В истории искусства не так много художников, о которых мы можем сказать, что у них была счастливая судьба. К этим немногим можно с полным основанием отнести Леонида Осиповича Пастернака.


Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены.

По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию.

Это были два года вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства.

Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.

После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман. Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Письмо с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными. Пастернак начинает применять новую технику - сочетание темперы и пастели, много рисует углем. Его произведения становятся более выразительными, естественными и динамичными, они передают настроение изображаемой модели или пейзажа.

Л. О. Пастернак с женой

и сыновьями

Через год в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэт.

На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом. Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

К этому времени Леонид Пастернак уже профессор прославленного Московского училища живописи, ваяния и зодчества и останется на этом посту более четверти века.

Получение этой должности, как и все перемены в его жизни

Сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения". Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

"Бетховен".

Л. Пастернак

Дом Пастернаков стал одним из культурных центров Москвы, где часто собирались художники и музыканты. Помимо преподавания, Леонид Осипович пишет портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина, Рахманинова, главного раввина Москвы Мазе. Замечателен групповой портрет детей Пастернака, находящийся в Третьяковской галерее. Портреты эти отличались особой точностью духовной характеристики портретируемых.

В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".

В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.

Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года. Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии. Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

Регулярная исправленная статья
Пастернак, Леонид Осипович
до 1916 г.
до 1916 г.
Имя при рождении:

Ицхок-Лейб Пастернак

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Леони́д О́сипович Пастерна́к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак , также Постернак ; 1862, Одесса -1945, Оксфорд) - российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец поэта Бориса Пастернака .

Биография

Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе , в еврейской семье содержателя небольшой гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения.

С 1874 г. сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой (1881) безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883–86 гг. учился в Мюнхенской Академии художеств и параллельно на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1885 г.).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.

После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает перехать в Москву , где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман(1868–1939).

В том же году Пастернак поселился в Москве, где открыл свою рисовальную школу. Сотрудничал с театральным и музыкальным иллюстрированным журналом «Артист» (1889–95; Москва).

Участвовал в ежегодных выставках передвижников. Был членом объединения «Мир искусства».

В 1894 г., несмотря на отказ креститься, был утвержден в должности профессора в Училище живописи, ваяния и зодчества (где преподавал до 1921 г.).

Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом , Г. Штруком , А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана , Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон , Х. Н. Бялик, С. Ан-ский , Д. Фришман , И. Энгель , Я. Мазе , а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке - издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит - «Явне») - своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «hа-Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах.

А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. - альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы - по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам».

В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» - «Детские песни», 1925, Иерусалим).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak Dressing.jpg

    В гримёрной 1893

    Pasternak the Night.jpg

    Ночь накануне экзамена

    Pasternakportretvsuka.jpg

    Дирижёр В. И. Сук 1898

    Pasternaknaplyage.jpg

    Остров Rügen 1906

    Pasternak podlampoj.jpg

    Л. Н. Толстой с семьей 1902

    Pasternak Tolstoy 1908.jpg

    Лев Толстой 1908

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternaksosnyimore.jpg

    Сосны и море 1910

    Pasternakrazgruzkavagona.jpg

    Разгрузка вагона (Одесский порт) 1911

    Pasternakluchsolnzaint.jpg

    Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

    ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

    История семьи Пастернак это целая эпопея! Сначала немного о Л. О. Пастернаке.
    Пастернак Леонид Осипович (22. 3. 1862, Одесса -31. 5. 1945, Оксфорд) - живописец, портретист.
    Родился в бедной семье, младшим из шести детей. Рано проявил пристрастие к рисованию, что встречало сопротивление родителей. Окончил в 1881 гимназию, одновременно посещая Одесскую рисовальную школу. В 1881-82 учился на медицинском факультете Московского университета, параллельно занимаясь живописью и рисунком.

    В 1883 перевелся на юрфак Новороссийского университета (Одесса); вскоре поехал в Мюнхен, где провел несколько семестров в Королевской Академии изящных искусств.
    В Одессе Пастернак встретился с пианисткой Розалией Кауфман.
    В 1889 они поженились и переехали в Москву.
    Известный коллекционер П.Третьяков «с мольберта», купил у Пастернака «Письмо с родины»; успех этой картины на очередной Выставке передвижников выдвинул имя Леонида Пастернака в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Николай Ге называл его своим продолжателем.

    В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.

    В 1894 Пастернак написал картину «Накануне экзаменов», которая в 1900 году со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).

    В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к Пастернаку с просьбой проиллюстрировать его новую книгу «Воскресенье». Оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900.
    В 1900 году родилась дочь Жозефина (1900-1993), а через два года – Лидия (1902-1989).

    В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Розалии Пастернак (на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) художник начал свою большую работу «Поздравление» - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).

    В сентябре 1921 года художник Леонид Осипович Пастернак с женой и двумя дочерьми Жозефиной и Лидией получил разрешение на выезд из Советской России за границу для длительного лечения, по личному ходатайству А. В. Луначарского. Они уезжали, рассчитывая вернуться в Москву после того, как в ней восстановится нормальная жизнь.
    Сыновья Борис и Александр, остались в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда родителей в коммунальную.
    Местом пребывания Л. О. Пастернака с семьей стал Берлин. Он с воодушевлением взялся за новые задачи и вскоре освоился в художественной атмосфере Берлина 1920-х годов.
    Он написал портреты многих ученых, художников и писателей своего времени. Это - немецкий филолог А. фон Гарнак, физик А. Эйнштейн, поэт Р. М. Рильке, писатель Г. Гауптман, художник Макс Либерман. Среди русских, с кем он встречался, и чьи портреты писал в Берлине, - А. Ремизов, М. Гершензон, Лев Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и его жена Наталья Розенель.

    Леонид Осипович писал натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением, городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена.
    Окончив университет, дочери вышли замуж и разъехались. Жозефина с мужем и двумя детьми жили в Мюнхене, младшая Лидия Пастернак-Слейтер в 1935 году переехала в Англию, где ее муж вскоре после рождения детей получил от своих родителей большой дом в Оксфорде.
    С ужесточением нацизма в Германии сначала Леонид Осипович с женой, а потом и Жозефина с семейством бежали в Англию. Картины Пастернака в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву.
    В 1938 г. Леонид Пастернак покинул Германию и поселился в Англии. В Лондоне он снова взялся за работу, несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ.
    Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом. Лидия привезла в Оксфорд убитого горем отца. В доме на Парк Таун 20 Леонид Осипович Пастернак прожил последние шесть лет своей жизни. Леонид Осипович умер в Оксфорде 31 мая 1945 г.
    Пастернак создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети кормят родителей. Действительно, рисунки и литографии, изображающие сцены детской жизни, пользовались огромным успехом у коллекционеров.

    Лидия Леонидовна ПАСТЕРНАК-Слейтер (1902-1989). Ее детство и юность прошли в атмосфере высокой культуры и интеллигентности, характерной для семьи Пастернаков. Жизнь у нее, как впрочем и у всех детей Леонида и Розалии Пастернак, была полна волнующих событий и обстоятельств. В 1921-м она вместе с родителями и старшей сестрой Жозефиной выехала в Берлин. Родители надеялись поправить свое пошатнувшееся здоровье и дать дочерям возможность получить высшее образование. Жозефина подала документы на философский факультет берлинского университета. Лидия выбрала биохимический факультет этого же университета, по окончании которого работала в Мюнхенском институте психиатрии, затем в Институте Кайзера Вильгельма в Берлине. К слову, там она оказалась в одной лаборатории с великим ученым Николаем Васильевичем Тимофеевым-Ресовским.
    Тимофе;ев-Ресо;вский (1900 - 1981) - биолог, генетик. В сентябре 1945 г. Тимофеев-Ресовский был этапирован в Москву и приговорен к 10 годам за измену Родине. В 1947 году, в связи с работами по созданию советской атомной бомбы, специалиста
    по радиационной генетике, его перевели на «Объект 0211». Он был при смерти от голода. В 1951 г. он был освобожден. В 1955 году - подписал знаменитое «Письмо трёхсот» против «лысенковщины».

    Там же Лидия познакомилась с английским ученым-психиатром Элиотом Слейтером. Замужество позволило ей в сентябре 1935 года покинуть нацистскую Германию и поселиться на родине мужа в Оксфорде, где Элиот получил от родителей большой дом. К тому времени у них уже родились два сына, впоследствии в Великобритании появились на свет две дочери: Майкл (1936), Ники (1938), Роза (1940) и Лиза (1945). Слейтер как врач работал в военных госпиталях, а в последний год войны он оставил семью, передав большой дом в распоряжение жены.
    С годами Лидия все больше времени стала уделять литературным занятиям. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке.
    Лидия Леонидовна Пастернак-Слейтер побывала в России спустя 39 лет после своего отъезда из Москвы. Дело происходило в июньские дни 1960-го, когда в Переделкино умер ее брат Борис. Перед его смертью была послана телеграмма в Оксфорд, но все метания Лидии перед воротами советского консульства были напрасны. Визу ей дали только после похорон.
    А она любила свою страну всей душой. Хранила наследие отца, переводила на английский стихи брата Бориса, Ахматовой, Евтушенко, устраивала вечера, посвященные молодым поэтам из СССР в различных университетах Англии. А в 1979-м, к открытию грандиозной выставки отца в Третьяковке, привезла в подарок целую коллекцию его работ. Умерла в 1989 году.

    Жозефина Леонидовна ПАСТЕРНАК (1900 - 1993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин Жозефина пошла на философский факультет, чтобы заниматься религиозной философией.
    Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака и поселилась вместе с мужем в Мюнхене, где окончила университет в 1929 году со степенью доктора философии. В сущности, она всю жизнь потом размышляла над вопросами теории познания, что, в конце концов, вылилось в серьезное сочинение.
    Жозефина тоже писала стихи. Брат, Борис Пастернак восхищался ими. У Жозефины родились двое детей: дочь Аленушка (1927) и сын Чарли (1930). В 30-ые годы Жозефина собиралась с семьей получить статус беженцев и переехать в Америку. Муж Жозефины как австрийский подданный был интернирован.
    Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде неподалеку от отца и сестры.
    Жозефина Пастернак подружилась также с А. Ф. Керенским, острый ум которого она высоко ценила.

    ПАСТЕРНАК Александр Леонидович (1893, Москва – 1982, там же.) Учился в гимназии в одном классе с Владимиром Маяковским. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Политехнический институт.
    Работал на строительстве Шатурской ГРЭС.
    Был помощником К. С. Мельникова при проектировании и строительстве саркофага в Мавзолее В. И. Ленина.
    Начальник строительства 4-го узла канала Москва-Волга (1935 – 37), автор проектов коттеджей для членов правительства Турции (1934) и универмага в Москве (1938). Работал над проектом восстановления Севастополя (1946), преподавал в МАРХИ (1932 – 55).
    Автор воспоминаний, вышедших в Мюнхене в 1983 году. Воспоминания охватывают в основном конец XIX - начало XX столетий вплоть до революции 1917 г. Не претендуя на документальную точность и последовательность изложения, автор сохранил остроту детских и юношеских впечатлений и великолепно передал как архитектурный облик Москвы тех лет, так и неповторимое очарование быта близких им семей в дореволюционной Москве. Его книга - это, помимо прочего, еще и путеводитель по старой Москве, которой почти не осталось.
    Шероховатость в описаниях, меткость сравнений местами напоминают прозу старшего брата. Жена Ирина Николаевна, урожденная Вильям, тоже архитектор. Сын Федор Александрович, его жена Розалия Константиновна и их дочь Анна Федоровна – океанологи. Похоронен Александр Леонидович на Введенском кладбище в Москве.

    Бори;с Леони;дович ПАСТЕРНАК(1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино).
    Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович.
    В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Борис Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
    Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ.
    С 1914 близко знакомится с Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние.
    Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая.
    В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности.
    Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине.
    В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. Евгения Лурье родилась в Могилёве в семье владельца писчебумажного магазина, одной из четверых детей. Окончила частную гимназию и уехала в Москву, где поступила на математическое отделение Высших женских курсов. Но вскоре она бросила математику и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Брала уроки живописи у Роберта Фалька, стала профессиональным художником-портретистом. Евгения обладала всеми качествами классической музы – утончённая красавица, будто сошедшая с полотна Боттичелли, весёлая, деликатная, наделённая удивительным чувством прекрасного.
    В 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений. Пастернак назвал сына именем любимой жены - вопреки еврейской традиции не давать младенцам имена живых родственников.
    В 1931 году брак Евгении Лурье с Борисом Пастернаком распался. Равновесие семейной жизни расшатывала ревность Евгении. Она безумно переживала по поводу переписки мужа с Мариной Цветаевой.
    Для Евгении уход Пастернака, после тяжёлого объяснения, обернулся трагедией – она стала медленно сходить с ума.
    В годы Великой Отечественной войны (с 6 августа 1941 года) Евгения Владимировна находилась с сыном в эвакуации в Ташкенте. Умерла она в Москве 10 июля 1965 года.
    На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
    В 1929 году Пастернак знакомится с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию. К моменту их первой встречи, Пастернаку было уже почти сорок, Зинаиде Нейгауз – тридцать три. Её брак, в отличие от брака поэта, был весьма благополучным – Зинаида была замужем за великим пианистом и основателем знаменитой музыкальной школы Генрихом Нейгаузом. И вот в доме Нейгаузов появился Пастернак.
    Писатель не на шутку увлёкся Зинаидой и как-то объяснился с ней, но она решила осадить его. Это не только не охладило чувств Бориса, а подстегнуло его ещё на одно безумие – он пошёл к Генриху Нейгаузу и рассказал ему о своей любви к его жене. Когда поэт выложил всё Генриху, тот даже не возмутился, а спокойно ответил, что всё в порядке.
    И что он прекрасно понимает чувства соперника, потому как у него у самого тоже есть женщина помимо жены.
    Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В ночь на 1 января 1938 у них рождается сын Леонид (будущий физик).
    Зинаида Пастернак после смерти мужа (1960 г.) осталась без средств к существованию. Его произведения не издавали, пенсию за мужа, несмотря на все хлопоты весьма именитых друзей, получить так и не удалось. За год до смерти, уже будучи тяжело больной, она написала «Воспоминания» о своей жизни с Борисом.
    Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 году от рака горла. Сын Леонид Борисович умер в 1976 году в 38 лет.
    В 1936 Борис Пастернак поселяется на даче в Переделкино. Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х хорошо известен многим: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72. К концу 30-х Пастернак обращается к прозе и переводам Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
    В 1937 году Борис проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного писателя Б. Пильняка.
    1942-1943 годы он провёл в эвакуации в г.Чистополь, Татарстан. Помогал материально многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.
    В декабре 1946 г. в редакции журнала «Новый Мир» Пастернак познакомился с О;льгой Все;володовной Иви;нской (1912 - 1995), она стала «музой» поэта. Ольга закончила в 1934 году Московский институт редакционных работников, работала редактором, переводчицей, была писательницей. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения. Он посвятил ей многие стихотворения. Она - основной прототип Лары из «Доктора Живаго».
    Роман «Доктор Живаго» о судьбах российской интеллигенции от начала столетия до Великой Отечественной войны создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год.
    Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 году прокоммунистическим издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, - привела к настоящей публичной травле Пастернака, исключению из Союза писателей, оскорблениям в его адрес со страниц газет, на собраниях трудящихся. Коллеги-писатели требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!».
    В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии.
    Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкине.
    Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня). Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище.
    До 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
    Судьба Ивинской трагична. В 1949 г. она была арестована за «близость к лицам, подозреваемым в шпионаже». В тюрьме у беременной Ивинской произошёл выкидыш.
    Особым совещанием она была приговорена к 5 годам.
    После освобождения вернулась в Москву, где была для Пастернака главной опорой и поддержкой во время травли после присуждения ему Нобелевской премии по литературе.
    Ивинской и её детям Пастернак завещал часть авторских гонораров за заграничные издания «Доктора Живаго». Эти деньги, явились причиной ее повторного ареста (вместе с дочерью - Ириной Емельяновой) в августе 1960 г. по обвинению в контрабанде. Ольге присудили 8 лет, дочери Ирине дали 3 года. Следователь обвиняет Ольгу в том, что это она… написала крамольный роман. Ему в руки попала записка Пастернака: «Никто не знает, что это все ты, ты одна водила моей рукой…». В защиту двух женщин пишут и Дж.Неру, и бельгийская королева, Грэм Грин, Франсуа Мориак, Альберто Моравиа и др.
    Ивинская была освобождена через 4 года в октябре 1964 года. Стараниями книгоиздателя Фельтринелли она была включена в число наследников Пастернака и получила свою долю, позволившую прожить последние 30 лет жизни в однокомнатной квартире около Савёловского вокзала до кончины 8 сентября 1995 года. Похоронена на кладбище в Переделкино.

    Искать по имени художника

    Пастернак Леонид Осипович
    1862–1945

    ПАСТЕРНАК Леонид Осипович

    Живописец, график.

    Происходил из небогатой еврейской семьи. Первоначальное художественное образование получил в Одесской школе рисования Общества изящных искусств (1879–1881), где занимался у А. Бауера. Окончил школу с серебряной медалью. В 1881 поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1883 перешел на юридический факультет, который оканчивал уже в Новороссийском университете в Одессе. Параллельно продолжал художественное образование. В 1881–1882 посещал частную мастерскую профессора МУЖВиЗ Е. С. Сорокина, в 1882–1885 учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у Л. Гетериха и И. Лиценмейера (окончил с золотой медалью) и живописной мастерской (курса обучения не окончил).

    В 1885–1886 отбывал воинскую повинность. С 1886 по 1889 жил в Одессе. С 1888 (по 1901) - постоянный экспонент ТПХВ. В 1889 переехал в Москву. В том же году женился на пианистке Р. И. Кауфман, имел четверых детей: Жозефину, Лидию, Александра (в будущем известного архитектора), Бориса (поэта).

    В Москве вошел в «поленовский кружок», познакомился с В. Д. и Е. Д. Поленовыми, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, М. В. Нестеровым и другими. Картину «Вести с родины», экспонировавшуюся на 17-й выставке Товарищества передвижников, приобрел в свое собрание П. М. Третьяков. В конце 1880-х - начале 1890-х давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О. А. Гунста. В 1889–1894 руководил собственной школой рисования. С 1894 (по 1921) преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем - во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами.

    В 1892 познакомился с Л. Н. Толстым, часто гостил в его доме в Хамовниках (Москва) и в имении Ясная Поляна. Выполнил графические портреты писателя и членов его семьи. Создал иллюстрации к романам «Война и мир» (1892) и «Воскресение» (1898–1899). Сотрудничал с журналами «Маяк», «Пчелка», «Будильник», «Осада», «Свет и тени». Работал художественным редактором журнала «Артист».

    В 1894 за картину «Накануне экзаменов» был награжден Второй золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 за иллюстрации к роману Толстого «Воскресение» отмечен малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

    В 1900 посетил Париж, в 1904–1906 и 1912 совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

    В 1903 стал одним из членов-учредителей Союза русских художников. В 1903–1905 принимал участие в выставках «Мира искусства». В 1907 был среди организаторов объединения «Свободная эстетика». В 1905 удостоен звания академика.

    После революции работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1921 вместе с женой и двумя дочерьми переехал в Берлин. В 1924 по предложению парижского издателя А. Э. Когана отправился в историко-этнографическую экспедицию в Палестину, итогом которой стала обширная монография с репродукциями выполненных там рисунков Пастернака. В 1927–1928 и 1932 в галерее В. Хартберга в Берлине состоялись персональные выставки художника.

    В эмиграции много занимался литографией, выполнил серию портретов известных деятелей культуры. После прихода к власти в Германии национал-социалистической партии Пастернаку было запрещено заниматься живописью. Художник начал в советском полпредстве переговоры о возвращении в СССР, но они не имели успеха. В 1938, после смерти жены, он переселился к дочерям в Англию. Последние годы жизни почти безвыездно жил в Оксфорде.

    Мемориальные выставки Пастернака прошли в 1958 в Пушкинском клубе в Лондоне, в 1959 - в Музее Эшмолиан в Оксфорде. Ретроспективы произведений художника были организованы в 1962 в Бристоле (Городской музей) и Мюнхене (Городская галерея), 1969, 1979, 2001 в Москве (Государственная Третьяковская галерея), 1975 - Дюссельдорфе и Базеле, 1982 - Оксфорде (Музей современного искусства), 1987 - Вашингтоне.

    Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. Творчество мастера сложно причислить к какому-либо конкретному художественному направлению. И хотя его часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры художника, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

    Творчество Пастернака представлено во многих музейных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.