Трояновский Борис Юрьевич
Должность: педагог по классу флейта,блок-флейта.
Учебное заведение: ГБОУДОД им.Александрова.
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка.(эссе.)
Тема: "Влияние и польза игры на флейте и других духовых инструментах на дыхательную систему человека".
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дополнительное образование

Влияние и польза

игры на флейте и других

духовых инструментах

на дыхательную систему человека.
Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, ПОЭТОМУ МНОГИЕ родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохранится десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные. Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на нихиграют музыканты. Ребенок, возможно, проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье
вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах. Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их! Духовые музыкальные инструменты - семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи. Духовые инструменты - инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах, в коллективах авангардных направлений современной музыки. В музыкальных школах - целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовых инструментах, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны. Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 10-11 лет – к этому возрасту ребенок
достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 5 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или окарине. Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья. Были случаи, когда ученики игрой на флейте и гобое лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи. То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое, саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки». Если у Вашего ребенка проблемы с дыханием, астма, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, валторна. Тут вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на деревянной или пластиковой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых инструментов. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и, что самое главное, развивается дыхание! Знаю многие
случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Астма - это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения. Ещё пример. Лечение астмы по-австралийски. Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях, главное – иметь с собой компактный баллончик- аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские ученые открыли новый способ лечения астмы -игрой на духовых музыкальных инструментах. Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда -- Австралия, показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом. В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому
способствовало глубокое и перманентное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента. Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструменты обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.
Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития

апноэ сна.
В исследовании приняли участие 129 человек. 64 добровольца играли на духовых музыкальных инструментах, а остальные - нет. Специалисты проверили функцию легких участников. Также добровольцы заполнили опросник, предназначенный для оценки риска развития апноэ сна, пишет The Times of India. Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако, согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у участников, которые играли на духовых инструментах, оказался ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен мышечный тонус в верхних дыхательных путях. Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах - хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска. У занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают области мозга, связанные с восприятием речи.
Польза от занятий музыкой.
Как известно, различным областям человеческого мозга присуща разная специализация. Мозг человека функционально разделен на два полушария, соединенных т.н. "мозолистым телом", то есть,
своеобразным "информационным мостом", соединяющим части мозга. Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой, данный "мост" гипертрофируется, другими словами- увеличивается При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов, помогающих информации циркулировать в пределах мозга). Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок становится умнее, развивается образное мышление. И он может затем работать в разных областях человеческих знаний. Таким образом, игра на духовых инструментах благотворно влияет на дыхательную систему и гармонизирует общее состояние человека. Список литературы: 1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с. 2. Усов Ю. А. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с. 3. Галыгина Дарья Александровна.

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте курае

1. О реализации здоровьесберегающих технологий .

В условиях инновационных перемен в сфере современного образования, определяемых вариативностью (разновидностью) учебно-воспитательных учреждений, возникает необходимость изучения проблем воспитания школьников личности с позиции гуманистического, нравственного, художественного, музыкально-эстетического образования.
То есть рассматривается влияние музыкально-эстетического образования на физическое и умственное развитие школьников. Как влияет это на здоровье ребенка? И в связи с этим мне хотелось бы сейчас рассмотреть вопрос, как реализуются здоровьесберегающие технологии при обучении игре на курае, духовом музыкальном инструменте.

2. Музыкальные духовые инструменты.

Духовые-это инструменты, в которых звук производится вибрацией воздуха. Их подразделяют, в зависимости от способа возникновения вибрации, на флейтовые (свистящие или губные), язычковые, с чашеобразным мундштуком.
Обучение игре на духовых инструментах начиналось еще в первобытном обществе. «Чтобы услышать голос, начинают кричать в раковины или пустые деревяшки. Отсюда недалеко уже до открытия, что из полой трубки при вдувании раздаётся яркий, свистящий звук, а из рога грубый и гремящий.
Таково начало духовых инструментов.
Обучение игре примитивной свирели случилось около 35-40 тысяч лет назад, в эпоху Великого оледенения.
Во все времена античности, средневековья, возрождения и в наше время музыкальное исполнительство связано с культурным уровнем общества, с эстетическими установками времени.

3. Курай - духовой музыкальный инструмент башкирского народа .

Это типа открытой продольной флейты. Изготовляется из стебля зо́нтичного растения с одноименным названием. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширину ладони, затем подрезают. Отверстия вырезают, начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 3 пальцев, последнее пятое - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвертого отверстия. Длина 570-810 мм. Диапазон около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Появился в 7-8 веке нашей эры.
Я думаю, что сначала игра на курае имела чисто утилитарные функции
(подача сигналов, манок на охоте и так далее). Уже в самые древние времена стимулами этого вида деятельности служили познавательная потребность, потребность получить удовольствие, потребность выразить себя, запечатлеть свое видение мира.
Играя на курае, человек уже в те времена стремился сохранить в памяти пережитые впечатления, лучше понять окружающий его мир. Это доставляло эстетическое удовольствие, способствовало вычленению личности среди многих подобных себе (сыграть «Журавлиную песнь»).
В наше время курай получил как бы второе рождение. Стали возрождаться исполнительские традиции. Появилась конструкция инструмента из шпона (Вакиль Шугаюпов). Обучение игре на курае в ДМШ (Детская музыкальная школа), училищах, высших учебных заведениях. Устраиваются конкурсы, фестивали. Курай стал очень популярным и любимым инструментом в нашей республике. Большой вклад в популяризации и сохранении инструмента внесли Юмабай Исянбаев, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов.
У нас в Башкирском лицее № 2 существуют так называемые фольклорные классы, где наряду с другими дисциплинами, дети обучаются игре на башкирском народном музыкальном инструменте курае. Работает в этих классах учитель высшей категории Карасов Айрат Салаватович.
В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос, как влияет на здоровье детей обучение игре на курае. Рассмотреть моменты положительного и отрицательного влияния и как с ними бороться в процессе обучения. Какие органы ребенка задействованы в этом процессе, как они развиваются, как развивается психологическое состояние школьника.

4. Основная постановка ученика.

Для того чтобы инструмент звучал, чтобы техника развивалась естественно и чтобы не повлиять на здоровье ребенка негативным образом следует соблюдать определенные правила правильной постановки.

А) Позиция стоя.

При позиции стоя, одна нога вперед. Основной вес лежит на опорной ноге. Голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º к телу. Держать осанку, не сутулиться. Локти не прижимать к телу. Дыхание свободно.

Б) Позиция сидя.

Посадка на край стула, одна нога чуть вперед, голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º. Спина прямая. Локти не прижимают к телу. Очень важно делать простые физические упражнения в перерывах между игрой. Ребенок должен в течение урока менять нагрузку своего тела. Если есть проблемы, с которыми трудно справиться без специальной лечебной гимнастики, рекомендовать параллельно с музыкальным обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста. И всегда настаивать, чтобы ребята занимались спортом. Спортивные занятия играют важную роль в воспитании музыканта: они укрепляют все группы мышц, суставы, нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают хорошую реакцию. Нужно стремиться учить детей музыке, при этом заботясь об их физическом
(а значит и душевном) здоровье.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие пальцев очень важно для ребенка. Ведь нужно правильно держать авторучку, карандаш, ложку. Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном, музыкальном и другом.
При игре на курае происходит самомассаж пальцев правой и левой руки, и развивается моторика рук. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Эти упражнения лучше делать в перерыве между игрой на курае. Они снимают напряжение и усталость с пальцев и развивают гибкость и подвижность. Упражнения и названия к ним можно придумать самому (звездочка, цоканье копыт, медуза, осьминог, хлопушки) Несколько наглядных примеров.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».


Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Манипуляция деревянными ложками так же очень полезна для развития пальцев и рук, способствует развитию ритма, помогает быстрей осваивать игру на курае.

1. Игра двумя ложками:

Две ложки обращённые друг к другу тыльными сторонами головок, держат в правой руке за концы рукояток. Указательный палец правой руки при этом вставляется между рукояток ложек с таким расчётом, чтобы головка ложек могли амортизировать и свободно касаться друг друга, издавая ясный звук при ударе.

2. Игра тремя ложками:

В левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй между средним и безымянным пальцами. Концы рукояток в том и этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повёрнута тыльной стороной к правой, а в глубине её вкладываются пальцы. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклыми полушариями. Третья ложка в правой руке и тыльной стороной бьют по первым двум.

Дыхание

Несомненный интерес вызывают в этом плане уроки курая, где в ходе обучения на инструменте развиваются органы дыхания. Правильное взятие вдоха, корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объёма лёгких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию.

Условно существуют три вида дыхания:
1. Грудное (реберное) дыхание. Пользуясь этим видом дыхания, ученик быстро утомляется, так как мышцы груди несут большую нагрузку.
2. Брюшное (диафрагмальное) дыхание. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.
3. Смешанное (грудобрюшное) дыхание.

Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха примерно одинаково, то при исполнении на духовых инструментах нужен энергичный и быстрый вдох, а выдох бывает или равномерным, или ускоренным, в зависимости от оттенков, которые требует исполнение. При усилении звука происходит ускоренный выдох, а при ослаблении звука выдох постепенно замедляется.
При исполнении большой музыкальной фразы используется максимальное количество воздуха, который обеспечивает исполнение на одном дыхании. Дыхание берется уголками рта и расходуется постепенно, в зависимости от динамики исполняемой музыки.
Упражнения, развивающие исполнительское дыхание, состоят из нотного материала с более продолжительными звуками, с постоянным усилением и ослаблением выдоха. В работе над музыкальным материалом качество дыхания контролируется только слухом, воспринимающим звук как результат выдоха.
Более того, правильный подбор дыхательных упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно- сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы. Мышцы брюшного пресса (пример).
Существует множество очень полезных и несложных упражнений— разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.

1. «Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос.
Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

3. «Плавание»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения
пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
В мировой практике есть много примеров вылечивания астмы по волевой регуляции процесса дыхания при помощи игры на духовых музыкальных инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот.
Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчают дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. По окончании выяснилось, что их распираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовала глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из инструмента.
Отсюда можно сделать вывод, что игра на духовых, а курай также является духовым инструментом, очень полезна для здоровья ребенка. Она укрепляет, оздоравливает систему дыхания, а также вылечивает некоторые болезни дыхательных путей.

Психологическое состояние ученика при обучении игре на курае

Нужно отметить, что на музыкальных занятиях можно сохранить и укрепить здоровье учащихся путем воздействия на психоэмоциональное состояние слушателя. Во время слушания, исполнения башкирской народной песни формируется позитивное мировоззрение, мироощущение и мировосприятие жизни необходимое для душевного здоровья человека.
Есть народные высказывания о курае:

1. У печального развеет печаль - веселит
2. Беспечного заставит задуматься - вызывает размышление
3. Павшего духом подбадривает - успокаивает
4. Счастливому помогает делиться счастьем - радует
«Курай обладает свойством уводить человека, в волшебный мир звуков, заставляет задуматься» - это слова башкирской писательницы Зайнаб Биишевой.
Поэтическое и возвышенное звучание курая обладает целительными свойствами для душевного состояния человека, что нельзя сказать о грохоте современных дискотек.

Хочу отметить несколько важных моментов при игре на курае на начальной стадии обучения.

1.Нельзя продолжительно и долго извлекать звук из курая, при этом у ребенка может закружиться голова. Нужно периодически делать перерыв, что бы ученик мог отдохнуть, успокоиться. В этот момент лучше заняться различными упражнениями для восстановления дыхания.
2.Во время игры рука может уставать, поэтому нужно чередовать игру с различными упражнениями которые снимают усталость и развивают моторику рук.
3.Очень важно соблюдать и гигиену. Нужно раз в неделю ту часть курая, которая приставляется к зубам, протирать медицинским спиртом.
Можно сделать вывод, что игра и обучение на курае благоприятно действуют на здоровье ребёнка, на его психологическое и физическое состояние.
Несомненно, все вышеуказанные здоровьесберегающие технологии,
в области обучения игре на курае корректируя и укрепляя комфортное самочувствие учащихся, создают оптимальные условия для развития их духовной культуры.

В статье использованы материалы и рисунки из сайта
http://www.logopedspb.ru/content/view/29/30/ http://www.muz-urok.ru/gimnastika_4.htm


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ - составная часть музыкальной педагогики, изучающая как общие закономерности, формы и методы индивидуального обучения и воспитания музыкантов-духовиков, так и специфические особенности теории и практики обучения на различных духовых инструментах.

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине. В музыкальной педагогике метод выступает как упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных и художественно-творческих целей.

М. о. и. на духовых инструментах органически связана с психологией, физиологией, эстетикой, историей, культурологией, музыкальной акустикой. Своеобразным мостом между этими науками выступает общая, возрастная и музыкально-профессиональная педагогика. М. о. и. на духовых инструментах является одним из важных разделов специальности "Инструментальное исполнительство" и во многом способствует воспитанию педагогической культуры, расширению художественно-музыкального кругозора и общего теоретического багажа в сфере исполнительства. Специальные знания необходимы каждому музыканту-духовику для того, чтобы исключать ошибки в процессе овладения технологией игры на специальном инструменте, чтобы более эффективно добиваться педагогических и исполнительских намерений. Задачи методической подготовки в области обучения игре на духовых инструментах сводятся к следующему:

Дать необходимые знания по общей и музыкальной педагогике и психологии, теории художественного творчества;

Ориентировать на использование в повседневной деятельности психолого-педагогических закономерностей и законов творчества для повышения эффективности обучения исполнительскому искусству;

Научить разбираться в особенностях процесса звукоизвлечения, функциональной работы исполнительского аппарата, рациональной постановки;

Ознакомить со спецификой исполнительской деятельности, публичного выступления и т. д.

Кроме широкого круга теоретических вопросов М. о. и. на духовых инструментах рассматривает целый ряд вопросов практического характера. В этом аспекте теория и исполнительская практика влияют друг на друга, помогая наиболее рационально решать образовательные и исполнительские задачи. Однако установление между ними общих методологических внутренних связей и подходов предполагает проявление и внешних связей, обусловленных особенностями и тонкостями звукоизвлечения на конкретном духовом инструменте. Наиболее подробно эти тонкости изучают и рассматривают так называемые частные методики, например: методика обучения игре на флейте, кларнете, трубе, тромбоне и т. д.

Современная М. о. и. на духовых инструментах опирается на выработанную в дидактике единую систему, которую составляют как классические, то есть давно известные, так и новые, появившиеся в ходе развития педагогической науки и практики принципы. К ним относятся: принципы развивающего и воспитывающего обучения; научность и доступность изучаемого материала; систематичность и последовательность в овладении знаниями и практическими умениями; творческая активность и самостоятельность обучаемых при руководящей роли педагога; наглядность и единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; прочность результатов обучения и развития познавательности; рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов обучения. Задача дидактики состоит в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, разрабатывать более совершенную организацию образовательного процесса, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

В 1935 году была опубликована работа "Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах", автором которой явился профессор Московской консерватории С. В. Розанов (1870-1937). Это пособие стало первым шагом в обобщении накопившегося практического опыта русских музыкантов-духовиков, раскрытия основных вопросов теории и практики обучения исполнителей на духовых инструментах. В своем труде С. Розанов сформулировал ряд методических принципов, которые имели большое методологическое значение в дальнейшем прогрессе отечественной научно-методической мысли:

Развитие технических навыков у учащегося должно проходить в тесной связи с художественным развитием;

В процессе работы учащихся над музыкальным материалом необходимо добиваться сознательного его усвоения;

В основу правильной постановки игры на том или ином духовом инструменте должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в процессе игры.

К настоящему времени научно-методическая мысль музыкантов-духовиков накопила уже солидный теоретический банк данных, созданный несколькими поколениями педагогов и музыкантов отечественной духовой исполнительской школы, где большой удельный вес составляет специальная литература, представляющая собой два взаимосвязанных раздела: первый - различные учебные пособия, "школы", инструктивный материал, художественный педагогический репертуар; второй - научные разработки, диссертационные исследования, методические статьи и очерки, научно-популярные брошюры, искусствоведческие труды.

Накопление новых запасов знаний, расширение сферы проникновения научно-методической мысли в исполнительскую и педагогическую практику идет сегодня в нескольких направлениях:

Развитие и совершенствование общей теории и методики обучения игре на различных духовых инструментах;

Изучение специфики и закономерностей обучения игре на конкретном духовом инструменте;

Объективное экспериментальное исследование звучания духовых инструментов, природы звукообразования и звукоизвлечения, особенностей функционирования исполнительского аппарата;

Исполнительский анализ сочинений для духовых инструментов различных эпох, стилей и форм, уточнение их редакций; создание методических разработок по изучению репертуара;

Осмысление истории исполнительства на духовых инструментах.

Большой вклад в развитие современной теории и практики игры на духовых инструментах внесли: Л. Беленов, В. Березин, Б. Диков, В. Д. Иванов, С. Левин, В. Леонов, Р. Маслов, Н. Платонов, И. Пушечников, Ю. Усов, А. Федотов и др.


25.07.2007, 19:35

25.07.2007, 19:50

Вычитала недавно, что игра на духовых инструментах вредно сказывается на здоровьи. Правда ли это?
.

Не у детей-у взрослых,обычно за 50.Влияет на давление.

Пиколистка

26.07.2007, 00:51

а детям наоборот полезно!! некоторые даже специально отдают детей учиться на духовые, если у них астма или хронический танзилит.

26.07.2007, 07:16

Девица у меня достаточно взрослая. Поступила в консерваторию. До вчерашнего дня не слышала негативных отзывов об игре на духовых, общаюсь с духовиками всю жизнь и чем они страдают в плане здоровья, так это алкоголизмом. А вот вчера вычитала, что глубокое дыханье - удар по организму. Хотелось бы выслушать мнения специалистов по этому вопросу.

26.07.2007, 08:00

Вычитала, что глубокое дыханье - удар по организму. Хотелось бы выслушать мнения специалистов по этому вопросу.

Не стоит даже читать такие вещи, не то чтобы придавать им значение! Это глупость! Не бывает глубокого дыхания у духовиков.
Слушайте педагога.
Дыхание должно быть правильным. Этому учат с первых минут освоения инструмента.

26.07.2007, 08:05

Обычно за 50.Влияет на давление.

В этом возрасте алкоголь только влияет на давление:beer:

Где кнопка редактирования???

26.07.2007, 10:01

Не бывает глубокого дыхания у духовиков.

Погорячился малость.:oops: Можете не так понять...
Я имел ввиду в бытовом представлении.
Чтобы тут не тратить много слов, полезнее полистать любую литературу по йоге. Три типа дыхания там расписаны.

26.07.2007, 10:36

26.07.2007, 12:27

Я не о том немного. Есть дыхание по Стрельниковой, по Бутейко, какое-то там глубокое дыханье, ВЛГД. Какое именно используется при игре на духовых инструментах я не знаю. Но почему-то бытует мнение, что именно глубокое дыханье разрушительно действует на организм.

Тогда надо было эти фамилии указать еще в первом посте.
1. Это оздоровительные методики. Их постигают только в лечебных заведениях и под строгим контролем врача!
И они могут быть вредными только, если учиться так дышать самостоятельно, либо есть протипоказания - поэтому и бытует мнение. Мне добавить более нечего. Впрочем, наберите эти два слова в Яндексе. Ваши сомнения исчезнут.
При игре на духовых никакое из них не используются.
Вам не стоит беспокоиться.

2. Духовики "дышат" диафрагмой, когда играют. Этому учат в музыкальных заведениях. Вот и все.

26.07.2007, 13:20

Вычитала недавно, что игра на духовых инструментах вредно сказывается на здоровьи. Правда ли это?
Дочь играет на кларнете. Естественно, что этот вопрос меня заинтересовал и обеспокоил.
Тот,кто это написал,явно не имеет отношения к игре на дух. инструментах. Если дыхание поставлено неправильно,то игра конечно противопоказана,но ведь речь не идет о самообучении? Если уж " игра на духовых вредно сказывается на здоровье",тогда и пение тоже???:evil:
Полный бред!!Несогласна!!!:makedon:При астме -даже рекомендую (на гобое!!!:solution:).

26.07.2007, 13:56

Спасибо:)

20.10.2007, 19:49

Духовые если и влияют на здоровье, то только:solution:ПОЛОЖИТЕЛЬНО!!!

20.10.2007, 20:30

Не у детей-у взрослых,обычно за 50.Влияет на давление.
А затем-эмфизема лёгких и сердечная недостаточность. У певцов тоже самое, если вовремя (по возрасту) не закончить петь.

20.10.2007, 21:24

В этом возрасте алкоголь только влияет на давление:beer:
Алкоголь - как профессиональное заболевание духовиков?
-------
А насчёт здоровья - ну вот руки могут отказать от чрезмерного усердия....
А так в принципе, как мне сказали, "если не применять книги по йоге к игре на духовых" - то всё нормально будет.:angel:

20.10.2007, 23:08

Лучше всего от астмы и других проблем с дыханием помогает флейта и только флейта. Никакой не гобой. На гобое с астмой как раз-то играть и не надо. У них до конца фразы воздух никогда не кончается, а надо опять брать дыхание. В легких постоянно остается отработанный воздух, а это приводит к кислородному голоданию. Дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. В крови остается лишний холестерин, который оседает на поврежденных стенках сосудов. Снижается иммунитет, чаще возникают инфекционные заболевания. Растет масса тела, накапливаются жировые отложения.
Конечно, заниматься следует только с опытным преподавателем.

22.10.2007, 08:09

В легких постоянно остается отработанный воздух, .... /quote]
Вы это нарочно или специально???
А если дудеть с 12 лет до 70-ти, 24 часа в сутки, курить, выпивать (по праздникам), какова теория будет?:silly:

Вы это нарочно или специально???
А если дудеть с 12 лет до 70-ти, 24 часа в сутки, курить, выпивать (по праздникам), какова теория будет?

Да я сам такой же - с 8 утра до 45 лет и ничего. Но на флейте, господа, на флейте…
А вы гобоист? А Каролина врач.
А если серьёзно… Как игра влияет на здоровье - по-моему, положительно, тут и обсуждать по большому счёту нечего.
А вот как состояние здоровья может повлиять на игру… Кажется эта тема более интересная. Но кто решится об этом говорить.

26.12.2007, 01:04

Я не о том немного. Есть дыхание по Стрельниковой, по Бутейко, какое-то там глубокое дыханье, ВЛГД. Какое именно используется при игре на духовых инструментах я не знаю. Но почему-то бытует мнение, что именно глубокое дыханье разрушительно действует на организм.Есть один "умник", который рекомендует во время пения дышать по Бутейко. Даже специально потуже утянуться. Тоже ярый противник глубокого дыхания. Спросила его лично - возможно ли на таком дыхании играть на духовом инструменте. Ответил "да", ни секунды не колеблясь... На своем опыте: никому не советую. И не слушайте разных советчиков-"просветленцев". А на то, что вредно, мол, для здоровья - плюйте с высокой башни. Ходить по загазованным улицам куда вреднее.

28.12.2007, 08:32

А вот как состояние здоровья может повлиять на игру… Кажется эта тема более интересная. Но кто решится об этом говорить
Кстати - почему не решится? Непонятно скорее - зачем? Впрочем, если чувство юмора не подведет - разговор и правда может получиться... забавный. Иначе выйдет беседа бабушек на лавочке. (Эх, вспоминается мне одна такая компания божьих одуванчиков... Ну, эти-то играли разве что на нервах домочадцев... и соседей, когда всей шайкой обсуждали свои хвори. Такими мощными голосами, что слышно было каждое слово, на последнем этаже и на другой стороне двора:lol:).

28.12.2007, 22:24

28.12.2007, 23:01

Почему? Дышать же можно. Значит и играть можно. Более того, наш вдох (и выдох) правильный и полезный.

29.12.2007, 04:46

А с ангиной/фарингитом/бронхитом наверное точно нельзя заниматься, да?
Не знаю. У меня не получается. С ангиной так просто жизнь немила, какие уж тут занятия, да и температура может подскочить. А с трахеитом-бронхитом я нормально дышать не могу, задыхаюсь, в глазах темнеет и т.п. :-(

29.12.2007, 10:06

Ну, если совсем плохо, то наверное не надо. Однако недавно мне пришлось выступать простуженным на двух концертах (причём одном весьма солидном). Ничего, сыграл. Главное во время игры не раскашляться.

29.12.2007, 16:13

Главное во время игры не раскашлятся.

:lol:Или не чихнуть:lol:

29.12.2007, 17:29

:lol:Или не чихнуть:lol:

Было дело: простуженный играю, беру дыхание- и вдруг взял с таким хрипом, что сам испугался. По лицам слушающих понял - они тоже испугались:silly:

29.12.2007, 19:28

Я Вас понимаю...:silly:

Человечек

30.12.2007, 19:52

А с ангиной/фарингитом/бронхитом наверное точно нельзя заниматься, да?

Мне это запрещают - на последнем уроке (перед кучей рождественских выступлений) перед каникулами меня учительница даже попугала - ни за что больная не занимайся, какой концерт не был бы впереди! Мол, одна певица твоего возраста, уже почти поправившись, стала заниматься, и теперь лежит в больнице (я не очень поняла, что с ней).

Слава богу, я не разболелась, зато из нашего квинтета слегли кларнет, гобой и фагот, так что много выступлений пришлось к сожалению отложить. Играла только дуэты и сольные.

03.01.2008, 01:33

Мне как-то втройне "повезло": умудрилась накануне концерта простудиться, температура 38. Решила погреться кофейком в кафе... Почему-то когда кофе дрянной - он всегда запредельно горячий. Допить его было невозможно, а вот язык обжечь успела. А потом, переходя через перекопанную улицу, подвернула ногу... Это было уже верхом "удовольствия". :silly: И ничего, сыграла неплохо. У меня даже температура спала.
А еще заметила, что у меня голова перестает болеть, если хоть немного поиграю.

03.01.2008, 16:45

А еще заметила, что у меня голова перестает болеть, если хоть немного поиграю.
Гипервентиляция головы? :silly.

Департамент образования г. Москвы

Северо-Восточное Окружное Управление Образования

ГБОУ Многопрофильная школа 1220

Корпус дополнительного образования (ДО №9)

Направление художественное

Комплексная образовательная программа объединения

«Детский духовой оркестр им.Г.М.Чертока»

Возраст детей 7 - 18 лет

Срок реализации - 12 лет

Педагоги дополнительного образования:

Дошлов Михаил Рудольфович - музыкальный

руководитель (дирижер)

Класс трубы, ударные инструменты

Класс деревянных духовых инструментов:

Ильченко Сергей Николаевич - класс кларнета, флейты

Класс медных духовых инструментов:

Кулик Александр Олегович - класс тромбона, валторы

Лисунов Владимир Владимирович - класс тубы, тенора, баритона

Москва 2016

Комплексная образовательная программа объединения

«Детский духовой оркестр им.Г.М.Чертока»

Возраст детей 7 - 18 лет

Срок реализации - 12 лет

Пояснительная записка

Музыка в исполнении духового оркестра является одним из самых массовых, любимых жанров музыкального искусства. Самодеятельные и профессиональные оркестры с давних времен сопровождают быт россиян. Придворные, военные и гражданские духовые оркестры являлись непременными участниками массовых государственных и общественных мероприятий. Духовой оркестр и в наши дни остается атрибутом воинской славы, своеобразной страницей в военной истории, а наши военные марши остаются самыми красивыми проявлениями патриотических чувств россиян, русского народа: красивыми в плане богатства мелодизма и аранжировок, красивыми в плане искренности и необыкновенной гордости чувств, заложенных в архитектонику общего звучания, красивыми по стилю исполнения.

Духовой оркестр им. Г.М. Чертока ЦРТДиЮ «Останкино» - стабильный коллектив, широко известный и популярный не только в районе Останкино и городе Москве, но и в других регионах России и ближнего зарубежья. Оркестр гордится своими воспитанниками - профессиональными музыкантами:

Валерий Березин - Доктор искусствоведения,Профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Вадим Шарапов - солист Московской государственной академической филармонии,ансамбля имени Игоря Моисеева.
Михаил Титов - заслуженный работник культуры РФ,преподаватель военно-дирижёрского факультета Военного университета МО РФ.
Сергей Мазаев - музыкант,актёр, руководитель и солист группы "Моральный кодекс".
Владимир Карпов - артист оркестра под управлением Г.Рождественского.
Владислав Мартынов - артист оркестра Большого театра.

Наши воспитанники успешно служат в военных оркестрах и профессиональных музыкальных коллективах города Москвы.

Хотя в задачу объединения не входит подготовка детей для поступления в музыкальные учебные заведения, очень многие ребята поступают учиться и связывают свою дальнейшую жизнь с музыкой.

С 1988 г. коллектив носит почетное звание «образцовый детский коллектив». Он является лауреатом различных конкурсов и фестивалей.

В коллективе работают квалифицированные педагоги по инструментам: деревянные духовые, медные духовые, ударные и по сольфеджио. Выбор инструмента осуществляется исходя из желания ребёнка играть на каком-либо инструменте и, обязательно, из его физиологических возможностей.

Образовательная программа адаптирована для её восприятия детьми младшего, среднего и старшего возраста, рассчитана на двенадцать лет обучения. Весь курс условно поделён на три ступени. Каждый год обучения представляет собой определённую ступень развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей обучающихся. В тоже самое время, каждая ступень является самостоятельной, логически завершённой стадии обучения, воспитания и развития детей. Полученные на первом году обучения знания, умения и навыки закрепляются на втором,третьем и в дальнейшем совершенствуются в последующих годах.

Конкурсного отбора при приеме детей нет, существует обязательное собеседование с каждым кандидатом в оркестр, где педагоги определяют его стартовые возможности (слух, чувство ритма, дыхание и т. д.) Главным критерием приема в коллектив является желание ребенка овладеть игрой на духовом инструменте.

Актуальность программы

Мы живём в век информационных, компьютерных технологий, когда естественное исполнение музыки заменяется электроникой. Ребёнок становится изолированным от «живого» звучания музыки. Если раньше мы могли слышать духовые оркестры в парках, на праздниках и демонстрациях, то сейчас духовой оркестр скорее редкость. Занятия по программе «Духовой оркестр» даёт ребёнку возможность попробовать свои силы на любом духовом инструменте, познакомиться с произведениями мировой классики, почувствовать себя настоящим артистом.

Другая проблема современного общества - разобщенность людей. Многие дети не умеют общаться, заводить друзей. Придя в оркестр, ребёнок попадает в дружелюбно настроенный коллектив педагогов и воспитанников. В оркестре старшие воспитанники всегда помогут по товарищески начинающему музыканту в овладении инструментом. Совместные выступления, поездки на фестивали, регулярные занятия в оркестре сплачивают ребят на долгие годы.

Цель программы:

Привлечение детей к музыкальному искусству через практическое музицирование в самодеятельном оркестре.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию и развитию специальных умений и навыков (постановка амбушюра, звукоизвлечение, интонирование, чувство ритма).
  2. Способствовать запоминанию музыкальной терминологии.
  3. Развитие познавательного интереса к занятиям на музыкальном инструменте.
  4. Отработать исполнительское мастерство каждого члена духового оркестра, исполнять музыкальные произведения на хорошем самодеятельном уровне. Подготовка участников коллектива к совместной коллективной деятельности.
  5. Приобщить детей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию речи учащихся.
  2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать.
  3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащегося к музыке.
  4. Способствовать овладению учащихся всеми видами памяти.
  5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности.
  2. Воспитать навыки взаимодействия в коллективе.

Особенности программы

  1. Программа состоит из трёх ступеней:

Первая ступень: Ознакомительная.

Вторая ступень: Базовый уровень.

Третья ступень: Углублённая.

  1. Обучающийся имеет возможность перейти с «подготовительного инструмента» на более сложный «родственный» инструмент. Например: блок-флейта - кларнет - саксофон, альт - тенор - баритон - тромбон, альт - труба, тенор - туба, альт - валторна.
  2. Учебно-тематический план составлен по ступеням. Педагог самостоятельно определяет темы для конкретного года обучения.
  3. Переход обучающегося с одной ступени на другую определяется на педагогическом совете объединения.
  4. Педагоги применяют единые способы и принципы работы на всех духовых инструментах.
  5. Дети, имеющие навыки игры на музыкальных инструментах могут включиться в образовательный процесс любой ступени обучения.
  6. Одним из принципов развития коллектива является ротация (обновление коллектива новыми обучающимися).
  7. В оркестровую группу объединения привлекаются дети разных возрастов и годов обучения, показавшие, хорошие результаты в обучении.
  8. Допускается такая форма занятий, как группа со смешанным составом участников. На них более опытные воспитанники занимаются совместно с начинающими. Оркестровые (ансамблевые) партии для таких занятий подбираются с различными уровнями сложности. Это позволяет изменять состав группы.

Особенности возрастных групп

Исполнительство на духовых инструментах - это сложная психофизиологическая деятельность, требующая специальной музыкальной одаренности и, кроме того, предполагающая наличие крепкого здоровья и определенного телосложения. Практика показывает, что занятия на инструментах духового оркестра можно начинать в возрасте 10-12 лет, ибо, чем моложе ученик, тем более он восприимчив к обучению. Именно в этом возрасте становиться очевидной перспектива физического формирования человека. Однако начать обучение игре на духовом инструменте можно и раньше.

Детям 7 - 8 лет мы предлагаем освоить самый простой инструмент - блок-флейту. Этот инструмент не требует больших физических затрат, ученик получает основные навыки игры на духовых инструментах, знакомится с музыкальной грамотой. В этом возрасте происходит переход от игровой формы обучения к учебному процессу. На первый план выдвигается результат учебной деятельности - оценка. Поэтому мы стараемся всячески поощрить первые успехи ребёнка (похвала). К тому же надо учесть, что ребёнок уже ходит в школу, и что бы занятия сильно не утомляли, мы учим его играть мелодии, которые ему знакомы. Детям нравятся мелодии из мультфильмов, популярная, народная музыка.

В возрасте 9 - 11 лет ребёнку предлагается освоить новый инструмент - кларнет, корнет, альт, тенор. Это инструменты, входящие в состав духового оркестра. Занятия становятся более продолжительными по времени. Ребята увлекаются новым материалом - несложные пьесы и оркестровые партии.

Возраст 12-14 лет. Становятся очевидны физиологические возможности ребёнка. В этом возрасте происходит переход на более сложные инструменты - труба, валторна, тромбон, туба, саксофон. В психологическом развитии - это сложный период в обучении. У подростков наступает переходный возраст, или возраст бунта, как его называют психологи. Идёт активный поиск своих ценностей, критичное отношение к взрослым. В этот период у детей может возникнуть желание бросить обучение, возникнуть новые интересы. Здесь пример педагога, увлечённого своей профессией - музыканта, а так же обладающего твёрдым характером и опытом может оказать сильное влияние на учеников. Важен так же психологический климат в коллективе, как правило, ребята находят себе друзей с общими интересами, среди которых любовь к музыке и они продолжают свои занятия на инструменте.

Возраст 15-18 лет. Подросток встаёт перед выбором своего дальнейшего жизненного пути.

Некоторые ребята, выбравшие музыку своей профессией, поступают в музыкальный колледж, а некоторые учатся по другим специальностям, при этом они продолжают посещать занятия, в основном, общие репетиции оркестра. Как правило, они серьёзнее относятся к занятиям, помогают новичкам, являются для них примером.

Сводная репетиция оркестра проходит в воскресенье, так как в этот день дети могут совместить отдых с любимым занятием, пообщаться со сверстниками.

Методическое обоснование

Квалифицированное руководство со стороны педагогов придает процессу обучения системный, научно обоснованный характер и способствует развитию творческой активности, художественных способностей детей.

Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности. К ним можно отнести подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, а так же разнообразие форм урочной деятельности, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

В значительной степени интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных впечатлений. В практике педагогов оркестра - оказание содействия в ознакомлении подростков с хорошей музыкой, прослушивание аудиозаписей, посещение концертов, спектаклей, художественных выставок, способствующих расширению кругозора.

Очень важно создать на занятиях доброжелательный психологический климат. Приветствуется взаимопомощь и поддержка старших воспитанников. В практике работы всячески поощрять концертные выступления детей, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя.

Обучение игре на разных духовых инструментах строится педагогами на соблюдении принципов посильности, прочности овладения музыкальными навыками и осознанности действий. Выработанные всеми участниками педагогического процесса совместные технологии и межпредметные связи помогают успешно решать задачи обучения. Педагогический процесс организуется таким образом, что он совмещает получение теоретических музыкальных знаний и практических навыков и подготовки к игре в оркестре.

Начальное музыкальное обучение облегчено (первый год обучения) и усложняется по мере накопления знаний и роста мастерства исполнения, и к третьему году обучения ребята осваивают инструмент и овладевают навыками игры в оркестре. За всем этим стоит кропотливый труд педагогов по формированию музыканта. Это большая индивидуальная работа и строгий контроль над выполнением заданий педагогов.

При изучении оркестровых партий подбираются этюды и упражнения. Очень важно, чтобы они были яркими, сочными, соответствующими исполнению на данном музыкальном инструменте. Чаще всего на первой ступени обучения, когда ребенку трудно по физическим данным освоить выбранный им духовой инструмент, педагог предлагает ребенку освоить вначале более податливый медный духовой инструмент - альт, или у деревянных духовых — это блок флейта. На альте уже через 4 месяца ребенок может играть в оркестре, исполнять несложные партии в маршах. Параллельно он осваивает технику игры на выбранном инструменте.

Для развития музыкальных задатков детей, их гармонического слуха на занятиях по специальности присутствует фортепиано. В группах собираются дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки (особенно это проявляется в первый год обучения), поэтому одно и то же упражнение выполняется разными детьми за разные промежутки времени, что влияет на перевод ребенка в оркестр.

Индивидуальные занятия направлены на развитие детей, на подготовку более слабых, подтягивание отстающих, гармонизацию группы в целом.

Описание основных способов и форм работы.

Курс обучения - 12 лет.

Первая ступень обучения.

Срок обучения - 3 года.

1-й год обучения - занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю по 30-45 минут.

2, 3 год обучения - занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю по 30-45 минут.

Со второго года обучение объединяем обучающихся в ансамбль блок флейт. Занятия проходят в группе по 3, 4 человека 1 раз в неделю по 45 мин.

С 3-го года обучения учащиеся, показавшие хорошие результаты в обучении, а так же дети, обучавшиеся ранее игре на духовых инструментах, могут объединяться в группу и привлекаться на сводную оркестровую репетицию.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Вторая ступень обучения.

Срок обучения - 5 лет.

Третья ступень обучения.

Срок обучения - 4 года.

Занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю по 30-45 минут, а так же в ансамблевых группах 2 раза в неделю по 2 часа.

На занятиях практикуются различные формы обучения:

  • индивидуальные занятия
  • занятия по группам инструментов
  • группа со смешанным составом участников
  • занятия с аккомпаниатором
  • ансамбли
  • оркестровая репетиция
  • работа с фонотекой
  • анализ аудио и видеозаписей

Занятия строятся по определённому плану:

Занятия по группам инструментов:

  1. Приветствие, составление плана занятия.
  2. Проигрывание выдержанных звуков, разминок.
  3. Небольшой перерыв в игре, беседа по теории музыки.
  4. Гаммы и арпеджио в разных штрихах.
  5. Небольшой перерыв в игре, беседа о художественном материале, композиторах, жанрах музыки, стилях, музыкальной форме.
  6. Работа над художественным материалом (разбор и проигрывание пьес, концертов, ансамблей).

Оркестровая репетиция:

  1. Приветствие, составление плана занятий.
  2. Настройка оркестра.
  3. Проигрывание коллективных упражнений.
  4. Разучивание или усовершенствование музыкальных произведений.
  5. Чтение нот с листа.
  6. Подведение итогов репетиции.

Описание основных методов работы.

  • Словесный (разговор, беседа, объяснение).
  • Наглядный (педагог исполняет фрагменты произведений, оркестровые партии, играет в оркестре вместе с учениками).
  • Практические (упражнения на инструменте).
  • Аналитические (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Формы контроля

  • Мониторинг. Занимаясь с ребёнком, педагог определяет для себя его стартовый уровень и составляет определенный план занятий на месяц, полугодие. Основные критерии наблюдения: внимание, музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, самостоятельность, дисциплина.
  • Выполнение самостоятельных заданий. Иногда педагог даёт ученику самостоятельно разобрать этюд или пьесу. Это стимулирует учащегося к занятиям, развивает дисциплину.
  • Самоконтроль. После каждой оркестровой репетиции идет обмен впечатлениями. Сами ребята разбирают свои ошибки. Это делает образование гибким, отзывающимся на любые начинания, интересным и продуктивным.
  • Просмотр, анализ, сравнение видеоматериалов разных концертных выступлений.
  • Открытые занятия, выступления, концерты. Оценка зрителей, коллег исполнительского мастерства каждого музыканта и всего оркестра бывает самая объективная, поэтому руководитель духового оркестра настраивает коллектив на очень интенсивную концертную деятельность. Родители могут увидеть, каких результатов добился ребёнок

Прогнозируемый результат

I ступень обучения - Ознакомительная

  • Основные музыкальные штрихи (стаккато, легато)
  • Обозначения динамики в музыке
  • Основную музыкальную терминологию (обозначения темпов).
  • Понятие «Родственный инструмент».
  • Как осуществлять профилактику и уход за инструментом.
  • Правильно держать инструмент
  • Правильно брать дыхание
  • Исполнить гаммы в одну октаву до одного знака.
  • Исполнять простые этюды и пьесы с аккомпанементом.
  • Выступать на сцене.

II ступень обучения - Базовый уровень.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • Основы музыкальной грамоты
  • Основы сольфеджио
  • Более сложные штрихи (деташе, маркато), артикуляция.
  • Понятие о диапазоне инструмента.
  • Строение голосов в группе духового оркестра.
  • О мелодии и фразировке.
  • О музыкальной фактуре и тембровой организации.
  • О темпе и агогике в музыке.
  • О культуре звука.
  • О мелизмах и форшлагах и трелях.
  • О творчестве русских и зарубежных композиторов-классиков.
  • Исполнять гаммы и арпеджио до 3 знаков.
  • Исполнять этюды и пьесы с аккомпаниатором в более широком диапазоне.
  • Исполнять несложные партии на родственном инструменте.
  • Читать с листа нотный текст.
  • Исполнять простые оркестровые партии в составе оркестра.
  • Исполнять разные голоса в составе оркестровой группы.
  • Филировать звук.
  • Написать несложный 8-ми тактовый диктант.

III ступень обучения - Углублённая

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • Теорию музыки (углублённый уровень).
  • О мелодии и фразировке (углублённый уровень).
  • О музыкальной фактуре и тембровой организации (углублённый уровень).
  • О творчестве русских и зарубежных композиторов-классиков (углублённый уровень).
  • Комбинированные штрихи.
  • Особенности игры в движении.
  • Исполнять гаммы и арпеджио до 7 знаков.
  • Исполнять этюды и пьесы с аккомпаниатором повышенной сложности.
  • Бегло читать ноты с листа.
  • Исполнять свою партию в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижёра.
  • Играть в движении.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы следующие кадровое и методическое обеспечение.

Педагоги по группам инструментов:

  • блок-флейта, кларнет, саксофон
  • труба, корнет, альт
  • тромбон, тенор, баритон, валторна
  • ударные инструменты
  • концертмейстер (фортепьяно)

Методическое обеспечение: хрестоматии, сборники этюдов, пьес, школы для духовых и ударных инструментов.

Условия реализации программы

  1. Звукоизолированное помещение 50-100 кв.м., чистый сухой воздух.
  2. Наличие необходимого комплекта инструментов и соответствующего инвентаря

(пульты и т. д.)

  1. Шкафы для хранения нот
  2. Фортепьяно
  3. Компьютер
  4. Форма для оркестрантов
  5. Видео- и аудиоаппаратура
  6. Фоно- и видеотека

Основные произведения оркестра

Название произведения

Название произведения

Московская парадная фанфара

А. Головин

Гренадер

Старинный марш

Государственный гимн РФ

А. Александров

Три танкиста

Д. Покрасс

Встречный марш

Пионерский Марш

М. Фрадкин

Преображенского полка

Старинный марш

Марш из к/ф Бриллиантовая рука

А. Зацепин

М. Глинка

Подмосковные вечера

В.Соловьёв-Седой

Привет музыкантам

Старинный марш

Вальс из к/ф А зори здесь тихие

К. Молчанов

Старинный марш

Вальс из к/ф На семи ветрах

К. Молчанов

Парадный

Старинный марш

Вальс Воспоминание

Старинный марш

Вальс Севастопольский

К. Листов

Егерьский

Старинный марш

Е. Дрейзин

Марш «Южный»

Ю. Губарев

Вальс Майский

И. Лученок

Марш «Варяг»

А. Турищев

Вальс В лесу прифронтовом

М. Блантер

Прощание Славянки. Марш

В. Агапкин

Вальс В городском саду

М. Блантер

Гусарский Марш

А. Петров

Вальс На сопках Манчжурии

И. Шатров

Марш из к/ф «Жестокий романс»

А. Петров

Вальс Расставание

Я. Френкель

Название произведения

Название произведения

Марш из к/ф «Весёлые ребята»

И. Дунаевский

Вальс Школьный

И. Дунаевский

Моя Москва

И. Дунаевский

Вальс к/ф Московская сага

А. Журбин

Защитников Москвы. Марш

Б. Мокроусов

М. Блантер

Москва майская

Д. Покрасс

Синий платочек

Е. Петерсбурский

Москва - Марш

О. Газманов

Тёмная ночь

Н.Богословский

Балтийский берег

О. Газманов

А. Новиков

День Победы

Д. Тухманов

В землянке

К. Листов

Священная война

А. Александров

Московские окна

Т. Хренников

Марш из к/ф «Белорусский вокзал»

Б. Окуджава

Утомлённое солнце

Е. Петерсбурский

Пора в путь - дорогу

В.Соловьёв-Седой

Бременские музыканты

Г. Гладков

Герои спорта

А. Пахмутова

Чебурашка

В. Шаинский

Марш Нахимовцев

В.Соловьёв-Седой

Улыбка из м/ф Крошка енот

В. Шаинский

Марш Привет Сибири

Ю. Чичков

Марш Космонавтов

О. Фельцман

Кабы не было зимы

Е. Крылатов

Я — земля (марш космонавтов)

В. Мурадели

Пять минут

Рождественские колокольчики

Народная песня

Марш «Первый шаг»

А. Коваль

Весёлая кадриль

В. Темнов

Бородино

Старинная песня

Песенка шофёра

К. Санторо

Служить России

О. Фельцман

Мы — армия народа

Г. Мовсесян

Попурри «Весёлый танец»

Обр. М. Дошлов

Песня о советской армии

А. Александров

Я встретил Вас

Стар русск романс

Марш «Тоска по Родине»

Н. Трофимов

Я люблю тебя, жизнь

Э. Колмановский

Турецкое рондо

В. Моцарт

Неаполитанская песня

П. Чайковский

Хор и марш из оперы Аида

Дж. Верди

Штраусиана (Попурри вальсов)

И. Штраус

Военный марш к повести Метель

П. Чайковский

Персидский марш

И. Штраус

Марш «Бой под Ляояном»

В. Ефанов

Старинный марш

С. Чернецкий

Карнавал в Венеции

А. Рангер

Старинная полька «Дедушка»

Д. Фурлано

Марш « Воздушный флот»

Вступление ко 2 акту из балета Лебединое озеро

П. Чайковский

Фантазия на тему рус нар песен

Инстр.А.Халилов

Интермеццо к драме Арлезианка

Фанфара «Спасская башня»

В.Халилов

Лошадка - жизнь

Увертюра из телефильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

В.Дашкевич

Марш «Жизнь за Победу»

«Танец бюрократа» сюита из балета «Болт»

Д.Шостакович

Вальс «Школьные годы»

Д. Кабалевский

«Прощальный вальс» из к/ф «Розыгрыш»

А. Флярковский

Старинный русский марш

Воспоминание о полковом оркестре

Ю. Гуляев