Бурятский героический эпос «Гэсэр», или, как его образно называют, «Илиада Центральной Азии» повествует о подвигах богатыря Бухэ-Бэлигтэ, небожителя, спустившегося на землю, чтобы истребить на ней зло, уничтожить звериный закон пожирания сильным слабых. На земле богатырь перерождается в Гэсэра. С древнейших времен буряты почитали этого героя, посланного небом для очищения земли от демонов и чудовищ. Отцом Гэсера было божество Эсэгэ Малаан-менгри, живущий в Верхнем Мире - на небе. Рождается он на «самом краю земли», в маленькой избушке в семье бедных стариков. «Был румян он, крепок, здоров, только с виду очень суров, Ничего еще он не пил и не ел, а пеленок перепачкать успел». Его так и прозвали: пачкун. А имя ему дали Нюргай. С самого рождения он проявлял чудеса силы и храбрости. Эпос «Гэсэр» включает в себя девять книг, девять ветвей зеленого дерева жизни. Эпос возник на основе богатого устного народного творчества бурят - мифов, преданий, легенд, песен, сказок. Он живет в устном творчестве народа в виде отдельных поэм-улигеров, отражающих события периода родового строя и рассказываемых в стихотворной и прозаической форме. О существовании «Гэсэриады» - сказанияо герое по имени Гэсэр, стало известно еще в 1722 году. С тех пор были найдены и записаны многие версии этой эпопеи в Монголии, Тибете и Бурятии. Однако долгое аремя считалось, что у бурят не было своего эпоса, а бурятские улигеры (повествовательные песни) о Гэсэре - плод заимствования. Между тем лишь имена героев и некоторые мифологические сюжеты в бурятском эпосе имеют внешнее сходство с монгольской или тибетской версией. Бурятские сказания бытуют в стихотворной форме и этим отличаются от прозаических монгольских. Это стало очевидным еще в 1893 году, когда Г. Н. Потаниным был опубликован «Абай Гэсэр богдо хан» в пересказе бурятского этнографа-фольклориста М. Н. Хангалова, записавшего со слов своего отца и сказителя Н. Тушемилова стихотворный вариант этого эпоса. Затем в 1930 году Академией наук СССР, в серии «Произведения народной словесности бурят», были опубликованы записи известного собирателя фольклора И. Ж. Жамцарано под заглавиями «Абай Гэсэр хубуун», «Ха Ошир хубуун» и «Хурин Алтай». В последующие годы продолжалась интенсивная работа по собиранию бурятских улигеров о Гэсэре. В настоящее время в рукописном фонде Бурятского научно-исследовательского института хранится около двухсот записей национального эпоса, собранных в различных уголках Бурятии. Несмотря на монголо-тибетско-бурятскую общность мифологической основы «Гэсэриады», общность сюжетов сказаний о высоком синем тэнгрии (небе), о матушке-земле Ульген, о небожителях Хормусте, Атай-Улане, о владыке подземного мира Эрлык-хане, о черном мангусте Лобсогол-дое, Асури мангадхае - бурятский эпос замечателен оригинальным идейно-художественным содержанием, в котором мотивы благородных деяний героя во имя людей занимают доминирующее положение. В бурятской версии «Гэсэриады» сохранились древнейшие пласты национальной народной повествовательной поэзии о борьбе героев с мифическими чудовищами. Весьма примечателен демократический характер сказаний. Решив извлечь людей земли из тысячи бед, добрый небожитель Хормуст поручает эту миссию своему сыну Гэсэру. Но для этого небожитель должен родиться на земле. Заступник рода человеческого, спустившийся по заданию доброго небожителя (а по монгольской «Гэсэриаде» герой спускается по велению буддийского божества), родится вторично у труженика-бедняка, и сам должен проложить себе дорогу к благородным подвигам.

Библиографическое описание: Имматуллина С. Ф., Миниахметов А. А., Маснавиева З. Т. Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр») // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 6-12..03.2019).





В наше время человек достиг гениальных открытий в области космонавтики, техники, атомной энергетики. Ежедневные сложнейшие медицинские операции не являются необычным событием для врачей, а легкое управление компьютером уже не сенсация для обычного первоклассника.

У человека много возможностей, желаний изменить мир. Познавая законы природы, мы пытаемся сделать ее лучше. Многочисленные машины и разные приборы дают возможность познать мир, узнать правила и закономерности, влиять на процессы, происходящие в природе.

«Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной», - писал великий художник И. И. Левитан .

Природа - это то, что не создано человеком. Природа - это безграничный мир, наполненный таинственностью, волшебством и чудом.

Конечно, с древности мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще предстояло открыть, и еще с тех времен человека интересовало, как устроена природа. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что люди до сих пор с удивлением и радостью обращаются к мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы, показателем взаимоотношения этноса иприроды .

Конечно же, мы задались резонным вопросом, каким образом познавая законы природы, мы пытаемся изменить свое отношение к ней?

  1. Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является установление связи между нынешней природой башкирского края и башкирскими народными сказаниями, а также показать, что башкирские сказания имеют огромное воспитательное значение для молодежи и подрастающего поколения.

Проблема исследования. Каким образом понятие природы отображается в известном башкирском народном эпосе «Урал-батыр» , и как связаны этнос и природа в старинных башкирских сказаниях?

Объект и предмет исследования. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» .

Задача исследования. Провести исследование башкирских сказаний для определения взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, влияния этнических традиций на отношение к природе и природопользованию.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в образе Урал-батыра и других башкирских батыров проявились типизированные черты ментальности башкирского народа.

Методы исследования. Анализ текстов башкирских сказаний, систематизация, обобщение.

Научная и практическая значимость. Данная работа является исследованием, посвященным изучению истории взаимоотношений башкирского народа и природы, отражению природы в культуре башкирского народа, влиянию башкирских традиций на отношение к природе и природопользованию.

  1. Сказания как неиссякаемый источник познания мировоззрения этноса. В борьбе с природой современный человек вооружил себя наукой и техникой. Всевозможные машины и приборы позволяют ему понять происходящие в мире явления, иногда даже влиять на них. Но каким прибором можно измерить глубину и силу чувств? Какой счетчик предупредит о нарастающей человеческой трагедии и экологической катастрофе? На сегодняшний день никакой!

Поэтому по отношению к себе у человека есть одно из великих средств познания - искусство и литература. Они не открывают абсолютных, непогрешимых истин, но именно они объясняют человеку, каков он есть и каким должен стать. Наполняя наше сердце светом, красотой, они помогают находить решение в трудные минуты жизни, озаряют людей идеями, помогая разобраться в нас самих и окружающем нас мире.

В те далекие годы, когда люди еще не имели представление о причинах, вызывающих различные явления природы (бури, ураганы, грозы, наводнения), у разных народов начали складываться свои легенды . А также, через мифы и сказания народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Мы подробнее остановимся на некоторых башкирских сказаниях, которые дадут представление о «камил кеше» , и постараемся показать не только ценность для мировой культуры, но и огромное историческое и экологическое значение эпоса «Урал-батыр» .

  1. Взаимосвязь человека и природы в башкирских сказаниях. Башкирский народ богат своими сказками, легендами и сказаниями, в которых читателю представлен широкий спектрвоззрений башкирского народа как древнего этноса, уходящего своими корнями в недра первобытнообщинного строя .

Дошедшие до нас из глубин веков, они воплощают в себе социально-нравственные, эстетические мировоззрения наших далеких предков, отражают природу в культуре башкирского народа.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр» является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры башкирского народа. Популярность и огромная ценность его в том, что в нём с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы взаимосвязи человека и природы.

Красочна палитра художественных средств самого произведения, богата и самобытна его образная система, отражающая особенности языческого сознания древнего человека. Он был частью природы, дитем природы, не знающим огня, живя лишь охотой на диких зверей. Например, это наглядно показано в следующем фрагменте эпоса «Урал-батыр» .

Старик по имени Янбирде

С Янбикою, старухой своей

Приспособили для себя

Льва-арслана, чтоб их возил,

Сокола, чтоб пернатых бил,

Пиявку, чтоб кровь сосала,

Щуку, чтоб рыбешек хватала .

Если же рассмотреть сказку «Хылубика и Яркей» , то мы убедимся, что она пронизана тонкими чувствами любви к природе, соединявшей людей и первозданную природу. Например, животные служили Яркею , были преданы ему, всегда были готовы прийти на помощь: «Выйдя в поле, он сжег волос из гривы своего боевого коня, и тот вместе с собакой и зверями не замедлил предстать перед хозяином».

  1. Отношение к животным в устном народном творчестве. Доброе отношение к животным и ко всему живому - еще одно из отличительных качеств менталитета башкир, что нашло отражение во многих произведениях устного народного творчества.

Ярким примером проявления доброты является Умыс в одноименной сказке. Мы можем наблюдать еще в самом начале произведения, когда он еще ребенком, отдает последние деньги ради того, чтобы купить маленького ослика:

"…Повстречался ему на дороге старик, который вел жеребенка-двухлетку. Очень понравился Умысу жеребенок. И он спросил:

- Продашь жеребенка, бабай?

- Продам, - ответил тот, - цена столько-то рублей.

Умыс обрадовался:

- И денег у меня как раз столько. На, получай …"

В другой сказке «Алпамша-батыр» , главный герой всем сердцем любил животных. В самом начале произведения повествуется о его главной находке, которой он был несказанно рад: «Однажды ранней весной нашёл Алпамша на берегу озера больного гусёнка и очень обрадовался своей находке. Выходил он гусёнка, выкормил его, и к концу лета маленький гусёнок превратился в большого гуся» .

Алпамша-батыр не один совершает подвиги, ему помогает его любимый и главный помощник - Акбузат (крылатый конь) , вместе с ним они противостоят злу, одерживают победу. На свист батыра Акбузат готов в любой момент прилететь к нему, поддержать и помочь ему, как ни была тяжела его просьба. Преданность и верность батыру отражается в строках: «Слез Алпамша с коня и, перед тем как с ним расстаться, уговорился, что, если конь ему понадобится, он свистнет, Акбузат услышит свист и прибежит на зов» .

Образ верного друга, Акбузата , занимает особое место и в эпосе «Урал-батыр» , с помощью которого главный герой совершает подвиги, воюя с драконами, дивами, змеями. Источником силы, мужества батыров была богатейшая, девственная, никем не тронутая природа родного края.

Если рассмотреть сюжет данных произведений, мы увидим много общего, много схожего в характерах, поступках и поведениях главных героев. И, самое главное, можно убедиться, что секрет их силы был дарован природой. Именно она обогащала внутренний мир, озаряла светом новых идей, заставляла идти на подвиги, бороться за справедливость.

Мысль о бессмертии подвига героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся природы - такова гуманистическая сущность эпоса.

  1. Урал-батыр как яркий представитель башкирского этноса . Эпос «Урал-батыр» повествует о неразделимом единстве башкирского народа со своей Родиной, со своим родным краем, со своей Землей.

Главный герой эпоса - Урал-батыр , который является ярким представителем башкирского этноса, вобравший в себя лучшие черты своего народа, веру, обычаи, стремление к справедливости, их любовь к природе, к деревьям, ко всему, что окружает.

Отец, одумайся, посмотри

На палку, которую держишь в руках,

По ней глазами пробеги:

Молодо пела она в ветвях.

Нынче остругана вся она,

Вся побита, повреждена,

В дубинку голую превращена

В образе Урал-батыра нашли отражение нравственно-этнические и эстетические ценности, нормы поведения, предпочтения и приоритеты, сложившиеся в народном сознании башкир.

В эпосе наиболее ярко характеризуется национальный менталитет концепт «якшылык» - «добро» , который сочетается с такими чертами национального характера, как «батырлык, ирлек» - «мужественность» , что означает жертвование своей жизнью ради жизни на земле, совершение блага во имя народа, честность, гуманность, сыновняя почтительность, то есть все, что делает героя, по представлению башкир, целостной личностью - «камил кеше» . Это и патриотизм, и ответственность, и выносливость, и доброжелательность, и благородство.

Младшего сына Янбирде отличала доброта. Его любовь к окружающему миру проявляется во всем: к девушкам-птицам, к змее, то есть ко всему хорошему и плохому. Урал-батыр выделяется среди других богатыров тем, что его путь - это поиски абсолютного добра, сохранения всего живого на земле.

Коль сильнее на тех, кто слабей,

Не охотились бы никогда.

Коль рожденные от матерей,

Не умирая, жили всегда;

Коль стебли трав и древесная крона

Не подчинялись такому закону,

Реки вовсе течь перестали,

Берега вконец обветшали;

Если б журчать ручьи перестали

Что за польза была бы тогда?

Он очень любил свою землю и все живое вокруг. Хотел сделать ее еще прекрасней, это мы понимаем с самого начала текста, потому что начинается эпос со спора: нельзя ли уничтожить Смерть ? Нельзя ли убрать из вечного круговорота в природе одну закономерность? Урал предлагает зверям перестать охотиться друг на друга, что привело бы к концу Смерти . Но Уралу дает обстоятельный ответ Ворон . Он против предложения Урала , связывая борьбу со Смертью с изменением круговорота жизни. Ворон объясняет, что в прекращении истребления более слабого, выгоды никакой нет. Звери и птицы молча соглашаются с ним. Это означает, что никто не вправе изменить Законы Природы .

  1. Вода как источник жизни, энергии и силы батыров. Вода как источник жизни и энергии играет важную роль в природе. Сказки башкирского народа содержат множество описаний явлений природы, а также такое свойство воды как убивать, так и оживлять.

Например, в описывается следующее: «Затем она мертвой водой из первого пузырька обрызгала изрезанное тело Умыса. Изрезанные части тела соединились вместе, и тело приняло первоначальный вид. Живую воду из другого пузырька она вылила Умысу в рот. Тогда Умыс ожил, поднялся» .

Вот еще пример из : «Вышел на улицу и выстрелил в разные стороны. Как и предсказывал старик во сне, одна из стрел угодила в колодец. Умылся Яркей водой из того колодца, и тут же вернулись на место его глаза, и стал он видеть лучше прежнего» .

И Урал-батыр отправился за живой водой, которая дает бессмертие человеку и природе, а смерть уничтожит.

Смерть - такая злодейка! Она

Глазу людскому не видна.

Есть тут способ только один:

Существует живой родник.

Выпьет кто из него - и вмиг

Обессмертит себя, говорят.

Смерть отступится говорят.

Урал-батыр - победитель Смерти , он становится культурным героем, приносящим людям понимание добра и красоты. Главный подвиг Урала состоит в том, что он преодолел бесчисленные препятствия, открыв тайну бессмертия жизни на земле, спасает все живое от Смерти .

Не желайте вечными быть,

Из родника Живого испить!

То, что на земле остается,

Чем все лучшее создается,

Сада краса и благоухание –

Это добро и благодеяние.

На пути к Живому роднику , Урал встречает древнего старика, от которого узнает, что законом вечности является добро. Старец, испивший живой воды и страдающий бессмертием, связывает понятие «бессмертие людей» только с их добрыми делами. По его мнению, если человек оставит после себя благородные поступки, он будет бессмертен, вечно будет жить в сердцах людей.

  1. Завет Урал-батыра потомкам о сохранении природы. Урал-батыр достигает своей цели - находит Живой родник , но, не воспользовавшись им, которую сам отвоевал у драконов для людей, он окропил все вокруг, чтобы природа стала бессмертной, и она, увядающая, стала еще зеленее и прекраснее. Это значит, что бессмертие человеку не нужно, только он не должен нарушать законов природы.

И вот перед ним родник Живой –

Рот он наполнил его водой,

На горы, что воздвиг к небесам,

Прыснул тою водой, говорят:

«Пусть зеленеют голые чащи,

Пусть цвет бессмертия обретут,

Пусть птицы щебечут звонче и слаще,

Пусть люди веселые песни поют!

Пусть эту землю любит народ,

Пусть садом прекрасным она цветет!"

Еще один подвиг совершил герой для людей - он очистил Шульгеново озеро от нечисти. Выпив воду из озера, где кишмя кишели драконы и змеи, Урал умер.

«Выпью озеро сполна,

Иссушу до самого дна,

От дивов, оставшихся в живых,

Кто людям покоя не дает,

От Шульгена и гадов других

Навсегда избавлю народ!"

После этого Урал обращается к своему народу:

«Не пейте воду из тех озер –

Ждут болезни вас там и мор,

Злодеям поблажек не давайте,

Возле озера не застревайте».

Считаем, что слова Урал-батыра , обращенные тогда к народу, актуальны и сегодня. Он призывал очистить реки и озера от всякой грязи, иначе они представляют опасность для жизни и здоровья.

Урал-батыр является олицетворением духовности, нравственности, желания жить и умереть ради других. Последними словами - заветом людям были такие слова батыра:

«Дети, словам моим внемлите:

На земле, очищенным мною,

Людям добудьте счастье земное …

Пусть матерью будет доброта

Высокая честность и чистота;

Не подпускайте скверну к порогу,

А доброте - откройте дорогу!"

Герой эпоса Урал-батыр с самого начала вступал в борьбу за вечную жизнь всех людей, жертвовал собой ради освобождения от злых сил всего человечества.

Несмотря на то, что эпос пронизан идеей общечеловеческой судьбы, он возник в конкретном месте, в конкретной этнической среде, поэтому неразрывно связан с историей, культурой, мировоззрением башкирского народа.

Идель , сын Урал-батыра продолжил дело отца, добыл чистую воду для своего народа. Вот что говорится об этом в эпосе.

«Могу ль без воды оставить народ?

Если имя ношу - батыр,

Если не выбью источники вод –

Кто мужчиной меня назовет?" –

Так промолвил Идель … И вот

Гору своим мечом сечет;

Воды, белые, как серебро,

Заструились, звеня с горы

Прозрачные понесли дары.

Мы, потомки Урал-батыра , тоже должны следовать его заветам: очистить наши реки и водоемы от загрязнений, сберечь первозданную чистоту нашей башкирской природы, оставить Землю такой же прекрасной и зеленой для новых поколений!

Мы должны воспитать в себе чувство ответственности за всё, что происходит вокруг, стать таким же, как наш герой. Он является для нас примером отношения к природе, жизни, людям, будущему своего народа.

Природа рождает живое и прекрасное на свет, преподнося яркий урок всем нам. А главным компонентом силы природы является вода - чудо, волшебство, способное сотворить невероятные вещи!

  1. Этиологические анимистические мотивы в эпосе «Урал-батыр» . И по сей день, многое, что описано в эпосе, существует на территории современной Республики Башкортостан . Одно из ведущих мест в «Урал-батыре» занимает этиологические анимистические мотивы, которые существовали в сознании древних башкир.

Как описано в эпосе, Уральские горы - это дорога Урал-батыра , которую он прошел на своем крылатом коне Акбузате , воюя с дивами, а самый высокий пик Уральских гор - это могила батыра. Народная фантазия утверждает, что останки любимого батыра превратились в самоцветы и драгоценный металл, а кровь его - это нефть, черное золото Республики Башкортостан .

От быка, которого победил на поединке Урал-батыр , произошли парнокопытные животные, Акбузат же пригнал свой табун и подружил коней с человеком. А живописные реки башкирского народа возникли благодаря сыновьям Урал-батыра и названы в его честь: Яик , Идель , Нугуш и сына Шульгена - Сакмар .

Гора Ямантау на юге Республики Башкортостан возникла из мертвого тела Азраки (злой див) , поверженного Уралом , и означает Плохая гора или Злая гора . Среди местного населения она всегда пользовалась дурной славой и наводила страх. До сих пор считается, что если человек поднимется на ее вершину, может накликать на себя беду.

Известная Капова пещера до сих пор хранит имя старшего брата Урала - Шульгена . Рисунки на стенах пещеры рассказывают о жизни древнейших людей на территории современного Башкортостана .

  1. Экологические проблемы мест, наполненных легендами. Капова пещера или Шульган-Таш , названный именем родного брата Урал-батыра , очень известна исторической ценностью, с ней связано множество преданий и легенд. В свое время эта пещера была настоящим мифологическим центром, считалось, что здесь обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате . Тому, кто его увидит - будет сопутствовать удача.

Как и любая пещера, Шульган-Таш имеет свою макро- и микро- природу, свои особенности. Раньше пещера была известна натечными образованиями , такими как сталактиты, сталагмиты, флаги, кальцитовые цвета, ванночки, пещерный жемчуг и другие пещерные образования.

Несмотря на предъявленные ограничения, урегулировать поток туристов в пещеру не удается, так же, как и заставить уважать памятники культуры и не сорить в пещере. Работникам заповедника приходится регулярно проводить в пещере «профилактические дни» , выгребая из древнего святилища то, что оставили после себя «благодарные» туристы. Нас беспокоит, что, не задумываясь о том, что пещера является домом для редчайших животных, посетители портят атмосферу их дома. Они не ценят подарок природы, разбрасывают мусор, что губительно влияет на внутреннюю среду пещеры.

Мало кто задумывается над тем, что если кинуть веточку, тряпочку, бумажку и прочий мусор, то в пещере появится органика, а значит и микробы, и пещера перестанет быть такой, какой её создала природа.

Шульган-Таш по-прежнему остается центром внимания туристов со всего мира, что самым негативным образом сказывается на состоянии наскальных рисунков. Ученые считают, что для сохранения рисунков необходимо поддержание постоянного микроклимата пещеры, который несовместим с посещениями пещеры людьми.

В идеально чистой пещере в воздухе нет ни единого микроба, а сама обстановка пещеры, полумрак, древние каменные своды и неумолкающий мелодичный плеск капели, снимает все стрессы с перегруженной нервной системы усталого жителя техногенного мира, точно так же и здесь люди ищут спасения от аллергии и других болезней. С недавнего времени, рисунки начали тускнеть, учёные опасаются, что они могут исчезнуть совсем и навсегда.

Полагаем, что и наша пещера подверглась пагубному влиянию людей, не ценящих красоты и редкости природы, которые образовывались в течение многих миллионов лет.

Под негативное влияние человека попали и реки, которые Урал-батыр завещал сохранять и оберегать: Сакмар , Нугуш , и особенно Идель , именно на ее берегах построено большое количество предприятий.

А ведь Идель - это жемчужина Республики Башкортостан . Нет больше нигде такого места, где можно было бы проникнуться величием прекрасных гор Южного Урала , ощутить дух времени и почувствовать на себе власть прекрасных легенд и сказаний.

  1. Выводы и заключение. Таким образом, мы считаем, что в эпосе «Урал-батыр» нашли отражение культура, история и мировоззрение башкирского народа. Мы рекомендуем изучение эпоса включить в программу общеобразовательных школ нашей страны. Сказание является живым родником для нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.

Мы полагаем, что в любой школе мира дети должны узнать об Уральских горах не только вскользь на уроках географии, но и на уроках литературы, культуры и истории, изучая эпос башкирского народа «Урал-батыр» , чтобы имя древнего героя стало известным миллионам жителей нашей планеты.

Эти могучие вершины гор - вечный памятник подвигам Урал-батыра , навсегда подарившим башкирской земле и всем людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Мы уверены, что, изучив башкирские сказания, узнав отношения этноса к окружающей среде, можно воспитать в себе ответственность за состояние природы в целом.

В связи с тем, что нами представлены лишь фрагменты огромной исследовательской работы, уверены, многие школьники всерьез заинтересуются историей башкирского народа, народным творчеством и экологическими проблемами своего родного края.

На сегодняшний день нравственность детей резко снижается, в сказаниях же всегда поднимаются вопросы нравственности, ответственности человека за состояние окружающей среды. Поэтому, читая народные сказания, каждый человек способен переосмыслить свое отношение к природе.

Мы настоятельно рекомендуем современным школьникам изучать не только историю, но и народное творчество своего коренного народа, участвовать в конкурсах, в которых требуется знание культуры и традиций своих древних предков, не останавливаться на достигнутых целях, всегда стараться идти дальше и получать новые знания.

Литература:

1. Левитан Исаак Ильич. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Левитан,_Исаак_Ильич (дата обращения 01.01.2018).

2. Зуева Т. В. Легенда. // Лас-Тунас - Ломонос. - М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 2011. - С.138.

3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 655 с.

4. Сказание. Словарь литературоведческих терминов. // Словари и энциклопедии на Академике. // URL: https://literary_criticism.academic.ru/351/сказание (дата обращения 02.01.2018).

5. Шафиков Г. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Перевод с башкирского языка. - Уфа: Издательство «Башкирское книжное издательство», 1981. - 149 с.

6. Первобытнообщинный строй. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первобытно-общинный_строй (дата обращения 02.01.2018).

7. Хылубика и Яркей. Мир природы - энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=522 (дата обращения 02.01.2018).

8. Умыс. Мир природы - энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=524 (дата обращения 02.01.2018).

9. Алпамша и смелая Сандугач. Ларец сказок. Татарские сказки. // URL: https://tatarskie-skazki.larec-skazok.ru/alpamsha-i-smelaya-sandugach (дата обращения 02.01.2018).

10. Уральские горы. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральские_горы (дата обращения 03.01.2018).

11. Урал (река). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Урал_(река) (дата обращения 03.01.2018).

12. Белая (приток Камы). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_(приток_Камы) (дата обращения 03.01.2018).

13. Нугуш (приток Белой). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нугуш_(приток_Белой) (дата обращения 03.01.2018).

14. Сакмара. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сакмара (дата обращения 03.01.2018).

15. Ямантау. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямантау (дата обращения 03.01.2018).

16. Капова пещера. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Капова_пещера (дата обращения 03.01.2018).

17. Натёчные образования. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Натёчные_образования (дата обращения 04.01.2018).

Хакимова А.И., Кидайш-Покровской Н.В. и Мирбадалевой А.С. См. Башкирский народный эпос. Москва, Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1977, С. 265-372. Главный редактор серии «ЭПОС НАРОДОВ СССР» Петросян А.А.; составители тома Мирбадалева А.С., Сагитов М.М., Харисов А.И.; авторы комментария Мирбадалева А.С., Сагитов М.М.; башкирские тексты подготовили Сагитов М.М., Харисов А.И.; ответственный редактор Кидайш-Покровская Н.В., редактор издательства Янгаева А.А.
3. Поэтический перевод Шафикова Г.Г. (См. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Башkортостан, Уфа, Башкнижиздат, 1977).
4. На английском языке.
5. Сказочный перевод на русском языке.
6. Сказочный перевод на башкирском языке.
7. Прозаический перевод от Айдара Хусаинова.
8. Мультфильм "Урал-батыр" .
9. "Урал-батыр" и всемирный потоп .
10. "Урал" вариант эпоса от Артёма Лукичева .

ПОЭЗИЯ НАРОДНОГО ДУХА

См. Мухтар Сагитов. Урал-батыр (пер. Шафикова Г.Г.). Башкирский народный эпос. Башкортостан , Уфа,Башкнижиздат, 1977, С. 5-15.

Южный Урал - родина башкирского народа.

Для древних башкир понятия Родины и Урала были нерасторжимыми, они воспринимались как нечто единое целое, без которого немыслимо представить своё существование на земле. Самые сокровенные помыслы, песни, напевы, легенды и эпические сказания-кубаиры башкир посвящены Уралу или связаны с ним.

Предлагаемый читателям кубаир «Урал-батыр» поэтическим языком повествует всё о том же неразделимом единстве башкирского народа с Уралом, с уральской землёй.

В эпических сказаниях-кубаирах сконцентрированы и художественно-обобщенно отражены наиболее важные исторические события народной жизни.

Зародившись в недрах первобытно-общинного строя, эпос сопутствовал всей истории башкирского народа.

Создатели и хранители эпических сказаний - народные сказители-сэсэны. Именно они донесли до нас неувядаемые памятники духовной культуры. Сэсэны являлись подлинными выразителями дум и чаяний народных масс. Благородная миссия сэсэнов — художественно отображать жизнь и идеалы народа — приносила им популярность и уважение.

Репертуар эпических сказаний башкирского народа богат и сложен, как и его этнический состав, и культурные традиции в целом. В нём можно выделить сюжеты, характерные для башкирского фольклолра («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Алдар и Зухра», «Кусяк-бий» и др.), а также сюжеты, общие для устного поэтического творчества других тюркоязычныхз народов («Алпамыша», «Кузыкурпес и Маянхылу», «Таргын и Кужак», «Ир-Таргын» и др.). Такие сказания, как «Юсуф и Зулейха», «Тахир и Зухра» и другие, появились у башкир под влиянием восточной литературы.

«Урал-батыр» относится к разряду героических сказаний, созданных на основе древних мифологических представлений и быта башкир. Он является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры. Популярность и огромная ценность его в том, что в нём с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы бессмертия жизни и природы, торжества добра над злом, идеи справедливого мироустройства и гуманизма.

Сюжет эпоса довольно сложен. Он построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей с насильниками, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т.д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества, злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки, спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни - Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героев врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами.

В башкирском эпосе, как и в сказаниях многих тюрко-монгольских народов, сыновья и внуки героя выступают продолжателями дела отцов и страстными защитниками интересов народа. Так и сыновья Урал-батыра продолжают борьбу с чудовищными мифическими существами, начатую их отцом.

Эпическая поэма «Урал-батыр», созданная в глубокой древности, в результате многовекового бытования претерпела значительные изменения, обрастая новыми наслоениями, образами и мотивами. Однако внимательный читатель может легко заметить следы глубокого архаизма, те пласты и мотивы, что свойственны для самой ранней поры человеческого общества (люди ещё не знают огня, питаются сырым мясом, живут лишь охотой на диких зверей; им неведомы одомашненные животные и т.д.).

Во второй части сказания отразились эпизоды, свойственные уже социальному обществу (покорение царём Катилом целых родов и племён и обращение их в рабство, разделение общества на угнетателей и угнетённых, на царей и подданных и т.д.). Кроме того, в сказании отразились идеи и мотивы, характерные для позднего периода. Например, в сказании устами Урал-батыра на первый план выдвигается идея совместной борьбы против общего врага, в противовес борьбе отдельного героя-титана, характерной для раннего, традиционного эпоса.

Следует отметить, что в зарождении и формировании эпического жанра, по крайней мере, в его начальной стадии, существенную роль играли мифологические и тотемистические представления башкир. Мифологические образы и воззрения людей о мире, о явлениях природы вошли в народный эпос «Урал-батыр» и органично вплелись в его художественную ткань.

В сказании особый интерес представляют воззрения башкир о мире. В башкирском фольклоре обычно изображается три мира: небесный. Земной, подземный или подводный. В «Урал-батыре» небожителями изображены верховный бог или царь Самрау со своим семейством, птицы, божественные крылатые кони Акбузат и Сарат. Кояш (Солнце) и Ай (Луна) являются жёнами Самрау. У бога-царя две дочери: Хумай от жены Кояш и Айхылу — от жены Ай. Ему подвластны все птицы и крылатые кони. В сказании небожители изображены бессмертными божествами. На земле же живут обыкновенные люди, а подземный или подводный мир населён враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами. Характерно, что небожители не безразличны к судьбам людей — жителям земли. Они активно вмешиваются в их жизнь, создают условия и блага для них. Божественные девушки Хумай и Айхылу выходят замуж за земных батыров. Иногда небожители сами нуждаются в помощи людей (Урал-батыр выручает из беды Хумай и Айхылу — дочерей Самрау).

Примечательно, что небесные божества уподоблены людям. Они живут обычной для людей жизнью. В «Урал-батыре» звёзды и созвездия также изображены в образах животных и зверей, известных башкирам из окружающей их жизни.

В «Урал-батыре» читатель встретится с целым миром анимистических, тотемистических и этиологических представлений, всевозможных культов, запретов (табу), которые имели место в сознании и в жизни башкир в далёком прошлом.

В сказании прослеживается развитый культ коня, характерный для фольклора кочевых скотоводческих народов. Акбузат и Сарат — чудесные крылатые кони — возведены в ранг богов-небожителей. Акбузат после гибели своего батыра пригоняет с неба на Урал лошадей, которых приручают башкиры. Небесные кони становятся родоначальниками земных лошадей. Кстати, заметим, что башкирские сэсэны не пожалели поэтических красок в обрисовке волшебного коня — боевого друга и соратника героя. Строки, посвящённые описанию верховного коня и его убранства, являются наиболее отшлифованной частью башкирского эпоса и стали традиционной формулой. В сказании имеются мотивы приручения людьми и других домашних животных, коров и быков. Известно, что приручение и начало разведения людьми животных явилось величайшим скачком в развитии производительных сил. Это дало человечеству надёжный источник материальных благ и привело к крупным изменениям в общественно-экономических отношениях: появились социальные институты, матриархат уступил место патриархату, появилось новое страшное зло, неизвестное доселе первобытному обществу - социальное неравенство.

У древних башкир, видимо, было развито почитание солнца, луны, гор, рек, животных и птиц, которое отразилось в сказании. Следы представлений, связанных с этими культами, сохранились до наших дней.

В сказании к отголоскам древних мифологических воззрений можно отнести занятия героев по мироустройству. Урал-батыр с помощью Акбузата и алмазного меча уничтожает дивов и драконов, воздвигает горы. На всём его пути со дна моря образуются горы, названные после гибели героя Уралом. Урал-батыр с помощью живой воды делает природу бессмертной, вечно живой. А батыры — Яик, Идель, Нугуш и Хакмар — алмазным мечом Урал-батыра рассекают горы и дают начало рекам, названным их именами, и прокладывают им путь, обеспечивая водой народ, страдавший от засухи и жажды.

Одним из проявлений древних представлений в сказании являются сцены превращения тел павших благородных героев в горы, драгоценные камни и металлы. Такое свершается и с телом Урал-батыра.

В «Урал-батыре» представлена целая галерея положительных и отрицательных образов, каждый их которых выполняет определённую функцию и несёт идейно-художественную нагрузку. Старик Янбирде и старуха Янбика изображены зачинателями человеческого рода. В эпосе центральное место занимает титанический образ Урал-батыра. В нём воплощены самые лучшие черты, идеалы народа, создавшего этот замечательный памятник литературы. Урал-батыру присущи такие черты, как бескорыстность, честность, справедливость, гуманность и огромная физическая сила. Он с помощью алмазного меча и богатырского коня Акбузата, подаренных ему Хумай, беспощадно истребляет врагов людей — драконов, чудовищ, змей — и из их тел создаёт горы, высвобождает землю, затопленную морем. Он неустанно ищет тайну бессмертия, чтобы обессмертить себя и других людей. Ему удаётся найти её, но испытавший муки бессмертия мудрый старик «открывает герою другую «тайну» — о том, что подлинное бессмертие человека не в бесконечном долголетии, а в его добрых деяниях на благо мира»*. И он решает принести бессмертие природе, которая так необходима для жизни людей и всего живого.

С особой поэтической силой, полной драматизма и скорби описывается сцена гибели великого человеколюбца — Урал-батыра. Смертельно раненому Уралу преподносят последние капли живой воды, им жен отвоёванной у драконов и дивов. Но Урал- батыр отказывается пить. Этими каплями живительной воды он окропляет окружающее, и увядающая природа становится бессмертной. Жена Урал-батыра Хумай, овдовев, в знак вечной преданности мужу превращается в лебедя. Земля, отвоёванная у врагов Урал-батыром, становится местом обитания диких животных. Акбузат спускается с небес и приводит с собой на землю огромный табун лошадей, Хумай приводит несметное количество птиц, а бык царя Катила — стадо коров. Таким образом, Урал — родина башкир — превращается в благодатную, чудесную страну.

«Урал-батыр» имеет непосредственную логическую связь с другими башкирскими сказаниями героического характера, в частности с эпическими сказаниями «Акбузат» и «Кусяк-бий». Наиболее важные темы и мотивы «Урал-батыра» нашли в них дальнейшее развитие. Например, враждебное людям подводное царство Шульгена разрушается правнуком Урал-батыра Хаубаном — главным героем сказания «Акбузат». Верные помощники Урал-батыра — алмазный меч и боевой конь — также верно помогают Хаубану в борьбе с врагами народа. Наличие сквозных образов и мотивов, изображение героев в генеалогической последовательности говорит о попытках сэсэнов создать монументальную эпопею об Урал-батыре и его потомках.

«Урал-батыр» занимает ведущее положение в башкирском эпическом творчестве по своему идейно-художественному и эстетическому содержанию. В нём нашли яркое художественное отражение древний быт, морально-этические нормы, хозяйство, обряды, верования башкир, народная философия, взаимоотношения родов, а также общественный строй. Прежде всего это сказание— гимн великому борцу-человеколюбцу. Подвиг Урал-батыра, совершённый во имя бессмертия природы и избавления человечества от злейших врагов, сделал его самым популярным и любимым в народе, подобно Прометею из древнегреческих мифов.

«Урал-батыр», созданный гением народа на основе древней мифологии, является бесценным памятником не только башкирской, но и мировой культуры.

См. Мухтар Сагитов. Урал-батыр (пер. Шафикова Г.Г.). Башкирский народный эпос. Башk ортостан , Уфа,Башкнижиздат, 1977, С. 5-15

Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты, ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена.

Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о происхождении Уральских гор.


«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр», так же повествует о происхождении Уральских гор и рассказывает о прародителях народов Урала, выживших после Потопа.

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов,змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают горы.(Уральские горы).

Многие писатели и поэты обращались к народному эпосу, использовали его в своем творчестве. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своих знаменитых романах об Урале («Золото», «Приваловские миллионы») использует сюжеты из народных преданий и легенд.

Павел Петрович Бажов, наш уральский сказочник, при создании своей знаменитой «Малахитовой шкатулки» долгое время собирал и изучал уральские народные сказания, легенды. Одним из самых запоминающихся и диковинных героев сказов Бажова является Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с человеческой головой, то в виде пусть и сугубо людском, но все равно странном, необычном, пугающем. Он способен навсегда "увести" золотую жилу в неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему понравится, наоборот, одарит золотом («Про великого полоза»).

Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о происхождении Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.

О Змее-полозе

«В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…

Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.

Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.

Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.

Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.

Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил – и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.

Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо рудами. Ребра камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое Урал.

Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…»

Древнеуральский эпос.

Древнеуральский эпос – предания, сказки и легенды народов коми, манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных героев.

Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На первом месте, конечно же, медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен и сцен. На втором месте по почитанию – лось. Особое отношение ко многим пушным зверям, птицам и т.д. И еще превеликое множество других богов и богинь с запутанными отношениями и родственными связями, их названия аналогичны, но варьируются у ханты, манси и других угорских народов. Пантеон ничуть не беднее, чем у древних греков или индусов.

У вогулов было особое место, где они поклонялись своим богам. Это гора Мань-Пупунёр – пустынное плато, расположенное на территории республики Коми, среди девственных лесов Северного Урала. На плоской вершине 800-метровой горы стоят высоченные каменные столбы, созданные в течение десятков тысяч лет ветрами и водой, жарой и морозом.

Легенда о столбах народов манси.

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!» В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. – Коварная, – зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан).»

Но главной легендой на севере Урала всегда считали легенду «О Золотой Бабе». О криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году пишет: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных страх страшным ревом? Откуда он появился, куда исчез?

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой Бабе является Новгородская Летопись 1538 года. Летопись гласит о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте древние храмы. В летописи говорится что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись жители зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.

Но предания о Золотой Бабе, скрывающейся где-то на севере, появились очень давно. Откуда же появилось у манси такое странное божество?

Большинство ученых считают, что Золотая Баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой на русский язык переводится как «золотая женщина». Завладеть Золотой Бабой пытались давно, но никому не удалось это сделать.

«Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой Бабы, есть еще одно место, также, может быть связанное с со страшными криками. Только произошло это событие уже в наши дни. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Где же сейчас находится Золотая Баба? В качестве последнего пристанища Бабы называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Охота за Золотой Бабой продолжается по сей день. Одни ищут бесценную историческую реликвию, вторые – золото, третьи – кладезь инопланетной технологии.в VIII в.

И одна из них о Нейве и Таватуе.

«...Давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес, а старый валился и сгнивал. Жило тогда в этих местах племя, что имело тамгу с изображением филина, и было оно также мудро и зорко, как эта ночная птица. Молодые охотники племени были сильны и смелы, старики – мудры, а девушки – красивы. Но краше всех была дочь старого Тошема – красавица Нейва. Было у старика двое сыновей, но старший погиб в схватке с медведем, а младший не вернулся с гор, куда ушёл добывать белку. И остался старик с дочерью Нейвой. Незаметно выросла девушка, расцвела, как лесной цветок. И хороша же была она! Тонкая да стройная, как молодая рябинка, радовала она глаза всем – и старым, и молодым.

Много охотников приходило к её отцу, предлагая за неё богатый выкуп. Но качал головой старый Тошем и отсылал их к дочери: пусть сама выбирает. Единственной радостью для него была красавица-дочка, и не хотел он видеть её женой нелюбимого человека. А Нейва в ответ парням, как и отец, качала головой и смеялась, и смех её был как журчанье лесного ключа. За этот смех и звали её Нейвой.

И только один молодой охотник – смелый и отважный Таватуй, не был с поклоном у Тошема. Ещё только двадцать зим видели его глаза, а был он могуч и силён, как лось, один-на-один выходя на медведя. Копьё, брошенное его рукой, летело на сорок локтей дальше, чем мог добросить самый сильный охотник племени, и стрела его не знала промаха. Но сердцем Таватуй был прост, как ребёнок, и хоть слушали его советы старики, и был он опытен в бою, на охоте, но карие глаза Нейвы не взволновали его кровь. Видел он в красавице-девушке подругу детских игр, и не замечал, что выросла она в женщину. Как и в детстве, при встрече с ней, он со смехом высыпал ей в колени гроздья рябина для бус или дарил пойманную белку. А девушка, встретив его взгляд, смущалась, и бронзовые щёчки её румянились. Но ничего не замечал молодой охотник.

Шло время, племя кочевало по дремучим лесам, било зверя и ловило в озёрах рыбу. По вечерам у костров молодёжь пела песни или слушала рассказы стариков. Ничто не нарушало мирной жизни лесных охотников до поры, пока не стали приходить тревожные слухи. Появились с востока в озёрной долине воинственные люди. Смуглые, верхом на быстроногих конях, с болтающимися на копьях конскими хвостами, жгли и сметали они на своём пути лёгкие жилища охотников. Детям разбивали головы о камни, мучили и убивали женщин, а мужчин угоняли в рабство. Страх и тревога овладели племенем. День и ночь сидели старики у костров, придумывая, как избежать великой беды. А когда стали приходить спасшиеся от пришельцев, израненные, истекающие кровью люди, отдал шаман приказ уходить в горы, покрытые непроходимым лесом.

Но возмутился молодой Таватуй. С гневом ударил он палицей по костру так, что брызнули в разные стороны огненные снопы и, вскочив на ноги проклял трусливого шамана. Долго и горячо говорил молодой охотник, убеждая, что лучше погибнуть в бою, чем жить в рабстве. Горы не спасут, враг настигнет и там, и больше уходить будет некуда. Звучали в его словах такая сила и правда, что все, как один, схватив оружие стали готовиться к бою.

Напрасно пытался шаман убедить их в бесполезности сопротивления – все только с презрением отвернулись от него. И только тут понял злобный шаман, насколько призрачна была его власть над людьми. Вскочив на оленя, он ринулся в чащу, пытаясь изменой купить себе жизнь. Грозно пропела тетива в руках Таватуя, и, хватая воздух скрюченными пальцами, рухнул в болото предатель.

Быстро приготовились воины к встрече незваных гостей и в ожидании боя проверяли оружие. Молча стоял молодой охотник у обросшего мхом огромного кедра, чутко прислушиваясь к долетавшим издалека крикам наступавших врагов. Легкое прикосновение заставило его обернуться. Перед ним стояла Нейва с крепким отцовским луком в руках. И было в ее глазах столько любви и отваги, что дрогнуло сердце юноши. Обняв смутившуюся девушку, он крепко поцеловал ее в розовые губы. И в ту же минуту, оттолкнув Нейву, бросился на появившегося из-за кустов врага. Один за другим налетали визжащие враги. Завязался бой. Как подкошенные, валились пришельцы под могучими ударами Таватуя. С тонким свистом настигала свою жертву стрела Нейвы. Храбро сражались охотники. Горы трупов устилали путь наседавших врагов. По телам своих павших воинов лезли они вперед, чтобы, получив удар копья или стрелу в горло, свалиться на примятую траву. С восхода солнца до заката длилась битва. Стаи черных воронов, привлеченные запахом крови, вились над местом боя в ожидании богатой поживы. Стали редеть ряды охотников. Вот с разбитой головой упал старый Тошем. Пронзенный копьем повалился лучший певец и плясун Каслон. То один, то другой, молча или стоном падали друзья Таватуя. А он, объятый великим гневом, бился с наседавшими врагами. Вдребезги разлетелось его копье от удара меча, лопнула тетива у лука, и бился он тяжелой палицей. С бешенством потрясая косматыми копьями лезли на него пришельцы и с проклятиями падали под его ударами.

Покрытый своей и вражеской кровью страшен был Таватуй. С небольшой горстью бойцов стоял он на своей земле, защищая свою честь и свободу, честь и свободу родного племени. Но когда, наконец, дрогнули и обратились в бегство жалкие остатки пришельцев, зашатался могучий Таватуй. Вытер он залитые кровью глаза и, радостно улыбнувшись, упал на истоптанную землю.

С ужасом увидела Нейва смерть Таватуя. Полились из ее затуманенных глаз слезы, и лились так сильно, что слезами ее наполнилась долина. Стало на этом месте озеро и скрыло на дне могучего Таватуя. А красавица Нейва бросилась со скалы и, ударившись об острые камни, превратилась в прекрасную речку. С тихим журчаньем поплыла она по земле, чтобы рассказать о великой победе и о геройской смерти молодого охотника…»

Окаменевшие колдуны

«Ермак шел тут. А семь волшебных братьев на дороге ему гор навалили. Только он пройдет одну – они ему тут же другую, одолеет эту – третья растет… На четвертой шибко устал Ермак. А они, братья-то, выбежали и смеются все над ним. Тут Ермак и взмолился: – Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над честным, животворящим крестом Твоим!.." Поднял он крест, да и пошел на них. Хотят уйти волшебные люди, да не могут: ноги к земле приросли – камнем к камню; хотят руки опустить – руки не шелохнутся, камнем к каменным бокам прирастают; а как дошел он к ним доверху, так они и совсем в утесы обратились. Только эти утесы не простые. Иной раз, ночью, слышно, как сердца в них колотятся. Так они до скончания века стоять будут за то, что над крестом посмеялись. Ермак их до страшного суда самого заклял.»

Ожерелье вождя

«В старые времена в этих местах жило небольшое племя охотников. Вождь носил на груди ожерелье из семи камней. Каждый камень нес в себе магическую силу: смелость, верность, радость, любовь, мудрость, здоровье и удачу. Узнал об ожерелье вождь Сибирского ханства Кучум и пошел с войском в поход, чтобы завладеть волшебными камнями. В неравном бою племя охотников погибло, и последним остался смертельно раненый вождь. Он снял с себя ожерелье и бросил его на вершину горы, прокричав заклинание. Семь камней ожерелья превратились в семь каменных башен. И поэтому войско Кучума не смогло унести с собой в Сибирь тяжелые камни.»

Замерзшие охранники

«Решили государевы люди сделать проверку у Никиты Демидыча. Не чеканит ли заводчик у себя в Невьянске серебреные монеты? Но сыну Акинфию Никитичу заранее сообщили о времени приезда проверяющих. Демидовы собрали несколько сундуков с деньгами, золотыми самородками, поделками из самоцветных камней и велели их закопать в одной горе. Охранять драгоценности поставили семерых сильных и высоких братьев. Проверка на Невьянском заводе шла долго. Братья на горе замерзли от холода и превратились в каменных великанов. А клад так и до сих пор лежит под скалами Семь Братьев.»

Мы с вами познакомились с самыми известными легендами. Их великое множество. Почитать легенды, предания, сказания Уральского края вы можете в книгах: . – Свердловск, 1988.

Древнеуральский эпос - предания, сказки и легенды народов коми, манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных героев.

Мир-сусне-хум - центральная фигура в эпосе манси. Переводится как "мир созерцающий человек". Что-то уж очень это похоже на арийского бога Митру, придуманного Заратустрой. Слово "мир" на обско-югорских языках означает - люди, народ. Мир наблюдая, объезжает угорскую землю, где пребывает опекаемый им народ. Митра тоже не смыкая глаз объезжает землю где обитают арии. Полное совпадение. Оба на лошади, оба надзирают за порядком.

Наши южноуральские арии страны городов (Аркаим и другие) жили на одном месте примерно 150 лет, затем из-за перенаселения и выработки природных ресурсов (лесов и пастбищ) перемещались на другое место, пока не ушли в Индию, в юго-западную Азию (Иран), неся туда свои учения Веды и Авесту и всех своих богов. Откуда же они пришли на Южный Урал? Очевидно на Северном Урале и в Сибири такие древние города тоже есть, о чем хорошо известно местным аборигенам.

Писатель, публицист и этнограф конца 19 века Константин Носилов, путешествуя по Северному Уралу, записывал мансийские (вогульские) предания. Он был удивлен тем, что вогулы ничуть не боятся своих богов и весело говорят о них как покровителях охоты и промысла. Под одной горой живет какой-нибудь Большой Ойка - покровитель охоты, под другой - его младший брат, а про такую-то гряду рассказывают разные легенды, что когда-то там жило несколько богов, которые враждовали между собой и даже ссорились за обладание людьми да так и полегли превратившись в каменные столбы-останцы. Целый вогульский Олимп, с богами и богинями, которые имеют меж собой и родство, и соперничество и любовь. Такие странные похождения героев, которые не прослушать и целую ночь...

Нум-Торум - небесный бог, создатель земли и податель света. Тор - это означает "гром" и перешло во многие другие народы в том числе к скандинавам и германцам.

Куль-отыр - его брат-враг, как бы теневое отражение (добро-зло). Он постоянно творит всякие пакости: то спрячет светило, то соблазняет людей на нарушение законов, то создает каких-нибудь вредных животных - волка. (Наверное комаров тоже создал он) и т.п.

Най-сянь - сестра Торума, богиня огня, она стоит в одном ряду с богиней-матерью Калтась. Жертвоприношения огню приносились очень часто. Кот-Ной - дух огня.

Мир они представляли из трех частей. Верхний - там живет Нум-Торум -создатель Земли, средний - там живут люди и нижний (подземный). Согласно легенде Нум-Торум послал гагару, она достала со дна какого-то океана кусок ила, этот кусок увеличился до размеров Земли. Самый верхний ярус помимо Нуми-Торума, населяют его брат, громовержец Сяхыл-Торум, Этпос-ойка - месяц и Хотал-эква -Солнце.

По мансийскому мифу землю раньше населяли богатыри-отыры, которые возомнили о себе слишком много чего, погрязли в гордыне и Нуми-Торум рассердился на них за дерзость и послал на них по одним мифам великий потоп, по другим огонь, достигавший неба. Затем он предпринял вторую попытку создать людей - лесных великанов - менквов.

Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На первом месте конечно же медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен и сцен. На втором месте по почитанию - лось. Особое отношение ко многим пушным зверям, птицам и т.д.