А вы знали, что в крупнейшем городе мира живет в три раза больше человек, чем в Москве или в 72 раза, больше чем в Таллине. А население Нарвы там бы и вовсе разместилось 528 раз. Сам город по площади в 32 раза больше Москвы, в 518 раз больше Таллина. А таких городов, как Нарва, там бы разместилось аж 980 штук!

Нет? Тогда читайте ниже...

№10. Ухань (Китай) - 8 494 км²

Ухань стоит на месте слияния рек Янцзы и Ханьшуй. Территория метрополии Ухань состоит из 3 частей - Учан, Ханькоу и Ханьян, которые вместе именуются «трёхградье Ухань». Эти три части стоят напротив друг друга по разным берегам рек, они связаны мостами. Численность населения Уханя - 10 220 000 человек.

История города насчитывает 3000 лет, когда на месте будущего Уханя образовался важный торговый порт. В Ухане действуют 8 национальных и 14 публичных колледжей и университетов.

№9. Киншаса (Конго) - 9 965 км²

Киншаса - столица Демократической Республики Конго, расположена на реке Конго. До 1966 Киншаса назывался Леопольдвилем. Численность населения города - 10 125 000 человек.
Киншаса - второй по численности населения город Африки, после Лагоса.

№8. Мельбурн (Автралия) - 9 990 км²

Мельбурн - второй по величине город Австралии, столица штата Виктория. Численность населения с пригородами составляет около 4 529 500 человек. Мельбурн - самый южный город-миллионер в мире.

Мельбурн - один из основных коммерческих, промышленных и культурных центров Австралии. Мельбурн также часто называют «спортивной и культурной столицей» страны.

Город знаменит своей архитектурой и сочетанием стилей викторианской эпохи и современности, парками, садами. В 2016 году журнал The Economist шестой раз подряд назвал Мельбурн самым комфортным для проживания городом планеты по совокупности признаков.

Мельбурн был основан в 1835 году как сельскохозяйственное поселение на берегу реки Ярры.

№7. Тяньцзинь (Китай) - 11 760 км²

Тяньцзинь находится на Севере Китая вдоль Бохайского залива. Численность населения города - 15 469 500 человек. Большинство населения - ханьцы, но так же проживают представители малых народностей. В основном это: хуэйцы, корейцы, маньчжуры и монголы.

В XX веке Тяньцзинь стал локомотивом китайской индустриализации, крупнейшим центром тяжёлой и лёгкой промышленности.

№6. Сидней (Австралия) - 12 144 км²

Сидней - крупнейший город Австралии, население которого 4 840 600 человек. Сидней - столица штата Новый Южный Уэльс.

Сидней был основан в 1788 году Артуром Филлипом, прибывшим сюда во главе Первого флота. Сидней первое место колониального европейского поселения в Австралии. Город был назван в честь лорда Сиднея - министра колоний Великобритании.

Город знаменит своим оперным театром, мостом Харбор-Бридж и пляжами. Жилые кварталы большого Сиднея окружены национальными парками. Береговая линия богата на заливы, бухты, пляжи и острова.

Сидней - один из самых многокультурных и многонациональных городов мира. Сидней занимает первое место в Австралии и 66 место в мире по стоимости жизни.

№5. Чэнду (Китай) - 12 390 км²

Чэнду - город-субпровинция в юго-западном Китае, в долине реки Миньцзян, административный центр провинции Сычуань. Население - 14 427 500 человек.

Эмблема города - древний золотой диск «Птицы Золотого Солнца», который нашли в 2001 году при раскопках культуры Цзиньша в черте города.

Чэнду - крупный центр экономики, торговли, финансов, науки и техники, а также - важный центр транспорта и связи. Чэнду стал главным центром новой урбанизации Китая.

№4. Брисбен (Австралия) - 15 826 км²

Брисбен - город в Австралии, штат Квинсленд. Численность населения города - 2 274 560 чел.
Город расположился на востоке Австралии, на берегу реки Брисбен и залива Мортон Тихого океана. Входит в первую сотню глобальных городов мира.

Основан в 1825 году, старое название - Эденгласси. С 1859 года - столица штата Квинсленд.

№3. Пекин (Китай) - 16 801 км²

Пекин - столица Китая. Это крупнейший железно- и автодорожный узел и один из основных авиаузлов страны. Пекин - политический, образовательный и культурный центр Китайской Народной Республики.

Пекин - одна из четырёх древних столиц Китая. В 2008 году в Пекине прошли Летние Олимпийские игры. В 2022 году в городе пройдут Зимние Олимпийские игры.
Численность населения города - 21 705 000 чел.

№2. Ханчжоу (Китай) - 16 840 км²

Ханчжоу - город-субпровинция, столица провинции Чжэцзян, расположенный в 180 км к юго-западу от Шанхая. Численность населения города - 9 018 500 чел.

Прежнее название Ханчжоу - Линьань, в домонгольскую эпоху был столицей династии Южная Сун и был самым населённым городом тогдашнего мира. Сейчас Ханчжоу знаменит чайными плантациями и природными красотами. Наиболее известное место - озеро Сиху.

№1. Чунцин (Китай) - 82 400 км²

Чунцин - крупнейший по площади из четырёх китайских городов центрального подчинения. Численность населения города - 30 165 500 чел.

Возник Чунцин более 3 тыс. лет назад. Город был столицей царства Ба и носил название Цзянчжоу.

Сейчас Чунцин является одним из крупнейших коммерческих центров Китая. Большей частью экономика города построена на промышленности. Основные отрасли: химическая, машиностроительная и металлургическая. Чунцин также является крупнейшей базой по производству автомобилей Китая. Здесь находятся 5 заводов по производству автомобилей и более 400 заводов по производству автомобильных деталей.

Москва - 2561 км2
Санк-Петербург - 1439 км2
Екатеринбург - 468 км2
Казань - 425 км2
Новосибирск - 505 км2
Волгоград - 565 км2
Таллин - 159 км²
Нарва - 84,54 км²

И самый большой город планеты с высоты:

Плюс рассказ о городе от Китайского телеканала:

Большой театр в Варшаве.

Классицизм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Живопись

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России - передвижниками.

Скульптура

Антонио Канова. Амур и Психея (1787-1793, Париж, Лувр)

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Архитектура

Пример британского палладианизма - лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).

Чарльз Камерон. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

Вальхалла - повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Художники:

Романтизм

Идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.

Зарождение. Аксиология

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

Парадоксы романтизма

Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества - с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, - с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт - с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления - обладанию, динамики - статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

Поэзия как философский камень

В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» - наброска, принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума есть акт эстетический Поэзия становится наставницей человечества; не станет более философии Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна быть мифологией разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля - главных теоретиков немецкого романтизма - вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом. Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой - духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».

Новый взгляд на внутренний мир

Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).

Понимание прошедших эпох

В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея и Диониса. В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше.Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.

Влияние на науку

Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых - адептов раннего Шеллинга - таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

Романтизм и религия

В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).

Этапы

Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западн ой культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Философы-романтики

Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.Важнейшие представители романтизма в искусствеВ изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. И. Е. Репин , В. И. Суриков , М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Классицизм (от лат. “classicus” – образцовый) одно из важнейших направлений искусства, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов и единств. Правила классицизма призваны обеспечивать главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Свою историю классицизм ведет с конца 16-го столетия. Он просуществовал до начала 19-го века, пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре с конца 18-го века и до первой половины 19 века. Зародился в Германии. Характеризуется утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных и бунтарских страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой.

Философия романтизма . Категория возвышенного является центральной для романтизма и была сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку и к возвращению к своим корням и природе. Для романтических произведений характерно отвержение рациональности и жестких литературных правил.

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Что такое «сюрреализм» как культурное явление? Сюрреализм и психоанализ. Основные техники и идеология сюрреализма, представления сюрреалистов о творчестве. Идейное и функционально-прагматичное значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличительные особенности: использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем сюрреализма считают Босха.



Аллюзия – стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

Основным понятием сюрреализма является сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты предлагали противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made ».

Термин «ready-made» в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913г. для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства, т.е. перемещение предмета из нехудожественного пространства в художественное. Первый «ready-made» Дюшана – «Велосипедное колесо» (1913г.) «Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета», - писала Беатрис Вуд.

Например, поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря. Такое «заимствование» получило название «found poetry» - найденная поэзия.

Что такое «автоматическое письмо» и «бессознательное творчество»? «Автоматическое письмо» в рамках эстетических и психиатрических представлений. «Бессознательное творчество» как творческий принцип. Идейное и функционально-прагматическое значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – автоматическое письмо, т.е. творчество без контроля сознания, когда скорость письма опережает скорость рефлексии автора. Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины.

Автоматическое письмо – это скоростное письмо «по диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения.

Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Бретон считал, что автоматическое письмо не только овеществление, вербализация мысли, а «мысле-говорение».

Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат.

Следует отметить, что зачастую сюрреалистические произведения возникали как результат коллективного творчества.

1) ориентации на мифологическое творчество;

2) следствие автоматизма;

3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться;

Формулируя принципы автоматического письма, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда и Юнга. В основе автоматического письма лежит метод свободных ассоциаций, впервые примененный Фрейдом на психоаналитических сеансах. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова или образа, высказывает все, без разбору мысли, которые приходят ему в голову. Так же рождается и сюрреалистическое произведение: оно возникает в результате произвольного, с точки зрения логики, соединения в тексте различных слов и образов.

Чем характерен «Серебряный век» российской культуры? Социальный и идейный контекст «Серебряного века» российской культуры. Изменение статуса «творца» и «творчества» в России в период «Серебряного века».

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни.

«Серебряный век» - это век противопоставлений. Основное противопоставление этого периоды – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом».

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев.

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубокая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

В литературе реалистическое направление на рубеже 20 века продолжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, создавшие свои лучшие произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными проблемами и заботами.

Русская литература начала 20-го века породила замечательную поэзию. Одним из направлений поэзии этого времени являлся символизм. Для символистов (А.Блок, З.Гиппиус), веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Представители этого направления считали, что «символы» и «мистические содержания» произведений – это основа нового искусства.

Позднее появляется новое течение в поэзии, которое получило название «акмеизм». Это направление сформировалось в кружке «Цех поэтов». В него входили Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Они акцентировали внимание на самоценность реальной действительности. Для этого направления поэзии характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии, которое получило название «футуризм». Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов так называемому «общественному вкусу и здравому смыслу». Также представители этого направления (В.Хлебников, В.Маяковский) любили экспериментировать со словом.

Чем отличается «психология восприятия», «психология мышления», «психология принятия решений» от «психологии творчества»? Основные принципы и разделы классической, или «функциональной психологии». Попытки использования «психологии восприятия» и подобных направлений психологии для анализа творчества и искусства.

Психология восприятия – раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.

Психология мышления – раздел психологии, исследующий мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный (ощущение, восприятие, представление), а абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. С помощью мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение и др., умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др. Один из важнейших вопросов психологии мышления – описание содержания мыслительной активности. В современной психологии мышление рассматривают как высший психический процесс. В содержание мышления входят:

1) мыслительные процессы (анализ, синтез, абстрагирование);

2) мыслительные действия, операции (математические операции – сложение, вычитание);

3) формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);

4) система знаний и понятий, взаимосвязанных между собой и используемых субъектом при решении задач;

5) обобщенные личностные характеристики, актуализирующиеся в ходе мышления (мотивация).

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Принятие решения – это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для ее реализации.

Психология принятия управленческих решений характеризуется рядом психологических закономерностей:

1) для лица, принимающего решения индивидуально:

· способность принять решение в трудных условиях (ограниченное время, высокий риск);

· ограниченная рациональность (когда субъективные пристрастия ограничивают ход мыслей);

· феномен Ирвина (завышение значимости и вероятности получения желаемого результата, а нежелательного – занижение);

· аналитический паралич (когда усилия по поиску решения долго концентрируются на определенном этапе);

· ослепление решением (сдвиг с цели решения на средство ее достижения);

· феномен излюбленной альтернативы (когда используется метод, с помощью которого ранее уже были достигнуты положительные результаты).

2) Для группового принятия решений:

«групсинг» (когда у людей в группе деформируется индивидуальное решение, и присутствует иллюзия невиновности за некачественное решение);

безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения;

стереотипный взгляд на участника группы (характеризуется открытым давлением на тех, кто мыслит в группе индивидуально).

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) – раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни. Также психология творчества занимается вопросами формирования, развития и структуры человеческого потенциала.

Основные разделы психологии:

§ Общая психология;

§ Социальная психология;

§ Возрастная психология;

§ Педагогическая психология;

§ Психология труда;

§ Психолингвистика;

§ Дифференциальная психология;

§ Психометрия;

§ Психофизиология;

§ Психология управления.

Функциональная психология – направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремленной адаптации е условиям окружающей среды. (Основополагающие идеи функциональной психологии принадлежат к эволюционному учению, разработанному Ч.Дарвином и Г.Спенсером).

Страница 1

Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнаруживается, что если классицизм прославлял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир – военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии - Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, П. Корнелиус, в Великобритании: - Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти - В.А. Тропинина, С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм - это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в ХVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А. В. и Ф. Шлегели, Новалис, И. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798-1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Артура Шопенгауэра (1788-1860), Серена Кьеркегора (1813-1855).

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Архитектура. С присоединением белорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественную архитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей. В частности, оно проявилось в застройке белорусских городо...

Компьютерное искусство - тернистый путь нового жанра
В споре о месте и соотношении цифровых технологий в фотографии можно сказать следующее, что дело здесь вовсе не в изобразительном языке фотографии или любого другого вида искусства. Это проблема находится в сфере психологии, где сознание...

Суть реформы
Балеты Чайковский начал писать, будучи зрелым композитором, хотя склонность к сочинению танцевальной музыки проявилась у него с первых шагов творчества. Танцевальные ритмы и жанры, коренящиеся в бытовой музыке, использовались Чайковским н...

Классицизм и романтизм – направления в литературе и искусстве. Каждому из них присущи свои принципы и средства художественной выразительности. Выясним, чем отличается классицизм от романтизма, сравнив их характерные особенности.

Общие сведения

Классицизм исторически пришел на смену барокко. Его эпоха охватывает больше чем 150 лет. Своим рождением в XVII веке классицизм обязан французским писателям и поэтам. Ведущими представителями этого направления стали Франсуа де Малерб, Пьер Корнель, Мольер и другие. В России классицизм развился поздней – в XVIII веке. М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Кантемир – имена знаменитых русских классицистов.

Российский и западноевропейский классицизм базировались на одних и тех же принципах, но в произведениях отчетливо прослеживается определенная специфика. В частности, западноевропейские классицисты опирались на искусство античности, считая его идеальным эстетическим образцом, русские же писатели чаще обращались к национальной истории.

Первые объединения представителей другого направления – романтизма (предвестником в этом случае был сентиментализм) – стали создаваться в Германии в XVIII веке. Вскоре романтизм начал распространяться в других европейских странах (Англии, Франции), а затем дошел до США и России.

Среди знаменитых романтиков следует назвать Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона, В. Жуковского, К. Рылеева. Доминирующая роль романтизма в литературе длилась недолго – порядка тридцати лет, но его значение для мировой культуры огромно.

Сравнение

Прежде всего следует сравнить идейные установки каждого из направлений. Так, в основе классицизма лежит принцип рационализма. Разум главенствует и в общественной, и в личной жизни. Гражданский и нравственный долг стоит превыше эгоистических чувств и страстей. В произведениях классицизма разум и чувства составляют основной конфликт, и разум непременно одерживает победу.

Романтизм высшей ценностью признает внутренний мир, индивидуальность человека. В противостоянии «общество – личность» акценты смещаются в сторону личности, самодостаточной, чувствующей, жаждущей свободы. Романтизм изображает исключительные характеры и отчаянные (часто бунтарские) страсти. В нем присутствует культ природы, всего естественного.

Чтобы лучше понять, в чем разница между классицизмом и романтизмом, перечислим признаки того и другого направления, которые совершенно несхожи между собой. Для классицизма характерно следующее:

  1. Ценно только вечное. Важным является лишь существенное, типологическое, все случайное не имеет значения.
  2. Пирамидальная концепция. В каждом явлении есть центр – вершина «пирамиды», которой подчинено все «здание». К примеру, в отношении государства классицисты признавали таким центром разумную монархию, благодатную для всех граждан. Человек рассматривался как звено в пирамиде мироздания.
  3. Человек – это функция, важны его внешние деяния. К примеру, Петр I изображался как идеальный монарх, укрепляющий государство, заботившийся о его благе. А тому, что он был очень сложным и не во всем привлекательным человеком, значения не придавалось.
  4. В творчестве просматривается однолинейность характеров, присутствие в них одной доминирующей черты (смелость или трусость, благородство или коварность и т. д.). Каждый герой, в зависимости от его отношения к гражданскому долгу, четко характеризуется как положительный или отрицательный.
  5. Произведения построены по правилам строгости и логичности. Используется принцип трех единств: действие занимает не больше суток (единство времени), разворачивается в одном месте (единство места), представляет собой один конфликт с участием всех героев (единство действия).
  6. Иерархия жанров. Высокие жанры, такие как трагедия и ода, описывали грандиозные события, в которых принимали участие выдающиеся деятели, полководцы, монархи. Низкие жанры (комедия, басня) обрисовывали жизнь заурядных людей, высмеивали бытовые явления, некоторые черты характера.

Основные признаки романтизма:

  1. Отстранение героев от действительности по причине неудовлетворенности ею. Изображение картины мира, созвучной с идеалами автора. События могут происходить в мистическом прошлом, в будущем с переустроенным обществом, в потустороннем, фантастическом мире.
  2. Интерес к необычным личностям (благородный разбойник) и высоким страстям (роковая любовь). Герои – сильные, отчаянные натуры – могут жертвовать собой ради счастья ближнего или активно бунтовать против существующих условий жизни.
  3. Природная стихия противопоставлена цивилизации, которая часто предстает как заточение для свободной личности. События нередко происходят на фоне экзотических пейзажей, сельской местности.
  4. Эмоциональный, приподнятый тон произведений. Преобладание лирического начала.
  5. Замысловатая сюжетная схема: парадоксальные ходы, захватывающие тайны, непредвиденные развязки.
  6. Отличие классицизма от романтизма просматривается и в представленной жанровой палитре. Романтизм воплощен в романтической драме, по-особому сложенном романе, элегии, возвышенной поэме.