В истории русского искусства XIX века имя Архипа Ивановича Куинджи сопровождалось множеством легенд. Прежде всего, это происхождение. Обучение и становление художника еще мало изучены. Загадки преследовали его от рождения до смерти. Фамилия Куинджи турецкого происхождения, а не греческого. Так, может быть, Куинджи не грек? Почему, не успев вступить в Товарищество передвижных художественных выставок, вышел из него? Почему, достигнув огромной популярности у публики своими знаменитыми произведениями, замолчал на тридцать лет? Откуда возникло у художника богатство, которое он пожертвовал молодым дарованиям и на организацию общества художников его имени? Казалось, что свой уникальный живописный дар он получил от бога. Воспользовавшись им, он преодолел традиции и выработал свою систему творчества, далеко не исчерпанную последователями. За короткий срок ему удалось привить уважение к себе учеников Академии художеств, испытываемое ими до конца дней своих.

Картины Куинджи на выставках ТПХВ:

Первая картина Куинджи, которой он дебютировал у передвижников на третьей их выставке 1874 года, по самому мотиву своему была чисто «передвижническая». Она называлась «Забытая деревня». Грязная, глинистая, обильно смоченная осенним дождем равнина - серо-бурая, однообразно плоская; тяжело нависшие над ней серо-бурые тучи; несколько полусгнивших, покосившихся избушек «забытой» Богом и людьми деревни... По дороге тащится сутулый мужичок, а в стороне мычит, вытянув шею, тощая корова... Заброшенность, нищета и скудость природы и человеческого бытия среди нее - вот унылый лиризм этой картины, усугубляемый красками поздней осени и «плачем» самого неба, с которого моросит... Критика приветствовала эту картину именно за настроение: произведение «нового талантливого пейзажиста Куинджи» заняло первое место в иных обзорах выставки.

Смерть Куинджи:

За последние три-четыре года жизни Архипа Ивановича некогда железное его здоровье стало заметно изменять ему... Внешние симптомы сводились сначала к одышке: он с трудом поднимался по лестнице, а поднявшись, долго не мог отдышаться... Тяжело отзывалось на нем всякое волнение, появилась возбудимость, вспыльчивость... Но особенно грозные симптомы обнаружились ранней весной 1909 года. Вернувшись в Петербург из поездки в свое крымское имение, Архип Иванович в течение 8-9 дней был между жизнью и смертью: сильнейшие приступы удушья могли каждую минуту привести к катастрофе благодаря болезни сердца... Консилиум врачей произвел исследование рентгеновскими лучами и нашел сильное расширение сердца и аорты. Болезнь была запущена, и борьба с ней для медицины была нелегкой...

«Ранняя весна » — картина великого русского художника Архипа (1841-1910). Картина была написана в 1895 году. Холст, масло. В настоящее время находится в Харьковском художественном музее.

«Ранняя весна» считается одним из самых заметных полотен русского живописца Архипа Куинджи. Художник является признанным мастером пейзажа. В своих работах он пытался изобразить не просто красивейшие виды окружающей природы, но передать атмосферу и настроение природы в различное время суток, время года и при разных погодных условиях. Великим художником он стал не только благодаря тому, что умел очень точно передавать пейзажи, что способны делать многие профессиональные художники, но тому, что при помощи полотна и красок мог волшебным образом перемещать на картину сам дух того пейзажа, настроение природы, тепло и холод, уныние и радость, насыщенность и все невообразимые оттенки света. Картина «Весна» Куинджи заслуживает высочайших похвал именно тем, что, глядя на неё, зритель буквально попадает в то самое место, может почувствовать ту свежеть ранней весны, наступающее тепло, запахи, журчание воды, которая оттаивает ото льда.

На картине изображена извивающая речка ранней весной. Она уходит прямо вглубь картины, увлекая внимания зрителя в самые дальние уголки пейзажа. Природа с нетерпением ждёт наступления весны. Лёд уже треснул и подтаял у берегов речки. Солнце, которое всё больше и больше пригревает землю, топит снег и лёд. Кое-где уже можно увидеть зелёные островки травы.

Картину «Весна» может прочувствовать любой, кто хоть раз выбирался на природу или даже в ближайшие парки ранней весной. Уловить ту невидимую метаморфозу природы, которая просыпается от зимней спячки и начинает заявлять о себе новыми запахами и звуками, очень и очень сложно. Только по-настоящему одарённый художник сможет уловить это изменение и передать его при помощи красок.

Картина «Ранняя весна» Куинджи

Необходимы качественные, надёжные и точные таксометры? Выбор интересующей вас продукции вы сможете найти по ссылке . Кроме того, весовое, холодильное, банковское, кассовое оборудование и многое другое.

"Ранняя весна" Архипа Куинджи - ожидание тепла

Архип Иванович Куинджи вошел в историю российской живописи как мастер световых эффектов. Свет и тень не просто использовались им для создания реалистического пейзажа, но и для придания особого настроения, эмоционального наполнения картин. Картины его всегда поражали своей силой, выразительностью.

Жанр, в котором работал живописец - пейзаж. Он не просто передавал красоту ландшафтов, но и наполнял свои произведения воздухом, светом. Куинджи любил березы, которые очень эффектно смотрятся на полотнах, где важной составляющей является игра света и тени. Недаром знаменитую картину "Березовая роща" он воплотил в нескольких вариантах.

Изобразил это дерево Архип Иванович и других произведениях, например, в картине "Ранняя весна", которую он написал в зрелом возрасте, когда за плечами была уже добрая сотня выдающихся работ. Создавая ее, художник работал чистыми спокойными красками светлых пастельных тонов. Картина вышла очень жизнерадостная и лиричная.

Перед нами пробуждающаяся природа, привычный глазу ландшафт средней полосы. Мы видим изгиб реки, которая делит передний план полотна по диагонали, подчеркивая перспективу и придавая картине глубину. Горизонт разделяет картину пополам по вертикали, при этом речка приближается к нам, а небо "уходит" вдаль.

Время - конец февраля или начало марта, когда зима еще не закончилась, а весна еще не началась по-настоящему. Лишь начал таять лед, но еще не растял до конца. Хотя по краю, у левого берега, а также в центральной части, вода уже струится небольшими потоками. И снежные пласты еще не сошли, хоть и потеряли свою белизну и сильно подтаяли. Участки суши, очистившиеся от снега, еще выглядят уныло, но это скоро изменится.

Более всего весна чувствуется благодаря свету, заливающему картину. Этот яркий солнечный свет делает светлыми деревья дальнего леса на горизонте, а вот зимой они кажутся черными. Небо, хоть и задернуто легкой дымкой белых облаков, сияет мягкой голубизной. На переднем плане радуют глаз зеленые пятна. Скорее всего это мох, который в это сырое холодное время сохраняет свежесть. Два разных голубых тона - неба и воды - доминируют, делают картину "воздушной".

В центре, у самой излучины - белая береза. Ее ствол, слегка наклоненный к воде, светлыми ветками тянется в небо. Еще не скоро покроются они зеленью, но уже сейчас в этом образе чувствуется торжество набирающей силу весны. До настоящего тепла далеко, но в атмосфере картины нет места унынию. Ожидание настоящей весны - это уже праздник.


"Ранняя весна" Архип Куинджи

Архип Иванович Куинджи вошел в историю российской живописи как мастер световых эффектов. Свет и тень не просто использовались им для создания реалистического пейзажа, но и для придания особого настроения, эмоционального наполнения картин. Картины его всегда поражали своей силой, выразительностью.
Жанр, в котором работал живописец - пейзаж. Он не просто передавал красоту ландшафтов, но и наполнял свои произведения воздухом, светом. Куинджи любил березы, которые очень эффектно смотрятся на полотнах, где важной составляющей является игра света и тени. Недаром знаменитую картину "Березовая роща" он воплотил в нескольких вариантах.
Изобразил это дерево Архип Иванович и других произведениях, например, в картине "Ранняя весна", которую он написал в зрелом возрасте, когда за плечами была уже добрая сотня выдающихся работ. Создавая ее, художник работал чистыми спокойными красками светлых пастельных тонов. Картина вышла очень жизнерадостная и лиричная.
Перед нами пробуждающаяся природа, привычный глазу ландшафт средней полосы. Мы видим изгиб реки, которая делит передний план полотна по диагонали, подчеркивая перспективу и придавая картине глубину. Горизонт разделяет картину пополам по вертикали, при этом речка приближается к нам, а небо "уходит" вдаль.
Время - конец февраля или начало марта, когда зима еще не закончилась, а весна еще не началась по-настоящему. Лишь начал таять лед, но еще не растял до конца. Хотя по краю, у левого берега, а также в центральной части, вода уже струится небольшими потоками. И снежные пласты еще не сошли, хоть и потеряли свою белизну и сильно подтаяли. Участки суши, очистившиеся от снега, еще выглядят уныло, но это скоро изменится.
Более всего весна чувствуется благодаря свету, заливающему картину. Этот яркий солнечный свет делает светлыми деревья дальнего леса на горизонте, а вот зимой они кажутся черными. Небо, хоть и задернуто легкой дымкой белых облаков, сияет мягкой голубизной. На переднем плане радуют глаз зеленые пятна. Скорее всего это мох, который в это сырое холодное время сохраняет свежесть. Два разных голубых тона - неба и воды - доминируют, делают картину "воздушной".
В центре, у самой излучины - белая береза. Ее ствол, слегка наклоненный к воде, светлыми ветками тянется в небо. Еще не скоро покроются они зеленью, но уже сейчас в этом образе чувствуется торжество набирающей силу весны. До настоящего тепла далеко, но в атмосфере картины нет места унынию. Ожидание настоящей весны - это уже праздник.
источник: ‎Крюкова Ольга‎ в гр. Эрмитаж

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.
Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.
Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Первые работы Куинджи отмечены влиянием искусства великого Айвазовского. Учеба в Академии художеств в Петербурге, знакомство с И. Н Крамским и И. Е. Репиным положили начало реалистическому периоду творчества художника («Осеняя распутица». 1872).
В 1876 году Куинджи представил картину «Украинская ночь», совершив стремительный поворот от социальной тематики к простодушному образу Рисуя свой почти идеальный мир, художник был чужд романтической экзотики, он вое принимал жизнь как благо, дарующее человеку красоту и радость впечатлении.
Примененные в картине новые изобразительные приемы мастер разрабатывал и в следующих своих работах («Березовая роща», 1879, «Лунная ночь на Днепре», 1880. «Днепр утром», 1881) В расцвете творческих лет Куинджи вдруг отказался от выставочной деятельности и сконцентрировался на преподавании в пейзажном классе Академии художеств, из стен которого вышли К. Богаевский, Н. Рерих и А. Рылов.