Евтихова М.А.,

Учитель литературы,

Шевченко Л.Г.,

Учитель музыки

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«МУЗЫКА –ДУША МОЯ»

М.И. Глинка

Комментарии к внеклассному мероприятию

Внеклассная работа является одной из самых удачных форм воспитания, образования и развития творческих способностей школьника. В подготовке внеурочного мероприятия особое внимание уделяется содержанию материала, организационным формам работы. Мы предлагаем сценарий литературно –музыкальной гостиной по теме «Музыка –душа моя», посвящённой творчеству М.И. Глинки. Эта разработка способна стать украшением школьного досуга.

Цель проведения:

Способствовать повышению интереса обучающихся к литературе и музыке средствами внеурочных форм

Эстетическое воспитание учащихся,

Расширение знаний по литературе и русской классической музыке,

Развитие творческих способностей.

Участники: Ведущая, Ведущий, Миша Глинка в детстве, его бабушка, его

Отец Иван Николаевич, его мать Евгения Андреевна, Анна Петровна Керн.

Оборудование: костюмы героев, портрет композитора, фонозаписи.

Предварительная подготовка: разучивание сценок.

Звучит вступление к романсу М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». Выходят ^ Ведущий и Ведущая

Ведущая. Какая прекрасная музыка открывает наш сегодняшний вечер!

Ведущая. Михаил Иванович Глинка.

Ведущий. Глинка? Эта фамилия мне знакома. Мы слушали музыку Глинки на уроках музыки.

Ведущая. Я считаю, что Глинка должен быть знаком каждому, кто живёт в нашей стране. Ведь именно мелодия музыки Глинки в конце ХХ века на несколько лет стала Российским гимном. Давайте послушаем его начальные такты.

Звучит фонозапись начала бывшего Российского гимна.

Музыка Михаила Ивановича Глинки так прекрасна, потому что он обладал удивительным даром – мелодизмом. Не зря ещё при жизни он был уже признан музыкальным классиком.

Ведущий. И совершенно справедливо. Ведь подобно Пушкину, который создал наш литературный язык, Глинка создал язык музыкальный. Он первый из композиторов сочинил оперную, балетную и симфоническую музыку, которая стала образцом для целого ряда поколения композиторов.

Ведущая. А еще Глинка стал основоположником русского романса, и один из своих шедевров он написал на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Это романс и звучал в начале нашего вечера – «Я помню чудное мгновенье».

Ведущий. Да Глинка дружил с Пушкиным, но ранняя смерть поэта помешала их сотрудничеству. Но у романса «Я помню чудное мгновенье» интересная судьба. Давайте познакомим наших друзей с историей его возникновения.

Ведущая. Но этот романс Глинка написал, уже будучи знаменитым и зрелым композитором. А как развивался его музыкальный талант? Давайте вначале проследим творческий путь Глинки, а к романсу «Я помню чудное мгновенье» мы ещё вернёмся.

Ведущий. Оказывается, музыкальное дарование Глинки проявилось уже в раннем детстве. Но стоит рассказать о необыкновенном венчании его родителей. Дело в том, что состоялось оно благодаря бабушке композитора, которая отличалась крутым и решительным нравом. Жила она в своём имении неподалеку от города Смоленска, и задумала она женить своего сына Ивана.

Ведущие отходят в стороны. Появляется Бабушка, одетая в тёплый халат и чепец. Ей навстречу выбегает Иван Николаевич, целует ей руку.

^ Иван Николаевич. Доброе утро, маменька. Расскажите скорее, чем закончилось ваше вчерашнее сватовство к соседке нашей Евгении Андреевне? Ведь вы знаете, что мы давно любим друг друга. Что сказал её опекун? Дал согласие?

^ Бабушка (властно). Погоди, Иван, не торопи меня. Вот что: опекун ответил отказом.

Иван Николаевич. Ах, маменька! Что делать?

Бабушка. Погоди, говорю. Главное, что я на этот брак тебе благословление дала. Да и мне Евгения по душе пришлась. Так вот что мы сделаем. Нынче постарайся свидеться с нею да скажи, что ночью ты приедешь в закрытой карете, увезёшь её да и обвенчаешься в нашей церкви.

^ Иван Николаевич. Ах, маменька, её опекун этого не потерпит. Ведь погоню вдогонку пошлёт.

Бабушка. Иван, какой же нетерпеливый. Дай же матери договорить. Силен опекун твоей невесты да мне не указ. И меня он не хитрее. Смотри – зима на дворе стоит, все реки замёрзли, льдом покрылись. А от их села до церкви пять рек пересекать надо. Так я возле каждой переправы своих крепостных мужиков поставлю, и они топорами да дубинами будут ломать лёд за твоей каретой. Чай побоится погоня в ледяную воду сунуться.

^ Иван Николаевич. Ах, маменька, как вы добры! (Обнимает мать.)

Бабушка. Ну, то – то, будешь мать благодарить.

Уходят

Ведущая. Вот это бабушка была у композитора! Что за решительность, что за горячий нрав!

Ведущий. Да, и молодые её действительно благодарили. Только вот беда –умер у них первый сын. Поэтому, когда родился второй Мишенька, то бабушка решительно заявила, что будет воспитывать и беречь его сама.

Выходит Бабушка. Ей навстречу выходит Евгения Андреевна.

^ Бабушка (грозно). Это еще что такое? Почему Мишеньку гулять на улицу вывели?

Евгения Андреевна. Так лето, маменька. Дозвольте мальчику по травке погулять, свежим воздухом подышать.

Бабушка. Незачем ему по улице ходить, вдруг заболеет. Уж вы не уберегли своего первенца, не учите теперь меня, как внука воспитывать.

^ Евгения Андреевна. Да ведь ему скучно без прогулок будет.

Бабушка. Я его развеселю. Прикажу девушкам, пусть песни поют да сказки сказывают. А ты знаешь, Евгения, какие он мне картины мелом на полу рисует! И усадьба наша и пруд, и деревья, как живые! А еще я ему азбуку показала, он теперь читать умеет. А недавно собрал на кухне медные тазы да и стал на них поварёшкой изображать колокольный звон.

^ Евгения Андреевна. Колокольный звон?

Бабушка. Ну да. Точь – в – точь на нашей церкви колокола в праздники так звенят.

Евгения Андреевна. Это значит, у Миши музыкальный слух очень хороший.

Бабушка. Вон он каков у нас –молодой хозяин поместья смоленского.

^ Евгения Андреевна. Так может быть, Мишеньке, суждено музыкантом сделаться? Надо ему учителя по музыке нанять.

Бабушка. Ещё чего –музыкантом! Ему в наследство вступать, от меня да от отца своего имением управлять. А вот насчёт учителя музыки ты, пожалуй, права. Учителя надо будет ему нанять получше.

Уходят

Ведущая. Но недолго жил Миша баловнем. И шести лет ему не исполнилось, как его бабушка умерла. Миша подрастал, и пришло ему время учиться. Наняли хороших учителей, и те в один голос говорили, что мальчик способный, надо его учить. Особенно довольна была маменька. Мишенька не отходил от рояля, хватал на лету музыкальные премудрости. «Что делать, маменька, - говорил он, - музыка –душа моя». Только родители начали задумываться о том, чтобы мальчика начать серьёзно учить музыке, как нагрянула новая беда: в 1812 году в Россию вторглись французские войска и началась Отечественная война.

Сцена озаряется красным светом, звучит колокольный звон

Ведущий. По всей Смоленщине тогда гремел призыв: «Встанем на защиту родной земли!» Снаряжались в поход народные ополченцы, крестьяне незваным гостям засады в лесах устраивали. Вся смоленская земля обратилась в один пылающий костёр. А что же семья Глинки? Иван Николаевич отправил свою семью в Орел, а сам остался готовить войскам снаряжение и продовольствие.

Ведущая. Просчитался кичливый захватчик, считая, что завоюет Россию через два месяца. После битвы на Бородинском поле Наполеон вступил в Москву, встретившую его пожаром. Вот как об этом сказал Пушкин:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклоненный

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

На праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Осенью 1812 года началось бегство французских войск из России. Громила их русская армия во главе с любимым в народе полководцем Кутузовым, громили и отважные партизаны, и крестьянские отряды.

Ведущий. Вернувшись обратно в родное село, Михаил Глинка слышал немало рассказов и песен о народных смельчаках – героях – крестьянах. Из этих впечатлений и родилась потом идея создания первой народной оперы - «Иван Сусанин».

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» - хор «Славься!».

Хор «Славься!», который мы только что услышали, звучит в финале оперы «Иван Сусанин».

Ведущая. Для того чтобы подробно рассказать об опере Глинки «Иван Сусанин», понадобится целая концертная программа. Сегодня же мы решили поговорить о его романсах. Много романсов Глинка сочинил на стихи Пушкина. Давайте вспомним, где будущий композитор впервые увиделся с Пушкиным. Ведь это было в годы учёбы Глинки в Петербургском благородном пансионе.

Ведущий. Да, именно там Михаил Глинка познакомился с Пушкиным. Поэт приезжал в пансион очень часто. Вместе с Глинкой учился брат Пушкина Лёвушка, а русскую словесность преподавал лицейский его друг Вильгельм Кюхельбекер.

Ведущая. По окончании пансиона Глинка получает низший титул чиновника –титулярный советник. Но вскоре он выходит в отставку и убеждает отца, что ему надо учиться музыке. Уже тогда первые сочинения Глинки оценили знатоки музыки. Послушайте один из первых его романсов – элегию «Не искушай» на стихи Евгения Баратынского. Тепло и искренне рассказывает композитор в этом романсе о тревогах и сомнениях человеческого сердца. Музыка наполнена волнением и силой чувства.

Идёт исполнение романса «Не искушай».

^ Текст (слова) романса Не искушай меня без нужды

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей,

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь,

Раз изменившим сновиденьям.

Немой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь.

Я сплю, мне сладко усыпленье,

Забудь бывалые мечты.

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

Ведущий. Музыкальных учебных заведений тогда в России не было, и Глинка едет в Италию к знаменитым преподавателям.

Ведущая. И как же учился юный русский синьор?

Ведущий. Усердно. Так усердно, что вскоре превзошел своих учителей, и они стали звать его почтительным словом «маэстро», что в переводе с итальянского и означает «учитель». За годы пребывания в Италии Глинка написал много сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Вот послушайте, как тонко Глинка передал особенности итальянской ночи в романсе «Венецианская ночь», написанном в духе народной баркаролы.

Ведущая. «Венецианская ночь» написана на слова поэта Ивана Козлова, и музыка словно сливается со стихами, воспевающими благоуханную ночь в Венеции. В музыке мы слышим и колыхание волн, и капельки воды, падающей с вёсел. Итак, представьте себе блеск полной луны, прозрачный ароматный воздух и напев баркаролы – песни венецианских лодочников.

Звучит романс «Венецианская ночь».

Ведущий. Годы жизни в Италии принесли Глинке, по его собственным словам, много пользы. Затем он побывал в Вене и Берлине, где также занимался с крупнейшими педагогами- музыкантами того времени. Но его планы на будущее были связаны с созданием произведений, которые поведали бы всему миру о красоте родной земли и о людях, её населяющих. Как он сам отмечал в своих записках, он горел «мыслью о национальной музыке».

Ведущая. Возвратившись в 1834 г. в Россию, в кругу друзей – поэтов и музыкантов – Глинка рассказал о своём замысле написать оперу на русскую тему. Поэт Василий Андреевич Жуковский подсказал ему сюжет –подвиг народного героя Ивана Сусанина. И вот в 1936 г. такая опера была написана – «Иван Сусанин». Восторгам зрителей и музыкантов не было предела. Наконец на оперной сцене впервые был показан спектакль, героем которого стал простой человек, крестьянин, совершающий подвиг во имя России и отдающий свою жизнь за Родину.

Ведущий. Оперой «Иван Сусанин» восторгался и А.С. Пушкин. Композитор и поэт обсуждали план совместной работы над оперой «Руслан и Людмила», но, к сожалению, этому замыслу не суждено было воплотиться: через два месяца великий поэт был убит на дуэли. И из-за различных трудностей, связанных со службой Глинки, его вторая опера «Руслан и Людмила» появились на свет только через шесть лет – в 1842 году.

Ведущая. Но ведь за эти шесть лет Глинка создал немало других произведений – «Вальс – фантазию», романсы.

Ведущий. Да, он был в дружбе с поэтом Нестером Кукольником и многие свои произведения писал на его слова. Один из таких романсов – «Жаворонок» - полон восхищения прелестью родной природы. По музыке своей «Жаворонок» напоминает напев русской народной песни. А вступление и музыкальные проигрыши передают трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле.

Звучит романс «Жаворонок».

Ведущая. К 1939 году относится знакомство Глинки с Анной Петровной Керн –женщиной, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Ведущий. Вот, наконец, мы и подошли к моменту, с которого начали свой вечер. Как же возникла у композитора идея написать романс на эти стихи?

Ведущая. Давайте обратимся к свидетельнице этой истории – самой Анне Петровне Керн.

^ Ведущий (обращается за кулисы). Прошу вас, Анна Петровна. (Подходит к кулисе и выводит за руку исполнительницу роли Анны Петровны Керн.) Прошу вас поведать нашим зрителям историю этого романса.

Керн. Моё знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным состоялось на вечере у наших общих знакомых в 1819 году. Затем я увидела его снова лишь через шесть лет, когда он пребывал в ссылке в своём имении Михайловское, а я приехала к своей тётке, жившей по соседству, в Тригорском. Мы почему-то были так смущены нашей встречей, что не скоро смогли даже просто разговориться. Через несколько дней, когда я уезжала, он пришел утром попрощаться и преподнёс мне только что вышедший экземпляр второй главы своего романа в стихах «Евгений Онегин». Страницы этого издания были ещё даже не разрезаны, а между ними я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье».

Ведущая. Какая романтическая история!

Керн. В 1839 году мою дочь Екатерину познакомили с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Ведущий. Да, и Михаил Иванович Глинка даже оставил своё впечатление от этой встречи в своих записках: «Её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе всё более и более меня привлекали». Тогда–то Глинкой и был написан этот лучший из его романсов, посвящённый вашей дочери, которую Глинка тогда называл Катрин. (Обращается к Керн.) Вы согласны со мной, Анна Петровна?

Керн. Конечно, как полно и неразрывно сливаются с музыкой пушкинские слова! Чудесная напевная мелодия слов «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты…» словно воплощает в себе мечту о счастье. И вдруг резкий перелом: «Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья…» - это напоминают о себе тяжёлые годы жизненных испытаний. Музыка становится тревожной, а затем – и глубоко печальной. Но как победа жизни над мраком вновь возникает первая мелодия: «Душе настало пробужденье…».

Ведущий. Послушаем же этот романс.

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье». Когда он заканчивается, Керн уходит.

Трудным, но славным был жизненный путь композитора.

Ведущая. Во второй половине ХIХ века русская музыка достигла своего расцвета, и этим она во многом обязана гению Глинки.

Ведущий. Русский народ гордится Глинкой и любит его произведения. Сегодня мы познакомились с некоторыми удивительными романсами.

Ведущая. Но мы, к сожалению, не успели рассказать о других его прекрасных сочинениях.

Ведущий. Поэтому есть повод сказать нашим слушателям «до новых встреч» и вновь встретится в музыкальной гостиной, чтобы послушать красивую музыку.

Тема: Творчество и жизненный путь М.И. Глинки.

Цель урока: сформировать основные жизненные вехи творческого пути М.И. Глинки и провести аналогию с историческими событиями.

Задачи урока:

  • Познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинка.
  • Развивать умение петь в хоре, слушать музыку и анализировать музыкальное произведение.
  • Воспитывать патриотизм, любовь к музыке, уважение к историческому и культурному наследию русского народа.

Оборудование:

Для учителя: фортепиано, магнитофон, портрет, наглядные карточки, доска, мел.

Для учащихся: текст песни.

Музыкальное приветствие.

Мы встретились с вами на занятии, где царствует музыка. Поэтому начнем его с прослушивания музыкального произведения. Подумайте, каким был человек, написавший такую музыку (пение «Славься»).

Итак, каким вы представляете себе композитора этого произведения? Обоснуйте свое мнение.

Отвечают.

А как вы думаете, каким был это композитор в детстве.

Отвечают, обосновывают.

А теперь послушайте воспитания о своем детстве композитора и сравните со своими предположениями.

« В первые годы жизни целиком и полностью был предоставлен бабушке. С ней, кормилицею и нянею провел я около 3 или 4 лет, видаясь с родителями редко. Я был ребенком слабого сложения, бабка моя почти всегда хворала, а потому в комнате ее было всегда очень тепло. Несмотря на это, я не выходил из шубки. Меня кормили по ночам чаем с разного рода бубликами; на свежий воздух выпускали меня очень редко и только в теплое время. Бабушка меня баловала до невероятной степени- мне ни в чем не было отказа.»

Как видите, ваши предположения не совпали с рассказом композитора. Несмотря на то, что он рос болезненным, изнеженным ребенком, автор сумел создать величественную музыку, прославляющую сою отчизну. А знаете ли вы имя композитора?

Итак, тема нашего занятия Творческий и жизненный путь М.И.Глинки.

М.И.Глинка родился 20 мая 1804 года, умер 03 февраля 1857 года. Жизнь каждого человека неразрывно связана с историей своей страны. Вспомним, какие исторические события произошли в это время.

На доске исторические даты: 1812 года, 1825 . известно ли вам какие исторические события происходили в России в эти годы..?

1812 год - время отечественной войны с Наполеоном, который дошел до Москвы, но был разгромлен русскими войсками.

1825 год - год восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Восставшие требовали ввести конституцию в государстве. Восстание было подавлено правительственными войсками. Среди декабристов были Кюхельбекер, Рылеев и др. с кем Глинка встречался на своем жизненном пути.

Познакомимся поближе с биографией Глинки.

Миша Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское Смоленской губернии. Там прошло его детство. Его первые музыкальные впечатления были связаны с русскими народными песнями и колокольным звоном. В доме устраивались праздники, приезжало много гостей, домашний оркестр давал концерты. Один из скрипачей оркестра учил его игре на скрипке, гувернантка - игре на фортепьяно. Успехи маленького Миши поражали окружающих. Детство было веселым и беззаботным.

Но в 1812 году семья Глинки, спасаясь от нашествия французов, переезжает в Орел.

После освобождения родного села, они возвращаются домой, где все напоминает о вторжении врага. Миша слушал рассказы о подвигах партизан и русской армии. Впоследствии его детские впечатления нашли отражение в музыкальных произведениях.

В 1817 году отец привозит Михаила Глинку в Петербург и определяет его в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Воспитателем Глинки был Вильгельм Кюхельбеккер - будущий декабрист.

В 16 лет Глинка начинает первые опыты в сочинении музыки. Однако напряженная учеба и жизнь в городе сказываются на здоровье юноши, который был болезненным еще в детстве. Поэтому на протяжении совей жизни Михаил Иванович часто ездит: то на Кавказ, то в родное селе или за границу поправить свое здоровье. Он путешествует по Италии, Австрии, Германии. Знакомится с творчеством классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна и др.

Будучи за границей всегда тоскует по родине. У него зарождается идея написать истинно русскую народную музыку. В Петербурге он встречается с литераторами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, гоголем, Плетневым и др. Они горячо поддерживают его мысль о написании русского национального произведения, и песня «Славься», с которой мы начали наше занятие, стала одним из таких произведений.

С 1844 года Глинка ездит с концертами по Европе и его имя становится известным во Франции, Италии, Испании Германии, Польше.

В 1856 году М.И.Глинка уезжает в свое последнее путешествие в Германии в 1857 году умирает в Берлине. Его прах был перевезен в С.-П. и захоронен в Александро-Невской Лавре.

Таков был жизненный путь Глинки, и он оставил после себя великое музыкальное наследие.

Может ли кто-либо из вас назвать произведения Глинки?

Итак, Михаил Иванович Глинка сочинил две оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», 85 романсов, множество симфонических и инструментальных произведений.

Вернемся к песне «Славься». Эта песня написана Глинкой для хора как финальный номер оперы «Иван Сусанин». Предлагаю Вам исполнить ее хором.

Учитесь петь, поете хором

Давайте обобщим, что вам больше запомнилось о жизни и творчестве Глинки. Для этого составим кластер. Итак, ключевое выражение «Жизнь и творчество Глинки", какие ассоциации возникают у вас.

Спасибо. Мне приятно, что вы многое почерпнули с урока.

И я предлагаю закончить урок исполнением хора «Славься». Обращаю ваше внимание, что это произведение задумывалось Глинкой как гимн России. Однако, император выбрал музыку композитора Львова. Но это не уменьшает величие и значимость произведения. Исполним хор «Славься» как гимн величию Глинки и нашей родины стоя.

Спасибо за урок. Все свободны.

Вечер, посвященный 210-летию М.И. Глинки.

Перед началом вечера звучит произведение Глинки в инструментальном исполнении .

1 ведущий : Сегодняшний вечер посвящен 210-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.

М.И. Глинка- великий русский композитор, основоположник русской класической музыки, автор опер "Иван Сусанин","Руслан и Людмила", оркестровых сочинений,

Непревзойденных романсов и других произведений.

2 ведущий: Михаил Иванович Глинка родился 20мая 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, недалеко от Смоленска. С детства родители стали учить его разным наукам.

Музыке, языкам.

В усадьбу часто приезжали гости и тогда родители приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки. И Мишель часами не отходил от оркестра.

Первой учительницей музыки была гувернантка Варвара Федоровна Кламмер. Благоприятным фактором,повлиявшим на развитие музыкальных способностей стали

Народные песни в условиях

Деревенской жизни. Позже Глинка напишет множество обработок русских народных песен. В их числе:"Среди долины ровныя",..................................................,"Воет ветер в

Чистом поле".

1 ведущий: Звучит обработка русской песни " Воет ветер в чистом поле"-

Исп. ансамбль- Анна Петруняшина и преп. С. В. Степаненко

1 ведущий: В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в Благородный пансион при Главном педагогическом училище. Все больше увлекаясь музыкой Глинка стал брать

Уроки у извесных исполнителей по вокалу, игре на фортепиано, скрипке. И уже 20-летним юношей пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и

Пианист. Играя в кругу друзей он делал это с таким чувством, что у слушателей набегали слезы.

2 ведущий: Глинка " Чувство"- исполняет Ольга Гадаева- класс препод. Степаненко С.В.

2 ведущий: В 1830 году М.И.Глинка отправляетя за границу. В Италии он встречается с известными музыкантами и певцами, выступает в концертах и домах любителей музыки, знакомится с итальянской культурой. Вернувшись из поездки, Глинка, обогащенный новыми впечатлениями, сочиняет несколько призведений. посвященных солнечной Италии.

Сейчас прозвучит одно из них.

" Венецианская ночь"- исполн. М.Ю. Шамлова

Аккомпанирует Н.Ф. Чернышова

1 ведущий: Среди созданных в этот период произведений и танцевальная музыка, которая позднее будет широко использоваться в операх .

Глинка "Полька"- исп. Любовь Коновалова и Мария Беляева, класс препод. Чернышова Н.Ф.

" Мазурка"- исполн. Ольга Афанасьева, препод. Осипова Т.В.

2 ведущий: Глинка вернулся из Италии с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине и с большим рвением принялся за написание оперы. В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу вознаграждения.

1 ведущий: Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. На следующий день Глинка писал своей матери: Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

2 ведущий: Сейчас прозвучит знаменитый хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин", в образе этого героя отражены черты эпического русского богатыря, патриота земли русской. Кстати, несколько лет назад, когда встал вопрос об утверждении гимна России, именно "Славься" стоял в первых рядах на утверждение главной песни страны.

1 ведущий: Вслушайтесь в слова: ... Действительно, содержание достойно гимна.

"Славься"- исполняет фортепианный дуэт-

Класс препод. Осиповой Т. В.

2 ведущий: Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Оперы, написанные Михаилом Ивановичем Глинкой утвердили мировое значение русской музыки. Одной из опер, написанных композитором,стала "Руслан и Людмила". Немало черт роднит ее с русскими былинами: дух великого патриотизма, величавость образов, неторопливость в развитии действия, сочетание реальности со сказочным вымыслом. Глинка мечтал работать над своей оперой вместе с А.С. Пушкиным, но гибель поэта помешала этому.

1 ведущий: Опера сочинялась уже после гибели поэта и стала величайшим произведением русского музыкального искусства, памятником таланту русского народа и его замечательному гению. Как в народных сказках, так и в опере действуют не только светлые, но и злые. мрачные силы.

Олицетворение зла- волшебник Черномор

"Марш Черномора"- исполн. Чернышова Н.Ф.

Шамлова М.Ю.

2 ведущий: "Танец и Персидский хор" из оперы - исполн. Юлия Листочкина и Дарья Кубышина

Преп. Шамлова М.Ю.

1 ведущий: Многоликостью мироощущений отмечена вокальная лирика Глинки. Он создал около 80 произведений для голоса с фортепиано. Разнообразная по темам и формам, она включила в себя русскую песенность- фундамент глинкинской мелодики. Послушайте вокальное произведение

" Ты, соловушка, умолкни" - исполняют Нина Ефремян и Ирина Самошкина

2 ведущий: Всем известны шедевры -романсы Глинки на стихи Пушкина- "Не пой,красавица при мне", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновенье", а также на слова Баратынского "Не искушай меня без нужды". Сейчас прозвучит романс Глинки "Жаворонок" в инструментальной обработке. Исполняет ансамбль преподавателей в составе

Чернышовой Нины Федоровны, Еремина Юрия Владимировича и Степанова Виктора Гавриловича.

Глинка "Жаворонок"

1 ведущий: Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей периода Отечественной войны 1812 года и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы, искусства способствовали выработке новаторских эстетических основ творчества Михаила Ивановича Глинки. Народно-реалистическое по своей устремленности оно оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Он ушел из жизни в возрасте 53 лет, оставив после себя огромное музыкальное наследие и прославивив себя, как основоположник русской классической музыки.

2 ведущий: И в заключении нашего вечера, посвященного 205-летию со дня рождения Глинки прозвучит еще одно произведение композитора.

"Прощальный вальс"- исполн. Антипова Анастасия, препод. Осипова Татьяна Васильевна

1 ведущий: Наш вечер закончен. Спасибо за внимание. Всех участников просим выйти на сцену и давайте дружными апплодисментами выразим им благодарность за выступление.


Анна Чумаченко
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. И. Глинки. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Встреча в музыкальной гостиной , посвященная творчеству М . И. Глинки .

Цель : Познакомить детей с биографией и творчеством М . И. Глинки .

Оформление зала : на центральной стене портрет М. И. Глинки , стенды в зале, на которых размещен иллюстративный материал.

Экспозиция 1. Портреты родителей Глинки , фотографии личных вещей композитора в Петербурге, Москве.

Экспозиция 2. Портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки ,иллюстрации к опере «Руслан и Людмила» (шествие Черномора) .

Ход мероприятия.

Дети входят в музыкальную гостиную .

Музыкальный руководитель . Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Он родился в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша любил слушать музыку Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения

Предлагает детям подойти к экспозиции 1.

Мальчик рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. В 13 лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов .

Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. В 1830году он отправляется в Италию. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы.

Ему довелось побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой железной дороге.

Дым столбом, кипит, дымится пароход!

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

(Н. Кукольник.)

Да! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящее чугунное чудовище с огромными колесами и длинной трубой.

Звучит в записи «Попутная песня» .

Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к экспозиции 2, и обращает внимание детей на портреты М. И. Глинки и А . С. Пушкина, размещенные рядом.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Вы, конечно же хорошо знаете эти строки! Ими начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Звучит «Марш Черномора» .

Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, убранном самоцветами,все подчиняются его злой силе, а сила его спрятана в длинной бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло, все ликуют!

Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению.

Давайте и мы с вами потанцуем. Приглашаю всех на польку!

Дети танцуют под «Польку» М. И. Глинки .

Музыкальный руководитель . Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка

«Гимн городу» () был гимном нашего государства.

Сейчас мы с вами послушаем музыку . Обратите внимание на красоту и, широту и величественность звучания.

Звучит в записи «Здравствуй, славная столица!» .

Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка известного вам романса «Жаворонок» .

(Звучит в записи романс «Жаворонок» .)

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки . Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене Мариинского театра прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин» , но до сих пор мы с радостью, гордостью и волнением слушаем эту ликующую музыку , прославляющую наше Отечество, Россию, наш народ.

Звучит запись хора «Славься» .

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2014/2015 учебного года

«По страницам музыки М. И. Глинки»

Сценарий внеклассного мероприятия

преподаватель МБОУК ДОД ДШИ № 68

Таштагольского муниципального района

Действующие лица и исполнители
Ведущий 1. – Шултаева Софья

Ведущий 2. - Валова Анастасия

1 фрагмент: Отец Глинки – Солопов Сергей

Маленький Глинка – Секретарев Алексей

Няня Глинки – Трубина Анастасия

2 фрагмент: Глинка – Чернышов Андрей

Пущин – Кушаков Максим

Пушкин – Башев Александр

Голицын – Цафт Александр

Маркевич – Кирсанов Роман

Мельгунов – Кунгушев Станислав

Соллогуб – Тудегешев Кирилл

3 фрагмент: Глинка – Чернышов Андрей

Пушкин – Башев Александр

Виельгорский – Карасев Юрий

Вяземский - Кушаков Максим

Жуковский - Солопов Сергей

Ответственный за видео показ: Калина Кристина
Исполнители на ложках: Башев Александр, Цафт Александр, Кунгушев

Станислав, Карасев Юрий

Исполнители романсов: Кран Елена и Казакова Екатерина

Введение

(1-й слайд:Портрет Глинки)

Ведущий 1 Жизнь человека – это черточка между двумя датами. Чем насыщена она? Какие дела, поступки являются определяющими для того, чтобы остаться в памяти людей? Что несет жизнь одного человека для многих, окружающих его и для потомков?

Ведущий2 . Если взять книги, учебники, то о русском композиторе М.И. Глинке они скупо передают факты: Глинка – гениальный композитор, родоначальник русской классической музыки. Что скрывается за этими высокими фразами? Какая личность? В каких условиях происходило ее становление?

(муз.фр. «Херувимская песня», 2-й слайд: портрет памятника)

Ведущий1 . В центре Смоленска, в одном из городских скверов стоит памятник композитору. Надпись на постаменте гласит: «Глинке – Россия». Памятник был воздвигнут на пожертвования населения и открыт в 1885 году. С дирижерской палочкой в руке композитор как бы вслушивается в звуки музыки. Вокруг постамента чугунная решетка, по которой разбросаны нотные знаки – 24 отрывка из произведений Глинки. Какова ценность этой музыки? За что благодарен русский народ композитору? Вед.2 . Почему композиторы так трогательно относились к творческому гению Глинки? «К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити приведут к Глинке», - говорил Г. Свиридов. «Слава Глинке, указавшему путь истины», - отмечал М.Мусоргский. А Н. Римский-Корсаков сравнивал гений Глинки с гением Моцарта.


  1. Детство. (Колокольный звон, 3-й слайд: имение Глинок)
С ценка: (Выходит Мишенька, играет на тазах.)

Отец : Ну что за мальчишка? Часами может играть. Спаса нет. Не даром соловей запел при его рождении, вот и вышел скоморох. Мишенька, ты бы занялся лучше рисованием.

Мишенька : Ты не понимаешь, папенька. Музыка – душа моя. А, впрочем, нянюшка, Авдотья Ивановна!(зовет)

Няня : Что Мишенька?

Мишенька :Скажи мне сказку, или песню спой.

Няня : Пойдем, пойдем, молодой барчук, спою песню тебе.(поет песню «Среди долины ровныя», уходят.)

Ведущий 1. На развитие слуховой восприимчивости Глинки в детстве повлияло несколько факторов. Два из них вы могли заметить сейчас. (Народная песня, церковные колокола). Сам Глинка, когда вырос и стал композитором, вспоминал: «…песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиной того, что в последствии я стал разрабатывать народную русскую музыку».

Ведущий 2. Кроме того, в доме Глинок музыка звучала часто в виде фортепианных миниатюр и романсов. «Музыку я любил почти бессознательно, но всем пьесам более всего я любил оркестр…», сознавался маленький Миша. Оркестр его дяди Афанасия Андреевича был источником самых живых восторгов.

(Музыкальный фрагмент:«По всей деревне Катенька» и исполнение на ложках)


  1. Студенчество. (4-й слайд: годы студенчества с портретами учителей и друзей)
Ведущий 1. 1817 год, 1 сентября. В Петербурге при педагогическом институте открывается пансион для детей дворян. Окончивших его ждало большое будущее…

Сценка(стол откровения.Надписи фамилий)

Мишенька : Меня переполняет восторг и удивление. Я люблю учиться. Более всего предпочитаю языки: английский, латынь, французский…даже персидский.

Из наук – географию и зоологию. Даже в арифметике и алгебре я сделал быстрые успехи…Что говоря о политике – она царила во всем. Да к нам часто захаживает А.С.Пушкин. Мы все знаем его оду «Вольность» наизусть.

Пущин : Мысль о свободе и конституции была в разгаре. Еще бы, такая элитная профессура: Кюхельбекер, Куницын, Арсеньев…Воспитанники просто разрывались от литературных и политических спорах. Кстати, Левик Пушкин и Михайло Глинка были хорошими оценщиками поэзии.

Пушкин: Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Мишенька : Увольнение учителей мы переживали с трудом. Учиться не хотелось. Да еще Лев Пушкин устроил бунт на уроке, требуя возвращения педагогов. Его так же уволили. Надо признать, что ученье у нас в совершенном упадке.

А.Н.Голицин : …беспорядок сей не может быть почитаем и ясно доказывает слабое управление, допустившем укорениться столь вредному духу. Инспектору пансиона, обнаружившему слабость при сем случае предпоручено сделать строгий выговор.

Мишенька : Если бы не музыка, я бы сошел с ума. Она была главной моей страстью.

Маркевич : Он уже в Пансионе был превосходным музыкантом. Маленький, с огромной головой и с гениальным пламенным взглядом. Я его прозвал «Глиночка».

Мельгунов: Полет свободной импровизации был отдыхом от головоломных занятий. В звуках, дрожащих восторгом, были слышны детские мечты, томная грусть и живые радости. Если бы кто увидел его лунной ночью с географией в руках, если бы кто заметил, как он сводит глаза с книги на луну и обратно, то подумал бы: «это прилежный ученик, но науки не его назначение – он рожден быть художником».

Мишенька :Поздравьте, я выпустился, и работаю в канцелярии путей сообщения. Нет скучнее дела. Зато рабочий день 5 часов. Я могу заниматься музыкой, даже учиться. Какие замечательные люди меня окружают: Рылеев, Пушкин, Бестужев…

Соллогуб: Глинка еще юношей попал в общество отборной молодежи, частью дорого поплатившейся за свой святотатственный патриотизм.

Мишенька :1825 год. Декабрь. Я ушел с площади, потому что меня мучил голод. Может, это спасло меня от смерти или увечья.

Вед. 2. Время студенчества действительно было незабвенно. Именно в юности состоялся выбор его будущей деятельности. Настойчивость и простота, честность и отзывчивость, мягкая доброжелательность и увлеченность, огромное трудолюбие и любовь к России станет основой его жизни и творчества.

Одним из первых удачных произведений того времени был романс «Не искушай меня без нужды». Его сейчас вы услышите в исполнении Казаковой Екатерины.

Годы странствий и поисков себя. (5-й слайд: фотография Венеции)

Ведущий 1. Твердое решение заниматься музыкой с подвигло Глинку на шаг, о котором он никогда в жизни не жалел. Он оставляет работу и отправляется в путешествие за границу. Италия, Германия, Франция, Испания… Где бы не находился композитор, он производил впечатление талантливого, интеллигентного, искреннего в проявлении своих чувств человека.

Ведущий2. Его поездки за границу не были простым отдыхом: Глинка отправился туда для того, чтобы заниматься музыкой с лучшими европейскими педагогами, ведь в России не было музыкальных учебных заведений. Он постиг музыкальную теорию, гармонию, конропункт, композицию, а так же оркестровку. Его сочинения в качестве ученика приносили ему славу. Иностранцы ставили его как композитора на высокий уровень, считали великим маэстро.

В исполнении МовсисянаАрманавы услышите фортепианную миниатюру «Чувство».

Ведущий1. Все чаще его посещала мысль о Родине, об искусстве России. «Живя за границей, я более и более убеждаюсь в том, что я душою русский и мне трудно подделываться под чужой лад. Я искренно не могу быть итальянцем. Я хочу писать по-русски», - сообщал Глинка своей сестре. Впитав в себя музыкальную грамоту, он возвращается в Россию, с целью создания русской национальной музыки. И вот…


  1. Рождение главных произведений. (6-й слайд:Рисунок Большого театра в 19 веке)
(фр. из «Ивана Сусанина» Мазурка.)

Сценка:(выходят 5 молодых людей)

Мишенька : Я счастлив… Свершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. А что до некоторых аристократов, говорящих о моей опере с презрением, дескать, эта кучерская музыка, так это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ.

Пушкин: А какова трагедия! Человек и народ – судьба человеческая, судьба народная.

Виельгорский : Да. Легенда о Иване Сусанине прекрасный сюжет для драмы. Что может быть выше того – отдать жизнь за отечество!

Вяземский : Поддерживаю вас, друзья мои. Эта опера – новая заря для отечественного искусства.

Виельгорский : Поразительно, в мотивах слышно все русское и… ни одной русской песни…

Жуковский : Знаешь, Михаил, мы тебе в честь этого замечательного дня приготовили сюрприз.

Мишенька : Сюрприз?

Жуковский : Да, да. Всего несколько куплетов, которые, конечно, не тянут на оперу, но поддерживают этот момент.

Мишенька : Что же, очень занятно.

Жуковский: Друзья, приготовились?

1.(Виельгорский) :

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! наш Глинка –

Уж не Глинка, а фарфор!

2 .(Вяземский):

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

3.(Жуковский):

В честь столь славныя новинки

Грянь, труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глитвеинустака

4.(Пушкин):

Слушаю сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Мишенька : Спасибо, друзья мои. Действительно вышло превосходно. Нужно отпраздновать столь значительное событие…

Ведущий2. Вы, конечно, узнали в товарищах Глинки, по столь изысканной поэзии, русских поэтов -Виельгорского, Вяземского, Жуковского, Пушкина. И это не весь круг друзей, заинтересованных в становлении российского искусства, трепетно ожидающих рождения чудотворной музыки под пальцами обаятельного, доброго и в тоже время непреклонного по своим убеждениям человека.

(Музыкальный фрагмент увертюра к опере «Руслан и Людмила»)

Ведущий1 Опер за свою жизнь Глинка создал две. И эта музыка подсказывает название второй оперы. Какой? Конечно, это «Руслан и Людмила», принесшая композитору столько шума и криков…

Ведущий 2 Но отказаться от замысла создания новой оперы Глинка не мог. Поэзия Пушкина так музыкальна, что сама рождала музыку. Воображение Глинки подсказывало яркие образы: вот сильный Руслан, нежная Людмила, коварная Наина и злой Черномор, для которого даже не нашлось вокальной партии…Но план оперы не для театра. Даже актеры недоверчиво усмехались, находив абсурдной затеей постановку сего…

Ведущий 1. У Глинки была в это время самая несчастная эпоха жизни: полное отсутствие понимания музыкального искусства его женой, утомительная служба в придворной капелле среди завистников и интриганов, а главное – трагическая гибель Пушкина.

Ведущий2. « Нынешний год был для меня самый горестный и трудный в моей жизни… В это короткое время я узнал жизнь более, чем в течении всего остального времени, и если большая часть людей, носивших имя родных и друзей, оставили меня, зато я приобрел немногих, но искренно преданных мне доброжелателей.», - писал Глинка матери в 1839 году.

Ведущий 1 Работа над произведением длилась долго и кропотливо. И, наконец, в 1842 году состоялась премьера оперы в Большом театре. Споров в печати было много. Москва была просто поделена на два лагеря: противники и приверженцы «Руслана…»

Композитор писал своей сестре следующие строки: «Поймут твоего Мишу, когда его не будет, а «Руслана» через 100 лет…».

Ведущий 2. А теперь вопрос, который так напрашивается для вас:

1. Сколько опер написал М.И. Глинка? (Две)

2. Их название? («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»)

3. Какая из опер была первоначально названа «Жизнь за царя»? Почему? (А,теперь подсказка. Чтобы получить высшее разрешение на постановку первой оперы «Иван Сусанин», друзья посоветовали посвятить оперу Николаю1. Тот отнесся к этому благосклонно, но название дал новое –«Жизнь за царя». Под этим названием опера шла до Октябрьской революции).


  1. Романсовое творчество .
(звучит запись «Вальса-Фантазии».)

Ведущий1 .Чу… слышите? Это вальс… и, кажется, голоса…

Дочь : Маменька, как мил этот Михайло Глинка…

Мать : Вполне с тобой согласна. Его глаза светятся умом и добротой…

Дочь : А как он искусно владеет инструментом, мудрено встретить человека, столь выразительно и тонко чувствующего звук. Я никогда ничего подобного ни слыхала…Такой мягкости и плавности, такой души, совершенного отсутствия клавиш…Я ни у кого такого не встречала…

Мать : Его голос так же искусен, доченька. Его бархатный тембр приковывает внимание к себе, заставляет плыть чувству согласно его задумке. Не случайно многие даже бояться пошевелиться, и остаются в чудном забытье после окончания пения…

Дочь : Меня переполняют разные чувства: и нежность, и тоска не то чтобы печаль, не то чтоб радость…

Ведущий1 .Вы сейчас были свидетелями диалога матери и дочери, Анны Петровны Керн и Екатерины Ермолаевны Керн.

Ведущий2 Звучание Вальса-Фантазии не было случайным. Это было посвящение одному из самых дорогих людей для Глинки – Катеньке Керн. Ласковая, гибкая, пластичная мелодия указывает на искренность чувств. Но присутствующее ощущение смятения, робости, переживания, неуверенности подсказывают, что герои не будут вместе. Это еще одна страница в жизни композитора.

Ведущий1 Екатерина Керн была воспета Глинкой и в вокальном творчестве – романсе. Этот шедевр лирического романса – исповедь сердца композитора, глубокая «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.

(Звучит «Я помню чудное мгновенье»).

Ведущий2 . Вы, конечно, узнали автора слов романса (А.С. Пушкин). Парадоксально, два гения увековечили имена двух прекрасных женщин, столь близких между собой и так поразительно чутко, относящихся к истинному искусству. А.С. Пушкин, посвятил стихи прелестной Анне Керн, а М.И. Глинка, спустя много лет, написал музыку на слова для Екатерины Керн.

Ведущий1 . Вообще, романсовое творчество было одним из самых близких и любимых занятий. Голос позволял Глинке быть не только композитором, но и прекрасным исполнителем. Он создавал романсы о любви, о родной природе, о местах, которые милы его сердцу. 70 романсов стали основой русской классической вокальной лирики. Послушайте романсы в исполнении… …………………..

Исполнение романсов: «Уймитесь волнения страсти», «Жаворонок».


  1. Заключение. (8-й слайд: портрет Глинки)
Ведущий2 .Удивителен гений Глинки. Свое понимание красоты в искусстве он выразил такими словами: «Все искусства, а следовательно, и музыка требуют:

  1. Чувства…и

  2. Формы.
Чувство дает основную идею; форма облекает идею в приличную ризу…

Чувство и форма - это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»

(звучит «Камаринская»)

Ведущий1 Мастерство Глинки, трудолюбие, талант и безграничная любовь к своей Родине совершили чудо. О России заговорили за рубежом.

Слышите? Это звучит симфоническая пьеса «Камаринская», о которой так точно писал П.И.Чайковский в своем дневнике:

«В «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде находится вся русская симфоническая школа. Глинка вдруг встал одним шагом наряду с Моцартом, с Бетховеном».

«Это правдивый итог всего, что Россия излила в песне…», - писал французский критик А.Мериме.

Ведущий2 .Воистину Глинку можно назвать певцом России.

Глинка был одарен талантом сочинять музыку, которую трудно было отличить от народной. С первого мгновения может показаться, что мы слышим народную музыку, но это не так. А если кто-то и мог подумать в те годы, что песня народная, то такое признание сам композитор считал высшей похвалой. Он даже говорил: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

В этом вы сможете убедиться, когда услышите пьесу «Ах, ты, ночь ты ноченька» в исполнении фортепианного дуэтаСальниковой Инны, СидоровойМиланы.

Ведущий1 .М.И. Глинка велик тем, что сумел воплотить в своей музыке думы, чувства и творческий дух русского народа так, как до него это еще не удавалось никому. Глинка, вникнув в характер нашей народной музыки, подметил все ее особенности, изучил, усвоил ее – и потом дал волю своей собственной фантазии, которая приняла образы чисто русские, родные…

Ведущий2 . Ну, а с появлением опер Глинки, русское искусство приобрело силу и мощь подлинно симфонического звучания. Введение массовых сцен стало выдающимся завоеванием русской музыкальной драматургии. Не случайно, в опере «Иван Сусанин» финальный хор «Славься!» до сих пор является непревзойденным по мощи отражением патриотического чувства русского народа.

(Звучит хор «Славься», иллюстрация из оперы).

Список литературы:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Кн.1. – М.: 5 за знания, 2006. – С.29-33.

2. Колосова Н. Глинка. И я открою землю…- М.: Молодая гвардия, 1976. – 160с.

3. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007. – С.10-25.

4. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.51-83.

5.Смирнова Э. Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1985. – С.12-32.

6. М.И.Глинка. Альбом. / сост. Розанов А.С. – М.: Музыка, 1983. – 175с.

Приложение 1.

Концертные номера и исполнители:

1. Глинка. Полька. Фортепианный ансамбль Лысенко Маша Спиридонов Влад.

2.Русская народная песня «По всей деревне Катенька» в исполнении ансамбля ложкарей А.Цафт, Ю.Карасев, А.Башев, С.Кунгушев

3.Глинка. Не искушай меня без нужды (романс) Елены Кран

4.Глинка. Чувство (фортепианная миниатюра) АрманМовсисян

5.Глинка. Сомнения (романс) – Е. Казакова

6.Глинка. Жаворонок (романс) – Е. Казакова, Е.Кран

7.Глинка. Ах, ты ночь, ты ноченька. Фортепианный ансамбль Сальникова Инна, Сидорова Милана.

Приложение 2.

Музыкальные фрагменты из произведений М.И.Глинки, используемые в постановке:

(творческая группа, работающая по компоновке материала:Киселева Виктория, Насонова Алена)


  1. Херувимская песнь.

  2. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».

  3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

  4. Вальс-фантазия.

  5. Романс «Я помню чудное мгновенье».

  6. Камаринская.

  7. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Приложение 3.

Видеоматериалы, вошедшие в презентацию мероприятия:

(творческая группа, работающая по компоновке материала:Карасев Юрий, Секретарев Алексей, Калина Кристина)


  1. Портреты М.И.Глинки

  2. Памятник М.И.Глинки в Смоленске

  3. Портреты Анны и Екатерины Керн

  4. Фотография ландшафта Венеции

  5. Рисунок Большого театра в XIX веке

  6. Портреты А.С.Пушкина, Л.С.Пушкина, И.И.Пущина, Кюхельбекера, Маркевича.

  7. Фотография имения Глинок в селе Новоспасском

Приложение 4.

ПУШКИН

ПУЩИН

МЕЛЬГУНОВ

ГЛИНКА

СОЛЛОГУБ

ГАЛИЦИН

МАРКЕВИЧ

Приложение 5.

Тесты по жизни и творчеству М.И.Глинки:

(творческая группа: А.Цафт, К.Тудегешев, А.Секретарев, А.Трубина, М.Кушаков, А.Насонова, В.Киселева, А. Валова, С.Кунгушев, Е.Килина)

1.Где родился Глинка?

а. в г. Москва, б. в с. Новоспасском в. в г. Смоленск

2. Когда родился Глинка?

3. В каком городе Глинка получил образование?

а. в г. Москва, б. в г. Санкт-Петербург в. в г. Рязань

4. Какую оду Пушкина знали все ученики пансиона?

а. Закрепощенность б. Закрытость в. Вольность

5. Назови товарища Глинки, который учился с ним в пансионе.

а. Мельгунов б. Кюхельбекер в. Соллогуб

6. В какой стране Глинка не был в своих турне за границу?

а. Италия б. Германия в. Китай

7. Сколько опер создал Глинка?

а. 2 б. 3 в. 4

8. Выбрать оперу, не созданную Глинкой.

а. Иван Сусанин б. Князь Игорь в. Руслан и Людмила

а. Лесков б. Пушкин в. Лермонтов

10. Кому посвятил Глинка свой романс «Я помню чудное мгновенье»

а. Пушкину б. Анне Керн в. Екатерине Керн

11. Какой зарубежный композитор не оказывал поддержку Глинке в распространении его творчества?

а. Моцарт б. Лист в. Берлиоз

12. Как выразился о «Камаринской» Глинки П.И.Чайковский?

а.«цыпленок в скорлупе» б. «цветок в степи» в. «дуб в желуде»

Приложение 6.

Чернышов Андрей.

Глинка во время учебы в пансионе.

Башев Александр. Чернышов Андрей. Кушаков Максим. Солопов Сергей. Карасев Юрий.

Глинка среди передовой молодежи .