исследовательской

С.Т.Аксаков очерк «Буран»


Очерк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы

Рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.


Наша задача - рассмотреть, как изображен буран писателем.

Очерк «Буран» положил начало писательской деятельности С. Т. Аксакова. Это классическое описание стало основой для более поздних произведений, в которых изображались подобные природные явления: например, у Пушкина, у Льва Толстого.


Составление плана очерка

  • Описание обоза (5-й абзац).
  • Начало бурана (6-7-й абзацы).
  • Конец бурана (11-й абзац).

Состояние природы до бурана (1-2-й абзацы).

Ничто не предвещает беды. «Русский мужик не боится мороза», но несчастье придет совсем с другой стороны. Обратим внимание на бодрый, веселый тон повествования, на лексику: «весело», «шутили», «сыпались остроты», «хохотали». Писатель любуется неунывающими мужичками.


Предвестие бури (3-4-й абзацы).

«Бедная роща» - первое предвестие беды. Объяснение природных явлений, знание народных примет. Внезапная тревога старика и безропотное подчинение ему остальных возчиков. Великолепная картина заснеженной степи и контрастное ей перечисление примет надвигающейся бури: повторение оборотов с союзом «но», восклицательные предложения нагнетают тревогу.



Описание обоза (5-й абзац).

Между описанием первых признаков бурана и описанием его начала вклинивается рассказ о возчиках, цели их путешествия. Это небольшое отступление по времени соответствует быстрому наступлению бури: не успеешь оглянуться, а буран уже застал врасплох.


Начало бурана (6-7-й абзацы).

Начало бурана описано с перечислением его страшных признаков, тревога усиливается повтором оборотов со словом «уже»: буран неотвратим. Старик, опытный, побывавший в разных переделках человек, берет на себя ответственность и становится во главе обоза. Он чувствует приближающийся буран, умеет понимать язык природы.



Начало бурана (6-7-й абзацы).

Буран начинается неожиданно и страшно: «Вдруг настала ночь...» Снежную неразбериху подчеркивают чередование многоточий и восклицаний, ряды однородных членов - бессоюзное перечисление, глаголы действия (слепил, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил), олицетворение разбушевавшейся стихии.



Решение опытного старика переждать буран (8-9-й абзацы).

Описание психологического состояния человека, попавшего в стихийное бедствие. Именно психологическим состоянием, потерей присутствия духа, безумием, вызванным страхом перед стихией, объясняется внезапное решение молодого возчика продолжать путь, вопреки настоятельным советам старика. Старик же принимает твердое решение, которое одно может спасти возчиков: переждать бурю прямо в степи.


Опрометчивое решение молодых крестьян (10-й абзац).

Печальную судьбу «удалых» возчиков, решившихся продолжать путь, предсказывает выражение «По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные».


Конец бурана (11-й абзац).

Разгулявшаяся снежная стихия сопоставляется с океаном, с бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку. Природа утихомиривается, и о буре напоминают лишь снежные заносы. Земля и небо, смешавшиеся в бурю, снова разделены: небо ясное, буря улеглась.


Спасение крестьян, оставшихся пережидать буран в степи (12-й абзац).

Надежды старика на спасение оправдались. Его и троих товарищей отрыли из снега проезжающие мимо мужики. Из десяти возчиков уцелело только четверо. Они остались живы и здоровы.


Гибель их товарищей (13-й абзац).

«Смельчаки», не послушавшиеся старика, погибли. Аксаков поправляется и называет их «глупцами». Людей жалко, но они стали жертвами собственного безрассудства. Смелость их оказалась совсем неуместной – в борьбе со стихией нужно другое: умение приспособиться, чтобы выжить. Страшно, что один из возчиков замерз у самого умета, так и не поняв, что он добрался до жилья.



Глаголы, передающие настроение героев очерка.

Русский мужик не боится мороза

Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

БУРАН. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет

Они шутили, припрыгивали, боролись, толкали друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из снегового пуха на твердую дорогу.

Весело бежали мужики за своими возами


Состояние природы

Понемногу затихало волнение снежного океана

Буран сверестел, выл всю ночь

Пространство снеговых полей бежало, шипело

Ясная тьма, тихая буря

Жестокий крещенский мороз, сковывал,жег


Цветовая гамма

беловатый

красное

темной

серые

бледные

алмазный блеск

белый


Художественные приёмы для создания образа бури.

Степь: необозримое пространство;

Туча: огромная снеговая;

Роща: чудное, печальное зрелище. Снеговой и ледяной убор


Ветер

  • как будто отдаленный плач младенца; вой голодного волка;
  • как будто отдаленный плач младенца;
  • вой голодного волка;

Степь

  • как пух летящий;
  • как пух летящий;

Облако

  • как голова огромного зверя; огромная, как небо;
  • как голова огромного зверя;
  • огромная, как небо;

Роща

  • как будто ураган тешился; в снеговом ледяном уборе представляются чудные отблески
  • как будто ураган тешился;
  • в снеговом ледяном уборе представляются чудные отблески

Сравнения


Метафора

закипели степи снегов;

бурное море, внезапно заледеневшее

пучина кипящего снежного праха;


Олицетворение

Потянул ветерок

Разыгрался на приволье

Мороз сковал, сжимал, палил, жёг

Бежало легкими струйками, текло, шипело… змеиным шипением, тихим, но страшным

Облако поднималось и росло

Свирепел, бушевал


Литературное краеведения (6 кл.) Урок № 18 C.Т.Аксаков. Очерк "Буран".
Цели урока:
влиять на сознание современного школьника, знакомя его с творчеством писателя-земляка, классика русской литературы, научить производить комплексный анализ текста;
развивать коммуникативную компетенцию и творческие способности.
Задачи: расширить знания учащихся о родном крае; помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.
Тип урока: «чтение с остановками».
Форма урока: урок-исследование.
Предполагаемые результаты обучения.
Образовательные: приобретение знаний по литературе родного края.Развивающие: формирование навыков анализа текста, формирование познавательного интереса к процессу обучения, развитие лингвистического мышления, овладение коммуникативной культурой, формирование навыков общения, личностное развитие ребенка.
Воспитательные: воспитание действенной любви к родной природе, воспитание интереса к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями земляков, воспитание нравственных качеств.
Оборудование: презентация со словами по теории литературы (очерк, рассказ), неясными словами, творческой биографией С.Т.Аксакова, музыкой Г.Свиридова.
Ход урока
I.Оргмомент - сообщение темы, цели урока.
II.Слово учителя. Знаете ли вы, что к слову «буран» в словаре синонимов можно подобрать не один десяток слов.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 (буран, ветр, ветер, метелица, буря, пурга, метель, вьюга, вьюговей)
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 - Информатик. 2012.
Буран (сущ., кол-во синонимов: 19): акман-тукман (1), бишкунак (1), буря (28), ветер (262), ветр (4), вьюга (31), вьюговей (2), дерунья (4), заверть (23), завертяй (3), изгирин (2), метелица (12), метель (78), падера (11), пурга (23), тукман (1), хурта (6), шурга (5)
Буран (метель) - степная метель. Бураном называют метель в степной местности, например, в Оренбургской области, Башкирии и Казахстане.
Поэты, писатели, композиторы, художники обращались к изображению этого явления природы. В эти дни, когда бураны и метели напоминат каждодневно о себе, мы обратимся к очерку (рассказу) нашего земляка С.Т. Аксакова «Буран».
III.Сообщение ученика о С.Т.Аксакове с презентацией (на фоне музыки Георгия Свиридова «Метель»).Краткая информация. С.Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.
Английский писатель Вильям Хадсон в автобиографической книге «Далекое и прошлое», считающейся в Англии классическим произведением о детстве, говоря о сложности художественного изображения жизни детей, назвал «Детские годы Багрова-внука» самым крупным достижением автобиографического жанра во всей мировой литературе. Есть еще один жанр у Аксакова –охотничьи рассказы и очерки, где С. Т. Аксаков также является непревзойденным.
IV. Слово учителя. Очерк "Буран" (Теория литературы: Очерк – малый эпический жанр, для которого характерны сосредоточенность повествования на герое или отдельном явлении. В основе очерка лежат реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел.) Как тонкий и большой художник Аксаков заявил о себе в 1839 году, когда ему было сорок три года, очерком «Буран», ставшим хрестоматийным произведением, образцом пейзажной зарисовки. Это произведение написано под влиянием Гоголя. «Буран» был своеобразным подступом к «Семейной хронике» и «Детские годы Багрова-внука». Затем писатель приступил к созданию книги «Записки об уженье рыбы». Она являлась не практическим руководством рыболова, а произведением искусства. Над этой книгой он работал свыше трех лет, добиваясь простоты, ясности и непосредственности. Аксаков умел изображать природу и человека слитно в неразлучном единстве.
Очерк "Буран" опубликован впервые в журнале "Денница" в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской губернии, известное Аксакову со слов очевидцев. Это очерк о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.
С.Т. Аксаков писал: "Хотя прошло уже 6 лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена, вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе и написал "Буран".
V.Стадия вызова. Фронтальная беседа.
– Предположите, о чём будет рассказ Аксакова, имея в виду его название и ключевые слова: буран, мужики с обозами, смельчаки. Нарисуйте контуры сюжета.
VI. Инструктаж по особенностям деятельности в режиме «чтения с остановками».
VII. Стадия осмысления содержания. Чтение с остановками.
1. Чтение первого фрагмента рассказа (до слов: «…не встретишь жилья человеческого». Обсуждение.
–Найдите описание зимнего дня в Оренбургской степи.
- Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?
– Какие чувства вызвали у вас описание зимней природы и почему?
- Что заприметил проницательный взор старика? Какие распоряжения он даёт?
– Как, на ваш взгляд, сюжет будет развиваться дальше и почему? (молодые выживут? не выживут?)
2. Чтение второго фрагмента (до слов: «пустились далее»). Обсуждение.
– Насколько оправдались ваши предположения о дальнейшем развитии событий?
– Оцените поведение героев перед схваткой с суровой природой.
– Как удаётся автору заставить нас понять, что приближается буран?
– Как вы оцениваете совет старика заночевать в степи?
- Почему шестеро смельчаков все жё решаются продолжить путь далее? Как вы оцениваете их поступок?
– Спрогнозируйте дальнейшее развитие событий. (Смельчаки – молодые, рискуют добраться до умета, у старики предусмотрительны.)
3. Чтение третьего фрагмента.
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Был ли шанс остаться в живых у тех молодых шестерых смельчаков, которые тронулись в путь во время бурана?
- Возможно ли выжить во время бурана под снегом? (привести противоположные примеры из жизни)
–О чём предупреждает Аксаков?
– Какие подробности рассказа, кроме упомянутых автором, вам запомнились и чем они важны?
VIII. Рефлексия.
1. Дискуссия.
– Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа. Насколько они оправдались? Попытайтесь определить тему, основную мысль придуманной вами истории.
– О чем же заставил вас задуматься рассказ?
2. Творческая работа по составлению синквейнов. (Синквейн позволяет в художественной форме переосмыслить содержание другого художественного произведения).
IX.Домашнее задание: прочитать «Очерк зимнего дня» С.Аксакова.
X. Итог урока. Какими знаниями обогатили себя?
Детские работы по составлению синквейнов. 1.Старость. Опытная, мудрая. Предвидит, предупреждает, остерегается. Буран - степная метель в Оренбуржье, Башкирии, Казахстане. Жизнь.
2.Молодость. Спешащая, уверенная. Отправляется, не слушает, надеется. «Чародейкою зимою…» Безумство.
3.Буран. Яростный, непроницаемый. Свищет, стонет, треплет. «Человек теряет память, присутствие духа, безумеет…» Смерть.
4.Буран. Кипящий, снежный. Слепит, душит, вертит. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес». Ужас.
Дополнительный материал к анализу текста.
1.Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова "Буран" (на фоне музыки Георгия Свиридова «Метель»).
Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно...
Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах... Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв.
2. Анализ текста.
- О чем идет речь в тексте (тема)?
- Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
- Определите стиль текста. (Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении «бриллиантовой корою», «алмазный блеск», то стиль художественный).
- Определите тип речи (описание окружающей среды).
- Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
Буран –
Неторная дорожка-
Полозья-
Малахай-
Изволок-
Рысью-
Оброти-
Умет-
Шибкой-
Илецкая Защита-
Распутица-
Общий Сырт-
Гнедко-
Сенная дорога-
Кантонный старшина-
Серко-
Оглобли-
Кошма-
Порожняком-
Полати-
Убор-
Обелиски-
Прах-
Приволье -
Пучина –
- Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
Олицетворение - это художественное средство, при котором осуществляется перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Облако поднималось и росло. Лучи скрылись. Туча обтянула и посыпала. Ветер разыгрался, взрыл, вскинул. Мрак одел. Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.
- Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем сознании, и мы становимся свидетелями страшного явления - снежной бури. Мы видим, что постепенно великолепие природы скрывается мраком, а главным героем становится "снежный прах", который не просто играет, как ветер, а "слепит, ревет, свищет, воет, стонет, душит".- Найти в тексте сравнения.
Сравнение - художественный прием, который заключается в уподоблении какого-либо явления другому. (Туча, как небо. Снеговые степи, как пух лебяжий. Белый мрак, как мрак осенней ночи. Снежный прах, как змей.)Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
- Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
- Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца эпитеты.
Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. (Бриллиантовой корою. Изуродованная роща. Ледяной убор. Чудные обелиски. Алмазный блеск.)Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
- Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки. (Закатившегося солнца. Кипящего праха) - Что такое причастие? Как отличать причастие от прилагательного?
В гениальном произведении Аксакова любая деталь раскрывает идею и индивидуальный стиль автора. Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).
- Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием? (Звукопись - прием, помогающий автору создать образ путем повторения звуков.)
3. Вывод. Вот мы и познакомились с поистине гениальным описанием зимней бури С.Т.Аксакова. Нужно отметить, что данный очерк "Буран" был отмечен и современниками, и есть сведения о том, что это описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С.Пушкиным в "Капитанской дочке" и Л.Н.Толстым в "Метели".
4. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.
В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.
В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".
Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.

"БУРАН"

ВСТУПЛЕНИЕ


Я не напечатал бы нижеследующего отрывка, то есть описания оренбургского бурана, если б почтенный критик "Русской беседы" не упомянул о нем в разборе "Семейной хроники и Воспоминаний".


[В первой книге "Русской беседы" 1856 года.]


Он даже сделал из этой моей статьи несколько выписок и, основываясь на них, произнес свой приговор. Хотя вообще г. рецензент был слишком благосклонен к моим сочинениям, и по чувству благодарности мне не следовало бы возражать, но в некоторых частностях его рецензии я не могу с ним согласиться. Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его "Доброго дня") "заслоняется несколько описанием природы"; будто читатель "более видит перед собой "Добрый день" Оренбургской губернии, чем "Добрый день" Степана Михайловича, который оттого становится как будто на второй план". Я не говорю о достоинстве этих описаний: всякий судит об этом по своему впечатлению; но мне кажется, что старик Багров настолько окружен описанием природы, как атмосферы, в которой он жил, насколько это необходимо для полноты изображения. Не могу также согласиться, что я "напрасно поскупился на рассказы о действиях Куролесова" и что я "касаюсь его поступков только более общими его описаниями". Хороши эти описания или нет, это другой вопрос; но я остаюсь убежденным, что частностей о Куролесове рассказано довольно и что если б их было более, то художественность впечатлений была бы нарушена. Особенно я не согласен, будто происшествие, рассказанное мною в "Буране", неестественно и будто в нем виден произвол сочинителя. Вот что говорит почтенный рецензент: "Мы не говорим уже о неестественности языка, которым беседует здесь старик: "Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком" и проч. Чувствуете ли вы всю условную ненатуральность эпохи тридцатых годов в самом рассказе - расчет на внешние эффекты и отсутствие внутренней необходимости в ходе действия? Старик дает совет; некоторые его слушают и спасаются; непослушные погибают. И надобно же непременно для большей разительности, чтобы один оказался около самого умета, прислонившимся к забору! Нужен же непременно неожиданный наезд нового обоза на то самое место, где лежал зарытый в снегу старик с своими, чтобы от занесенных снегом саней остались видными оглобли, чтобы старик и прочие были живы!


[Занесенный снегом обоз стоял на дороге, и на него нельзя было не наехать новому обозу. Оглобли нарочно поднимаются вверх для того, чтоб всякий проезжий их увидел. Так обыкновенно поступают крестьяне, застигнутые бураном в степи в ночное время.]


Как пахнет все это обычною во время оно, отвне навязываемою моралью!" и пр. и пр. На все это я скажу, что происшествие, мною рассказанное, - действительный факт, случившийся неподалеку от моей деревни, слышанный мною со всеми подробностями от самих действовавших в нем лиц. Для того, чтоб читатели могли судить, прав ли я, или нет, не соглашаясь с моим почтенным рецензентом и не находя в своей пиесе ни "неестественности", ни "морали", ни авторского произвола, я считаю за лучшее перепечатать всю эту небольшую пиесу, вероятно теперь никому не известную. К тому же, может быть, некоторым из моих читателей будет интересно узнать, как писал один и тот же человек за двадцать три года до появления в свет "Семейной хроники" и "Воспоминаний", принятых так благосклонно читающей публикой? - как писал он в то время, когда, кроме каких-нибудь мелких статей, вынужденных, так сказать, обстоятельствами, он ничего не писал. Но, не соглашаясь в одном, я совершенно согласен и искренно благодарен уважаемому мною рецензенту за его замечания о "втором периоде гимназии и об университете", составляющих значительную часть моих отроческих воспоминаний. Они точно слабы, не полны и не выдержаны "по отношению к идее всей книги и к самим себе". Я сам это чувствовал, когда писал их. Не знаю, удастся ли мне когда-нибудь поправить мою ошибку. Эта часть воспоминаний требует более подробной и более последовательной, живой разработки.

Отрывок "Буран" в свое время обратил на себя внимание по особенному, довольно забавному обстоятельству, которое я считаю не лишним рассказать. В 1834 году М. А. Максимович, издавая альманах под названием "Денница", так убедительно просил меня написать что-нибудь для сборника, что я не мог отказать ему. В это время я был очень занят преобразованием Константиновского межевого училища в Константиновский межевой институт, для которого мне, как будущему директору, поручено было написать устав в более широких размерах и более современных формах. Я поистине не имел свободного досуга, но обещание Максимовичу надо было исполнить. Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе - и написал "Буран". Я находился тогда (как и всегда) в враждебных литературных отношениях с издателем "Московского телеграфа", а издатель "Денницы" был с ним коротко знаком, участвовал прежде в его журнале и потому мог надеяться, что его альманах будет встречен в "Телеграфе" благосклонно. Благосклонный отзыв "Телеграфа" имел тогда важное значение в читающей публике и был очень нужен для успешного расхода книги. Я очень хорошо знал, что помещение моей статьи возбудит гнев г. Полевого и повредит "Деннице". Брань издателя "Телеграфа" для меня была не новость: я давно уже был к ней совершенно равнодушен; но, не желая вредить успеху "Денницы", я дал мою статейку с условием - не подписывать своего имени, с условием, чтобы никто, кроме г. Максимовича, не знал, что "Буран" написан мною. Условие было соблюдено в точности. Когда "Денница" вышла в свет, "Московский телеграф" расхвалил ее и особенно мою статейку. Рецензент "Телеграфа" сказал, что это "мастерское изображение зимней вьюги в степях Оренбургских" и что, "если это отрывок из романа или повести, то он поздравляет публику с художественным произведением". Не ручаюсь за буквальную точность приводимых мною слов, но именно в таком смысле и в таких выражениях был напечатан отзыв "Телеграфа". Какова же была досада г-на Полевого, когда он узнал имя сочинителя статьи! Он едва не поссорился за это с издателем "Денницы". Я помню, что один из общих наших знакомых, большой охотник дразнить людей, преследовал г. Полевого похвалами за его благородное беспристрастие к своему известному врагу. Положение вышло затруднительное: издателю "Московского телеграфа" нельзя было признаться, что он не знал имени сочинителя, нельзя и отступиться от своих слов, и г. Полевой должен был молча глотать эти позолоченные пилюли, то есть слушать похвалы своему благородному беспристрастию.


Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

Небольшой обоз тянулся по узенькой, как ход крестьянских саней, проселочной неторной дорожке, или, лучше сказать, - следу, будто недавно проложенному по необозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для непривычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубленые полушубки, тулупы и серые суконные зипуны, нахлобученные башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле, и не скоро расходился, - они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии. "Не больно болтай, - говорил один другому, - язык обожжешь: вишь зной какой, так и палит!" - "Шути, шути, - отвечал другой, - самого-то цыганский пот прошибает!" Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

Подвигаясь скорым шагом, а под изволок и рысью, обоз поднялся на возвышение и въехал в березовую рощу - единственный лесок на большом степном пространстве. Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща! Как будто ураган или громовые удары тешились над нею долгое время: так все было исковеркано. Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны. "Что за чертовщина! - сказал молодой мужик, - какой леший исковеркал березник?" - "Не леший, а иней, - отвечал старик, - глядь-ка, сколько его нальнуло к сучьям... тяга смертная! Ведь под инеем-то лед, толщиной в руку, и все к одной стороне, все к полуночи. Это бывает после оттепелей, случается не каждый год и вещует урожай: хлеба будет вволю". - "Да куда с ним деваться?.." - подхватил молодой крестьянин и хотел продолжать, но старик, с некоторого времени внимательно озиравшийся на все стороны, с прищуренным глазом припадавший к дороге, сурово крикнул: "Полно калякать, ребята. До умета


[Так называются один или два двора, поселенных на степной дороге для ночевки или кормежки обозов.]


далеко, ночь близка, дело негоже. Бери вожжи, садись погоняй лошадей!.." Безмолвно повиновались строгому голосу старика, умудренного годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю. Все струсили, хотя ничего страшного не видали. Проворно повскакали на воза, крикнули, тронули вожжами мочальные оброти невзнузданных лошадей, и обоз, выбравшись из рощи на покатую равнину, побежал шибкою рысью.

Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно... Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу - и, наклонясь к земле, можно было заметить, как все необозримое пространство снеговых полей бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным! Знакомые с бедою обозы знали роковые приметы, торопились доезжать до деревень или уметов, сворачивали в сторону в ближнюю деревню с прямой дороги, если ночлег был далеко, и не решались на новый переезд даже немногих верст. Но горе неопытным, запоздавшим в таких безлюдных и пустых местах, где нередко, проезжая целые десятки верст, не встретишь жилья человеческого!

В таком именно положении находился незадолго перед сим веселый обоз, состоявший из осьмнадцати подвод и десятерых возчиков. Они ехали с хлебом в Оренбург, где надеялись, продав свои деревенские избытки хотя недорогой ценою, взять из Илецкой Защиты каменной соли, которую иногда удается сбывать весьма выгодно на соседних базарах, если по распутице мало бывает подвозу. Они выезжали на большую Оренбургскую дорогу, перебивая поперек так называемый Общий Сырт, плоское возвышение, которое тянется к Яику, нынешнему Уральску, и по которому лежит известная яицкая казачья дорога. Хотя опытный старик приметил грозу заблаговременно, но переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался, и беда пришла неминучая...

Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. "Поздно, ребята! - закричал старик. - Стой! нечего гнать и мучить понапрасну лошадей. Поедем шагом. Если не собьемся с дороги, авось бог помилует. Петрович, - сказал он, оборотясь к высокому плотному мужику, также немолодому, - поезжай сзади; твой гнедко хоть не боек, зато нестомчив, не отстанет, да и ты не задремлешь. Гляди в оба, чтобы кто не отстал да в сторону по дровяной или сенной дороге не отбился, а я поеду передовым!" С большим трудом перетащили стариков воз вперед, а лошадь Петровича, столкнув с дороги в сторону, объехали, потом вытащили ее из сугроба, и Петрович стал задним. Старик снял рысий малахай, вымененный у башкирского кантонного старшины на жирную молодую лошадь, в осеннюю гололедицу переломившую ногу, помолился богу и, сев на воз: "ну, серко! - сказал хотя невеселым, но твердым голосом, - выручал ты меня не один раз, послужи и теперь, не сшибись с дороги..." - и обоз поехал шагом.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв.

Долго тащился наш обоз с своими двадцатипудовыми возами. Дорогу заносило, лошади беспрестанно оступались. Люди по большей части шли пешком, увязали по колено в снегу; наконец, все выбились из сил; многие лошади пристали. Старик видел это, и хотя его серко, которому было всех труднее, ибо он первый прокладывал след, еще бодро вытаскивал ноги - старик остановил обоз. "Други, - сказал он, скликнув к себе всех мужиков, - делать нечего. Надо отдаться на волю божью; надо здесь ночевать. Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком. Оглобли свяжем и поднимем вверх, оболочем их кошмами, сядем под ними, как под шалашом, да и станем дожидаться свету божьего и добрых людей. Авось не все замерзнем!"

Совет был странен и страшен; но в нем заключалось единственное средство к спасенью. По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные. Один из них, у которого лошадь менее других пристала, не захотел послушаться старика. "Полно, дедушка! - сказал он. - Серко-то у тебя стал, так и нам околевать с тобой? ты уже пожил на белом свету, тебе все равно; а нам еще пожить хочется. До умета верст семь, больше не будет. Поедем, ребята! Пусть дедушка останется с теми, у кого лошади совсем стали. Завтра, бог даст, будем живы, воротимся сюда и откопаем их". Напрасно говорил старик, напрасно доказывал, что серко истомился менее других; напрасно поддерживал его Петрович и еще двое из мужиков: шестеро остальных на двенадцати подводах пустились далее.

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми... Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего... Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Тронулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие.

По самой этой дороге возвращался обоз порожняком из Оренбурга. Вдруг передний наехал на концы оглобель, торчащих из снега, около которых намело снеговой шиш, похожий на стог сена или на копну хлеба. Мужики стали разглядывать и приметили, что легкий пар повевал из снега около оглобель. Они смекнули делом; принялись отрывать чем ни попало и отрыли старика, Петровича и двоих их товарищей: все они находились в сонном, беспамятном состоянии, подобном состоянию сурков, спящих зиму в норах своих. Снег около них обтаял, и у них было тепло в сравнении с воздушной температурой. Их вытащили, положили в сани и воротились в умет, который точно был недалеко. Свежий, морозный воздух разбудил их; они стали двигаться, раскрыли глаза, но все еще были без памяти, как бы одурелые, без всякого сознания. В умете, не внося в теплую избу, растерли их снегом, дали выпить вина и потом уложили спать на полати. Проспавшись настоящим сном, они пришли в чувство и остались живы и здоровы.

Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись ее отыскивать, пробуя ногами, не попадется ли в мягком снегу жесткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил - и все замерзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умета...



[Илецк было поставлено тогда для отвода подозрений г. Полевого. Но теперь мне кажется, что это могло скорее возбудить их. Без излишнего самолюбия можно сказать, что нельзя была ожидать статьи, так написанной, из Илецка. Позднейш. примеч. С. А.]


См. также Аксаков Сергей - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

ВЫНИМАНЬЕ ЛИСЯТ
Во многих губерниях наших существовало обыкновение, и теперь существу...

ГОНЬБА ЛИС И ВОЛКОВ
Я упомянул в своих Записках ружейного охотника (стр. 166) о том, что...

Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось, самому небу. Резко стемнело, словно уже вовсю царила непроглядная ночь.

С неописуемой своей силой и яростью разыгрался ужасный буран. В степном приволье выл и ревел страшной силы ветер. Словно лебяжий пух, раскидал он снега. Все обволокло непроглядной белой снежной мглой. И все перемешалось в этом природном ненастье. Все закрутилось с такой силой, что превратилось в грозную пучину. Все слилось в нее: и снег, и небосвод, и сама земля, и воздух.

И, это кипящее и бурлящее природное негодование душило все, что попадалось. Все завертелось в буйном вихре. Вся эта снежная буря была кругом: сверху, снизу, по бокам. Не было и просвета. И, даже у самого бесстрашного человека, цепенело от ужаса сердце в это время. И, происходило это не от холода вовсе, а именно от страха и осознания своей беззащитности против природного негодования. А холод был во время бурана не такой уж и сильный.

С каждым часом мощь его нарастала и он становился все свирепее. Утихать он даже и не думал. И, буйствовал буран целую ночь и еще не прекратился и на утро, и в течении всего следующего дня. Ехать никуда нельзя было, так как были переметены все пути. И, громоздились на них наметенные сугробы. Все овраги превратились в огромные снежные горы.

Но вот, стало стихать разразившееся ненастье. Не сразу, а постепенно. Отголоски его еще были слышны и тогда даже, когда небо было уже приветливым и безоблачным. И, лишь только на следующий день стих ветер и засияло солнце, озаряя снега. А степь выглядела так, будто этот снежный океан внезапно остановил свой бег, замерев совсем неожиданно, в одно мгновение.

Эта словесная картина, описывающая сильную бурю, показывает всю мощь природы, неподвластную человеку во время таких ее проявлений и бессилие его перед ней.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аксаков. Все произведения

  • Аленький цветочек
  • Буран
  • Семейная хроника

Буран. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Братья Карамазовы Достоевского

    Роман «Братья Карамазовы» повествует читателю о взаимоотношениях в семье, где отец является гулящим и нечестивым человеком, которому и дела нет до того, как растут трое его сыновей.

  • Краткое содержание Тургенев Лебедянь

    Пять лет назад рассказчик попал в Лебедянь. Там как раз проходила ярмарка и была в самом разгаре. Это было на руку герою – он искал тройку лошадей, и если с двумя всё прошло гладко, то третью он выбрать никак не мог.

  • Краткое содержание Брэдбери 451 градус по Фаренгейту

    В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились.

  • Краткое содержание Шукшин Критики

    Тимофей Макарович Новоскольцев, пенсионер, 73 летний старик, всю жизнь проработавший сельским плотником. Жил он со своим сыном и его семьей. Дружил он со своим внуком, Петькой, повсюду они ходили вместе

Цели: Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; совершенствовать умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному, развитие у учащихся наблюдательности; умению читать вдумчиво и делиться своими ощущениями; воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающей природы; совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование: портрет С.Т. Аксакова, картины бурана, музыка Свиридова «Метель».

Ход урока.

Тема.

У. Прочитайте тему сегодняшнего урока. «Картины зимней природы»

У. Какие картины зимы вы себе представляете?

У. Прослушайте несколько строк об авторе, который восхищался русской природой.
Вот как было охарактеризовано его творчество: «буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря. Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве»

У. Кто знаком с этим писателем?
У. Рассмотрите внимательно его портрет. Как вы себе представляете его характер, отношение к людям, к жизни? (портрет писателя)
У. Давайте послушаем, что нам приготовил об этом писателе ученик?

1ученик .

Сергей Тимофеевич Аксаков. Родился в старинной дворянской семье, осенью, в городе Уфе. Учился в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. В университете проявил интерес к литературе, театру. Тогда же начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в комиссии по составлению законов. Затем он переезжает в Москву. Большую роль в его жизни сыграл Гоголь. Он убедил Аксакова заняться писательской деятельностью. В преклонном возрасте резко ухудшается его здоровье, надвигается слепота, но он продолжает работу.

2ученик

Аксаков страстно любил своих родителей. Его отец был отличным охотником и рыболовом. Он знал много секретов: как развести огонь, как снаряжать удочку. Он понимал природу и наслаждался её. Отец и приучил к этому сына. Аксаков был хорошим охотником. Но больше всего он всё - таки любил рыбалку. Особенно он любил удить рыбу осенью. А его мама влекла ребёнка к внутренней жизни: к молитвам, книжкам.

У. Аксаков отличался тонким и оригинальным чувством природы. Все свои наблюдения об охоте и уженье Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника» и «Записки об уженье рыбы». Для Аксакова главное в охоте была радость общения с природой, её познание. Тонкая наблюдательность сказывалась в умении воссоздавать живые «портреты» животных и их повадки. Тургенев восклицал «Если б тетерев мог рассказать о себе, он бы ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков». Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.
Работая над воспоминаниями о своём детстве, Аксаков написал 3 произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».
Своей внучке Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек», рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей.

Эмоциональный настрой.

У. Теперь настроимся на серьёзную работу. Вслушайтесь в музыку композитора Свиридова и попробуйте себе представить, какие картины русской зимней природы возникают у вас. В центре музыкальной композиции одно из явлений природы. А какое угадайте, прослушав музыкальное произведение.

(Прослушивают музыку Свиридова «Метель»)

Работа со словарём.

У. Какие слова синонимы можно подобрать к слову метель? (Пурга, буран, вьюга, позёмка)
У. Работая дома со словарём, прочитайте, какое значение имеют эти слова. Прочитайте.

(Пурга – сильная низовая метель при вторжении холодного воздуха, часто при безоблачном небе.
Позёмка – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.
Буран – снежная буря, метель в степи при низкой температуре и северном ветре. Метель – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.)

У. Чем они все отличаются друг от друга? (Силой ветра)

У . Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран», из которого вы узнаете о таком явлении природы, как буран. Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18подвод и 10возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран.

Первичное чтение.

У. Вслушайтесь внимательно в текст и попробуйте прочувствовать и представить себе ту картину, которую описывает Аксаков. (Чтение текста учителем)
У. Какие чувства возникли, когда слушали рассказ? (Чувства страха)
Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями.

Выборочное чтение

1абзац

У. Прочитайте, как автор описывает приближение бурана? (Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густою пеленою)
У. С чем автор сравнивает тучу? (С огромным небом)
У. Когда, в какой момент, наконец, настал буран? (Когда большая туча задёрнула последний свет вечерней зари густою пеленою)
У. В какое время суток происходит буран?

(Ночью. От этого ещё страшнее. Ничего не видно. Буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.)

У. Найдите в этом абзаце эпитет, который использовал автор. А для этого давайте вспомним, что такое эпитет?

(Эпитет - погорелой зари, т. к. ассоциация с пожаром, автор передаёт настроение надвигающейся тревоги.)

2 абзац

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идёт описание начала бурана? (Дети читают со слов «Вдруг настала ночь…» до конца абзаца)
У. Обратите внимание, что автор использует выражение «наступил буран..», чтобы ещё более ярко показать и подчеркнуть внезапный переход, как час от часу свирепел и набирал силу буран.
У. Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана? (Со всеми ужасами, взрыл снеговые степи, вскинул до небес, всё одел белый мрак…)
У. Как вы понимаете, выражение «взрыл снеговые степи, как пух лебяжий»? (Снег поднялся в воздух, стал шевелиться.)
У . Почему «как пух лебяжий»? (Т.к. сильный ветер, всё поднял.)
У. Обратите внимание на словосочетание «белый мрак». Объясните, почему такое сочетание? (Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя всё белым-бело. На таком контрасте автор показывает картину проделок природы.)

3 абзац

У. Прочитайте продолжение бурана в следующем абзаце. Что собой представляла природа в ту ночь? (Всё слилось, всё смешалось)
У. Какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана? (10глаголов: слепил, занимал, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил.)
У. Судя по этим словам, похож ли буран на живое существо? (Да, на человека, а иногда на вой голодного волка.)

4 абзац

У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время барана? Подтвердите словами из текста. (Сердце падает, кровь стынет.)
У. Почему? (Т.к. баран вызывает страх)
У. Как понимаете выражение «ужасен вид возмущения зимней северной природы..»? (Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.)

5 абзац

У. Сколько снега намело во время бурана? Как об этом говорит автор? (Глубокие овраги делались высокими буграми.)
У. Почему он так говорит? (Чтобы показать, какие снежные громады принёс буран.)

6 абзац

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана? (Наконец стало понемногу затихать…)
У . С чем сравнивает снежный поток Аксаков? (С океаном, с морем.)
У. Почему? (Много снега. Оно бесконечно.)

7 абзац

У. Прочитайте описание утра. (Выкатилось солнце…)

Вывод.

У . Переждать такую стихию может только отважный человек. Найдите главную мысль рассказа? (Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…)
У. Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей.

Работа над выразительностью.

У . На сколько частей можно разделить отрывок? (на 3)
У. С какой интонацией мы будем читать 1часть?

(Спокойно, медленно. Показать радость, восторг от наступившего утра и окончания бурана.)

Работу над выразительным чтением проводить лучше по частям. Учитель заслушивает чтение каждой части двумя-тремя учениками.

Работа с пейзажами.

У. Сейчас предстоит определить, кокой из пейзажей подходит к каждой части рассказа? Почему? (Рисунки 1, 2, 3)

У. Какие краски использовали для создание пейзажей?

Итог.

У. Произвёл ли на вас впечатление этот рассказ? Чем?
У. Вернёмся к теме нашего урока. Какие картины зимней природы мы сегодня наблюдали в произведениях писателя, композитора и художника?

Домашнее задание.

По желанию:

Выучить понравившиеся строки наизусть;
- Проходилось ли вам бывать на улице во время бурана. Расскажите и напишите о своих впечатлениях.