Каждое воскресенье на площадках Европейского университета и Университета ИТМО проходят научные лекции для детей, которые читают кандидаты и доктора наук, исследователи и специалисты.

Чувствуют ли растения что-нибудь, почему кровь красная, а вены синие, зачем человеку насморк - в совместном проекте «Университета детей » и «Бумаги» ученые всерьез отвечают на вопросы, которые волнуют каждого ребенка.

Есть ли у растений душа?

Вера Мухина

Биолог, сотрудница Института общей генетики

Душа - довольно сложное философское понятие с множественными определениями, поэтому мы ограничимся вопросом о том, способны ли растения чувствовать, и если да, то как.

Так как у них нет нервной системы, сложно ожидать от растений поведения, свойственного даже животным. Тем не менее многие люди не оставляют попыток доказать разумность растений, их способность понимать речь и эмоции.

В 60-е годы криминалист Клив Бакстер, вдохновившись работами индийского ученого начала XX века Джагадиша Чандра Боса, поставил ряд опытов над растениями. Подключая их к детектору лжи, он пришел к следующему заключению: растения способны запоминать и распознавать людей, причинивших им вред, переживать эмоции и читать мысли. Эти идеи были быстро подхвачены СМИ и стали довольно популярны, однако не нашли подтверждения: аккуратная постановка эксперимента, исключающая влияние внешних случайных факторов, сводила описываемые Бакстером эффекты к нулю.

Есть у растений аналоги и других чувств, например, осязания

Однако это совсем не значит, что растения никак не могут реагировать на происходящее. Никто не ставит под сомнение способность травы или деревьев реагировать на свет или определять положение в пространстве. Есть у растений аналоги и других чувств, например, осязания. Если потревожить лист растения с говорящим названием «мимоза стыдливая», он сложится за несколько секунд. Отдельные механизмы позволяют растениям запоминать стресс и даже передавать память о нем по наследству.

Таким образом, у растений есть весь необходимый арсенал инструментов для взаимодействия с миром и регуляции внутренних процессов. Но за отсутствием нервной системы они не способны размышлять, чувствовать боль или переживать, как это свойственно людям.

Почему громоотвод называют громоотводом, а не молниеотводом?

Евгения Рябова

Филолог, преподаватель русского языка как иностранного в Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, лингвист-аналитик в отделе голосовых технологий «Яндекса»

Спросить об этом любого человека - вам ответят: хороший вопрос. Действительно, хороший. Ведь правильнее с точки зрения физики, безусловно, молниеотвод. Однако в живом языке не всегда побеждает логически обоснованный вариант. Решающую роль в том, что в итоге попадает в словарь - в литературную норму, - играют люди, говорящие на языке. Именно люди, носители языка, используют те или другие слова с большей или меньшей частотой, именно благодаря их - «верному» или «неверному» - употреблению слово в итоге появляется в словаре современного русского языка в том виде, в котором мы его сейчас знаем.

Решающую роль в том, что в итоге попадает в словарь, играют люди, говорящие на языке.

Причем не просто заносят, а еще ставят специальные пометы, которые очень важны для правильного понимания функционирования и статуса слова в языке. Итак, заглядываем словарь и видим: “громоотвод - старое название молниеотвода”. Логика и справедливость торжествуют. Однако почему всё же изначально мы называли молниеотвод неправильно? Гром и молния в нашем сознании связаны, только гром - страшнее, осязаемее, и в языке это зафиксировано: как громом пораженный, громовержец. Отсюда и название - громоотвод. Кроме прочего, произносить лишний слог и три гласные подряд - «молнИЕОтвод» - совсем не удобно, а язык имеет тенденцию приспосабливаться к удобному для произношения варианту.

И всё же логика торжествует не всегда: печатная машинка (в словаре определяется как «полиграф. машина для многократного получения одинаковых оттисков текста, иллюстраций (печатания тиража книг, газет, журналов) с печатных форм») для нас заменила пишущую, а под категорию «целлофановый» попадают все известные нам пакеты вне зависимости от того, из чего они сделаны.

Фото из архива “Университета детей”

Откуда известно, что Вселенная бесконечна?

Владимир Сурдин

Астроном и популяризатор науки, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ. Лауреат Беляевской премии и премии «Просветитель»

А это пока не известно. И никогда не будет известно на​ 100 процентов. Ведь чтобы проверить, бесконечна ли Вселенная, ее нужно было бы измерить, а для этого (если Вселенная действительно бесконечна) потребовалось бы бесконечно много времени. Но мы точно знаем, что Вселенная намного больше той ее части, которую сегодня астрономы могут разглядеть в телескопы.

Науку, которая изучает Вселенную в больших масштабах, называют космологией, а ученых - космологами. На самом деле это астрономы и физики, которых интересует, как родилась наша Вселенная, как она устроена в целом и какая судьба ждет ее в будущем. ​Астрономы наблюдают Вселенную, изучают распределение и движение в ней звезд, галактик и вещества пока непонятной природы, которые принято называть темной материей. А физики пытаются объяснить то, что видят астрономы, в рамках существующей теории, которую постоянно приходится развивать и дополнять, поскольку астрономы открывают всё новые и неожиданные свойства Вселенной.

Сегодня можно увидеть в телескоп лишь область радиусом не более 14 миллиардов световых лет

Надежно установлено, что Вселенная расширяется: скопления галактик удаляются друг от друга, а значит, в прошлом они были ближе и был момент, когда это расширение началось. Это произошло около 14 миллиардов лет назад, и мы называем это рождением Вселенной. Сегодня можно увидеть в телескоп лишь область радиусом не более 14 миллиардов световых лет, поскольку из более далеких областей Вселенной свет еще не успел дойти до нас. Но размер этой области расширяется со скоростью света, поэтому в будущем мы будем видеть всё большую и большую часть Вселенной.

Очевидно, что Вселенная безгранична: трудно представить себе какую-то стену, которая ограничивала бы пространство нашего мира. Но бесконечна ли Вселенная - это вопрос открытый. Представьте муравья, бегущего по поверхности шара: границ он не встретит, но в конце концов поймет, что поверхность шара не бесконечна, что она имеет определенную площадь. Чем меньше размер шара, тем больше кривизна его поверхности, и тем легче муравью понять, что поверхность шара невелика. Но если муравей обнаруживает, что во всех направлениях поверхность практически плоская, то он понимает, что если под ним и шар, то гигантский, имеющий практически бесконечную площадь поверхности.

Бесконечна ли Вселенная - это вопрос открытый

В положении муравья находятся сегодня космологи. Только вместо площади поверхности шара они исследуют объем Вселенной и обнаруживают, что по своим геометрическим свойствам он практически плоский, а значит, он очень велик - практически бесконечен. Но космологи такие же упорные, как муравьи. Они изучают Вселенную всё глубже и глубже, чтобы раскрыть все ее тайны и узнать, действительно ли она бесконечна.

Почему кровь красная, а вены синие?

Анна Мальцева

Хирург одной из московских клиник

Кровь - непрозрачная, достаточно густая жидкость очень интенсивного красного цвета, куда более насыщенного, чем цвет клубники, скорее даже, цвет крови приближается к оттенку спелой вишни.

Если удалить из крови плазму - светло-желтую жидкость, останется огромное количество маленьких частичек - эритроцитов. Это микроскопически мелкие объекты, которые и придают крови ее цвет. Большинство клеток имеют очень насыщенный красный цвет и похожи друг на друга как целая армия близнецов. У них очень своеобразная форма, они напоминают ватрушки - круглые с ямочкой посередине. Каждый эритроцит содержит особое вещество - гемоглобин, его в эритроцитах очень много - как начинки в пироге. Каждая молекула гемоглобина в свою очередь тоже сложно устроена: на ней есть четыре «площадочки», которые называются «гем». Именно благодаря гему у крови такой глубокий и красивый цвет, но это далеко не единственное его свойство. Еще к гему могут прицепляться разные другие вещества: они садятся на «площадочки», как пассажиры скоростного поезда в кресла, и путешествуют вместе с эритроцитом.

Благодаря кислороду кровь в артериях становится ярко-красной, ее так и называют - артериальной

В человеческом теле кровеносные сосуды образуют очень густую сеть, и нет такого уголка в теле человека, куда бы не добрались хотя бы самые тоненькие из сосудов. Это похоже на карту железных дорог: к каждому городу, поселку, деревне подходит своя линия. Задачи клеток крови тоже немного «железнодорожные»: они осуществляют транспорт самых разных веществ по организму во всевозможных направлениях. Эритроциты, например, доставляют кислород и забирают углекислый газ. Когда кровь проходит через легкие, она насыщается кислородом; в каждом эритроците на каждой молекуле гемоглобина есть четыре гема, куда помещаются частицы кислорода. Богатая кислородом кровь приходит из легких в сердце и оттуда по артериям - по всему телу. Благодаря кислороду кровь в артериях становится ярко-красной, ее так и называют - артериальной. Углекислый газ меняет цвет эритроцитов - с насыщенно красного на бордовый.

Кровь с углекислым газом течет в сторону легких уже не по артериям, а по венам. Именно из-за цвета вен в XV веке существовало мнение, что у благородных людей кровь синяя или голубая.

На самом деле всё проще и интереснее. Сами сосуды сделаны из плотного белого вещества, непроницаемого для жидкости, как клеенка. У артерий плотные непрозрачные стенки, и сами они располагаются глубоко под кожей. У вен же стенка настолько тонкая, что через нее «просвечивает» цвет темной крови, которая течет по сосуду. А поскольку сама стенка вены бело-серого цвета, а кровь, которая внутри - темно-вишневого, то при наложении получается синий или интенсивно голубой цвет. Именно поэтому вены нам кажутся синими.

Зачем людям нужны болезни?

Антон Захаров

Физиолог, популяризатор науки, сотрудник Политехнического музея

Из размышления над этим вопросом выросли современная физиология и медицина. Люди давно пытались объяснить, что происходит с человеком во время болезни. Версии были разные. Гиппократ (а точнее, гиппократы, потому что это был не один человек, а профессиональное имя целой школы врачей, которая насчитывает не меньше девяти известных в свое время людей) обвинял во всем неправильное смешение четырех основных жидкостей организма. Другие мыслители древности обвиняли во всем ядовитые испарения - миазмы, а многие современные люди, доводя до абсолюта идеи Павлова, утверждают, что во всем виноваты нервы. Сегодня, конечно, мы уже знаем, что всё сложнее и у разных болезней - разные причины. Есть болезни инфекционные, психические, наследственные, онкологические и другие. И для большинства из них ответ на вопрос, зачем они нам, простой. Не нужны. Но иногда то, что обычно называется болезнью, все-таки может приносить нам пользу. Разберемся на примере простуды.

Простуда - это одно из наиболее распространенных инфекционных заболеваний, причиной которого является определенная группа вирусов, способных проникнуть внутрь клеток слизистой нашего носа и горла и начать там размножаться. Называются они риновирусы. Но когда в обычной жизни мы говорим про простуду, то имеем в виду, конечно, не это проникновение инфекционных агентов внутрь наших клеток, а хорошо всем известные симптомы заболевания: насморк, кашель, чихание, заложенный нос, температуру и в некоторых случаях - слабость и головную боль. Так вот, оказывается, что, несмотря на неприязнь, которую мы к этим симптомам испытываем, они нам как раз нужны.

Температура, которую некоторые люди стараются сбивать сразу же, как только она поднялась чуть выше отметки 37, призвана помочь нашему организму справиться с инфекцией

Насморк - это выделение слизистой носа жидкости, основную часть которой составляют вирусные частицы и наши собственные иммунные клетки - нейтрофилы, пришедшие бороться с этими частицами. Кстати, из-за того, что иммунные клетки спешат поскорее разобраться с вирусом, у нас закладывает нос: локальное увеличение кровотока, а соответственно, и отек кровеносных сосудов, перекрывающих доступ воздуха, вызывается вовсе не вирусом, а иммунитетом. Это же касается, естественно, и кашля, и чихания - рефлекторных ответов нашего организма на загрязнение слизистой чужеродными агентами. И температура, которую некоторые люди стараются сбивать сразу же, как только она поднялась чуть выше отметки 37, тоже призвана помочь нашему организму справиться с инфекцией. Повышает температуру определенная область нашего мозга - гипоталамус, и инфекция от этого страдает сильнее, чем мы с вами. Получается, что всё то, что мы обычно имеем в виду, говоря про простуду, - это иммунный ответ нашего организма на проникновение внутрь инфекционных агентов, который обеспечивает борьбу с инфекцией. Так что некоторые болезни все-таки зачем-то нужны.

Чего только не встретишь в сети. Даже вопрос о цвете крови и вен часто сопровождается предположениями и вымыслами, хотя ответ на него большинство людей на самом деле знает. Да, тут все просто – кровь красная, только разных оттенков, зависимо от количества в ней гемоглобина и обогащенности кислородом. Все как учит биология и БЖД в школе: артериальная кровь (богатая кислородом, идущая от сердца) ярко алого цвета , а венозная (отдавшая кислород органам, возвращающаяся к сердцу) – темно-красная (бордовая). Вены, которые видны из-под кожи, также красного цвета, когда по ним внутри бежит кровь. Ведь сами по себе кровеносные сосуды достаточно прозрачные. Но все же, у многих возникают такие вопросы, как «Почему кровь бывает разного цвета и от чего это зависит?» и «Почему вены синие или голубые?».

Красный цвет крови может иметь разные оттенки. Переносчики кислорода, то есть эритроциты (красные кровяные клетки), имеют оттенок красного в зависимости от гемоглобина – находящегося в них железосодержащего белка, который может связываться с кислородом и углекислым газом, чтобы переносить их в нужное место. Чем больше молекул кислорода соединено с гемоглобином, тем кровь более яркого красного цвета. Поэтому артериальная кровь, которая только обогатилась кислородом, такая ярко красная. После отдачи кислорода клеткам организма цвет крови меняется на темно-красный (бордовый) – такая кровь называется венозной.

Конечно, в крови содержатся и другие клетки, кроме эритроцитов. Это еще лейкоциты (белые кровяные тельца) и тромбоциты. Но они не в таком значительном количестве по сравнению с эритроцитами, чтобы повлиять на цвет крови.

Цвет крови при анемии и цианозе

На самом деле, конечно, вены хотя и несут темную бордовую кровь, в отличии от ярко-алой артериальной, они на цвет аж никак не синие. Они красные, как цвет крови, которая по них течет. И не стоит верить в теорию, которую можно встретить в интернете о том, что кровь на самом деле бежит по сосудам синяя, а при порезе и контакте с воздухом становится мгновенно красной – это не так. Кровь всегда красная, а почему описано выше в статье.

Вены лишь кажутся нам синими. Это объясняется законами физики об отражении света и нашим восприятием. Когда луч свет попадает на тело, то кожа отбивает часть всех волн и поэтому выглядит светлой, ну или другой, зависимо от меланина. Но синий спектр она пропускает хуже красного. А вот сама вена, а точнее кровь, поглощает свет всех длин волн (но меньше, в красной части спектра). То есть получается, что кожа дает нам для видимости синий цвет, а сама вена – красный. Но, интересно, что на самом деле вена отражает даже немного больше красного, чем кожа синего спектра света. Но почему тогда мы видим вены синими или голубыми? А причина, на самом деле, кроется в нашем восприятии – мозг сравнивает цвет кровеносного сосуда против яркого и теплого тона кожи, а в итоге показывает нам синий.

Почему же мы не видим другие сосуды, по которым течет кровь?

Если кровеносный сосуд находится ближе 0,5 мм к поверхности кожи, то он вообще поглощает практически весь синий свет, а отбивает намного больше красного – кожа выглядит здоровой розовой (румяной). Если сосуд намного глубже 0,5 мм, то он просто не виден, ведь свет к нему не доходит. Поэтому и получается, что мы и видим вены, которые приблизительно расположены на расстоянии 0,5 мм от поверхности кожи, а почему они синие уже описано выше.

Почему мы не видим артерии из-под кожи?

На самом деле, около двух третей из объема крови находится в венах в постоянно, следовательно, они большего размера чем другие сосуды. Кроме этого у артерий значительно толще стенки, чем у вен, ведь им приходится выдерживать большее давление, что также мешает им быть достаточно прозрачными. Но даже, если бы артерии было видно из-под кожи также, как и некоторые вены, то предполагается, что они имели бы приблизительно такой же цвет, не смотря на то, что кровь бежит по ним более яркая.

Какого же на самом деле цвета вены?

Если вы когда-либо готовили мясо, то вероятно уже знаете ответ на этот вопрос. Пустые кровеносные сосуды красновато-коричневого цвета. Существует не так много различий в цвете между артериями и венами. Они отличаются в основном при рассмотрении в поперечном сечении. Артерии толстостенные и мускулистые, а вены имеют тонкие стенки.

Что касается аристократов, то выражение «голубых кровей» появилось из-за бледности их кожи. До ХХ века загар не был в моде, а сами аристократы, особенно женщины, прятались от солнца, чем уберегали кожу от преждевременного старения и выглядели соответственно своему статусу, то есть отличались от крепостных, которые «пахали» целый день на солнце. Это сейчас мы понимаем, что бледный цвет кожи с голубым оттенком, на самом деле является признаком меньшего здоровья.

Но также ученые утверждают, что в мире существует около 7000 человек, кровь которых имеет голубой оттенок. Их называют кианетиками (от лат. cyanea — голубой). Причиной этого является не такой гемоглобин. У них этот белок содержит больше меди, чем железа, которая во время окисления приобретает голубой оттенок вместо привычного для нас красного. Эти люди считаются более устойчивыми ко многим заболеваниям и даже травмам, так как говорят, что их кровь сворачивается в несколько раз быстрее и не подвергается многим инфекциям. Кроме того о происхождении кианетиков складываются разные теории, в т.ч., что они потомки инопланетян. О них не так много информации в сети, но есть статьи иностранных изданий, где рождение таких детей объясняют злоупотреблением зачаточными препаратами за долго до зачатия. Как говорят «Не кури, девушка, дети зелеными будут!», а выходит от противозачаточных могут получится голубыми (имеется в виду цвет крови).

Кровь в организме человека циркулирует в замкнутой системе. Основная функция биологической жидкости – обеспечение клеток кислородом и питательными веществами и вывод углекислого газа и продуктов обмена.

Немного о системе кровообращения

Кровеносная система человека имеет сложное устройство, биологическая жидкость циркулирует в малом и большом круге кровообращения.

Сердце, выполняющее роль насоса, состоит из четырех отделов – двух желудочков и двух предсердий (левых и правых). Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, к сердцу – венами. Артериальная обогащена кислородом, венозная – углекислым газом.

Благодаря межжелудочковой перегородке, венозная кровь, которая находится в правой части сердца, не смешивается с артериальной, что в правом отделе. Клапаны, расположенные между желудочками и предсердиями и между желудочками и артериями, не дают ей течь в обратном направлении, то есть из самой крупной артерии (аорты) в желудочек, а из желудочка в предсердие.

При сокращении левого желудочка, стенки которого наиболее толстые, создается максимальное давление, богатая кислородом кровь выталкивается в большой круг кровообращения и разносится по артериям по всему организму. В системе капилляров происходит обмен газами: кислород поступает в клетки тканей, углекислый газ из клеток попадает в кровоток. Таким образом, артериальная становится венозной и по венам течет в правое предсердие, затем – в правый желудочек. Это большой круг кровообращения.

Далее венозная по легочным артериям поступает в легочные капилляры, где она отдает углекислый газ в воздух и обогащается кислородом, вновь становясь артериальной. Теперь она по легочным венам течет в левое предсердие, затем – в левый желудочек. Так замыкается малый круг кровообращения.

Венозная кровь находится в правых отделах сердца

Характеристики

Венозная кровь отличается рядом параметров, начиная от внешнего вида и заканчивая выполняемыми функциями.

  • Многие знают, какого она цвета. Из-за насыщенности углекислым газом цвет у нее темный, с синеватым оттенком.
  • Она бедная кислородом и питательными веществами, при этом в ней много продуктов метаболизма.
  • Ее вязкость выше, чем у крови, богатой кислородом. Это объясняется увеличением в размере эритроцитов в связи с поступлением в них углекислого газа.
  • Она имеет более высокую температуру и более низкий уровень pH.
  • По венам кровь течет медленно. Это связано с присутствием в них клапанов, которые замедляют ее скорость.
  • Вен в организме человека больше, чем артерий, и венозная кровь в целом составляет примерно две трети от общего объема.
  • В связи с расположением вен, она течет близко к поверхности.

Состав

Лабораторные исследования позволяют легко отличить венозную кровь от артериальной по составу.

  • В венозной напряжение кислорода в норме равно 38-42 мм ртутного столба (в артериальной – от 80 до 100).
  • Углекислого газа – около 60 мм рт. ст. (в артериальной – около 35).
  • Уровень pH оставляет 7,35 (артериальной – 7,4).

Функции

По венам осуществляется отток крови, которая несет продукты обмена и углекислый газ. В нее попадают питательные вещества, которые впитываются стенками пищеварительного тракта, и продуцируемые железами внутренней секреции гормоны.

Движение по венам

Венозная кровь при своем движении преодолевает силу тяжести и испытывает гидростатическое давление, поэтому при повреждении вены она спокойно стекает струей, а при повреждении артерии бьет ключом.

Ее скорость намного меньше, чем у артериальной. Сердце выбрасывает артериальную кровь под давлением 120 мм ртутного столба, а после того как она проходит через капилляры и становится венозной давление постепенно падает и достигает 10 мм рт. столба.

Почему на анализ берут материал из вены

В венозной крови содержатся продукты распада, образующиеся в процессе метаболизма. При заболеваниях в нее попадают вещества, которых в нормальном состоянии быть не должно. Их присутствие позволяет заподозрить развитие патологических процессов.

Как определить вид кровотечения

Визуально сделать это достаточно легко: кровь из вены темная, более густая и вытекает струей, в то время как артериальная более жидкая, имеет ярко-алый оттенок и вытекает фонтаном.

Венозное кровотечение остановить проще, в некоторых случаях при образовании тромба оно может само прекратиться. Обычно требуется давящая повязка, наложенная ниже раны. При повреждении вены на руке может быть достаточно поднять руку вверх.

Что касается артериального кровотечения, то оно очень опасно тем, что само не остановится, кровопотери значительны, в течение часа может насупить смерть.

Заключение

Система кровообращения является замкнутой, поэтому кровь по ходу своего движения становится то артериальной, то венозной. Обогащенная кислородом, она при прохождении через систему капилляров отдает его тканям, забирает продукты распада и углекислый газ и становится таким образом венозной. После этого она устремляется к легким, где теряет углекислый газ и продукты обмена и обогащается кислородом и питательными веществами, вновь становясь артериальной.

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» — по-гречески значит «народ», «кратос» — власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», — спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», — говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.