В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».
Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.
Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».
«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.
Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.
Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

«Герой нашего времени» - произведение, рожденное по-следекабристской эпохой. Героическая попытка передовых дворян изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последовавшие за этим событием годы явились сложным периодом русской истории: жестокая реакция, политический гнет. Но, несмотря ни на что, мысль в этот период работала напряженно. Вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная перейти в действие, была переключена в сферу интеллектуальной жизни. Образованная часть людей стремилась выработать широкий взгляд на мир, постигнуть мир во всей его сложности.
В «Герое нашего времени» Лермонтов сознательно нарушает хронологическую последовательность, тем самым заставляя читателя сместить свое внимание от сюжета к внутреннему миру героев, на их интеллектуальную жизнь. По этой причине произведение считается первым в России «аналитическим романом» (Б. Эйхенбаум), первым русским социально-психологическим романом.
Главная цель, которую ставил автор, - глубоко раскрыть сложную натуру своего современника, показать проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Не случайно В. Г. Белинский назвал лермонтовское произведение «грустной думой о нашем времени». Б. Эйхенбаум отмечал, что «предмет художественного изучения Лермонтова... личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком». И это действительно так: лермонтовский герой изначально необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, столь же удивительны, неординарны. Автора интересует не заурядный герой, к которому читатель привык, а личность могучая и титаническая - «герой века».
Однако не менее занимала автора и другая проблема - определение черт «нашего века». Его Лермонтов характеризует как эпоху, в которую умные, образованные люди обречены на жизнь бесплодную и никчемную, так как историческая действительность не может дать выхода их страстям и порывам. Это «лишние люди», опередившие эпоху, в которую им суждено жить. От этого они, не понятые современниками, не способные найти с ними общий язык, осуждены на одиночество.
Героем времени, представителем своей эпохи в романе является Печорин - личность сильная и волевая. Молодой человек скоро убеждается, что в этом обществе человек не может добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, им овладели тоска и скука - верные спутники разочарования. Печорин задыхается в душной атмосфере николаевского режима, он так и говорит: «Во мне душа испорчена светом». Печорин все время ищет людей, которые могли бы в чем-то противостоять ему, понять его. Герой пытается ставить людей наравне с собой, но в результате он только еще раз убеждается, что во многом выше их. Нет достойного Печорину соперника - от этого ему скучно. Кроме того, испытывая людей, герой видит всю их низость, мелочность, неспособность к благородным поступкам. Это еще больше его угнетает. Мятежная душа Печорина отказывается от радостей и спокойствия. Герой слишком переполнен страстями и мыслями, слишком свободен, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших событий, ощущений. Он человек, не нашедший для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких личностей не притягивают обычные житейские радости.
Одаренный от природы, наделенный глубоким умом, способностью анализировать, с сильным характером и стальной волей, он имеет некоторую, по словам автора, странность: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Эта «странность» - еще одно доказательство того, как глубоко Печорин разуверился во всех обольщениях мира, какими безнадежными видит он свои жизненные перспективы.
Стремясь к полноте жизни, мечтая об идеале, Печорин между тем проводит жизнь бесплодно. С горечью вынужден констатировать герой: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Печорин все время в поиске. Он повсюду ищет идеал благородства, чистоты, душевной красоты. И ошибается, и разочаровывается, считая вначале, что идеал этот - Бэла. Оказывается, эта девушка не способна подняться выше безоглядной любви к Печорину, и это быстро охлаждает чувства героя. Печорин - эгоист, с этим нельзя не согласиться, но таким его сделало «наше время», которое не в состоянии удовлетворить его ищущую, глубоко чувствующую натуру.
Не складываются отношения у Печорина и с Максимом Максимычем: герои слишком не похожи друг на друга. Эти два человека в романе представляют собой две стороны, два пласта русской жизни: Россию народную, необразованную и Россию дворянскую. Потому-то и не понимают они друг друга, потому и не могут подружиться. Между ними нет и не может быть настоящего чувства привязанности: ограниченность одного и искушенность другого исключают такие отношения. Еще отчетливее проявляется богатство печоринской натуры, сила его характера на фоне подлеца и негодяя Грушницкого.
Все происходящие с Печориным события демонстрируют с очевидностью фатальный ход жизни, а их разрозненный характер только подчеркивает власть обстоятельств, не зависящих от личной воли героя. Все ситуации подтверждают некие общие законы жизни. Все столкновения Печорина с людьми случайны, но каждый случай убеждает его в закономерности тех понятий о жизни, которые дал ему предшествующий опыт.
В романе полностью раскрывается психологический портрет Печорина и отражены социально-политические условия, формирующие «героя времени». Это лермонтовское произведение предвосхитило психологические романы Достоевского, а Печорин продолжил ряд «лишних людей» в русской литературе. Несмотря на двойственность моего отношения к Печорину (и эгоист, и благороден), нельзя все же не отдать должное мастерству Лермонтова, который смог так психологически тонко изобразить противоречивую личность.

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, так как время, когда жил Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ. А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».

Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».

Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.

Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».

«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.

Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.

Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

Лермонтов создал свой роман в очень непростое время. Именно поэтому главный герой романа получился разочарованным в жизни, одиноким эгоистом. Печорин – личность поистине уникальная. Он умен, решителен, расчетлив. Исходя из этого сложно осмелиться назвать Печорина героем. На его совести есть поступки, несвойственные героям. Достаточно вспомнить как он поступил с Мэри. Он влюбил в себя девушку, а затем бросил. Ему было все равно на страдания девушки. Мэри эта ситуация помогла стать духовнее. А Печорин показал своим поступком неуважение к женщинам.

Но в жизни героя появляется женщина, благодаря которой он понимает, что способен на сильные и глубокие чувства. А когда Печорин понимает, что может потерять любимую, его переполняют чувства. Он осознает – Вера ему дороже собственной жизни. Даже безумно любя эту женщину он разбивает ей сердце.

По какой-то странной закономерности Печорин приносят людям несчастья. Из-за него гибнут люди, женщины страдают.

Рассмотрим его дуэль с Грушницким. В начале дуэли Печорин пытается помириться с оппонентом. Но тот не обращает никакого внимания на все попытки Печорина и стреляет первым. Пуля задевает колено. Печорин стреляет в ответ, уже не думая о пощаде. Никакой радости поражение противника нашему герою не приносит. На мой взгляд, в этой дуэли не было никакого смысла и ее можно было избежать.

Хочется отметить умение Печорина критиковать не только окружающих, но и себя. И сам себя ненавидит он за свой эгоизм. Про себя Печорин рассказывает, что в молодости он был совсем другим: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешек, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли…». Исходя из его слов становится понятно, что в черствости и эгоизме героя виновато окружающее его общество. Как личность наш герой формировался в высшем свете и это наложило отпечаток на него.

В «Дневнике Печорина» мы видим полный психологический анализ. Лермонтов показывает все особенности души героя, его переживания, мотивы. Через анализ характера и чувств Печорина мы видим все социальные проблемы того времени. Довольно жесткому психологическому анализу автор подвергает всю эпоху.

В романе раскрыты основные проблемы человечества – любовные неурядицы, самовлюбленность и эгоистичность человека, конфликт разных культур. Проблема культур очень глубоко описана. Никто не мог предположить к каким последствиям приведет увлеченность Печорина дочерью горца. А последствия оказались весьма трагичны.

Роман «Герой нашего времени» – это зеркало, в котором отображается все поколение той эпохи.


Лермонтов, психологизм романа «Герой нашего времени»

Введение.............................................................................................................3

1. Структура романа........................................................................................4

2. Роман «Герой нашего времени» как психологический...............................5

Заключение.........................................................................................................8

Список литературы............................................................................................9

Введение

«Герой нашего времени» (написан в 1838-1840) - знаменитый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы . Жанр романа - социально-психологический реализм.

Своеобразие жанра и композиции романа связано с его главной особенностью. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Поэтому более подробное рассмотрение особенностей данного романа является актуальным.

Под психологизмом понимается художественное изображение внутреннего мира персонажей, то есть их мыслей, переживаний, желаний, чувств. Лермонтов чаще всего использует прямую форму психологизма, непосредственное изображение внутренней жизни человека, прежде всего Печорина, и передаёт эти процессы в виде монолога, диалога, психологического самоанализа.

Цель работы - проанализировать психологизм романа «Герой нашего времени».

На основании цели работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть структуру романа;

2. Проанализировать особенности романа как психологического.

Объект работы - роман «Герой нашего времени».

Предмет работы - особенности психологизма романа «Герой нашего времени».

1. Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям. Структура романа такова:

Предисловие;

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

II. Максим Максимыч

Журнал Печорина

Предисловие

ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина)

II. Княжна Мери

III. Фаталист

Хронологический же порядок частей таков:

- «Тамань»;

- «Княжна Мери»;

- «Фаталист»;

- «Максим Максимыч».

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Рассмотрим более подробно, в чем же заключается психологизм романа?

2. Роман «Герой нашего времени» как психологический

Не хронологический порядок повестей создаёт психологизм. Все персонажи показаны Печориным и в этом психологическом описании раскрывается его характер. Люди для него - эксперименты. Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича. Чтобы читатель понял всю эту «вечную грусть» героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина.

На композиционном уровне внутри каждой части Лермонтов прибегает отнюдь не к техническому, а к впечатляющему монтажу. Неукоснительно соблюдая принцип вторичной значимости сюжетных перипетий по сравнению с логикой приближения к психологическому «ядру» поступка, Лермонтов дробит действие. Так, например, сюжетно-эмоциональная кульминация «Княжны Мери», эпизод ночи перед дуэлью, и сама дуэль разъединяются в тексте отсрочкой и резкой сменой обстоятельств действия (то есть условий заполнения дневника): «И, может быть, я завтра умру!. .. и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно... Вот уже полтора месяца, как я в крепости N; Максим Максимыч ушёл на охоту»

Таким образом, из комплекса читательских впечатлений временно исключается «нецелесообразное» внимание к чистому событийному ряду.

Композиционная сложность романа неразрывно связана со сложным психологическим образом, который присущ Печорину. Можно сказать, что противоречивость и неоднозначность характера главного героя проявлялись не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении главного героя с другими образами романа. Вот почему автор не сразу пришел к композиционному решению романа, благодаря которому мы приближаемся к Печорину.

Специфическое взаимодействие пространства и времени в произведении создает своеобразный кинематографический эффект, благодаря которому все душевные потрясения героя, его психологическое состояние представляется читателю постоянным, непрерывным фактом, который не устраняется сменой конкретных сюжетных событий. Таким образом, пространство и время главного героя и сюжета в произведении существуют параллельно.

«Бэла» и «Максим Максимыч» дают полную экспозицию героя: от общего плана («Бэла») сделан переход к крупному - теперь пора перейти к психологической разработке.

По окончании прочтения «Бэлы» образ Печорина для читателя остается загадкой; настроенный критично штабс-капитан («Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?») еще больше усиливает загадочность, при этом внося в черты портрета главного героя несколько вульгарный демонизм.

«Тамань», хотя и была написана, по всей видимости, вне прямой связи с романом в целом, но включена в «Героя нашего времени», словно сюжетное и психологическое «противоядие» итогу повестей «Бэла» и «Максим Максимыч».

Если в «Бэле» читателю еще может почудиться налет наивного «руссоизма», то в «Тамини» он просто исчезает. По правде говоря, Печорин уже в «Бэле» говорит о том, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», но это можно отнести как раз за счет «демонизма». В повести «Тамань» Печорин, который опять погнался за «любовью дикарки», терпит полное поражение, оказываясь на краю гибели.

Поэтому после такого поражения Печорину приходится покинуть мир «дикарок» и вернуться в мир «знатных» барынь и барышень. Так мы переходим от «Тамани» к «Княжне Мери».

В «Тамани» линия Печорина, особенности его поведения опускаются, а в «Княжне Мэри» опять поднимаются, так как мы знакомимся не только с поступками главного героя, а и с его мыслями, стремлениями, жалобами - и всё это заканчивается многозначительным «стихотворением в прозе». Смысл его выходит за пределы мелкой возни с княжной Мери и с Грушницким: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце»... Однако больших битв и бурь ему не дождаться, - и самое большее - что он опять, как это было уже не раз, окажется на краю гибели - и не погибнет.

Таким образом читатель переходит к повести «Фаталист», которая является эпилогом. Но при этом в хронологии событий описанное в «Фаталисте» событие не является последним, так как встреча с Максимом Максимычем и отъезд главного героя в Персию происходят намного позже.

В этом смысле эпилогом бы считалось предисловие к «Журналу Печорина», так как именно в нем сообщается новость о том, что герой умер, подводятся некоторые итоги жизни Печорина. Получается, что о смерти Печорина сообщается в середине произведения, без подробностей. Новость подается как простая биографическая справка, с ошеломляющим своей неожиданностью переходом: «Это известие меня очень обрадовало».

Таким образом автор освобождается от необходимости заканчивать произведение гибелью Печорина. Такое решение дает Лермонтову возможность закончить роман на мажорной ноте: Печорин спасся от смерти и совершил смелый и полезный поступок (первый раз на протяжении всего романа), при этом он не был связан ни какими «пустыми страстями», так как тема любви в повести «Фаталист» отсутствует.

Заключение

Роман «Герой нашего времени» можно с уверенностью назвать первым в русской прозе «личным» (согласно терминологии французской литературы), либо «аналитическим» романом, так как его сюжетным и идейным центром является не биография, а характер и личность героя, его душевная жизнь, переживания и мысли, отображенные как процесс.

К подлинному психологизму Лермонтова привели именно повышенный интерес к внутренним особенностям личности человека и его характера. Усложнение представлений читателя о душевной сложности человека, многомерности структуры человеческой личности - одна из главных заслуг автора.

Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.

Список литературы

1. Белинский нашего времени. Сочинение./Полное собрание сочинений. Т. IV. - М.: АН СССР, 1954.

Лермонтов нашего времени. В кн.: Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. - М.: Правда, 1969. // 1-е изд.: Лермонтов нашего времени. - СПб., 1840.

Белинский нашего времени. Сочинение./Полное собрание сочинений. Т. IV. - М.: АН СССР, 1954.

Эйхенбаум «Герой нашего времени» // Лермонтов нашего времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 125-162.

Лермонтов нашего времени. В кн.: Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. - М.: Правда, 1969. // 1-е изд.: Лермонтов нашего времени. - СПб., 1840.

Эйхенбаум «Герой нашего времени» // Лермонтов нашего времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 125-162.