Урок: Номенклатура и изомерия спиртов. Химиче­ские свойства спиртов. Генетическая связь между спир­тами и углеводородами.

Цель урока. Углубить знания учащихся о систе­матической номенклатуре и изомерии. Показать общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловлен­ную сходным строением. Развить понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле, генетической связи между органическими соединениями на примере превращения предельных углеводородов в спирты (через реакции за­мещения, обмена, присоединения).

Оборудование: На демонстрационном столе: об­разцы предельных одноатомных спиртов (метиловый, этиловый (абс.), бутиловый (амиловый), металлический натрий, хлорид натрия (прокаленный), серная кислота (конц.), 3 стакана,

Урок начинается с вопросов по пройденному материалу:

1) Чем обусловлены различия в физических свойствах гомологов в ряду предельных одноатомных спиртов?

2) Что такое водородная связь и как она сказывается на свойст­вах спиртов?

Новый материал изучаем методом самостоятельной работы учащихся. Так как им известны номенклатура и изомерия углеводородов и их галогенопроизводных, то этот раздел усваивается в процессе выполнения упражне­ния (на доске и в тетрадях). Предварительно учащиеся читают учебник, а затем выполняют задания:

1) Составьте структурные формулы спиртов: а) 2,2-метилэтилбутанола-1, б) 3,3-диметилпентанола-2. Чем являются эти вещества по отношению друг к другу?

2) Напишите структурные формулы всех изомерных спир­тов, отвечающих формуле С 5 Н 11 ОН.

3) Составьте фор­мулы простых эфиров, изомерных пропиловым спиртам.

Беседа с классом о составе спиртов, о нали­чии в них функциональной группы, определяющей их химические свойства. На примере этилового спирта называются несколько реакций, идущих е участием водорода гидроксогруппы, всей гидроксогруппы.

Зная, что свойства гомологов должны быть аналогичными, учащиеся де-; лают вывод об общих химических свойствах спиртов этого ряда. Для подтверждения вывода демонстрируем опыты получения хлорметана из метилового спирта; взаимодействие пропилового спирта с натрием.

С целью проверки знаний учащихся о взаимном влия­нии атомов в молекуле ставим перед ними вопрос: как должен влиять углеводородный радикал спирта на ско­рость реакции замещения? Высказываем предположе­ние, что с возрастанием углеводородного радикала ско­рость реакции спирта с натрием должна уменьшаться. Предположение подтверждаем демонстрацией опыта: в 3 химических стакана наливаем по 10 мл этилового (абс.), бутилового и амилового спиртов и опускаем оди­наковые по размеру очищенные кусочки натрия (стаканы прикрываем воронками), Учащиеся сравнивают скорости выделения пузырьков водорода в каждом случае.

Выборочно записываем не­сколько уравнений реакций, происходящих при опытах.

2С 2 Н 5 ОН + 2 Na = 2 C 2 H 5 ONa + H 2

2С 4 Н 9 ОН + 2 Na = 2 C 4 H 9 ONa + H 2

Для развития понятия о взаимном влиянии рассматрива­ем способность к диссоциации 2-хлорэтанола.

Некоторые другие общие свойства закрепляются теоретически в про­цессе выполнения задания: посредством каких реакций пропанол-1 можно превратить в пропанол-2? Напишите соответствующие уравнения реакций, объясните меха­низм одной из них. Для выполнения задания учащиеся используют знания о внутримолекулярной дегидратации спиртов:

1)CH3-CH2-CH2OH (H2SO4 при t(-H2O))=CH3-CH=CH2

CH3-CH=CH2+HCl =CH3-CHCl-CH3

CH3-CHCl-CH3+KOH=CH3-CHOH-CH3+ KCl

Далее предлагаем учащимся разобрать реакцию гидратирования пропилена, чтобы закрепить знание пра­вила Марковникова и ионного механизма. Они должны объяснить, что под действием метального радикала плот­ность электронного облака π-связи смещается к проти­воположному атому углерода.

Здесь подчеркиваем, что через реакцию гидратации непредельные углеводороды непосредственно связаны со спиртами, и перейти к последнему вопросу урока - о генетической связи между спиртами и углево­дородами. Предлагаем учащимся задание написать урав­нения реакций, при помощи которых можно получить метиловый спирт из метана. Они работают сначала по учебнику, а потом выполняют задания, формулируем вывод о существовании гене­тической связи между углеводородами (предельными и непредельными), галогенопроизводными углеводоро­дов и спиртами.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Тажибаева Асемгуль Исинтаевна

Учитель Каменнобродской средней школы

Урок химии в 11 классе

Тема урока:Генетическая связь между углеводородами,спиртами,альдегидами,спиртами,карбоновыми кислотами.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе генетической связи между классами этих веществ. Закрепить умения предсказывать химические свойства незнакомых органических веществ, опираясь на знание функциональных групп. Развивать у учащихся доказательную речь, умения использовать химическую терминологию, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент. Воспитывать потребности в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, контроль знаний.

Реактивы: ацетилсалициловая кислота (аспирин), вода, хлорид железа(III), раствор глюкозы, универсальный индикатор, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, яичный белок, этанол, бутанол-1, уксусная кислота, стеариновая кислота.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, таблица «Классификация кислородсодержащих органических веществ», опорный конспект «Функциональная группа определяет свойства вещества», ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, пробиркодержатель, воронка, фильтр, стаканы, штатив с пробирками, пипетка, мерный цилиндр на 10 мл.

I. Организационный момент. Сегодня на уроке:

1) Вы закрепите умения предсказывать химические свойства незнакомых органических веществ, опираясь на знание функциональных групп.

2) Вы узнаете, какие известные вам функциональные группы входят в состав самого знаменитого жаропонижающего средства.

3)Вы обнаружите функциональные группы в веществе сладкого вкуса, который применяют в медицине как питательное вещество и компонент кровозамещающих жидкостей.

4) Вы увидите, как можно получить чистое серебро.

5) Мы поговорим о физиологическом воздействии этилового спирта.

6) Мы обсудим последствия употребления алкогольных напитков беременными женщинами.

7) Вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

II. Повторение и обобщение полученных знаний учащихся. 1. Классификация кислородсодержащих органических соединений.

Обобщение материала начинаем с классификации кислородсодержащих органических веществ. Для этого мы воспользуемся таблицей «Классификация кислородсодержащих органических соединений». В ходе фронтальной работы повторим кислородсодержащие функциональные группы.

В органической химии существуют три важнейшие функциональные группы, включающие атомы кислорода: гидроксильная, карбонильная и карбоксильная. Последнюю можно рассматривать как сочетание двух предыдущих. В зависимости от того, с какими атомами или группами атомов связаны данные функциональные группы, кислородсодержащие вещества делятся на спирты, фенолы, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты.

Рассмотрим эти функциональные группы и их влияние на физические и химические свойства веществ.

Просмотр видиофрагмента.

Вы уже знаете, что это не единственно возможный признак классификации. Одинаковых функциональных групп в молекуле может быть несколько, и обратите внимание к соответствующей строке таблицы.

Следующая строка отражает классификацию веществ по типу радикала, связанного с функциональной группой. Хочется обратить внимание на то, что в отличие от спиртов, альдегидов, кетонов и карбоновых кислот гидроксиарены выделяют в отдельный класс соединений – фенолы.

Число функциональных групп и строение радикала определяют общую молекулярную формулу веществ. В данной таблице они приведены только для предельных представителей классов с одной функциональной группой.

Все классы соединений, «уместившиеся» в таблицу, являются монофункциональными, т. е. несут только одну кислородсодержащую функцию.

Для закрепления материала по классификации и номенклатуре кислородсодержащих веществ привожу несколько формул соединений и прошу учащихся определить «их место» в приведенной классификации и дать название.

формула

Название

Класс вещества

Пропиновая кислота

Непредельная, одноосновная кислота

Бутандиол-1,4

Предельный, двухатомный спирт

1,3-Дигидроксибензол

Двухатомный фенол

3-Метилбутаналь

Предельный альдегид

Бутен-3-он-2

Непредельный кетон

2-Метилбутанол-2

Предельный, одноатомный спирт

Взаимосвязь строения и свойств кислородсодержащих соединений.

Природа функциональной группы оказывает существенное влияние на физические свойства веществ данного класса и во многом определяет его химические свойства.

В понятие «физические свойства» входит агрегатное состояние веществ.

Агрегатное состояние линейных соединений разных классов:

Число атомов C в молекуле

Спирты

Альдегиды

Карбоновые кислоты

Гомологический ряд альдегидов начинается с газообразного при комнатной температуре вещества - формальдегида, а среди одноатомных спиртов и карбоновых кислот газов нет. С чем это связано?

Молекулы спиртов и кислот дополнительно связаны друг с другом водородными связями.

Учитель просит учащихся сформулировать определение «водородная связь» (это межмолекулярная связь между кислородом одной молекулы и гидроксильным водородом другой молекулы) , корректирует его и при необходимости диктует для записи: химическая связь между электронодефицитным атомом водорода и электроноизбыточным атомом элемента с большой электроотрицательностью (F , O , N ) называется водородной.

А сейчас сравните температуры кипения (°C) первых пяти гомологов веществ трех классов.

Число атомов C в молекуле

Спирты

Альдегиды

Карбоновые кислоты

Что можно сказать после рассмотрения таблиц?

В гомологических рядах спиртов и карбоновых кислот отсутствуют газообразные вещества и температуры кипения веществ высокие. Это связано с наличием водородных связей между молекулами. За счет водородных связей молекулы оказываются ассоциированными (как бы сшитыми), поэтому, чтобы молекулы стали свободными и приобрели летучесть, необходимо затратить дополнительную энергию на разрыв этих связей.

Что можно сказать о растворимости спиртов, альдегидов и карбоновых кислот в воде? (Демонстрация растворимости в воде спиртов – этилового, пропилового, бутилового и кислот – муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной и стеариновой. Демонстрируется также раствор муравьиного альдегида в воде.)

При ответе используется схема образования водородных связей между молекулами кислоты и воды, спиртов, кислот.

Необходимо отметить, что с увеличением молекулярной массы растворимость в воде спиртов и кислот уменьшается. Чем больше углеводородный радикал в молекуле спирта или кислоты, тем труднее группе OH держать молекулу в растворе за счет образования слабых водородных связей.

3. Генетическая связь между различными классами кислородсодержащих соединений.

Изображаю на доске формулы ряда соединений, содержащих по одному атому углерода:

CH 4 → CH 3 OH → HCOH → HCOOH→ CO 2

Почему именно в такой последовательности они изучаются в курсе органической химии?

Как изменяется степень окисления атома углерода?

Учащиеся диктуют строчку: -4, -2, 0, +2, +4

Теперь становится ясно, что каждое последующее соединение является все более окисленной формой предыдущего. Отсюда очевидно, что продвигаться по генетическому ряду слева направо следует с помощью реакций окисления, а в обратном направлении – с использованием процессов восстановления.

Не выпадают ли кетоны из этого «круга родственников»? Конечно, нет. Их предшественники – вторичные спирты.

Химические свойства каждого класса веществ были подробно рассмотрены на соответствующих уроках. Для обобщения этого материала я предложила в качестве домашней работы задания по взаимопревращениям в несколько необычной форме.

1. Соединение с молекулярной формулой C 3 H 8 O подвергли дегидрированию, в результате чего получили продукт состава C 3 H 6 O . Это вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала», образуя соединение C 3 H 6 O 2 . При действии на последнее вещество гидроксидом кальция получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом E 282. Оно препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях и, кроме того, содержится в таких продуктах, как швецарский сыр. Определите формулу добавки E 282, напишите уравнения упомянутых реакций и назовите все органические вещества.

Решение :

CH 3 – CH 2 – CH 2 – OH → CH 3 – CH 2 – COH + H 2 (кат. – Cu, 200-300 °C)

CH 3 – CH 2 – COH + Ag 2 O → CH 3 – CH 2 – COOH + 2Ag (упрощенный вид уравнения, аммиачный раствор оксида серебра)

2CH 3 – CH 2 – COOH + Сa(OH) 2 → (CH 3 – CH 2 – COO) 2 Ca + 2H 2 O.

Ответ: пропионат кальция.

2. Соединение состава C 4 H 8 Cl 2 с неразветленным углеродным скелетом нагрели с водным раствором NaOH и получили органическое вещество, которое при окислении Cu(OH) 2 превратилось в C 4 H 8 O 2 . Определите строение исходного соединения.

Решение: если 2 атома хлора находятся у разных атомов углерода, то при обработке щелочью мы получили бы двухатомный спирт, который не окислялся бы Cu(OH) 2 . Если 2 атома хлора находились бы при одном атоме углерода в середине цепи, то при обработке щелочью получили бы кетон, который не окисляется Cu(OH) 2. Тогда, искомое соединение – 1,1-дихлорбутан.

CH 3 – CH 2 – CH 2 – CHCl 2 + 2NaOH → CH 3 – CH 2 – CH 2 – COH + 2NaCl + H 2 O

CH 3 – CH 2 – CH 2 – COH + 2Cu(OH) 2 → CH 3 – CH 2 – CH 2 – COOH + Cu 2 O + 2H 2 O

3. При нагревании 19,2 г натриевой соли предельной одноосновной кислоты с гидроксидом натрия образовалось 21,2 г карбоната натрия. Назовите кислоту.

Решение:

При нагревании происходит декарбоксилирование:

R-COONa + NaOH → RH + Na 2 CO 3

υ(Na 2 CO 3) = 21,2 / 106 = 0,2 моль

υ(R-COONa) = 0,2 моль

М(R-COONa) = 19,2 / 0,2 = 96 г/моль

М(R-COOH) = М(R-COONa) – М(Na) + M(H) = 96-23+1= 74 г/моль

В соответствии с общей формулой предельных одноосновных карбоновых кислот для определения количества атомов углерода надо решить уравнение:

12n + 2n + 32= 74

Ответ: пропионовая кислота.

Для закрепления знаний о химических свойствах кислородсодержащих органических веществ, выполним тест.

1 вариант

    Предельным одноатомным спиртам соответствуют формулы:
    А)
    CH 2 O
    Б)
    C 4 H 10 O
    В)
    C 2 H 6 O
    Г)
    CH 4 O
    Д)
    C 2 H 4 O 2

    В ней - сочетанье двух начал,
    Одно – в рождении зеркал.
    Конечно, не для созерцанья,
    А для науки пониманья.
    …И в царстве леса встречается она,
    Меньшие братья здесь ее друзья,
    Им сердце отдано сполна…

    варианты:
    А) пикриновая кислота
    Б) муравьиная кислота
    В) уксусная кислота
    Г) карбоксильная группа
    Д) бензойная кислота

    Этанол реагирует с веществами:
    А)
    NaOH
    Б)
    Na
    В)
    HCl
    Г)
    CH 3 COOH
    Д)
    FeCl 3

    Качественная реакция на фенолы - это реакция с
    А)
    NaOH
    Б)
    Cu(OH) 2
    В)
    CuO
    Г)
    FeCl 3
    Д)
    HNO 3

    Этаналь реагирует с веществами
    А) метанолом
    Б) водородом
    В) аммиачным раствором оксида серебра
    Г) гидроксидом меди (II)
    Д) хлороводородом

2 вариант

    Альдегиды можно получить
    А) окислением алкенов
    Б) окислением спиртов
    В) гидратацией алкинов
    Г) при нагревании кальциевых солей карбоновых кислот
    Д) гидратацией алкенов

    Функциональной группой спиртов является
    А)
    COH
    Б)
    OH
    В)
    COOH
    Г)
    NH 2
    Д)
    NO 2

    2-метилбутанол-2
    А) непредельный спирт
    Б) предельный спирт
    В) одноатомный спирт
    Г) третичный спирт
    Д) альдегид

    Вы наблюдали реакцию
    А) на многоатомные спирты
    Б) окисление спирта
    В) взаимодействие фенола с хлоридом железа (III)
    Г) «серебряного зеркала»
    Д) «медного зеркала»

    Уксусная кислота реагирует с веществами
    А) водородом
    Б) хлором
    В) пропанолом
    Г) гидроксидом натрия
    Д) метаналем

Ответы учащиеся оформляют в таблице:

1, 2 вар.

Если соединить правильные ответы сплошной линией, получается цифра «5».

Групповая работа учащихся. Задание для 1 группы

Цели:

Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), вода, хлорид железа(III); ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, пробиркодержатель, воронка, фильтр, стаканы, штатив с пробирками, пипетка, мерный цилиндр на 10 мл.

Опыт 1. Доказательство отсутствия фенольного гидроксила в ацетилсалициловой кислоте (аспирине).

В пробирку помещают 2-3 крупинки ацетилсалициловой кислоты, добавляют 1 мл воды и энергично встряхивают. К полученному раствору прибавляют 1-2 капли раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете? Сделайте выводы.

Фиолетовое окрашивание не появляется. Следовательно, в ацетилсалициловой кислоте НООС-С 6 Н 4 -О-СО-СН 3 отсутствует свободная фенольная группа, так как это вещество – сложный эфир, образованный уксусной и салициловой кислотами.

Опыт 2. Гидролиз ацетилсалициловой кислоты.

В пробирку помещают измельченную таблетку ацетилсалициловой кислоты и добавляют 10 мл воды. Доводят содержимое пробирки до кипения и кипятят в течение 0,5-1 мин. Профильтруйте раствор. Затем к полученному фильтрату прибавляют 1-2 капли раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете? Сделайте выводы.

Запишите уравнение реакции:

Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: выполняемая операция, реактив, наблюдения, вывод.

Появляется фиолетовое окрашивание, что указывает на выделение салициловой кислоты, содержащей свободную фенольную группу. Как сложный эфир ацетилсалициловая кислота легко гидролизуется при кипячении с водой.

Задание для 2 группы

    1. Рассмотрите структурные формулы веществ, назовите функциональные группы.

2. Проведите лабораторную работу «Обнаружение функциональных групп в молекуле глюкозы».

Цели: закрепить знания учащихся о качественных реакциях органических соединений, отработать навыки экспериментального определения функциональных групп.

Реактивы и оборудование: раствор глюкозы, универсальный индикатор, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, спиртовка, пробиркодержатель, спички, мерный цилиндр на 10 мл.

2.1. Налейте в пробирку 2 мл раствора глюкозы. С помощью универсального индикатора сделайте вывод о наличии или отсутствии карбоксильной группы.

2.2. Получите гидроксид меди (II): влейте в пробирку 1 мл сульфата меди (II) и добавьте к нему гидроксид натрия. К полученному осадку прилейте 1 мл глюкозы, встряхните. Что наблюдаете? Для каких функциональных групп характерна данная реакция?

2.3. Полученную в опыте № 2 смесь нагрейте. Отметьте изменения. Для какой функциональной группы характерна данная реакция?

2.4. Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: выполняемая операция, реактив, наблюдения, вывод.

Демонстрационный опыт. Взаимодействие раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

Результаты работы:

Карбоксильная группа отсутствует, т.к. раствор имеет нейтральную реакцию на индикатор;

Осадок гидроксида меди (II) растворяется и появляется ярко-синее окрашивание, характерное для многоатомных спиртов;

При нагревании этого раствора выпадает желтый осадок гидроксида меди (I), который при дальнейшем нагревании краснеет, что показывает наличие альдегидной группы.

Вывод. Таким образом, молекула глюкозы содержит карбонильную и несколько гидроксильных групп и представляет собой альдегидоспирт.

Задание для 3 группы

Физиологическое действие этанола

1. Каково действие этанола на живые организмы?

2. Используя имеющиеся на столе оборудование и реактивы, продемонстрируйте влияние этанола на живые организмы. Прокомментируйте увиденное.

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, пипетка, мерный цилиндр на 10 мл, яичный белок, этанол, вода.

Ход опыта: в 2 пробирки налейте по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую – столько же этанола.

В первой пробирке белок растворяется, хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

3. Расскажите о влиянии этилового спирта на различные органы и системы органов человека.

Расскажите о последствиях употребления алкогольных напитков беременным женщинам.

Выступления учащихся.

Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются пи силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, – это этиловый спирт. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями вместе взятыми.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает в желудочно-кишечный тракт. В отличие от многих других веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час он достигает максимальной концентрации в крови.

Молекулы спирта быстро проникают через биологические мембраны в кровь по сравнению с молекулами воды. Беспрепятственно преодолеть биологические мембраны молекулам этилового спирта позволяют их малый размер, слабая поляризация, образование водородных связей с молекулами воды, хорошая растворимость спирта в жирах.

Быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Учеными установлено, что, нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г вина – 500, 100 г водки – 7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90 % этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

Вспоминаем с учащимися этапы процесса окисления спирта:

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада.

Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени; накоплению пероксидных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток вытекает через образовавшиеся поры; весьма нежелательным явлениям, совокупность которых приводит к разрушению печени - циррозу.

Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта. Кроме того, в результате различных биохимических реакций в тканях и органах, в том числе в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина, структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики психотропного действия – морфин и канабинол. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид.

Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.

Изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос изменения их токсичности в гомологическом ряду одноатомных спиртов. С увеличением молекулярной массы молекул веществ возрастают их наркотические свойства. Если сравнить этиловый и пентиловый спирты, то молекулярная масса последнего больше в 2 раза, а токсичность – в 20 раз. Спирты, содержащие три- пять атомов углерода, образуют так называемые сивушные масла, наличие которых в спиртных напитках увеличивает их ядовитые свойства.

В этом ряду исключение составляет метанол - сильнейший яд. При попадании в организм 1-2 чайных ложек его поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу. Опасность усиливается из-за сходства метилового спирта с этиловым спиртом по свойствам, внешнему виду, запаху.

Вместе с учащимися пробуем найти причину этого явления. Они выдвигают различные гипотезы. Останавливаемся на том, что к факторам, увеличивающим токсичность метилового спирта, можно отнести малый размер молекул (высокая скорость распространения), а также то, что промежуточные продукты его окисления - муравьиный альдегид и муравьиная кислота – сильные яды.

Не обезвреженный печенью спирт и ядовитые продукты его распада вновь поступают в кровь и разносятся по всему организму, надолго оставаясь в нем. Например, в головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде после 20 дней после его принятия.

Обращаем внимание учащихся на то, как спирт и продукты его распада выводятся из организма.

К сожалению, в последнее время потребление спиртного, как и курение, распространено среди женщин. Влияние алкоголя на потомство идет по двум направлениям.

Во-первых, употребление алкоголя сопровождается глубокими изменениями в половой сфере как мужчин, так и женщин. Алкоголь и продукты его разложения могут подействовать как на женские, так и на мужские половые клетки еще до оплодотворения – изменяется их генетическая информация (см. рис. «Здоровые (1) и патологические (2) сперматозоиды»).

Если употребление алкоголя длительное, нарушается деятельность половой системы, она начинает производить неполноценные половые клетки.

Во-вторых, алкоголь непосредственно воздействует на зародыш. Постоянное употребление 75-80 г водки, коньяка или 120-150 г более слабых алкогольных напитков (пива) может вызвать алкогольный синдром плода. Через плаценту в воды, окружающие плод, попадают не только алкоголь, но и продукты его разложения, в частности уксусный альдегид, который в десятикратном размере опаснее самого алкоголя.

Алкогольная интоксикация пагубно воздействует на плод, потому что его печень, куда прежде всего попадает кровь из плаценты, еще не имеет специального фермента, разлагающего алкоголь, и он, не обезвреженный, разносится по всему организму и вызывает необратимые изменения. Особенно алкоголь опасен на 7-11-й неделе беременности, когда начинают развиваться внутренние органы. Он отрицательно воздействует на их развитие, вызывая нарушения и изменения. Особенно страдает головной мозг. Из-за воздействия алкоголя могут развиться слабоумие, эпилепсия, неврозы, сердечные и почечные нарушения, повреждаются внешние и внутренние половые органы.

Иногда повреждения психики и интеллекта наблюдаются уже в раннем детстве, но чаще всего они выявляются, когда дети начинают учиться. Такой ребенок интеллектуально ослаблен, агрессивен. Алкоголь действует на организм ребенка намного сильнее, чем на организм взрослого человека. Особенно чувствительны и легкоранимы нервная система и мозг ребенка.

Итак, посмотрим на таблицу «Влияние алкоголя на наследственность и здоровье детей» и сделаем выводы .

Судьбы детей

В семьях пьющих родителей

В семьях непьющих родителей

Умерли в первые месяцы жизни

Оказались неполноценными, больными

Здоровы физически и душевно

Длительное употребление спиртных напитков приводит к размягчению коркового слоя. Наблюдаются многочисленные точечные кровоизлияния; нарушается передача возбуждения от одной нервной клетки на другую. Не забывайте лаконичных предостерегающих слов В. В. Маяковского:

Не пейте спиртных напитков.

Пьющим – яд, окружающим – пытка.

Таким образом, вы закрепили умения предсказывать химические свойства незнакомых органических веществ, опираясь на знание функциональных групп, повторили физические и химические свойства кислородсодержащих органических веществ, закрепили умения определять принадлежность органических соединений к классам веществ.

III. Домашнее задание.

1. Осуществите превращения:

2. Изучите возможные причины загрязнения окружающей среды вблизи производства: метанола, фенола, формальдегида, уксусной кислоты. Проанализируйте влияние этих веществ на природные объекты: атмосферу, водные источники, почву, растения, животных и человека. Опишите меры оказания первой помощи при отравлении

Одним из наиболее ярких произведений последних лет стал роман Ч. Айтматова «Плаха», написанный в 1986 году. Его справедливо можно отнести к произведениям современной русской литературы, так как до недавнего времени, а точнее, до распада Советского Союза литература нашей многонациональной страны не делилась на украинскую, казахскую, киргизскую и так далее, так как проблемы, основные темы отражали живую жизнь народа, а, следовательно, связи были многочисленны и неразрывны во всех сферах жизни.
Ч. Айтматов - киргиз. В его произведениях есть черты национального колорита (пейзажи, имена героев), но проблематика «Плахи» абсолютно интернациональна. Кроме того, Авдий Каллистратов - главный герой романа - русский, образ Христа обобща- ет и концентрирует идеи произведения, и все это позволяет не сужать значение этого замечательного произведения до узконационального.
«Плаха» своего рода кульминационное Произведение автора, в котором он сконцентрировал свой писательский и человеческий опыт, свою гражданскую тревогу, вызванную состоянием общества, жизнью большой, многонациональной, такой великой и сильной, как все привыкли считать, страны.
Действительно, поражает многообразие проблем, затронутых ав- тором в таком небольшом по объему произведении. Это и наркомания, которая уже давно поразила общество, но тщательно скрывалась официальными структурами, и бездуховность, порожденная ложью и мистификацией общественного сознания. На такой почве взрастают Гришан и Базарбай. Это и разрушение этических связей между людьми, падение нравов и многие, многие другие.
Роман был воспринят критикой неоднозначно. Многие видели действительно глубокий смысл произведения, а многие осуждали Айтматова за то, что он собрал в «Плахе» все проблемы, существовавшие в то время в обществе, не предлагая выхода из сложившейся ситуации. Действительно, показывая такое множество проблем, автор не дает их однозначного решения, не отвечает на поставленные вопросы. Он лишь приводит факты, раскрывает образы героев через их поступки, рисует картину бытия, предупреждает нас о расплате за многочисленные грехи, тем самым заставляя задуматься над своими поступками, осознать свои ошибки и самим найти единственно правильный жизненный путь.
Многие критики отрицательно отзывались о композиции романа, подчеркивая несвязанность между собой отдельных его частей. Дело в том, что построение романа очень своеобразно. В романе три различных сюжетных линии, которые прямым или косвенным образом связаны между собой. Это линии Авдия Каллистратова, Бостона и Базарбая и пары волков - Акбары и Ташчайнара. Их объединяют общие события, описанные в произведении, также на основе каждой из трех сюжетных линий автором раскрывается одна, на мой взгляд, из наиболее важных проблем романа - проблема выбора определенного пути, то есть нравственный выбор героев.
И эти пути у каждого из героев романа далеко не одинаковы.
Авдия Каллистратова автор наделяет лучшими нравственными качествами, такими, как доброта, искренность, безграничная любовь к людям, способность к самопожертвованию. Он верит в Бога, в добро, в справедливость, в свою правоту, в силу слова. Он видит в каждом человеке, пусть даже в самом отъявленном негодяе, не его отрицательные стороны, а прежде всего частичку человеческой души. Он убежден, что каждый человек в глубине души стремится к гармонии, поэтому Авдий пытается переубедить людей, наставить их на путь истинный, помочь им обрести веру и «жить во Христе». Но он переоценил свои силы, и в этом его трагедия. Его никто не хотел слушать, и он сам становится жертвой насилия, против которой борется. И в конце концов Авдий Каллистратов погибает, распятый на саксауле, но не отрекшийся от веры.
Недаром в романе проводится параллель между Авдием Калли- стратовым и Иисусом Христом. Бывший семинарист становится в романе последователем Христа в его вере и убеждениях. Оба верят, что все люди добры изначально, оба жертвуют жизнью ради того, чтобы спасти человечество от греха.
Авдий в романе - праведник. Он является носителем идеи хри- стианства. Но он не служит тем догмам, которые провозглашает церковь. Авдий выдвигает идею современного Бога, который не стоит на месте, развивается с течением времени. Он считает, что у каждого человека есть свой Бог, имя которому - совесть. И пытаясь обратить людей в веру, Авдий тем самым пытается разбудить их совесть. Но, несмотря на то что Авдий Каллистратов наделен в романе лучшими человеческими качествами, мы видим, что его жизненный путь не избран автором как идеальный. Айтматов не встает полностью на сторону Авдия. Он не согласен с идеей его героя о всемогуществе Бога. Мы видим, что автору важна вера не только в Бога, но в первую очередь в человека. Самопожертвование единиц не спасет человечество, не избавит мир от абсолютного зла.
Интересно противопоставление в романе Авдия Каллистратова Гришану - главарю «гонцов» за анашой. Гришан реально смотрит на жизнь. Он знает, что в мире существуют насилие и зло и что добро и справедливость побеждают далеко не всегда. Он видит людей в их худших проявлениях, их пороках и слабостях. Человек слаб, и это позволяет более сильным жить по звериным законам, где должен выжить сильнейший. Гришан уверен в себе и в своих убеждениях, поэтому он даже не пытается предотвратить попытки Авдия переубедить «гонцов», обратить их в свою веру. Напротив, он говорит, что не будет этому препятствовать. И, как мы видим, Гришан оказывается прав. «Гонцы» - дети своего поколения, воспитанные не только на атеизме, но и на безверии вообще, на отрицании веры не только в Бога, но и в моральные человеческие принципы, не способны, да и не хотят выслушать и понять Авдия. Насилие - их естественное состояние, и они, не задумываясь, совершают его еще раз, сбросив Каллистратова с поезда. Но что мы можем требовать от этих совсем еще мальчишек - Петрух и Ленек, у которых с самого детства не было ни нормальной семьи, ни дома, которых жизнь беспощадно кидала в различные авантюры? Разве можно требовать от них, что бы после того, как они сполна хлебнули горя, они сохранили веру в светлые и чистые идеалы и остались людьми? Здесь, на фоне нравственного выбора героев, перед нами раскрываются еще две важнейшие проблемы - общественного устройства, порождающего устройства, порождающего такого рода людей, и наркомании, которая становится все актуальнее, несмотря на то что о ней никогда не говорилось открыто. Безусловно, жизненный путь гонцов, пусть даже не выбранный ими, а определенный им судьбой, является предостережением для нас, людей молодого поколения, ищущих ответы на самые главные и серьезные вопросы жизни.
Интересны с точки зрения выбора жизненного пути Бостон и Баразбай - главные герои другой сюжетной линии. Оба они пастухи, живущие в Моюнкумских степях. Бостон, как мы увидим из содержания романа, - это человек со сломанной судьбой. Он обладает лучшими человеческими качествами, способен сочувствовать другим, раскаиваться, переживать, у него есть вера и определенные идеалы в жизни. Кроме того, он очень трудолюбив, ответствен- но выполняет свою работу. Баразбай же, напротив, пьяница и бездельник. Он недоволен жизнью, озлоблен и ни во что не верит.
Именно от него в романе мы слышим слова о том, что справедливо- сти в мире как не было никакой, так и нет.
Между этими двумя героями - Бостоном и Базарбаем - развязывается открытая вражда, которая приводит к трагическим последствиям. Бостон, один из наиболее положительных героев романа, совершает самосуд и убивает Базарбая. Отчаявшись и разочаро- вавшись в жизни, когда, целясь в волчицу Акбару, убивает собственного сына, он совершает поступок, который никогда не сможет себе простить. Убив Базарбая, Бостон разрушает свой внутренний мир, сам ведет себя на «плаху» за самый тяжелый грех - убийство, так как он не сможет жить с такой виной на душе. Здесь перед нами не только социальной конфликт личности и общества, но и психологический, внутренний конфликт человека, совершившего убийство, с самим собой.
Вряд ли мы имеем право осуждать или оправдывать Бостона за совершенное преступление. С одной стороны, Базарбай заслуживал наказания за свои грехи, но с другой стороны, ни один человек не вправе вершить судьбы других людей.
Так что же получается? Мы видим, что в романе нет идеального героя, ни один жизненный путь, выбранный различными героями, не является до конца правильным. Судьбы всех героев заканчиваются трагично. Авдий распят, Базарбай убит, «гонцы» арестованы, а Бостон сам разрушил свою жизнь, совершив самый страшный грех - убийство.
Может быть, в этой трагичности финала произведения и заключается его смысл? Может быть, автор хочет показать, что за грехи человечества со времен Иисуса Христа расплачиваются самые лучшие? Но кто же тогда продолжит род человеческий?
С этой точки зрения символично изображение в романе пары волков - Акбары и Ташчайнара, которые являются основной третьей сюжетной линией. Автор показывает нам человеческое общество и жизнь животных, и мы видим, что животные живут по законам природы, перед лицом которой все равны, в то время как в мире людей царит хаос и беззаконие. Волки в романе, как это ни парадоксально звучит, оказываются более «человечны», чем сами люди, и их жизненный путь является более правильным, а значит, более правильным, чем жизнь любого из героев. Через образы волков автор раскрывает тему свободы, показывает взаимосвязь животных с природой, взаимоотношения их между собой. Автор противопоставляет гармонию жизни волков дисгармонии жизни человеческого общества, тем самым подчеркивая его основные пороки и недостатки. Автор заставляет нас задуматься: неужели для нас, людей, нет выхода? Неужели мы сами ведем себя на плаху и ничто не в силах этому помешать? Это еще один вопрос, оставленный автором без ответа, вопрос, над которым предстоит задуматься нам, читателям.
Безусловно, кроме проблемы нравственного выбора героев, которая, на мой взгляд, является в романе одной из важнейших, автор затрагивает и другие проблемы. Например, он не оставляет без внимания вопросы, связанные с экологией, раскрытые на примере безжалостного, бесконтрольного отстрела сайгаков. Автор преду- преждает нас о том, что нарушение человеком гармонии природы может повлечь за собой трагические последствия.
Лейтмотивом этого романа является тревога - тревога за настоящее будущее. Роман «Плаха» - это призыв осознать свои ошибки, одуматься, пока не поздно. И то, что Айтматов затронул такое множество проблем в своем романе, не случайно. Все они являются важнейшими проблемами общества, требуют глубокого осмысления И немедленного принятия радикальных мер.

айтматов плаха нравственный духовный

“Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте

Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,

Но и там не нашел я даже следов Его.

Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.

Тогда я заглянул в свое сердце.

И только там узрел Бога,

Которого не было больше нигде…”

Наш разговор о романе Чингиза Айтматова “Плаха” мы начнем с изучения религиозного аспекта данного произведения. Чем же мотивирован наш выбор?! Во-первых, религия, является одним из важнейших институтов личности уже в течение многих столетий. Во мраке средневековья, в период смутного времени на Руси, во время всех войн и конфликтов, когда у людей не оставалось ничего, даже крыши над головой, вера не покидала их, помогала жить, вселяла надежду на завтрашний день, в общем, была опорой, которая помогала человеку выстоять перед ураганом нашего огромного мира. Данное утверждение дает нам право рассматривать веру и религию, как факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на становление человеческой личности. А так как целью данного научного труда является сравнение микрокосма человека и космоса вселенной, то рассмотрение религиозной составляющей его личности становится необходимым, чтобы понять, каким рисует Айтматов внутренний мир современного ему человека.

Новый единый многоликий Бог

При прочтении “Плахи” невозможно не заметить, что все действо романа строится на религиозных мотивах, духовные поиски заставляют героев совершать поступки, мирят и ссорят их, в общем, ход повествования в большинстве своем определяется, как это уже было отмечено выше, религиозными мотивами. Вторая особенность, присущая данному роману Айтматова - это изучение различных социальных групп, а точнее социального дна, и того, во что верят люди, входящие в данный социальный класс. Мы попытаемся проанализировать точку зрения автора и понять, почему он приходит именно к таким выводам.

Первой социальной группой, описанной в романе, была “Хунта”. За этим названием скрывается пятеро людей, людей деморализованных, оторванных от человеческого общества, а если точнее, то пятеро хронических алкоголиков. Первым из них был Обер-Кандалов, вторым Мишаш, третьим Гамлет-Галкин, четвертым Абориген-Узюкбай, пятым Кепа. Шестым в “Хунте” оказался Авдий Каллистратов, но он в данном случае предстает лишь формальным участником группы, так как не является ни хроническим алкоголиком, ни человеком близким по морально-личностным качествам к остальным членам коллектива. Что же дает нам основание рассматривать людей, входящих в данное сообщество, как единый субьект-носитель каких либо религиозных воззрений, ведь, как известно - верит каждый по-своему и дорога к Богу у каждого своя? Чингиз Айтматов так отвечает на этот вопрос: “Эти люди могли служить примером того, что пути Господни неисповедимы, когда речь идет о пусть даже самом пустяковом коллективе людей. Значит, так было угодно Господу, чтобы все они оказались людьми поразительно однозначными”. Исходя из данного убеждения, автор дает характеристику не каждому члену “Хунты”, а всей группе в целом. Итак, какие же отношения складываются у данных людей с Богом?

Правильно будет сказать, что отношений с Богом у этих людей вообще нет. Этот вывод можно сделать хотя бы потому, что предводитель “Хунты” Обер-Кандалов, который по совместительству является и носителем главных качеств своего коллектива, искренне считает попов недоразумением времени, более того, он даже порога церкви никогда не переступал даже из интереса. Что уж говорить о его подчиненных, которые по морально-личностному развитию стоят на ступень ниже Обера, ведь он хотя бы умел разбираться в людях и организовывать коллектив, выступая в качестве лидера. Но что же тогда заполняет пустоту внутреннего мира членов данного коллектива, чем они восполняют духовно-нравственный кризис своих душ? Анализируя текст романа, мы пришли к выводу, что смысл существования для этих людей заключается в бегстве от реальности, а в частности, в болезненной тяге к алкоголю, который, по их мнению, помогает им расслабиться, скинуть бремя своей неудачной жизни, почувствовать себя людьми. В трезвом же виде члены данного коллектива - люди грубые, озлобленные на мир, на свою поломанную судьбу, а, следовательно, понимающие только язык силы, ведь слова для них уже давно утратили своё нравственное, созидающее влияние. По сути, алкоголь вкупе с грубой физической силой как раз и является Богом для “Хунты”. Сознание членов данного коллектива подчиненно болезненному желанию выпить, “взвинтить себя так, чтобы никаких уж преград не осталось, чтобы начисто отшибить сознание”. Получается парадокс: сознание подчинено желанию отключить сознание. Но это лишь на первый взгляд кажется парадоксом, а на самом же деле, если присмотреться внимательно, то в этом желании можно без труда угадать черты разрушенной, деморализованной личности. Так что выходит, что без сильной веры, без духовной крепости человек начинает деградировать как индивид, постепенно превращаясь в человекоподобное существо. Подмена же истинных идеалов, извращение религиозных воззрений лишь усугубляет моральный кризис личности, так происходит и с членами “Хунты”, у которых в душе осталось лишь низкое желание залить свое сознание алкоголем. Эти люди навсегда утратили связь с человеческим обществом, стали, как это называется по-научному, люмпенами.

Второй социальной группой, описанной в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, была группа молодых людей под названием “гонцы”. Чем же примечателен данный коллектив людей? Примечателен же он тем, что в нем собрались мальчишки, желающие подзаработать денег на добыче наркотиков. Для этого они объединялись в группы по несколько человек и отправлялись на поездах в далекие Моюнкумские и Чуйские степи, где находились места произрастания особого вида конопли, а именно, анаши. Далее, если все проходило удачно, они возвращались в Москву, где получали честно заработанные деньги, а потом, разъезжались кто куда. Казалось бы, какие вообще отношения могут быть у данных людей с Богом, ведь большинство из них, наверное, и не задумывается ни о чем кроме наживы и кайфа от употребления травки. Ясность в данный вопрос вносит диалог Авдия Каллистратова, оказавшегося в среде гонцов с целью изучения конопляных маршрутов и людей, действующих в этой сфере, и Гришана, являющегося главой группы. Итоги их разговора можно свести к следующим выводам. Бог гонцов - это деньги, ради которых они готовы буквально на все. Это мы видим и из разговоров между гонцами и, конечно же, из диалога Гришана и Авдия Каллистратова. Так выясняется, что деньги гонцам заменяют и отца, и мать, и Бога, в общем, весь морально-нравственный мир человека. Этим и объясняется их безалаберное, потребительское отношение к жизни, ведь у людей, не имеющих за душой ничего, кроме пресловутого утверждения о том, что все покупается и продается, иначе и быть не может. Далее из полемики Авдия и Гришана выясняется еще более парадоксальный факт: гонцы не просто добывают анашу из-за больших денег, но даже выдвигают свою концепцию о вере в Бога и путях прихода в Отчий дом. Так, в частности, Гришан говорит, что он помогает людям познать Бога в кайфе, так сказать, прийти к нему с черного хода. Данная теория, по его мнению, является единственно спасительной, ведь все остальное в нашем порочном мире не может подарить счастье, а, следовательно, приходится хоть как-то его заменять, ведь не пропадать же совсем. Но за все, что мы делаем, следует расплата, это Гришан понимает очень хорошо. Так за оперативное приближение к Богу, кайф приходится оплачивать за не малую цену, ведь за состоянием неописуемого счастья после употребления наркотиков следует “полоса безумия и окончательная деградация души”. Поэтому концепция Бога и веры в него в представлении Гришана и не выдерживает критики Авдия, ведь настоящая вера способствует укреплению, совершенствованию человеческого духа, а не его разложению, оскудению, уничтожению. Вывод о нравственно-моральных ценностях в среде гонцов напрашивается сам собой: эти мальчишки утратили свою человеческую сущность вследствие подмены истинных идеалов ложными. Концепция о нахождении Бога в удовольствии и деньгах калечит, умерщвляет их души, гонцы становятся все циничнее, эгоистичнее и равнодушнее к окружающему их миру. Так они не только губят себя, но и других людей, оказавшихся в сфере их влияния, в зависимости от наркотиков. Постепенно гонцы превращаются в закоренелых рецидивистов, причем с неоднократными судимостями и, так или иначе, оказываются выброшенными на обочину человеческого общества, тем самым, отравляя жизнь себе и другим.

Наконец, третьим, чей внутренний мир пытается исследовать Чингиз Айтматов, становится главный герой романа - Авдий Каллистратов. Этот персонаж заслуживает особенного внимания, ведь только его личность показана в процессе развития, именно с ним мы путешествуем по страницам “Плахи”, именно он контактирует со всеми вышеописанными героями, пытаясь понять их, сделать выводы о себе и о мире его окружающем. История жизни бывшего семинариста Авдия Каллистратова представлена в романе наиболее полно, поэтому давайте попробуем проследить основные моменты его биографии и понять, как эволюционирует его личность, душа, внутренний мир в процессе познания нашего необъятного и подчас необъяснимого мира.

Отправной точкой нашего исследования мы предлагаем считать детство Авдия, ведь, как известно, еще в самом раннем, чуть ли не младенческом возрасте, у индивида закладываются все основные черты его личности, характера, которые так или иначе проявляются в сознательной жизни, во многом определив судьбу человека. Каким же было детство у главного героя? Оно было следующим: рос Авдий Каллистратов в семье дьякона, рос без матери, так как та умерла, когда он был еще очень мал. Отец старался воспитать сына в христианско-церковном духе, так как и сам был человеком, служащим в церкви. Юный сын его оказался достаточно любознательным и с большим интересом принялся изучать святое писание. Тем самым Авдий несказанно обрадовал отца и по достижению нужного возраста был с их общего согласия определен в духовную семинарию. Вот, пожалуй, все значимые события, произошедшие в детстве будущего семинариста, и наша задача теперь сводится к выявлению основных черт личности Авдия, сформировавшихся, когда он был еще ребенком. Первой и основной чертой, есть его доброта и отзывчивость по отношению к окружающим, ведь качество это, безусловно, очень редкое даже для того времени, когда роман издавался лишь в первый раз. И действительно, если посмотреть в какой доброй, благостной, мирной атмосфере воспитывался Авдий Каллистратов, то становится понятно, откуда в его душе столько сочувствия, желания помочь окружающим, ведь сила детских впечатлений вкупе с грамотным воспитанием родителей есть великая сила, формирующая личность ребенка чуть ли не от “а” до “я”. Второй не менее значимой чертой, заложенной у главного героя еще с самых ранних лет, является его духовность, внутренняя гармония, ведь именно это качество как живительный ручей, спасший путника от смерти в пустыне, каждый раз наполняет Авдия желанием жить, существовать, внутренне возрождает его. Данное качество является корнем личности главного героя, от которого уже в свою очередь произрастают все остальные его добродетели, а, как известно, растение с сильными, здоровыми корнями и над землей выше и красивее других себе подобных.

Теперь обратимся к юности Авдия Каллистратова и посмотрим, что происходит в его внутреннем мире в этот период его жизни. Сначала все идет как нельзя лучше: Авдий числится одним из самых способных учеников семинарии, его любят отцы-учителя, ему пророчат большое будущее. Но жизнь непредсказуема, и вот в одночасье из прилежного ученика главный герой превращается в еретика-новомысленника, его исключают из семинарии, да еще вдобавок квартиру, где их семья жила многие годы, забирают в связи со смертью дьякона Каллистратова незадолго до вышеописанных событий. В чем же причина столь трагических перемен в Авдии, почему судьба так сильно ударяет его? Во-первых, определенную роль мог сыграть юношеский максимализм, ведь в пору своего отрочества свойственны претензии к сложившимся в обществе канонам бытия, желания изменить сложившийся ход вещей. Такая же история отчасти произошла и с Авдием, который, будучи юношей, горячим и чувствительным, попытался внести изменения в данное раз и навсегда слово Божье. Но делал это он не из корысти, а из желания помочь изверившимся людям вновь обрести Господа в сердце и душе их. Отчасти, Авдий мог и сам быть подвержен кризису веры, ведь видя страдания окружающих, испытывая постоянное давление со стороны государства на верующих людей, да еще и очень глубоко переживая смерть отца, он мог усомниться в справедливости веры, ведь ничего не стоит подумать: “Почему мне за праведную жизнь и истовую веру в господа-Бога, посылаются одни страдания, а другим, менее достойным, счастье и благодать?!” Может, причиной было и это, ведь все может быть, но для нас куда важнее итоги исканий Авдия, перемены, произошедшие в его внутреннем мире вследствие инакомыслия. Итогом же этих исканий может быть не что иное, как обретение героем истинной веры в Бога, коренное изменение его судьбы, жизни, сознания собственного предназначения. Как мы увидим далее, этот вывод далеко не голословен, более того, он подтверждается дальнейшим ходом повествования.

Следующей по хронологии в биографии Авдия Каллистратова является его поездка с гонцами в Моюнкумские степи. Почему же наш герой оказывается в преступной среде, какие намерения руководят им и что за жизненный урок он выносит из данного предприятия?! Конечно же, едет он не из корысти, а из морально-нравственных соображений, а именно, на основе полученного опыта он хочет создать серию очерков на тему наркомании в молодежной среде, проблему, безусловно, важную и требующую общественного резонанса. Более того, с помощью своих статей Авдий, как начинающий репортер, надеется найти новый путь к сердцам и умам читателей, что впоследствии, как он думает, откроет ему возможность публиковать свои идеи о модернизации веры и о Боге-современнике, начать разговор на самую сокровенную для него тему. Что же выходит из плана Авдия на самом деле? Сначала все идет, как задумано: наш герой «вливается» в среду гонцов-добытчиков конопли, изучает их мир, понятия, законы, по которым они живут. И все бы ничего, если бы не нарастающее в его душе отчаяние, негодование в связи с нравственной деградацией гонцов, таких же, как он мальчишек. Это обстоятельство, можно сказать, является судьбоносным для Авдия Каллистратова, ведь вопреки всем принципам инстинкта самосохранения, он пытается переубедить гонцов, наставить их на путь истинный. Разговор с Гришаном, драка в товарняке, - вот ключевые моменты в судьбе главного героя, ведь именно тогда он преодолевает внутренний конфликт в своей личности, вновь обретает потерянную гармонию, осознает суть своего предназначения. Только в призме этих событий Авдий понимает призрачность, нецелесообразность идей о Боге-современнике и о реформации веры; помогать людям, нравственно воскрешать их - вот новый смысл жизни Авдия Каллистратова, причем делать это, он согласен любой ценой, даже ценой собственной жизни, что является знаком возвращения героя от ереси к истинной вере. Как говорил Чингиз Айтматов: “Кто много страдал, тот много познал,”- наверное, в этой фразе и заключена вся истина пребывания человека на этом свете, ведь Авдий через перенесенные им страдания обретает нового себя, более того, он встречает на той далекой узловой станции Жалпак-Саз любовь всей своей жизни - Ингу Федоровну, а не есть ли это высшая награда за все его страдания?! В общем, после путешествия в Моюнкумские степи главный герой становится совсем другим человеком, человеком у которого в душе течет светлая и чистая река, берущая начало свое из ручьев веры, сознания, любви. Другими словами, Авдий Каллистратов приходит к высшей точке понимания бытия, когда между духом, телом и умом его наступает гармония, и он четко знает, какова его цель в этой жизни.

Последним событием в биографии главного героя становится его второе путешествие в Моюнкумские степи. Привело туда его ни что иное, как желание вновь встретится с Ингой Федоровной после долгой разлуки, тем более что они должны были решить вопрос о создании семьи, ведь оба успели очень сильно полюбить друг друга и хотели начать новую счастливую жизнь. И все бы было хорошо, если бы опять не вмешалась судьба: возлюбленная Авдия уехала в Джамбул, чтобы решить вопрос относительно опеки над ее сыном от первого брака, а Авдий, прибывший как раз в момент отсутствия Инги, вынужден был покорно ждать ее приезда, ведь на ситуацию он повлиять никак не мог. Мелочи, обстоятельства, случаи и случайности, которым мы, по сути, не придаем значения, но которые, как ни странно, определяют нашу судьбу, незримо вмешиваясь в запланированные нами действия, сыграли роль и на этот раз. Случилось же так, что именно в тот момент, когда Авдий ходил по станции Жалпак-Саз в суматохе мыслей о его будущем с Ингой Федоровной (а поездка ее в Джамбул действительно носила судьбоносный характер для их отношений), он попался на глаза Обер-Кандалову, собиравшему группу для облавы в Моюнкумах. Главный герой, не задумываясь, откликнулся на предложение Обера, ведь мысли о возлюбленной тяготили его, подобно Гордееву узлу, туго затянутому вокруг шеи, узлу, который он не в силах был развязать - максимум только позабыть о нем на время. Природа человека такова, что, чем дольше он ждет приговора, тем сильнее драматизирует события, явственнее представляет себе самую трагическую развязку сложившихся обстоятельств. Видимо, такое стечение обстоятельств было уготовано для главного героя самой судьбой, и поэтому ему не оставалось ничего, кроме как согласится на неожиданно подвернувшуюся «шабашку», ведь таким способом он мог отвлечься и от тяжелых мыслей об их с Ингой будущем и, что немаловажно, подзаработать денег. Поездка на облаву в Моюнкумы обернулась для Авдия Каллистратова роковой случайностью: он не смог выдержать насилия над природой, которое творили в степи его напарники, и вместо того, чтобы помогать закидывать сайгачьи туши в грузовик, главный герой попытался наставить членов “Хунты” на путь истинный. Но снова не повезло Авдию: члены данного коллектива оказались людьми настолько деморализованными, что трудно даже было определить, что, кроме умения говорить, отличало их от животных?! Жестокость, невежество, грубость, беспричинная агрессия, жажда кровопролития - вот те качества, которые определяли поведение членов “Хунты”. Авдий лишь дал им повод показать свою звериную натуру; расправа над ним была страшна, наверное, страшнее, чем пытки в ГЕСТАПО. Но не сдался Авдий Каллистратов перед последним, самым трудным испытанием в своей жизни, ибо свято верил, что умирает за правду, за веру, за любовь к этой земле и ко всему миру в целом, умирает за и во имя других, во имя добра и справедливости на земле. Смерть свою главный герой встречает, будучи распятым на дереве саксаула, подобно тому как когда-то был распят на кресте Иисус Христос. И такой финал не случаен, он подводит итоги жизненных и морально-духовных исканий героя, пусть даже и на кресте, ведь не случайна фраза: “Может быть, не случайно, что лучшим сынам человеческим посылаются самые горькие страдания”. Авдий Каллистратов проходит очень сложный цикл внутреннего развития, так в начале этого пути он предстает самонадеянным подростком, вынашивающим планы по обновлению веры и Бога, если не всего мироздания, но затем, в процессе познания жизни с ее суровой реальностью и законами выживания, герой переосмысливает свои взгляды на окружающий мир и порядок бытия, обретает истинную веру в Бога, душевную гармонию и цель в жизни. Если обратиться к вопросу: “Что же все-таки является Богом для Авдия?!”- то однозначного ответа мы найдем, потому что Бог у него в сердце, а не в бутылке с водкой или сигаретке, набитой травкой. В этом и заключается главная мысль, которую хотел донести до нас Чингиз Айтматов со страниц своего романа “Плаха”: Бога нельзя подчинить единым стандартам, если есть Бог у человека, то у каждого разный, разный даже в силу того, что образ его мы представляем по-разному; отношения с Богом тоже у всех разные, кто доверяет, полагается на него во всех своих делах, кто просто изливает перед ним свою душу, кто-то даже ссорится с ним. Но главное, что объединяет всех верующих - это надежда, которую дарит нам вера в Бога, ведь у каждого в душе после обращения к Всевышнему появляется надежда, что мольбы его будут услышаны, что Господь облегчит его страдания. Таким образом, Чингиз Айтматов показывает свою концепцию понимания веры и Бога: у каждого Бог разный, каждый приходит к нему по своей особой дороге, каждый ждет от Него чего-то только ему важного, отношения с Богом тоже у всех разные, но надежда - одинаковая, ведь если Господь справедлив и милосерден, то никого он не обделит своей любовью.

История Авдия Каллистратова заканчивается трагически: он умирает, распятый на дереве саксаула, но в этом, по нашему мнению, заключается его судьба: он обрел своего Бога и свою веру и не предал своих воззрений, как тогда и Иисус Христос на Голгофе не поступился своими. Он умирает, не прося о продлении дней своих, не проклиная убийц своих, единственное, о чем не перестает он взывать - спасение душ человеческих, искоренение зла в деяниях и умах людей. Авдий остается верен себе даже перед лицом смерти, в этом и заключается его высокий нравственный подвиг, уподобляющий его Христу, ведь, как и Божий Сын, он пожертвовал собой ради других, пронес крест своей жизни гордо и смиренно, принял смерть во имя жизни и искупления грехов человеческих.

Последним, кого рассматривает Чингиз Айтматов в системе религиозных и морально-нравственных ценностей в своем романе “Плаха”, является Бостон Уркунчиев. Этот человек является добросовестным работником, передовиком-чабаном, он, единственный из всего совхоза старается жить достойно, а не существовать, как это делают другие пастухи. Когда он о чем-то говорит, то не виляет вокруг да около, а, напротив, прямо, ясно и по делу излагает свои мысли. Вот какой человек Бостон Уркунчиев: работящий, честный, прямой, добропорядочный. Как ни странно, но на первый взгляд кажется, что Бостон человек неверующий. Но детальный анализ всей истории чабана показывает, что все-таки отношения у него с Богом складывались, хотя то были и очень непростые. Они, если можно так сказать, находятся у Бостона на подсознательном уровне, ведь если вдуматься, то когда ему разводить прении о морально-нравственном долге человека, о необходимости веры в Бога, как о важнейшем институте совершенствования личности. Но и глупо будет полагать, что подсознательно, значит бездумно, просто религия, вера находится у Бостона в крови, он соблюдает ее обычаи во всех делах своих. Если задаться вопросом, что же является Богом для данного героя, то после изучения его образа жизни, отношения к ней, можно предположить, что Бог для Бостона - это его работа, которую он делает каждый божий день. И действительно, он ежедневно встает в шесть утра, чтобы весь день провозиться с овцами и лечь за полночь, но это не мешает ему свято верить в то, что он делает, а если верить, то во что-то, значит, есть у Бостона Бог. Лишь в конце романа он поступился своими принципами, но на то были веские причины, о которых мы поговорим в заключении нашей работы. В остальном же, как мы уже успели убедиться, Бостон - человек, любящий свое дело и свято верящий в его пользу. Ну и что, что его Бог - работа, ведь это все же лучше, чем любая другая пагуба; работа так же, как осознание Авдием своего предназначения, привносит гармонию в жизнь Бостона Урукчиева, наполняет ее смыслом, от этого и труд у него одухотворенный, то есть такой, в который хочется вкладывать душу, который приносит не только усталость, но и удовольствие. В общем, у каждого Бог свой, и у Бостона он такой; главное, чтобы, как уже было отмечено выше, вера приносила в жизнь гармонию и смысл, созидала, а не разрушала, а уж, как и во что верить, это дело каждого, ведь у всех нас своя дорога к Всевышнему.