Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Биография

История создания произведения

Характеристика героев

Идейно эмоциональная оценка

Тематика

Проблематика

Предметная детализация

Хронотоп

Тип повествования

Система персонажей

Сюжет и конфликт

Биография

ЗАЙЦЕВ Борис Константинович(29.01/10.02.1881-28.01.1972), русский писатель. Родился в Орле, в дворянской семье. Страдания и потрясения революционных лет приводят Зайцева к осознанному принятию православной веры и к Церкви, верным чадом которой он остается до конца дней. С этого времени в его творчестве, по собственным словам писателя, "хаосу, крови и безобразию" будут противостоять "гармония и свет Евангелия, Церкви". Православное мировоззрение автора отразилось уже в рассказах 1918--21 ("Душа", "Белый свет", "Уединение"), где Зайцев, расценивая революцию как закономерное возмездие за "распущенность, беззаботность... и маловерие", не впадает в озлобленность или ненависть, но призывает современника-интеллигента к покаянию, любви, кротости и милосердию. Рассказ "Улица св. Николая" -- образная хроника исторической жизни России начала века, редкая по точности и глубине осмысления событий; кроткий старичок-возница Миколка (не сам ли Николай Чудотворец?), спокойно погоняющий лошаденку по Арбату, крестящийся на церкви, вывезет страну, как верится автору, из самых тяжких исторических испытаний. Главнейший мотив, проходящий сквозь все творчество Зайцева, -- мотив смирения, понимаемого в христианском смысле, как мужественное принятие всего, посылаемого Богом.

Благодаря страданиям и потрясениям революции, как писал сам Зайцев, он открыл для себя неведомый прежде материк -- "Россию Святой Руси". В эмиграции, вдали от родины, тема Святой Руси становится главной в творчестве художника. В 1925 вышла в свет книга Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский". Монашеский подвиг Сергия, возродившего духовную силу Руси в годы ордынского ига, ободрял русских эмигрантов, вдохновлял на созидательную работу. Книга открывала характер русской православной духовности. Устоявшемуся представлению, что все русское -- "гримаса, истерия и юродство, достоевщина", Зайцев противополагал духовную трезвенность Сергия -- пример "ясности, света прозрачного и ровного", любимейшего самим русским народом.

"Россия Святой Руси" воссоздается Зайцевым во множестве очерков и заметок 1920--60-х -- об Оптиной пустыни и ее старцах, о святых Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, патриархе Тихоне, церковных деятелях русской эмиграции, Богословском институте и Сергиевом подворье в Париже, русских монастырях во Франции.

В мае 1927 Зайцев совершил паломничество в центр вселенского Православия -- на Св. Гору Афон, а в 1935 вместе с женой посетил Валаамский монастырь, принадлежавший тогда Финляндии. Итогом этих поездок явились книги очерков "Афон" (1928) и "Валаам" (1936), ставших лучшими описаниями этих святых мест в литературе XX столетия. Зайцев дает читателю возможность почувствовать мир православного монашества, пережить вместе с автором минуты тихого созерцания. Щемящим чувством родины проникнуты картины уникального оазиса русской духовности, образы приветливых иноков и молитвенников-старцев.

В романе "Дом в Пасси" (1935) воссоздана жизнь русской эмиграции во Франции. Драматические судьбы русских изгнанников, выходцев из различных слоев общества, объединяет мотив "просветляющего страдания". Центральный персонаж романа -- монах Мельхиседек, подвизающийся в миру. Он воплощает православный взгляд на мир, на происходящие вокруг события, на проблему зла и страдания: "Последние тайны справедливости Божьей, зла, судеб мира для нас закрыты. Скажем лишь так: любим Бога и верим, плохо Он не устроит".

История создания

Произведение Б.К.Зайцева «Осенний свет» было написано в 1918 году.

В исторической катастрофе, постигшей Россию в эти года, Зайцев сохранил незапятнанной честь русского писателя, офицера, интеллигента. Первая мировая война застала Зайцева в имении Притыкино Каширского у. Тульской губ. Это -- «великое испытание, посланное людям за то, что они много нагрешили и “забыли Бога”, -- пишет он Г. И. Чулкову. -- …Все без исключения ответственны за эту войну. Я тоже ответственен. Мне -- это тоже напоминание -- о неправедной жизни». По окончании Александровского военного училища в марте 1917 Зайцев был произведен в офицеры, но участвовать в боях ему не довелось: заболев крупозным воспалением легких, он получает отпуск и незадолго до окт. 1917 уезжает в Притыкино. 1917--22 стали самыми тяжелыми для семьи Зайцевых. В первый день февральской революции убит его племянник, в 1919 умирает отец, вскоре арестован и расстрелян сын жены Зайцева от первого брака А. Смирнов. В этот период создаётся произведение «Осенний свет».В нём отражены душевные переживание автора.

Характеристика героев

Ковалёв.

Главный герой рассказа «Осенний свет» - Ковалёв.

Ковалёв имел сомнительное хозяйство, что говорит, о том, что он не был успешным хозяином и не очень умело справлялся с делами.

Мать Ковалёва плохо уживалась с женой и он торопился достроить дом. Так бы, скорее всего, сделал человек, который пытается не решать проблему, а избежать её.

В течении всего рассказа главный герой придаётся воспоминаниям. Вспоминает своё детство, юность, первую любовь. Это раскрывает романтическую сторону его характера.

В отношении с Ниной Андреевной чувствуется какая-то привязанность Ковалёва. Заходит разговор об их молодости и любви и эму это нравится. Нина Андреевна утверждает, что сейчас всё, чем сейчас занимается Ковалёв- «не его».

Ковалёву уже приелись хозяйство, дом, жена…Наверное он жалел обо всём этом, но уже не решался что- либо изменить.

Нина Андреевна.

«…она одета в серый костюм, такая же высокая и статная. На террасу она взошла бодрым, энергичным шагом..»

У неё были голубые глаза, пепельные волосы, несколько полная шея и очень светлая кожа; лишь вглядевшись можно заметить морщинки у глаз и коричневые обводы.

Нина Андреевна крепкая женщина, которая весьма неплохо управляется с хозяйством, несмотря на то, что одинока. Она спокойна, деловита и очень уверенна в себе. Когда смотришь на нее, кажется, что она прошла свой жизненный путь легко, без разочарований и переживаний, хотя всё это совсем не так.

Нина Андреевна никогда не сдаётся, не любит слабых людей. Она считает, что, несмотря на горечь и неудачи, нужно смотреть на всё просто и смело.

Случалось в её жизни горе, а она в этот момент вышивала, не поддаваясь панике и слезам.

Нина Андреевна очень мудрый человек. Ковалёв считает, что она человек безгрешный и живёт правильно.

Эта женщина прямой и смелый человек. Открыто говорит, что всё, чем занимается Ковалёв, не его. И он не смеет ей перечить, а молча соглашается.

Идейно эмоциональная оценка

Ковалёв и Нина Андреевна, главные герои произведения - представляют собой положительные образы. Б.К.Зайцев не даёт героям отрицательной оценки.

Тематика произведения

1. Тема памяти.

Тема памяти и уходящего прошлого проходит через всё произведение. Эта одна из главных тем в творчестве писателя.

Ковалёв и Нина Андреевна, встретившись спустя 15 лет, вспоминают беззаботную юность, проведённую здесь. В душе героев снова возникают те тёплые чувства, которые они испытывали друг к другу много лет назад.

Мысли о прошлом не покидают Ковалёва. Всё вокруг: природа, усадьба Нины Андреевны - напоминают ему то время. Даже разговор главных героев заходит об ушедшем прошлом.

2. Тема любви.

Тема любви вытекает из темы памяти. Нина Андреевна и Ковалёв когда - то давно любили друг друга. Но любили по- разному. Ковалёв был молодой, и это была, скорее всего, его первая любовь. Нина Андреевна - взрослая и мудрая женщины понимала, что ничего между ними не может быть. Возможно, она тоже любила Ковалёва, но отказалась от этой любви.

3.Тема русской женщины.

Тему русской женщины раскрывается в лице Нины Андреевны. Она сильная, самостоятельно управляется хозяйством, и получается это у неё весьма не плохо. При всём этом остаётся красивой, ухоженной женщиной.

У Нины Андреевны сильный характер. Бывали в её жизни горечь и разочарования, но со всем этим она справлялась.

4.Тема семейной жизни.

1) Ковалёв, вернувшись в свою усадьбу, не хочет идти домой и просит постелить ему в чулане. Семейный быт приелся ему.

2) Мать и жена главного героя плохо уживаются друг с другом, поэтому Кон хочет скорее их разъединить.

5.Тема жизненного пути.

Ковалёв словно недоволен своей судьбой. Если бы у него была возможность построить свою жизнь, заново он бы всё изменил и добился любви Нины Андреевны.

Ему гораздо приятнее гулять по усадьбе Нины Андреевны и вспоминать свою юность, нежели вернуться домой, к жене. На слова Нины Андреевны « ..нет, вы всё это не любите, и мне кажется,что, если бы не некая инертность, вы бы всё бросили » он промолчал, что свидетельствует о том, что он согласен с этим.

Проблематика произведения

зайцев роман сюжетный эмиграция

1 . Проблема прошлого и нынешнего Ковалёва.

Приехав в усадьбу Нины Андреевны, Ковалёв вспоминает себя в юности: юность скудная и диковатая, но страстная. Нынешний Ковалёв уже не обладает той силой, страстью, тем характером и способностью совершать необдуманные поступки. Сейчас он уже не может всё изменить, бросить жену, детей, хозяйство и остаться здесь, рядом с Ниной Андреевной, как бы он этого не хотел.

Но с другой стороны в юности Ковалёв был робкий, застенчивый, иногда даже нескладный…Сейчас же он барин, управляющий хозяйством.

2.Проблема невзаимной любви.

Нине Андреевне нравилось, что Ковалёв любит её, а сама она к нему не испытывала тех же чувств, но виноватой себя не считает. У неё было много ухажёров, богаче и старше Ковалёва, и с ними она обращалась так же мило.

3.Проблема тяжёлой женской судьбы.

Нина Андреевна одинокая женщина. Она рассказывает о том, что у неё были страдания, горечь и неудачи, но со всем этим она справлялась. Автор не описывает подробно жизненный путь Нины Андреевны. Она одинока и это свидетельствует о том, что сейчас она не до конца счастлива.

4.Проблема нерешительности человека.

Ковалёв, несмотря на то, что не счастлив в браке и любит не жену, а другую женщину не решается ничего изменить. Для него легче смириться с этим и убить свою любовь, нежели совершить безумный поступок ради собственного счастья.

Идея произведения

Идея рассказа «Осенний свет» заключается в том, что человек сам строит свою судьбу.

В рассказе «Осенний свет» присутствует трагический пафос. Чувствуется душевное переживание главного героя. Раскрывается внутренний конфликт, Ковалёв стоит перед выбором личного стремления и чувством долга.

Главный герой не счастлив. Ему вспоминаются юные годы, и он хочет вернуть их обратно. Он всё ещё очарован Ниной Андреевной, восхищается ею. Ковалёв не счастлив в браке и даже не хочет возвращаться домой.

Предметная детализация

Портрет. В рассказе «Осенний свет» Зайцев Б.К. использует портретное описание. Автор конкретно описывает внешность Нины Андреевны - голубые глаза, пепельные волосы, полная шея, светлая кожа.

Внешность Ковалёва остаётся неизвестной. Сказано лишь то, что у него полное телосложение.

Пейзаж. В рассказе «Осенний свет» пейзаж играет немаловажную роль. Через всё произведение проходит описание той или иной местности. Пейзаж дополняет внутренний мир Главного героя. Его переживания и мысли. Пейзаж напоминает Ковалёву его прошлое: «Яблочный сад тянулся за ним, но казалось, что тут же рядом, среди этих же мест идут прежние тени, былые люди, всё как бы отшедшее, но и живое »

Интерьер. Интерьер в доме Нины Андреевны: «…на столе блестящий самовар, недопитый чай, салфеточки, печенье с обычным изяществом…» свидетельствуют об укладе жизни героини.

Хронотоп

Время действия рассказа « Осенний свет»- один день. Но наблюдается взаимодействие временных пластов прошлого и настоящего. Ведь Ковалёв на протяжении всего рассказа вспоминает своё прошлое и автор довольно подробно описывает нам его.

Место действия усадьба Нины Андреевны. Ведь именно здесь Ковалёв провёл свою юность. И это даёт ему возможность ещё лучше вспомнить всё, что было много лет назад.

Тип повествования

В рассказе « Осенний свет» используется несобственно - прямая речь. Автор является повествователем рассказа. Он описывает героев, пейзаж, интерьер, само действие.

Система персонажей

Взаимоотношения между героями рассказа «Осенний свет» Ковалёвым и Ниной Андреевной весьма неодносторонне. Он,спустя много лет, всё ещё очарован ей, но ведёт себя сдержанно и лишь мысли выдают его любовь.

Второстепенные герои не играют никакой особой в произведении. Так, арендатор усадьбы Нины Андреевны используется лишь для того, чтобы произошла смена действия, а жена и мать Ковалёва для того, чтобы показать жизнь Ковалёва.

Сюжет и конфликт

Экспозиция. Экспозиция рассказа «осенний свет» - это момент, когда Ковалёв осознаёт, что за кирпичом придётся ехать в усадьбу Нины Андреевны.

Завязка. Завязка рассказа - начинается во II главе, с момента, когда Ковалёв приехал в усадьбу Нины Андреевны. А именно когда он увидел хозяйку усадьбы, свою первую любовь, спустя 15 лет. «Снизу, по дорожке, шла Нина Андреевна…»

Кульминация. Кульминация рассказа - это разговор Нины Андреевны и Ковалёва об их молодости. Заводит разговор Ковалёв своим вопросом, помнит ли Нина Андреевна их совместные прогулки в лесу. Она конечно же помнит.

Развязка. Развязка рассказа происходит в IV главе, когда Ковалёв, приехав в усадьбу, не возвращается домой, к семье, а просит постелить в чулане.

В данном произведении адинамичекий тип сюжета. Элементы сюжета выражены не чётко, много внесюжетных элементов.

Внесюжетные элементы. Б.К.Зайцев в данном произведении использует много внесюжетных элементов. Большую часть рассказа занимает описание местности. Пейзаж и портрет несут свой смысл и играют немаловажную роль.

Конфликт . В рассказе «Осенний свет» присутствует внутренний, психологический тип конфликта. Ковалёв не счастлив, но не решается ничего изменить. Герой несёт в себе внутренние противоречия.

Этот тип конфликта локальный, так как Ковалёв всё же может своими действиями всё изменить.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические предпосылки романа Ф.М. Достоевского "Бесы". Анализ характеров действующих лиц романа. Образ Ставрогина в романе. Отношение к вопросу нигилизма у Достоевского и других писателей. Биография С.Г. Нечаева как прототипа одного из главных героев.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2011

    Изучение сюжетной линии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" - произведения, где повествуется о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией, но так же рассказывается о драматической, трагической любви главных героев - Григория, Аксиньи и Натальи.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Жанр романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" - лирический эпос, основная тема - личность в русской истории ХХ в. Пересечение множества частных судеб на фоне исторических событий. Жизненная позиция Живаго, ее противопоставление мировоззрению других героев.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Раскрытие психологизма романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, "духовный путь" героев романа. Психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории.

    реферат , добавлен 18.07.2008

    Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина "Евгений Онегин", его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.

    реферат , добавлен 26.04.2011

    Описание типа личности одного из главных героев романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". Исследование основных признаков, присущих шизоидному типу личности. Характеристика ядра личности Дмитрия Карамазова. Анализ его поведения и защитных механизмов.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2013

    Анализ романа "Мартин Иден", его тематика, проблематика и идейная основа. Характеристика главных героев. Второстепенные и эпизодические персонажи. Композиция романа и его художественные особенности. Темы любви, общества, стремления и образованности.

    реферат , добавлен 23.12.2013

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Изучение факторов, повлиявших на написание исторического романа "Унесенные ветром" американской писательницей Маргарет Митчелл. Характеристика героев романа. Прототипы и имена персонажей произведения. Исследование идейно-художественного содержания романа.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Противоборство поколений и мнений в романе Тургенева "Отцы и дети", образы произведения и их реальные прототипы. Портретное описание главных героев романа: Базарова, Павла Петровича, Аркадия, Ситникова, Фенечки, отражение в нем отношения автора.

ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗОВ БОРИСА ЗАЙЦЕВА В СТАРШИХ КЛАССАХ

В программу по литературе 11 класса имя Бориса Зайцева было включено сравнительно недавно, да и отведен ему всего 1 час. И здесь задача учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, показать особый стиль Зайцева. Наверное, лучше обратиться к рассказам, небольшим по объему, которые в случае необходимости могут быть прочитаны непосредственно на уроке. Учащиеся уже знакомы с понятием импрессионизма в литературе (Фет), философской новеллой (Чехов), уже прочитаны рассказы Ивана Бунина, т.е. есть литературный опыт, на который можно опереться, поэтому возможно проведение урока-семинара. Выбор рассказов может и должен зависеть от желания учителя и учащихся. К уроку по теме « Человек и мир в ранних рассказах Бориса Зайцева» были выбраны следующие произведения: (1) «Волки», «Мгла», (2) «Сон», «Тихие зори»;

Предваряя анализ рассказов первой группы, вспомним слова самого писателя: «Мир, где ты? Я всегда с тобой. Ты меня несешь. Дни бегут за годами, годы за днями, от одной туманной бездны к другой. В этих днях мы живем».

Рассказ «Волки» 1902 г принес Зайцеву известность. Что же в нем особенного? О чем этот рассказ? О противостоянии добра и зла, о месте человека в мире, о выборе пути, о «потерявшихся» людях? В первой части рассказа волки устало и болезненно заводят мистическую песнь злобы и голода,дикую жалобу тоски и боли, и тогда на полустанке у угольных копей слышит ее молодая барыня-инженерша, и кажется молодой барыне, что это ей поют отходную. Кто поет? Мир? Из ее уст вырываются слова: «Проклятые». К кому они относятся: к волкам, а может, к человеку? Ведь уже в конце 2 главы это слово прорычат волки!

Как ведут себя проклятые волки и люди? Людей мы не видим на страницах рассказа, мы только слышим и чувствуем их присутствие. («пятном виднелась деревня», «вдыхали запахи лошадей, свиней, коров») С кем же борются волки? « Я не пойду дальше, - заикаясь, говорил он, щелкая зубами. – Я не пойду, белое кругом…белое все кругом…снег. Это смерть. Смерть это». Снег наделен бледными глазами, он заговорил, поземка ядовито зашипела, белая пустыня ненавидит. « Все это имело такой вид, будто тут, в полях, наверное знают, что никому нельзя добежать, что нельзя бежать, а нужно стоять смирно, мертво и слушать». Путь волков бессмыслен и одинок. Нарастает напряжение, злоба, отчаяние. Волки ищут виноватого в своей участи и находят. «Куда ты нас ведешь? Знаешь ли путь? Выведешь ли куда-нибудь?» Первое столкновение волчишки и вожака, несколько жестоких и ненужных драк, желание смириться с судьбой двух отставших волков – все это предвещает надвигающуюся трагедию. «Товарищи были зубастые, голодные и раздраженные». А вожак - старый, мудрый, испытавший победы и поражения - честно ведет свою стаю, честен он и в последнюю минуту своей жизни. Но «над ним повисло что-то мрачное, давящее, и если чуть шелохнуться, оно обсыплется и задавит». Расправа над вожаком – кульминация рассказа. Это последний эпизод, где стая едина – «все сбились в один катающийся по земле комок». Совершенное преступление ее разъединило. Почему, ведь «общего врага» больше нет? Раньше их объединял вожак, а теперь они сломлены, теперь каждый напоминает каждому о его слабости и подлости, поэтому теперь каждый сам за себя. Но что можно сделать в одиночку? Только умереть.

«А заметюшка насмешливо посвистывала». «Ветер злобно и насмешливо кромсал ее (песню),рвал и швырял в разные стороны».

3 и 4 главы удивительным образом перекликаются с сюжетом «Легенды о Данко» Максима Горького. Конечно, мы должны помнить, что Данко – романтический герой, что у Горького была совершенно другая задача, но тем интереснее сравнить разрешение конфликта. Невидимый враг преследует героев обоих произведений. Люди у Горького уподобляются животным, а волкам Зайцева присущи человеческие черты, в частности - чувство стыда.

Зайцев

Горький

Они чувствовали, что белая пустыня погубит их, что она разлеглась повсюду и зажмет, похоронит их в себе. Их брало отчаяние.

Везде видел острые морды, круглые, блестящие глаза. …Он почувствовал что-то жгучее и острое пониже горла, мелькнули на вершок от лица чьи-то желтые, невидящие от ярости глаза, и сейчас же он понял, что погиб.

И ослабли люди от дум…Страх родился среди них…И уже хотели идти к врагу и принести в дар волю

Ты умрешь! -ревели они…Много людей стояло вокруг него, и нельзя было ждать от них пощады. они насторожились, как волки, стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко

Осторожный человек, наступивший на сердце Данко

Если романтический герой вывел людей к свету, то Зайцев – реалист не может позволить себе такой финал. Человек блуждает в потемках. В жестоком, ощетинившемся мире он оказался неприкаянным, не нашедшим своего пути. Знает ли сам автор ответ на вопрос: куда идти? Мы тонем в мире, но мир слушает нас. Что же он сам?

Обратимся к рассказу «Мгла». Именно на охоте возникает это чувство связанности с миром, так как никто больше охотника не сливается в одно с природой. Мы помним «Записки охотника» И.С.Тургенева, описание охоты в «Антоновских яблоках» И.Бунина. А что отличает рассказ Зайцева? Так же, как и у Бунина, повествование ведется от первого лица, автор вовлекает читателя в действие, постоянно употребляя местоимение «мы». И мы, действительно, вместе с автором внимательно, детально следим за каждым этапом охоты. Но если у Бунина охота – праздник, шумный, веселый, многолюдный, то у Зайцева – это поединок человека и зверя. Все остальное неважно. Волк борется за жизнь. А человек? Человек и зверь повторяют не только действия, движения, но и чувства.

Волк

Человек

Он присел на мгновение…

Волк…круто поворачивает в снег и,

Увязая по уши, из последних сил лезет куда-то

Видимо, он изнемог

Он лежит все там же, где его застала смерть

Ужасно это предсмертное сверканье,

Эта непримиримая ненависть

Я тоже пригнулся

Я грудью пробиваю себе дорогу в снегу

Я тоже измучен

Я повыше, на снежном гребне

Я корчился от желания схватить его,

в слепой ярости бросался

Но это не охотничий азарт, это нечто другое. «…что-то безумное владеет мною». И победитель «не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти». Может быть поэтому «все кругом молчало, но имело ироничный вид». И нет ничего удивительного, что мир «как неподвижное лицо Вечной Ночи, с грубо вырубленными, сделанными как из камня огромными глазами», выражающими «равнодушное отчаяние». И здесь все так странно, так страшно. Действительно ли Зайцев воспринимает мир как враждебное существо? Обратимся к эпиграфу рассказа «Волки». Именно в эпиграфе реализуется идея человека о счастливом месте, которое защитит от роковых сил, откроет душе человека нечто, что позволит ему ощутить себя частью природы.

2 группа. Обратимся к рассказу «Сон». В ранних рассказах Зайцева своеобразное отношение к природе. Мир полон событий не тех ярких и громких, которые только и выводят нас из сонного равнодушия. Нет, важно все, что происходит в природе, в жизни мира полно смысла каждое движение, и человек, постигший это, приобщается к высшей тайне, которую трудно выразить словами. Каким приезжает главный герой в это новое неустроенное место? Уставшим, разочарованным. «Песковскому казалось, что он утратил человеческие свойства». И вдруг открывает для себя новый мир, просто растворив окно! Что же происходит? Казалось бы, ничего: один день сменяет другой. И мы вместе с героем и автором наслаждаемся пейзажем, подмечаем малейшие изменения, происходящие в природе. И она оживает, превращаясь в сказочных героев. «Волны тумана в нежном месячном свете бродили, как безгрешные, лучезарные царевны, переплетались и расходились, пока стоял на небе их властелин – жених…» У Зайцева человек и мир природа слиты в единую жизнь, при этом показано, как мир входит в человека. «Мир истончался для него, …все больше любил и сживался с тем, что вокруг….чувствовал таинственные тихокрылые дуновения,…будто Бог стоял везде, куда ни глянь…сердце трепетно заглядывало куда – то, насыщаемое тысячью тонких, полувнятных звуков, сияний, веяний» . Описания природы чередуются с описанием душевного состояния человека. Начавшиеся на торфяных болотах пожары не пугают героя, напротив, «Песковский сразу почувствовал что-то, чего раньше еще не знал…непобедимое влечение толкало его туда, и он торопясь, будто было какое дело, зашагал по...болоту». Болото умирало, и герой знает: все, что он полюбил здесь, превратиться в дымящуюся корку. Но «что-то подслушанное и подсмотренное здесь, впитавшееся и ставшее частью его существа…оцепляло его с головы до пят. Как будто сердце его навсегда оделось в волшебные, светло-золотые, легкотканые одежды и стало неуязвимым».

Не только общение с природой дает силы героям Зайцева. Пожалуй, не менее значимо и общение с человеком, которому в силу разных обстоятельств уже открылась некая тайна бытия. Обратимся к рассказу «Тихие зори». Два старых друга встречаются случайно в не - простое для обоих время: один потерял год назад жену и живет теперь воспоминаниями о прошлом, другой смертельно болен. Зайцев верен себе: нет точной обрисовки образов, развития действия, но мы понимаем, что, существуя вместе, разговаривая вечерами (правда, читатель не всегда знает содержание этих бесед), наслаждаясь окружающей природой, герои открывают в себе и для себя нечто новое, невыразимое словами, но очень важное. Алексей знает о приближающейся смерти, но не боится (и это удивляет его друга), потому что мир посылает ему свои целительные волны, дает великое спокойствие. «Алексей смотрел вдаль, на город….- Хорош рассвет. Как бледно, чисто, славно там. … Что-то сияло на лице моего друга; слабо золотел крест на церкви; сумрак утра был зеленоват и тонок». Обратите внимание на последнее предложение цитаты. В восприятии друга Алексей становится гармоничной частью этого мира. (человек-вера-природа).

Умирая, он не испытывает ужаса, он славословит жизнь. А действительно, почему Алексей не боится смерти? Как автор отвечает на этот вопрос? «..все в тебе самом. Ты везде и всегда будешь таким». Смерть друга не приводит героя к отчаянию. Наверное, его состояние можно назвать светлой грустью. « Его образ, омытый светлыми слезами, прояснел – стоял предо мной нетленный, недосягаемый». Облик друга «растаял» в водах озера, шуме берез… В органическом единении природы и человека кроется причина неистребимости жизни, ее вечного круговорота. Человек – необходимое звено в цепи поколений. Смысл его жизни в том, чтобы выполнить свое природное предназначение и уйти из мира. И вот уже маленький Гаврик с нянькой сидят там, где когда-то бегал и герой, и Алексей. Жизнь продолжает свой круговорот. И пусть неведом и невидим для нас таинственный смысл нашей призрачной жизни, сердце все-таки верит в него и верит в значительность и реальность каждой человеческой тени.

Зайцев переживает проникновение человека единой жизнью, великим Всем. И оттого, возможно, его рассказы покажутся трудными. Но останутся они в душе, как неизгладимое настроение, от которого усиливается наше сопричастие к миру. Если творчество Зайцева заинтересует учащихся, можно предложить исследование, проекты «Любовь в рассказах Зайцева и Бунина», «Тема пути в рассказах Горького и Зайцева».

Список литературы

1.Зайцев Б.К. Дальний край. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002

2.Зайцев Б.К. Голубая звезда. Повести и рассказы; из воспоминаний. – М., 1989

3.Черников А.П. Проза и поэзия серебряного века. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1993

4.Айхенвальд Ю.И. Наброски.-М.,1990


Линию корневой связи с простым русским народом святого Сергия автор проводит через все повествование. Он отмечает, что святой Сергий в отрочестве не блещет никакими талантами и даром красноречия. Более того, он явно беднее способностями, чем брат его Стефан. Но зато святой Сергий излучает тихий свет, незаметно и постоянно. Автор этим создает образ постепенного, естественного движения русского отрока к вершинам духа.

Книга, на мой взгляд, позволяет судить и об одной особенности самого Зайцева-художника. Он отличается от многих других эмигрантов-литераторов, отдавших свой темперамент проклятиям в адрес новой России. События, послужившие причиной изгнания писателя из России большевистской, не озлобили его. Напротив, они усилили в нем чувство греха, ответственности за все происходящее с родиной. Отсюда и темы, привлекающие его внимание.

Трезво и спокойно подытоживал писатель закономерность свершившегося: «Тучи мы не заметили, хоть бессознательно и ощущали тяжесть. Барометр стоял низко. Утомление, распущенность и маловерие как на верхах, так и в средней интеллигенции - народ же «безмолвствовал», а разрушительное в нем копилось… Тяжело вспоминать. Дорого мы заплатили, но уж значит, достаточно набралось грехов. Революция - всегда расплата. Прежнюю Россию упрекать нечего: лучше на себя оборотиться. Какие мы были граждане, какие сыны России, Родины?» Вот она, святая святых Бориса Константиновича Зайцева, внутренний источник его тихого негасимого света.

В следующем рассказе - «Мгла» автор мастерски обыгрывает все ту же «волчью» тему, но здесь главное действующее лицо - охотник. Человек в погоне за волком испытывает самые низменные чувства. Когда охотник достигает цели, убив волка, он не испытывает никакого удовлетворения: «Вспоминая нашу пустынную борьбу там, в безлюдном поле, я не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти. Мне не было жаль ни себя, ни волка…»; «… я увидел лицо Вечной Ночи с грубо вырубленными, сделанными как из камня огромными глазами, в которых я прочел бы спокойное и равнодушное отчаяние». Легко догадаться, что автора волнует проблема устройства мира и самого существования в нем всего сущего. Его герой как бы вынужден совершать бессмысленные поступки. Но если для героя эти поступки являются плодом размышлений над жизнью и смертью, то для волка это кончается трагедией. Автор мастерски делает так, что сам герой не жалеет волка, а читатель невольно ежится от описания погони и смерти вольного зверя, ежится, как от смертельного холодка. Автор умело использует метафоры и в других произведениях, вошедших в книгу («Аграфена» и большинство других рассказов из цикла «Голубая звезда»).

Преподобный Сергий Радонежский для Б. Зайцева - неотъемлемая часть России, как, например, Москва, Пушкин, красота русской природы. В рассказах, завершающих книгу, автор увлеченно описывает жизнь и подвиги молодых офицеров царской армии, совершающих рыцарские поступки ради самодержавия. В повести «Мы военные…» Б. Зайцев так же четко расставляет акценты, и читатель без труда догадывается о его политической позиции и оценке событий: «Юра пал, как рыцарь, как военный. Самодержавный строй, его жизнью расплачивавшийся, сам валился стремительно - никто его не защищал». Из повести мне стало ясно, что сам автор был против самодержавия и большевизма, но за временное правительство. Демократические взгляды были ему ближе всех остальных.

Взять на себя ответственность, бороться за «душу живу» в русском человеке, утверждать ценности духовные, без которых люди теряют смысл бытия. Многим из нас предстоит открыть для себя этого русского писателя, книги которого несут уроки добра и свет милосердия. Сам писатель не дождался того часа, когда его книги и его высокое поэтическое слово придут к читателям России. Но мы дождались этого, и сейчас в русскую культуру возвращается все то, что он вдохновенно создавал для нее и во славу ее. Имя Бориса Зайцева будет украшать страницы истории русской литературы XX века наряду с теми, кто, как и он, в изгнании творил во имя России.

Размышляя о книге в целом, я хочу отметить, что автор подводит своего героя к мысли о целесообразности всего происходящего в этом мире: «Все имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливы узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения - всегда научают. Бессмысленного нет».

Однако повесть «Преподобный Сергий Радонежский» написана совершенно иначе: читатель улавливает пристрастия автора, знакомится с его личными оценками того или иного момента исторического бытия святого Сергия. Читая повесть или, скорее, жизнеописание знаменитого русского святого четырнадцатого века, отмечаешь одну особенность в его облике, видимо, очень близкую Б. Зайцеву. Это - скромность подвижничества. Черта очень русская, недаром в жизнеописании автор противопоставляет Сергия католическому святому - Франциску Ассизскому. Противопоставляет именно чисто русскими человеческими качествами натуры. Интересен момент, когда будущий русский святой воздерживается от ухода из родного дома для служения Богу лишь потому, что родители попросили его не бросать их в старости одних. Католический святой так бы не поступил, ослепленный горним светом высшего бытия.

Автор ставит их как бы в ситуацию нравственного мучения за содеянное: «А потом они опять принялись выть, но теперь каждый выл в одиночку, и если кто, бродя, натыкался на товарища, то оба поворачивали в разные стороны».

Среди них - религиозные, политические, философские. В данной книге составители, я считаю, отразили все эти направления, чем книга «Улица Святого Николая» весьма полезна и интересна современному читателю, живущему в не менее сложное и судьбоносное время, чем герои Б. Зайцева.

Само качество подвига, совершаемого святым Сергием на благо отечества, позволяет размышлять о понимании русским человеком своего физического и духовного долга перед родиной: «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает»; «Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».

Борис Константинович Зайцев, талантливый русский писатель, был возвращен из небытия благодаря демократическим преобразованиям в моей стране. Прочитав его книгу «Улица святого Николая», я понял, что Родина по справедливости воздала этому замечательному творцу и гражданину, напечатав его книги и утвердив его имя в России. В книгу вошли произведения, написанные автором в разные годы. Уже с первого рассказа - «Волки», открывающего книгу, я понял, что передо мной оригинальная, самобытная проза. Язык сочен, метафоричен. Оригинальность рассказа «Волки» - в метафоре: стая волков, попав в тяжелую ситуацию, ведет себя так, как вели бы себя, да и часто ведут, люди, для которых момент выживания преобладает над всеми иными чувствами. Стая не могла выбраться из бесконечной снежной пустыни и во всем обвинила своего старого вожака, который был растерзан и съеден. Этот жестокий акт не проходит просто так для оставшихся в живых молодых волков.

Цели урока :

  • знакомство ребят с одним из этапных произведений творчества Б.Зайцева;
  • выявление некоторых особенностей литературы начала ХХ века.

Задачи урока:

Оформление урока:

  • портрет Б.Зайцева,
  • иллюстрация к тексту рассказа, А.К. Саврасов “Проселок”,
  • И.И. Левитан “Владимирка” - копии картин.

Словарь к уроку:

  • тема,
  • проблема,
  • конфликт,
  • пафос,
  • гуманизм,
  • анимализм,
  • мотив.

Музыка: Д.Шостакович. Симфония № 12 ре Минор, соч. 112 “1917год”. Часть 2. Разлив Allegro Adagio.

Плакаты:

  1. – Мир, где ты?
    – Я всегда с тобою
    Ты меня несешь.
    Дни бегут за годами, годы за днями, от одной туманной бездны к другой. В этих днях мы живем. (Б.Зайцев).
  1. Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти. (Б.Зайцев).
  2. Ничто в мире зря не делается
    Все имеет смысл.
    Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми.
    День и ночь, радость и горе,
    Достижения и падения – всегда научают. Бессмысленного нет. (Б.Зайцев).
  3. Давно уже было отмечено, что Зайцев не “бытовик”, что он создал свой “мир”… Люди у Зайцева всегда были немного “эмигрантами”, странниками на земле. (М.Цетлин).

Распечатка стихотворных строк (тексты взяты из книги “Сонет серебряного века” - М., “Правда”, 1990. – 767с.)

Не знаю я, где святость, где порок,
И никого я не сужу, не меряю.
Я лишь дрожу пред вечною потеряю:
Кем не владеет Бог – владеет Рок

З. Гиппиус. 1907

Ни умолять, ни плакать неспособный,
Я запер дверь и проклял наши дни.

В. Брюсов. 1895

И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,
И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,
И злобный крик цикад, и клекот хищный птиц
Мутят сознания. И зной дрожит от крика
И там – во впадинах сияющих глазниц
Огромный взгляд растоптанного лика.

М. Волошин. 1907

Никто не умирал. Никто не кончил жить.
Но в звонкой тишине блуждали и сходились.
Вот близятся, плывут – черты определились
Внезапно отошли – и их не различить.
Там – в темной глубине – такое же томленье
Таких же нищих душ и безобразных тел:
Гармонии безрадостный предел.

А. Блок. 1903

Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.

А. Ахматова. 1939

Александр Лукьянов “Две эпохи” - (запись стихотворения на доске).

Когда погаснет блеск рассвета золотого,
Живительная мысль в бессилии замрет,
Дух человеческий тогда мельчает снова.
И гибнет в суете томительных забот
Тогда животный страх толпу ведет сурово,
Отчаянье, порок в ее сердцах растет,
И с ужасом глухим, полна бессилья злого;
Без цели и пути она во тьме бредет.
Тогда стареет мир, печально измененный,
И горечь он несет толпе порабощенной,
Нет света на земле, нет силы и чудес…
Жизнь веет холодом застывшего движенья,
И смерть стоит в толпе, как страшный призрак тленья,
Как неизбежное возмездие небес!

Слово учителя

Мы живем в сложное и интересное время. Литература открывает новые имена. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной страничкой великой книги, которая названа: “Художественная проза Бориса Зайцева”. Она вся излучает тихий свет добра, в ней царят простые нравственные начала, каждое существо воспринимается как частица общего космоса.

“Не одному себе принадлежит человек”, - писал Б.Зайцев. И действительно в его художественной картине мира большое значение имеют взаимосвязи между живым и неживым, прекрасным и уродливым, прошлым и настоящим. Мы познакомимся с рассказом, о котором вспоминает основатель знаменитого литературного кружка “Среда” Н.Д. Телешов:

“Однажды Андреев привез к нам новичка. Как в свое время его самого привез к нам Горький, так теперь он сам привез на среду молоденького студента в серой форменной тужурке в золочеными пуговицами. Юноша талантливый, напечатал в “Карьере” хотя всего два рассказа, но ясно, что из него выйдет толк. Юноша всем понравился - и рассказ его “Волки” тоже понравился, и с того вечера он стал членом “Среды” и ее посетителем. Вскоре из него выработался писатель – Борис Зайцев”. Таким образом, рассказ “Волки” - проба пера и заявка своего “я”.

Работа с классом

1. Вы прочитали рассказ “Волки”. Не возникло ли у вас желание назвать рассказ по-другому. Давайте зададимся такой целью. (Учащимся называют свои заглавия. Например, “Люди”, “Схватка” и т.д.).

Зайцев обращается к образу обложенных флажками, загнанных в угол волков. Герои этого рассказа – волки. В тексте повествуется об общих основах их существования, их жизни, которая осложняется особенно зимой, в период отсутствия еды, тепла и покоя. Мы определили тему рассказа, именно ее автор выносит в заглавие. Теперь попытаемся определить проблему произведения (зачем автор обращается к образу волков, что он хочет сказать?).

2. Обратимся к схеме анализа, которая написана на доске.

Перед нами возникает проблема: какие два мира сталкиваются в произведении? Кто представляет их? Что характерно для каждого из них? Каковы ценности каждого мира? Его особенности? Поработаем с 1 и 2 частями рассказа и составим сравнительную схему.

(Ребята работают в тетради и с текстом, учитель на доске) .

Мир людей Мир волков
Кто они?

Их действия

как призраки – вой и бег холод, голод, раны
По цвету блестят робкие огоньки луна – неживое пятно, жидкий молочный полусвет
По звукам отходную поют вой, усталый и болезненный
Какие они? проклятые проклятые
По движению от дому до трактира на повороте бессмысленно бродили по одной и той же местности

Если в слове проклятые поставить другое ударение, то получим “проклятые ”. Значит и люди, и волки вместе проклятые.

  • Кто же противостоит миру живому, ищущему? (Учащиеся находят живые характеристики неба, снега, поземки и т.д.). Есть небо темное, злое, которое безостановочно убегает от людей и волков. Именно это чувствует самый высокий и худой волк: “Я не пойду, белое кругом… Слышите… говорит…”. Снег наделяется бледными глазами, он заговорил, поземка ядовито шипела. Неживая природа наделяется одухотворенными характеристиками, а живые волки становятся бестелесными призраками.
  • Что же знают природные силы и о чем прозревает высокий волк: “Что никому никуда нельзя добежать, что и нельзя бежать, а нужно стоять смирно, мертво и слушать”.
  • Что слушать? (Учащиеся называют звуковой ряд произведения).

Слушать отходную всему живому миру. Путь их бессмыслен и одинок. Природа ненавидит волков и людей, она погубит их, зажмет и похоронит – действительно, таков финал произведения. Тогда понятен ужас молодых, отставших от стаи. Поодиночке страшно. Все вместе они стая, товарищи.

3. Какая иерархия царит в стае? Давайте попробуем изобразить схематично. (Ребята в тетрадях, учитель на доске; работа с текстом) .

  • Попробуем дать характеристику каждому из них. Какую социальную группу человеческого общества они представляют? (Ребята подбирают характеристики, работают с деталями художественного описания. Учитель обобщает). Вожак – старый, мудрый, испытавший победы и проигрыши старик (картечина). Который своими лапами прокладывает путь всей стае, вовремя осадил волчишку и предотвратил всеобщую драку. Он честен, он ведет стаю до тех пор, пока всеобщая злоба не задавила другие чувства волков. Вожак честен в последний миг своей жизни. Это мудрые и честные старики человеческого общества.
  • Кто провоцирует всю стаю на расправу с вожаком? Волк с диким непомнящим голосом – это волк, который может предать, потому что не помнит ничего. Страшно, если такие приходят к власти, тогда с наследием и мудростью расправляются легко и яростно. Этот волк ждет быстрого разрешения проблемы, он отказывается от старого, хочет построить новое, пусть и на крови.
  • Кто же этот волк? (Ребята отвечают: бунтарь, предатель, революционер и т.д.). Он ищет революционного выхода из проблемы.
  • Счастливы ли волки, задравшие старика? Сыты и спокойны они? Нет. Вспомним Достоевского: “Мир не может быть построен даже на одной слезинке ребенка”. Разве возможно счастье на чужой крови?
  • Что дает стае смерть вожака? Теперь они окончательно сломлены. В их единстве сила, по одному они готовы только умереть. Этого не мог понять и предвидеть молодой волчишка.
  • Каков он? Какую социальную группу общества он представляет? (Учащиеся отвечают: молодой, глупый, неопытный, обижается, когда учат жизни; это молодежь стаи, любознательные и малоопытные силы общества). Молодой волчишка – это максималист в силу своей молодости, поэтому его так жестоко учит старый умный волк. Он так мало знает.
  • Кто же познал истину? (Ребята отвечают: самый высокий и худой волк). Это волк – философ . Он ведет себя парадоксально: с одной стороны, остается умирать, чтобы не обременять собою стаю, с другой стороны, сдается в плен роковым силам. Человеческое общество часто сталкивается с теоретиками, которые доходят до истины своим блестящим интеллектом (или инстинктом), но не могут воплотить на практике свои идеи.
  • И наконец, кто же представляет основные силы стаи? (Учащиеся отвечают: молодые волки). Они здоровые, сильные, но без вожака и его мудрости – они никто. Каждый сам по себе – стаи нет. Чего боятся два последних – умереть в одиночку. Ведь “на миру и смерть красна”.
  • С чем они остаются? (Учащиеся отвечают: они умирают по одному, стыдно и тоскливо, они боятся друг друга и воют). Помните, они мечтают: “Скорее прочь, пусть все они там пропадают, только бы мне уйти”. Эти молодые и здоровые волки – эгоисты (как большая часть любого общества). Нет вожака – нет стаи. “Один в поле не воин”. Таким образом, волчья стая – проекция на человеческое общество (волки-товарищи). От проблемы движемся к конфликту.

4. Как же мы определим конфликт данного произведения? Драматический или трагический? (Внимание учащихся на доску). Драматический конфликт. В нем чувствуется особая напряженность, которая реализуется в ведущих мотивах.

5. Какие ведущие мотивы вы нашли в произведении? (Учащиеся отвечают: мотив сражения, одиночества, зла, конца света).

6. Каков пафос произведения? Какое настроение создается с помощью этих мотивов?

Настроение всеобщей озлобленности и неприкаянности порождает особый драматизм – трагический. Я гибну и осознаю свою гибель – страшное чувство.

7. Когда же особенно остро встают перед человеком вопросы бренности существования, никчемности пути и трагической разобщенности с миром? (Звучит музыка). Прочтите предложенные вашему вниманию (смотри распечатку стихотворных строк) стихотворные строчки, определите чувства, которые владеют авторами? (Ребята называют: одиночество, злоба, тоска, печаль, горечь и т.д.).

Особенно остро встает вопрос смысла жизни перед человеком в переломный момент его существования. Таким переломом становится рубеж двух веков. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение А.Лукьянова, которые так и названо “Две эпохи”. (Звучит музыка. Учитель читает стихотворение).

8. Что вы уже знаете об особенностях литературы двух эпох? (Учащиеся отвечают по вступительной лекции к курсу 11-го класса).

Я дополню ваши знания, расскажу о теме природы в литературе начале 20 века. На рубеже 19-20в в литературе, как и в других видах искусства, начинается активный пересмотр представлений о человеке и его месте в мире. Наступает особое время “кризиса гуманизма”, о котором писал А.Блок: “… над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта”. Литература интересуется звериным, нецивилизованным началом жизни, потому что цивилизация приходит в тупиковое состояние. В животных привлекают таинственность, отчужденность от человеческих представлений о мире. Появляется образ хищников, которые подстерегают человека и пророчат ему гибель (проклятые). Природа не прощает преступлений человеку, и сама судьба приобретает облик зверя.

Особенность литературы начале 20в – не гуманизация образов животных, а “анимализация” образа животных, который обнаруживает в себе темное, безрассудное “наследье роковое”.

Почему же писатель выбирает волков? Волк – дикая хищная собака, по традиции “низкое” презираемое животное, символизирующее крайнюю отверженность человека от себе подобных (Булгаков “Собачье сердце”).

Конфликт человека с самим собою (разум-душа) реализуется и в отношении к остальной живой части природы: почтение и любовь к животным сочетается с диким истреблением (аккуратным и планомерным).

"Все во мне и я во всем" (Ф.И. Тютчев)

Образ человека получает новую емкость благодаря осознанию сопричастности множеству других существований. Куда же мы движемся все вместе? Что ожидает все живое на Земле в новом веке, да и будет ли он? В рассказе воплощен мотив конца света, всеобщее охлаждение, как в природе, так и в чувствах. Где же выход?

9. В какой части рассказа воплощена идея пути человека ко всеобщей гармонии? (Ребята отвечают: эпиграф – там рощи шумны, фиалки сини… Гейне).

В эпиграфе реализуется идея человека о счастливом месте, которое защитит человека от роковых сил, от трагического восприятия бренности существования. Именно туда бредут волки, туда стремится уже 20 веков человечество.

10. Переживая чужой опыт на уровне осмысления, мы ощущаем защиту от роковых сил. Эту защиту дают нам произведения литературы, так как в них реализуется человеческий опыт, ведь не зря “рукописи не горят”, слово существует вне времени и пространства. Через искусство слова мы постигаем этот мир и его законы, пытаясь найти ответы на вечные и роковые вопросы.

Домашнее задание.

Письменный ответ (Рассказ “Волки” в современном прочтении).

  • Что мне открылось в этом мире после чтения рассказа?
  • О чем заставил задуматься рассказ?
  • За что я могу сказать спасибо писателю прошлого поколения Б.Зайцеву.

Борис Зайцев - известный русский писатель и публицист начала XX века, окончивший свою жизнь в эмиграции. Широко известен произведениями на христианскую тематику. Особо критиками отмечается «Житие Сергия Радонежского», где писатель изложил свою точку зрения на жизнь святого.

Борис Зайцев: биография

Родился писатель в дворянской семье 29 января (10 февраля) 1881 года в городе Орле. Отец часто брал маленького Бориса с собой на работу на горные заводы. Однако большая часть его детства прошла в родовом имении под Калугой, позднее Зайцев описывал это время как идиллическое наблюдение за природой и общение с родными. Несмотря на благополучие своей семьи, Зайцев видел и другую жизнь - разоряющееся дворянство, туго развивающееся заводское производство, постепенно пустеющие имения, опустевшие крестьянские поля, захолустную Калугу. Все это позднее отразится в его творчестве, показывая, насколько сильно эта обстановка повлияла на становление личности будущего писателя.

До 11 лет Зайцев находился на домашнем обучении, затем его отправили в калужское реальное училище, которое он окончил в 1898 году. В тот же год он поступает в Московский технический институт. Однако уже в 1899 году Зайцев оказывается исключенным из учебного заведения как участник студенческих волнений.

Но уже в 1902 году Борис Константинович поступает на юридический факультет, который, впрочем, также не оканчивает. Связано это с тем, что писатель уезжает в Италию, где его увлекают древности и искусство.

Начало творчества

Зайцев Борис Константинович начал писать еще в 17 лет. А уже в 1901 году напечатал в журнале «Курьер» рассказ «В дороге». С 1904-го по 1906 годы работал в журнале «Правда» корреспондентом. В этом же журнале были напечатаны его рассказы «Сон» и «Мгла». Кроме того, в журнале «Новый путь» опубликовали мистический рассказ «Тихие зори».

Первый сборник рассказов писателя был издан в 1903 году. Посвящен он был описанию жизни дворянской интеллигенции, прозябающей в захолустье, разрушению дворянских усадеб, опустошению полей, разрушительной и страшной городской жизни.

Еще в начале своего творческого пути Зайцеву посчастливилось встретиться с такими именитыми писателями, как А. П. Чехов и Л. Н. Андреев. С Антоном Павловичем судьба свела писателя в Ялте в 1900-м, а через год он познакомился с Андреевым. Оба писателя оказали серьезную помощь в начале литературной карьеры Зайцева.

В это время Борис Константинович живет в Москве, состоит в Литературно-художественном кружке, издает журнал «Зори», состоит в Обществе любителей российской словесности.

Путешествие в Италию

В 1904 году Борис Зайцев впервые отправляется в Эта страна сильно впечатлила писателя, позднее он даже назвал ее своей духовной родиной. Много времени он провел там в предвоенные годы. Многие итальянские впечатления легли в основу произведений Зайцева. Так был издан в 1922 году сборник под названием «Рафаэль», в который входил цикл очерков и впечатлений об Италии.

В 1912 году Зайцев женится. Вскоре у него рождается дочь Наталья.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны Борис Зайцев окончил обучение в Александровском военном училище. И как только окончилась Февральская революция, его произвели в офицеры. Однако на фронт из-за воспаления легких он не попал. И прожил военное время в поместье Притыкино вместе с женой и дочерью.

После окончания войны Зайцев вместе с семьей вернулся в Москву, где его тут же назначили председателем Всероссийского союза писателей. Также одно время он подрабатывал в Кооперативной лавке писателей.

Эмиграция

В 1922 году Зайцев заболевает тифом. Болезнь была тяжелой, и для скорейшей реабилитации он решает отправиться за границу. Он получает визу и отправляется сначала в Берлин, а потом в Италию.

Борис Зайцев - писатель-эмигрант. Именно с этого времени начинается заграничный этап в его творчестве. К этому моменту он уже успел ощутить на себе сильное влияние философских взглядов Н. Бердяева и Это резко меняет творческую направленность писателя. Если раньше произведения Зайцева относились к пантеизму и язычеству, то теперь в них стала четко прослеживаться христианская направленность. Например, рассказ «Золотой узор», сборник «Возрождение», очерки о жизни святых «Афон» и «Валаам» и др.

Вторая мировая война

В самом Борис Зайцев обращается к своим дневниковым записям и начинает их публикацию. Так, в газете «Возрождение» печатается его серия «Дни». Однако уже в 1940 году, когда Германия оккупирует Францию, все публикации Зайцева прекращаются. На все оставшееся время войны о творчестве писателя в газетах и журналах ничего не было сказано. Сам Борис Константинович остался в стороне от политики и войны. Как только Германия была повержена, он вновь возвращается к прежней религиозно-философской тематике и в 1945 году публикует повесть «Царь Давид».

Последние годы жизни и смерть

В 1947 году Зайцев Борис Константинович начинает работать в парижской газете «Русская мысль». В том же году он становится председателем Союза русских писателей во Франции. Эта должность сохранилась за ним до последних дней его жизни. Подобные собрания были обычны для европейских стран, куда эмигрировала русская творческая интеллигенция после Февральской революции.

В 1959 году начинает переписку с Борисом Пастернаком, одновременно сотрудничая с мюнхенским альманахом «Мосты».

В 1964 году публикуется рассказ «Река времени» Бориса Зайцева. Это последнее опубликованное произведение писателя, завершающее его творческий путь. Позднее будет издан сборник рассказов автора с тем же названием.

Однако жизнь Зайцева на этом не остановилась. В 1957 году его жена переносит тяжелый инсульт, писатель неотлучно остается при ней.

Сам писатель скончался в возрасте 91 года в Париже 21 января 1972-го. Его тело было захоронено на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где покоятся многие русские эмигранты, переехавшие во Францию.

Борис Зайцев: книги

Творчество Зайцева принято делить на два больших этапа: доэмигрантский и послеэмигрантский. Это связано не с тем, что изменилось место жительства писателя, а с тем, что кардинально поменялась смысловая направленность его произведений. Если в первый период писатель обращался больше к языческим и пантеистическим мотивам, описывал мрак революции, завладевающий душами людей, то во второй период он все свое внимание уделил христианской тематике.

Отметим, что наибольшую известность имеют произведения, относящиеся именно ко второму этапу творчества Зайцева. Кроме того, именно эмигрантское время стало самым плодотворным в жизни автора. Так, за эти годы было опубликовано около 30 книг и еще примерно 800 произведений оказались на страницах журналов.

В основном это обусловлено тем, что Зайцев сосредоточил все свои силы на литературной деятельности. Кроме написания своих произведений, он занимается журналистикой и переводами. Также в 50-х годах писатель входил в состав Комиссии по переводу Нового Завета на русский язык.

Особую известность получила трилогия «Путешествие Глеба». Это автобиографическое произведение, в котором писатель описывает детство и юность человека, родившегося в переломное для России время. Оканчивается жизнеописание в 1930 году, когда герой осознает свою связь со святым великомучеником Глебом.

"Преподобный Сергий Радонежский"

Обращался к житиям святых Борис Зайцев. Сергий Радонежский стал для него героем, на примере которого он показал превращение обычного человека в святого. Зайцеву удалось создать более яркий и живой образ святого, чем описывают его в других житиях, тем самым сделав Сергия более понятным простому читателю.

Можно сказать, что в этом произведении воплотились религиозные поиски самого автора. Сам Зайцев понял для себя, как может человек через постепенное духовное преображение обрести святость. Сам писатель, подобно своему герою, прошел несколько этапов на пути к осознанию истинной святости, и все его шаги отразились в творчестве.