В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости чем больше графита, тем более мягкий грифель. В состав грифелей цветных карандашей входят каолин, тальк, стеарин (широкому кругу людей он известен как материал для изготовления свечей) и стеарат кальция (кальциевое мыло).


Спички Спички изготавливаются в соответствии с ГОСТом Спичечная соломка во избежание её тления пропитывается 1,5%- ным раствором ортофосфорной кислоты, а затем парафинируется (окунается в расплавленный парафин).ГОСТом


Стекло Стекло материал аморфно-кристаллитной структу­ ры, получаемый путем переохлаждения расплава. С постепенным увеличением вязкости стекло приобре­ тает механические свойства твердых тел. Процесс пере­хода из жидкого состояния в стеклообразное обрати­мый: при повышении температуры стекло постепенно размягчается, переходя вначале в вязкое, а затем в жидкое состояние; этот процесс лежит в основе формо­вания изделий.


Некоторые другие оксиды - алюминия, магния, используемые для повышения физических свойств стекла, включая сопротивление к атмосферным загрязнениям. В окрашенное в массе стекло могут быть включены другие оксиды металлов. Состав: кварц - сырье, в виде песка (70-72%); сода, катализатор реакции, карбонат и сульфат (около 14%); известь, стабилизатор, в твердой форме (около 10%);


Состав: Один из вариантов химического состава твёрдого мыла C 17 H 35 COONa (жидкого C 17 H 35 COOK). Современные жидкие мыла представляют собой водные растворы синтетических ионных или неионогенных поверхностно-активных веществ с добавлением консервантов, отдушек, красителей, солей для контроля вязкости, добавок для связывания ионов кальция и магния и т. д.. При охлаждении клеевого мыла получается хозяйственное мыло. Твёрдое мыло содержит % основного вещества, 0,1 0,2 % свободной щелочи, 1 2 % свободных карбонатов Na или К, 0,5 1,5 % нерастворимого в воде остатка.


Французским химик Шеврель открыл стеариновую, пальмитиновую и олеиновую кислоты, как продукты разложения жиров при их омылении водой и щелочами. В производстве мыла давно используют канифоль, которую получают при переработке живицы хвойных деревьев. Введение канифоли в больших количествах делает мыло мягким и липким. Кроме использования мыла в качестве моющего средства оно широко применяется при отделке тканей, в производстве косметических средств, для изготовления полировочных составов и водоэмульсионных красок.



Лучше всего, если место хранения такого рода средств будет вынесено за пределы собственно жилых помещений. Таким местом может стать, например, застекленная лоджия. Обязательное условие – располагать препараты бытовой химии на недосягаемом расстоянии от рук детей.


Ко всему прочему, имейте в виду, что все эти «услужливые помощники», вся эта химия в быту, при некоторых, безусловно, неоспоримых достоинствах, опасны тем, что любой из них может оказаться для вас или ваших близких аллергеном. Вот это обстоятельство, пожалуй, является самым главным и предопределяет необходимость аккуратного их использования.

1. Тесное соприкосновение реагирующих веществ (необходимо): H 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + H 2 2. Нагревание (возможно) а) для начала реакции б) постоянно Классификация химических реакций по различным признакам 1.По наличию границы раздела фаз все химические реакции подразделяются на гомогенные и гетерогенные Химическая реакция, протекающая в пределах одной фазы, называется гомогенной химической реакцией . Химическая реакция, протекающая на границе раздела фаз, называется гетерогенной химической реакцией . В многостадийной химической реакции некоторые стадии могут быть гомогенными, а другие - гетерогенными. Такие реакции называются гомогенно-гетерогенными . В зависимости числа фаз, которые образуют исходные вещества и продукты реакции, химические процессы могут быть гомофазными (исходные вещества и продукты находятся в пределах одной фазы) и гетерофазными (исходные вещества и продукты образуют несколько фаз). Гомо- и гетерофазность реакции не связана с тем, является ли реакция гомо- или гетерогенной . Поэтому можно выделить четыре типа процессов: Гомогенные реакции (гомофазные) . В реакциях такого типа реакционная смесь является гомогенной, а реагенты и продукты принадлежат одной и той же фазе. Примером таких реакций могут служить реакции ионного обмена, например, нейтрализация раствора кислоты раствором щёлочи: Гетерогенные гомофазные реакции . Компоненты находятся в пределах одной фазы, однако реакция протекает на границе раздела фаз, например, на поверхности катализатора. Примером может быть гидрирование этилена на никелевом катализаторе: Гомогенные гетерофазные реакции . Реагенты и продукты в такой реакции существуют в пределах нескольких фаз, однако реакция протекает в одной фазе. Так может проходить окисление углеводородов в жидкой фазе газообразным кислородом. Гетерогенные гетерофазные реакции . В этом случае реагенты находятся в разном фазовом состоянии, продукты реакции также могут находиться в любом фазовом состоянии. Реакционный процесс протекает на границе раздела фаз. Примером может служить реакция солей угольной кислоты (карбонатов) с кислотами Бренстеда: 2.По изменению степеней окисления реагентов[править | править вики-текст] В данном случае различают Окислительно-восстановительные реакции, в которых атомы одного элемента (окислителя) восстанавливаются , то есть понижают свою степень окисления, а атомы другого элемента (восстановителя) окисляются , то есть повышают свою степень окисления. Частным случаем окислительно-восстановительных реакций являются реакции конпропорционирования, в которых окислителем и восстановителем являются атомы одного и того же элемента, находящиеся в разных степенях окисления. Пример окислительно-восстановительной реакции - горение водорода (восстановитель) в кислороде (окислитель) с образованием воды: Пример реакции конпропорционирования - реакция разложения нитрата аммония при нагревании. Окислителем в данном случае выступает азот (+5) нитрогруппы, а восстановителем - азот (-3) катиона аммония: Не относятся к окислительно-восстановительным реакции, в которых не происходит изменения степеней окисления атомов, например: 3.По тепловому эффекту реакции Все химические реакции сопровождаются выделением или поглощением энергии. При разрыве химических связей в реагентах выделяется энергия, которая в основном идёт на образование новых химических связей. В некоторых реакциях энергии этих процессов близки, и в таком случае общий тепловой эффект реакции приближается к нулю. В остальных случаях можно выделить: экзотермические реакции, которые идут с выделением тепла, (положительный тепловой эффект) СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О + энергия (свет, тепло); СаО + Н 2 О = Са(ОН) 2 + энергия (тепло). эндотермические реакции в ходе которых тепло поглощается (отрицательный тепловой эффект) из окружающей среды. Са(ОН) 2 + энергия (тепло) = СаО + Н 2 О Тепловой эффект реакции (энтальпию реакции, Δ r H), часто имеющий очень важное значение, можно вычислить по закону Гесса, если известны энтальпии образования реагентов и продуктов. Когда сумма энтальпий продуктов меньше суммы энтальпий реагентов (Δ r H < 0) наблюдается выделение тепла, в противном случае (Δ r H > 0) - поглощение. 4.По типу превращений реагирующих частиц[править | править вики-текст] соединения: разложения: замещения: обмена (в т.ч. тип реакции-нейтрализация): Химические реакции всегда сопровождаются физическими эффектами: поглощением или выделением энергии, изменением окраски реакционной смеси и др. Именно по этим физическим эффектам часто судят о протекании химических реакций. Реакция соединения -химическая реакция, в результате которой из двух или большего числа исходных веществ образуется только одно новое.В такие реакции могут вступать как простые, так и сложные вещества. Реакция разложения -химическая реакция, в результате которой из одного вещества образуется несколько новых веществ. В реакции данного типа вступают только сложные соединения, а их продуктами могут быть как сложные, так и простые вещества Реакция замещения -химическая реакция,в результате которой атомы одного элемента, входящие в состав простого вещества, замещают атомы другого элемента в его сложном соединении. Как следует из определения, в таких реакциях одно из исходных веществ должно быть простым, а другое сложным. Реакции обмена - реакция, в результате которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями 5.По признаку направления протекания химические реакции делятся на необратимые и обратимые Необратимыми называют химические реакции, протекающие лишь в одном направлении("слева направо "), в результате чего исходные вещества превращаются в продукты реакции. О таких химических процессах говорят, что они протекают "до конца".К ним относят реакции горения , а также реакции, сопровождающиеся образованием малорастворимых или газообразных веществ Обратимыми называются химические реакции, протекающие одновременно в двух противоположных направлениях("слева направо" и "справа налево").В уравнениях таких реакций знак равенства заменяется двумя противоположно направленными стрелками.Среди двух одновременно протекающих реакций различают прямую(протекает "слева направо") и обратную (протекает "справа налево").Поскольку в ходе обратимой реакции исходные вещества одновременно и расходуются и образуются, они не полностью превращаются в продукты реакции.Поэтому об обратимых реакциях говорят, что они протекают "не до конца". В результате всегда образуется смесь исходных веществ и продуктов взаимодействия. 6. По признаку участия катализаторов химические реакции делятся на каталитические и некаталитические Каталитическими2SO 2 + O 2 → 2SO 3 (катализатор V 2 O 5) называют реакции, протекающие в присутствии катализаторов.В уравнениях таких реакций химическую формулу катализатора указывают над знаком равенства или обратимости, иногда вместе с обозначением условий протекания. К реакциям данного типа относятся многие реакции разложения и соединения. Некаталитическими2NO+O2=2NO 2 называются многие реакции, протекающие в отсутствие катализаторов.Это, например, реакции обмена и замещения.

Катасонов Никита, Савостьянова Евгения, Задорина Елизавета, Дмитриев Илья, Ермаков Павел

Исследовательский проект "Химические реакции в повседневной жизни" подготовлен группой учащихся 8-9 классов для школьной конференции исследовательских работ . Цели и задачи:

1. Выявление наиболее используемых в быту химических реакций.

2. Анализ литературы для установления сути реакций.

3. Опредилить степень безопасности (опасности) продуктов реакций для человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Химические реакции в нашей повседневной жизни Участники проекта: 1.Савостьянова Евгения Константиновна 9класс 2.Задорина Елизавета Вадимовна 8 класс 3.Ермаков Павел Игоревич 9 класс 4.Дмитриев Илья Алексеевич 9 класс 5. Катасонов Никита Сергеевич 9 класс Руководитель: Лазарева Елена Александровна 2014 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Актуальность выбранной темы В наше время, известны миллионы различных веществ. Многие из них используются не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в быту. К сожалению, не все люди владеют элементарными химическими знаниями о веществах и их превращениях. Мы считаем, что ещё со школьной скамьи необходимо прививать химическую грамотность. Поэтому тема «Химические реакции в нашей повседневной жизни» будет актуальна.

Цели и задачи: 1. Выявление наиболее используемых в быту химических реакций. 2. Анализ литературы для установления сути реакций. 3. Опредилить степень безопасности (опасности) продуктов реакций для человека.

Горение природного газа Россия является лидером по запасам и добыче природного газа. Поэтому в наших домах мы используем реакцию горения природного газа для получения тепловой энергии. Природный газ - смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ. Химический состав: этан (C 2 H 6),пропан (C 3 H 8)бутан (C 4 H 10). А также другие не углеводородные вещества: водород (H 2), сероводород (H 2 S), диоксид углерода (СО 2), азот (N 2), гелий (Не). Основную часть природного газа составляет метан (CH 4) - от 92 до 98 %. Это бесцветный, лёгкий, горючий газ, не имеющий запаха, почти не растворим в воде. Смесь метана в воздухе взрывоопасна. Реакция горения метана CH 4 + 2O 2 = CO 2 + 2H 2 O + Q. Метан горит синеватым или почти бесцветным пламенем, выделяя большое количество теплоты (879 кДж/моль). При использовании газового оборудования в доме необходимо: проверять дымоход, проветривать помещение, следить за состоянием газовых трубопроводов, не оставлять работающее газовое оборудование без внимания.

Горение спички При большом выборе разнообразных зажигалок, спички пользуются высокой популярностью. Какие процессы происходят во время поджигания спички? Вот ею чиркнули о коробок. Появилось пламя и резкий запах «серы». Процесс начался под действием трения. Сначала загорелся красный фосфор, который был на спичечной коробке 4Р+5О 2 =2Р 2 О 5 Фосфор, дающий при трении высокую температуру, поджег смесь серы и бертолетовой соли в спичечной головке S+O 2 =SO 2 (SO 2 - сернистый газ, источник резкого запаха). Головка подожгла древесину С 6 Н 10 О 5 +6О 2 =6СО 2 +5Н 2 О Почти все продукты горения вредны для организма. Только при горении одной спички их выделяется ничтожное количество, что не оказывает существенного воздействия на человека. Но при использовании спичек химически образованный человек должен помнить, что «CПИЧКИ – ЭТО НЕ УГРУШКА!»

Гидролиз мыла В производстве и быту мылом называют технические смеси водорастворимых солей высших жирных кислот часто с добавками некоторых других веществ, обладающим моющим действием. Основу смесей обычно составляют натриевые (реже калиевые и аммониевые) соли насыщенных и ненасыщенных жирных кислот с числом атомов углерода в молекуле от 12 до 18 (стеариновой, пальмитиновой, миристиновой, лауриновой и олеиновой). К мылам часто относят также соли нафтеновых и смоляных кислот, а иногда и другие соединения, обладающие в растворах моющей способностью. Мыла образованы сильным основанием и слабой кислотой, поэтому легко подвергаются гидролизу: С 17 Н 35 СООNa + Н 2 О = С 17 Н 35 СООН + NaОН Среда при гидролизе щелочная, поэтому мыла достаточно агрессивны по отношению к коже и частое их применение приводят к обезжириванию. Сортов и марок мыла существует великое множество, и прежде чем выбрать самое подходящее, надо определить тип своей кожи. Жирная кожа часто блестит из-за сильного пота и жиро отделения, на ней обычно крупные поры. Уже через 2 часа после умывания на приложенной к лицу салфетке жирная кожа оставляет пятна. Для такой кожи требуется мыло с легким осушающим действием. Сухая кожа тонкая и очень чувствительная к ветру и непогоде, а поры на ней мелкие и тонкие; она легко трескается, так как недостаточно эластична. Такой коже надо создавать максимальный комфорт и щадящий режим, лучше использовать дорогие сорта мыла. Нормальная кожа мягкая, гладкая, имеет поры среднего размера.

Пероксид водорода Пероксид водорода - простейший представитель пероксидов. Бесцветная жидкость с «металлическим» вкусом, неограниченно растворимая в воде, спирте и эфире. Эго часто используют в быту в качестве отбеливателя и антисептика. При разложении пероксида водорода (когда мы обрабатываем рану) выделяется вода и газообразный кислород. 2Н 2 О 2 =О 2 +2Н 2 О При не больших дозах соответственно выделяется небольшое количество кислорода. В малом объёме чистый кислород не опасен, а при большом объёме? А при большом количестве чистый кислород токсичен и может вызвать легочную форму кислородного отравления и вредное действие на центральную нервную систему. Первое воздействие сопровождается такими симптомами: раздражение легочной ткани. Оно может начаться с легкого раздражения глотки и последующего кашля. В тяжелых случаях может отмечаться продолжительное жжение в груди и неконтролируемый кашель. Легочная форма кислородного отравления также может вызывать уменьшение жизненной емкости легких и снижение способности к газообмену, хотя эти осложнения встречаются крайне редко. А симптомы второго воздействия (токсического поражения ЦНС) включают: нарушения зрения (туннельное зрение, неспособность сфокусироваться), нарушение слуха (звон в ушах, появление посторонних звуков), тошноту, судорожные сокращения (особенно мышц лица), повышенную чувствительность к внешним раздражителям и головокружение. Но все это возможно только при использовании больших объемов пероксида водорода, а обычная 3% перекись неспособна на такое.

Гашение соды уксусом Процесс гашения соды уксусом используется при замесе теста для булочек и блинов. Пищевая сода при воздействии на нее высокой температуры или кислой среды дает усиленную реакцию по выделению углекислого газа, что в свою очередь приводит к пышности и пористости. CH 3 COOH+NaHCO 3 =CH 3 COONa + H 2 O+CO 2 Вопрос «гасить или не гасить соду уксусом при выпечке» настолько же вечен, как и вопрос: «что было раньше – курица или яйцо». Однако, покопавшись в литературе, перерыв кучу сайтов, в том числе и зарубежных, пришла к выводу, что вопросу этому от силы лет 70-80. Перерыв великое множество рецептов старинной русской кухни не нашла ни одного, где упоминалась бы сода. Выпечка раньше в нашей стране была преимущественно дрожжевая, либо без добавления вообще каких-либо ускорителей подъема и разрыхления. Итак, пищевая сода была изобретена французским химиком Лебланком в конце XVIII столетия. До России это изобретение дошло значительно позже, после получения нового способа ее изготовления. Как только у русских хозяек появился такой продукт, как сода, они стали применять и использовать ее в кулинарии. Почему соду был решено гасить? Да просто потому, что наша традиция есть все «с пылу, с жару» в данном случае – только вредна. Негашеная сода в горячей выпечке имеет очень неприятный «мыльный» вкус. Что «исправлялось» ее гашением, а именно, добавлением в соду кипятка либо, кисломолочных продуктов. Для блинов данный способ и сейчас дает очень неплохие результаты. Однако, можно представить себе, что произойдет с песочным тестом, если туда влить стакан кипятка? Ответ очевиден. Поэтому и было придумано заменять кипяток или кисломолочные продукты разведенным 9% уксусом или лимонным соком.

Вывод Многие химические реакции мы можем наблюдать не только на уроках химии, но и в быту. Эти реакции не только безопасны (при соблюдении правил безопасности) , но и некоторые из них бесполезны. Например: гашение соды уксусом,любой умелый повар сказал бы, что это пустая трата времени. Но без таких реакций как гидролиз и горение мы просто не имеем представления о дальнейшем существовании. Во время протекания этих химических реакций выделяются газы. Они безопасны (в определённом количестве). При использовании химических веществ в быту необходимы соблюдение правил техники безопасности.

Источники информации 1. Крицман, В.А., Станцо, В.В. Энциклопедический словарь юного химика [ Текст ]- М. : Педагогика, 1990. 2. Лаврова, С.А. Занимательная химия [ Текст ] -М. : Белый город, 2009. 3. Рюмин, В. Занимательная Химия [ Текст ]- М.: Центрполиграф,2012. 4. Курдюмов, Г.М. 1234 вопроса по Химии [ Текст ]- М. : Мир, Бином, 2007. 5. Гузей, Л.С., Кузнецов, В.Н. Новый справочник по химии [ Текст ] -М. : Большая медведица, 1999 6. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: ru.wikipedia.org 7. Егорова, А.С. Репетитор по химии [ Текст ]-М. : Феникс, 2007 8. Химия и Жизнь [ Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.hij.ru 9 . Химия вокруг нас [ Электронный ресурс] - Режим доступа: http://interestingchem.narod.ru/chemaround.htm

>> Физические и химические явления (химические реакции). Экспериментируем дома. Внешние эффекты при химических реакциях

Физические и химические явления (химические реакции)

Материал параграфа поможет вам выяснить:

> чем различаются физические и химические явления . (химические реакции);
> какие внешние эффекты сопровождают химические реакции.

На уроках природоведения вы узнали, что в природе происходят различные физические и химйческие явления.

Физические явления.

Каждый из вас неоднократно наблюдал за тем, как плавится лед, кипит или замерзает вода. Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул, поэтому они являются одним веществом (в разных агрегатных состояниях).

Явления, при которых вещество не превращается в другое, называют физическими.

К физическим явлениям относится не только изменение веществ, но и свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока в металлах, распространение запаха веществ в воздухе, растворение жира в бензине, притяжение железа к магниту. Такие явления изучает наука физика.

Химические явления (химические реакции).

Одним из химических явлений является горение . Рассмотрим процесс горения спирта (рис. 46). Он происходит при участии кислорода, который содержится в воздухе. Сгорая, спирт, казалось бы, переходит в газообразное состояние подобно тому, как вода при нагревании превращается в пар. Ho это не так. Если газ, полученный в результате сгорания спирта, охладить, то часть его сконденсируется в жидкость, но не в спирт, а в воду. Другая часть газа останется. С помощью дополнительного опыта можно доказать, что этот остаток - углекислый газ.

Рис. 46. Горение спирта

Таким образом, спирт, который горит, и кислород , который участвует в процессе горения, превращаются в воду и углекислый газ.

Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называют химическими явлениями, или химическими реакциями.

Вещества, вступающие в химическую реакцию, называют исходными веществами, или реагентами, а те, которые образуются, - конечными веществами, или продуктами реакции.

Суть рассмотренной химической реакции передает такая запись:

спирт + кислород -> вода + углекислий газ
исходные вещества конечные вещества
(реагенты) (продукты реакции)

Реагенты и продукты этой реакции состоят из молекул. Во время горения создается высокая температура. В этих условиях молекулы реагентов распадаются на атомы, которые, соединяясь, образуют молекулы новых веществ - продуктов. Следовательно, все атомы во время реакции сохраняются.

Если реагентами являются два ионных вещества, то они обмениваются своими ионами. Известны и другие варианты взаимодействия веществ.

Внешние эффекты, сопровождающие химические реакции.

Наблюдая за химическими реакциями, можно зафиксировать такие эффекты:

Изменение цвета (рис. 47, а);
выделение газа (рис. 47, б);
образование или исчезновение осадка (рис. 47, в);
появление, исчезновение или изменение запаха;
выделение или поглощение теплоты;
появление пламени (рис. 46), иногда - свечение.


Рис. 47. Некоторые внешние эффекты при химических реакциях: а - появление
окраски; б - выделение газа; в - появление осадка

Лабораторный опыт № 3

Появление окраски в результате реакции

Окрашены ли растворы кальцинированной соды и фенолфталеина?

Добавьте к порции раствора соды I-2 капли раствора фенолфталеина. Какая окраска появилась?

Лабораторный опыт № 4

Выделение газа в результате реакции

К раствору кальцинированной соды добавьте немного хлоридной кислоты. Что наблюдаете?

Лабораторный опыт № 5

Появление осадка в результате реакции

К раствору кальцинированной соды добавьте 1 мл раствора медного купороса. Что происходит?

Появление пламени является признаком химической реакции, т. е. свидетельствует именно о химическом явлении. Другие внешние эффекты можно наблюдать и во время физических явлений. Приведем несколько примеров.

Пример 1. Порошок серебра, полученный в пробирке в результате химической реакции, имеет серый цвет. Если его расплавить, а затем расплав охладить, то получим кусочек металла, но не серого, а белого, с характерным блеском.

Пример 2. Если нагревать природную воду, то из нее задолго до кипения начнут выделяться пузырьки газа. Это растворенный воздух; его растворимость в воде при нагревании уменьшается.

Пример 3. Неприятный запах в холодильнике исчезает, если в него поместить гранулы силикагеля - одного из соединений Силиция. Силика­гель поглощает молекулы различных веществ без их разрушения. Аналогично действует активированный уголь в противогазе.

Пример 4 . При превращении воды в пар теплота поглощается, а при замерзании воды - выделяется.

Чтобы определить, какое превращение произошло - физическое или химическое, следует внимательно наблюдать за ним, а также всесторонне исследовать вещества до и после эксперимента.

Химические реакции в природе, повседневной жизни и их значение.

В природе постоянно происходят химические реакции. Вещества, растворенные в реках, морях, океанах, взаимодействуют между собой, некоторые реагируют с кислородом. Растения поглощают из атмосферы углекислый газ, из почвы - воду, растворенные в ней вещества и перерабатывают их на белки, жиры, глюкозу, крахмал, витамины , другие соединения, а также на кислород.

Это интересно

Вследствие фотосинтеза ежегодно из атмосферы поглощается около 300 млрд т углекислого газа, выделяется 200 млрд т кислорода и образуется 150 млрд т органических веществ.

Очень важны реакции с участием кислорода, который поступает в живые организмы при дыхании.

Многие химические реакции сопровождают нас в повседневной жизни. Они происходят во время поджаривания мяса, овощей, выпекания хлеба, прокисания молока, брожения виноградного сока, отбеливания тканей, горения различных видов топлива, затвердевания цемента и алебастра, почернения со временем серебряных украшений и т. п.

Химические реакции составляют основу таких технологических процессов как получение металлов из руд, производство удобрений, пластмасс, синтетических волокон, лекарств, других важных веществ. Сжигая топливо, люди обеспечивают себя теплом и электричеством. С помощью химических реакций обезвреживают токсичные вещества, перерабатывают промышленные и бытовые отходы.

Протекание некоторых реакций приводит к негативным последствиям. Ржавление железа сокращает срок работы разных механизмов, оборудования, транспортных средств, приводит к большим потерям этого металла. Пожары уничтожают жилье, промышленные и культурные объекты, исторические ценности. Большинство пищевых продуктов портится вследствие их взаимодействия с кислородом, находящимся в воздухе; при этом образуются вещества, которые имеют неприятный запах, вкус и являются вредными для человека.

Выводы

Физическими явлениями называют явления, при которых каждое вещество сохраняется.

Химические явления, или химические реакции, это превращения одних веществ в другие. Они могут сопровождаться различными внешними эффектами.

Множество химических реакций происходят в окружающей среде, в растениях, организмах животных и человека, сопровождают нас в повседневной жизни.

?
100. Найдите соответствие:

1) взрыв динамита; а) физическое явление;
2) затвердевание расплавленного парафина; б) химическое явление.
3) подгорание пищи на сковороде;
4) образование соли при испарении морской воды;
5) расслоение сильно взболтанной смеси воды и растительного масла;
6) выцветание окрашенной ткани на солнце;
7) прохождение электрического тока в металле;

101. Какими внешними эффектами сопровождаются такие химические превращения: а) горение спички; б) образование ржавчины; в) броже­ние виноградного сока.

102. Как вы думаете, почему одни пищевые продукты (сахар, крахмал, уксус, соль) могут храниться неограниченное время, а другие (сыр, сливочное масло, молоко) быстро портятся?

Экспериментируем дома

Внешние эффекты при химических реакциях

1. Приготовьте небольшие количества водных растворов лимонной кислоты и питьевой соды. Слейте вместе порции обоих растворов в отдельный стакан. Что происходит?

К остатку раствора лимонной кислоты добавьте немного кристалликов соды, а к остатку раствора соды - немного кристалликов лимонной кислоты. Какие эффекты наблюдаете - такие же или другие?

2. В три небольших стакана налейте немного воды и в каждый добавьте 1-2 капли спиртового раствора бриллиантового зеленого, известного под названием «зеленка». В первый стакан долейте несколько капель нашатырного спирта, во второй - раствора лимонной кислоты. Изменился ли цвет красителя (зеленки) в этих стаканах? Если да, то как именно?

Результаты опытов запишите в тетрадь и сделайте выводы.

Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №93»

Разработка урока по природоведению

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ И БЫТУ

Составлено учителем географии

Сейтягьяевой Татьяны Алексеевны

Новокузнецк, 2012

По теме: « Физические и химические явления в природе и быту»

Цель урока : урок усвоения новых знаний учащимися.

Форма проведения — объяснение новой темы.

Задачи:

Образовательная: формирование знаний о физических и химических явлениях в природе; закрепить понятия о веществах и явлениях, познакомить с процессом горения и окисления.

Развивающая: развитие навыков связной речи, умение объяснять понятия, умения слушать учителя и товарищей; продолжить формирование умения устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой; развивать интерес школьников к учению (посредством показа значимости изучаемых вопросов для науки, для развития творческих способностей)

Воспитательная: развитие положительной мотивации к знаниям; формирование представлений о единстве и красоте живой и неживой природы.

Оборудование: порошок серы и железа, спички, магнит, свечи, банки разного объема, бумага, пластмассовая расческа, видеопроектор, компьютер.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний и умений.

Фронтальный опрос:

    Что такое вещество? (Вещество- это то, из чего состоит тело)

    Приведите пример веществ? (стекло, вода и т.д.)

    В каком состоянии будет находиться вещество? (В твердом, жидком и газообразном)

    Свойства твердых тел (приведите примеры)

    Свойства жидких тел, газов (привести примеры)

    Какие изменение могут происходить с веществами? Приведите примеры.

III . Формирование новых понятий, знаний, умений, развитие мышления.

Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. В нем непрерывно происходят изменения. Любые изменения, которые происходят с телами, называют явления. (Показ слайдов )

Учитель демонстрирует природные явления, при этом комментируя слайды. После показа слайдов учащиеся записывают схему с экрана

Явления

Физические Химические

Физические явление — изменение состояния вещества или его формы. Физические свойства: цвет, плотность, температура кипения и замерзания, температура плавления, твердость, пластичность и т.д. (Показ слайдов )

Затем производиться запись определение в тетрадь.

Задание . Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим.

Демонстрация опытов на уроке:

Демонстрация опыта № 1. Взять лист бумаги разорвать пополам.

Что произошло с бумагой? (ответ обосновывают учащиеся) Бумага, не смотря на изменение формы, остается бумагой.

Демонстрация опыта № 2

Если бумагу сжечь то получается, что одно вещество превращается в другое вещество пепел и дым.

Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые . ( Показ слайдов сопровождается объяснением нового материала в форме беседы)

Механические — явления, связанные с изменением положения какого либо тела по отношению к другим телам.

Тепловые – явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел. (Просмотр фильма физического явления – плавление парафина)

Рассмотрим электрические явления. Вспомните, что когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав это в темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.

Чтобы ознакомиться еще с одним электрическим явлением, проделаем следующим опытом.

Демонстрация опыта № 3.

Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло? (Ответ учащихся : небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе).

Тела, которые способны после натирания притягивать мелкие и легкие предметы, называют наэлектризованными. (Просмотр слайдов)

Явления, которые связаны со светом, называют световыми . Свет излучает Солнце, звезды, лампа и некоторые насекомые, например жук-светлячок.

Химическое явление — процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. (Демонстрация фильмов химических реакций)

Рассмотрим основные признаки химических реакций. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Об этом можно судить по ряду внешних признаков. К основным признакам химических реакций относятся:

    Выделение теплоты (иногда света).

    Изменение окраски.

    Появление запаха.

    Образование осадка.

    Выделение газа.

Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при воздействии на них электрическим током, сильным давлением и др. Свойства химических явлений: горение и окисление. Демонстрация опыта № 4.

Зажечь 3 свечи, 2 из них накрыть банками разного объема, а 3 свечу не закрывать. Отметить время горения во всех трех случаях. Что происходит со свечами?

( Учащиеся отвечают на вопрос, делают вывод)

Работа в тетрадях: подписать строение пламени свечи.

Горение – химическая реакция, при которой происходит окисление веществ, выделяется тепло, свет. Процесс горения может происходить только при наличии кислорода, нагревании до температуры воспламенения.

В ходе беседы обсуждается значение горения, как потушить небольшие участки горения.

Окисление – это взаимодействие веществ с кислородом. (Показ слайдов и по ходу ведется беседа с учащимися, делаются выводы)

Окисление проходит медленно, без выделения света, иногда с выделением тепла.

IV . Закрепление нового материала

1. Закрепление материала можно провести по вопросам после параграфа.

2 . Зачитать отрывок из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок».

«Кота она звала сыночком: он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти».

Ответьте на вопросы.

Какое физическое явление упомянуто в сказке? Почему кот «испускал искры», когда его гладили?

3. Работа учащихся в печатных тетрадях на стр. 29-31 задание 45,46,47,48,49

V . Подведение итогов урока

Запись в дневниках домашнего задания.

Выставление оценок за урок.

VI . Постановка задания на дом

Домашнее задание:

    Нарисовать на альбомном листе примеры физических и химических явлений природы

    §13-14 стр. 57-62

    Рабочая тетрадь стр.29-31 задания 49-53.

Список литературы:

Основная литература:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Учебник).-М.: Дрофа,2002

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь).-М.: Дрофа,2002

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь для учителя).-М.: Дрофа,2002

  4. Парфирова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику Пакуловой В.М., Ивановой Н.В. «Природа. Неживая и живая. 5 класс» М.: изд-во « Экзамен»,2005

Дополнительная литература:

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. -М.: Дрофа,2003

  2. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические карты.

М.: Дрофа,2005

  1. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические лабиринты. М.: Дрофа,2005