Культурный комплекс, или отрасль хозяйства культура , пред­ставляет собой совокупность предприятий, учреждений и органи­заций, решающих специфические задачи по развитию и самореа­лизации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития оте­чественной культуры — Закон РФ «Основы законодательства Рос­сийской Федерации о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992 г. В нем отмечена неразрывная связь создания культурных ценностей, при­общения к ним граждан для решения экономических проблем. Как и образование, культура — один из основных претенден­тов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при уме­лом его использовании может существенно раз­вивать экономику.

Действующее законодательство в сфере культуры предусмат­ривает, что государство берет на себя обязательства по обеспече­нию доступности для граждан культурной деятельности, культур­ных ценностей и благ. С этой целью государство:

Осуществляет бюджетное финансирование государственных и — в необходимых случаях — негосударственных организаций культуры;

Устанавливает порядок налогообложения некоммер­ческих организаций культуры;

Стимулирует развитие культуры посредством предоставле­ния налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вклады­вающим свои средства в культуру;

Способствует развитию благотворительности в области куль­туры;

Осуществляет свое покровительство в отношении малообес­печенных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, негосударственными и со смешан­ными формами собственности. Они создаются учредителями, регистрируют свои уста­вы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка использования материальных и финансовых ресурсов. Но в отличие от образования по учреж­дениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок деятельности и фи­нансирования. В то же время бюджетное финансирование — осно­ва государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ. В современный период известно несколько способов определения суммы средств, необходимых на эти цели:

· по норме бюджетного финансирования на человека и численности населения;

· на основе процента от суммы национального дохода, созда­ваемого в регионе;

· на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Основах законодательства России о культуре принят послед­ний подход и указано, что на культуру ежегодно должно направ­ляться не менее 2 % федерального бюджета и 6 % — территориальных бюджетов. В реальной практике ситуация схожа с финансированием обра­зования, так как ни федеральные, ни региональные власти тре­бования законодательства не выполняют из-за дефицита бюдже­тов. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах: «Культура и искусство» — раздел 1500, «Средства массовой информации» — раздел 1600. Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям, поэтому действует не нор­мативное, а постатейное выделение бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется своя специфическая методика.

Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и при определении необходимого объема бюджетного финансиро­вания представляют музеи из-за разнооб­разия условий их деятельности и непредсказуемости доходов.


По учреждениям культуры фонд оплаты труда не имеет стимулирующей составляющей — материального поощрения работни­ков, а поступающие

от входной платы в музеи доходы называются специальными средствами. Музеи со­ставляют отдельную смету доходов и расходов по специальным средствам, согласовывая их распределение по стать­ям с учредителем.

При расчете объемов бюджетного финансирования по теат­рам и концертным организациям прежде всего определяются объе­мы предполагаемого поступления доходов, зависящих от ко­личества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Количество зрителей рассчитывается как произведение вмести­тельности зрительного зала, количества планируемых спектаклей и их средней посещаемости. Все спектакли распределяются на ут­ренние, дневные и вечерние, а цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Помимо доходов от спектаклей, театры могут иметь доходы от оказания других услуг населению.

Смета театра представ­ляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: дохо­ды и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учиты­ваются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, а во втором — все расходы незави­симо от источников их покрытия. Концертная деятельность включает различные жанры — эстрадные, филармонические и пр. Государ­ственная финансовая поддержка оказывается филармоническим направлениям, так как из-за своей специфики они наиболее убы­точны. В современный период Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации по перечню Правительства РФ. В него включены библиотеки, музеи, теат­ры, учебные заведения, которые имеют особую культурную зна­чимость для России, а их деятельность — в сфере культуры и искусства.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финанси­руется за счет муниципальных бюджетов. В зависимости от места расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы куль­туры учреждения отличаются по масштабам деятельно­сти, числу работников, охвату населения. Значительное количест­во малых учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано преимущественно на бюджетное фи­нансирование и не имеет расчетных счетов. Крупные муниципаль­ные учреждения культуры имеют все признаки юридического ли­ца: самостоятельную смету и банковский счет. Финансирование муниципальных объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

В условиях ограниченного финансирования при разработке программы необходимо иметь крупную со­циально значимую и общественно необходимую цель, которая мо­жет быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эф­фективности выделяемых средств в условиях конкуренции применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциаль­ных исполнителей заказа, когда предпочтение может быть отдано не только государственным, но и негосударственным организациям культуры, частным лицам, предложившим более результативные мероприятия с наименьшими затратами. В последние годы в жизнь органов управления и организаций культуры внедряется принцип применения так называемого со­циально-творческого заказа. При таком способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности также создаются рав­ные возможности на получение бюджетных средств.

Таким образом, все выбранные способы финансирования основаны на нормативно-сметном расчете с раз­личными модификациями. Главную роль в этих расчетах играет метод прямого счета с применением таблиц, называемых смета­ми расходов.

Введение

2. Источники финансирования учреждений культуры

3. Особенности планирования расходов учреждений культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансы в широком смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта.

Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.

Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

В последние годы в связи с известным снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления государственной собственностью становится особенно актуальной. Вместе с тем, реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).


1. Состав расходов бюджетов на культуру

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1, ст.3/.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы: законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Организации культуры могут быть учреждены:

Федеральными органами государственной власти и управления;

Органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;

Общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;

Иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

Организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством РФ / 1, ст.41/.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

Осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

Стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

Устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

Способствовать развитию благотворительности в области культуры;

Осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколько предложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:

Исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

На основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

На основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

Как и в других отраслях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.

В таблице 1 представлена группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура».


Таблица 1

Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура»

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность: 1.1. финансирование в разрезе экономических статей 1.2. финансирование в форме субсидий + - - + - +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств: 4.1.государственного, регионального и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на: 5.1. оборудование 5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры 5.3. новое строительство + + + + + + - - -

Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что состав расходов отрасли можно представить через источники финансирования, уровни бюджетов, направления деятельности и т.д.

В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть - от 0,2% до 2,5%. Модель государственного финансирования культуры складывается в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На ее формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные предпочтения, а также развитие благотворительности, спонсорства и меценатства. Система финансирования культуры и искусства определяется степенью централизации государственного управления и характером межбюджетных отношений. В унитарных государствах, например в Швеции, основную роль продолжает играть центральный бюджет, тогда как в федеративной Германии его экономические функции в основном ограничиваются субсидированием эфирного вещания и зарубежных культурных мероприятий.

Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:

в форме прямого финансирования;

при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;

на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;

через независимые посреднические структуры;

с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

От старейшего метода государственной поддержки культуры - полного прямого финансирования - в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания.

Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Так, во Франции в первой половине 80-х годов в рамках программы перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры министерством культуры была создана специальная "бюджетная линия" для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографии.

Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются в разных странах. Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант. Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек). Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном. Во многих странах правительство предоставляет гранты на условиях встречного финансирования. В Европе этот механизм сначала стали применять в Великобритании, а затем и в континентальных странах. Подобные гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность. Например, в Великобритании с 1988 года действует специальная программа, в соответствии с которой организации культуры могут получить грант в размере от 5 до 250 млн. фунтов стерлингов при условии встречного финансирования проекта в соотношении 1:2.

Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.

Целевые трансферты предоставляются для покрытия конкретных статей расходов, нередко на условии встречного финансирования. В Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Датским муниципалитетам с 1983 года выделяют блоковый грант на финансирование библиотек; средства распределяются между местными бюджетами пропорционально численности населения.

Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ (регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров), а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов. Во Франции центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и, по мнению специалистов, самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры - это распределение субсидий через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Особенно активно он применяется в Германии, Великобритании и Франции.

Финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Великобритании, согласно Справке № 4 2005 126 введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 млн. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 млн. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 млн. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования, введенная в 1987 году во Франции, предусматривает гораздо бoльшую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия (памятников архитектуры и др.), проведение музыкальных и театральных фестивалей и выставок современного изобразительного искусства, выпуск книг.

Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Бремя финансирования культуры несут и другие центральные ведомства: министерство обороны, например, финансирует военные оркестры, министерство юстиции - культурную деятельность в местах заключения, министерство образования - преподавание в общеобразовательных школах различных дисциплин, относящихся к сфере культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во Франции с середины 80-х годов министерство культуры стало заключать соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио- и видеопродукции.

Во многих странах наряду с бюджетным получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается "особыми потребностями" отраслей культуры и "национальными интересами". Традиционным источником средств для таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта. Одной из первых отраслей культуры, для финансирования которой стали создаваться специальные фонды, было киноискусство. Ресурсы фондов формировались за счет поступлений из центрального бюджета, а также за счет специальных налогов на радио- и телевизионные компании, на кинопрокат и др. В 80-е годы во многих странах были созданы фонды поддержки аудио- и видеопроизводителей.

Особенности формирования доходов в сфере культуры обусловливают специфику ее налогообложения. Одним из специфических налогов, применяемых повсеместно, является лицензионная плата за радио- и телевещание. Средства, поступающие от сбора этого налога, направляются, в первую очередь, на развитие самих организаций эфирного вещания. Но в некоторых странах в дополнение к обычной лицензионной плате введена надбавка. В Австрии она называется "культуршиллинг" и поступления от нее направляются на субсидирование дотационных отраслей культуры, покрывая 15% совокупных государственных расходов на искусство и 25% - на культуру.

Во Франции и в странах Северной Европы существует такой специфический налог, как отчисление 1% от стоимости строительства государственных учреждений на приобретение произведений изобразительного искусства. Вообще Франция наиболее активно использует специальные налоги - там взимается, например, налог с оборота на торговлю книгами (сбор поступает в распоряжение Национального центра литературы), налог на доходы новых телевизионных каналов, в том числе кабельного и спутникового телевидения (поступления идут на субсидирование производства кино-, аудио- и видеопродукции), налог на показ спектаклей (предназначен для дотирования театров).

В странах Европы сфера культуры и искусства традиционно пользовалась значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого им продукта. Налоговые методы стимулирования культуры стали применяться еще шире, когда резкое увеличение дефицита бюджета в большинстве стран привело к определенной переориентации государственной политики от использования прямых инструментов регулирования экономики к косвенным. Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых "доноров" культуры. Налоговые льготы призваны стимулировать рост производства и обеспечивать разнообразие товаров и услуг, поддерживать стабильность цен в этой сфере и содействовать притоку в нее негосударственных финансовых ресурсов. Введение налоговых льгот для творческих работников нацелено на улучшение материального положения артистов, художников, писателей и т. д. Наиболее радикально поступили в Ирландии, где уже более 35 лет все творческие работники освобождены от подоходного обложения. Центральный бюджет ежегодно теряет на этом значительные суммы. Во Франции аналогичная льгота распространяется только на художников и скульпторов. В Финляндии не облагаются подоходным налогом государственные гранты, которые получают писатели и другие деятели культуры. Чтобы смягчить бремя налогов на работников творческих профессий, имеющих нерегулярные заработки, в большинстве стран разрешается при налогообложении распределять полученный авторский гонорар на несколько последующих лет (во Франции, например, - на пять лет, в Финляндии - на три года). Артисты, художники и другие творческие работники обычно пользуются правом на вычет из налоговой базы расходов на профессиональную деятельность. В Швеции из облагаемой налогом суммы дохода свободного художника или писателя вычитаются деньги, перечисленные им на банковский "авторский счет", приносящий проценты; подоходный налог взимается только при снятии средств со счета. В Италии с 1985 года введены новые правила налогообложения творческих работников, которые получили право выбирать способ обложения. Они могут декларировать свои доходы либо как поступления от предпринимательской деятельности, либо как трудовые доходы. Во втором случае дополнительно к постатейному вычету расходов применяется единая скидка с налогооблагаемой базы для художников и скульпторов в размере 21% дохода, а для творческих работников, производственные издержки которых меньше, - 16%. Кроме того, художники и скульпторы пользуются единой скидкой в размере 16% для компенсации их расходов на выплату НДС по приобретаемым ими товарам и услугам, для остальных творческих работников аналогичная скидка составляет 6%.

Самой распространенной налоговой льготой для организаций и предприятий культуры является освобождение от налогов товаров и услуг, производимых в этой сфере, или же снижение налога на добавленную стоимость и налогов на продажи. В 80-е годы в Ирландии был отменен НДС на книги, в Италии он был снижен до 2% (при этом периодические издания были полностью освобождены от налога), в Германии - до 7%, во Франции - до 5,5%, в Испании - до 6%. В Бельгии ставка НДС на предметы искусства снижена с 19% до 6%. В Италии более низкий уровень НДС был установлен для ремонтно-строительных работ, направленных на сохранение культурного наследия.

Для поощрения кинопроизводства в ряде стран закон разрешает вычитать из налоговой базы инвестиции в кинопродукцию. Во Франции, например, юридические лица имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода 50% инвестиций, а физические - 100% своих вложений, если они не превышают 25% совокупного чистого дохода. В Италии эта мера распространяется на производителей не только кино-, но и телепродукции и позволяет выводить из-под налогообложения до 70% личных и корпоративных доходов.

С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам. Киноиндустрия в Европе традиционно пользовалась государственными гарантиями по кредитам, предоставляемыми национальными фондами кино. В середине 80-х годов во Франции, Италии, Германии были созданы государственные структуры, дающие гарантии по кредитам различным коммерческим отраслям культуры. Во Франции эту задачу выполняет Институт финансирования кинематографии и индустрии культуры, образованный государственными и частными банками, в Великобритании - Национальный фонд развития, кредитующий производство фильмов.

На примере Нидерландов, где сейчас апробируются новые принципы финансирования культуры и искусства, мы можем проследить тенденции, свидетельствующие о смене государственных приоритетов в этой сфере. В июне 1999 года правительство Нидерландов опубликовало меморандум "Культура как конфронтация" - документ, в котором конкретизировались основы культурной политики на 2001–2004 годы. В соответствии с меморандумом с 2000 года Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход к бюджетированию, ориентированному на результат.

В рамках реформы финансирования культуры министерство объявило приоритетом культурной политики стимулирование спроса на товары и услуги, производимые в сфере культуры, а не непосредственную поддержку организаций культуры (т. е. производителей). В меморандуме предложен комплексный план действий, осуществляемых под девизом: "Новый ассортимент для новой аудитории". План нацелен на увеличение объема рынка культурной продукции и расширение круга ее потребителей - привлечение в этот сектор рынка инвалидов, пенсионеров, представителей культурных меньшинств и др. Рост спроса и расширение аудитории - измеряемые показатели, которые позволяют контролировать социальную и экономическую эффективность инвестиций в культуру.

Чтобы содействовать инициативам, исходящим от культурных меньшинств, организации культуры, фонды и консультативные органы получили задание включить в свои советы и комитеты представителей названных групп. Эта мера должна способствовать, с одной стороны, появлению новых предложений на рынке культуры, а с другой - гармонизации межкультурных взаимодействий.

Для поощрения молодых талантов было принято решение о приоритетном субсидировании проектов, представленных талантливыми молодыми музыкантами и художниками, молодежными оркестрами и хорами, молодежным обществом истории Нидерландов и т. д. Социально значимой "инвестицией в мировоззрения" молодежи, а значит и в культуру нации, стало расширение программ по гуманитарным предметам в средних и профессиональных школах, а также в университетах.

С 2005 года новая бюджетная политика начинает распространяться и на финансирование культуры. Основной формой финансовой поддержки культуры и искусства в Нидерландах стали не годичные, как прежде, а четырехлетние единовременные или блоковые субсидии учреждениям культуры. Они распределяются на конкурсной основе и предоставляются сразу на четыре года (а не траншами по годам).

Такая форма субсидирования дает учреждениям культуры больше свободы в проведении их художественной и коммерческой политики. Они могут сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита, компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет других лет (сезонов) в течение всего четырехлетнего периода субсидии. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности - если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, -процесс, рассчитанный на достаточно длительный переходный период, в течение которого будут уточняться критерии экономической оценки результатов некоммерческих гуманитарных проектов. К концу этого периода основным объектом внешнего контроля станет результативность, т. е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.

Культура и искусство являются очень значимыми сферами для человека. В их развитии и финансировании заинтересовано как государство, так и частные компании или отдельные предприниматели. Пережив непростой постсоветский период, сейчас сфера культуры начала формироваться и стала привлекательной для вложений. Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором стоит задача-определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли начинающий творческий коллектив или популярный. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и так далее.

Следя за последними тенденциями и изменениями интересов общества, можно смело предположить, что перспективы развития культуры и искусства весьма радужные. С одной стороны государство стремится создавать хорошие условия для развития этой области, ведь это напрямую влияет на статус страны в мире. С другой стороны спонсоры и меценаты проявляют все больший интерес к искусству, понимая все возможности, предоставляемые этой сферой.

Хотелось бы отметить, что экономика культуры-прикладная наука, объясняющая необходимость, принципы и инструменты экономических отношений в сфере культурной деятельности. Культура же, в свою очередь является основой развития экономической отрасли, выпускающей культурные продукты.

финансовый ресурс культура бюджетный

Особенности сферы культуры как объекта экономических отношений

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, языки, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла, фольклор, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Функции культуры, с точки зрения их социально-экономического содержания, прежде всего, состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность учреждений, предприятий и организаций, решающих задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Организации культуры могут быть учреждены:

  • - федеральными органами государственной власти и управления;
  • - органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • - местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;
  • - общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;
  • - иными, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

В соответствии с ФЗ « Основы законодательства о культуре» №3612-1 от 08.05.2010 г. организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно - досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли .

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

  • - осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
  • - способствовать развитию благотворительности в области культуры;
  • - осуществлять поддержку малообеспеченных граждан;
  • - стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели, предприятиям;
  • - устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры.

Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем, регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколько предложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:

  • - на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
  • - исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
  • - на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные учреждения культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

В бюджетных учреждениях культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.

Для решения вопроса о государственном финансировании отечественной культуры имеет классификация направлений деятельности учреждений и организаций. Группировка функций на социально значимые и развлекательно-досуговые позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, что финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг. Источники финансирования культуры практически не отличаются от других отраслей социальной сферы. К таким источникам относятся: средства бюджетов всех уровней; собственные доходы, являющиеся в настоящее время неналоговыми доходами бюджета; внебюджетные источники, в которые входят благотворительная помощь, средства спонсоров. Следует обратить внимание на различную природу благотворительной и спонсорской деятельности. Если первая регулируется Федеральным законом о «О благотворительной деятельности», то вторая - Федеральным законом «О рекламе». В соответствии с законодательством под спонсорством понимается осуществление физическим или юридическим лицом вклада в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим - приоритетом экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощного производителя культурных услуг. Успех деятельности организации в индустрии культуры (как и в любой другой индустрии) зависит от возврата вложенных средств через реализацию продукции - товаров или услуг. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве досуга становятся ключевыми приоритетами и конечными результатами деятельности организаций культуры .

Свою реальную сопричастность к культуре и искусству, заинтересованность в их сохранении и развитии должны почувствовать миллионы людей. Для этого необходимо вписать культуру в текущее потребление, в постоянные статьи расходов семейных бюджетов.

Характерной чертой постиндустриального общества является переход от реальной экономики к так называемой «экономике символов», основным продуктом которой становится бренд. В цивилизации досуга, бренд превращается в стратегический ресурс и капитал организаций культуры, который позволяет получать экономические выгоды от внеэкономических благ - символических атрибутов и преимуществ, осязаемых и неосязаемых элементов репутации, легенд и мифов, культурных традиций, грез и предрассудков, вкусов и симпатий публики.

Культура и творчество становятся абсолютно необходимы процессу потребления в цивилизации досуга, потому что только творческая энергия рождает и развивает желания.

Творческие индустрии способны придать процессу потребления дополнительную глубину и длительность, вызывать и поддерживать интерес и желания - через истории, легенды и мифы, реплики и сувениры, игру воображения, перевоплощения и грезы, погружения в историю или будущее. Культура по своему потенциалу способна вовлекать в переживания, заставлять смеяться и плакать, страдать и негодовать, восхищаться и «улетать», расширяя тем самым границы эмоционального мира.

Очевидно, что развитие досуговой инфраструктуры обусловлено уровнем доходов населения и объемом платежеспособного спроса, хотя сверх динамично происходят заимствование и трансляция образцов по модели диффузии инноваций: от столиц к региональным крупным центрам, из которых формируется опорный каркас сетевой инфраструктуры, а затем нововведения расходятся, как круги по воде, захватывая территории, прилегающие к узловым центрам сети .

Проанализируем теперь, куда направляется финансовый поток доходов от платных услуг, насколько он «освоен» бюджетными учреждениями культуры и искусства. В России приблизительно 122 с лишним тысячи зарегистрированных организаций культуры, из них около 108 тыс. - бюджетные учреждения. Таким образом, доля бюджетных учреждений в сфере культуры очень высока - 88%. Внутри бюджетных учреждений она также значительна, в среднем составляет около 80% и колеблется по видам деятельности: в театрах и концертных организациях - около 60%, в музеях - примерно 75, в клубах - около 90, в библиотеках - 95%. Конечно, внебюджетные ресурсы, которые втянуты в государственные и муниципальные учреждения культуры, сегодня весьма внушительны, тем не менее бюджетное финансирование все равно превалирует. По расчетам с учетом доли бюджетных учреждений и доли в них бюджетного финансирования, около 70% доходов от платных услуг не попадает в учреждения культуры, а аккумулируется в 12% негосударственных организаций культуры. Таким образом, учреждения культуры фактически находятся в стороне от основных внебюджетных финансовых потоков.

В настоящее время сложилась ситуация, когда общее количество государственных и муниципальных бюджетных учреждений составляет более 300 тыс. .

С одной стороны, это большой и плохо управляемый массив организаций, чрезвычайно запутанный с точки зрения разграничения ответственности. С другой - это больницы и дома престарелых, школы и вузы, театры и музеи, от функционирования которых зависит качество жизни населения.

Ключевой проблемой традиционно является ограниченность финансовых средств направляемых учреждениям культуры из местных бюджетов. Выделяемые этим бюджетным учреждениям денежные средства, которые хватает только на выплату заработной платы и частично возмещать расходы на коммунальные услуги .

В связи с этим одной из основных проблемных зон продолжает оставаться слабая материально-техническая база объектов культуры. Многие муниципальные учреждения культуры размещаются в зданиях с высокой степенью износа, используют морально и физически устаревшее оборудование. Следует отметить недостаточно высокий уровень квалификации кадров, в том числе управленческих.

Другой проблемой является - определение оптимальной цены билетов, так как бюджетное учреждение культуры самостоятельно производит расчет стоимости билетов согласно утвержденному учредителем порядку.

То есть цены формируются не на основе расчета себестоимости, а, скорее всего, интуитивно, с учетом спроса и платежеспособности населения определенной местности.

В бюджетном учреждении культуры нет специалистов, которые могли бы правильно рассчитать стоимость единицы услуги.

В нашей стране бюджетные учреждения культуры не смогут существовать без государства. Так как государство все равно финансирует культуру. Изначально государство создавала бюджетные учреждения культуры для того, чтобы они выполняли определенный набор государственных услуг .

Еще одной проблемой является формальный подход к государственному заданию. Так как государственное задание формируют люди, которые не совсем понимают специфику отрасли. Муниципальное задание бюджетным учреждениям культуры выдается главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем муниципальных услуг. Закон 83 - ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не предусматривает выдачи задания учреждению и предоставления субсидии на его выполнение кем-либо, кроме учредителя, что существенно осложняет межведомственную интеграцию.

Из-за распределения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления культура, спорт отнесены к полномочиям разных уровней публично-правовых образований. При этом бюджетное законодательство не позволяет свободно финансировать из бюджетов разных уровней или разных публично-правовых образований одного и того же уровня расходы на осуществление полномочий других публично правовых образований.

Другой проблемой является то, что многие бюджетные учреждения культуры не умеют планировать свою деятельность. Так как план финансово-хозяйственной деятельности более детальный и требует проработки, корректировки и анализ данных .

Еще одна проблема, присущая российской культуре - крайне низкая оплата труда работников данной сферы.

Дифференциация российских регионов по объемам финансирования культуры все так же остается крайне высокой. Более благополучное положение характерно для двух культурных столиц - в Москве и Санкт-Петербурге - в городах, где в силу исторических, политических и экономических обстоятельств развита и инфраструктура города, и транспортная сеть, а уровень жизни населения превышает уровень жизни жителей всех остальных регионов.

По мнению Яковлевой Ю. финансовые возможности бюджета страны и субъектов Федерации ограниченны. Однако нам представляется, что государство, объективно оценивая состояние современной российской культуры в регионах и осознавая необходимость поддерживать ее на достойном уровне, обязано разработать и ввести нормативы бюджетных ассигнований по численности учреждений культуры для каждого региона России.