Кризис классицизма стал закономерным следствием той исторической ситуации, которая сложилась в Европе в первых десятилетиях XIX века. В начале века в Европе полыхали войны, вызывая прилив высоких патриотических чувств. Победа над наполеоновской Францией не принесла успокоения: подъем национально-освободительных движений, чередующиеся периоды революций и реставраций способствовали повсеместному брожению умов.

«Нынешний век,— писал декабрист П. И. Пестель ознаменовывается революционными мыслями от одно! конца Европы до другого, от Португалии до России, и исключая ни единого государства... Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать».

Разбуженный революциями и подогретый война накал страстей в условиях реакционных политически режимов, установившихся в итоге реставраций монархии, не мог найти достойного общественного применения. К тому же в воцарившемся правопорядке ум достаточно отчетливо обозначилась его буржуазна сущность. Между ней и теми высокими идеалами, которые были провозглашены философами-просветителями XVIII века и начертаны на знаменах Французской революции, пролегла пропасть. Это вызвало критический пересмотр существа многих идей и принципов просветительства и их художественного отображения. Поэтом вполне закономерно, что коль скоро провозглашение рационалистической философией просветителей «царства разума потерпело крушение», то были подвергнуты сомнению и художественные принципы классицизму во многих аспектах связанные, как отмечалось выше с просветительством XVIII века.

Вызванный огромным потрясением в общественно и духовной жизни Европы, романтизм отразил сложно неустойчивое состояние той переходной эпохи, когда, развернулась борьба двух общественных формаций Iумирающего феодализма и молодого, крепнущего капитализма. Отсюда — свойственное романтизму «сложное и всегда более или менее неясное отражение все: оттенков, чувствований и настроений, охватывающими.общество в переходные эпохи, но его основная нота ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое».

Классицизм тяготел к выражению «вечных истин «вечной красоты», к равновесию и гармонии. В противовес ему искусство эпохи романтизма стремилось познать мир и человека во всем их многообразии, уловить передать изменчивость мира, переходность состояний природы, тончайшие оттенки движений души. Романизм намного расширял и тематические границы искусна, и круг средств художественной выразительности, изменялась установленная классицизмом иерархия искусств и художественных жанров, при этом особенно бурно стали развиваться те из них, в которых эстетика романтизма находила свое наиболее полное выражение. Многообразие жанров, поиск новых, более разнообразных, гибких и эмоционально насыщенных художественных форм стали важнейшими чертами творческого кредо романтизма.

Романтизм представлял собой мощное идейно-художественное течение, которое охватило все области духовной жизни /Европы, отразилось в религии, философии, политике. Особенно полно и ярко это движение воплотилось в литературе, музыке и живописи, состdив целую «эпоху романтизма» в их истории. Развернувшийся в литературно-художественной критике 1820— 11830-х годов спор «романтиков» с «классиками» играл важную роль в судьбах литературы и искусства, способствуя преодолению устаревших эстетических норм классицизма и прокладывая дорогу новым, прогрессивным явлениям художественной жизни.

В различных областях художественного творчества романтические тенденции проявились по-разному. Но общий, свойственный романтизму, «дух преобразования» выразился в настойчивом стремлении преодолеть каноническую жесткость художественных приемов классицизма и создать более разнообразную и более гибкую систему средств эстетической выразительности. Этот воинствующий «антиканонизм» романтиков отразился и в тех новых архитектурных воззрениях, которые стали формироваться в 1830-х годах.

Выдвинутая романтизмом эстетическая программа по своей эмоциональной и идейной направленности была уже совершенно иной, чем та, которую исповедовал классицизм. Идеалы «спокойствия» и «благородной простоты», программную унифицированность архитектурного языка классицизма романтики воспринимали «схоластицизм, предписывающий строения ранжировать под одну мерку и строить по одному вкусу».

«Архитектура,— утверждал Гоголь,— должна быть как можно своенравнее: принимать суровую наружность, показывать веселое выражение, дышать древностью, блистать новостью, обдавать ужасом, сверкать красотою, быть то мрачной, как день, охваченный грозою с громовыми облаками, то ясною, как утро в солнечном сиянии».

Развивая романтическую концепцию духовной и эмоциональной наполненности архитектуры. Гоголь противопоставляет «однообразию» и «схоластике» классицизма «вдохновенную мрачную» готическую архитектуру, которая «более дает разгула художнику», и архитектуру Востока, «которая создана одним только воображением, воображением восточным, горячим, чудесным». Отдавая должное произведениям зодчих Древней Греции, исполненным «стройности и простоты», он осуждал архитекторов-классицистов за то, что они исказили сущность аттического зодчества, превратив его приемы в моду.

Аналогичные мысли высказал и П. Я. Чаадаев. В одном из своих «философических писем», опубликованном в 1832 году в журнале «Телескоп», он противопоставил «греческому стилю» «стиль египетский и готический». По мнению Чаадаева, первый «относится к материальным нуждам человека», два других — «к его нуждам нравственным», ибо они имеют «общий идеальный характер, весьма ясно проявляющийся в какой-то бесполезности или, лучше, в исключительной идее монумента, которая особенно в них господствует». Чаадаева как и Гоголя, привлекала особая одухотворенность эмоциональная напряженность готики. «Мне кажется, что готическая башня достойна особенного внимания, как одно из прекраснейших созданий воображения,— писал автор «Философических писем»,— она, как мысль могучая и прекрасная, одна стремится к небу, уносит вас с земли и ничего от земли не берет, принадлежит особенному чину идей и не проистекает от земного: видение чудеснейшее, без начала и причины на земле».

Противопоставление «духовного» «земному», так ясно ощущаемое в этом отрывке из чаадаевского «философского письма», очень характерно для эстетики романтизма, особенно на заключительном этапе его развития. По словам одного из идеологов романтизма, немецкого философа Ф.-В. Шеллинга, то были годы, когда «человеческий дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно».

Раскованность человеческого духа и в то же время стремление углубиться в «тайны души», обостренное внимание к человеческой личности, к неповторимому, индивидуальному и в человеческом характере, и в явлениях жизни — важнейшие черты эстетической программы романтизма. Герои Бетховена, Байрона, Пушкина, Лермонтова страстно утверждают свою человеческую индивидуальность, свое право и способность противостоять обществу, «толпе», самой судьбе. В. С. Турчин в книге «Эпоха романтизма в России» отмечает, что «если поздний классицизм приобретал все более государственный характер, то молодой романтизм апеллировал к индивидуальному сознанию, интересуясь судьбой человека, вошедшего в новый век».

Романтики-поэты болезненно ощущали «тесноту пределов поэзии классицистической» и видели в «свободе выбора и изложения — первейшую цель поэзии романтической». Аналогичные высказывания звучат в 1830-х годах и в устах архитекторов и эстетиков, которые, задумываясь над судьбами архитектуры, пришли к выводу о необходимости критического пересмотра «пяти правил Виньоловых» и прочих канонов классицизма.

Пафос романтического индивидуализма отразился и в архитектуре, но очень опосредствованно, в соответствии с особенностями ее художественно-образного строя. Проблема соотношения общего и индивидуального, переведенная на язык архитектурных форм, обернулась соотношением канонической нормы и своеобразия. В противовес нормативности классицизма романтизм выдвинул принцип свободного выбора художественных приемов.

В том же 1834 году, когда вышли в свет гоголевские «Арабески», 8 мая на торжественном акте Московского дворцового архитектурного училища выступил молодой архитектор М. Д. Быковский с речью «О неосновательности мнения, что архитектура греческая или греко-римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях», то есть на канонах пяти ордеров, разработанных зодчими античности и Ренессанса.

Сущность тех новых взглядов, которые Быковский высказал в своей речи, ясна уже из самого ее названия. Его теоретическая позиция соответствует эстетике романтизма, считавшей недопустимым стеснять свободу художественного творчества системой канонических правил. «Всякому покажется странно,— утверждал Быковский,— что изящное можно подчинить одинаковым, повсеместным и ни в коем случае неизменным формулам», хотя, отмечал он, подобное мнение, «столь ложное в своих началах... укоренилось уже и торжественно тяготеет над прекраснейшими произведениями духа человеческого». Причину такого нетворческого, механического повторения канонических форм архитектуры прошлого Быковский видел в непонимании того, что «история архитектуры какого-либо народа сопряжена теснейшим образом с историею его же философии». Каждая эпоха вырабатывает свой архитектурный стиль, отвечающий ее духовным запросам и обычаям данной нации, поэтому повторение композиционных приемов «одного избранного века» — это, по мнению Быковского, «безрассудное намерение подавлять изящные искусства». По его словам, «столь же несообразна с здравым рассудком оценка достоинства красоты художества посредством линейной меры и та мысль, что одни только колонны того или другого ордера должны определять все размеры здания, всю силу его характера».

Важнейшей особенностью общественного сознания первых десятилетий XIX века стал историзм: многовековой путь развития общества и культуры начал рассматриваться как единый процесс, в котором каждое звено имело свое определенное историческое значение. Отдавая должное античной эпохе, создавшей памятники, исключительные по своему художественному совершенству, историки и искусствоведы нового поколения стремились исследовать и осознать значение последующих эпох в общем процессе развития мировой культуры. Соединяя мировоззренческие принципы историзма с романтическим увлечением стариной и экзотикой, эстетика тех лет призывала современников стать духовными наследниками всех богатств человеческой культуры, созданных и Западом, и Востоком. «Утомленные однообразием классицизма,— писал в 1825 году журнал «Московский телеграф»,— смелые умы европейцев отваживаются на полеты во всех других направлениях... Дух всего человечества хотим мы познать и осмыслить».

Растущий интерес к древностям, к средневековью привел к появлению целого ряда построек «в готическом вкусе». В русской архитектуре наряду с романтической неоготикой возникли и иные направления, связанные с обращением к архитектурным традициям древнего русского зодчества и к опыту народной, фольклорной архитектуры. Характерный для художественной жизни России и всей Европы начала XIX века растущий интерес к искусству Древнего Египта и к экзотике Востока вызывал появление разного рода «ориентальных» направлений в архитектуре.

Подобно тому как в литературе, музыке, живописи романтизм резко расширил тематические границы, «ввел средневековую тематику, экзотическую тематику, фольклорную тематику», в архитектуре он привел к возникновению ряда стилистических направлений, существенно отличных по своим художественным установкам от архитектуры классицизма.

Новое художественное мировоззрение, рожденное романтизмом, стремление познать и осмыслить «дух всего человечества», крепнущее сознание того, что современная культура должна стать наследницей культуры всех предыдущих эпох, приводили к выводу о том, что и в архитектуре могут и должны найти применение «все роды зодчества, все стили».

Формулируя новые архитектурные принципы с позиций романтической эстетики, Н. В. Гоголь в цитированной выше статье утверждал, что «город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более разнообразных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается: и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое». Романтизм сыграл очень важную роль в общем процессе художественной эволюции архитектуры. Выступив идейным противником стареющего классицизма, романтизм активно способствовал отходу архитектуры от того творческого метода, который лежал в основе классицизма. С другой стороны, программный «антиканонизм» романтиков и выдвинутая ими новая архитектурная концепция, основанная на обращении к наследию «всех стилей», способствовали выработке нового творческого метода, который стал ведущим в архитектуре середины и второй половины XIX века, и определили художественно-стилистические особенности эклектики.

Результатом развития этого нового творческого метода было формирование в архитектуре 1820—1830-х годов ряда стилевых направлений. Одним из них стала стилизаторская неоготика, оказавшаяся едва ли не самым последовательным воплощением художественных идеалов романтизма в архитектуре того периода.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

ранцузское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил", но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в литературеи искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

1.Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

2.Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3.Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

4.Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

5.Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция Гоголя , а особенно Чехова.

Модернизм - (фр. новейший, современный) – искусство, рождённое XX веком.

Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Модернизм в литературе – это литературное направление , эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие

Постмодерни́зм- термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм - это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм - это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.

Классицизм с литературной точки зрения

Классицизм зародился в Западной Европе в первой половине XVII века, когда был период укрепления так называемого «абсолютизма», то есть высшей власти монархов. Идеи абсолютной монархии и порожденного ею порядка и послужили основой для классицизма. Это литературное направление требовало от авторов строгого соблюдения предписанных правил, схем, отклонение от которых считалось недопустимым.

Классические произведения четко делились на высшие и низшие жанры. К высшим жанрам относились такие, как эпопея, эпическая поэма, трагедия и ода. К низшим – сатира, комедия, басня. Главными героями произведений высшего жанра могли быть только представители благородных сословий, а также боги или герои античных мифов. Возбранялась простонародная, разговорная речь. Особенно торжественный, пафосный язык требовался при создании оды. В произведениях низших жанров, описывающих повседневную жизнь простых людей, допускалась разговорная речь, и даже жаргонные выражения.

Композиция любого произведения, независимо от жанра, должна была быть простой, понятной и лаконичной. Каждый героя подлежал подробному объяснению со стороны автора. К тому же автор произведения был обязан соблюдать правило «трех единств» - времени, места и действия.

Из российских литераторов наиболее яркими представителями классицизма были А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, И.А. Крылов.

Что такое литературный романтизм

На рубеже XVIII– XIX вв. после перемен и потрясений, вызванных Великой Французской революцией, в Западной Европе появилось новое литературное направление – романтизм. Его приверженцы не желали считаться со строгими правилами, установленными классицизмом. Они уделяли главное внимание в своих произведениях изображению внутреннего мира человека, его переживаний, чувств.

Основными жанрами романтизма были: элегия, идиллия, новелла, баллада, роман, повесть. В противовес типичному герою классицизма, который должен был вести себя в строгом соответствии с требованиями того общества, к которому принадлежал, герои романтических произведений могли совершать неожиданные, непредсказуемые поступки, вступать в конфликт с обществом. Наиболее известные представители русского литературного романтизма: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Введение

В XIX веке живопись шире и глубже других видов изобразительного искусства решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играет активную роль в общественной жизни, будучи часто связанной с социальными и национально-освободительными движениями; важное значение в живописи XIX века приобрела острая критика социальной действительности. В то же время на протяжении всего XIX века в живописи официально культивировались далекие от жизни академические каноны, отвлеченная идеализация образов, возникли натуралистические тенденции, игнорировавшие самостоятельную экспрессию выразительных средств живописи. В борьбе с рационалистичностью и отвлеченностью официальной салонно-академической живописи складывается живопись романтизма с ее эмоциональным накалом, активным интересом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.

В связи с этими тенденциями, рассмотреть творчество представителя сразу двух этих стилей, русского живописца Карла Брюллова, явилось актуальным.

Объект исследования - стили классицизма и романтизма в искусстве.

Предметом исследования является творчество Карла Брюллова.

Цель исследования состоит в выявлении и описании классического и романтического сочетания стилей в его творчестве.

Задачи исследования:

1. Произвести теоретический анализ по теме исследования.

2. Сопоставить существующие стилевые направления.

3. Охарактеризовать творчество Карла Брюллова.

4. Выявить и проанализировать точки соприкосновения двух направлений в произведениях художника.

Методологическую основу работы составляют труды М. Аленова, Э. Ацаркиной, Т.В. Балицкой, И.Н. Бочарова и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (11 наим.), приложения.

Глава 1 посвящена описанию характерных признаков классицизма и романтизма в живописи.

Глава 2 посвящена основным этапам деятельности Карла Брюллова. В разделе 2.1 рассматривается этап обучение художника классическому искусству в Академии художеств. В разделе 2.2 прослеживается возникновение итальянского жанра в творчестве Карла Брюллова. В разделе 2.3 описывается портретная живопись.

Глава 3 посвящена выявлению гармоничного сочетания художественных течений на примере работ живописца.

В заключении представлены итоги исследования.

Классицизм и романтизм в живописи

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Изобразительное искусство отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

Романтизм (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений.

Живопись, как выразительница господствующих понятий об искусстве, во всех странах переживала различные периоды, меняя свое направление. Но нигде не характеризовалась история живописи так определенно, как во Франции в различные эпохи, в зависимости от жизни и стремлений современного общества. В прошедшем и нынешнем столетиях несколько различных стилей сменяют во Франции друг друга после более или менее продолжительной борьбы между двумя направлениями -- предшествующим и его сменяющим. Такая борьба не была только безмолвным состязанием между картинами на выставках, но сопровождалась горячими обсуждениями в печати, волновала общество и изменяла его взгляды на отношения искусства к действительности.

Классицизм, как один из наследников античности, само собой, относил к высокому жанру картины, которые были написаны на исторические и мифологические сюжеты. В них довольно четко прослеживается драматизм, пожертвование своими личными интересами ради общего блага.

Романтизм не имел определенных, ограничивающих и стесняющих правил, индивидуальность художников была настолько свободна, что некоторые из них даже известны только виртуозностью, другие брали сюжетом сцены просто из произведений новейших модных писателей и жили чужим вымыслом, во что бы то ни стало.

брюллов живопись классицизм романтизм

Классицизм (от лат. “classicus” – образцовый) одно из важнейших направлений искусства, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов и единств. Правила классицизма призваны обеспечивать главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Свою историю классицизм ведет с конца 16-го столетия. Он просуществовал до начала 19-го века, пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре с конца 18-го века и до первой половины 19 века. Зародился в Германии. Характеризуется утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных и бунтарских страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой.

Философия романтизма . Категория возвышенного является центральной для романтизма и была сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку и к возвращению к своим корням и природе. Для романтических произведений характерно отвержение рациональности и жестких литературных правил.

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Что такое «сюрреализм» как культурное явление? Сюрреализм и психоанализ. Основные техники и идеология сюрреализма, представления сюрреалистов о творчестве. Идейное и функционально-прагматичное значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличительные особенности: использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем сюрреализма считают Босха.



Аллюзия – стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

Основным понятием сюрреализма является сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты предлагали противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made ».

Термин «ready-made» в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913г. для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства, т.е. перемещение предмета из нехудожественного пространства в художественное. Первый «ready-made» Дюшана – «Велосипедное колесо» (1913г.) «Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета», - писала Беатрис Вуд.

Например, поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря. Такое «заимствование» получило название «found poetry» - найденная поэзия.

Что такое «автоматическое письмо» и «бессознательное творчество»? «Автоматическое письмо» в рамках эстетических и психиатрических представлений. «Бессознательное творчество» как творческий принцип. Идейное и функционально-прагматическое значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – автоматическое письмо, т.е. творчество без контроля сознания, когда скорость письма опережает скорость рефлексии автора. Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины.

Автоматическое письмо – это скоростное письмо «по диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения.

Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Бретон считал, что автоматическое письмо не только овеществление, вербализация мысли, а «мысле-говорение».

Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат.

Следует отметить, что зачастую сюрреалистические произведения возникали как результат коллективного творчества.

1) ориентации на мифологическое творчество;

2) следствие автоматизма;

3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться;

Формулируя принципы автоматического письма, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда и Юнга. В основе автоматического письма лежит метод свободных ассоциаций, впервые примененный Фрейдом на психоаналитических сеансах. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова или образа, высказывает все, без разбору мысли, которые приходят ему в голову. Так же рождается и сюрреалистическое произведение: оно возникает в результате произвольного, с точки зрения логики, соединения в тексте различных слов и образов.

Чем характерен «Серебряный век» российской культуры? Социальный и идейный контекст «Серебряного века» российской культуры. Изменение статуса «творца» и «творчества» в России в период «Серебряного века».

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни.

«Серебряный век» - это век противопоставлений. Основное противопоставление этого периоды – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом».

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев.

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубокая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

В литературе реалистическое направление на рубеже 20 века продолжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, создавшие свои лучшие произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными проблемами и заботами.

Русская литература начала 20-го века породила замечательную поэзию. Одним из направлений поэзии этого времени являлся символизм. Для символистов (А.Блок, З.Гиппиус), веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Представители этого направления считали, что «символы» и «мистические содержания» произведений – это основа нового искусства.

Позднее появляется новое течение в поэзии, которое получило название «акмеизм». Это направление сформировалось в кружке «Цех поэтов». В него входили Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Они акцентировали внимание на самоценность реальной действительности. Для этого направления поэзии характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии, которое получило название «футуризм». Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов так называемому «общественному вкусу и здравому смыслу». Также представители этого направления (В.Хлебников, В.Маяковский) любили экспериментировать со словом.

Чем отличается «психология восприятия», «психология мышления», «психология принятия решений» от «психологии творчества»? Основные принципы и разделы классической, или «функциональной психологии». Попытки использования «психологии восприятия» и подобных направлений психологии для анализа творчества и искусства.

Психология восприятия – раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.

Психология мышления – раздел психологии, исследующий мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный (ощущение, восприятие, представление), а абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. С помощью мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение и др., умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др. Один из важнейших вопросов психологии мышления – описание содержания мыслительной активности. В современной психологии мышление рассматривают как высший психический процесс. В содержание мышления входят:

1) мыслительные процессы (анализ, синтез, абстрагирование);

2) мыслительные действия, операции (математические операции – сложение, вычитание);

3) формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);

4) система знаний и понятий, взаимосвязанных между собой и используемых субъектом при решении задач;

5) обобщенные личностные характеристики, актуализирующиеся в ходе мышления (мотивация).

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Принятие решения – это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для ее реализации.

Психология принятия управленческих решений характеризуется рядом психологических закономерностей:

1) для лица, принимающего решения индивидуально:

· способность принять решение в трудных условиях (ограниченное время, высокий риск);

· ограниченная рациональность (когда субъективные пристрастия ограничивают ход мыслей);

· феномен Ирвина (завышение значимости и вероятности получения желаемого результата, а нежелательного – занижение);

· аналитический паралич (когда усилия по поиску решения долго концентрируются на определенном этапе);

· ослепление решением (сдвиг с цели решения на средство ее достижения);

· феномен излюбленной альтернативы (когда используется метод, с помощью которого ранее уже были достигнуты положительные результаты).

2) Для группового принятия решений:

«групсинг» (когда у людей в группе деформируется индивидуальное решение, и присутствует иллюзия невиновности за некачественное решение);

безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения;

стереотипный взгляд на участника группы (характеризуется открытым давлением на тех, кто мыслит в группе индивидуально).

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) – раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни. Также психология творчества занимается вопросами формирования, развития и структуры человеческого потенциала.

Основные разделы психологии:

§ Общая психология;

§ Социальная психология;

§ Возрастная психология;

§ Педагогическая психология;

§ Психология труда;

§ Психолингвистика;

§ Дифференциальная психология;

§ Психометрия;

§ Психофизиология;

§ Психология управления.

Функциональная психология – направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремленной адаптации е условиям окружающей среды. (Основополагающие идеи функциональной психологии принадлежат к эволюционному учению, разработанному Ч.Дарвином и Г.Спенсером).