Притчу о блудном сыне рассказывает Иисус Христос своим ученикам. Она приведена в пятнадцатой главе Евангелия от Луки. Сюжет притчи используется во многих произведениях мирового искусства.

Ниже будет рассказано краткое содержание притчи о блудном сыне. Она является наиболее популярной у христиан, независимо от их конфессии, так как учит прощению.

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание

У отца было двое сыновей. Один взял свою часть имущества и вдалеке от семьи промотал все. Когда подступила нужда, он голодал и решил вернуться к отцу, чтобы стать у него наемником, так как чувствовал свою вину. Но его отец был счастлив, что сын вернулся невредимым, и устроил пир по этому поводу. Старший брат был недоволен, что отец так хорошо принял беспутного младшего. Но отец сказал, что ничем не ущемляет его, ведь он всегда был рядом в довольстве и владеет всем вместе с отцом; младший же сын был как мертвый неизвестно где, и теперь нужно радоваться его возвращению.

Сюжет притчи, подробный пересказ

Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.

Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.

И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: "Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин". А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.

Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: "Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка". Отец же ответил на это: "Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся".

Притча о блудном сыне: в чем смысл?

Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну - отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.

И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного - уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).

Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений - ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.

Образ старшего брата здесь - люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь - о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере - нужно радоваться за него, ведь все люди - наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.

Ещё один смысл притчи

Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.

Любой близкий человек может нас покинуть - муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения - нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.

«Прощение как проявление настоящей любви»

по «Притче о блудном сыне»

Цели урока:

Оборудование:

Эпиграф: . (Ханс – Йоахим Хаан)

. (Дж. Кеннеди Шульц).

ФОПД: фронтальная, парная

МО: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа.

Вступительная беседа.

Учитель:

(Заслушиваются ответы ). 2мин .

Учитель:

1-2мин

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Учащиеся: О прощении .

Учащиеся:

3мин

В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.

Учитель:

Учащиеся: 1мин

Историческая справка.

Учитель: Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух.(1мин)

(Чтение притчи). 5мин

4. Работа по теме урока.

Учитель:

3 минуты .

(Заслушиваются ответы). В целом 5мин

    Простили отец сына?

5. Работа по картине -3мин

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель: А в чём он по-твоему?

Учащиеся:

V 1 . Беседа по вопросам 2мин

VI 1

(Читает ученик,звучит музыка)3мин


Зло побеждай лучом добра,




Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.



Запись в тетрадь:

8. Основные выводы. (2мин)

9 . Итоги урока. (2мин)

Учитель:

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

10. 4мин ТЕСТ

а) рассказ;

б) притча;

а) Рафаэль;

б) Леонардо да Винчи;

в) Рембрандт.

а) на постройку дома;

б) на милостыню;

в) живя распутно.

а) свиней;

а) был голоден;

б) осознал свой грех;

а) рассердился;

б) выгнал его из дома;

в) обнял его.

5= «4» 6= «5»

10. Домашнее задание . Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». 1мин

написанное в 2007 году:

« Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска,

Тишина патриархальная,

Свет загадочный, неброский.

За окном – миры далёкие,

Невесомые пространства.

За окном – пейзажи блёклые,

Да людей непостоянство.

Не прельщают расстояния,

Не влечёт надежд рулетка.

Сыном блудным, с покаянием

Возвращаюсь к вере предков.

Где суждения – сакральные,

Где ни глупостей, ни лоска…

Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска…»

Учитель:

Любовь и предательство, умение прощать обиды, победа добра над злом – наверное, это и есть созидание, созидание счастья и гармонии жизни. «Притча о блудном сыне» имеет глубокое воспитательное значение, в этом и заключена функция искусства.

Открытый урок по русской словесности в 6д классе

по теме «Притча о блудном сыне»

Прощение как проявление настоящей любви

Цели урока: развить интерес к Библии, как к источнику мудрости и образцу нравственного поведения; обсудить феномен прощения, как проявления настоящей любви; показать воплощение христианского сюжета в живописи; воспитать в детях чувство прощения, любви к ближнему, осмысливать свои поступки.

Оборудование: репродукция картины Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”, фрагменты кинофильма «Солярис», мультфильма «Притча о блудном сыне».

СЛАЙД №1

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа.

Вступительная беседа.

Прежде чем я назову тему сегодняшнего урока, я попрошу вас мысленно ответить на несколько моих вопросов. Я прошу вас быть честными перед собой, ведь ответов никто не услышит.

Случалось ли вам, громко хлопнув дверью, выйти из дома, оставив за спиной скучные нотации родителей, их ненужные, пустые нравоучения?

Может быть, шурша под ногами осенней листвой, вы шли по холодным улицам, тая в душе обиду на весь взрослый мир? Вы спешили не домой, а туда,где ждет вас абсолютная свобода, и нет никаких обязательств.

Случалось ли так, что «заблудившись» в самом себе, в своих мыслях, желаниях, надеждах, ошибках, вы не могли найти выхода из сложных жизненных проблем, и, сгибаясь под их тяжестью, хотя бы мысленно просили помощи тех, кого вы оставили, раскаиваясь за свою беспечность?

Если хоть на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, значит, тема сегодняшнего урока имеет к вам самое прямое отношение.

Учитель: Верно. Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Заслушиваются ответы ). 2мин .

Учитель:

На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? 1-2мин

СЛАЙД№2

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Учащиеся: О прощении .

Сегодня мы познакомимся с притчей. Она называется “Притча о блудном сыне”. А как вы понимаете слово “блудный”?

Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.

СЛАЙД №3

Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.

Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ) 3мин

На протяжении нескольких уроков мы проходим библейскую мифологию. Вспомним рождение Иисуса.

Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов) и стал ходить с ними из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

Учитель: Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?

Учащиеся: Почитай отца и мать и будешь долголетен. 1мин

Историческая справка.

СЛАЙД №4

Учитель: Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух. (1мин)

(Чтение притчи). 5мин (в компьютере)

4. Работа по теме урока.

Учитель: Для обсуждения поделимся на группы. (Ребята делятся на 3 группы).

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в группе и будьте готовы сообщить их всему классу. На подготовку 3 минуты .

(Заслушиваются ответы). В целом 5мин

1. Какова причина ухода сына из отчего дома? Чем наделяет отец своего сына? К чему стремится сын, чего он хочет от жизни, в чем видит свое счастье?

2. Как ведет себя отец, препятствует ли он уходу сына из дома?

    Какие события послужили поводом к пиршеству?

    Почему отец так “необычно” реагировал на возвращение сына?

    Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?

    Как восприняли окружающие решение отца принять сына обратно в семью?

    Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства?

    О чём думал сын “придя в себя”?

    Что почувствовал сын, увидев, что отец выбегает к нему навстречу?

    Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?

    Что побудило отца принять сына с почестями после того, как он опозорил его?

Что пережил сын в чужих странах. Что произошло с его «имением»?

    Когда и почему сын «пришел в себя»?

    Как вёл себя младший сын и что он заслужил за своё поведение?

    Как реагировал отец на возвращение сына и почему?

    В чём конкретно выразилось решение отца простить непокорного сына?

    Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как отец простил его?

Надеялся ли сын на прощение отца?

Как встретил отец блудного сына?

    Простили отец сына?

    V 1 . Беседа по вопросам 2мин

    Почему отец простил младшего сына?

    (Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

    Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

5. Работа по картине -3мин

Тема блудного сына широко раскрыта не только в библии, но и в живописи, в музыке, в кинематографе.

СЛАЙД№5

А сейчас посмотрим на картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Как художник изобразил этот момент?

Учащиеся: - В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом.

Краски, используемые Рембрандтом, на мой взгляд, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего.

Лицо отца сосредоточено и, как мне кажется, печально, а в притче отец радостный.

Учитель: Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?

Учащиеся: - Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека.

Мне кажется, что художник не совсем понял истинный смысл притчи.

Учитель: А в чём он по-твоему?

Учащиеся: Истинный смысл, по-моему, в том, что прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения.

СЛАЙД №6

Ребята, мы прочитали притчу, увидели в живописи тему прощения. Теперь посмотрим, как раскрыта данная тема в мультфильме. (7мин)

СЛАЙД №7

VI 1 . Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик,звучит музыка)3мин

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

8. Основные выводы. (2мин)

Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?

Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

СЛАЙД№8

Вставка(просмотр фрагмента из фильма «Солярис»)-4мин

9 . Итоги урока. (2мин)

Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся к нашим эпиграфам. Нужно ли прощать?

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

Учитель: Что приносит прощение?

Учащиеся: Радость, свободу в общении…

Учитель: Есть ли обиды, за которые можно не простить человека?

Учащиеся: Нет. Вот в притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил.

Учитель: Правильно, прощать надо любую обиду. А теперь запишите домашнее задание.

Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

4мин ТЕСТ 2 СЛАЙД №9

1. Маленькая нравоучительная история без морали:

а) рассказ;

б) притча;

а) Рафаэль;

б) Леонардо да Винчи;

в) Рембрандт.

3. В притче о блудном сыне младший сын потратил свою часть наследства:

а) на постройку дома;

б) на милостыню;

в) живя распутно.

4. Оказавшись нищим, младший сын нанялся в работники к богачу пасти:

а) свиней;

5. Блудный сын решился вернуться к отцу, потому что:

а) был голоден;

б) осознал свой грех;

в) хотелось жить лучше наёмников отца.

6. Увидев блудного сына, отец:

а) рассердился;

б) выгнал его из дома;

в) обнял его.

Проверка теста 1-б, 2-в, 3-в,4-а,5-б,6-в. 1-2= «2», 3-4= «3»,

5= «4» 6= «5»

На фоне музыки И.С. Баха «Концерт для гобоя ре минор» в обработке Марчелло звучит стихотворение Михаила Рождественского

« Возвращение Блудного сына»,

написанное в 2007 году:

СЛАЙД№10

« Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска,

Тишина патриархальная,

Свет загадочный, неброский.

За окном – миры далёкие,

Невесомые пространства.

За окном – пейзажи блёклые,

Да людей непостоянство.

Не прельщают расстояния,

Не влечёт надежд рулетка.

Сыном блудным, с покаянием

Возвращаюсь к вере предков.

Где суждения – сакральные,

Где ни глупостей, ни лоска…

Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска…»

10. Домашнее задание . СЛАЙД №11 Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». 1мин

Учитель:

Любовь и предательство, умение прощать обиды, победа добра над злом – наверное, это и есть созидание, созидание счастья и гармони жизни. Притча о блудном сыне имеет глубокое воспитательное значение, в этом и заключена функция искусства.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына:

Под образом этого человека представляется Бог; два сына — это грешники и мнимые праведники и книжники.

Младший из них:

Младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.

Дай мне:

Сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.

Следующую мне часть имения:

По закону Моисееву (Втор 21, 17), Младший сын получал половину того, сколько получал старший.

Разделил им имение:

Отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.

Собрав все, пошел:

Тяжела ему показать опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушает, расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.

Дальняя сторона:

Есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Настал великий голод:

К бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

Пасти свиней:

Самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния.

Наполнить чрево свое рожками:

Это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые впрочем иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей).

Но никто не давал ему:

И этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын.

Придя в себя:

Оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается.

Встану, пойду к отцу моему:

Решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться!

Я согрешил против неба и пред тобою:

Небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою — оскорбленным и негодующим любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его.

Не достоин называться сыном:

Рвение глубокого смирения и не достоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника.

В число наемников твоих:

Выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях быть принятым в дом отчий.

Когда он был еще далеко:

Все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви Отца Небесного к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец — старец, издалека увидев возвращающегося сына бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом — стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами.

Был мертв, и ожил:

Грешник отчуждающийся от жизни в Боге, — то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его — Богом; в отчуждении же от Него жизни нет (1 Тим 5, 6. Рим 6, 13. Мф 8, 22); почему обращение грешника к жизни в Боге представляется как воскресение его из мертвых (Рим 6, 13. Еф 2, 1. Отк 3, 1)

Старший же сын:

В примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они — по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям, хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, — это они — книжники, и фарисеи, и законники, — это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильного Отца-Бога.

Был на поле:

Работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится.

Услышал пение и ликование:

Пение и ликование — символ веселья и радости вообще.

Он осердился и не хотел войти:

Так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и орешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом

Отец же его, выйдя, звал его:

Со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви.

Вот, я столько лет служу тебе:

Вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного любвеобильного — отче (батюшка); брата он не хочет называть братом,

А — этот сын твой:

И резкой чертой указывает его поведение; с особенной настойчивостью указывает на службу свою и на то, что никогда не преступал повелений отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на козленке, и он с завистью упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца...

Он же сказал ему:

Хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением — сын мой — отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства.

Ты всегда со мною, и все мое твое:

Не все имение расточено братом твоим, и не твое, — твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные, могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно - нравственном настроении. — Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6. 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба - Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника.

Притча о блудном сыне.

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15:11-32).

Основной смысл притчи о блудном сыне

В Неделю о блудном сыне Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Истинная полнота и радость жизни заключается в энергийно-сердечном союзе с Богом и постоянном общении с Ним. Удаление от этого общения «на страну далече» служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, ни один грешник в дни приближения времени покаяния Великого поста не должен отчаиваться в благодатней помощи и помиловании Божьем.

Великопостное назидание

В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости отцовской, к которому вернулся его заблудший в жизненных стихиях, глубоко любимый им, младший сын. Из всех притч, рассказанных Спасителем, она является самой значительной и обстоятельной, ибо описывает не какую-то одну сторону взаимоотношений с Богом, но касается самой сердцевины синергийно-благодатного общения сынов человеческих со своим Небесным Отцом.

«И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». Примечательная подробность! В древнем Израиле с большой заботливостью и любовью родители относились к детям. Они внимательно и нежно следили за развитием ребенка, отмечая в этом развитии детской жизни не менее восьми возрастов. Где сейчас в нашем современном обществе мы найдем похожую периодизацию детских этапов роста? Со своей стороны и дети были обязаны родителям послушанием и почитанием. Ветхозаветный еврейский мудрец говорит: «почитающий отца очистился от грехов, уважающий мать свою — как приобретающий сокровища; оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. 30. 3-4,). Суровые предупреждающие слова! Непокорность детей родителям строго каралась законом: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, ...тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти». (Втор. 21. 18-19, 21). «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные» (Притч. 30,17).

Исходя из вышесказанного ясно, что просьба младшего сына о разделе наследства не была выражением любви и покорности. Он легкомысленно желает самолично насладиться плодами отцовских трудов «здесь и сейчас», совершенно не задумываясь, как отец их приобрел и что с ним произойдет, когда он бездумно промотает часть своего наследства с лукавыми друзьями? Его влечет мнимая свобода! В отцовском доме ему кажется, что невозможно проявить полноту свой личности, расцвести в совершенстве всем своим природным талантам, только уйдя как можно дальше из родных пределов, «на страну далече», он обретет искомую точку опоры, «найдет себя» и станет во всеоружии своих доблестных дарований получать от мира законное человеческое признание и славу. Тщетная надежда неопытного юнца! Каждый из нас тяготеет именно к такому неблагословенному исходу со времен Адама. Он первый из людей пожелал «следующую ему часть имения», «быть как боги» и сердечно «удалился» от Бога-отца в райских пределах. Он получил свое «наследство» и логическое к нему дополнение: болезни, страдания и смерть. Адамов опыт есть опыт духовно-прообразующий для всех людей. Именно поэтому в преддверии Великого поста Церковь напоминает нам об этом архетипичном гибельном, крайне соблазнительном для всякой души, ложно-вольном пути.

В своем толковании притчи о блудном сыне митрополит Антоний Сурожский трагедизирует семейную ситуацию, слишком сгущает краски: «Простые слова: Отче, дай мне... означают: "Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты стоишь на моем пути. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужна свобода и все плоды твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить!" Прекрасные глубокие слова, но мало имеющие основания в наследственном институте ветхозаветных евреев. В древнем Израиле возможность раздела наследственного имущества при жизни отца являлась одной из оригинальных характеристик наследственной системы. В библейских повествованиях о дочерях Лавана и Иова, о сыне Авраама Исааке наследственное имущество было получено детьми ранее смерти отца. Современные исследователи Библии, на фактах изучения многочисленных документов ветхозаветной эпохи, отмечают, что в восточных странах наследство детям нередко выдавалось еще при жизни их отца.

Во времена Нового Завета (второй половины 1 века) правила получения наследства изменились. Сыновья и дочери получали его лишь со смертью главы семейства. В Послании к Евреям апостол Павел наставляет: «Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя. Потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив» (Евр. 9, 16-17). Таким образом, в словах младшего сына получить свою меньшую долю наследства в большей степени прозвучало себялюбивое стремление освободиться от отеческой опеки, от его всеохватного любящего взгляда, чем желание отцу смерти. Младший сын не мыслил «похоронить» отца своего при жизни, он хотел только получить «свое», ибо знал, что как наследник он имел законное право попросить его раньше. Не грубо потребовать, приставив нож к отцовскому горлу, а попросить, надеясь для себя на благополучный исход, зная сердечную мягкость своего родителя. В немедленном согласии отца из Евангельской причти, «разделить имение» есть удивительное соответствие с божественной педагогикой. Отец не уговаривает «младшенького» погодить, набраться опыта, не стращает его ужасами безотцовщины, он спокойно соглашается с сыном и выделяет ему требуемую часть имения. Подобно и Господь действует по отношению к каждому человеку. Он «выделяет» ему причитающуюся «часть имения»: жизнь, личностное самосознание, свободу, таланты и другие бытийные дарования. Человек волен распоряжаться этим богатством по своему усмотрению, может в «Бога богатеть», а может расточить свое «наследство» в бессмысленной попытке личной земной автономии. Исход известен. Человек после немногого иллюзорного опыта самости, оказывается среди свиней у корыта с рожцами! «Душа, покойся, ешь, пей и веселись» (Лк. 12,16-21). Вот и «сказочке конец» о человеческом достоинстве и свободе без Бога!

Почему младший сын пошел пасти свиней? Почему не нашел себе работу, хотя бы портового грузчика или рыбака? Для иудея не было более позорного труда, чем пасти свиней, ибо Закон Моисеев запрещает употребление свинины и, следовательно, разведение свиных стад. Таким крайним изображением бедственного состояния истаскавшегося по чуждым пределам блудного сына Христос дает нам символическую подсказку. Человек изгнан из Рая. Другой работы вне Отцовского Дома, как кроме «пасти свиней» на земле не существует. Райской работой человек не обеспечен! Любой труд вне сферы божественного произволения и благодати, вне любящих взаимоотношений с Богом определяется на языке Евангелия, как «свиное пастушество» за поросячью нечеловеческую еду. Без Христа и перспективы вечной жизни любая земная деятельность суть «пасение свиней»! И этим все предельно точно сказано!

«Придя же в себя (блудный сын), сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Что значит «придя в себя»? Значит, что блудный сын был "не в себе», личностное самосознание перед лицом вечности у него было почти на нуле. Среди хрюкающих свиных рыл он «пришел в себя», ожил от смертного духовного обморока. Слова «пришел в себя» ни что иное как калька с сократовского выражения «познай себя». Разумеется, Христова притча не копирует постулат древнегреческого философа. Духовная жизнь в любое время совершается по одним и тем же законам. Поэтому она описывается похожими словесными формулами. Священномученик Сергей (Мечев) так рассуждал о самопознании: «Один святой отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это и есть то, к чему человек стремился в течение всего своего существования. Святые отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба, и поработился “чуждым гражданам”, пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия, - до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда я познал свою Божественную природу». «Гражданином неба» и почувствовал себя блудный сын. Ясно заработавшее сознание немедленно указало ему надлежащий путь: «Встал и пошел к отцу своему». Куда же еще «идти» из страны далече», если все радиальные пути ведут к Отцовскому Дому, к центру нравственного возрождения?

В знаменитой картине Рембрандта «Возращение блудного сына» в мрачной средневековой обстановке на пороге дома ветхий отец с великой тихой нежностью обнимает исхудавшего обосячевшегося сына, стоящего перед ним на коленях. Отец, склоняясь к сыну, держит обе руки с раскрытыми ладонями у него на спине, словно защищает его от бедственного грешного мира. Фигуры родственников статичны. «Все кончено! Ты дома, сын мой!» - говорит отцовский взгляд. Слова не нужны. Любовь благовествует спасение. По-своему глубокое живописное прочтение Евангельской притчи.

В Православии встреча блудного сына с отцом осмыслена совершенно иначе. Она полна динамики, радостного движения ног и сердец. Отец и сын на иконописных работах, изображаются бегущими навстречу друг к другу. Души их кипят от волнительного победоносного ликования: всепрощающего отца и осмиревшего сына. Надеявшийся быть только «наемником» в родительском доме, видя спешащего к нему престарелого отца, блудный отпрыск не может не понять, что он прощен, что он всегда был и будет для него сыном и только сыном! Но не приснилось ли все это, юнцу, еще недавно пасшему свиней? Сметая на пути к сердцу сына последние заграждения самости, подтверждая жизненными делами свое прощение, отец повелевает устроить пир, принести вернувшемуся сыну «из небытия» лучшую, «первую» одежду, «одежду нетленную будущего века», и главное - принести фамильный перстень с законной печатью, как знак окончательного родительского доверия. Он всем возглашает, всех зовет: «Станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Нетрудно в образе отцовского пира с заколотым тельцом упитанным усмотреть аналогию с Евхаристией, с Трапезой Господней, а с прощенным блудным сыном соотнесенность с каждым человеком, пришедшим в Церковь с покаянием и надеждой на милость Божию. Время Великого Поста, как раз для такого случая, выбросить, оставленные на «черный день» в закромах, «свиные рожцы», «прийти в себя», вернуться в Дом Отца Своего и больше никогда его не покидать, утверждая всем строем души Литургический порядок земного бытия.

Следует обратить внимание на одну из богослужебных особенностей воскpесения о Блyдном сыне. На yтpене, после pадостных и тоpжественных псалмов полиелея, Церковь поет полный покаянной печали псалом 136, даем его в русском переводе: «Hа pеках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Как нам петь песнь Господню на земле чyжой? Если я забyдy тебя, Иеpyсалим, забyдь меня, десница моя. Пyсть пpилипнет язык мой к гоpтани моей, если я не бyдy помнить тебя, если не поставлю Иеpyсалима во главе веселия моего».

Это псалом изгнания. Его пели евpеи в Вавилонском пленy, вспоминая свой святой гоpод Иеpyсалим. Он стал навсегда песнью человека, осознавшего себя изгнанным от Бога, но сознавая изгнаничество, он вновь становится человеком, стремящимся, как сын в Дом Отца Небесного. 136 псалом поется еще дважды, в последние два воскpесения пеpед Великим Постом.

Пояснения к притче о блудном сыне

О первородстве

На страницах Священного Писания многократно упоминается понятие первородства, в частности применительно к наследованию. В числе преимуществ первородного сына перед своими братьями было право на двойную часть из имущества отца. В Книге Бытия повествуется о продаже Исавом своего первородства его брату Иакову. Продажа Исавом своего первородства (Быт. 25. 27-34) лишила его этой дополнительной доли, а не всего наследства.

О Рожцах

Рожцы: плоды одного дерева, вроде дубовых желудей, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней. Иногда их употребляли в пищу, за неимением другой, крайне бедные люди.

О персте-печати

В древности, когда люди не умели писать, любой документ заверялся перстнем с печатью. Дать кому-то свой перстень означало отдать в его руки свою жизнь, свое имение, семью и честь. Пророку Даниилу в Вавилоне, Иосифу в Египте: дарованием перстня со своей руки царь и фараон передали власть управлять государством от их имени. У ветхозаветных иудеев перстни так же служили печатямии и были свидетельством принадлежности к тому или иному колену (роду).