Член Гильдии сценаристов США Майкл Табб, сотрудничавший с Universal Studios и Disney Feature Anomation, написал для Scriptmag о том, как быть, если в вашем сценарии антагонист и протагонист — это одно и то же лицо.

Мне всякий раз лестно, когда молодые авторы пытаются представить мне свои идеи, и я часто слышу от них, что их протагонист — это также и антагонист. Давайте обдумаем эту возможность. Может ли в сценарии герой быть своим собственным худшим врагом? Мы все понимаем, что роковой изъян может стать сутью характера героя, но превратится ли в этом случае герой в злодея?

В четырех случаях протагонист может обладать мощнейшей антагонистической силой:

1) что-то или кто-то внутри протагониста создает конфликт в фильме

2) когда внутренние изменения доминируют над внешними — фокус перемещается на личный изъян героя

3) когда протагониста некому противопоставить

4) протагонист поступает очевидно неправильно или является воплощением зла

Давайте разберем каждый случай по очереди.

Первый случай связан с ситуацией, когда у главного героя ярко выражены две стороны характера (например, как «Докторе Джекиле и мистере Хайде»). После того, как я написал фильм об оборотне, я рассматриваю такие истории о «внутренних чудовищах» как аллегорию на борьбу человека с импульсами и инстинктами. Как классический пример, «Человек-волк» может быть рассмотрен как метафорическая борьба с алкоголем. Ночью герой опускается, грубеет, совершает не те поступки, находясь под влиянием или же не в своем уме. Наутро просыпается, ничего не помня о насилии, которое совершил прошедшей ночью. Этот пункт я сразу же исключаю. Этот кровожадный зверь находится внутри протагониста, но он сам не является протагонистом. Это все равно, что сказать, что больной раком — сам себе враг. «Внутренний зверь» действует независимо от самого протагониста без его согласия или влияния; следовательно, они не равны друг другу. Это антагонисты, которые являются отдельными персонажами, даже если они находятся в одном теле протагониста.

Во втором случае, драматические фильмы, которые больше сконцентрированы на внутренних изменениях, чем на внешних, могут заставить молодого сценариста поверить, что внутренний изъян героя может сделать из него антагониста. Говоря о поведении под воздействием каких-либо стимуляторов, нужно вспомнить фильм «Покидая Лас-Вегас». Не ведитесь на первую возможную идею: алкоголизм героя не его антагонист. Это история о медленной борьбе Бена с суицидом из-за потерь, его личная борьба за волю жить. Благодаря включению любовной линии (в ней задействована Сэра — проститутка), сценарий решает центральный вопрос — может ли новая любовь заменить в разбитом сердце пустоту? Ответ — нет. Некоторые травмы не пережить — спросите об этом у кого-нибудь, кто страдает посттравматическим стрессовым расстройством.

Тут можно вспомнить фильм «Рожденный четвертого июля», где Рон Ковик борется с идеологией слепого патриотизма в военное время. Противостоит героям, внутри которых разворачивается борьба, некая внешняя сила. Рон страдает комплексом вины и полон ненависти к самому себе, которая подпитывает его, когда он борется против идеологии патриотической нации, обладающей комплексом превосходства, поскольку она не проиграла мировую войну (и вообще любую войну на тот момент). Когда протагонист не может смириться с действиями, которые совершал в прошлом, начинается борьба.... Но в фильме это борьба должна быть показана и подтверждена различными внешними элементами взаимоотношений протагониста с антагонистом и другими препятствиями. Только через внешнюю борьбу и противостояние с внешним врагом (а это социальная идеология, к которой он был приобщен в юности и которая привела его к инвалидному креслу) герой может вылечиться и простить.

Я сталкивался с мнением, что в фильме «Руди» ограничения, которые сам себе поставил герой, и являются антагонистической силой. Опять же, может ли какая-то черта характера или изъян стать противником героя. В основе фильма — подлинная история о мужчине, который пытается доказать, что всё возможно, если ты достаточно храбр. Он сталкивается с одним-единственным антагонистом, мешающим исполнению желаний — реальностью. Чтобы попасть в команду Notre Dame, Руди нужны деньги и достаточно баллов по GPA. Чтобы играть в футбол, надо набрать физическую форму. У него ничего этого нет. Он борется с бедностью и пытается преодолеть физические ограничения, но не думает о борьбе с самим собой.

Может быть, сложно заметить различие между препятствиями и антагонистами. Препятствия — это то, что протагонист должен преодолеть, в то время как антагонист — человек с железной волей, который совершает нечто, чтобы цель, к которой стремится герой, не была достигнута. Бедствие распространяется, огонь сжигает, шторм бушует. Персонифицирован ли он или нет, антагонист действует. Руди борется против всего, чтобы преодолеть препятствия, но у его препятствий нет собственной воли. Руди борется против общества. Он отказывается принять его условия, мнения и заблуждения в тех вещах, в которых он сам способен принять решение. Приемная комиссия, тренеры, семья... антагонистом становится всякий, кто является носителем общепринятого мнения о том, что общество делится на типы, каждый из которых должен знать свое место. Благодаря своей силе воли Руди побеждает мир, который постоянно твердит: «Нет, оставайся реалистом. Стой, где стоишь, и не мешай». Эта безнадежная философия и есть главный враг.

Бен («Покидая Лас-Вегас») опровергает мысль, что «всё проходит», Рон («Рожденный четвертого июля») борется со слепым патриотизмом, а Руди («Руди») ведет личную борьбу, чтобы оправдать собственные ожидания — это всё «неверные суждения» (misconception), которые и оказываются главными врагами. Эти «неверные суждения» озвучивают герои (которые убеждены, что действуют абсолютно правильно), окружающие протагонистов и мешающие им. То есть, когда в центре внимания внутренние изменения героя, антагонист может быть нематериальным и неуловимым. Протагонисты борются против убеждений и идеологий, которые оказываются неверны в какой-то конкретно взятой ситуации. Идеология в таком случае описывается как некая публичная собственность, всеобщее заблуждение. Тем не менее, никогда недостаточно иметь только одну сюжетную линию с внутренним изменением героя и один внутренний конфликт.

Антагонист открыто противостоит внешним целям главного героя. Требуется физическая сила, чтобы организовать внешнюю схватку с волей главного героя. Во всех этих фильмах есть антагонист, который выполняет эту функцию. Например, цель Руди — сыграть за команду Notre Dame. Он тратит все свои силы, чтобы убедить тренеров позволить ему участвовать в игре. Как и в любом сценарии, у него есть внешняя цель, против которой работают антагонистические силы (даже если фильм, по большей части, концентрируется на внутренних изменениях).

В-третьих, на ум могут прийти фильмы, в которых нет никого, кроме протагониста. Такие картины, как «Гравитация», «Изгой» или «Погребенный заживо». Отбросьте сомнения. Оказавшись на необитаемом острове, в открытом космосе или в деревянном ящике под землей, они сражаются с антагонистом — самими обстоятельствами. Обстоятельства — мощная сила, которая ставит под угрозу их выживание или воссоединение с близкими, также как и битва с природой или болезнью.

Наконец, давайте обсудим фильмы, в которых главный персонажотрицательный герой. Подобные персонажи могут быть ужасными людьми, но у них есть свои антагонисты, которые часто олицетворены силами правопорядка. Алекс в «Заводном апельсине» должен пройти реабилитацию и противостоит своему надзирателю и Министерству внутренних дел. Уильяму Фостеру и его желанию воссоединиться с семьей в фильме «С меня хватит» противостоит сержант Мартин Пендергаст. Детектив Дональд Кимбал никак не может остановить Патрика Бэйтмена в «Американском психопате». Так что даже в таких случаях протагонист — это не антагонист. Здесь применимы законы Ньютона. На каждое действие есть противодействие. Про подобного персонажа интереснее всего узнать, выживет он или нет, ведь, как у большинства антагонистов, у них нет особой арки. Если у центрального персонажа нет арки, значит он не совсем протагонист. Это переводит его в разряд ложного протагониста. В этом нет ничего нового. Например, шекспировские Ричард III и Макбет попадают в эту категорию. Так что даже в редких ситуациях, когда нам кажется, что история не подчиняется правилам и главный герой ведет себя как антагонист, все равно есть внешняя сила, с которой они должны бороться.

Мы живем в смелом мире, и, в отличие от старых времен, ключевые персонажи не всегда умирают в конце трагичной истории. Шекспир измерял трагедию глазами главного героя, так что его или ее смерть была высшей степенью трагедии в его время. Сегодня трагедия часто измеряется по реакции на нее аудитории.

Писака вроде меня посчитает, что тот факт, что подобные персонажи живут безнаказанно — гораздо большая трагедия, чем если бы они умерли. Выйти сухим из воды после страшных преступлений — в некоторых случаях гораздо трагичнее. Однако это статья о другом. Позвольте мне завершить разбор этого случая. Неважно, кто главный герой сценария — симпатичный ложный протагонист, который умирает (как Винсент Вега, погибший из-за того, что он не последовал совету своего партнера Джулса в «Криминальном чтиве») или же буквально отвратительный ложный протагонист, который остается жив, чтобы вновь убивать (как Луи Блум в «Стрингере» или Том Рипли в «Талантливом мистере Рипли») — все они встречают внешнего противника. Антагонисты хотят остановить этих персонажей и служат своеобразными контраргументами замысла, внешней базой понимания аудитории.

Во всех великих киноисториях, которые мне приходят в голову, протагонист объявляет войну чему-то, олицетворяющему точку зрения, противоположную основному посылу. Фильм — это не книга, где мы можем все время провести в чьих-то мыслях, слушая бесконечный текст внутреннего монолога. Это было бы скучно. Нам нужно увидеть противостояние, чтобы понять его. Нам нужно увидеть, как под сомнения ставятся идеалы. Таким образом зритель погружается в повествование и понимает, о чем рассказывает история на конкретных примерах. Это запускает катарсис, который, в случае хорошего исполнения, затрагивает душу зрителя.

Подумайте об этом с точки зрения логики. Если протагонист будет антагонистом, как это будет выглядеть? В визуальном искусстве очень важно представлять картинку. В центре истории всегда конфликт. Если персонажу не противостоит отдельная внешняя сила, значит в истории нет внешнего конфликта, следовательно смотреть там не на что. Протагонисты борются с чем-то, что находится вне их самих, как Иаков, который, согласно Библии, сражается с другим неясным существом, прежде встретиться со своим братом. Да, эта битва может быть метафорой внутреннего конфликта, но антагонист должен быть отдельной сущностью. Почему? Кино — визуальное искусство, и персонификация врага — это единственный способ показать противостояние.

Шекспир старался дать противнику главного героя лицо за сотни лет до появления кино. Яго побеждает Отелло, манипулируя его ревностью. Вы можете назвать этого персонажа провокатором, если вам так хочется, но именно он здесь антагонист.

Я прекрасно понимаю, почему многие так хотят продвинуть сценарии, в котором протагонист является антагонистом. Это звучит драматично, эмоционально и круто. Но подобные истории не работают технически и кинематографически. Так что после завершающего анализа, по крайней мере, на мой взгляд, ответом на вопрос, можно ли сделать протагониста антагонистом будет решительное «нет».

Мы часто говорим об идеях, темах, концептах и пр. И раз за разом нам приходится разъяснять, что мы имеем в виду под каждым из этих терминов. Потому что все подразумевают под ними разные вещи. Мало того, в учебниках литературоведения их могут определять различным образом (например, сюжет и фабулу, бывает, определяют наоборот). Поэтому давайте мы расскажем о нашем понимании и будем ссылаться на этот пост при возникновении расхождений.

Как мы используем литературные понятия

О концепции сюжетных поворотов и событий мы говорили в статье .
А здесь рассмотрим термины:

Идея

Идея - основная мысль произведения (посыл, месседж). Идея всегда абстрактна.
Идею удобно формулировать в виде: «жизнь устроена так, что...»
Основная идея в произведении одна, но мы можем закладывать в него и дополнительные идеи - обязательно связанные с основной.

Примеры идей. Жизнь устроена так, что за преступление придется отвечать. Жизнь устроена так, что любовь побеждает смерть. Жизнь устроена так, что маленький человек может спасти мир. Жизнь устроена так, что не важно, кто ты, важно, какой ты.
Например, основная идея: «за преступление надо платить». Побочная идея: «преступление ломает жизнь» (мы можем подтвердить ее так: власть имущий ушел от ответственности перед законом, но его семейные отношения, карьера, важные для него вещи разрушены). Вторая побочная: закон превыше справедливости (сыщик служит закону и потому побеждает). Как видно, здесь обе побочные идеи подтверждают основную.
Вариант, в котором побочная идея расширяет основную. Например, основная идея: «Любовь побеждает смерть», побочная: «ложная любовь всегда разоблачается» (попробуйте набросать в двух фразах, как можно реализовать в произведении эти идеи).

Важно : идею часто путают с фантэлементом, придумкой. («В этом рассказе много новых идей».) Например, когда фантастику называют «литературой идей», имеют в виду именно фантэлементы. Нам данное определение кажется обидным для значительного литературного направления.

Тема

Тема - это система мира вашей книги. Чуть подробней: тема - это целостный образ мира, благодаря которому обосновано развитие сюжета. Тема всегда конкретна. Олди советуют прописывать для себя тему в виде «что - где - когда».

Например. «Начало войны между штумзиками и бульбуляторами в пятимерном пространстве» - сильно абстрактная тема, но если автору удастся подать ее интересно для читателя, уважуха ему обеспечена. «Кастовые противоречия в магическом мире на фоне наступления Мирового Зла». «Ксенофобия по отношению к людям и нелюдям в современной Москве».

Важно : допущения - фантастические и художественные, фантэлементы должны быть частью темы.

Допущения

Художественное допущение - все многообразие литературных приемов для усиления эмоционального воздействия текста. Это может бытьи одушевление неживых предметов, и наделение разумом неразумных, и усиление/ослабление качеств персонажа и так далее.

Фантастическое допущение - нереалистичное, невозможное (на сегодняшний день) художественное допущение.

Например, удивительный силач или кот, имеющий собственное мнение, - художественные допущения. Раса циклопов, чтение мыслей, древний бог, влияющий на реальность - допущения фантастические.

Понятие фантастического элемента (фантэлемента) - либо совпадает с фантдопущением, либо подчеркивается локальность, узость фантэлемента по сравнению с фантдопущением.

Например, эльфы среди людей - фантдопущение, индивидуальные летательные аппараты - фантэлемент. Но можно назвать фантдопущением и фантэлементом каждую из этих деталей.

Правила игры

Мы называем правилами игры совокупность темы и допущений произведения. Тот же смысл (для нас) имеет редко используемый термин концепт , хотя чаще под концептом мы понимаем краткую формулировку правил игры.

В филологии концепт - содержательная сторона символа, имеющая социальный, культурный смысл.
Социальный концепт - порождение общества, согласие людей (иногда негласное) следовать определенным правилам. К таким концептам относятся игра, деньги, образование, титулы и т. д.

В сценаристике среду, в которой происходит действие произведения, называют сеттинг (в английском этот термин используется и для литературы). Сеттинг может быть вымышленным и реальным, может включать культуру, историю, географию и даже космогонию вашего мира. Когда мы используем термин сеттинг , тоже имеем в виду правила игры.

Например, для темы про войну штумзиков и бульбуляторов системными допущениями могут быть:
- штумзики умеют читать мысли друг друга, но не бульбуляторов;
- бульбуляторы умеют насылать сбывающиеся проклятия при смертельной опасности;
- существует тайная сверхраса наблюдателей, которые сталкивают штумзиков и бульбуляторов, потому что считают это полезным для развития их цивилизаций.
Все вместе они составят правила игры вашего романа-эпопеи.

Решение

Решение в нашем понимании - это ключевой прием, разрешающий несколько сюжетных затыков или делающий повествование нестандартным, интересным. Поиск хороших (нештампованных и действенных) решений - одна из самых сложных задач сюжетостроения. Решение может быть стилистическим.

Например, пусть герой будет азартным игроком - это будет его слабостью и обеспечит отличный сюжетный поворот: герой вынужден добыть деньги для оплаты долга и при этом не преступить закон, ибо герой морален. Пусть на этой планете притяжение 0.5g - тогда герой-землянин сможет в ключевой момент тащить на себе раненую героиню несколько километров; а антагонист, не привыкший к этой силе тяжести, промажет, стреляя в президента галактики.
Вариант стилистического решения: мы вводим в произведение стилизации под документы той эпохи, чтобы создать у читателя иллюзию документальности повествования.

Протагонист и антагонист

Протагонист - герой, с которым ассоциирует себя читатель. Чаще всего это «хороший парень», хотя бывают и протагонисты-убийцы (возьмите Чейза), и протагонисты-мерзавцы. Но! Протагониста читатель должен понимать лучше других и сочувствовать ему.
Антагонист - главный идейный противник протагониста в рамках произведения. В сценаристике используется понятие силы антагонизма , когда противодействие привязывается не к герою, а к группе персонажей, обществу, природе и т.д. (другое дело, что персонификация конфликта через личность более яркая).

Поскольку протагонист всегда конфликтует с антагонистом идейно, иногда мы используем понятия теза и антитеза . Теза - идея произведения, выражаемая протагонистом. Соответственно, антитеза - идея, выражаемая антагонистом. В кульминационном противостоянии идей побеждает теза.

Правда, здесь существуют тонкости. Легко было бы считать идеей произведения ровно ту, что победила - и ее же тезой. Но вспомним, например, хрестоматийный «Китайский квартал». Победившая идея - «власть имущие всегда уходят от ответственности», но выражает ее отнюдь не протагонист. Скорее, ее хочется считать победившей антитезой - поводом задуматься.

Это, конечно, далеко не вся терминология, но надо же что-то оставить на потом.

Аськовая дискуссия об одном местном злодее допекла Всем любителям злодеев посвящается

25 вещей, которые нужно знать об антагонисте

1. Реальный человек с реальными проблемами

Антагонисты всего лишь люди, ну, до того момента, пока не станут обезумевшими секс-роботами, динозаврами-убийцами или суперпродвинутыми процессами Виндоус. Но даже тогда, нам нужно вести их, как людей. Людей с желаниями, нуждами, страхами, мотивациями. Людей с семьями и друзьями и их собственными врагами. Это полные жизни персонажи из плоти и крови. Кровь с молоком, энергия, страсть! Это вам не ковыряющее в ноу, лузгающее семки быдло.

2. Их используют не только для развития сюжета

Персонаж - это мотор, двигатель. Сюжет - мчащаяся на закат тачка. Персонаж двигает сюжет, сюжет не двигает персонажа. Антагонист не просто яма на пути протагониста, он не занимается обслуживанием последовательности событий. Он существует для того, чтобы менять ее, раскачивать, поворачивать ее в последовательность, которую хочет он, в последовательность, которая стоит в оппозиции, противостоит протагонисту. В противостояние.

3. Противостояние - тот самый ключ

Антагонист противостоит протагонисту. У них столкновение мотиваций. У них нужды и желания полярны по отношению друг к другу. Протагонист хочет освободить рабов, антагонист хочет удерживать рабов. Протагонист хочет спасти заложников, антагонист хочет удерживать заложников или еще хуже - убить их всех. Антагонист хочет леденец, протагонист украл все леденцы. Антагонист может противостоять протагонисту напрямую, аннулируя все его усилия. Или косвенно, появляясь в истории в облике ангела (но продолжая противостоять интересам протагониста). Смысл тот же самый - не важно как вы это подадите: антагонист стоит на пути достижения целей протагониста.

4. Мне нравятся хомяки, а ты смываешь их в унитаз. Итак, битва!

Антагонист - отражение протагониста, буквально, зеркальный. Они контрастны. Попросту это героизм против злодейства, но может (и должно) быть глубже. Протагонист - пьяница, антагонист - проповедник здорового образа жизни. Протагонист - современная женщина атеист, антагонист - религиозный фанатик. Протагонист нравятся смешарики, +100500, ТНТ, Антагонисту лунтик, Это хорошо и СТС. Персонажи, которые существуют в дисгармонии. Тезис, антитезис.

5. Как Далай Лама, только полный ублюдок

Антагонист - воплощение конфликта, его причина. Его персонаж содержит конфликт. Антагонист расставляет последовательность событий так, как нравится ему. Он создает проблемы протагонисту. Он повышает ставки. Он меняет игру и делает ее сложнее.

6. Антагонист считает, что он протагонист

Антагонист - герой его собственной истории. По факту, протагонист вашей истории является антагонистом антагониста. Круто, да? Люди, которые совершают плохие поступки, зачастую оправдывают их чем-то позитивным. Гитлер был не просто ублюдком международного масштаба. Он думал, что является избавителем человечества от зла. Это не говорит о том, что желания антагониста должны быть благородными («Я убил заложников, чтобы спасти детский дом»), только такими, какие он считает благородными. Антагонист читает, что он прав, что он делает правильные вещи, даже если ужасные.

7. Зло ради зла порождает скуку

Антагонист, который делает зло ради зла, зачастую является обычной мультяшкой. Он профессор Нимнул, доктор Зло, Шредер или другими словами скучный, недостоверный и полностью несостоятельный. Дайте ему мотивацию за рамками «Быть самым большим засранцем, которым могу стать». Да, в определенных моментах и историях можно обойтись и этим (смотри «Джокер»), но это сложно и это взваливает непосильную ношу на плечи протагониста.

8. Мотивация ужасных людей

Антагонист должен обладать достоверными мотивациями. И мотивации - это вещи, которые мы говорим сами себе, да? Расист совершает свои расистские вещи не потому что он думает, что люди другого цвета кожи должны испытывать боль. У расизма намного более глубокие корни, часто прорастающие через систему оправданий. Мотивации не должны быть хорошими или добротными, они должны быть достоверными, чтобы люди могли поверить в них. Или хотя бы что бы мы верили, что антагонист верит в них. Спросите себя, что антагонист говорит себе? Как он спит по ночам?

9. Вредное чернобелое

Все злодеи антагонисты. Но не все антагонисты злодеи. «Злодей» - это тип персонажа, идеально укладывающийся во множество историй: серийный убийца, дьявольский маг, могущественный вампир, неважно. Но в ассортименте реальной жизни не всегда есть плохие парни. Антагонист может (и зачастую должен) находится в серенькой зоне супротив этой черно-белой дихотомии устройства зла и добра. Хотите пример? В «Рембо. Первой крови» Джон Рембо протагонист и шериф Тисл антагонист, но Тисл не является «плохим парнем». Он неправ по многим понятиям, но он не не злодей.

10. Худший враг, возмездие

Ранее был приведен пример прямого противостояния антагониста протагонисту, когда у антагониста, буквально возникает стояк при возможности нахлобучить протагонисту его протагонистскую жопку. («Я нассал тебе в постель, пнул твоего кота, сбросил с подоконника все твои фикусы и выпил все твое пиво. А-ха-ха-ха, соси рельсу, Брюс Уэйн, я снова победил тебя!») Антагонист такой природы является, конечно, худшим врагом протагониста.

11. Препарирование любимого антагониста

Хотите знать, что происходит внутри хорошего антагониста? Тогда смотрите глубже, выходите за рамки истории и попкультуры, которые вы так любите? Почему Ганнибал Лектор великий антагонист? Действительно ли он великий? Что насчет Дарт Вэйдера, Воландеморта, Горлума, принца Зуко или Роба Шнайдера?

12. Присмотрись к собственной жизни

Присмотритесь к себе, попробуйте определить ваших собственных антагонистов. Теперь представьте, что они намного более сложнее и привлекательнее, чем те, которые вы можете найти в большинстве художественной литературы. Наши родители частенько бывают нашими антагонистами, когда мы тинейджеры, но не они начинают это противостояние и не они заканчивают. Теперь попытайтесь сделать копнуть глубже - попробуйте понять, были ли вы когда-нибудь чьим-нибудь антагонистом? Конечно. Ваши родители, возможно, считали вас таковым. Учитель, может быть. Забытый друг. Чувак, которого вы дразнили. Брат или сестра. Перенесите то, что вы увидели в свою историю. Найдите сложности с антагонистом, не обязательно нужна симпатия для него, но нужно испытать эмпатию, понять его чувства. Если мы не можем понять его, мы ему не поверим.

13. Пиши из вражеского лагеря

Пишите с точки зрения антагониста. Может быть это что-то, что происходит в истории, а может быть это просто упражнение между вами и вашим внутренним голосом. Нужно добраться до его внутренностей. Нам нужно влезть в шкуру антагониста и использовать его разум, как алюминиевую шапочку. Неприятно, конечно, но необходимо.

14. Пожми руку монстру

Нам нужно сесть, пардон, посрать с антагонистом на одном поле, провести с ним время. Чтобы полностью представлять, чем живет этот монстр, как дышит. Дайте себе время, чтобы провести его с антагонистом подальше от протагониста, где-нибудь в Турции или Египте. Чтобы понять, кто они, что они хотят, почему они делают то, что они делают. Станьте нянькой чудовища.

15. Гипермогущественный - неинтересен

Богоподобный суперантагонист, который никогда не терпел поражения и который знает все на несколько шагов вперед, выглядит всего лишь тупой насмешкой, как и протагонист, который наделен такими же сверх-могущественными свойствами. Это должна быть игра в «кошки-мышки», а не игра «мышка против орбитальной лазерной установки, построенной Иисусом».

16. Недомогущественный тоже

Антагонист должен бросить реальный вызов протагонисту. Узколобый и слепой задрот, с маразматическими наклонностями в роли антагониста не проканает. Надо протагонисту дать с кем-то повоевать. Достоверный противник должен пройти большой путь, особенно тот, который имеет преимущество перед нашим главным персонажем. Мы хотим переживать о том, что антагонист не может быть повержен. Не потому что он супермогущественный гений, а потому что он просто умнее, сильнее и более способный, чем наш герой. Недостаток могущества у антагониста означает недостаток напряжения в истории.

17. Соблюдать правила мира истории

Протагонист должен существовать в мире истории - антагонист, следовательно, тоже. Все персонажи повязаны миром, который вы создали. Антагонист может эксплуатировать, использовать созданный мир истории, может обходить правила определенным образом, но не игнорировать их.

18. Больше никаких объяснений

Настоятельный совет серьезно завязывать с болтливыми «расссказывающими-но-не-показывающими» антагонистами. Больше никаких злодеев, которые чрезмерно много рассказывают об экспозиции в финале. Ну, те, которые рассказывают «как все было» и «почему» перед тем, как нажать на курок. Бесят.

19. Волнуй меня через эмоциональную связь

Лишь раз, всего лишь один раз позволь мне понять что чувствует антагонист. Он может быть любым уродом, может пинать котов, пугать детей, медленно ехать в левом ряду и кончать на туалетную бумагу в общественном туалете, но. Только дай мне с ним эмоциональную связь, покажи мне что-то, что он сделал, во что он верит, что-то, во что я смогу поверить. Или покажи мне его прошлое. Помоги мне понять почему он дрочит в телефонах-автоматах или рубит топором в труху кукол барби. Эмпатия очень мощная штука. Дай мне эмоциональную связь с протагонистом и я вникну в его борьбу. Дай мне такую же связь с антагонистом и я вникну, даже если мимолетно, в его злодеяния.

20. Баланс

Ценное замечание - также как можно увеличивать количество главных персонажей, можно увеличивать и антагонистов. Чтобы всем досталось по противостоянию. Нужен баланс. И нужно быть уверенным, что хватит хронометража.

21. Дуга злодея

У антагониста может быть своя дуга. Вообще-то, она должна быть. Антагонист не начинает и не заканчивает в одной той же точке. Он меняется и растет (иногда уменьшается) также, как и протагонист. Не надо думать, что антагонист должен быть непоколебимым и статичным. Этаким каменным лицом конфликта. Путь он будет подвержен влиянию обстоятельств, пусть его безумие растет, его боль или болезнь прогрессирует, его зло растет, как на дрожжах!

22. Идея, организация, стихия в роли антагониста

Антагонист не обязательно может быть персонажем, он может быть идеей (расизм), организацией (ЦРУ) или стихией (радуга). Зомби, кстати, тоже подходят в этот вид антагонистов - они обезличены и больше напоминают стихийное бедствие. Желательно чтобы эти антагонисты выступали в лице кого-то, какого-то персонажа, либо обслуживающего идею, либо работающего в организации, либо понимающего в стихии.

23. Момент злодейства

В учебниках Блэйка Снайдера говорится о том, что герою нужно дать момент, когда он «Спасает кошку», что означает не просто показать, как он ее спасет, а еще дать понять нам, что он способен ее спасти, чтобы мы поверили в него. Антагонист нуждается в таком же моменте и в такой же вере в него, только в зеркальном отражении. Мы должны верить в то, что он может пнуть кошку, способен на это и сделает это. Нам нужно понять и увидеть почему антагонист является антагонистом. Нам нужно показать всю глубину его проблемы, его отвращения, его нежелания жить по земным законам, его ненависти к этическим законам человечества и все такое.

24. Пусть антагонист победит

Дайте антагонисту победить. Возможно не в финале, но периодически, в процессе истории. Дайте ему испортить возвращение Бэтмена, или убить заложников, или размотать всю туалетную бумагу.

25. Люблю ненавидеть, ненавижу любить

Если вам пофигу на все, что здесь написано, в чем, собственно, лично я уверен, то хотя бы впитайте основной ключевой момент - самый просто тест на качество антагониста это состояние а) любви к своей ненависти к антагонисту, б) ненависти к своей любви к антагонисту. Сделайте так и вы победили. Если вы заставите меня полюбить засранца и почувствовать себя неловко от этого - вы победили. Если вы заставите меня ненавидеть ублюдка и быть на седьмом небе от счастья из-за этого - вы снова на коне. Ради всего святого, дайте мне почувствовать хоть что-то!

Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.

Протагонист и антагонист

Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.

Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.

Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.

Протагонист – не всегда положительный герой ; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.

Происхождение

Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.

Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).

Таким образом, в античной драме насчитывалось от одного до трёх актеров, которые играли как мужские, так и женские роли:

  • протагонист;
  • девтерагонист;
  • тритагонист;

В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.

Примеры протагонистов

  1. В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
  2. Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес. Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.
  3. В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой. Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.
  4. В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца. Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.

Ложный главный герой

В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.

Несколько главных героев

В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.

Современное значение

Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.

Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства. Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное». В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.

Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.

Единственное обширное обозначение ключевому персонажу в мире искусства - главный герой. Это и так все прекрасно знают. В литературе при написании большинства рассказов, характеристик персонажей из сказок дети называют центрального персонажа главным героем. В этом нет ничего плохого, отличная терминология, позволяющая не напоминать в своем рассказе, который нужно завтра сдать, надоевшее имя. Со временем сочинение написано, но и в нем нет никакой изюминки. Все просто и по шаблону. Тогда начинаешь искать в Гугле новые интересные слова и попадаешь на протагониста. На первый взгляд, довольно странное слово, которое вряд ли будет обозначать что-то важное или интересное.

Потом решает конкретнее вписать в адресную строку «синонимы к главному герою». Какая неожиданность: вновь появляется слово протагонист. Оказывается, что подобное имя существительное имеет прямое отношение к «главному герою».

В «Википедии» протагонистом называют ключевого персонажа истории , сюжетным двигателем в кинематографе, владельцем своей судьбы в настоящем мире. Косвенно говоря, этим словом можно назвать любое существо, предмет, явления или человека, на котором держится скелет повествовательной истории.

Значение слова протагонист легко узнать через запрашивание в поисковике, на информационных ресурсах, в видео кинообзорщиков. Впервые это слово произнесено в 534 году до н. э. на одном из выступления драматурга Фесписа. С древнегреческого дословно протагонист переводится как «первый действующий борец». Благодаря этому поэту мир постепенно начал называть всех людей, о которых рассказывается история, протагонистами.

Протагонист в литературе

Достаточно странно, что такой термин не вводят в обязательную программу для школы. Чаще всего с ним знакомятся на первом курсе художественных и ему подобных институтов и колледжей. Но обобщенное знакомство происходит чуть ли не в детском саду с вопросом: «А о ком мы только что слушали сказочку?».

В начальной школе понятие немного расширяют , под предлогом главного героя дети знакомятся с краткой характеристикой персонажа, которая состоит из:

Кажется достаточно сложной системой, не так ли? Но все на практике происходит намного упрощенно. После обработки произведения с помощью наводящих вопросов учитель оценивает качество осмысления прочитанного. И как уже многие догадались, все это происходит через призму главного героя, то есть протагониста. Начальная школа учит выделять ключевое действующее лицо рассказа. Затем постепенно объем художественного материала увеличивается, а вышеуказанная система не меняется.

Стоит только вспомнить, как происходило знакомство с Колобком в первом классе и с Маленьким принцем в шестом. Изначально увидеть между ними разницу сложно. Однако, если всмотреться в ключевые вопросы, сразу же станет ясно, что никакой разницы нет. Знакомство с протагонистом присутствует в любом художественном произведении .

В школе самыми запоминающими протагонистами есть Робинзон Крузо, Шерлок Холмс и так далее. То есть те, кого легче всего запомнить, сопоставить себя.

Протагонист в фильмах

Когда появился кинематограф, произошло плавное перемещение большинства художественных литературных терминов. Теперь же кино задает ритмы, и большинство людей впервые слышать протагонист именно в кино . В этом случае происходит аналогичное сопоставление термина с действующим героем кинокартины. То есть, главный персонаж фильма - это протагонист. Но не стоит закрывать на этом статью, думая, что больше ничего интересного не прочтете. С появлением нового витка искусства, как кинематограф, протагонист немного расширился в своем понимании.

На экранах часто начали появляться персонажи, которые не дотягивают до уровня протагониста, и они выступают главными героями. Возникает небольшое противоречие. Новые герои имеют пороки в душе, иногда ведут себя отвратительно, вызывают в человека негатив. Эти все критерии больше подходят антагонисту (о нем также будет немного слово ниже). Но потом мы узнаем, что главный герой имел благие намерения, смог такими средствами достичь цели. Благодаря такой резкой смене понятий возникает новое слово - антигерой. Это человек, который считается действующим лицом, но имеет открытые негативные стороны. В современном кино только и возрастает их популярность, так как протагонисты слишком предсказуемы, по сравнению с этими вот парнями.

К сожалению, женщина протагонист в мире кино обретает популярность нечасто . Им отводится роль помощниц, причин действий или же «девушка в беде». Мода на женщин протагонистов начала появляться только с 2001 года, с выходом шикарного фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». В сериалах известность на территории стран СНГ обрела героиня Вика Прудковская, показав отлично прописанного персонажа.

Антигерой - это главный персонаж произведения , ведь в литературе он тоже появился со временем, который не лишен недостатков.

В любой истории повествуется проблема, противоречие или противостояние. Если есть хороший герой или не очень (не забываем антигероя), обязательно должен быть и тот, кто не старается помешать, создать противодействие, выловить противоположную мысль. Таких вот персонажей называют антагонистами. Чаще всего они показываются в негативном свете и ярко мешают главному герою достичь цели.

Главные черты антагониста:

  • явный конфликт с главным героем;
  • єгоистические намерения;
  • склонность к жертвам.

Как легко заметить, весь художественный мир состоит из противостояний протагониста и антагониста (редко антигерой - антагонист). Это необходимо для создания возможных ситуаций, которые либо приблизят человека в реальной жизни, либо смогут раскрыть весь потенциал фантазии, как тот бутон розы в соседском саду.

Есть еще одно специфическое именование протагониста - ложный протагонист. Такой нестандартный метод используется в кино редко, поэтому многие не знают о его существовании. Суть заключается в том, что изначально зрителю показывают главного героя, повествуют его историю и цели. Кажется, что все идет ровно. Но потом он пропадает на добрую половину фильма и появляется в конце. Ничего себе поворот - скажите вы. Этот прием чаще всего используется для трейлеров.

Протагонист в играх

Нельзя было не сказать несколько слов об играх . Все термины присутствуют и в этой сфере. Только все намного проще. Протагонистом называют действующего персонажа, которым управляет игрок, антагонист - это его враг, противоположная сторона. А антигероем называют персонажей, которыми управляют игроки, но совершают плохие действия.

Проще всего рассмотреть эти понятия на примере всемирно известной игры от Blizzard, думаю, вы догадались, какой.