Цель: Научить рисовать ватными палочками.

Задачи: Учить передавать образ цветка, его строение и форму, используя ватные палочки. Закрепить знания цветов (зеленого, желтого, красного, синего) и геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, рисунок одуванчика, салфетки, ватные палочки, раскраски, волшебная коробка, игрушка пчёлка, цветы из цветной бумаги, разноцветные геометрические фигуры.

Предварительная работа: рассматривание травы и цветов на прогулке.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

2. Игра «Собери цветы по цвету».

– Ребята, какое сейчас время года?

– И на нашей поляне расцвели разноцветные цветы. У меня на столе геометрические фигуры. Это какая фигура?

– красный круг, синий треугольник, жёлтый квадрат.

– Правильно, молодцы!

– Возьмите по одному цветку и положите синие цветочки на стол, где лежит синий треугольник, красные цветочки, где лежит красный круг, жёлтые цветочки на стол, где лежит жёлтый квадрат. Проверяем.

– Ребята, сколько цветочков мы собрали?

3. Весной вся природа просыпается от долгого сна.

Какие цветы распускаются первыми?

– Подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики. Одуванчик - лекарственное растение, целебное и очень полезное. Его листья, в которых много витаминов, можно использовать в салатах, а из цветов одуванчика варить варенье. Цветёт одуванчик с ранней весны и до поздней осени, почти в любых условиях. Перед дождем и вечером он закрывается, в сухую погоду раскрывается. Одуванчик не всегда желтый, проходит время, и его цветы становятся белыми, как пушистые шарики. На них можно подуть и они полетят как маленькие парашюты.

Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце?

Д: Такой же круглый и желтый.

В: Что есть у одуванчика?

– стебель, листья, цветок.

4. Слышите, кто-то жужжит. Кто это?

Модница крылатая,
платье полосатое,
Ростом хоть кроха,
укусит – будет плохо!

Д: Пчелка.

В: Здравствуй, пчелка! Как тебя зовут?

Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела.

В: Пчёлке нужно собрать много цветочного нектара. Где нам его взять?

Д: Нарисовать.

5. Физкультминутка.

Прежде чем начать работу, мы поиграем с вами.

УМК. Диск №1, слайд №13“Кайда безнең кулларыбыз?”.

6. Садитесь за стол.

– Мы сегодня будем рисовать ватными палочками. Ватную палочку держим в правой руке, тремя пальчиками. Посмотрите как будете рисовать. Наберем на ватную палочку зеленую краску и нарисуем прямую линию. Это у нас стебель цветка, а чтоб нарисовать листочек тоже проведём короткую линию. Стебель и листья нарисовали, теперь нарисуем цветок. Для этого на другую ватную палочку набираем желтую краску, поставим на листе яркую желтую точку, а потом вокруг нее много точек по кругу (сопровождает объяснение примерным показом).

Вот и получился цветочек желтый, пушистый.

Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики. Возьмите палочки, начинайте рисовать.

7. ДЕТИ РИСУЮТ.

В: Какие замечательные получились цветы. У нас в группе вырос золотой лужок. Пчелки сядут на него, и будут пить сладкий нектар!

8. Рефлексия.

Молодцы, ребята. Хотите превратиться в цветы?

Упражнение «Цветок».

Говорит цветку, цветок: подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку да притопни ножкой.
Да головкой покачай, утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка, вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, отдохни и успокойся.
Наконец готовы все, день встречать во всей красе.

9. Ребята что нарисовали мы сегодня?

– одуванчики.

Пчёлка Майя приготовила для вас подарки-раскраски пчел.

Все ребята постарались, пчелка-Майя очень довольна.

Из опыта работы воспитателя. Нетрадиционная техника рисования. Рисование жесткой кистью методом «тычок» - «Цветы, цветы…»

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет интересен для воспитателей ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста, для родителей. Рисунок можно использовать в качестве подарка, украшения комнаты.
Цель: создание условий для реализации индивидуально-творческих способностей детей.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира;
- развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения;
Материалы и инструменты:
- наглядный материал (картина, иллюстрация или натура);
- бумага для рисования;
- густая гуашь;
- жесткая щетинная кисть для клея;
- тряпочки для сушки кисти.

Я работаю в первой младшей группе (дети 2-3 лет). На проведение образовательной деятельности (занятие) отводится 10 минут. Как хочется в этот малый промежуток времени дать детям максимум интересной информации, почитать стихи, сделать физминутку, дыхательную гимнастику и сотворить очередную красоту…Особенно, когда вокруг цветут цветы небывалой красоты! Красота их так недолговечна...
А как же сохранить в памяти красоту цветов? Ну, конечно, мы можем их нарисовать.
О. Чусовитина «Подарок маме»
Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
Я подарок сделал сам
Из бумаги с красками.
Маме я его отдам,
Обнимая ласково.
Для занятий по рисованию я «нашла» помощницу – жесткую щетинную кисть для клея. Для работы нам нужна сухая кисть, а, если случилось так, что надо смыть краску, то кисть после промывания в воде необходимо просушить тряпочкой. Гуашь нам нужна густая. Краску набираем на кончик кисти и «стучим» кисточкой, нанося краску на бумагу. «Стучим» - именно так мы и говорим с малышами. Кончик кисточки смотрит в потолок.
Какие прекрасные работы у нас получаются.
Пришла весна, пригрело солнышко и вот они… одуванчики.
Высоцкая О. «Одуванчик»
Уронило солнце

Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

Для занятия с детьми 2 – 4 х лет педагог делает заготовки для каждого ребенка: из цветной бумаги вырезаем листики, наклеиваем их на листы бумаги; для детей 2-3 лет мы рисуем простым карандашом контур будущего цветка,


а дети 3-4 лет рисуют цветок самостоятельно.


Сначала краску наносим по контуру будущего цветка, а затем закрашиваем свободное место в центре. Стебель малыши рисуют фломастерами, можно краской, но кисть даем уже беличью.
Дети средней группы (и старше) зеленые листья рисуют сами, педагог не делает уже заготовки.



Посмотрите, вот и черемуха зацвела.


С. Есенин «Черёмуха» (отрывок)
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

А. Барто «Весенняя гроза» (отрывок)
Черёмуха, черёмуха
В овраге расцвела.
Черёмуха, черёмуха
Стоит белым-бела.
А вот и май пришел. В воздухе запах сирени...

Светлана Джус «Сирень»
Куст расцветает сиреневым цветом,
Только цветет он весной, а не летом.
Пчелки летают вокруг и жужжат:
«Очень приятен цветов аромат.
Будем кружить мы над ним целый день.
Ах! До чего же красива сирень!»

Для детей 2-4 лет мы делаем заготовки на каждого ребенка.


Для изображения цветов сирени детям первой младшей группы была дана готовая разведенная краска (цвет фуксии + белила).


А эту сирень дети изображали на занятии кружка по рисованию.Сначала дети рисовали гроздья сирени темным цветом (фиолетовый, цвет фуксии), не давая первому слою высохнуть, наносили "тычком" белую гуашь. Краски смешиваются, создавая разные оттенки, создавая объем.



Вот и осень наступила. Но на клумбе еще есть прекрасные цветы.

Марина Блинникова «Астра».
Есть цветок такой в саду
и похож он на звезду.
Может быть любого цвета.
Для осеннего букета
соберём цветок прекрасный,
называется он - АСТРА.

Это наша коллективная работа.


Спасибо за внимание!

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края.
Расширить и уточнить знания об одуванчике.
Учить подбирать образные слова.
Познакомить детей с понятием «лекарственное растение».
Развивать слуховое восприятие.
Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме.
Способствовать развитию бережного отношения к живой природе.

Оборудование:

Картинки с изображением одуванчика.
Круги из желтого картона, изображающие солнце (3 шт).
Шарообразные кусочки ваты и модель одуванчика из зеленой бумаги и желтых салфеток.
Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за одуванчиками.
2. Разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое,воздушное,
Ветерку послушное.

Одуванчик

Строение одуванчика

Одуванчики

Ход занятия:

Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему?

Отгадайте загадку:

Загадка про одуванчик

Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.

Это одуванчик. Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»

Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик.

Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.

Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.

Психогимнастика «Одуванчики»

(Проводится под музыку)

Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко. Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки).

Как называется этот цветок? Из каких частей состоит это растение? Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель? Цветок? Где растет цветок? Поэтому как его называют?

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит.
(Дети находят взглядом желтые круги-«солнце» в соответствии с текстом).

В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху.
К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает.

С чем можно сравнить одуванчик?

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.

Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.

Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.

Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Об этом рассказывается в стихотворении «Цветок». Послушайте:

Цветок

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу постоял.
(В. Викторов)

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать одуванчики на этих зеленых лужайках (тонированные листы бумаги). Но прежде, чем приступить к рисованию, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)

Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)

Рисование «Одуванчики на лугу»

Дети рисуют желтой гуашью на тонированных (зеленых) листах бумаги.
После окончания работы рисунки выкладываются радом друг с другом на полу – «одуванчиковый луг».

Стали краски вдруг – цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.

Конспект НОД по рисованию одуванчика в нетрадиционных техниках «Маленькое солнышко» в средней группе.

Цель: Закрепить с детьми рисование в нетрадиционной технике сухой жёсткой кисточкой, ватной палочкой.

Задачи:

Продолжать учить рисовать одуванчики в нетрадиционной технике – рисование жёсткой полусухой кистью, ватной палочкой;

Закрепить умение печатать поролоновой губкой;

Развивать чувство композиции в рисовании для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже;

Формировать эстетическое восприятие природных явлений.

Интеграция образовательного развития: соционально – коммуникативное, развитие речи, художественная литература, физическое, художественно – эстетическое.

Материалы для занятий: альбомный лист, акварель, гуашь желтая и зеленая, жёсткая кисточка, ватная палочка, подставка для кисточки, бумажные салфетки, кусочки поролона, стаканчики с водой.

Предварительная работа: просмотр презентации «Одуванчик золотой», рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков, наблюдение в природе, заучивание стихов и чтение рассказов об одуванчике, тонирование альбомного листа зелёной акварельной краской кусочками поролона.

Ход занятия:

Вводная часть:

На лужайке, возле леса

Расцвели цветочки

Жёлтые, как солнышко.

На зелёной ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут-

Мягкие, воздушные-

Ветерку послушные! (Одуванчики)

На столе у педагога стоит ваза с букетом из одуванчиков. Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы и подойти понюхать их. Спрашивает:

На что похожи одуванчики? Ответы детей (на солнышко) Дети трогают цветы и определяют, какие они на ощупь. Педагог показывает листья одуванчика и объясняет, что листья у одуванчика не ровные, а как – будто с выемками. Похоже на то, что кто – то их рвал.

Воспитатель рассказывает, это растение считается лекарственным. В сентябре собирают корень цветка и отправляют в аптеку и делают из него лекарство. Многие собирают цветы одуванчиков, заливают спиртовым раствором и настаивают. Такой настой снимает боль в суставах.

Из листьев одуванчиков делают салат, так ка в них большое количество витаминов. А из цветов варят варенье и называют его майский мёд.

Воспитатель предлагает вспомнить, как дети рисовали жёсткой полусухой кисточкой.

Держим кисточку вот так.

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок –

За тычком идет тычок.

Педагог показывает детям, как нужно рисовать листья и стебель ватными палочками.

Самостоятельная деятельность детей

В ходе работы воспитатель по мере надобности помогает детям.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

(дети сидят на корточках, встают,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся

(дети потихоньку встают-

повороты влево, вправо, потянуться,

Взвился вверх и полетел

(плавное движение рук в стороны,

медленно бегают, кружатся).

Итог занятия

В конце занятия дети встают, рассматривают рисунки, выбирают те, которые больше всего понравились, объясняют, чем они так привлекли их внимание. Воспитатель хвалит детей за интересные и непохожие друг на друга работы, делает замечание некоторым детям, как надо было правильно нарисовать листья одуванчика.

Мастер – класс по рисованию для детей 4-6 лет «Одуванчик»


Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУ ДС КВ "Радуга" СП "Серебряное копытце"
Цель: Выполнение рисунка в нетрадиционной технике.
Задачи: - познакомиться с нетрадиционной техникой рисования – метод "тычка";
- развивать творческие способности;
- учиться быть аккуратным при работе с гуашью.
Назначение: Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов. Так же им могут воспользоваться творческие люди и родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Описание: Мастер- класс даёт возможность нарисовать самостоятельно цветок – одуванчик. Не требует особых художественных навыков. Подробное описание и пошаговые фото сделают процесс рисования лёгким и результативным.
Материалы: лист формата А4, гуашь, стакан для воды, салфетка из хлопчатобумажной ткани, кисть №5 щетина, кисти №3, №5 (коза, белка).

Ход работы:
Лето! Лето! Вокруг лето!
Столько ярких красок, душистых трав и пёстрых цветов. Красота уральской природы просто завораживает!
Синева васильков,


солнечная красота одуванчиков,


нежная белизна ромашек!!!


Сколько душистых трав, трещащих кузнечиков и гудящих стрекоз…

Сегодня мы с Вами нарисуем …. А что нарисуем, нам подскажет загадка!
«В детстве-с жёлтой головой,
В юности-совсем седой,
А вот старым-не бывает,
Пухом белым-улетает!» (Е. Телушкина)
Конечно же это одуванчик!

Вот он красавец!


Одуванчик нам знаком маленьким солнышком и белым пушистиком.


А если подуть на него, то он разлетается.


И его семена разлетаются далеко вокруг.

Мы с Вами будем рисовать вот такой одуванчик:


А может и не совсем такой, добавим беленьких одуванчиков!

Для работы нам понадобиться белый лист бумаги, гуашь, три кисточки: обычные беличьи №3 и №6, и твёрдая щетина №5, стаканчик с водой и тканевая салфеточка.

Рисовать стебель и листочки мы будем обычным, привычным для нас способом. А вот цветочки нетрадиционным способом- методом «тычка». Этот метод используется для рисования пушистых животных, цветов, изображения снега, салюта. Необычен он тем, что перед началом рисования не стоит обмакивать кисть в воду, это сухой способ рисования. Сухую кисть сразу обмакиваем в гуашь, она подходит больше всего, но нужно помнить, что гуашь должна быть густой и не засохшей. Обмакивать в гуашь нужно лишь кончик кисточки. Кисть держим строго вертикально, наносим рисунок прикладывая кисточку к листу, как бы «тыча» в него. Отсюда и название – метод «тычка». Первый «тычок» делаем на дополнительном листе, чтобы последующие «тычки» были равномерным цветом. Заполнять намеченное для цветочка место следует равномерно, располагая «тычки» близко друг другу, стараясь не оставлять промежутков и не накладывая их друг на друга. И ещё небольшой секретик: конец кисточки нужно немножко подрезать, чтобы он был плоским, не закруглённым и не острым, а прямым. Тогда «тычок» будет более пушистым. Предлагаю попробовать на дополнительном листе, сделать несколько тычков, заполнить воображаемую форму.
Попробовали? Тогда вперёд! Навстречу творчеству!

Ход работы:

1. Будем делать фон. Нам понадобиться кисть №5, синяя гуашь, вода. Смачиваем лист водой с помощью кисти, наносим равномерно цвет. Стараемся оставлять край листа со всех сторон белым – это будет рамочка.

Даём листу высохнуть. Фон готов.
2. Располагаем лист вертикально. Кистью №3 рисуем стебельки.


3. Теперь листочки. Сначала рисуем контур.


Теперь заполняем цветом.


4. Сейчас будем рисовать жёлтый одуванчик. Нам понадобиться кисть щетина и жёлтая гуашь. Не забываем особенности метода «тычок» и начинаем рисовать цветок. Помните, кисточка по отношению к листу располагается строго вертикально! И «тычем», «тычем», «тычем»!


Вот наше живое солнышко!


5. Рисуем белой гуашью пушистый одуванчик.


И ещё один пушистик.


Оформим листочки тонкой кисточкой по контуру.
Работа готова!



Можно нарисовать и другие варианты одуванчика.



Вот так они смотрятся вместе.


А вот поле одуванчиков.


Мои ребятишки сразу обратили внимание на эти работы на стене в группе и захотели тоже порисовать!
Хочу представить Вам лучшую работу! Её выполнила Екатерина Ермакова. Ей всего пять лет, но она полностью самостоятельно выполнила свою работу!
Вот такой у неё одуванчик!!!


Мы оформили в группе мини - выставку!