Характеристика деятельности бюджетных учреждений

Статус бюджетного учреждения регулируется

федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 9.2 закона дает следующее определение бюджетного учреждения:

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Законом установлено, что бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основе государственного задания, формируемого учредителем. При этом бюджетное учреждение уклониться от выполнения государственного задания не имеет право. Более подробно вопросы формирования государственного задания будут рассмотрены в следующей главе.

Изменение порядка финансирования для бюджетных учреждений создает некоторые гарантии сохранения заявленных объемов финансирования, поскольку в случае со сметными финансированием объем получаемых учреждением средств привязан к фактическим доходам бюджета.

Бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать платные услуги, выходящие за рамки государственного задания. Однако при этом закон устанавливает, что бюджетное учреждение имеет на это право только постольку, поскольку такая деятельность соответствует достижению уставных целей и задач . То есть услуги (работы) предоставляемые за плату, должны соответствовать основному виду деятельности учреждения. При этом порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений устанавливается учредителем, то есть полной свободы учреждения в этом вопросе не получают.

Также определенные особенности характерны для управления имуществом бюджетных учреждений. В частности, бюджетные учреждения не могут распоряжаться ни имуществом, переданным учредителем, ни имуществом, приобретенным за счет предпринимательских доходов. Исключение составляет особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет предпринимательских доходов. При этом если имущество передано учреждением в аренду, то государственное финансирование его содержания прекращается.

Бюджетное учреждение в соответствии с законом №83-ФЗ имеет право привлекать кредиты и заключать договора финансового лизинга и не имеет права на приобретение ценных бумаг и размещения средств на банковских депозитах. При этом закон №7-ФЗ устанавливает, что бюджетное учреждение вправе заключать крупные сделки только с предварительного согласия учредителя.

Крупная сделка - сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Бюджетное учреждение осуществляет свои денежные операции через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Операции со средствами, поступающими бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в форме субсидий на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и в форме бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения.

Согласно ФЗ “Основы законодательства РФ о культуре” основными задачами законодательства в области культуры являются:

  • 1. Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность.
  • 2. Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.
  • 3. Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
  • 4. Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации.

Законодательство РФ о культуре состоит из законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре .

Областью применения Основ законодательства РФ о культуре являются:

  • 1. Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры.
  • 2. Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы.
  • 3. Художественная литература, сценическое, кинематография, пластическое, музыкальное искусство, дизайн и архитектура, фотоискусство, другие виды и жанры искусства.
  • 4. Музейное дело и коллекционирование.
  • 5. Самодеятельное художественное творчество.
  • 6. Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело.
  • 7. Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
  • 8. Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей.
  • 9. Научные исследования культуры.
  • 10. Производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
  • 11. Международные культурные обмены.
  • 12. Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В соответствии со ст.27 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре», основы регулирует отношения государства и положение творческих работников, а именно:

  • 1. Стимулирует деятельность творческих работников, направленную на сохранение и развитие культуры, повышение качества жизни народа.
  • 2. Обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности.
  • 3. Способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре.
  • 4. Способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу.
  • 5. Содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов.
  • 6. Расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности.
  • 7. Реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью.

Организация культуры покрывает свои расходы за счет доходов от собственной деятельности, за счет средств учредителей и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений .

Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения:

  • 1. Осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.
  • 2. Обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, архивных фондов, библиотечных, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.

Право учреждения культуры на получение безвозмездных субсидий от российских и зарубежных физических и юридических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом организации культуры.

В соответствии с ФЗ №83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением муниципального задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Финансирование в виде субсидий предполагает, что все операции с денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в органах казначейского исполнения бюджета.

По мнению Набиуллина Н.Р., развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культура выступает основным образующим фактором в формировании человеческого капитала. Только в культурной среде, можно определить цели и нравственные ориентиры развития общества, возможно добиться современного уровня интеллектуального и культурного развития. В культурной среде в настоящее время отводится роль ключевого понятия современного общества, наиболее точно определяющего его нравственную и духовную составляющую. Культурная среда выступает как:

  • 1. Институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею.
  • 2. Результат всей совокупности культурной деятельности социума - прошлой и настоящей жизни.
  • 3. Сфера творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения .

В связи с этим формирование и развитие культурной среды представляет собой важнейшее условие повышения качества жизни в Российской Федерации. При этом актуальным является оказание государством поддержки федеральным, региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства.

Начата реализация государственной программы «Культура России».

В рамках основных направлений Программы, требуется решение таких проблем и осуществление таких мероприятий, как:

  • 1. Сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
  • 2. Модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности.
  • 3. Информатизация отрасли.
  • 4. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры.
  • 5. Выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации.
  • 6. Поддержка современного искусства и народного творчества.
  • 7. Создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
  • 8. Развитие образования в сфере культуры и искусства.
  • 9. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли.
  • 10. Расширение инвестиций в сферу культуры и развитие материально-технической базы.

В рамках Программы предусмотрено выделение следующих этапов выполнения работ:

I этап (2012 - 2014 годы) - предварительный этап, предусматривающий финансирование мероприятий в рамках отрасли культуры в связи с социально - экономической ситуацией в стране. Предполагается стимулирование создания новых современных произведений, поддержка профессионального искусства, наиболее эффективных направлений развития культуры и развитие отстающих направлений, проведение культурных мероприятий, выполнение необходимых реставрационных работ, развитие материальной базы учреждений культуры, что позволит обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых населению. В рамках направления по сохранению культурного наследия впервые будет выделена деятельность по сохранению и исследованию археологических объектов, также в отдельное направление выделяется поддержка участия России в международном культурном процессе.

II этап (2015 - 2018 годы) - этап развития, предусматривающий увеличение финансовых ассигнований на поддержку новых инициатив в сфере культуры и искусства. Предполагается проведение работ по реализации значимых проектов в различных сферах культуры, масштабные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, активное влияние на развитие культурных процессов в регионах, проведение необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия и строительство новых объектов культуры и искусства в субъектах Российской Федерации.

Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства; при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет; в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.

В Программе предусматриваются мероприятия по поддержанию, развитию учреждений культуры и созданию необходимых условий для ведения образования в сфере культуры и искусства как базы развития культурного потенциала страны. Предполагается обеспечение учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой в порядке, разработанном в рамках Программы.

Комплекс мероприятий Программы формируется по направлениям расходов: капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие нужды в разрезе различных направлений. Поэтому государство поддерживает эти направления в виде различных форм финансирования.

С учетом поставленных задач необходимый объем ресурсного обеспечения, который необходим для реализации Программы, оценивается в 192,8 млрд. рублей, в том числе 186,5 млрд. рублей за счет федерального бюджета. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Ресурсное обеспечение Программы планируется с учетом положения в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокой экономической и социальной значимости проблемы, а также возможностей ее реализации с применением инструментов государственно-частного партнерства и эффективного взаимодействия всех участников Программы. Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Формы поддержки культуры и искусства из государственного бюджета могут быть следующими:

  • - прямое финансирование;
  • - общие и целевые трансферты субнациональным бюджетам;
  • -совместное участие органов власти разного уровня в финансировании;
  • - посредством независимых посреднических структур;
  • -на основе механизмов партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования.

В общем виде доходы организаций культуры формируются из следующих элементов: прямого бюджетного финансирования; косвенного бюджетного финансирования и внебюджетных фондов.

Прямое финансирование осуществляется на основе полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в форме грантов. Финансирование организаций культуры, имеющих статус бюджетных учреждений, согласно вступившему в силу с 1 января 2011г. Федеральному Закону от 8 мая 2010г. №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения (муниципальных) учреждений», будет осуществляться в форме субсидий из бюджета на выполнение государственного задания.

Таким образом, современным бюджетным законодательством РФ в качестве основного механизма выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям культуры определяется финансирование муниципального задания.

Кроме того, одной из наиболее распространенной формой прямой государственной поддержки культуры являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Грантовая поддержка позволит, прежде всего, сделать так, чтобы талантливые люди не уходили из сферы культуры и искусства. Главное при этом - наладить систему контроля и эффективности использования грантов.

Косвенное финансирование включает в себя такие элементы, как льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне, а также права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. А также такие финансово-экономические льготы, как закрепление имущества на праве оперативного управления, в некоторых случаях передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; льготные тарифы на коммунальные услуги.

Бюджетных средств, выделенных из государственного бюджета недостаточно, поэтому при переходе к рыночной экономике организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования.

Помимо бюджетного финансирования, учреждения культуры имеют внебюджетные источники финансирования, формируемые из собственных доходов организации, полученных от предоставления платных услуг и использования имущества, спонсорских вкладов, благотворительных пожертвований, грантов благотворительных фондов и другие. Для решения проблемы недостаточности финансирования привлекательным является направление, связанное с механизмом партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования .

Однако в России пока не сложились условия, при которых взаимосвязь «государство-бизнес-культура» представляла бы собой равносторонний треугольник взаимодействий. Решением данной проблемы может послужить введение системы стимулирующего налогообложения.

Таким образом, расширенное финансирование учреждений культуры и искусства является ключевым элементом в рамках реализации задач и решения рассмотренных проблем.

Достижение экономического эффекта в сфере культуры и искусства планируется обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, формирования экономически благоприятных условий для бизнеса, а также повышения роли культуры.

Привлечение дополнительных источников финансирования в сфере культуры может привести к следующему:

  • - появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов;
  • - создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в области культуры и искусства;
  • - освоение новых форм и направлений культурного обмена.

Основной социально-экономический результат от привлечения дополнительных средств в сфере культуры и искусства выражается в повышении ее роли в жизни граждан и, следовательно, в повышении качества жизни в целом.

По мнению Поляка Г.Б., для поддержания и развития культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 70 %, доля местных бюджетов составляет 30%, а региональных бюджетов 40%.

Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет средств местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры. За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского, краевого, областного значения.

Особенностью финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности.

В первую очередь это относится к концертным залам, дворцам культуры, театрам, циркам и так далее. Поэтому в этой области бюджетное финансирование сочетается с хозрасчетной деятельностью.

Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают, если бюджетное финансирование музеев, дворцов культуры, библиотек осуществляются по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, организаций кинематографии, цирков бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт.

В виде бюджетных субсидий оказывают также поддержки средствам массовой информации .

При составлении бюджетов расходы по разделу «Культура, искусство и кинематография» рассчитывают исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе культуры, искусства и кинематографии с учетом повышения федерального уровня фонда, оплаты труда и применением индексов - дефляторов расходов на оплату коммунальных услуг, материальных затрат.

По мнению Кузнецовой И.Д. в 2010г. бюджетные учреждения имели сметное финансирование, которое не стимулировало руководителей учреждений к эффективному хозяйствованию и к контролю за качеством оказанных услуг. Поэтому появилась необходимость реформирования бюджетных учреждений .

Целью реформы является снижения бюджетных расходов при повышении качества оказанных услуг.

С момента вступления в силу Федерального закона от 08 мая 2010г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января изменяется система финансового обеспечения муниципальных учреждений.

С 1 января 2011 и до 1 июля 2012г. был установлен переходной период для проведения бюджетной реформы.

Новая реформа бюджетной системы предусматривает:

  • 1. Мониторинг потребности в муниципальных услугах. Введение мониторинга позволит производить систематический сбор информации, оценку и прогнозирование потребности юридических и физических лиц в муниципальных услугах.
  • 2. Изменение подхода к планированию бюджетных ассигнований. Новшеством в новой системе финансирования муниципальных учреждений является переход на планирование расходов предоставления муниципальных услуг вместо расходов на содержание муниципальных учреждений.
  • 3. Формирование муниципальных заданий. Муниципальные задания включают показатели объема и качества услуг, а также плановые объемы бюджетных ассигнований на их предоставление.
  • 4. Создание новых типов бюджетных учреждений. После проведения реформы появились новые типы учреждений: автономные, бюджетные и казенные .

Последствия бюджетной реформы:

  • 1. Снижение расходов бюджетов.
  • 2. Увеличение дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельностью.
  • 3. Открытость отчетности муниципальных учреждений.
  • 4. Повышение качества и доступности муниципальных услуг для населения.

Отрицательные стороны реформы:

  • 1. Возникает риск недофинансирования муниципальных учреждений в малых и средних городах и в сельской местности.
  • 2. Платных услуг больше, чем бесплатных услуг.
  • 3. Сокращение бюджетной сферы и расширение сферы рыночной.

Существует два метода финансирования бюджетного учреждения: постатейный и комбинированный методы.

Согласно постатейному методу финансирования:

  • 1. Расходные потребности устанавливаются путем индексации величины расходов предыдущего года;
  • 2. Обоснование потребности в ресурсах выступает главным обстоятельством при планировании финансирования;
  • 3. Перераспределение средств между статьями и разделами не допускается или затруднено;
  • 4. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года;
  • 5. В данном методе преобладает внешний контроль, который осуществляется вышестоящими или специализированными ведомствами. Особое внимание уделяется контролю за исполнением расходных статей бюджета.
  • 6. Низкий уровень делегирования ответственности, т.е. сотрудники на различных уровнях имеют мало возможностей самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств .

Комбинированный метод финансирования предполагает:

  • 1. Бюджетные расходы устанавливаются исходя из количества занимаемых людей. Соотносятся с показателями результатов.
  • 2. Главное при планировании - обоснование приоритетов и ожидаемых результатов.
  • 3. Разрешается перераспределение средств между статьями расходов.
  • 4. Денежные средства, которые остались в конце года переносятся на другой год.
  • 5. Ведется мониторинг деятельности и последующий внешний финансовый аудит. Контролируется расходование бюджетных средств и достижение поставленных целей.
  • 6. Высокий уровень делегирование полномочий. Сотрудники имеют право самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств и могут самостоятельно определять методы достижения поставленной цели.

Комбинированный метод позволит, с одной стороны, удовлетворять потребности населения в какой-то сфере, а, с другой стороны, стимулировать учреждения на повышение качества их работы и уровень подготовки людей.

Уровень подготовки людей и человеческий капитал является ориентиром для развития современной экономики .

В то же время, очевидно, что на сегодняшний день культура в России не является приоритетной сферой для инвестирования, несмотря на то, что государственные расходы на культуру выросли по сравнению с предыдущими годами.

Щипакина А. И.
студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

Shchipakina A.I.
Ogarev Mordovia State University
Features of financing of budgetary institutions of culture

Аннотация: В статье определен порядок финансирования бюджетных учреждений, принципы, на основе которых осуществляется данное финансирование. Объектом исследования выступают учреждения культуры. Рассмотрены ключевые источники финансирования бюджетных учреждений: финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня и финансирование за счет собственных источников. Исследуется деятельность и особенности планирования и финансирования бюджетных учреждений культуры. Обобщены основные отличительные характеристики бюджетных учреждений и определено влияние на понятие, состав и признание расходов таких учреждений.

Abstract: Тhe article governs the financing of budgetary institutions, principles, on the basis of which this funding. The object of research is opposed by cultural institutions. Considered key sources of financing budgetary institutions: funding for an appropriate level of budgets and funding from its own sources. Examines the activities and features of the budget planning and financing of cultural institutions. Summarizes the main features of budgetary institutions and influence on the concept, structure and recognition of the costs of such institutions.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, финансирование, бюджет, культура, государственные задания.

Keywords: budgetary institutions, finance, budget, culture, government job.


Культура осуществляет комплекс задач по социальному и идеологическому обслуживанию населения, которые направлены на расширение воспроизводства общества. Таким образом, культура является претендентом на получение денежных средств из государственного бюджета. Так же у культуры присутствует существенный коммерческий потенциал, поэтому если использовать его правильно, то можно вложить значительный вклад в развитие экономики. В структуру рыночного механизма в настоящее время хорошо вписывается сочетание бюджетного финансирования с элементами самофинансирования.

По определению, которое дано в нормах российского бюджетного законодательства, бюджет – форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства, а так же местного самоуправления. Бюджетное финансирование проводится в форме выделения бюджетных ассигнований (денежных средств) на конкретную цель, в том числе и для того, чтобы покрыть расходы видов экономической деятельности организаций и предприятий, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении.

Рассмотрим, в каком порядке и какие учреждения культуры могут финансироваться из бюджета. Согласно Федеральному закону от 15.04.1998 (РЕД. ОТ 23.07.2008) № 64 – ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» к учреждениям культуры относят: российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.

Все учреждения культуры, финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней, классифицируются на:

— казенные;

— бюджетные;

— автономные (п 2. ст. 120 ГК РФ).

Основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, которые отнесены его уставом к основной (п. 2 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных источников (п. 4 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7 — ФЗ).

Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), котрый утвержден Федеральным законом от 31.07.1998 № 145 — ФЗ.

Получателем бюджетных средств наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ деятельность казенного учреждения культуры финансируется за счет выделения учреждению бюджетных ассигнований из средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Финансирование бюджетных учреждений культуры производится на основе следующих основных принципов:

— обеспечение режима экономии при расходовании средств из государственного бюджета;

— строгое соблюдение целевого использования бюджетных средств;

— постоянный контроль вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения;

— обеспечение своевременности и правильности выделения денежных средств (ассигнований) на содержание учреждения.

Согласно «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» организации культуры финансируются на основе:

— доходов от платных форм деятельности культуры;

— платежей за оказание услуг на основании договоров с физическими и юридическими лицами;

— добровольных пожертвований и взносов, субсидий и средств, которые получены по завещаниям;

— бюджетных ассигнований, а так же иных поступлений от учредителя.

Бюджетные ассигнования могут быть выделены, например, на оплату труда работников; комплектование библиотечных фондов; создание новых и пополнение уже существующих музейных коллекций; содержание зданий, включая расходы на освещение, текущий ремонт, на коммунальные услуги; оснащение учреждений культуры новыми техническими средствами и оборудованием; а так же другие расходы, которые связаны с основной деятельностью учреждения.

Согласно Инструкции № 157н аналитический код вида финансовой деятельности бюджетного учреждения указывается в 18 разряде Рабочего плана счетов данного учреждения. К бюджетным учреждениям применимы следующие коды видов финансового обеспечения:

2 — приносящая доход деятельность;

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на осуществление капитальных вложений.

Кроме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Например, такими субсидиями являются гранты, которые выделяются из бюджета согласно указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, субсидии на проведение капитального ремонта имущества, закрепленного за данным учреждением, а так же приобретение оборудования.

При осуществлении бюджетных инвестиций увеличивается стоимость основных средств, находящихся в организации на праве оперативного управления. К поступающим во временное распоряжение средствам относятся:

— денежные средства (пенсии) граждан, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания;

— денежные средства, вносимые для обеспечения заявки при участии в конкурсе, аукционе участником размещения заказа, а так же в качестве обеспечения госконтракта;

— иные денежные средства, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме всего, бюджетное учреждение может привлекать дополнительные денежные средства при предоставлении платных услуг, предусмотренных его уставом, и за счет добровольных взносов и пожертвований, а так же взносов физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством, и по цене, указанной учредителем. Виды дополнительных платных услуг формируются на законодательном уровне, либо учредителем.

Таким образом, деятельность, приносящая доход в бюджетном учреждении может:

— осуществляться сверх государственного (муниципального) задания;

— относиться к видам деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

На платные услуги цена должна устанавливаться органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя. Полученная в результате коммерческой деятельности прибыль направляется на цели деятельности учреждения. Бюджетные учреждения используют план финансово – хозяйственной деятельности, если им предоставляются субсидии для возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием услуг, выполнением работ и на иные цели согласно государственному заданию. Данный план является аналогом бюджетной сметы. План составляется учреждением при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях (до двух знаков после запятой).

План состоит из заголовочной, содержательной, оформляющей частей. В заголовочной части должны быть указаны:

— сведения о документе (наименование, дата составления, гриф утверждения);

— наименование органа, который выполняет полномочия и функции учредителя;

— финансовый год, на который представляются содержащиеся в документе сведения;

— единицы измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Содержательная часть плана состоит из текстовой и табличной частей. В ней выделяют 2 раздела. В первом отражаются общие сведения о деятельности учреждения, цели и виды деятельности в соответствии с уставом; список работ и услуг, предоставление которых осуществляется на платной основе; информация об общей балансовой стоимости недвижимого имущества в разрезе объектов. А так же в 1 разделе отражается балансовая стоимость движимого имущества. Во 2 разделе отражаются показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, представляющие собой сведения о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах на отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

Кроме этого, в данном разделе находят отражение плановые показатели по выплатам и поступлениям учреждения. Они рассчитываются на основе информации о планируемых объектах расходных обязательств, представленной учредителем. Такие обязательства включают субсидии на возмещение затрат, целевые субсидии, субсидии на осуществление капитальных вложений, которые передаются учреждению в установленном порядке. Плановые выплаты – оплата работ, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, расходы на социальное обеспечение населения в рамках пенсионного, социального, медицинского страхования, уплата налогов, пошлин и сборов, платежи в бюджеты различных уровней.

Бюджетного финансирования недостаточно для того, чтобы осуществлять в полном объеме функции учреждений культуры. Поэтому другим источником финансирования выступают средства, поступающие от предпринимательской деятельности самих учреждений культуры.

Одним из основных направлений в современной финансовой политике выступает формирование эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при условии, что бюджетные средства используются рационально и должны быть направлены на их содержание. Так как очень часто происходят изменения в законодательстве, то, не удивительно, существенно меняется политика в сфере привлечения дополнительных поступлений в бюджетное учреждение культуры. Такими являются безвозмездные поступления (спонсорская помощь, пожертвования) и целевые средства. В настоящее время бюджетное учреждение должно быть направлено на привлечение дополнительных источников финансирования за счет занятия коммерческой (предпринимательской) деятельностью.

Библиографический список

1. Акашева В. В. Порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с законом «о бухгалтерском учете» №402-фз» в государственных (муниципальных) учреждениях / В. В. Акашева, Е. В. Грызунова // Системное управление. 2013. № 4 (21). С. 21.
2. Базарова А. С. Бюджетное финансирование бюджетных учреждений / А. С. Базарова // Учет и отчетность бюджетных учреждений, - 2013. № 3. С.4–7.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
4. Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий / В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-1. С. 158-163.
5. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Переход на работу в рамках государственных (муниципальных) заданий открыл перед бюджетными учреждениями культуры новые перспективы и прибавил головной боли. Надо освоить принципы работы в новых условиях, научиться правильно определять плановые показатели и держать отчет за их выполнение. О методологических проблемах формирования и выполнения госзаданий, а также организации приносящей доход деятельности рассказывает эксперт номера.

Одна из задач перехода бюджетных учреждений в новый статус - создание условий, при которых они смогут оптимизировать свое финансовое положение - сократить издержки и привлечь дополнительные средства. Однако на практике часто наблюдается обратная ситуация: средств, направляемых на финансовое обеспечение заданий, не хватает, а заработать дополнительные деньги за счет платных услуг учреждения не могут. В чем причина такой ситуации и есть ли из нее выход?

Не думаю, что ситуация настолько критичная. Собственно, никогда не стояла задача заставить бюджетные учреждения самостоятельно зарабатывать деньги, забрав у них бюджетное финансирование, т. е. слить их с коммерческими организациями. Это противоречит логике бюджетных учреждений, которые создаются с целью оказания услуг (выполнения работ) для государственных и муниципальных нужд. Для финансового обеспечения учреждениям предоставляется субсидия. То есть, если нет потребности оказания соответствующих госуслуг (выполнения работ), то нет и бюджетного учреждения. Если бюджетное учреждение существует, значит, есть потребность государства в его услугах, (работах) и государство должно эти услуги (работы) финансировать.

Единственное существенное отличие новых бюджетных учреждений от старых - наличие госзадания. Объем бюджетного финансирования не мог быть уменьшен, за исключением объемов госзадания. Другое дело, что финансовое обеспечение теперь связано с перечнем оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ). Образно говоря, государство определяет услуги, оказываемые учреждением населению и юридическим лицам, и закупает именно их. Здесь, по сути, действует принцип государственного заказа, с помощью которого идет попытка создания здоровой конкуренции на рынке госуслуг. В перспективе, кто выиграет госзаказ (бюджетное учреждение или коммерческая организация), тот и получит задание на оказание соответствующих госуслуг населению (юридическим лицам). В отдельных субъектах РФ можно увидеть постепенное внедрение данного принципа. Например, в г. Москве существует практика предоставления субсидий образовательным некоммерческим организациям по тем же нормативам, по которым работают государственные образовательные учреждения, в целях размещения в них части госзаказа на предоставление детям общего образования.

При этом учреждению вовсе не обязательно глобально расширять список платных услуг. Гораздо важнее научиться грамотно распределять и использовать имеющиеся ресурсы, планировать затраты и повысить качество и эффективность оказания услуг, что в конечном счете приведет к увеличению количества потребителей. Важно, чтобы на каждый выделенный государством рубль оказывалось больше качественных услуг и они были доступнее для общества. Потребитель должен знать, какие именно бесплатные услуги он может получить, обратившись в соответствующее государственное (муниципальное) учреждение. Ведь зачастую мы не знаем, что конкретно можно требовать от обслуживающих нас учреждений.

Еще одна идея состоит в том, чтобы привлекать в наши учреждения население. Мы создаем и содержим учреждения за счет средств налогоплательщиков и для удовлетворения их потребностей. Конечно, одной из основных целей создания, скажем, музеев является сохранность фондов, но это не может быть единственной деятельностью. Основная задача учреждений культуры состоит во взаимодействии с

населением. При этом их миссия - не только в удовлетворении запросов населения, но и в формировании определенной потребности у людей.

Усилия учреждений должны быть направлены в т. ч. и на привлечение населения, зрителей (например, организация дополнительных услуг, фестивалей, форумов и т. п.).

Безусловно, специфика учреждений культуры подразумевает наличие у них платной деятельности. Данные нормы закреплены законодательно. Так, согласно ст. 52 Основ законодательства в Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая стоимость билетов, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Бюджетным и автономным учреждениям культуры не рекомендуется включать в госзадание платные услуги. Предметом госзадания лучше устанавливать результаты деятельности учреждения (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т. п.), а количество посетителей применять как один из показателей качества.

Учреждение производит самостоятельный расчет стоимости билетов согласно утвержденному учредителем порядку. Наверно, именно здесь возникает основная проблема - в определении оптимальной цены. Зачастую при определении цены на билеты учреждения руководствуются принципом «спроси у соседа и сделай как он». То есть цены формируются не на основе расчета себестоимости, а, скорее, интуитивно, с учетом спроса и платежеспособности населения определенной местности. Ведь понятно, что театр где-нибудь в провинциальной глубинке не может выставить стоимость билетов аналогично московскому «Ленкому». За такую цену к ним просто никто не придет. Да и объем конкурентных услуг в провинции намного меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где много негосударственных музеев, театров и др.

Чтобы обеспечить учреждению достойное финансирование, необходимо в т. ч. правильно рассчитать стоимость единицы услуги. А с этим могут справиться далеко не все учреждения культуры ввиду специфики своей деятельности. Почему происходит так, что на одну и ту же услугу в аналогичных организациях установлена разная стоимость?

Работа по правильному расчету стоимости единицы услуги должна в первую очередь осуществляться органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, а не учреждением. Как раз для такой работы учредитель должен был определить так называемые первоначальные нормативы затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы). И ответить на следующие вопросы: сколько стоит одна и та же услуга у подобных учреждений? Что влияет на разницу в стоимости? Можно ли привести расчет у всех подобных учреждений к сопоставимому виду? В идеале результатом такой работы должно быть установление единой стоимости каждой услуги (работы). Естественно, здесь не обойтись без системы повышающих (понижающих) коэффициентов, но это в перспективе, когда удастся ответить на все вышеизложенные вопросы. Конечно, в отношении учреждений сферы культуры данный вопрос решается тяжелее, чем, например, в образовании, где не первый год применяется нормативно-подушевое финансирование. Однако уже сегодня можно увидеть разницу в стоимости государственных (муниципальных) услуг и, соответственно, спросить у учредителя, чем она вызвана.

На мой взгляд, подобные коллизии (а они наблюдаются повсеместно) -зачастую результат неправильной политики учредителей, их предвзятое отношение к тем или иным учреждениям, когда многое зависит от возможности руководителя «выбить» финансирование.

Сейчас идет работа по созданию единого перечня государственных (муниципальных) работ и услуг, иными словами - их стандартизации. Этот проект должен быть реализован в ближайшие годы. В перспективе, когда появится данный перечень, возможно будет дать единые рекомендации по расчету нормативов затрат, что, в свою очередь, должно привести стоимость определенного вида услуг к общему знаменателю.

Как соотносятся устремления законодателей к тому, чтобы приблизить бюджетников к рыночным отношениям, и специфика работы учреждений культуры. Готовы ли учреждения «работать на прибыль»? Или без поддержки государства им не обойтись?

Существует несколько мировых моделей финансирования культуры, определяемых по различным критериям. Например, типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева, где основным критерием является как раз соотношение источников финансирования организаций культуры. Указанная типология различает три типа финансирования: романский, германский, американский.

В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с американским типом лишь 5% бюджета организаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов - 35-40%.

Конечно, в реальности происходит сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция.

Как мы видим, наша модель скорее относится к германскому типу, учитывая, что финансовое обеспечение лежит на учредителе, который осуществляет его за счет средств соответствующего бюджета, а основная масса учреждений культуры у нас действует на муниципальном уровне.

Как я уже отмечала, в нашей стране без участия государства бюджетные учреждения культуры существовать вряд ли смогут. Более того, государство изначально создавало их для того, чтобы они выполняли некий набор государственных услуг (функций). Как свидетельствует международный опыт, фактически все государства в той или иной форме дотируют культуру. Возможно, не напрямую через учреждения, а через какие-то фонды, куда перечисляется часть бюджета. Но, так или иначе, культура - занятие не прибыльное, и отрасль не сможет существовать без поддержки со стороны государства.

Вернемся к вопросам ценообразования. Существуют ли сегодня методические рекомендации по определению стоимость платных услуг?

Общих методических рекомендаций по ценообразованию у нас пока нет. Но определить цену - не такая уж проблема. Например, в Налоговом кодексе РФ четко прописано, что включается в расходы. Должна учитываться экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения. При этом учреждения, как правило, учитывают специфику конкретной территории и контингента посетителей. Если в каком-нибудь поселке установят цену на билет в музей в сумме 3000 руб., вряд ли в него будет кто-то ходить. Также надо помнить, что в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения или понижения уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Подчеркну, что учреждению совершенно не выгодно включать прибыль, полученную в ходе реализации платных услуг, в структуру госзадания. Задание выполняется за счет субсидии. Учредитель в случае оказания государственного задания частично за плату должен уменьшить объем планируемой субсидии на объем планируемых к поступлению средств от оказываемых платных услуг. Так, с продажи билетов учреждение, к примеру, выручило миллион рублей, а общая стоимость государственного задания - два миллиона. Соответственно, учредитель должен отминусовать от субсидии заработанный на продаже билетов миллион. В итоге - объем задания останется прежним, а его обеспечение - уменьшится вдове. При этом нет никакой гарантии, что учреждение сможет заработать указанный миллион на билетах. Отсюда вывод - платную услугу следует отделять от госзадания и не включать в норматив расчета.

По каким критериям осуществляется оценка качества выполнения госзаданий в учреждениях культуры? Применимы ли здесь количественные показатели, ведь гарантировать, что, скажем, на все спектакли или выставки придет определенное число посетителей, не представляется возможным?

К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем формальный подход к формированию госзадания. Не редко его формируют люди, которые не совсем понимают специфику отрасли. Идет смешение понятий, и учреждению выставляют порой странные показатели. А потом возникает вопрос, каким образом отчитываться? И все также сводится к формальности: мы вам поставили - вы отчитайтесь.

Например, те же спектакли на стационарной сцене и на выезде (на гастролях) должны иметь различные показатели. Ведь условия предоставления услуги - разные. Когда несоответствие желаемого и действительного обнаруживается в готовом госзадании, приходится вносить в него изменения. Но при этом все нормативы рассчитаны, объем финансирования и стоимость услуги определены. Внесение изменений в задание - достаточно трудоемкий процесс. Но такие казусы встречаются сплошь и рядом.

Что касается качества услуг, то его показателем необязательно должно быть количество посетителей. Учредитель определяет показатели в зависимости от того, как он хочет замотиви-ровать учреждение. Например, надо увеличить количество театральных постановок для детей или специализированных выставок. Прогрессивная шкала и будет качественным показателем. Примеры показателей объемов и качества государственных (муниципальных) услуг можно найти в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», размещенных на официальном сайте Минфина России. Можно устанавливать показатель в процентном соотношении. Например, заполняе-мость зала не менее 60%. А вот подробная детализация в этом случае -100-200 человек - не всегда оправдана. Лучше брать обобщенные либо динамические показатели (в течение года планируется увеличение потока посетителей на 30% и т. п.).

Многие беды учреждений культуры исходят из неумения планировать свою деятельность. Изменилось ли что-то в лучшую сторону за последний год? Насколько эффективнее работать с планом финансово-хозяйственной деятельности, в отличие от бюджетной сметы?

Учреждения лукавят, когда говорят, что система планирования им не знакома. Ранее они составляли смету доходов и расходов и по приносящей доход деятельности, и по бюджетным средствам. Значит, навыки по составлению плана у них есть.

План, конечно, создавать труднее, чем смету. Он более детальный, требует проработки и анализа, регулярных корректировок. Но в сметы мы тоже постоянно вносили изменения. Другой вопрос, что это новая форма, для многих непривычная. Вероятно, большинство проблем именно из-за этого.

Грамотное планирование зависит не только от бухгалтеров и экономистов, но и от состояния управленческого руководства учреждения в целом. Должна быть внутренняя организация у персонала, а также стремление выйти за стереотипы, некий творческий и одновременно рациональный подход к организации деятельности. Поиск новых нетрадиционных решений. Умение не боясь вносить коррективы в уже налаженный процесс. Это, безусловно, трудно. Куда проще работать в строго заданных рамках, как было со сметой.

Кроме того, смету строго контролировало казначейство. А план - самостоятельный продукт бухгалтера (финансиста, плановика). Отсюда - страх наделать ошибок, оформить что-то не так, забыть внести какие-то исправленные показатели.

Но, в принципе, можно вносить изменения несколько раз в год, по мере их накопления, это не столь проблематично. План - это документ между учреждением и учредителем. Главное, чтобы они понимали друг друга, общность поставленных задач.

По истечении определенного времени с момента выхода Закона № 83-ФЗ можете оценить, правильно ли было относить учреждения культуры в статус бюджетных? Может быть, их следовало оставить казенными, на полном гособеспечении?

Было бы странно, если бы учреждения культуры перевели в статус казенных. Это противоречит их природе (вернемся к той же приносящей доход деятельности). А вот в автономные - вполне возможно. Разница между бюджетными и автономными учреждениями сейчас минимальна, плюс - счет можно в коммерческом банке открыть. У автономных учреждений легче организована система госзакупок в связи с принятием Закона № 223-ФЗ1. А для учреждений культуры, которым приходится производить много закупок, это очень важно.

- Сейчас внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ с целью оптимизации государственного (муниципального) контроля, реализации программного бюджета, а также приведения в порядок нормативной базы в целом. Предполагается внести изменения (дополнения) в Постановление № 6712, которые направлены на приведение его в соответствие с начавшейся правоприменительной практикой.

Еще одно направление - разработка государственных программ, увязанных с госзаданиями. Должна быть выстроена некая вертикаль: от государственного задания учреждения - к государственной программе Российской Федерации, когда задания являются «кирпичиками», из которых формируется госпрограмма. Наверно, в этом направлении и будет развиваться дальше законодательство и подзаконная база.

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений.

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). В фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству РФ. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами государственного управления Российской Федерации.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Культура, искусство и кинематография» составили на 1 сентября 2006 г. 29 млрд. руб. На культуру было израсходовано 14 млрд. руб.

Для понимания особенностей современных механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры и перспектив их изменения принципиальное значение имеет анализ опыта преобразований, которые проводились в последние 15 лет.

Следствием политических и экономических реформ начала 90-х гг. стала децентрализация финансирования культуры. И, хотя уровень децентрализации бюджетных расходов на культуру был высок и раньше, радикально изменилась сама практика финансирования. Если до 1992 г. все ассигнования на культуру в местных бюджетах согласовывались с Министерством культуры РФ, а затем с Министерством финансов РФ, то в 1992 г. местные власти стали фактически самостоятельны в принятии решений о распределении средств своих бюджетов.

Закон «О культуре» (1992 г.) содержал попытку однозначно определить обязанности государства по финансированию сферы культуры. Был провозглашен принцип нормативного подхода к формированию в бюджетах всех уровней ассигнований на культуру. На эти цели должно идти не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств региональных и местных бюджетов. Но, как и в случае с финансированием образования, эти нормы не выполнялись.

Что же касается собственно механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры, то вплоть до середины 90-х гг. радикальных изменений здесь не происходило. Новая система хозяйствования, которая была закреплена в Законе «О культуре» и ряде других документов, с середины 1990-х гг. постепенно стала демонтироваться при помощи различного рода методических указаний, разъяснений и инструкций. А в результате введения в действие Бюджетного кодекса и казначейской системы исполнения бюджета экономическая самостоятельность организаций культуры оказалась меньшей, чем та, которая была у них в условиях плановой экономики.

Для реализации уставных целей организации культуры собственник финансирует ее деятельность из бюджета соответствующего уровня. Бoльшая часть бюджетных средств выделяется на текущую деятельность организаций культуры по статьям:

1. 1501/410/273 и 1501/411/273 - содержание особо ценных объектов культурного наследия народов РФ;

2. 1501/410/283 - содержание музеев и постоянных выставок;

3. 1501/410/284 - содержание библиотек;

4. 1501/41/281 - государственная поддержка театров, концертных организаций и других организаций исполнительского искусства;

5. 1501/410/288 - государственная поддержка цирковых организаций.

Финансирование текущей деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек, клубов, зоопарков, парков культуры и отдыха, которые по своей организационно-правовой форме являются учреждениями, осуществляется на основе сметного принципа. Для каждого из них утверждается смета расходов, в которой отражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Финансовые средства, выделенные из бюджета на текущую деятельность учреждения, зачисляются на лицевой счет, открытый в органах казначейства. Последние осуществляют контроль за расходованием этих средств в соответствии с целевым назначением. Вышеназванные организации культуры не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов. Бюджетная роспись может меняться Минфином (или другим соответствующими финансовым органом) в течение года по запросу Минкультуры (или другого соответствующего органа исполнительной власти), подготовленного по заявке организации культуры.

Компания «Росгосцирк» является унитарным предприятием. Ей выделяются субсидии из федерального бюджета «одной строкой» по ст. 1501/410/288, которые поступают на ее расчетный счет. Затем эти средства распределяются между отдельными цирковыми организациями и зачисляются на их расчетные счета. Часть из них являются унитарными предприятиями, а часть - бюджетными учреждениями. Первым компания выделяет финансовые средства на текущую деятельность «одной строкой», вторым - на основе сметы доходов и расходов, но не такой подробной как театрам, концертным организациям, клубам, паркам и прочим учреждениям в сфере культуры. Цирковые организации, имеющие статус учреждений, не перешли на казначейскую систему. Контроль расходования выделенных им финансовых средств осуществляется руководством компании.

Помимо бюджетного финансирования текущей деятельности организаций культуры существует целевое бюджетное финансирование:

1. по статье 1501/410/287 - прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства (из централизованного фонда Минкультуры);

2. по статье 1501/631/711 - Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»).

3. Целевое бюджетное финансирование организаций культуры осуществляется на основе договора (до 200 тыс. руб.) или государственного контракта (свыше 200 тыс. руб.). Выделенные средства также поступают на лицевой счет организации в органах казначейства и расходуются по смете, утвержденной Минкультуры (или другим соответствующим органом исполнительной власти).

Финансовые средства учреждений в сфере культуры из внебюджетных источников, как и средства, поступившие от собственника, отражаются на лицевых счетах в органах казначейства, и расходуются исключительно по смете. В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам отражены объемы и источники финансовых поступлений, а также направления их использования в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета. Смета по внебюджетным средствам, так же как и по бюджетным целевым средствам, утверждается Минкультуры или другим соответствующим органом исполнительной власти и может меняться по согласованию с ними. Контроль целевого расходования средств осуществляют органы казначейства.

Сметы, отражающие доходы организации культуры из бюджета и от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, объединяются в единую смету доходов и расходов. При этом учет и отчетность по каждому виду финансовых поступлений ведется по самостоятельному балансу.

Государственным и муниципальным учреждениям культуры разрешено вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

Установлен следующий перечень видов предпринимательской деятельности:

1. по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

2. по торговле покупными товарами, оборудованием;

3. по оказанию посреднических услуг;

4. по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

5. по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

6. по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг /1, 15/.

Деятельность учреждений культуры по реализации предусмотренных уставом работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно.

При организации платных мероприятий учреждения культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы. Порядок установления льгот для данных категорий населения устанавливается соответствующими органами законодательной власти.

Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц лицами, не достигшими 18 лет, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре расходов федерального бюджета.

Для обеспечения социальной защиты граждан допускается государственное регулирование цен на продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и информационного назначения и занимающих при этом монопольное положение на рынке.

Составные части системы государственных и муниципальных учреждений культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения структуры источников финансирования их деятельности. Работа архивов, библиотек, организаций, занимающиеся охраной памятников, почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование. Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др.

Между тем, принципы и механизм финансирования абсолютного большинства организаций культуры не отличается от любого государственного учреждения. В настоящее время основной формой бюджетного финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры является сметное финансирование. Оно обеспечивает государственные организации финансовыми ресурсами для осуществления их деятельности. Но при этом не просматривается прямой связи между размерами выделяемых ассигнований и достигаемыми результатами этой деятельности. Связь оказывается опосредованной - через размеры совокупных расходов за вычетом внебюджетных поступлений. Сметное финансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств.

В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.