Любовь - необыкновенное чувство, которое, к сожалению, познать дано не каждому человеку. Тема сегодняшней статьи - повесть Куприна " Гранатовый браслет" . Смысл названия произведения более глубокий, чем может показаться на первый взгляд . Какова проблематика повести? Что символизирует украшение, подаренное главной героине?

"Гранатовый браслет": содержание

Утонченную графиню однажды полюбил неприметный телеграфист. Он не искал с ней встреч, не был навязчив, лишь только письма, которые светская красавица получала изредка, говорили о его чувствах. В день своих именин княгиня получила в подарок от мужа жемчужные серьги. Это был утонченный , изысканный подарок. А вечером посыльный вручил горничной небольшую квадратную коробку со словами " Передайте лично в руки барыне" . В ней был запечатан гранатовый браслет.

Смысл названия повести Куприна объяснить довольно просто. Безответно влюбленный телеграфист однажды всё-таки осознал, что его томления ни к чему хорошему не приведут. Написал княгине еще несколько писем, и к одному из них приложил украшение из низкопробного золота и плохо шлифованных камней. Этот подарок вызвал негодование у родственников главной героини.

Муж и брат княгини отправились к телеграфисту, дабы прекратить череду любовных писем, угрожающих репутации дворянского семейства. Им это удалось. Телеграфист покончил с собой. И только после его смерти княгиня осознала, что в ее жизни случилась любовь, о которой грезят миллионы женщин, но на которую уже неспособны мужчины.

В чём же смысл названия " Гранатового браслета" ? Телеграфист мог бы подарить княгине серьги из бирюзы или Однако Куприн предпочел , чтоб его героиня получила от своего воздыхателя украшение, изготовленное из камней ярко-красного цвета - цвета любви. Смысл названия " Гранатового браслета" следует искать в символике драгоценных камней. Гранат всегда ассоциировался с любовью, верностью, страстью.

Итак, телеграфист погиб. Княгиня поняла, что никогда уже не встретит человека, который будет ее любить столь самоотверженно. Таково краткое содержание " Гранатового браслета" . Сюжет произведения, правда, не так прост. В нём есть еще немало персонажей. Кроме того, повесть Куприна наполнена символами.

Вера Шеина

Так зовут главную героиню повести Александра Ивановича Куприна " Гранатовый браслет" . Она красива, образована, в меру высокомерна. У Веры Шеиной нет детей, но есть умный, добрый, понимающий муж. Василий - предводитель дворянства. Отношения супругов давно стали скорее дружескими. Между ними нет страсти. И была ли она когда-нибудь?

Для того чтобы раскрыть тему любви в " Гранатовом браслете" , следует рассказать о том, как относилась героиня к своему поклоннику. Звали его Желтков. Он отправлял княгине письма не год, и не два. Ещё за семь лет до событий, описываемых в повести, он одолевал Веру Затем надолго замолчал. И только в день именин напомнил ей снова о себе. Вера распечатала небольшую посылку, обнаружила в ней браслет. Как и все женщины, сперва обратила внимание на украшение, и только потом на письмо. " Ах, опять это он" - подумала княгиня. Желтков вызывал у нее только раздражение.

В глубине души Вера Шеина мечтает о страстной любви. Но как и миллионам женщин на земле, это чувство ей не знакомо. Настоящая любовь прошла мимо нее в образе непримечательного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного Желткова, княгиня поняла лишь после его смерти.

Генерал Аносов

Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в " Гранатовом браслете" не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.

Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.

Немалую роль в раскрытии любовной темы в " Гранатовом браслете" сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.

Анна

Автор дает довольно подробную характеристику героям, которые не имеют прямого отношения к основной сюжетной линии. Именно это даёт право назвать " Гранатовый браслет" повестью, а не рассказом. Анна - сестра Веры. Это молодая, привлекательная женщина, которая лишена настоящей любви так же, как и главная героиня. Но в отличие от Веры, она натура очень страстная. Анна беспрестанно кокетничает с молодыми офицерами, посещает званые вечера, тщательно следит за своим обликом. Она не любит своего мужа, а потому не может быть счастлива.

Образ гранатового браслета

Стоит ещё несколько слов сказать о главном " персонаже" повести Куприна. А именно о гранатовой браслете. Желтков - скромный служащий. У него нет денег на дорогой подарок для любимой женщины. Когда-то гранатовый браслет принадлежал его прабабке. Последней это украшение носила мать Желткова.

Камни со старого браслета перенесены на новый, изготовленный из золота, хотя и низкопробного. Вероятно, он долго копил на подарок княгине. Но дело, конечно, не в стоимости этого украшения. Желтков подарил княгине самое дорогое - браслет, принадлежавший матери.

Последнее письмо

Повесть Куприна о трагедии одинокого человека, безгранично любящего женщину, которая никогда не ответит ему взаимностью. После разговора с братом княгини телеграфист написал последние, предсмертное письмо. А затем покончил с собой. После его гибели Вера попросила пианистку Женни Рейтер сыграть симфонию Бетховена, которую так любил Желтков. Когда она слушала эту удивительную музыку, вдруг поняла: он простил ее .

Одним из самых известных творений Александра Куприна является «Гранатовый браслет». Жанр этого произведения определить не так просто. Его называют и повестью, и рассказом. В чем заключается разница между этими жанрами? И к какому из них все-таки относится «Гранатовый браслет»?

Сюжет

Произведение «Гранатовый браслет», жанр которого будет определен в этой статье, посвящено необыкновенной, неземной любви. Главные герои - семейная пара Вера и Василий Шеины. Действие происходит в небольшом провинциальном городе на берегу моря. Василий Шеин занимает почетную должность руководителя дворянства, что ко многому обязывает. Он присутствует на званых обедах самого высокого уровня, имеет соответствующий облик, и его семейная жизнь является образцовой. С женой Василия связывают дружные, теплые отношения. Вера давно не испытывает страстную любовь по отношению к мужу, но понимает его с полуслова, что можно сказать и о Василии.

Завязка происходит в пятой главе, когда в доме Шеиных празднуют именины хозяйки. Незаметно от гостей Вера получает подарок и приложенное к нему довольно пространное письмо. В послании - объяснение в любви. Подарок представляет собой массивный дутый браслет из низкопробного золота, украшенный гранатом.

Позже читатель узнает предысторию. Автор письма еще до замужества Веры забрасывал ее Но однажды втайне от мужа она в письменной форме запретила ему отправлять подобные послания. Отныне он ограничивался лишь поздравлениями на Новый год, Пасху и именины. Переписку он не прекратил, однако же о любви больше в своих посланиях не заговаривал.

Родные Веры, а в особенности брат Николай, были крайне возмущены подарком. И потому решили предпринять действенные методы по нейтрализации неугомонного поклонника. Однажды Василий и Николай отправились прямо домой к человеку, который более восьми лет безответно любил Веру, и в настойчивой форме потребовали прекратить письма. Также дарителю был возвращен гранатовый браслет.

Жанр

В литературе встречаются различные виды произведений: от небольшого лирического стихотворения до масштабного романа в нескольких томах. Выше было изложено вкратце содержание произведения «Гранатовый браслет». Жанр его необходимо определить. Но прежде стоит несколько слов сказать об этом литературном понятии.

Жанр - совокупность произведений, обладающих какими-либо характерными общими признаками. Это может быть и комедия, и очерк, и поэма, и роман, и повесть, и рассказ. Рассматривать будем два последних варианта. Жанр «Гранатового браслета» Куприна, разумеется, не может быть ни комедией, ни поэмой, ни романом.

Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа - малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него - Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.

Этот жанр представляет собой небольшое реалистическое произведение. Оно напоминает западноевропейскую новеллу, но многие литературоведы выделяют рассказ в отдельный, особенный вид произведения. Для рассказа характерна неожиданная развязка. Этот жанр от повести отличается отсутствием предыстории, ограниченным числом персонажей, сосредоточенностью вокруг основного события.

Так все-таки - рассказ или повесть?

В начале статьи был изложен сюжет произведения «Гранатовый браслет». Какой жанр приходит в голову после прочтения этого произведения или даже его краткого пересказа? Несомненно, повесть. В «Гранатовом браслете» изображены персонажи, которые не имеют прямого отношения к основным событиям. Некоторые упоминаются вскользь, другие - весьма подробно. В произведении дана развернутая характеристика Анны - младшей сестры Веры. К тому же довольно подробно представлена биография генерала Аносова - друга семьи Шеиных. Он не просто только изображен автором ярко и красочно. Его присутствие в сюжете имеет символическое значение. Аносов обсуждает с Верой тему «настоящей любви, на которую мужчины теперь не способны». Он также произносит существенную фразу о чувстве, которое встретилось Вере на жизненном пути и о котором мечтает каждая женщина в мире. Но герой этот на ход событий никак не влияет. Его значение в сюжете лишь символическое.

Следует также напомнить, что в присутствует предыстория. Вера рассказывает тому же Аносову о событиях последних лет, а именно о поклоннике, который преподнес ей компрометирующий подарок. Все это позволяет с уверенностью заявить, что жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет» - повесть. Хотя стоит добавить, что это понятие присуще исключительно русской литературе. В других языках оно не имеет точного аналога. В английском и немецком, например, произведение Куприна названо новеллой. А потому, тот, кто определит «Гранатовый браслет» рассказом, не совершит грубой ошибки.

Тема: А.И. Куприн (1870-1938). «Гранатовый браслет» (1911г.) Тема неразделенной любви в повести А.Куприна.

Цель: Раскрыть тему любви в творчестве А.Куприна на примере повести «Гранатовый браслет». Развивать мыслительную деятельность. Воспитывать интерес к обучаемому.

Оборудование: 1. Текст повести «Гранатовый браслет».

2. Запись «Лунной сонаты» Бетховена

3. А.С.Пушкин «Я вас любил».

Ход урока:

Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары ее, ни счастья – выше наслаждения служить ей.

В.Шекспир

I Вступительное слово учителя.

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали. (В.Шекспир)

Шекспир посвятил теме любви немало произведений, как и многие поэты и писатели. И, пожалуй, не случайно он сказал: «Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары ее, ни счастья – выше наслаждения служить ей».

С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. Примером тому может послужить повесть «Гранатовый браслет». Ведь это произедение не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью. Недаром К.Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных … и самых печальных» произведений о любви.

II Беседа по тексту

Согласны ли вы с мнением К.Паустовского?

А какое впечатление произвела на вас повесть? Почему?

Что вы можете сказать о Желткове? Как к нему надо относиться? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

Когда мы впервые видим его?

Зачитайте описание его внешности. Какие детали его внешности можно отметить? Почему «пиджачок», а не пиджак? Презрение в этом слове или что-то другое? /гл.X/

Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

Докажите текстом, что поступками Желткова движет любовь? /гл.XI/

Прочтите последнее письмо Желткова Вере Николаевне. Какое впечатление оно на вас произвело?

Сопоставьте финал письма «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» и стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил». /Стихотворение читает подготовленный учащийся/

Чем эти строки созвучны друг другу?

Вспомните эпизод прощания Веры Николаевны с Желтковым. Что испытывает она, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? /… «Она вспомнила, что то же умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона»/.

Случайна ли эта деталь? Велик ли Желтков?

Сообщение об истории создания.

В основу повести легла реальная история, произошедшая с одной семьей, с которой А.Куприн был в приятельских отношениях. Но в действительности все закончилось благополучно, самоубийства не произошло.

Почему Куприн по-иному осмыслил «курьзный случай» и ввел в свою повесть трагический финал?

Какова кульминация этого произведения?

Как соотносится эпизод с сонатой Бетховена и эпиграф к повести, ведь эпиграфом является название этой сонаты?

Слушание «Лунной сонаты» Бетховена и чтение на фоне музыки фрагментов письма Желткова /гл.XIII/

Вывод: Несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

- Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в Х главе?

Какое значение имеют начальные главы повести, в которых описываются именины Веры Николаевны?

Князь Василий Львович сумел подняться над презрительным отношением к анонимному поклоннику княгини Веры, узнав его лично, и склониться перед его душевной трагедией. Вспомните, а как ведет себя брат Веры Николаевны.

Эти главы имеют только композиционное значение или есть еще что-то?

Отличаются ли они от последних глав по стилю?

Каким настроением окрашены эти главы? Как создается это настроение?

Давайте найдем не только стилевое, но и смысловое противопоставление этих двух частей рассказа.

Кто из гостей изображен с симпатией? Почему?

Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление?

- Изменилось ли ваше отношение к Желткову, когда вы узнали о его трагической кончине?

Князь Василий Львович сумел подняться над презрительным отношением к анонимному поклоннику княгини Веры, узнав его лично, и склониться перед его душевной трагедией. Вспомните, как ведет себя брат Веры Николай Мирза-Булат-Тугановский, узнав о браслете? Найдите в его репликах слова, свидетельствующие о сословной спеси, о глубоком презрении к людям ниже его круга.

Есть в повести и предметы-противопоставления. Как вы думаете, какие? /Какой подарок получила Вера от своей сестры?/

Почему Куприн озаглавил свою повесть «Гранатовый браслет»?

Какова идея этого произведения?

В чем смысл противопоставления I и II частей повести?

Какую традицию русской литературы XIX века продолжил в этом произведении писатель?

Вывод: Смысл повести – показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путем противопоставления героя высшему обществу.

Контраст частей скорее психологический, нежели социальный: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность; и в то же время человек простой и даже «маленький» возвышается до самых высоких душевных вершин, становится велик своей глубокой и трагически жертвенной любовью.

III Заключение

К.Паустовский писал, что «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами … говорил, что ничего более целомудренного не писал». Такое же очищающее и просветленное чувство оставляет в душе у нас эта повесть.

IV Д/з Написать рецензию на повесть Куприна «Поединок».

Урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви"

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Задачи:

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

Воспитательные:

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви …”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера .

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5 . Работа в группах .

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ .

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа : Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа : “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа : Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа : Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа : Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести .

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...


«Белый пудель Куприн» - Творческая мастерская по рассказу Александра Ивановича Куприна «Белый пудель». Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн. Аннотация. Реальная основа сюжета создания произведения. Барыня обозлилась на нас. Композиция рассуждения. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше.

«Куприн рассказ Слон» - Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. – пересказ от имени Нади. – пересказ от имени Слона. – пересказ от имени отца. Анализ художественного рассказа Александра Куприна «Слон». Сила родительской любви. Как слон. Работа в группах. Русский геолог, исследователь Камчатки.

«Писатель Куприн» - Мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного» человека. Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Работаем со второй микротемой. Одном лице -. в историю. А) совмещалось – мЕсто; Б) уличные – ЧК – ЧН; В) рыбацкую – суф.-к- от основы на –к; Г) интеЛЛигентного – слов. слово.

«Куприн Куст сирени» - 140 лет со дня рождения А.И. Куприна. Презентация биографии и творческой деятельности писателя. Учитель русского языка и литературы. Платон. 110 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова. «Куст сирени» Постановка 8 Б класса. Инсценировка рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» (8 Б класс). Урок русского языка в 6 «а» классе.

«Белый пудель» - В Тушнова. p u d e l n. Композиция. Собаку-у!». 1 вариант. Синоним. Завязка Развязка. 6)Спасение собаки. Плескаться. Строение, соотношение, взаимное расположение частей. Подлежащее.

«Святочный рассказ» - Особенности святочного рассказа. 1.События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок. Чудо святочного рассказа. Святочный рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». 3.Счастливый финал. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» А.И.Куприн. Чудо милосердия.

Всего в теме 39 презентаций