НЕМНОГО О СЕБЕ Мне 36 лет, из них 15 лет я работаю логопедом в ГУЗ «Киселёвский дом ребёнка». Мои воспитанники – это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети – инвалиды. Страшно подумать, что все эти слова имеют отношение к малышам в возрасте от рождения до лет. Цель моей профессиональной деятельности – педагогическая абилитация. Но как же трудно достигать этой цели, работая с таким контингентом детей, которые не знают материнской ласки и простых человеческих радостей. Поэтому скажу просто – я стараюсь вернуть им украденное ДЕТСТВО! Пусть дети подольше остаются детьми. Ведь ДЕТСТВО бывает в жизни только раз!







МОЙ КАБИНЕТ Уголок познавательно – исследовательской деятельности Цели: Развитие сенсорного восприятия форм, размера, цвета. Развитие речи, тонкой моторики. Формирование мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза). Уголок для проведения индивидуальных занятий Уголок для проведения подгрупповых занятий Комплекс воды и песка Цели: Знакомить детей со свойствами воды и песка. Развивать мелкую моторику рук, формировать орудийные действия. Обогащать сенсорный опыт детей.




ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА Поступление ребёнка в учреждение Комплексное всестороннее изучение ребёнка Составление индивидуального плана развивающей работы Формулирование объективного заключения Реализация задач, заложенных в плане Анализ динамики развития ребёнка.














Ежегодно принимаю участие во Всероссийских и Региональных научно- практических конференциях, представляю свои работы в виде стендовых докладов и публикаций. За высокий профессионализм награждена Почётной грамотой Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области.






ПЕРСПЕКТИВЫ Разработка и внедрение в практику программы «Мы вместе». Целью которой является создание ситуации сотрудничества между специалистами дома ребёнка и приёмными родителями (усыновителями) на этапе подбора ребёнка и принятия окончательного решения.


В 2012 году на сайте Логопед – волшебник был объявлен конкурс на звание «Лучшего логопеда 2012 года». По условиям конкурса нужно было написать эссе на тему «Почему именно я лучший логопед». Представляю вашему вниманию свою работу, занявшую первое место!


Семнадцать лет назад, стоя на пороге взрослой жизни, я не могла с уверенностью сказать, кем же хочу стать. Выбор профессии скорее был продиктован заказом общества - новая, перспективная, востребованная. Но иногда судьба подкидывает нам счастливые билеты, с которыми мы идём по дорогам жизни. Именно таким подарком судьбы для меня и стала профессия логопеда. Четыре года студенческой жизни пролетели незаметно и легко. И вот опять настало время принимать решение – куда пойти работать? И снова судьба подкидывает билетик, с которым я иду по жизни вот уже 13 лет – это государственное учреждение здравоохранения « Киселёвский дом ребёнка ». Мои воспитанники – это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети – инвалиды. Страшно подумать, что все эти слова имеют отношение к малышам в возрасте от рождения до трёх лет. Цель моей профессиональной деятельности – педагогическая абилитация. Но как же трудно достигать этой цели, работая с таким контингентом детей, которые не знают материнской ласки и простых детских радостей. Поэтому скажу просто – я стараюсь вернуть им украденное детство! Соответствовать критерию « лучший » в любой области очень сложно. Что значит « лучший логопед » с позиции родителя? Это специалист, желательно с высшей категорией, с опытом работы не менее 3 лет, который имеет хорошие рекомендации, умеет найти ключик к каждому ребёнку, и, желательно, быстро исправит все недостатки речи. Но … Как бы нам этого не хотелось, одними усилиями логопеда добиться быстрых и качественных результатов очень сложно. Поэтому хороший логопед, должен быть хорошим дипломатом и психологом, чтобы суметь призвать любого родителя к себе в помощники. Что значит « лучший логопед » с позиции руководителя? Это специалист с активной жизненной позицией, творчески относящийся к делу, имеющий высокие результаты коррекционно – развивающей работы и положительную динамику в развитии детей, качественно выполняющий свои функциональные обязанности. Но … На сегодняшний день качество труда специалиста нередко определяется по наличию или отсутствию планов, отчётов, заключений, то есть огромного количества бумаг. Причём требования к оформлению и содержанию этих бумаг очень часто меняются. Данный вид работы напрочь убивает творчество и отнимает время от занятий, проведенных с детьми. Что значит « лучший логопед » с позиции других логопедов? Здесь важно суметь завоевать авторитет или внести « изюминку » в свою работу. В данном вопросе большое значение имеют личностные качества логопеда, его амбиции в отношении профессиональной деятельности. Ну, и самая главная оценка « лучшего логопеда » с позиции детей! Это логопед – волшебник, логопед – затейник, тот, с которым всегда интересно и весело. Лучший логопед умеет превращать тяжкий труд в удовольствие и радость. И если лица детей светятся неподдельным интересом, и они бросают игру, когда заходит логопед – значит он лучший в их глазах! Почему я претендую на звание лучшего логопеда? Наверное, потому что люблю детей, а моя профессия изо дня в день даёт мне возможность открывать и наслаждаться удивительным миром детей. Она не позволяет мне утонуть в рутине, а каждый день приносит радость открытия. Работа в доме ребёнка расширяет функции логопеда до необъятных широт материнской заботы. Именно я вижу первую улыбку, слышу гуление и лепет своих « пациентов », знаю, когда они сделали свои первые шаги и когда научились говорить « мама ». Все они разные, но для каждого я - лучшая, как и все мамы для своих детей! Желаю каждому логопеду стать лучшим в глазах многих, но в первую очередь в глазах своих учеников!


ЧУДЕСА ТАМ, ГДЕ В НИХ ВЕРЯТ, И ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЕРЯТ, ТЕМ ЧАЩЕ ОНИ СБЫВАЮТСЯ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вы можете написать мне – - c удовольствием отвечу на Ваши вопросы, поделюсь опытом.

В наш стремительный век, когда новые информационные технологии проникают во все сферы жизни, никого уже не удивляют возможности компьютера и интернета. Напротив, техническая поддержка стала необходимым подспорьем в работе. И, конечно, это не могло не отразиться на профессиональной деятельности учителя-логопеда. Итак… Что же нужно знать педагогу, чтобы не заблудиться в изобилии компьютерной информации?

Не так давно, каждый учитель бережно оформлял все результаты своей кропотливой работы в ПАПКУ! Эту папку показывали во время аттестации, на методических объединениях и педагогических советах. Но время не стоит на месте, и толстая папка уже совсем неактуальна. Ее убирают на дальнюю полку логопедического кабинета и садятся за компьютер.

Наиболее современный метод профессионального развития педагога — это метод «Портфолио». Именно «Портфолио» позволяет систематизировать опыт, накопленный логопедом, дать представления о его образовании, знаниях, формулирует направления его развития и отражает профессиональный уровень педагога.

Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) - досье, собрание достижений (словарь иностранных слов).

В переводе с итальянского это слово означает «папка с документами», «папка специалиста».

То есть эта та же ПАПКА, но в новом формате.

Основной целью составления портфолио является освещение всех сторон профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Портфолио вместе с другими необходимыми документами в обязательном порядке предоставляется в аттестационную комиссию на подтверждение второй, первой или высшей категории.

Особенности составления Портфолио логопеда

1 раздел: Общие сведения или «Визитная карточка»

1.1. На титульном листе должна быть представлена фотография учителя-логопеда; его жизненное кредо, девиз профессиональной деятельности.

1.2. Общие сведения о педагоге: (дата рождения; образование, год окончания учебного заведения, специальность по диплому; стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.)

1.3. Указываются курсы повышения квалификации учителя-логопеда, с приложением дипломов, свидетельств.

1.4. Перечисляются учебные заведения, в которых педагог трудился и получал свой профессиональный опыт.

2 раздел: Нормативно-правовая документация

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • «Конвенция о правах ребенка»;
  • «Концепция дошкольного образования»;
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»;
  • «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Временные (примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ);
  • Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24.03.95, от 29.01.96;
  • Письмо министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном учреждении».

3 раздел: Программно-методическое обеспечение

В этом разделе педагог указывает, по каким коррекционным программам он занимается, какие диагностические и методические комплекты используются в работе. Желательно, чтобы описание программ и материалов были проиллюстрированы.

  • Диагностические пособия
  • Методические пособия
  • Дидактические пособия
  • Электронные образовательные ресурсы

Здесь же можно описать оснащение логопедического кабинета (примерно на 2 листа, включая фото и текст).

4 раздел: Организационно-педагогическая деятельность

Этот раздел может включать в себя краткое эссе, в котором будет отражено отношение педагога к своей профессиональной деятельности, указаны системы воспитания и обучения, которых придерживается учитель-логопед. Цель данного эссе – отразить мотивацию педагога и основные направления его профессиональной деятельности.

Затем педагог отмечает свои достижения по следующим направлениям:

  • коррекционно-развивающая работа в детском саду,
  • научно-методическая деятельность,
  • консультативная работа,
  • профилактическая деятельность,
  • аналитика,
  • публикации.

Здесь приводятся: материалы, иллюстрирующие работу, конспекты или видео фрагменты уроков, коррекционных занятий и др. Включаются годовые и перспективные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.
В этом же разделе описывается работа с педагогами и родителями за три года (консультирование, просвещение). А также работа со студентами, если таковая проводится (проведение педагогической практики).

Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.

5 раздел: Авторские медиаресурсы

В этом разделе выкладывается информация об использованных учителем-логопедом способов распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы (СМИ, публикации на информационных сайтах и т.д.,) и др. Сюда же включаются подготовленные презентации на разные темы.

6 раздел: Достижения

Здесь педагог может разместить информацию о своем участии в профессиональных, проектах и программах, предоставив подтверждающие грамоты, дипломы и сертификаты.

Учитель-логопед размещает в данном разделе полученные награды и поощрения. А также отзывы коллег, родителей, специалистов о работе и профессиональной деятельности педагога.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГКОУ РО общеобразовательная школа-интернат основного общего образования п. Шолоховского Белокалитвинского района

Портфолио

учителя-логопеда

Мартыненко Натальи Владимировны

Человек должен сделать путь великим,

но великим человека - делает путь.

Конфуцио

2014 год

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

Дата рождения 20.02.1961

Сведения об образовании: Ташкентский государственный педагогический институт имени Низами

1983 г., «сурдопедагогика», учитель школ глухих и слабослышащих

(год окончания, специальность, квалификация по диплому)

Стаж: общий 29 лет

педагогический 29лет

в данном образовательном учреждении 3 года

Домашний адрес: пос. Шолоховский ул. Крайняя 44

Телефон: 8-928-153-18-73

E - mail : [email protected]

Сведения о повышении квалификации в межаттестационный период

Наименование курсов (тематика)

Название структуры, где прослушаны курсы

Кол-во часов

Документ

Применение иформационных технологий в учебном процессе по программе intel

ГБОУ ДПО Ростовской области

Свидетельство № 662

июнь-июль

Специальное «коррекционное» образование «логопедия»

ГБОУ ДПО Ростовской области

Свидетельство №945

март-апрель 2012г.


Должностные функции:

Учитель - логопед

– член психолого-медико-педагогического консилиума школы-интерната

В руках логопеда самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие и перспективы. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеют личностные качества логопеда. От того как логопед сумеет расположить ребенка к себе, войти в его доверие зависит дальнейшее сотрудничество и результат коррекционной работы. Логопед расширяет возможности общения ребёнка и является для него своеобразным проводником в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодолению речевых нарушений вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, возможностях, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения (как в среде сверстников, так и взрослых), ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным. Обстановка творческой работы педагога, создание благоприятных условий для удовлетворения любознательности при получении детьми необходимых знаний отвечают жизненным запросам ребят, стимулируют развитие их интересов, самостоятельности, творческих способностей.

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье

наибольшему числу людей».

Я люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства! Каждый день, отдавая детям частичку своей души, я стремлюсь заставить солнце, которое есть в каждом ребенке, светить!

Раздел 2. Учебно-методическая деятельность

2.1 Модифицированные коррекционно-развивающие программы

п/п

Название программы

«Коррекция звукопроизношения» (учащихся с нарушениями речи)

«Коррекция устной речи» (учащихся с ОНР, НВ ОНР 1 класс)

«Коррекция письменной речи» (учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленных ОНР, НВ ОНР 2 класс)

«Коррекция письменной речи» (учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленных ОНР 3 класс)

«Обучение технике чтения» (учащихся 2-х - 4-х классов)

Раздел 3. Результаты педагогической деятельности

3.1 Сравнительный анализ результативности работы

в 2011-2014 учебных годах

1 класс Учащиеся с нарушениями устной речи

Учебный год

Общее количество уч-ся

Выявлено всего

Зачислено

Выпущено

Низкий процент выпущенных учащихся объясняется тем, что обучение по программе коррекции общего недоразвития речи предполагает проведение занятий в течение 2-3 лет.

2 класс

Учебный год

Общее кол-во учащихся

Выявлено всего

Зачислено

Выпущено


3-4 класс Учащиеся с нарушениями чтения и письма

Учебный год

Общее кол-во учащихся

Выявлено всего

Зачислено

Выпущено


Результаты, достигнутые за три последних года стабильны: качество выпущенных детей с чистой речь и положительной динамикой в коррекции чтения и письма постоянно растет. Без положительной динамики остаются учащиеся со сложными речевыми расстройствами, обусловленными органическими поражениями центральной нервной системы или с нарушениями письма и чтения неясной этиологии, а также часто пропускающие коррекционные занятия.

Качество освоения знаний обучающихся

2012-2013

русс.язык начало года

русс.язык конец года

чтение начало года

чтение конец года

обученность

качество

2013-2014

русс.язык начало года

русс.язык конец года

чтение начало года

чтение конец года

обученность

качество

Представленные данные свидетельствуют о том, что результаты моей деятельности характеризуются положительной динамикой, стабильностью показателей коррекции письменной и устной речи, а главное, повышением успеваемости воспитанников по русскому языку и чтению. Это доказывает эффективность применяемых мной современных коррекционно – развивающих технологий, методов и приемов работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.

3.2. Использование современных психолого-педагогических технологий

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической адаптации детей к школьному обучению, к новым социальным условиям. С 2011-2012 учебного года я использую информационные технологии по следующим направлениям:

    Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

    Создание базы данных психофизиологических особенностей учащихся начальной школы и ее использование для фиксирования и обобщения результатов мониторинга языковых способностей детей с 1 по 4 класс.

Цели применения информационных технологий:

    повышение учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;

    интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов качественной индивидуализации обучения возникла необходимость расширить круг используемых компьютерных программ за счет неспециализированных обучающих и развивающих комплексов.

Перечень технологий

Место использования технологии в практике, результаты

Компьютерные приложения

Microsoft Office Power Point 2003, 2007
Microsoft Office Excel 2007
Microsoft Office Word 97-2003, 2007
Windows Movie Maker 2007
Microsoft Office Publisher 2003, 2007
Internet Explore

Компьютерные программы

    Бесплатная программа «Проверка скорости чтения»

    Диагностические альбомы в электронном виде.

    Гимнастика для глаз.

    Электронное лото из слогов.

Разработки

1. Презентация «Устранение Заикания у младших школьников в игре»

2. Презентация «Логопедический кабинет»

3. Презентация «Паспорт кабинета»

4. Презентация «Кинезеология»

Публикации опыта в сети ИНТЕРНЕТ, разработка сайта

Адрес сайта (страница сайта)

Мой сайт учителя-логопеда

Здоровье-сберегающие технологии

    гимнастика для глаз

    дыхательная гимнастика

    пальчиковая гимнастика

    динамические паузы

    релаксация

    массаж и самомассаж

3.3 Самообразование и повышение квалификации

Тема самообразования

Результат

«Использование специализированных программ с целью повышения эффективности и результативности коррекционно-развивающей работы»

  1. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс программы «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» (авт. В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова. – Калининград: «Кибер Сфера», 2012);

    Внедрение в коррекционно-образовательный процесс новых компьютерных программ,

«Формирование фонематических представлений у младших школьников с помощью оригинальных игровых приёмов»

«Проведение обследования и групповых занятий с помощью интерактивных и настольных игр»

Участие в вебенарах.

Применение полученных знаний в работе.

Учеб-ный год

Ф.И. ученика

Мероприятие

Уровень участия

Результат

Белимова Маша

Всероссийский

Диплом 13-е место

Устинов Лёша

Всероссийская олимпиада «Русский язык»

«Литературное чтение»

Всероссийский

Всероссийский

Диплом 8-е место

Диплом 5-е место

Шемеева Роза

Всероссийская олимпиада «Литературное чтение»

Всероссийский

Диплом I степени за 1-е место

Тращенко Лёша

Конкурс декоративно-прикладного искусства «Такие разные кошки»

Всероссийский

Кошенский Коля

Конкурс Прикладного творчества «Пионы»

Всероссийский

Диплом лауреата

Кузьмина Настя

Конкурс поделок «Пластилиновые фантазии»

Всероссийский

Диплом 1-е место

Раздел 4. Создание дополнительных условий для развития учащихся

Участие учащихся в олимпиадах, чемпионатах, конкурсах

Раздел 5. Учебно – материальная база

Важными условиями обучения и развития детей являются обеспеченность кабинета необходимым оборудованием и материалами в соответствии с ФГОС, интеграция различных видов деятельности, позволяющая решать образовательные, развивающие, воспитывающие, коррекционные, организационные, коммуникативные задачи, а также соблюдение принципов вариативности, полифункциональности, безопасности, доступности, насыщенности, трансформируемости.

Все дидактическое оснащение кабинета позволяет рационально использовать время и пространство для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Это хорошо освещенное помещение площадью (18 м 2) . Бледно-розовый фон стен в оформлении интерьера стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он успокаивает некоторые нервные состояния (психоневрозы), располагает к общению. Основное правило в кабинете: «Сотрудничество ребенка и взрослого».

При создании коррекционно-развивающей среды учитель-логопед учитывает психолого-эмоциональное благополучие детей.

Логопедический кабинет разделен на 4 функциональные зоны:

1. Зона индивидуальных занятий.

2. Зона групповых занятий.

3. Зона технического обеспечения.

3. Зона методического и дидактического сопровождения.

ЗОНА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


Здесь проводится значительная часть занятий по постановке и автоматизации звуков.Также, здесь располагается

материал для коррекции звукопроизношения:

набор стерильных логопедических зондов, салфетки спиртовые и бумажные, настенное зеркало для артикуляционной гимнастики, оснащенное подсветкой, пособия для постановки, автоматизации и дифференциации звуков, таблицы, символы, схемы артикуляционных укладов.

ЗОНА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ



Здесь объединяются дети для подгупповых и групповых коррекционных занятий (оснащение см. Паспорт логопедического кабинета).

ЗОНА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

представленакомпьютером, МФУ, микрофоном. Предназначена для работы учителя-логопеда и индивидуальной работы ребенка.

В ЗОНЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ сгруппированы документация учителя-логопеда, методическая литература (см. Паспорт логопедического кабинета) и дидактический материал:

Материал для обследования речи: альбомы, методические пособия по обследованию речи, игровой и счетный материал (разрезные картинки, игрушки; пособия: «Найди пару», «Обобщающие понятия», «Четвертый лишний»; развивающие игры).

Материал для развития фонетического восприятия: дидактические игры, лото, домино, карточки по автоматизации звуков.

Материал для развития речевого дыхания: игра «Послушный ветерок»; игрушки: вертушки, трубочки. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии речи ребенка.

Материал для развития грамматического строя речи: картотеки,настольно-печатные игры.

Материал для развития связной речи: простые сюжетные картинки, сюжетные картинки со скрытым смыслом, серии сюжетных картинок, схемы для описательных рассказов.

Материал для обучения грамоте: наборное полотно с буквами, разрезная азбука, наборы картинок, схемы: слогов, слов, предложений; игры, ребусы.

Материал для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, пальчиковые игры, пазлы, мяч.

Только при совместной работе учителя-логопеда и детей можно добиться высокого уровня речевого развития воспитанников.

При создании предметно-развивающей среды необходимо выполнять

ряд условий:

    соблюдение требований к освещенности и вентиляции помещения;

    соответствие размеров мебели росту ребенка;

    наличие места для хранения и обработки инструмента;

    обеспечение ребенка личным пространством;

    чередование непосредственно образовательной деятельности с динамическими паузами, физкультурными минутками;

    информированность детей о возможностях изменений предметно-пространственной (коррекционно-развивающей) среды.

Раздел 6. Пропаганда логопедических знаний

Позитивные результаты работы не были бы значительными, если бы не помощь родителей и заинтересованность педагогов в успехе логопедической коррекции. Просветительская работа по распространению специальных знаний проводится постоянно. В предыдущие годы это были выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, родительских собраниях. В последние годы с расширением у учителей знаний в области логопедии и психологии, работа с ними чаще проводится индивидуально. Запросы учителей стали более конкретными и узконаправленными.

6.1 Индивидуальная консультационная работа

Участники

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч. год

Учителя и воспитатели школы-интерната

Родители учащихся

1-5 классов


6.2 Распространение специализированных знаний

на родительских собраниях

Дата

Класс

Тема

сентября 2011 г.

в 1ом классе»

сентябрь 2012 г.

«Речевые возможности детей, обучающихся

в 1ом классе»

сентябрь 2013 г.

«Речевые возможности детей, обучающихся

в 1ом классе»

март 2013 г.

«Характеристика учащихся 2-го класса по результатам коррекционного обучения за 1-е полугодие»

6.3 Участие в различных формах взаимодействия с коллегами

Форма взаимодействия

Приложение

Регио-нальный

Семинар-практикум на базе ГКОУ РО школы-интерната V вида

г. Зернограда

«Инновационные подходы к организации и отбору содержания обучения детей с речевыми нарушениями»

МО воспитателей

Влияние речевых нарушений у детей на усвоение программы образовательного учреждения и о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе с детьми

Протокол-приложение


Также, взаимодействие с педагогами и родителями по пропаганде логопедических знаний осуществляется посредством стенда «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ УГОЛОК»

Раздел 7. Оценка педагогической деятельности

Название

Номинация

Благодарственное письмо

За высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодёжи, успехи в развитии творческой активности и трудолюбие, в связи с Днём учителя.

Также, оценкой эффективности моей педагогической деятельности могут являться отзывы от родителей, педагогов и детей, представленные в журнале «Отзывы и предложения» (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Раздел 8. Основное содержание работы

Направления деятельности учителя-логопеда:

    диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) учащихся;

    структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;

    разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи учащихся, принятых на логопедические занятия;

    разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта;

    разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей;

    систематизация учебно-методического материала;

    внедрение в систему работы специализированных компьютерных логопедических программ.

Основные формы работы с детьми:

Групповые

Индивидуальные


1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов

3. Упражнения для развития речевого дыхания

5. Упражнения по развитию мимической выразительности

6. Воспитание чёткой дикции и интонационной выразительности речи

7. Упражнения по развитию слухового внимания и фонематического восприятия

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизации правильного звукопроизношения

9. Коррекция слоговой структуры слова

10. Формирование лексико-грамматических редставлений

11. Обучение элементам грамоты, предупреждение нарушений чтения и письма

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления

13. Коррекция нарушений чтения и письма

Задачи, решаемые на групповых занятиях:

    Развитие фонетико-фонематических процессов

    Формирование грамматически правильной речи.

    Обогащение, закрепление и активизация словаря.

    Пропедевтика и коррекция дислексии и дисграфии.

(ПРИЛОЖЕНИЕ « Перспективные планы»; «Конспекты групповых занятий»)

Задачи, решаемые на индивидуальных занятиях:


    Постановка звука.

    Автоматизация звука в речи.

    Дифференциация звука от других акустически сходных звуков.

    Введение поставленных звуков в свободную речь.

    Коррекция слоговой структуры слова.

    Увеличение темпа и качества чтения.

(ПРИЛОЖЕНИЕ «Конспект индивидуального занятия»)

Министерство образования Чувашской Республики

Управление образования и молодежной политики

администрации г. Новочебоксарска

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14

с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла»

Портфолио

Степановой Раисы Камильевны

(за период с 2006 по 2009 учебные годы)

г. Новочебоксарск

    Личные данные. Копия диплома о высшем образовании . Повышение квалификации за последние 3 года (документы, свидетельствующие о повышении квалификации). Почетные грамоты и дипломы, (копии за последние 3 года). Аттестация (копия аттестационного листа).

Раздел 2 . «Научно-методическая деятельность»

    Семинар логопедов по теме « Ранний детский аутизм » в МОУ «СОШ № 14» На уроках применяется здоровье сберегающая технология.
    Пояснительная записка к программам.
    Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах. Открытые уроки. Самообразование и направленная научно-методическая деятельность по теме «Нейропсихологическая диагностика патологии речи».

Раздел 3.»Внеурочная деятельность»

    Участие в работе ПМПК (подготовка документации, работа с родителями). Участие во всех общешкольных мероприятиях.

· Работа по формированию первых классов.

· Обследование будущих первоклассников в детских садах.

Раздел 4. «Результаты педагогической деятельности »

· Все дети, посещавшие логопедический пункт, получили соответствующую помощь.

Раздел 5. «Учебно-материальная база»

Раздел 1. «Общие сведения об учителе»

font-size:14.0pt">

Учитель - логопед

1960 г рождения

Образование высшее (окончила Московский институт стали и сплавов физико-химический факультет по специальности «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов », инженер – металлург в 1985 году).

Трудовой стаж – 29лет

Педагогический стаж – 16 лет

Стаж работы в МОУ «СОШ №14» г. Новочебоксарска 16 лет.

Повышение квалификации

№ п/п

Дата

Форма повышения квалификации

Тема

Кол-во часов

Документ, свидетельствующий о повышении квалификации

10.11.2003 по

06.12.2003

Курсы повышения квалификации Чувашский Республиканский институт образования

«Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений»

144 часа

Свидетельство о повышении квалификации

рег. № 000

06.08.2007

По

24.08.2007

Краткосрочное

повышение квалификации

Чувашский Республиканский институт

образования

на базе межшкольного методического центра МОУ « СОШ

№20»

«Обучение организации эффективной работы по использованию

ИКТ»

72 часа

Свидетельство о дополнительной профессиональной подготовке « Intel

обучение для будущего» ЧЕ№07-1947 от 24 августа .

Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации

Рег.7492.

17.08.09

по

27.08.09

Почетные грамоты и дипломы

Наименование награды

Кем награждена

Номер приказа

Почетная грамота

Администрация МОУ «СОШ № 14»

Почетная грамота

Управление образования администрации г. Новочебоксарска

Приказ № 000 от 01.01.2001

Аттестация

№ п/п

Дата аттестации

Срок действия квалификационной категории

Дата и номер приказа

17.01.2005

Соответствует первой квалификационной категории.

С 01.01.2005

Сроком на пять лет

№ 5 от 01.01.2001

Методическая литература на логопункте

1. Поваляева логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002г.

2. , Герман дошкольников правильной речи. – Чебоксары: «Чувашиздат»,1980г.

3. , Самсонова детей с нарушенным слухом в семье. – Москва: «Просвещение», 1991г.

4. , и др. Логопедия. В 2-х книгах.- Москва: «Просвещение», 1995г.

5. Гербова по развитию речи. – Москва: «Просвещение»,1987г.

6. Каше недостатков речи у дошкольников. - Москва: «Просвещение»,1971г.

7. Грендин Темпл. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма.- Москва: Центр лечебной педагогики,1999г.

8. , Либлинг ребенок, Пути помощи. - Москва: Теревинф, 2000г.

9. Косинова Е. Уроки логопеда. Игровые тесты.- Москва: «Эксмо», 2005г.

10. Ефименкова звуков речи у детей.- Москва: «Просвещение»,1987г.

11. Выгодская заикания у дошкольников в игровых ситуациях.- Москва: «Просвещение», 1993г.

Недостатком программ является то, что авторы не приводят тематическое планирование уроков для работы с учениками 4 классов с речевыми нарушениями, когда как у этих детей наблюдаются проблемы в запоминании терминологии.

Программа для 1 класса

(для учащихся с общим недоразвитием речи)

Данная программа построена на основе огромного опыта многих специалистов в области дефектологии . Учитывая трудности в развитии всех психических процессов, учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями. Важнейшей особенностью программы является связь с программой начальной школы, но не тождественность ей.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей с программой 1 классов.

Ведущими идеями предлагаемой программы являются:

Занятия по ориентировке в пространстве и времени.

Осознание понятия « слово».

Осознание понятия « предложение».

Осознание понятия «звук» и «буква».

Осознание понятия «слог».

Обучение слогоразделу.

Обучение выделению ударного слога.

Обучение чтению с использованием понятий «гласные первого и второго ряда» и «твердые и мягкие согласные».

Введение обозначения мягкости согласного с помощью мягкого знака в середине и на конце.

Обучение письму.

Независимо от интеллектуального развития ребенка (бывали случаи присутствия в школе детей – олигофренов), все дети обучались письму и чтению. Конечно, качество письма и чтения у детей с задержкой психического развития желает лучшего, но на данном этапе ребенок в силу своих особенностей бывает часто на пределе своих возможностей.

Все работы письменные проводим в тетрадях для логопедических занятий. Контрольные работы проводим в тетрадях для контрольных работ , в которых дети работают и во втором классе. По ним можно увидеть градацию.

Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, позволяющей легко разрабатывать интересные уроки. Мною используется следующая литература:

1. , «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»: Пособие для логопеда.- М.:Просвещение,1991г.

2. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособие для логопеда - М. Просвещение, 1991г.

3. «Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи»: Пособие для логопедов и учителей.- М. Просвещение,1992г.

4. «Основы логопедии»: Учебное пособие для пединститутов.- М. Просвещение,1989г.

5. «Игры и игровые упражнения для развития речи»: Пособие для логопеда - М. Просвещение.1988.

6. «Коррекция звуков речи у детей»: Пособие для логопеда - М. Просвещение,1987г.

Программа для 2 класса (для учащихся с ОНР)

Программа затрагивает развитие ребенка по всем направлениям: идет работа не только над грамматикой, но и над развитием словаря, лексико-грамматической и синтаксической сторонами речи. Учебный материал излагается с учетом того, что первоначальные сведения о звуках и буквах, о словах и предложениях, полученные в 1 классе, помогут углубить знания детей. Так они узнают о простых и распространенных предложениях, о главных и второстепенных членах, о родственных словах. Будут учиться составлять рассказы по серии картинок, будут обогащать свой активный и пассивный словарь знанием новых слов и явлений и других понятий, неизвестных детям с ЗПР. Для дальнейшего уточнения пространственных представлений вводим понятие «предлоги», обогащая словарь такими понятиями как «времена года», « месяцы», «время суток».

Учебный материал помогает ребенку усваивать, например, по теме «Определение количества букв и звуков» еще и слова с «ь» на конце, единственное и множественное число , родственные слова.

Целесообразность такого подхода обусловлена самой концепцией концентрического обучения. Учащиеся получают первичную информацию об основных положениях построения предложения, учатся овладевать лексикой и грамматикой без употребления терминологии, что является очень трудным для таких детей не только на этом этапе, но и на протяжении всего времени обучения в школе.

В предлагаемой программе имеются занятия по следующим грамматическим темам:

Ø безударные гласные, проверяемые ударением.

Ø выделение твердости и мягкости согласных.

Ø обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Ø звонкие и глухие согласные.

Ø дифференциация согласных, смешиваемых по акустическому признаку.

Ø правила оформления предложений, порядок слов в них.

Ø деление слов на слоги, перенос.

Ø правописание сомнительных согласных на конце слова.

Ø подбор проверочных слов.

Ø мягкий знак на конце шипящих – правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши.

Для развития языкового чутья дети пытаются отвечать на следующие вопросы, включенные по темам, перечисленным выше:

v «Кто где живет?»

v «У кого кто?»

v «Без кого кто?»

v «Кто на чем ездит?» (образование сложных слов)

v «Кто кем работает?»

v «Выдели кого? Что?»

Для развития синтаксической стороны речи используются рассказы лучших писателей (Ушинского «Рыжик», Тургенева «Воробей» и т. п.). Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, представленной выше.

Программа для 3 класса (для учащихся с ОНР)

Программа для 3 класса рассчитана на знания, полученные в 1-х и 2-х классах. Большое внимание в ней уделяется словообразованию , согласованию, управлению. Появляются такие понятия, как «суффикс», «приставки», «падеж». Поэтому предлагаемые для занятий темы:

состав слова

однокоренные слова

окончание

приставка, образование слов при помощи приставок

суффикс, образование слов при помощи суффиксов

дифференциация предлогов и приставок

согласование глаголов с существительными в роде и числе

согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе

падежи (каждый в отдельности).

Продолжается работа по обогащению синтаксической стороны речи. Рассматриваются повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Дети составляют сложные предложения из простых, составляют тексты из отдельных предложений. Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, представленной выше.

Программа для 4 класса (для учащихся с ОНР)

Программа была разработана логопедами школ совместно с работниками психологической службы г. Новочебоксарска. Темы подобраны согласно с программой начальной школы по русскому языку (4класс).

Цель программы: развитие у детей любознательности, стремления узнать новое, повышение их творческого потенциала для усиления мотивации к обучению в среднем звене.

В рамках этой программы рассматриваются следующие темы:

    многозначные слова. слова - синонимы. слова-омонимы. слова-антонимы безударные гласные в корне правописание двойных согласных. непроизносимые согласные. дифференциация предлогов и приставок части речи . падежные формы. согласование слов в роде и числе. предложения с однородными членами с союзами И, А, НО и без союзов. сложные предложения деление сплошного текста на отдельные предложения. составление связного текста из деформированных предложений. рассказ-описание, рассказ- повествование, рассказ-рассуждение. составление рассказа по плану, по его началу, по его концу, по серии картин, по сюжетной картине. замена в тексте лица рассказчика, пересказы с элементами творчества.

Методический и дидактический материал взят из собственного опыта и из литературы, представленной выше.

Специфика работы логопеда

Существует необходимость в занятиях по исправлению звукопроизношения, для чего я использую следующий план:

Подготовительный этап , целью которого является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука, включает следующие работы:

1. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

2. Развитие мелкой моторики рук.

4. Отработка опорных звуков.

Постановка звука, целью которого является добиться правильного звучания изолированного звука, включает следующие работы:

1. Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука.

3.Отработка произношения изолированного звука.

Автоматизация звука, целью которой является добиться правильного произношения звука во фразовой речи, включает следующую работу:

Постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, поговорки, стихи).

Для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, предлагается следующий план:

1. Работа по исправлению недостатков звукопроизношения:

а) подготовка к постановке звука;

б) постановка звука;

в) автоматизация звука;

г) дифференциация звука со смешиваемым звуком.

2. Развитие фонематического восприятия:

а) развитие способности узнавать и различать неречевые звуки;

б) развивать слуховое внимание и слуховую память;

в) учить различать одинаковые слова, звуки, ориентируясь на различную высоту, силу, тембр голоса;

г) учить различать слова, близкие по звуковому составу;

д) учить различать фонемы русского языка (гласные и согласные).

3.Фронтальные занятия:

1. Звуки русского языка.