К 170-летию со дня рождения Генрика Сенкевича

«Особо ценная награда для сына польского народа» , – такими словами в своей ответной речи Нобелевскому комитету по литературе отозвался писатель, получивший премию в 1905 году. «За выдающиеся заслуги в области эпоса», такова формулировка Нобелевского комитета, вручившего премию Генрику Сенкевичу. Такая высокая награда была для писателя подтверждением того, что «весь мир стал свидетелем признания достижений Польши и ее гения» , – страны, которой в тот момент даже не было на карте.


Получению Нобелевской премии предшествовал выход романа « Quo Vadis » , который стал, пожалуй, самым известным романом Генрика Сенкевича. Изначально роман печатался на страницах газет, на этот процесс ушел почти год, и только в 1896 году роман вышел отдельным изданием. С самого начала выхода романа в свет, его шествие было триумфальным. Гигантские тиражи, множество переводов на различные языки мира (роман вышел даже на идише, латыни и на эсперанто), несколько экранизаций и театральных постановок. Все это говорило о безоговорочном признании романа читательской публикой, хотя литературные критики не были столь благодушными.

Но к этому времени Генрик Сенкевич был уже сложившимся и достаточно прославленным писателем.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 5 мая 1846 года в имении Воля-Окшейска на территории Польши, в то время входившей в состав Российской империи. Воспитывался он в небогатой шляхетской семье, где наряду с устоями сословно-религиозной морали свято чтились военно-патриотические традиции. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич позже объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Костюшки, служил в легионах Домбровского. Отец, Юзеф Сенкевич, в юности участвовал в патриотических битвах 1830 года. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб под Орлеаном, сражаясь за честь Франции во франко-прусской войне. Так же в роду Генрика была известная поэтесса Мария Лущевская и знаменитый историк Иоахим Лелевель. И вообще, в его воспитании был сделан упор на сохранение национальной самобытности и воспевание культурных традиций польского народа.

В детские годы Генрик часто гостил в имении бабушки в деревне, где познакомился с деревенским диалектом, который позже использовал в некоторых произведениях. Здесь же, мальчик пристрастился к чтению, пользуясь богатой домашней библиотекой. Предпочтение отдавал чтению исторических романов.

В 1858 году семья будущего писателя переехала в Варшаву, где он начал посещать гимназию. Обучение было продолжено в Варшавском университете, с 1866 по 1870 год. Вначале Сенкевич учился на медицинском факультете, который скоро сменил на историко-филологический. Однако университет Генрик Сенкевич так и не окончил, виной тому было сложное финансовое положение семьи.

Не имея возможности продолжать обучение в университете, Генрик Сенкевич отдается журналистской и литературной деятельности. В 1872 году он публикует повесть «Напрасно», написанную еще в студенческие годы. В это же время Сенкевич работает журналистом и пишет статьи для разных газет, а чуть позже отправляется в заграничные командировки уже как представитель этих издательств. Так в последующие годы Сенкевич путешествует по Европе и Америке. Почти два года (с 1876 по 1878) он проводит в Северной Америке, колеся по ее дорогам, и пишет репортажи для польской прессы, рассказывая об американском образе и стиле жизни. Так появляются его американские репортажи, хроники событий и «Письма с дороги», которые пользуются большим успехом не только на родине писателя, но и в Америке.

Многочисленные статьи, фельетоны-хроники, рассказы – так постепенно журналистский и писательский талант Генрика Сенкевича становится общепризнанным. Выходят его ранние произведения: «Старый слуга» (1875), «Ганя» (1876), «Селим Мирза» (1877), составившие во многом автобиографическую «маленькую трилогию». Также писатель выпускает несколько произведений о жизни поляков-эмигрантов: «За хлебом» (1880), «На маяке» (1881), «Встреча в Марипозе» (1882). Первое произведение в историческом жанре вышло в 1880 году – это была повесть «Татарская неволя». Дар повествователя быстро делает Сенкевича популярным писателем, его имя становится известным не только в Польше, но и за рубежом. Но подлинный талант проявляется именно в большой исторической прозе.


Историческая трилогия Сенкевича – «Огнем и мечом» (1884), «Потоп» (1886) и «Пан Володыёвский» (1888) – литературное событие, которое сделало автора национальным достоянием. Как только первые главы романа в 1885 году появились на страницах газеты «Слово», он сразу же стал событием. Жизнь многих поляков теперь была подчинена ожиданию и беспокойству. По свидетельству современника можно увидеть, что люди ждали с нетерпением выхода каждого номера газеты, в которой печатались фрагменты романа и читали отрывки вслух прямо на почте, и только потом расходились по своим делам. Роман был настолько популярен, что читатели пытались влиять на ход событий, обращаясь с просьбами к писателю – «продлить» жизнь любимым героям. А когда один из героев все же погиб, то в стране временно наступил траур, а в костелах служили молебны об упокоении его души. Этого героя звали Лонгинус Подбипятка, а погиб он от рук татар под Збаражем, об этом можно прочитать в первой части трилогии – романе «Огнем и мечом».

В своей трилогии Сенкевич описал Польско-Литовское государство 17 века: «Огнем и мечом» – роман о борьбе шляхетской Речи Посполитой с Украиной времен Богдана Хмельницкого; «Потоп» – повествование о войне поляков со шведской интервенцией в 1655-1656 годах; «Пан Володыёвский» – изображение ратных подвигов польских рыцарей при турецком нашествии в 1672-1673 годах.

«Трилогия» Генрика Сенкевича была написана в сложную для поляков эпоху. Некогда один из самых ярких и влиятельных народов Европы оказался лишен своего государства, польский язык и культура были вне закона. Именно в этот сложный период у угнетенной Польши была велика потребность в героическом слове, на которую и откликнулся Генрик Сенкевич. «Поддержание духа» – основополагающая идея авторского замысла, о чем он и сообщил в эпилоге к последней части трилогии.

Как и полагается в историческом романе, автор заполнил его страницы множеством персонажей – как существовавших на самом деле, так и вымышленных. В центре повествования – яркая четверка героев, которая не уступала по своим подвигам мушкетерам Дюма. Это Ян Скшетуский, Анджей Кмициц, Онуфрий Заглоба и Ежи Володыёвский. Подвиги, приключения, интриги соперничество и, конечно, любовь.



И еще один немаловажный аспект – все три романа цикла Генрика Сенкевича удивительны по своей тональности, автор великолепно воссоздал старопольский язык и атмосферу тех далеких времен. Именно язык придает данным сочинениям убедительность и впечатление подлинности – богатый и сочный, обильный диалогами и разговорными оборотами, искрящийся самобытным старопольским остроумием и тонким авторским юмором.

В польской литературе «Трилогия» Генрика Сенкевича стала не только самым известным произведением, но и самым обсуждаемым, причем шкала оценок, как самой книги, так и автора, была самой разнообразной: от «экстраординарного события» и «целебного эликсира для общества» до «дешевки» и «классика отсталости и шляхетского невежества».

«Читаю Сенкевича. Мучительное занятие. Мы говорим: довольно слабо, и читаем дальше. Говорим: ну и дешевка — и не можем оторваться. Мы восклицаем: несносная опера! и, очарованные, продолжаем читать. Мощный гений! — и никогда, пожалуй, не было столь первосортного писателя второго сорта. Это Гомер второй категории, это Дюма-отец первого класса» – такую оценку творчеству Генрика Сенкевича дал другой, не менее известный литератор Витольд Гомбрович.

Споры о достоинствах книги не стихают с самого первого дня ее выхода, по день сегодняшний, а читатели… просто читали ее. Все три части «Трилогии» были экранизированы, а театральную версию «Огнем и мечом» сыграли в театре Сары Бернар в 1904 году.

Следующее крупное произведение Генрика Сенкевича увидело свет в 1889 году, это была первая часть дилогии – роман «Без догмата» , в нем автор изобразил тип декадента-аристократа, воссоздал «кусочек души сложной и больной, но подлинной » и воспроизвел человеческую натуру «глубже, чем она обычно берется в польских романах ». Герой романа – Леон Плошовский – достаточно обеспеченный молодой дворянин, умный и образованный, но лишенный жизненной силы. Он не может найти свое место в жизни и поэтому пускается в длительное путешествие по Европе. В дороге он ведет дневник, в котором дает оценку человеческому поведению. Роман существенно обогатил польскую и европейскую литературу новой, самобытной «исповедью сына века». «Без догмата» – стал модным и популярным романом среди современников и был переведен на 18 языков. В России этот роман вызвал особый интерес тем, что Плошовский очень подходил на тип «лишнего» человека русской литературы. Роману дали положительную оценку Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и А.И. Куприн.


Вторая часть дилогии, роман «Семья Поланецких» вышел в 1893 году. Его герой – Станислав Поланецкий – полная противоположность Леону Плошовскому, ему некогда сидеть без дела, он делец, но весьма своеобразного толка, в нем сочетается деловая хватка с верностью дворянской чести. Но верность и честность в делах, у Поланецкого, не подразумевает верности домашнему очагу. В отличие от «Без догмата», сделанного в монологическом, дневниковом ключе главного героя, «Семья Поланецких» сюжетно разветвлена. Но художник ярко очертил личности и главных героев, и второстепенных.

Оба романа затрагивают тему любви, нравственности, долга и семейных отношений.

« Quo Vadis » – роман, который в кратчайшие сроки приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и принес Сенкевичу мировую известность. Название в переводе с латыни на церковнославянский звучит как «Камо грядеши», а на русском – «Куда идешь».

Выбор темы для автора не был случайным. Сенкевич был давним любителем истории древнего Рима и имел многолетнюю привычку перечитывать труды римских историков. «Всего сильнее привлекал меня из историков Тацит. Вчитываясь в его «Анналы», я неоднократно чувствовал искушение изобразить в художественном произведении два противостоящих друг другу мира, из которых один представлял собой правящую мощь, всесильную административную машину, второй же – исключительно силу духа» , – так говорил сам Сенкевич».

Действие романа охватывает 64-68 годы – последние времена правления Нерона. Основной темой книги стало зарождение христианства, противопоставленного отмирающему язычеству времен Нерона. Эта тема неоднократно звучала на страницах литературных произведений. Но у Сенкевича она отличается стремительным действием, увлекательным развитием сюжета и, самое главное, – живостью литературных образов. Исторические события у Сенкевича мастерски переплетены с вымышленными. Сочными красками написан Рим, в цирках которого для развлечения знати погибают гладиаторы, а христиан заживо терзают львы. В центре повествования – любовь знатного римлянина Виниция и полонянки Лигии, христианки из варварского племени лигов. Драматургия сюжета накалена до предела, приключения молодой пары – Лигии и Виниция – в блистающем и развратном Риме увлекательны: попытка похищения, бегство возлюбленной, обращение Виниция в христианство, пленение Лигии, ее спасение на гладиаторской арене, и, наконец, воссоединение влюбленных.

«Значительные герои и масштабные образы — это, несомненно, творческие достижения автора «Камо грядеши» , – так говорил о романе исследователь творчества Сенкевича Тадеуш Жабский. Так же он отмечал искусную «латинскую» стилизацию текста. И действительно: текст насыщен терминами, которые создают многочисленные ассоциации с древностью. А аллюзии на мифологические сюжеты и тщательно реконструированная карта Рима позволяют читателю мысленно перенестись в Вечный город.

«Крестоносцы» – роман, который так же, как и предыдущие публиковался частями в периодике, с 1897 по 1900 год. События романа – важнейшие как для истории Польши, так и для соседей – славянских и балтийских народов, происходят в конце 14-начале 15 века. Это решающая борьба против немецкого католического духовно-рыцарского Ордена крестоносцев (Тевтонского ордена), увенчавшаяся в 1410 году Грюнвальдской битвой.

Роман насыщен не только историческими событиями, но и приключениями главных героев. В центре повествования образы бывалого рыцаря Мацько из Богданца и его молодого и вспыльчивого племянника Збышко. Ненавидящий крестоносцев Збышко нападает на посла Ордена, за что ему грозит смертная казнь. Есть в романе и любовная линия, и прекрасные дамы – Дануся и Ягенка.

Исторический конфликт заканчивается эпическим описанием Грюнвальдской битвы, где побеждают объединенные польско-литовские силы.

В 1900 году Генрику Сенкевичу было 54 года. Он жил и творил, много путешествовал, всегда был в гуще событий. Своим творчеством завоевал любовь читателей во всем мире. По числу переводов на другие языки Генрик Сенкевич затмил многих польских мастеров слова. Недаром в 1900 году, по случаю 25-летнего юбилея с начала литературной деятельности, писателю прислал поздравление сам Папа римский. Генрик Сенкевич умер 15 ноября 1916 года в Швейцарии. Через 8 лет его прах был перевезен на родину и погребен в крипте варшавского Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.

Интересные факты из жизни Генрика Сенкевича:

· Генрик Сенкевич много путешествовал, объехал всю Европу, совершил длительное путешествие по Америке, побывал в Египте, и в охотничьей экспедиции в Занзибаре.

· В 1911 Сенкевич выпустил роман «В пустыне и пуще», в написании которого использовал свой опыт, полученный во время путешествия по Африке. Сюжет разыгрывается в Судане во время восстания магометан против англичан. Главные герои романа – дети, которые попадают в плен к повстанцам, сбегают из него и преодолевают большую часть континента, попадая в различные приключения.

· Генрик Сенкевич был женат три раза и всех его жен звали Мария. В 1881 году писатель женился на Марии Шеткевич, но счастье было недолгим, четыре года спустя она умерла от туберкулеза, оставив ему двоих детей. Вторая жена – Мария Володкевич, третья – Мария Бабская.

· Один анонимный поклонник «Трилогии» в 1888 году выслал Сенкевичу 15 тысяч рублей, вложенных в письмо. В письме было сказано: «Это ничто – Михал Володыёвский». Писатель не хотел принимать деньги. Он пытался убедить анонима забрать подарок, дав объявление в газете, но тот так и не отозвался. Сенкевич не стал тратить деньги попусту, а организовал фонд помощи больным туберкулезом деятелям культуры.

· На 25-летие литературной деятельности Сенкевича соотечественники, собрав сообща деньги, купили и подарили мэтру имение Обленгорск.

· Сюжет романа «Камо грядеши» автор обдумывал длительное время и для того, чтобы начать ему была необходима художественная зацепка. И магическим толчком стала встреча Сенкевича на Виа Аппиа в Риме, где он был частым гостем. Он увидел часовню под названием " Quo vadis ". Она стояла на том месте, где апостол Петр встретил Иисуса. Об этом месте было сложено апокрифическое предание.

– Quo Vadis , Domine ? (Куда идешь, Преобладающий?) – этот вопрос задал апостол Петр Христу, которого встретил, спасаясь от гонений Нерона.

– В Рим, чтобы снова принять распятие, - отвечал Христос.

Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть.

Эта церковь сохранилась до наших дней, в ней был установлен бюст Сенкевича.

· В Польше 2016 год объявлен Годом Генрика Сенкевича. Такое постановление принял польский Сенат, аргументируя так: «Своим творчеством и общественной деятельностью Сенкевич пробуждал общественное сознание, учил гордиться принадлежностью к польской культуре, любить родину и уметь жертвовать собой ради нее» , а также «во времена неволи писал «для укрепления сердец», а его книги стали достоянием масс» . Также отмечается, что Сенкевич «был и остается послом польской культуры во всем мире, в частности, благодаря роману «Камо грядеши», который провозглашает универсальные ценности и который сейчас, во время столкновения цивилизаций, обрел дополнительное, современное значение».

Романы Сенкевича всегда привлекали режиссеров – по его произведениям было снято порядка 25 фильмов. Первые экранизации известного романиста появились еще при жизни писателя. Так в 1901 году был снят короткий черно-белый немой фильм по роману «Камо грядеши».

Сюжет романа «Камо грядеши» не давал покоя кинематографистам, и они обращались к нему еще четыре раза. Но наибольшей популярностью пользовалась версия 1951 года режиссера Мервина Лероя. Главные роли в картине исполнили Роберт Тейлор и Дебора Керр, а воплотивший образ Нерона Питер Устинов в 1952 году был удостоен премии "Золотой глобус". В небольшом эпизоде фильма снялась Элизабет Тейлор, имя которой в титры не попало. "Камо грядеши" был номинирован на «Оскар» в восьми категориях, но, ни одной заветной статуэтки так и не получил.

Фильм «Крестоносцы» режиссера Александр Форда, снят в 1960 году – одноименная версия романа. Эта экранизация побила все рекорды по завоеванию зрительских симпатий. Особенно фильм нравился мальчишкам, которым, конечно же, нравилось играть в рыцарей. И поэтому во многих домах пропадали крышки от различной металлической посуды – их использовали в качестве щитов. Яркие роли в картине исполнили Анджей Шалявский, Хенрик Боровский, Мечислав Каленик и Гражина Станишевска, а невероятно красивую музыку написал Казимеж Сероцкий.

Знаменитую «Трилогию» Сенкевича на экране воплотил в жизнь культовый польский режиссер Ежи Гофман. Экранизацию приключенческой «Трилогии» Сенкевича Гофман начал с конца, а именно — с «Пана Володыёвского» в 1969 году. Фильм сопровождал прекрасный актерский состав: Тадеуш Ломницкий, воплотивший образ «маленького рыцаря» Володыёвского, Мечислав Павликовский в образе Заглобы, а также Ян Новицкий, Магдалена Завадская, Барбара Брыльска и Даниэль Ольбрыхский, который сыграл демонического Азию Тугай-беевича.


«Потоп» – 1973, режиссер Ежи Гофман.

«Огнем и мечом» – последнюю часть трилогии (а вернее первую) Гофмана зрителям пришлось ждать очень долго. Фильм был снят в четыре серии и вышел на широкий экран только в 1999 году. Эта лента, сделанная с размахом и вниманием к историческим деталям, стала большим событием в польском кинематографе. Хитом стал не только сам фильм, но и прозвучавшие в нем мелодии и песни.

Книги Генрика Сенкевича ждут своих читателей во всех муниципальных библиотеках города Челябинска

До встречи в библиотеке!


Обзор подготовлен Галиной Фортыгиной


В истории польской литературы найдется немного писателей, обладавших масштабным ощущением исторического прошлого. Генрик Сенкевич принадлежал именно к таким прозаикам. Он сумел, подобно Гюго, Толстому, Дюма, описать грандиозные события минувших эпох, не упустив при этом творца этих событий - человеческую личность.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 7 мая 1846 года в польском городке Воля Окжейска в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1774 году. Отец, Йозеф Сенкевич, владел несколькими небольшими имениями, мать Стефания (урожденная Чецишовска) происходила из знатной семьи, имевшей старинные дворянские корни.

Раннее детство Генрика было беззаботным и счастливым, однако ко времени начала его учебы семья обеднела, отец вынужден был продать свои имения. Многочисленная семья Сенкевичей (у Генрика были еще старший брат и четыре сестры) переехала в Варшаву.

В школе Генрик был посредственным учеником, преуспев только в польском языке и литературе. Особенно он увлекался романами Вальтера Скотта, Александра Дюма и не без влияния этих писателей сочинил собственный роман под названием "Жертвоприношение", рукопись которого, правда, не сохранилась.

Юность Сенкевича пришлась на 60-е годы 19 века, период для Польши драматический, даже можно сказать трагический. Польское восстание 1863 года против царского самодержавия России закончилось поражением. В результате царское правительство усилило русификацию польской культуры. В частности, преподавание в Варшавском университете должно было теперь вестись исключительно на русском языке. Не желая мириться с подобными притеснениями, польская интеллигенция организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации и экономической зависимости от России. И хотя политические события не оказали непосредственного влияния на мировоззрение Сенкевича, но без них все попытки писателя пробудить в польском читателе национальное самосознание оказались бы тщетными: издатели тогда традиционно отдавали приоритет не романам, повествующим о героическом прошлом Польши, а произведениям на современные темы.

В Варшавский университет Сенкевич поступил в 1866 году, проработав перед этим некоторое время домашним учителем, чтобы заработать денег на учебу. В университете вначале он изучал право и медицину, а затем перешел на факультет истории и литературы. В 1871 году из-за хронического безденежья Генрику пришлось оставить университет, диплом он так и не получил.

Еще с 1870 года Сенкевич начал пробовать свои силы в журналистике. Он писал статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, побывал в Вене и Париже как корреспондент ряда газет и довольно быстро приобрел в кругах польской интеллигенции репутацию одного из лучших журналистов Варшавы. В 1872 г. был опубликован первый роман Сенкевича "Напрасно", написанный в студенческие годы. Несмотря на определенные слабости, это произведение начинающего автора заслужило положительный отзыв Крашевского, одного из авторитетных польских писателей того времени.

В 1876-ом Сенкевич отправился в США с целью создать польскую общину в Калифорнии, где польские эмигранты могли бы нормально жить и работать, не подвергаясь репрессиям со стороны российского правительства. Расходы на эту поездку взяла на себя варшавская "Газета Польска", заключив договор с Сенкевичем на серию статей об Америке. Сенкевич прожил в Калифорнии больше года. И хотя польскую колонию так и не удалось создать, американские репортажи, очерки и новеллы писателя, регулярно появлявшиеся в польской печати с 1876 по 1878, имели большой успех. Позже они были изданы отдельной книгой под названием "Письма с дороги". К этому времени Сенкевич стал признанным мастером психологического очерка.

В 1878 году Сенкевич побывал во Франции и Италии, где выступал с лекциями. В Италии он познакомился с Марией Шенкевич, полькой по национальности, которая через два года стала его женой. Брак оказался, хотя и счастливым, но недолгим. В 1882-ом у четы Сенкевичей родился сын Генрик Йозеф, а через год - дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии резко ухудшилось и в 1885 году она умерла от туберкулеза.

Возвратившись в 1879-ом в Варшаву, Сенкевич возглавил новую еженедельную газету, не оставляя при этом беллетристику. В мае 1882 г. он начал печатать в варшавской газете "Слово" роман "Огнем и мечом", открывающий трилогию, посвященную историческому прошлому Польши в период с конца 40-х по 70-е годы 17 века. И хотя критики укоряли писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдивость в описании событий.

Сам же писатель свой отход от современной тематики объяснял так: "Не лучше ли, не здоровее ли - вместо того, чтобы рисовать нынешнее состояние умов, нынешних людей, их бедность, несогласие с самими собою, тщетные потуги и бессилие, показать обществу, что были времена еще худшие, более страшные и отчаянные, но, несмотря на это, наступило возрождение и спасение. Первое может окончательно расхолодить и привести в отчаяние, второе - прибавляет сил, питает надежду, будит желание жить".

Последовавшие за "Огнем и мечом" романы "Потоп" и "Пан Володыёвский" завершили трилогию, упрочившую авторитет писателя. Эти произведения, вызвавшие не только огромный читательский интерес, похвалы и дискуссии, но и резкую критику, положили начало мировой славе Сенкевича. Романы "Без догмата" и "Семья Полонецких", вышедшие после трилогии, повествовали о польской действительности и были написаны в психологическом ключе ранних новелл.

В конце 1894 г. Сенкевич женился на почитательнице его таланта юной Марии Романской. Однако этот брак вскоре распался, слишком уж разные характеры и взгляды на жизнь были у супругов.

В середине 90-х годов писатель начинает работу над двумя широкомасштабными историческими произведениями - романом "Камо грядеши" - о гонениях на первых христиан во времена правления Нерона и романом "Крестоносцы" - о борьбе поляков с Тевтонским орденом на рубеже 14-15 вв. Отдельные главы романа "Камо грядеши" публиковались в периодической печати уже с середины 1894 г. А полный текст этого произведения увидел свет в 1896 г. и вскоре был переведен во многих странах Европы. В кратчайшее время роман приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и упрочил мировую известность Сенкевича. Роман "Камо грядеши" был встречен восторженно не только критиками, отмечавшими, что это произведение является лучшим из существующих литературных изображений Рима эпохи Нерона, но и католическими кругами Польши и Европы. В 1900 г. Папа Римский прислал Сенкевичу поздравление по случаю 25-летнего юбилея его литературной деятельности и 50-летия. Это поздравление в немалой степени способствовало присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе "за выдающиеся заслуги в области эпоса".

В Польше Сенкевич был настолько популярен и любим, что в 1900 г., когда отмечался 25-летний юбилей его литературной деятельности, не только состоялся целый ряд торжественных мероприятий по всей стране, но по подписке была собрана достаточная сумма денег для приобретения им небольшого имения Облегурек невдалеке от Кельце. Вскоре после юбилея Сенкевич женился на своей кузине Марии Бабской.

В 1905 г. Сенкевич завершил роман "На поле славы", явившийся продолжением его первой исторической трилогии. В начале Первой мировой войны Сенкевич переехал в нейтральную Швейцарию, где, несмотря на сильный склероз, работал в польском Красном Кресте. Писатель скончался в Вене 15 ноября 1916 г. Через восемь лет прах Сенкевича был перевезен в Польшу.

Писательская судьба Генрика Сенкевича была счастливой - критики различных стран мира восторженно отзывались о польском романисте, называя его "одним из величайших мастеров современного романа". О таланте писателя свидетельствует и тот факт, что почти все его крупные произведения были экранизированы с участием лучших польских и зарубежных актеров. А по роману "Камо грядеши" были поставлены сразу два фильма - французскими и итальянскими кинематографистами. Такой интерес кинематографа к творчеству писателя можно объяснить тем, что Сенкевич всегда мастерски увлекал читателя не только сюжетом, но и возбуждал у него интерес к тому, что произойдет в дальнейшем. В большинстве своих произведений писатель соблюдал канон благополучного конца, соединяя счастливые пары и вознаграждая самоотречение, прославляя верность, дружбу и храбрость. Тем самым он шел навстречу неискушенному читателю, призывая верить в веками обоснованное право на счастье, а также в то, что стремление к нему не безнадежно.

Генрик Сенкевич (полное имя - Генрик Адам Александр Пий Сенкевич) родился на Подляшье, в имении Воля-Окшейска неподалеку от Лукова, 5 мая 1846 г. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии был потомком древнего шляхетского небогатого рода, почитавшего военные традиции.

В 1863 г. родители перебрались в Варшаву, и Генрик стал учащимся местной гимназии, после которой в 1867 г. поступил в Главную школу (в 1869 г. была преобразована в Императорский университет). Мать хотела, чтобы он стал врачом, но уже спустя год с более «перспективного» медицинского факультета Генрик перешел на историко-филологический, т.к. имел склонность к литературе. Студенчество было непростой поройв биографии Сенкевича: ему приходилось подрабатывать гувернером, репетитором, т.к. материальное положение оставляло желать лучшего. К этому же периоду относится начало его литературно-критической деятельности.

Генрик не сдал итоговый экзамен по греческому языку и перестал заниматься в университете в 1871 г. Источником заработка для него было сотрудничество с местной газетой. Дебют в печати относится к 1869 г., когда его работы впервые опубликовал журнал «Еженедельное обозрение». В 1872 г. увидела свет его первая повесть «Напрасно», повествующая о неудавшемся польском восстании 1863 г.

С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.

На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.

Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).

Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.

Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это в 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.

Биография из Википедии

Ге́нрик Сенке́вич (польск. Henryk Sienkiewicz, полное имя Хе́нрик А́дам Алекса́ндер Пи́ус Сенке́вич , польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич (5 мая 1846, Воля-Окшейска (рус.)польск. на Подляшье, Царство Польское, Российская империя - 15 ноября 1916, Веве, Швейцария) - польский писатель, известен как автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года.

Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почётным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegląd Tygodniowy», 1869). С 1873 года - постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), с 1882 года - редактор консервативной газеты «Слово» («Słowo»).

В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, а также в др. странах). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленгорек (pl: Oblęgorek ) в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (сейчас - музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве (Швейцария) прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.

Творчество

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879 и др.; например в рассказе «Za chelebem» («За хлебом»), 1880, описывается полное невзгод путешествие крестьянской семьи в Америку).

Ранние работы писателя характеризуют его как позитивиста, но, в отличие от других польских позитивистов, он был также и консерватором.

Его «Latarnik» («Фонарщик на маяке», 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнетом оккупации.

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыёвский» (1887-1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673).

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман при этом носит и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894-1896) изображается борьба Нерона против христиан. Тем самым в романе проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляков за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима - это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.

Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV - начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897-1900). В романе рассказывается о победе поляков над германцами. Роман имел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.

Роман «Омут» (1909-1910) повествует о событиях русской революции 1905-1907.

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

Значение

При жизни Сенкевич стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество Генрика Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «За выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889-1890) высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).

Также в его честь был назван самолет Ил-62 с бортовым номером RA-86708.

В Риме, на Старой Аппиевой дороге (Via Appia Antica ), стоит церковь Домине-Кво-Вадис (по преданию, на этом месте апостол Пётр, убегавший из Рима от гонений, встретил Христа и повернул обратно - этот эпизод описан в романе Сенкевича «Quo vadis»). В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.

На портрете 1899 года

Памятник в Ченстохове

Музей Сенкевича в Обленгорке

Бюст Сенкевича в церкви Домине-Кво-Вадис

Произведения

Романы

  • Историческая трилогия о Речи Посполитой
    • «Огнём и мечом» / польск. Ogniem i mieczem (1883 - 1884)
    • «Потоп» / польск. Potop (1884 - 1886)
    • «Пан Володыёвский» / польск. Pan Wołodyjowski (1887 - 1888)
  • «Без догмата» / польск. Bez dogmatu (1889 - 1890)
  • «Семья Поланецких» / польск. Rodzina Połanieckich (1893 - 1894)
  • «Камо грядеши» / лат. Quo vadis (1894 - 1896)
  • «Крестоносцы» / польск. Krzyżacy (1897 - 1900)
  • «Омуты» / польск. Wiry (1909 - 1910)
  • «Легионы» / польск. Legiony (1913 - 1914)

Повести и рассказы

  • «Напрасно» / польск. Na marne (1872)
  • «Юморески из портфеля Воршиллы» / польск. Humoreski z teki Worszyłły (1872)
  • «Старый слуга» / польск. Stary sługa (1875)
  • «Письма из путешествия» / польск. Listy z podróży (1876 - 1878)
  • «Ганя» / польск. Hania (1876)
  • «Селим Мирза» / польск. Selim Mirza (1877)
  • «Эскизы углем» / польск. Szkice węglem (1877)
  • «Янко-музыкант» / польск. Janko Muzykant (1878)
  • «Из дневника познанского учителя» / польск. Z pamiętnika poznańsķiego nauczyciela (1879)
  • «В прериях» / польск. Przez stepy (1879)
  • «За хлебом» / польск. Za chlebem (1880)
  • «Фонарщик на маяке» / польск. Latarnik (1881)
  • «Бартек-победитель» / польск. Bartek Zwycięzca (1882)
  • «Ангел» / польск. Jamioł (1882)
  • «Та третья» / польск. Ta trzecia (1888)
  • «Сахем» / польск. Sachem (1889)
  • «Воспоминание о Марипозе» / польск. Wspomnienie z Maripozy (1889)
  • «В пустыне и пуще» / польск. W pustyni i w puszczy (1910 - 1911)

Многотомные издания

  • Сенкевич Генрик. Собр. соч. в 9 томах. М.: Художественная лит-ра, 1983–1985.
  • Сенкевич Генрик. Собр. соч. в 9 томах. М.: Терра-Книжный клуб, 1998.

Сенкевич Генрик (1846-1916 гг.)

Польский писатель-романист. Родился 5 мая 1846 г. в имении Воля Окшейска близ Лукова в шляхетской семье.

С детства будущий писатель впитал в себя идеи свободной, независимой Польши. Образование Сенкевич получил в Варшаве, куда его семья переехала, после того как вынуждена была продать свои имения. Здесь он окончил школу и поступил в Варшавский университет, где изучал историю и литературу, занимался журналистикой. Из-за нехватки средств Сенкевич не смог окончить университет, и в 1871 г. начал свою литературную деятельность. Его основной работой продолжала оставаться журналистика.

Сенкевич становится одним из ведущих журналистов страны, работает корреспондентом в Вене, США, где участвует в закончившихся неудачей попытках создать социалистическую колонию в Анахайме, близ Лос-Анджелеса. Годы, проведенные за границей, описаны Сенкевичем в книге «Письма из путешествия», имевшей в Польше грандиозный успех.

Вернувшись в Польшу, Сенкевич становится редактором одной из варшавских газет и начинает писать свою знаменитую историческую трилогию «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский». После трилогии Сенкевич пишет два романа из современной жизни - «Без догмата» и «Семья Поланецких».

В конце 90-х годов XIX е. Сенкевич начинает работу над двумя своими историческими романами: «Камо грядеши», роман о гонениях на христиан во времена императора Нерона, и «Крестоносцы», в котором описывается борьба Королевства Польского и Великого княжества Литовского с Тевтонским орденом.

В 1905 г. Сенкевичу была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Умер он в Веве (Швейцария) 15 ноября 1916 г.; прах писателя был перенесен в Варшаву и захоронен в кафедральном соборе Св. Яна.