Морис Равель, наряду со своим старшим современником Клодом Дебюсси, является основоположником музыкального импрессионизма. Композитор расширил понимание этого стиля, а порой и выходил за его рамки, обогащая свое творчество чертами романтизма, неоклассицизма, и некоторыми другими.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

* I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;

* II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси Равель сделал их фортепианные переложения., произведения Римского-КорсаковаС русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию.. Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты французского Ренессанса), восхищался творчеством французских клавесинистов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских. В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

В I период творчества(1895-1914) были созданы:

* фортепианные произведения: «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;

* вокальные циклы: «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;

* опера «Испанский час»;

* балет «Дафнис и Хлоя»;

* «Испанская рапсодия».

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена», которую посвятил погибшим друзьям «…дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века» .

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Возрастает роль полифонии, усиливается роль конструктивного начала, усиливается контрастность музыкальной формы, теперь стилистика более ориентирована на эстетику неоклассицизма.

Произведения 2-го периода:

* фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;

* вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;

* симфонические - хореографическая поэма «Вальс», «Болеро»;

* камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Образная сфера Равеля тесно связана с этапами его жизненного пути, со сменой его мировоззрения, с войной. Война стала гранью в творческой жизни Равеля. Если в произведениях довоенного периода (от «Античного менуэта» до «Дафниса и Хлои») раскрываются образы природы, человеческого характера, психологии впечатлений, яркие фольклорные образы, испанская тема, образы детства, античность. Образ у Равеля хотя и схвачен предельно метко, точно и даже объективно, не редко выступает как прекрасная данность в созерцании и любовании им.

Эстетика Равеля заключает в себе переплетение различных эстетико-стилевых тенденций. На разных этапах проявляются черты классицистские, романтико-импрессионистские и мелодико-конструктивистские, а также элементы экспрессионизма. Чрезвычайно плодотворно было стремление композитора к опоре на народные основы искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения, созданные им в духе французской, испанской, восточной музыки. Таким образом, несмотря на основополагающее значение эстетики импрессионизма в его творчестве, согласно которой художник передает, прежде всего, свое, субъективное видение, своё восприятие мира, Равель ставит перед собой цель объективного описания. Сами сюжеты его пьес конкретны и определенны, тематизм отличается мелодической рельефностью и опорой на фольклорные истоки.

Неоклассицизм НЕОКЛАССИЦИЗМ - одно из направлений в музыке 20 в., представители которого стремились к возрождению стилистических. черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами. В 1920 Ф. Бузони опубликовал открытое письмо к П. Беккеру под заглавием «Новый классицизм», которое стало манифестом этого направления. «Под новым классицизмом, - писал Бузони, - я понимаю развитие, отбор и использование всех достижений прошлого опыта и воплощение их в твёрдую и изящную форму». в музыке Равеля является одной из ведущих стилистических тенденций. Уже в ранних фортепианных произведениях композитора ярко проявляется связь с классическими традициями. Одно из таких ранних произведений - «Античный менуэт». Композитор, как бы предлагает свое видение танца, используя изысканные гармонические новшества. Продолжением этой же линии в его творчестве является и знаменитая «Павана в честь усопшей инфанты». Это один из лучших образцов ранних сочинений композитора. Ясная классическая форма, напоминающая рондо клавесинистов, и прозрачность изложения превосходно выявляет строгую простоту музыки. Стилевая линия равелевского классицизма идет от «Античного менуэта» и «Паваны» к Сонатине. Это произведение опирается на традиции добетховеской сонаты (Моцарта, Скарлатти) и приемы старинных французских мастеров (Куперена и Рамо).

В дальнейшем стремление к преодолению импрессионистской тенденции и развитию классической линии становится одним из важнейших направлений в творчестве Равеля. В этом отношении характерны «Менуэт на тему Гайдна», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», произведения, созданные в последние довоенные годы, а также и во время войны.

Сюита «Гробница Куперена» может рассматриваться как законченное воплощение равелевского неоклассицизма. Сюита посвящена Куперену, но можно сказать, что она посвящена и всей французской музыке 18-го века. Это произведение отчетливо показывает, что обращение композитора к старинным традициям французских классиков вызвано не узко стилизаторскими целями, а имеет глубокие духовные корни. Равелю близки лучшие идеи 18 века: гуманизм, гармоничное единство прекрасного и нравственного, требование ясности во всем, примат разума, стремление к уравновешенности художественных элементов.

Романтические черты стиля по-разному проявлялись в различные творческие периоды композитора-импрессиониста. Вначале Равеля увлекает поиск необычных фантастических образов стремление к програмности и звукописи Российский музыковед и музыкальный критик Л.Е Гаккель называет эти романтические черты «листианством». По его словам, это один из важнейших показателей фортепианной манеры Равеля. Гаккель предлагал рассматривать эти черты на двух уровнях: колористического (регистрово - тембральные, педальные решения) и виртуозного концертного пианизма, достаточно необычного для фортепианной музыки 20-го века.. Линия равелевского романтизма впервые явно обозначилась в пьесах для двух фортепиано, носивших название «Слышимые пейзажи», которые не были опубликованы при жизни Равеля, но их интересные тематические идеи были использованы композитором в более поздних произведениях. Этот маленький цикл состоит из двух пьес: «Хабанеры» «Хабанеру» композитор включил в симфоническое произведение «Испанскую рапсодию», не изменив в ней ни одной ноты. Жанровые признаки испанского фольклора в ней приобрели необычное, свежее звучание в соединении с утонченной импрессионистической техникой письма. и «Среди колоколов» Музыкальный материал «Среди колоколов» развивается в пьесе «Долина звонов» из цикла «Отражения». .

Импрессионистские черты наметились в произведении «Игра воды», написанным в 1901 году. Композитор писал о том, что здесь «впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля». Фактура «Игры воды» показывает, что Равель не прошел мимо достижений Листа в его пьесах из «Годов странствий» и, прежде всего, «Фонтанов виллы д"Эсте». Вместе с тем Равель проявляет свою независимость от великого романтика и сохраняет равновесие между эмоциональным и описательным началом. Интересен в этой пьесе и обертоновый принцип письма, который рождает ощущения звуковой среды, атмосферы, что является продолжением идей фортепианного романтизма. Вместе с тем здесь явно сказывается и влияние импрессионистской манеры Дебюсси (преимущественно в гармонии).

Далее черты импрессионизма с наибольшей отчетливостью проявились в пьесах цикла «Отражения». В этом цикле ощущаются и романтические тенденции. Прототипом пьес послужили не только программные.живописно - виртуозные листовские пьесы, но и исконно французские программные миниатюры Куперена и Рамо, с их чувством меры и уравновешенности. В «Отражениях» автор использует новые выразительные средства. Это касается гармонического языка, динамики, гибкой ритмики. Находки, сделанные Равелем в «Отражениях», в отстоявшемся и отобранном виде войдут и получат стройное завершение в цикле пьес «Ночной Гаспар». «Ночной Гаспар» написан по стихотворениям в прозе французского писателя Алоизиуса Бертрана. Новелла Бертрана давала повод композитору создать типично импрессионистскую пьесу. Цикл «Ночной Гаспар» оказался блестящим достижением виртуозного пианизма 20-го века.

Любивший работать в контрастных планах, Равель параллельно создает еще один цикл, совершенно не похожий на «Ночной Гаспар», - пять детских пьес для фортепиано в четыре руки «Моя матушка Гусыня», по французским сказкам 17-18-го века. Именно после «Ночного Гаспара» становится особенно наглядным, чем был мир детских образов для Равеля - его дневной свет противостоял ночному; его добро отрицало зло; его незамутненная ясность была твердой и верной моральной опорой.

Также в произведениях композитора проявилось глубокое чутьё к народно - национальному началу. Он широко использовал народные лады в своих музыкальных сочинениях. Уже с консерваторских времен проявляются испанские симпатии Равеля. Тема Испании в творчестве композитора вошла с «Хабанерой» и была продолжена затем в «Испанской рапсодии», «Испанском часе», рапсодии «Цыганка», «Трех песнях Дон - Кихота».

Ярким примером испанской темы является «Альборада» из цикла «Отражения». Здесь встречаются лады народной музыки стиля фламенко, а также и мажоро - минор испанского происхождения.

На протяжении всей жизни не оставляло композитора очарование Востоком. Это подтверждает такие произведения как ранняя незаконченная опера «Шахерезада», одноименный вокальный цикл, замысел оперы на сюжет «Тысяча и одной ночи» - «Моргиана». А также в пьесе «Дурнушка - императрица пагод» из цикла «Моя матушка Гусыня», главным выразительным средством является лад на основе пентатонике, что и создает восточный колорит. Равель проявлял также интерес к афроамериканскому искусству, в частности, к джазу В качестве примера можно привести фортепианные концерты, сонату для скрипки (2ч.- «Блюз»)..

Музыку для фортепиано Равель писал необычайно красочно. В его произведениях встречаются многие, чисто фортепианные эффекты с использованием правой педали - тонкие наслоения различных гармоний, создание «звуковой атмосферы», вибрация и истаивание на педали отдельных звуков, октав и аккордов. Композитор использовал в фортепианных сочинениях оркестровые краски Давая рекомендации пианистам по поводу исполнения своих произведений, Равель часто делал сравнения с тембрами различных оркестровых инструментов. Так раскрывая интерпретацию «Скарбо», он говорил: «Первый такт нужно играть - как «конрфагот», тремоло в следующих тактах - как «малый барабан», а октавы в т.366-369 - как «литавры»». Часто композитор мыслил фортепианные пассажи, исполненными как бы на арфе - одном из своих любимейших инструментов.. Почти все фортепианные пьесы Равеля существуют в оркестровом варианте - («Античный менуэт», «Павана», «Альборада» из цикла «Отражения», «Гробница Куперена», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Вальс» и др.).

Таким образом, фортепианный стиль М. Равеля - явление, заслуживающее особого внимания. Необычный, красочный, завораживающий, бесконечно привлекательный, он остался достоянием музыкальной культуры Франции 20 века, и, шире, общемировой культуры.

Необычайный талант, чувственность и оригинальность - вот что отличало от других композиторов Мориса Равеля, краткую биографию которого мы рассмотрим в этой статье. Несмотря ни на что, ему музыка до сих пор понятна и мила слушателям всего мира.

Место рождения композитора

Волны Атлантического океана бьются о пляжи Биарицца, города на юго-западном побережье Франции. Люди приезжают сюда, чтобы поправить здоровье, вдохнуть глоток бодрящего воздуха, насладиться великолепными пейзажами и убежать от городской суеты. Для французов это место - край света. Вы далеко уезжаете от Парижа, но всё ещё во Франции, рядом с великими горами, отделяющими Францию от Испании.

К югу вдоль побережья расположен другой, менее известный город - Сен-Жан-де-Люз. Это морской порт, ставший сегодня туристическим курортом. В его пригороде - Сибурне, в отдалённой части входа в гавань стоит дом, где в 1875 году родился Морис Равель. Краткой биографии ничтожно мало, чтобы описать насыщенную и полную переживаний жизнь великого композитора, однако в этой статье мы осветим самые яркие моменты его биографии и творчества.

Родители Равеля

Мать Равеля была из Сибурна. Там же родился и её сын, которого тут же крестили в церкви за домом. Мать Равеля обладала сильным характером. Она, как это ни удивительно, скептически относилась к религии и невероятно гордилась своим происхождением. В жизни композитора она сыграла важнейшую роль. Отец Равеля был швейцарцем, инженером по профессии. Он жил в Париже и познакомился со своей будущей женой во время поездки в Испанию. Он поддерживал увлечение сына музыкой. Жозеф Морис Равель, биография которого пестрит бунтарскими идеями, очень ценил и уважал отца и всегда интересовался его работой.

Детство композитора

Первые 4 месяца жизни Равеля прошли в Сен-Жан-де-Люз, а затем семья стала жить в Париже. Молодой человек вернулся сюда только спустя 20 лет. Семья Равеля была обеспеченной, и его музыкальное увлечение поощрялось. Живя в индустриальном и распущенном районе, этот человек довольно рано столкнулся с мрачными реалиями жизни.

Согласно биографии Мориса Равеля, мальчик отличался некрупным телосложением, с ранних лет у него была необычная внешность и слабое здоровье. Уже в 14 он поступил в старую парижскую консерваторию по классу фортепиано, но он был молод, и руки его были маленькими. Когда через 6 лет он окончил учебу, то был не намного выше, а пальцы так и остались короткими. Конечно, он обладал талантом, прекрасно играл, но ему было далеко до его друга и современника Рикардо Виньеса, который тонко заметил: "Равель не любил фортепиано так, как любил музыку". Рикардо был старше Мориса всего на несколько дней.

Равель и его кумиры

В 10-е годы XX века Франция переживала расцвет искусства. Равель любил читать произведения современников, таких как Поль Верлен. Самым первым известным сочинением Равеля стал "Великий чёрный сон" по произведению Верлена. Разумеется, на Равеля оказывали влияние Бодлер и Маларме, и некоторые из их творений композитор переложил на музыку. Он также читал великих классиков: Расина, Корнелли и, конечно же, Мольера. Любовь к литературе Равель пронёс через всю жизнь. Из иностранных литераторов он особенно восхищался Эдгаром Алланом По.

Равель написал куда меньше произведений, чем другие композиторы, но все его сочинения были тщательно продуманы и проработаны. Лишь немногие из них оказались провальными. На каждое произведение уходило максимум усилий. Краткое содержание биографии Мориса Равеля, к сожалению, не может отразить всех его предпочтений, однако по словам современников композитор обладал тонким чувством стиля во всём.

Период учёбы в консерватории

Любимым композитором Равеля в консерватории и в течение всей жизни был Моцарт, однако другие его музыкальные предпочтения принимались профессорами уже не столь одобрительно. Например, он хорошо знал Эрика Сати, жившего на грани нищеты и игравшего в барах. Прославленные музыканты из консерватории его высмеивали, а Дебюсси признавал его неповторимый талант и чувственность. На творчество Равеля также оказал влияние британский композитор Фредерик Делиус, живший в то время под Парижем.

В 20 лет Равеля отчислили из консерватории, и он стал брать частные уроки. В конце концов он понял, что его судьба - сочинительство, и спустя 3 года вновь вернулся в консерваторию. Решающим фактором, возможно, стало то, что выдающийся композитор Эдгар Форе, которым восхищался Равель, был назначен директором консерватории. Он обладал даром ладить с людьми различных взглядов, чем также заслужил уважение героя нашей статьи. Краткая биография Мориса Равеля не описывает, с какими трудностями столкнулся композитор во время учёбы, однако, несмотря на все усилия директора, годы обучения для Мориса не были безоблачными. Его попросили оставить класс гармонии, так как посчитали игру Равеля не соответствующей стандартам.

Великие произведения

Вскоре были опубликованы первые творения композитора: "Менуэт" и "Хабанера". Именно они стали первым шагом Равеля по карьерной лестнице. "Хабанера" - уникальное произведение, свидетельствующее о необычайном таланте музыканта. Хотя он работал меньше, чем другие композиторы, почти всегда ему удавалось создавать неповторимые шедевры. Следующими опубликованными произведениями Равеля стали "Павана усопшей инфанте" и "Рапсодия Шахерезады", которые и по сей день пользуются большим успехом. В консерватории же эти произведения посчитали никчемными, в результате чего Равелю отказали в присуждении Римской премии. После громкого политического скандала с участием профессоров консерватории Равель навсегда остался за бортом музыкальной элиты.

Свою первую оперу "Испанский час" Равель написал позднее, уже имея собственную квартиру в Париже. Наконец, в 1920 году в Париже была предпринята попытка признать достижения композитора с помощью титула шевалье. Титул был присвоен Равелю без его ведома и согласия. Однако тот отказался от такой почести, чем спровоцировал скандал. Он гастролировал по всей Америке и Великобритании в качестве дирижёра и исполнителя своих произведений. В Оксфорде ему дали звание доктора музыки.

Краткая биография Мориса Равеля: последние годы

Опера "Дитя и волшебство" 1925 года была впервые поставлена в Монте-Карло и представляла собой нечто особенное. Затем Равель создал целый цикл произведений специально для пианиста, потерявшего правую руку на войне. В этом же году он написал "Болеро" - самое известное своё произведение. После войны здоровье Равеля пошатнулось. Уже с юности и на протяжении всей жизни композитор страдал различными заболеваниями. Таким образом, в начале 30-х годов Равеля поразило неврологическое заболевание, что привело к смерти в декабре 1937 года.

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» или «Прекурсором».

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии -- «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания консерватории в 1900--1914 годах он пишет множество сочинений.

Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано в профессиональных академических кругах. Так, Морис Равель целых три раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле (получив так называемую «Малую римскую премию»), второй раз -- ученику профессора Шарля Леневе Эме Кунцу, и наконец, в третий раз его обшёл Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки. Это был последний возможный для него год, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии ввиду того, что приближался к установленному для участников конкурса предельному возрасту -- тридцати годам. Наконец, в 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор (по совету симпатизировавшего ему Габриэля Форе) в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе.

И вот, в результате этого, четвёртого и последнего выдвижения разразилось так называемое «скандальное дело Равеля», немало укрепившее славу молодого музыканта и одновременно, покрывшее исторической позолотой французских академиков от музыки… В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый официальный отказ в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили). Таким образом, Морис Равель не смог поставить свой возрастной рекорд получения Римской Премии (и стать «самым старым» лауреатом, в противовес члену жюри и самому молодому лауреату Эмилю Паладилю). Равель не стал самым старшим (или старым) лауреатом Римской Премии. Однако истинная причина недопущения его к конкурсу лежала, разумеется, не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной, антимузыкальной» деятельностью, вернее говоря, импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»). Комментируя решение жюри, маститый академик Эмиль Паладиль ворчал: «Мсье Равель волен считать нас бездарными рутинёрами, но пусть не думает, что нас можно принимать за дураков…» Это решение Музыкального совета Академии искусств, в состав которого входили композиторы Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и директор консерватории Теодор Дюбуа, вызвало целую бурю негодования и протестов как среди музыкантов, так и около-музыкальной печати. Скандал приобрел особенно острый, «антикоррупционный» характер, когда кроме всего прочего выяснилось, что абсолютно все кандидаты на Большую Римскую Премию, допущенные к конкурсу 1905 года -- являлись учениками одного и того же профессора -- Шарля Леневе.

Набор трёх фамилий, названных Жаном Марнольдом по существу не был случайным, но представлял собой собрание трёх символов: «Академия, Консерватория и Профессура» -- вечно противостоящих всему новому и живому в искусстве. Скандал получил настолько широкий общественный резонанс, что содействовал не только резкому повышению авторитета и популярности самого Мориса Равеля, но и некоторому обновлению музыкальной жизни Парижа. В результате -- многолетний директор консерватории, консерватор и ретроград Теодор Дюбуа был вынужден уйти со своего поста. На его место был назначен Габриэль Форе. Этим было положено начало нового времени в парижской консерватории, несколько освежившей затхлую атмосферу этого учреждения и одновременно встряхнувшей музыкальную жизнь Парижа.

Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля» в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.

В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре1914 года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион, где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни. Патриотический порыв Равеля уже после войны не раз служил предметом для ехидных подтруниваний его вечного «учителя» и соперника, Эрика Сати, поскольку оба они, и Равель, и Сати относились к государству чрезвычайно недоверчиво и скептически:

«Итак, не сомневайтесь, это дело решённое: …в будущую войну Равель будет ещё и авиатором -- на грузовом автомобиле, разумеется…»

-- (Эрик Сати, «Тетради млекопитающего», L"Esprit noveau, apr.1921.)

После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии -- В. Нижинский -- великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время рассвета славы Мориса Равеля.

Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Морис Равель, 1912

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал, при исполнении этого произведения, инструмент композитора -- элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1929).

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работать над новым произведением -- балетом «Жанна д"Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.

Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф.И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

равель композитор музыкант гастрольный

Французский композитор (1875-1937)

Нет, наверное, в наше время человека, которого «Болеро» Мориса Равеля не загипнотизировало бы четким, нарастающим ритмом. Гениальное танцевально-симфоническое произведение, будучи музыкальным символом творчества Равеля, своеобразно иллюстрирует весь XX век с его невиданным техническим прогрессом, взлетом научной мысли и множеством революций - социальной, научно-технической, культурной, которые, следовали одна за другой, чем-то напоминая музыку «Болеро».

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке Сибур, расположенном у побережья Атлантического океана на границе Франции и Испании. Его отец Пьер Жозеф Равель, талантливый инженер и изобретатель, в свое время усовершенствовавший двигатель внутреннего сгорания, умел замечательно играть на рояле. Мать Мария Делуар происходила из старинной семьи басков и была увлекательной рассказчицей.

Вскоре после рождения Мориса семья переехала в Париж, однако образ Испании остался для Мориса неотделимым от образа матери. Морис вспоминал, что влюбленный в музыку отец «стал с ранних лет развивать… эти склонности и поощрять… усердие». Речь идет, разумеется, о музыке. С шести-семи лет Морис систематически учился играть на рояле под руководством Анри Гиса. С 1887 года первые уроки гармонии, контрапункта и композиции дал Морису Шарль Рене. Когда 12-летний Равель начал сочинять, первыми опытами композиции стали для него вариации на тему Шумана.

В 1889 году Морис Равель поступил в Парижскую консерваторию. Он учился по классу фортепиано поначалу у Ш. Антиома, затем у Ш. Берио - большого почитателя испанского искусства. Его композиторский талант все более заявлял о себе. Соученик Равеля, в будущем знаменитый пианист А. Корто рассказывал: «Мы упивались между очередными занятиями тем, что сообщали друг другу несколько особенно дерзновенных тактов, заранее зная, что эти такты заимствованы из нового сочинения Равеля». Отсюда видно, насколько Равель выделялся среди сокурсников.

Занимаясь по классу композиции, Равель позже признавался, что на него оказали влияние Э. Сати и Э. Шабрие - два малоизвестных тогда композитора, а также К.Дебюсси. Занятия по композиции продолжались до 1905 года. Морис входил в компанию сверстников, известную как «Апаши» (дословно бродяги, бандиты, или те, кто борется с косностью).

Особое внимание Равель уделял французской литературе, как классической, так и современной, а также живописи импрессионистов, проявлял большой интерес к фольклору, французскому и испанскому. Он Написал «Испанскую рапсодию», имевшую крупный успех сразу после премьеры, и остроумную юмористическую оперу «L"Heure espagnole» («Испанский час»). Да, испанская тематика занимала в творчестве Мориса Равеля существенное место, но многое воспринял он и от музыки русских композиторов - А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского. Он любил русскую музыку. Так, Равель писал критику Ж. Марнольду: «Думаю, наша встреча завтра не состоится из-за концерта русского хора в зале Гаво… Что бы они не пели (а я ручаюсь, программа будет хорошей), все равно слушать этот великолепный ансамбль всегда большое удовольствие». Совместно с И. Стравинским Равель много и увлеченно работал над партитурой «Хованщины».

Во время Первой мировой войны Равель пробовал вступить добровольцем в действующую армию. Несмотря на то, что его забраковала военная комиссия, он все же стремился попасть на фронт. Сперва он хотел стать летчиком, но врачи не допустили его по состоянию здоровья. В конце концов ему удалось устроиться водителем санитарной машины. Лишь обморозив на фронте ноги и получив тяжелое нервное истощение, композитор отправился в тыл.

Война принесла ему подъем духовных сил, чего он и жаждал. Под впечатлением увиденного на фронте он позже, в 1932 году, написал фортепианный концерт для левой руки, который сочинил по просьбе австрийского пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Друзьям, погибшим на фронте, Равель посвятил фортепианную сюиту «Le tombeau de Couperin» («Гробница Куперена», 1917).

В 20-е годы у Равеля ухудшилось здоровье. Особенно впечатлила его смерть матери в 1917 году. После этого горестного события он не смог больше жить в родительской парижской квартире на улице Карно. Композитор много переезжал - жил в Швейцарии, Испании, Франции. Наконец, при помощи друзей в 1920 году он приобрел дом в 50 километрах от Парижа, в Монфор-Л"Амори. По свидетельству современников, для Равеля это событие было весьма радостным. Композитор обставил дом в стиле 30-40 годов XIX века и назвал его «Бельведер», что значит «прекрасный вид с высоты». По свидетельству одного из современников Р. Шалю, Равель перевез домой «все свои ценные безделушки, которые очень любил и берег: китайские статуэтки, гравированное стекло, музыкальные шкатулки и - сокровище из сокровищ - механическую птичку с разноцветным оперением, которая виртуозно щебетала».

В новый дом Равель переехал в 1921 году, однако по-прежнему часто бывал в Париже, оставаясь в курсе всех музыкальных и культурных событий. Для постановки в Париже в 1922 году по заказу известного русского дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого он оркестровал «Картинки с выставки» М. Мусоргского - цикл, который первоначально был написан для фортепиано. М. Мусоргский вообще был любимым композитором Равеля, что, видимо, и сказалось на отличном качестве оркестровки.

В конце 20-х - начале 30-х годов популярность Равеля возрастает неимоверно. Причиной тому стало «Болеро», исполнения которого от композитора требовали на каждом из концертов.

На гребне успеха Равель совершил гастрольное турне по Европе. Концерты собирали большое количество зрителей, а ведущие музыканты Европы, как один, давали высочайшую оценку творчеству французского композитора и исполнителя.

Годы шли. Последним творением Равеля стали «Don Quichotte a Dulcine» («Три песни Дон Кихота Дульцинее»), которые первоначально задумывались для фильма о Дон Кихоте. Главную роль должен был исполнять Шаляпин, но фирма, которая намеревалась снимать фильм по этому сюжету, обанкротилась. Несмотря на трудности, Равель сочинил песни в атмосфере настоящего творческого подъема, вызванного наверняка тем, что он вновь обратился к испанскому сюжету и к теме, которая грела его всю жизнь.

В последние годы жизни Морис Равель из-за тяжелой прогрессирующей болезни, опухоли головного мозга, вынужден был прекратить творческую деятельность. Требовалось хирургическое вмешательство, и Равель согласился на операцию, которую он не перенес. Композитор скончался 28 декабря 1937 года.

Будучи ярчайшим представителем мировой музыкальной культуры XX века, Равель развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, распространил традицию импрессионизма на музыку, исследовал и разрабатывал экзотические ритмы. В ряде его произведений проявились неоклассические тенденции. Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к рождению новых течений в музыкальной стилистике XX века.

французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века

Морис Равель

Краткая биография

Жозе́ф Мори́с Раве́ль (фр. Joseph Maurice Ravel, 7 марта 1875 - 28 декабря 1937) - французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиз, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом - Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» или «Прекурсором».

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриелю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Старинный менуэт». После окончания консерватории в 1900-1914 годах он пишет множество сочинений.

Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано в профессиональных академических кругах. Так, Морис Равель целых три раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле (получив так называемую «Малую римскую премию»), второй раз - ученику профессора Шарля Леневе Эме Кунцу, и наконец, в третий раз его обошёл Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки . Это был последний возможный для него год, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии ввиду того, что приближался к установленному для участников конкурса предельному возрасту - тридцати годам. Наконец, в 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор (по совету симпатизировавшего ему Габриэля Форе) в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе.

И вот, в результате этого, четвёртого и последнего выдвижения разразилось так называемое «скандальное дело Равеля», немало укрепившее славу молодого музыканта и одновременно покрывшее исторической позолотой французских академиков от музыки… В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый официальный отказ в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили). Таким образом, Морис Равель не смог поставить свой возрастной рекорд получения Римской Премии (и стать «самым старым» лауреатом, в противовес члену жюри и самому молодому лауреату Эмилю Паладилю). Равель не стал самым старшим (или старым) лауреатом Римской Премии. Однако истинная причина недопущения его к конкурсу лежала, разумеется, не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной, антимузыкальной» деятельностью, вернее говоря, импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»). Комментируя решение жюри, маститый академик Эмиль Паладиль ворчал: «Мсье Равель волен считать нас бездарными рутинёрами, но пусть не думает, что нас можно принимать за дураков…» Это решение Музыкального совета Академии искусств, в состав которого входили композиторы Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и директор консерватории Теодор Дюбуа, вызвало целую бурю негодования и протестов как среди музыкантов, так и околомузыкальной печати. Скандал приобрел особенно острый, «антикоррупционный» характер, когда кроме всего прочего выяснилось, что абсолютно все кандидаты на Большую Римскую Премию, допущенные к конкурсу 1905 года - являлись учениками одного и того же профессора - Шарля Леневе.

«Беспрецедентный цинизм жюри!», «Позорное решение пристрастных судей!» - примерно под такими заголовками большинство парижских газет напечатало возмущённые отклики композиторов, писателей, художников и просто любителей музыки. Сам Равель, впрочем, воспринял решение академиков внешне спокойно и почти не высказывался по этому поводу. Но известный музыкальный критик Жан Марно, все симпатии которого находились в сфере постепенно набирающего силу импрессионизма, выступил с разгромной статьёй, кончавшейся следующей гневной тирадой: «…Ради будущего французской музыки пришло время наконец разогнать эту клику педантов, лицемеров и жуликов, этих трёх ослов - Паладиля, Дюбуа и Леневе!..» (Jean Marnold, «le Temps», 15 mai 1905).

Набор трёх фамилий, названных Жаном Марно, по существу не был случайным, но представлял собой собрание трёх символов: «Академия, Консерватория и Профессура» - вечно противостоящих всему новому и живому в искусстве. Скандал получил настолько широкий общественный резонанс, что содействовал не только резкому повышению авторитета и популярности самого Мориса Равеля, но и некоторому обновлению музыкальной жизни Парижа. В результате многолетний директор консерватории, консерватор и ретроград Теодор Дюбуа был вынужден уйти со своего поста. На его место был назначен Габриэль Форе. Этим было положено начало нового времени в парижской консерватории, несколько освежившей затхлую атмосферу этого учреждения и одновременно встряхнувшей музыкальную жизнь Парижа.

Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля», в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.

В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914 года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион, где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни. Патриотический порыв Равеля уже после войны не раз служил предметом для ехидных подтруниваний его вечного «учителя» и соперника, Эрика Сати, поскольку оба они, и Равель, и Сати относились к государству чрезвычайно недоверчиво и скептически:

«Итак, не сомневайтесь, это дело решённое: …в будущую войну Равель будет ещё и авиатором - на грузовом автомобиле, разумеется…»

- (Эрик Сати, «Тетради млекопитающего», L’Esprit noveau, apr.1921.)

После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии - В. Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время расцвета славы Мориса Равеля.

Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Морис Равель , 1912

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом.

В 1929 году композитор становится почётным доктором музыки Оксфордского университета.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работать над новым произведением - балетом «Жанна д’Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.

Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Сочинения

  • «Старинный менуэт» для симфонического оркестра (1895)
  • «Шехеразада», увертюра для симфонического оркестра (1898)
  • «Павана на смерть инфанты» для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
  • «Игра воды» для фортепиано (1901)
  • Струнный квартет № 1 (1903)
  • «Шехеразада» , цикл песен для сопрано или тенора с оркестром (1903)
  • Сонатина для фортепиано (1905)
  • «Отражения» для фортепиано (1905)
  • «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907)
  • «Испанский час», опера (1907)
  • «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908)
  • «Матушка Гусыня» , пьесы для фортепиано (1908-1910), для оркестра (1911), балет
  • «Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911), для оркестра (1912)
  • «Дафнис и Хлоя», балет (1912)
  • Фортепианное трио ля минор (1914)
  • «Гробница Куперена», фортепианная сюита (1917), 4 пьесы оркестрованы (1919)
  • «Вальс» , хореографическая поэма для оркестра (1920)
  • «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки и фортепиано (или оркестра) (1924)
  • «Дитя и волшебство», опера (1925)
  • «Мадагаскарские песни» , цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано (1926)
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1927)
  • «Болеро» для симфонического оркестра (1928)
  • Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра (1931)
  • Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (для левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну (1930)
  • «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» , цикл песен для баритона и симфонического оркестра (1933)
Категории: