матери становится для взрослых детей испытанием. Испытанием, которое они не прошли.

В повести «Последний срок» В.Распутин не просто поведал нам о судьбе старухи-матери, о ее нелегкой жизни. Он не просто показал всю широту ее великой души. И не просто нарисовал пугающую своей правдивостью и актуальностью картину взаимоотношений «отцов» и «детей». Писатель раскрыл всю глубину проблемы смены поколений, отразил вечный круговорот жизни, напомнил нам, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения. В.Распутин с тревогой предупреждал нас: « Без памяти своего народа, рода своего, семьи жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъединимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас».

О таинственной связи человека с теми силами, которые открываются ему в недрах его семьи и рода, рассуждал и замечательный русский философ И.А.Ильин. По его убеждению, чувство собственного духовного достоинства, стержень здоровой гражданственности и патриотизма рождаются «из духа семьи и рода, из духовно и религиозно осмысленного восприятия своих родителей и предков». Напротив, презрение к прошлому и своим корням «порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию… Семья есть первооснова Родины».

Эту мысль блестяще выразил А.С.Пушкин:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека,-

Залог величия его.

Нынешняя жизнь внесла в извечную проблему «отцов и детей» новые краски: БЕЗОТЦОВШИНА в прямом и переносном смысле. Этому посвящена документальная повесть современного писателя Виктора Николаева «Безотцовщина » (2008). Герои его книги – дети с исковерканными жизнями, для которых улица - мать, подвал – отец. Речь идет о мальчишках и девчонках, по злой иронии судьбы оказавшихся за решеткой. И у каждого ребенка в этой книге - своя правда, которой его научили взрослые. Многие из них лишь в тюрьме узнали, что такое чистое белье и кровать, лишь попав за колючую проволоку, научились есть ложкой и вилкой. Некоторые ребята с удивлением оборачиваются, когда называют их фамилию и имя – они привыкли к кличкам, большинство не умеет писать и читать.

Страшные рассказы детей, попавших в тюрьму, не просто читать, тяжело было и автору посещать тюрьмы, разговаривать с подростками, слушать истории, которые носят в себе эти растущие за колючей проволокой души. Большинство детей сироты, которые за свою короткую жизнь увидели столько плохого, что обычному человеку среднего возраста даже и не снилось. Эти дети – это наша реальность, это пьющие соседи, калечащие своих детей, это дети погибших родственников, которых мы определяем в детские дома, это отказники - младенцы в роддомах, это безотцовщина при живых родителях…

Чередой проходят перед нами судьбы ребят. Петьку, оставшегося без родителей, но жившего с дедом и бабушкой, рьяные социальные работники отправили в детдом, откуда он сбежал. А дальше улица, компания, воровство. Похожая судьба и у Валерки, который был предоставлен сам себе – у пьющей матери не времени было времени на сына. Он в десять лет совершает разбойничье нападение на пьяного соседа. Далее - детский дом, побег, кражи.

Рассказы о судьбах детей перемежаются подлинными письмами преступивших закон подростков. Дети, попав в колонию, начинают постепенно осознавать свою вину, свои грехи. Один подросток в своем письме рассказывает, как мамин крестик спас его от самоубийства. Другой пишет, что храм, который стоит у них на зоне, очень помогает, что Божественная литургия должна быть каждый день. Только так, по его словам, можно хотя бы частично очистить свою душу.

Где же причина преступлений подростков, безнравственности и распущенности, царящей в обществе в наше время? В.Николаев дает свой ответ на этот непростой вопрос. Он считает, что это последствия не вчерашнего дня, не сороковых – девяностых годов. Корень этого находится гораздо глубже - в отвержении Бога, Бога-Отца. И имя того, что происходит – безОтцовщина. И с автором нельзя не согласиться. Ведь еще в прошлые века, когда все русские люди жили верой в Бога и приобщали к ней своих детей, вся семья жила единым целым. Почитание родителей стояло на одной ступени вместе с почитанием Бога, так как именно Господь заповедует почитать родителей. Еще в десяти заповедях, данных Богом через пророка Моисея, мы видим, что пятая заповедь звучит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» И дети, и родители жили одним – исполнением Божьего Закона . Сейчас, когда немногие семьи строятся на едином духовном начале, на вере Бога, нужно снова обратиться к истокам. Чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства», нужно всеми силами пытаться восстановить мир и понимание в семье, научиться прощать. Ведь ближе людей, чем родители и дети, нет.

Знаменитый русский философ И.А.Ильин сказал: « Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь, и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры


    Словарь В.И.Даля.

    «Чтить - иметь почтение, уважение». Соответственно, почтительный - почитающий, уважающий. Что касается значения слова «чтить», «честь».

    Вывод:

    И.С.Тургенев «Отцы и дети».

  • Ты их любишь Евгений?
  • Люблю, Аркадий.
  • Я помню, как мне в детстве

Хотелось быть взрослей.

Сейчас куда бы деться

От взрослости своей?

Не стоит торопиться

И забегать вперёд,

И что должно случиться,

Тому придёт черёд.

Придёт пора влюбиться,

Пора сойти с ума,

Вернулись с юга птицы,

А здесь ещё зима.

Вернулись с юга птицы,

Да не спешит весна.

Не стоит торопиться,

Хоть жизнь у всех одна.

Д/З

Просмотр содержимого документа
«Проблема "отцов и детей" в произведениях современных писателей »

Проблема «отцов и детей» в произведениях современных писателей.

Чего не губит пагубный бег времени?

Ведь хуже дедов наши родители,

Мы – хуже их, а наши будут

Дети и внуки ещё порочней.

Квинт Гораций Флакс

Слово учителя.

Конфликт отцов и детей родился не вчера. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна»

Гесиод, VII век до н.э.

Есть два универсальных состояния человеческого бытия

Мир война

согласие, ожесточение

покой конфликт

умиротворённость противостояние

Эти два состояния характеризуют и семейные отношения, отношения разных поколений. Абсолютизированный мир вовсе не означает полный покой, отсутствие всякого движения, напротив, этот мир в семье – наиболее продуктивный источник позитивных изменений, когда глубокие культурные традиции отцов в идеальных пропорциях соединяются с пылкостью, решительностью, честолюбием детей и вместе становятся мощной созидательной силой. Долг старшего поколения – передать потомкам всё лучшее, что переняли они у своих предков, всё, что познали сами. Молодые же люди должны быть достаточно разумными, чтобы не обрубить духовных корней, и достаточно критичными, чтобы найти в себе силы отказаться от всего наносного, эфемерного, и со всем юношеским пылом предаться мечте.

Чтобы ответит, какое отражение нашли эти процессы в современной литературе, мы должны познакомиться с произведениями В.Распутина «Последний срок» и «Пожар», Ю.Трифонова «Обмен», В.Быкова «Облава», Ф.Абрамова «Алька».

Вопросы к семинару.

    Почему возникла проблема «отцов и детей», в чём её истоки? Потеряла ли она актуальность сегодня?

    Как соотносятся идеалы «отцов и детей»?

    Почему новое поколение не приемлет прежние взгляды на жизнь?

    Что человек утратил, оторвавшись от родной земли и устремившись в шумные города?

    Есть ли у молодого поколения вера? Что или кто является для юношей и девушек кумиром?

    Одна из исконных русских черт, без которой не мыслится наш соотечественник,- его теснейшая связь с родной землёй, безмерная любовь к родной стране. Само слово «Отечество» светится искренней, трогательной, сыновней любовью. Кто виноват, что нарушена связь с родным домом, с малой родиной?

    Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал: « Память противостоит уничтожающей силе времени». «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает Валентин Распутин. Как решается проблема памяти в современной литературе?

Пятая заповедь Божия гласит: «Чти отца своего и матерь твою, чтобы продлить дни твои на земле».

    Давайте установим лексическое значение таких слов, как чтить, почитать, почтительность , у которых один и то же корень. Им близки по смыслу понятия – уважение, благоговение, честь.

Словарь В.И.Даля.

«Чтить – иметь почтение, уважение». Соответственно, почтительный – почитающий, уважающий. Что касается значения слова «чтить», то его значение, по Далю, напрямую выходит из слова «честь».

Вывод: Чтить уважать, но уважать не формально, показушно, а душой. И, что не менее важно, почтение предполагает сочетание любви с уважением.

И.С.Тургенев «Отцы и дети». Евгений Базаров любит своих родителей.

- Ты их любишь Евгений?

- Люблю, Аркадий.

Да и перед смертью, которая для этого сильного человека явилась проверкой на прочность, г-н нигилист просит Одинцову приласкать стариков, потому что таких людей, как они, в высшем свете «днём с огнём не сыскать».

    Но почитает ли Базаров отца и мать?

Окончив университет, будущий лекарь не торопится в отчий дом.

Исследователь Сергей Штильман отмечает: « Как ни странно, Базаров уже одним тем, что не почитал своих родителей, был обречён на смерть в самом начале своей сознательной жизни».

    Согласны ли вы с этим мнением? Почитают ли своих родителей герои современных произведений?

    Я помню, как мне в детстве

Хотелось быть взрослей.

Сейчас куда бы деться

От взрослости своей?

Не стоит торопиться

И забегать вперёд,

И что должно случиться,

Тому придёт черёд.

Придёт пора влюбиться,

Пора сойти с ума,

Вернулись с юга птицы,

А здесь ещё зима.

Вернулись с юга птицы,

Да не спешит весна.

Не стоит торопиться,

Хоть жизнь у всех одна.

Андрей Дементьев «Разговор с сыном»

Как вы понимаете слова поэта?

Д/З написать сочинение-рассуждение

«… я гляжу на наше поколенье», подобрав подходящее определение.

Тема: «Проблема отцов и детей в русской литературе»

Цель: 1. Проверить у учащихся понимание основного конфликта романа «Отцы и дети»

2. Показать, как раскрывается эта проблема в других произведениях.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к старшим, родителям.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману, грамзаписи, таблица.

Эпиграф: Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший…

А.С. Грибоедов

А хотели б мы сменить эпоху?

Жить позднее на век иль час?

Нет, нам в этой эпохе неплохо,

Вы живите в своей лучше нас.

М. Львов

Ход урока

    Оргмомент.

    Вступительное слово учителя о времени.

Время… Как неумолимо быстро оно несется вперед, через годы, века, столетия. Оно так быстротечно, как быстротечна горная река, с шумом и грохотом падающая свысока, уносящая за собой и сметающая все на своем пути. В народе говорят: «Время лечит, время заживляет раны.» Колесо истории невозможно остановить или повернуть назад, как нельзя повернуть реки вспять. Мир не стоит на месте. Развивается человеческое общество. На смену одному поколению приходит другое новое. Из века в век люди любили, радовались, страдали, ненавидели, рождались и умирали. Казалось бы, все повторяемо в чем-то. Но именно лишь в чем-то, ибо все мы разные, и каждый не похож на другого. Жизнь души отражали и формировали литература, живопись, театр, музыка и другие виды искусства. Но литература, и только она, наиболее сохранила запахи и звуки времени. Она наиболее очеловечена в том смысле, что наиболее приближена и наиболее понимаема.

Театр постоянно меняется: уходят актеры, режиссеры. И музыка доступна лишь в определенных условиях, даже если слушать ее не в концертном зале, а дома. А книга всегда с нами, мы всегда в ее плену, а плен этот сладок.

Литература зародилась на самой заре человеческой истории. В той седой древности художественная деятельность была воедино слита с повседневными заботами, со стремлением познать окружающий мир, с желанием передать важнейшие сведения об этом мире. Все в мире развивается и изменяется с ходом исторического процесса. Какой бы период истории человека мы бы не взяли, он всегда найдет отражение в литературе, Потому что история и литература представляют неразрывный процесс. История нашей страны – это биография поколений.

Философские размышления о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей.

Уж много лет без утомления

Ведут войну 3 поколения

Кровавую войну.

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «отцы и дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде в старину.

Это вечный конфликт, вечная проблема «отцов и детей», споры между молодым, новым поколением и старым, отживающим.

Сегодня на уроке мы посмотрим с вами, ребята, как в произведениях русской литературы решается эта проблема, проблема поколений.

Итак, тема нашего урока: «Проблема «отцов и детей» в русской литературе». Но прежде я хочу, чтобы мы выяснили, а что же значит само слово «проблема», о котором мы с вами будем говорить на уроке.

Т.о, мы должны разрешить спорный вопрос, требующий доказательств. И еще одно определение важно: это слово «проблематика». Т.е в каждом произведении может развиваться не одна проблема, а несколько.

Недавно мы изучали роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», отразивший основной общественный конфликт 60-годов Х IX столетия.

Что же такое конфликт в художественном произведении?

Какой конфликт положен в основу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

(В основу романа «Отцы и дети» положен общественный конфликт 60-х годов XIX века. Конфликт между революционерами – демократами в лице Базарова и либералами в лице братьев Кирсановых)

Стало уже аксиомой положение о том, что борьба «отцов и детей» в романе Тургенева - это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующей эпохами.

Но столкновение «отцов и детей» в освещении Тургенева имеет другой смысл. Давайте вспомним, только в идеологически-политическом плане решается эта проблема.

(Нравственном, эстетическом)

Что такой нравственность, этика?)

Правильно, Тургенев начинает роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми и дальше идет к столкновению общественного, политического характера. Значит, все-таки в основе лежит отцовско-сыновние, которые не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на сыновнее отношение к прошлому, настоящем и будущему отечества. Семейное начало оказывается зерном и первоосновой форм общественности.

Не случайно страну, в которой мы живем, мы называем родиной – матерью или отечеством.

Всегда ли неизбежен конфликт между старым и молодым? Что нужно, чтобы этот конфликт не возникал? В чем трагедия старости, в чем трагедия тех, сходил со сцены, в чем сила и преимущество молодых и каков их моральный долг по отношению к отцам? Мысли, пробужденные чтением тургеневского романа, должно выходят за рамки той исторической эпохи, черты которой столь рельефно, столь остро воплощены на страницах «Отцов и детей»

Спор вокруг романа стал его второй жизнью. Он отзывался не только во многочисленных общественных и в критике, но и в новых художественных произведениях русской литературы. Так выходили на сцену многочисленные братья Базарова.

Ребята, не случайно первым вопросом в вашей анкете был вопрос: «Существовала ли эта проблема до Тургенева или же он первый поставил ее в своем произведении?

В своих анкетах вы указали: Да, существовала. Это комедия Фонвизина «Недоросль», Грибоедова «Горе от ума», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Лермонтов «Печально я гляжу на наше поколение». Эти все произведения мы с вами изучали на уроках литературы. В одних произведениях столкновения старого и нового носили острый политический характер, как, например, в «Горе от ума», где в центре тот же конфликт, что и в «Отцах и детях», спор века нынешнего с «веком минувшим». О смене поколений размышляет и Пушкин «Здравствуй, племя, младое, незнакомое». Высказывает свое недовольство молодым поколением Лермонтов «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри не вы».

В своей анкете вы указали, что это вечная проблема. И на каждом этапе общественного развития человеку приходится с ней сталкиваться. Потому что одно поколение сменяется другим, потому что с новым поколением приходят новые взгляды, вкусы, привычки.

Лишь в 2-х анкетах было названо среди произведений, раскрывающих проблему поколей, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»!

Давайте посмотри, в каком плане решается эта проблема в повести?

Почему же Андрей становится предателем?

(Здесь решается прежде всего проблема идейного выбора, хотя в центре стоит и нравственная проблема. Представитель старого поколения, лагеря «отцов» стоит выше представителя нового поколения – Андрея. Старый казак оказался мужественнее, сильнее молодого поколения. Это горячий патриот своей Родины, своего народа. Андрей стал предателем не из-за трусости, а из-за любви. Всю жизнь поставил на карту женской любви, как и П.П.)

На этом примере мы с вами убедились, что в некоторых случаях некоторых случаях следует прислушиваться ко мнению наших родителей, потому что они больше прожили и больше нас с вами знают.

Конечно же, в своей анкете вы сразу указали на драму Островского «Гроза»

На примере каких образов раскрыта проблема «отцов и детей» в этом произведении.

(На примере образа Кабанихи и Катерины)

Одним из первых произведений, которые современники считают как бы ответом Тургеневу, был знаменитый роман Н.Г. Чернышевского «Что делать». Но, разумеется, роман раскрывал эту тему поколений по- новому.

Как здесь раскрывается эта проблема?

В вашей анкете, не случайно возник вопрос: «В чем же разница между проблемой «века минувшего и в наши дни».

(Разница, конечно, ощутима).

Но все же вы не указали на особенности этой проблемы в наши дни, в чем она выражается, как она проявляется. Но в одной работе промелькнула мысль, что в наше время эта проблема ставиться не в идейно-политическом плане, а в других отношениях, нравственном и эстетическом).

В переломные моменты истории, во время революции, гражданской войны, Великой Отечественной «отцы» и «дети» зачастую воевали по разные стороны баррикад. Это было время, когда родные по крови люди становились злейшими врагами. Вопрос стоял остро, не на жизнь а на смерть» Кто не с нами тот против нас».

Наша память хранит многое: и бравых конармейцев, наших отцов и дедов, что сложили головы «на той самой гражданской, и задорные призывы первых наших пятилеток: «Даешь Днепрогэс», «Даешь Магнитку», и культ личности Сталин, и тяжелейшие репрессии, и первые суровые дни войны, когда еще не были написаны слова: «Вставай, страна, огромная!» и победный май 1945-го. Все это было в нашей истории. Трудное у нас сейчас время и я думаю, что мы не вправе осуждать старое поколение за все ошибки, которые сейчас нам приходится исправлять такой ценой.

Следующий вопрос в вашей анкете: «Какие проблемы ставит роман «Вечный зов».

Большинство из вас правильно отвечали;

Вы также отметили, что в этом романе проблема «Отцов и детей» стоит в идейно-политическом плане.

На примере каких образов она решается

(Таблица)

Род Савельевых занимает ведущее положение в романе. Антон Савельев, восемнадцатилетний юноша. Открывает первую книгу повествования и такой же юный Дмитрий Савельев, поэт, воспевающий и прославляющий свою землю, родную Сибирь, заканчивает роман. За полстолетия меняется три поколения Савельевых. Жизнеспособна и деятельна семья Савельевых. Из поколения в поколение передаются ее трудовые традиции. Молодые Савельевы также любят родную землю, почитают труд, борьбу и счастье людей, как их деды и отцы.

Силантий Савельев?

Антон

Федор?

Иван?

Анна?

Что такое кульминация?

(Найдите кульминацию в романе?)

Семен?

Россия, Сибирь, век ХХ, жестокий к нашей стране век. Неумолим рок, довлеющий над судьбами крестьян, прошедших все круги ада т не потерявших ни себя ни Россию.

Так почему же роман называется «Вечный зов».

А теперь я предлагаю вам прослушать несколько стихотворений и посмотреть, как в современной поэзии решается проблема поколений.

М. Львов «Потомкам»

Н. Кудрявцев «Мое поколение»

- «Коваль-Волков «Сыновний долг»

Э. Асадов

А теперь поговорим о ваших отношениях с родителями. Последний вопрос анкеты.

Да, у вас возникают споры с родителями. Но всегда ли вы правы. Родителей нужно понимать, любить, уважать. Ведь во многих случаях они умнее нас, опытнее. И поэтому к их мнению следует прислушаться. Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато. А мы сейчас вернемся домой и что скажем маме или отцу: «Привет!». Но можно все-таки поискать добрые и теплые слова. Ведь они так ждут этого. Может быть наш разговор поможет вам найти с ними общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте еще раз перечитаем все лучшее, что было написано о близких нам людях. А придя домой, заглянем им в глаза. Но разговор только начат. Литература всегда начинает. Это ее дело, ее задача, великое ее предназначение. Начинать и оставаться

(Слова из стихотворения Э.Асадова)