Творчество Давида неразрывно связано с судьбами его родины в один из самых бурных и значительных периодов ее истории. Получивший признание в последние годы царствования Людовика XVI, он был не только захвачен стремительным потоком революционных событий 1789-1794 гг., но и внес в них свою немалую лепту как художник и как активный участник революции.

Именно в эти годы его мастерство достигло наибольшего расцвета, а создаваемые им произведения получили небывалый в истории общественный резонанс. Во времена Директории, Консульства и Империи искусство Давида претерпело существенные изменения, но продолжало выражать основные тенденции художественной жизни Франции тех лет. Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний. Он явился создателем и вождем классицизма — господствующего течения во французском искусстве конца XVIII — начала XIX в.

Задача настоящего очерка и состоит в том, чтобы дать представление о жизни и творчестве Давида, об общественно-эстетических взглядах эпохи и ее исторических событиях. Основное внимание уделено работам революционного периода — этого поистине героического этапа в развитии искусства художника.

Жак Ли Давид

Жак Луи Давид был плоть от плоти того класса, художественные идеалы которого он выражал на протяжении почти полувека. Его родители, занимавшиеся галантерейной торговлей, принадлежали к состоятельной части французской буржуазии и по социальной иерархии старой Франции входили в состав третьего сословия.

Жак Луи родился 30 августа 1748 г. в старинном доме около Нового моста в Париже. Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. Опеку над ним взяли два его дяди: подрядчик короля, каменных дел мастер Бюрон и член Королевской Академии архитектор Демезон. Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование. Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний. Вскоре после смерти отца он заявил своим опекунам, что хочет стать живописцем и никем другим. Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков. Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г.) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809).

В Академии еще царил тогда дух искусства рококо: сюжеты заимствовались главным образом из области мифологии и носили преимущественно любовный характер, трактовка их была подчинена стремлению создать нарядное и эффектное произведение, не претендующее на глубину содержания. Прихотливое, легкое, ласкающее взгляд заменяло собой все то, что могло пробудить серьезную мысль и возвышенные чувства. Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. Однако его усилия приблизиться к античным образцам шли в основном по линии внешних заимствований. Принципиально нового содержания в античные формы Вьен не вложил так же, как и не дал их глубокого осмысления. Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением». Вообще как преподаватель Вьен немало способствовал укреплению очень важного для следующего этапа развития искусства представления о том, что приближение к античному идеалу должно стать целью каждого художника.

С поступлением в Академию для Давида начались годы упорного и непрестанного труда. Он учился ревностно и в общем успешно, хотя не сразу и с большими трудностями добился так называемой Большой Римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской Академии в Риме.

В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии. Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его.

На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия. Отчаяние овладело молодым художником, и он решил покончить с собой. Три дня он ничего не ел, запершись в своей комнате в Лувре, где он тогда жил у одного из своих друзей. Только искренне расположенный к нему живописец Дуайен смог заставить молодого художника изменить решение доводом, что смерть лишь обрадует завистников его таланта. Приступ малодушия был побежден, и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой. На этот раз Давид мужественно перенес удар, воскликнув: «Несчастные, они хотят уморить меня от отчаяния, но я отомщу им своими работами. Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне!». Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу. Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». В торжественной пышности обстановки, характере поз и одежды, а главное, в условно-патетической трактовке образов этого произведения заметно воздействие на Давида французской академической живописи XVII столетия. Очевидно художник сознательно опирался здесь на старые традиции отечественной школы, чтобы вернее добиться успеха. И вот, в 1775 г. Давид едет в Италию вместе с Вьеном, назначенным директором Французской Академии в Риме.

Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников. Уже в 60-х годах XVIII в. туда устремлялись молодые люди из различных стран, получившие художественное образование у себя на родине и мечтавшие приобщиться в Италии к высокому искусству и усовершенствовать свое мастерство. Причем все больше и больше Рим начинает привлекать не памятниками Ренессанса, а всем тем, что осталось в нем от античности. Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства.

Продолжение следует…

(Jacques-Louis David ) на заседании Конвента - нового законодательного органа Франции - проголосовал за смертную казнь для короля Людовика XVI. «Против» были 360 депутатов, «за» – 361. Невозможно, глядя на эти числа, отделаться от мысли: голос художника стал решающим, чтобы окончательно «закопать монархию» во Франции. Жена Давида Шарлотта, убеждённая роялистка, не сможет простить этого мужу и вместе с их четырьмя детьми покинет его.

А всего через девять лет художник будет восторженно наблюдать за церемонией «венчания короной и помазания на царство» в Нотр-Дам де Пари маленького корсиканца. Вместо картин, когда-то вдохновивших нацию на революцию, теперь своим творчеством Жак-Луи Давид станет пропагандировать империю и славить императора-самозванца, буквально влюбившись в Наполеона: «Какая же у него голова! Она настолько совершенна, что достойна сравнения с лучшими образцами античной скульптуры и живописи… Этот Бонапарт – мой Эрос!»

Биография Жака-Луи Давида – обширное поле для психоаналитических трактовок.

Он родился в 1748-м году в Париже. Морис-Луи Давид, его отец, был успешным коммерсантом, торгующим железом, и очень заботился об образовании сына. В дорогом частном пансионе семилетний Жак-Луи изучал историю и древние языки, анатомию и основы рисунка. А когда мальчику исполнится девять, отца убьют на дуэли.

Биографы говорят, своего отца Давид помнил плохо – так сознание вытесняло травмирующую информацию. Но ему радостно было слышать от родни, что «Жак-Луи картавит совсем как отец» (хотя этот речевой дефект не передается по наследству). Много позже уродливый шрам возле рта, который сам Давид получит на дуэли (деформацию от него хорошо видно на портрете художника, написанном Жеромом-Мартеном Ланглуа), будет радовать его как напоминание об отце – о том, что теперь вот и у них есть что-то общее.

Важнее всего, что вся последующая жизнь Давида – это беспрестанные поиски того, кто мог бы заменить ему отца.

Опекать осиротевшего Жака-Луи взялись братья его матери. И Жак Бюрон, и Жан-Франсуа Демезон были архитекторами. Оба дяди Давида полагали, что он сможет продолжить династию и определили его в Академию св.Луки. Когда стало ясно, что племянник больше тяготеет к живописи, чем к архитектуре, дядя Бюрон решил представить его еще одному их дальнему родственнику – Франсуа Буше , совсем недавно «главному художнику Франции».

Буше в то время было уже за 60, искусство рококо выходило из моды, а сам он постепенно терял зрение и уже не отваживался набирать новых учеников. Но легендарная встреча юного Давида и пожилого Буше (старого и нового французского искусства) всё же состоялась. Якобы 17-летний Давид в запале заявил: «Античность никогда не сможет меня соблазнить!» в ответ на предложение Буше позаниматься с художником-неоклассиком Вьеном . Лукавый Буше парировал: «Конечно же, манера Жозефа-Мари Вьена немного холодна. А ты просто иногда заходи ко мне: я покажу тебе, как подправить его холодность моей теплотой» .

Не самый одарённый художник, Вьен всё-таки стал для Давида хорошим учителем, ему вообще будет везти с покровителями. В те же годы опекать Давида возьмётся Мишель-Жан Седан – а он был ни много ни мало ученым секретарём Королевской Академии архитектуры. К Давиду Седан, видя его рвение и задатки, отнёсся как к сыну: в годы учения Давид даже жил в его доме и пользовался его всесторонней поддержкой.

В то время главная мечта Давида – выиграть Римскую премию, присуждаемую Французской академией и дающей право учиться в Италии. Вслед за первой попыткой Давида проваливаются еще две. Когда на третий раз он получает специальную награду «за изображение обнажённой натуры», но гран-при из-за подковёрных интриг уходит кому-то другому, Давид решает стреляться. Жан Седан успел ворваться к нему в комнату и смог найти слова, чтобы убедить: у такого талантливого молодого человека всё еще впереди.

В 1774 году, с пятой попытки, художник Жак-Луи Давид всё-таки получает вожделенную премию и отправляется в Рим. Его наставник Жозеф-Мари Вьен также пошёл на повышение: теперь он директор Французской академии и тоже едет в Рим со спецмиссией: итальянские власти жалуются на распущенность студентов-живописцев, и Вьен призван укреплять их дисциплину и нравственность. С Давидом, впрочем, это не слишком получилось. Обрюхатив какую-то итальянскую служанку, Жак-Луи наотрез отказался жениться. Девушка подала в суд. Давид попал бы в тюрьму, но пассия согласилась на щедрые отступные. Денег ему одолжил всё тот же Вьен.

Художнику Жаку-Луи Давиду и вправду не до семьи: в свой итальянский период он совершенствуется в мастерстве с маниакальной страстью, не оставляющей времени ни на что другое. Рафаэль – его кумир. Корреджо и Карраччи – мастера, чьи искусство он изучает пристально и пристрастно. Через искусство Возрождения Давид движется к его материнскому лону – античности. С неимоверным трудом художник получает от властей разрешение копировать изображения с эллинистических камей и ваз из знаменитого собрания Гамильтона, ездит на раскопки в Неаполь – в общем, делает всё, чтобы постичь законы античной гармонии во всём их величии и первозданной простоте.

Античность не только «соблазнила» Давида, но и дала обильные плоды. Он возвращается в Париж другим художником. Его манера эмансипировалась и окрепла. Всё, что было до этого – робкое наследование барокко , неуверенные перепевы рококо – уступают место новому стилю, крепко замешанному на боготворимой художником Давидом римской античной классике. Очень скоро этот стиль четких линий и ясной композиции обретает соответствующее название – неоклассицизм.

В 1781 году мастер получает право выставляться на регулярных луврских Салонах. Жак-Луи Давид показывает несколько замечательных эскизов и картины: «Велизарий, просящий милостыню» – на античную тему, «Портрет графа Потоцкого верхом» – на современную. Критик Дени Дидро, этот барометр вкусов эпохи, отзывается о Давиде вполне благосклонно. В первой картине он отмечает «исключительный вкус молодого живописца» , рецензия на вторую ограничивается одним предложением: «Превосходная картина, краски здесь не так темны, как в остальных; но не слишком ли напряжена правая нога коня?»

А французской публике творчество художника Жак-Луи Давид нравится безусловно: грезящая о справедливом республиканском устройстве и консолидации нации, она не обманывается античным антуражем. За древнеримскими темами картин мастера она видит намёки на величественное будущее Франции. У Давида быстро появляются заказчики, подражатели и… жена. Шарлотта Маргарита была сестрой его товарища по римским штудиям и дочкой главного королевского строительного подрядчика мсье Пекуля, который, видя быстро возрастающую популярность живописца, сам сосватал художнику свою дочь. Вышло удачно. Через четыре года в семье мастера (благодаря состоянию жены – далеко не бедной) было уже четверо детей: мальчики Шарль-Луи Жюль и Эжен и девочки-близнецы Фелисити- Амели и Полина-Жанна.

Сейчас мы знаем художника Жака-Луи Давида, прежде всего, по его картинам 1790-1800-х годов – «Смерти Марата» и портретам Наполеона . Но апогей его прижизненной славы случился раньше, в 1785 году, когда Салон был буквально взорван сенсационной «Клятвой Горациев» . Трое римлян из рода Горациев собираются сразиться с братьями Куриациями из города Альба-Лонга, один из которых, по иронии богов, был обручен с их сестрой Камиллой. Но так велит общественный долг. Горации должны защитить от Куриациев честь Рима и ради этого готовы жертвовать не только родственными связями, но и жизнями.

Сознательно или нет, но «Клятвой Горациев» Давид угодил в самый нерв современного ему французского общества, наэлектризованного недовольством властью и предчувствием скорых решительных перемен. Монархия воспринималось как досадный пережиток. Революционные настроения, что называется, витали в воздухе. И потому «Клятва Горациев», со всем её пафосом братства по оружию и смерти за Великую Отчизну, была воспринята как к призыв к действию.

Давид сближается с революционными кругами: он бесконечно уважает «друга народа» Жана-Поля Марата, а Максимилиан Робеспьер становится его близким другом. Не слишком вникая в политические тонкости, художник ощущает общественные порывы как борьбу за справедливость, и это вдохновляет его. После Революции Давид становится членом Конвента. Он лидер академической оппозиции (что неудивительно после долгой борьбы за Римскую премию) и теперь получает возможность реформировать художественную жизнь Франции: Академию превратить в демократическую Коммуну искусств, королевский Лувр – в национальный музей. При посредничестве Давида Лувр значительно обогащает свои фонды. А место директора Лувра получает стареющий мастер рококо Фрагонар , которого революция сбросила было с корабля современности, но благородный художник не дал ему пойти на дно.

В 1793-м Давид поддержал казнь короля, так как считал Луи VI изменником и предателем национальных интересов. В том же году, в июле, аристократка Шарлотта Корде, обманом проникнув в дом идеолога Революции Марата, закалывает его прямо в ванной. Художник в этот день был в Париже, уже через 2 часа он оказывается на улице Кордильеров, чтобы по горячим следам зарисовать голову мертвеца и его безвольно свисающую руку. «Смерть Марата» станет первым по значению шедевром в творчестве Давида, но далеко не последней смертью в его биографии.

Уже в 1794-м году Робеспьер убит, а Давид брошен в тюрьму. Якобинская диктатура пала. Развязанный ею массовый террор с неизбежностью обернулся против первых лиц Революции. В тюрьме художник Жак-Луи Давид пишет удивительный автопортрет . Он изображает человека с остекленевшим взглядом и как будто сведенными судорогой мышцами (назло заветам Дидро, систематически бранившего мастера за излишне напряженные мускулы на его картинах) – самого себя в ожидании смертного приговора.

Но Давида оправдали. Шарлотта Пекуль, покинувшая художника после казни короля, предприняла все мыслимые усилия, чтобы её бывший муж не повторил путь Людовика на гильотину. После этого они снова повенчались и целых 29 лет, до самой смерти художника в 1825 году, были вместе. Шарлотта переживёт его лишь на год.

Осознавая крах всех своих начинаний, художник Жак-Луи Давид теряет ориентиры. Он отрёкся от своих политических взглядов, отказался от общественного призвания. Чем теперь заниматься, во что верить, на что надеяться? Жак-Луи Давид пишет громадную картину «Сабинянки» с явным примирительным пафосом. Но, видимо, продолжает подспудно грезить о чём-то сильном, величественном, триумфальном. В 1797 году в Париж торжественно въезжает Наполеон и Давид становится свидетелем этого зрелища. Римский профиль Наполеона в сочетании с исходящим от него обаянием власти потрясают мастера. С той же бешеной энергией, с какой еще недавно посвящала всего себя делу Революции, Давид начинает служить Наполеону, который назначит его первым художником империи. «Да, друзья, Бонапарт – мой кумир, и я не стесняюсь в этом признаться» , – художник беззастенчиво бравирует своей близостью к власти, как многие из тех, кто слишком рано потерял отца. Но, как и они, он – заложник своих завышенных ожиданий и обречён и дальше разочаровываться и терять.

В 1815-м Наполеон проиграет битву при Ватерлоо, а в 1816-м во Франции реставрируют династию Бурбонов. От политических репрессий Давид бежит в Бельгию. Последние годы его жизни посвящены портретам товарищей по Конвенту – таких же изгнанников, как и он сам, и мифологическим картинам, ныне надёжно забытым. Давид умрёт от инсульта и будет похоронен в Брюсселе. Во Францию вернётся только его сердце: его перевезут в Париж и похоронят на участке № 56 кладбища Пер Лашез.

Давид Жак Луи Давид Жак Луи

(David) (1748-1825), французский живописец, общественный деятель. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В 1775-80 в Италии изучал искусство античности, восприняв его как пример гражданственности художественного творчества. В предрево- люционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого революционного классицизма. Произведения Давида 80-х гг. ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей; "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы эпохи через образы античности впервые нашли своё воплощение в картине Давида "Клятва Горациев" (1784, Лувр), воспринятой общественностью как призыв к революционной борьбе. В портретах Давида 80-х - начала 90-х гг. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Лувр). Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", 1791, не закончена). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре.

После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). С 1804 Давид - "первый художник" Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов ("Коронование Жозефины", 1805-07, Лувр). Поздние портреты Давида, отмеченные простотой композиции, пристальным вниманием к облику и внутреннему миру модели, прокладывали путь реалистическим исканиям живописцев XIX в. В 1816, после реставрации власти Бурбонов, был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и др.

Ж. Л. Давид. "Клятва горациев". 1784. Лувр. Париж.




























,

,



Сочинения: в русском переводе: Речи и письма., М.-Л., 1933. Литература: В. Н. Березина, Ж. Л. Давид, Л., 1963; И. А. Кузнецова, Л. Давид, М., 1965; Verbraeken R., J.-L. David jugй par son йpoque et par la postйritй, P., 1973; Brookner A., J.-L. David, L., 1980; Schnapper A., David tйmoin de son temps, Fribourg, 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Давид Жак Луи" в других словарях:

    Давид, автопортрет (1794) … Википедия

    Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж … Википедия

    Давид, Жак Луи Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж … Википедия

    Давид, Жак Луи - Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. ДАВИД (David) Жак Луи (1748 1825), французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил произведения большого общественного звучания (“Клятва… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Давид (David) Жак Луи (30.8.1748, Париж, ≈ 29.12.1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766≈74). Ранние работы Д., в которых ощутимы отзвуки… … Большая советская энциклопедия

    - (David) (1748 1825), французский живописец. Восприняв античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником так называемого революционного классицизма конца XVIII в., исполнил строгие по композиции и ритму произведения… … Энциклопедический словарь

    Давид, Жак Луи - (David, Jacques Louis) 1748, Париж 1825, Брюссель. Французский живописец. Выразив художественные идеалы французского общества накануне, во время и после Революции 1789, выступил не только как один из крупнейших мастеров просветительского… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (David, Jacques Louis) (1748 1825), французский живописец; родился в Париже 30 августа 1748. В 1766 стал учеником Жозефа Мари Вьена в Королевской Академии живописи и скульптуры. Вьен пробудил в молодом человеке страсть к классической античности и … Энциклопедия Кольера

    - (David) исторический живописец, знаменитый преобразователь французской живописи конца XVIII столетия, имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748 1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные… …

    - (David) исторический живописец, знамен. преобразователь франц. живописи конца XVIII ст., имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748 1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности; но … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жак-Луи Давид (1748-1825) - знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма .

Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).

В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.

За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни. В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние ). В 1779 г. Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы .

Смерть Сенеки

Антиох и Стратоника

Велизарий, просящий милостыню

После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины , и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.

Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.

В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом - это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.

Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ - студия событий . Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.

Клятва горациев

В 1787 году Жак-Луи Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.

В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.

В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».

Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена. Все образы этого полотна - своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок - лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение. Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.

Смерть Сократа

Портрет господина Лавуазье и его жены

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

Жак-Луи Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости - все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).

Портрет графа Станислава Потоцкого

Андромаха у тела Гектора

Портрет доктора Альфонсо Леруа

Любовь Париса и Елены

В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.

Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. - произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.

Клятва на поле для игры в мяч

В 1793 г. Jacques-Louis David пишет картину «Смерть Марата». Марат - член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.

Смерть Марата

После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Жак-Луи Давид был арестован и помещен в тюрьму. Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») - это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами. Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)

На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.

Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон

Портрет Пьера Серизиа

Портрет мадам Аделаиды Пасторе

Портрет тюремщика

Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува

Портрет Жан Бон Сент-Андре

Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына

Портрет мадам де Вернинак

Портрет Жоржа Руже

Портрет мадам Рекамье

Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри

Зинаида и Шарлотта Бонапарт

Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в Париже. А в 1857 году начал обучение в Коллеже Четырех Наций на курсе риторики.

Но когда Давиду исполнилось 9 лет, его отец – молодой состоятельный коммерсант, погиб на дуэли. Мать забрала Луи из коллежа и отдала своего сына на воспитание родственникам. Франсуа Бюрон и Жак Демезон сразу заметили художественный талант у ребёнка. Они служили архитекторами и желали передать ему своё ремесло, обеспечивающее хороший доход. Но архитектура племянника не заинтересовала. Он увлеченно рисовал, а на чертёжи смотрел равнодушно.

Бюрон отвел Луи к знаменитому парижскому художнику Франсуа Буше, а тот, увидев рисунки Давида, сразу дал шестнадцатилетнему юноше рекомендательное письмо к Вьену – главному придворному живописцу.

Большая Римская премия

Давид стал студентом Королевской Академии живописи. Он работал с огромным рвением и стремительно двигался к мастерству. Предмет мечтаний любого студента академии – Большая Римская премия. Получив её, художник имел возможность спокойно работать в Италии, учиться рядом с прославленными мастерами.

Не предупредив Вьена, Давид предоставил свои работы начальству Академии. Через несколько месяцев занятий ему разрешили участвовать в конкурсе. Первая в его жизни картина «Бой Марса с Минервой» принесла Луи только вторую премию. Давид был разочарован.

Четыре раза Давид участвовал в конкурсе. Трижды премию получали другие. От отчаяния спасали упорство и приобретенное с годами мастерство. В 1774 году картина «Антиох, сын Селевка» принесла Давиду долгожданную победу. Он написал картину по–новому: расположил фигуры в ряд, отказавшись от традиционной пирамиды.

Давид постепенно входил в моду. Работы было много. Придворные дамы, высший свет заказывали портреты.

Италия (1775 – 1780)

В Риме Давид получил разрешение на посещение галерей, которые были закрыты для обычных любителей живописи. В Ватикане он изучает картины Караваджо, Рафаэля. Делает карандашные наброски с античных скульптур. В его комнате не оставалось места для законченных работ. Рисунок становился проще и строже. Порой уходил день на то, чтобы точно изобразить мельчайшую деталь фигуры.

Ему нравилось писать сильные, мускулистые торсы. В величественной красоте древних героев художник видел поддержку своим поискам строгой композиции.

Луи много писал на улицах Рима. Его «Триумф Павла Эмиля» (1778) высоко оценила Академия.

Возвращение на родину. «Велизарий»

Пять лет провел Давид в Италии. К возвращению в Академию он подготовил эскизы своей будущей картины «Велизарий».

Для того, чтобы выставлять свои полотна в салонах, Давиду было необходимо получить первое академическое звание, быть «причисленным к академии». Все помыслы художника сосредоточились на картине, где он впервые решил обнародовать идеи, рожденные кропотливым изучением древности. Велизарий на полотне Давида сидит на камне. Он слеп и не видит мира, а лишь прислушивается к нему.

Совет академии единогласно одобрил картину, и Жак Луи стал «причисленным к академии», чего упорно добивался.

В августе 1781 года в залах Лувра открылся художественный салон, где были выставлены восемь работ Давида. Среди них: «Святой Рок», «Похороны Патрокла», «Портрет графа Потоцкого». Впервые картины повествовали не о любовных увеселениях богов, а о печальных дорогах судьбы, доброте, верности. Сам Дидро с восторгом писал о полотнах молодого художника.

Слава живописца росла. Начинающие художники приходили с просьбами стать его учениками.

В 1782 году Луи познакомился с дочерью влиятельного и знатного вельможи месье Пекуля. А в мае состоялось бракосочетание Маргаритты Шарлотты Пекуль и Жака Луи Давида.

«Андромаха» и «Клятва Горациев»

Жизнь Франции изменилась. Центр политических событий переместился из Версаля в гостиные аристократов и буржуа. Давид работает над новым полотном «Андромаха оплакивает смерть Гектора». Картина полностью завладела мыслями художника. Но тут из королевского дворца пришел заказ на серию полотен «Добрые дела королей», отказаться от которого было нельзя.

Давид ищет сюжет, в котором он смог бы, не отходя от заказанной темы, реализовать свои помыслы. Так родилась картина «Клятва Горациев». Три сына в боевом облачении простерли руки к отцу. Старик благословляет клятву сыновей и напутствует их перед боем.

«Андромаха» принесла Давиду звание академика, а «Клятва Горациев» – мировую славу. Весть о необыкновенном полотне мгновенно разнеслась по городу, и толпы поклонников осаждали мастерскую Луи. Слухи о картине дошли до самого Папы Римского, и Пий VI передал просьбу французскому живописцу – привезти «Клятву» в Ватикан.

Художник – революционер

Великая Французская революция захватила Давида. Он активно участвует в революционном движении.

1790 год. Давид становится членом Якобинского клуба и пишет «Клятву в зале для игры в мяч».

1791 год. Он организует торжественное перенесение праха Вольтера в Пантеон.

1792 год. Давид избран членом Национального конвента.

1794-1795 годы. Художник в заключении. Создание картин: «Зеленщица» и «Вид Люксембургского сада».

1800 год. Создание портрета Наполеона.

1803 год. Награждение Давида Орденом Почетного легиона.

С 1803 – 1807 годы. Давид – первый живописец императора

1815 год. Наполеон встречается с Давидом. Вручение командорского креста Почетного легиона. Изгнание из Франции.

1825 год. Смерть от гипертрофии сердца.

Власти Франции запретили похороны Давида на родине. Его похоронили в Брюсселе. Лишь сердце Давида, благодаря многочисленным просьбам, похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.

Некоторые работы Давида утеряны, но сохранившиеся полотна – это свидетельства яркой жизни живописца, первого в мире прославленного художника, ставшего революционером.

Текст: Мистюкова Алла