На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского .

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
- Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны , Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке : «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти ». Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова .

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 - 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской , и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление. Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» . Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться » были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция » № 8-9 :

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь », глава VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве » в 1896 году :

Учиться нам нужно, учиться и учиться , а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше » («Правда » № 49, 4 марта 1923 г.) :

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую).

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться » и «учиться коммунизму », но слово «учиться» не было повторено им три раза .

Призыв к обучению из уст государственного деятеля не является уникальным. 21 октября 1888 года министр народного просвещения Российской империи Иван Давыдович Делянов , выступая перед студентами Императорского Новороссийского университета , сказал: «Вы молоды, неопытны и в своих увлечениях часто забываете, что единственная и исключительная задача ваша, пока вы находитесь в этих стенах, это - учиться, учиться и учиться… Я в последние годы не в меру поседел и состарился от огорчений, которые причиняют студенты наших университетов своим поведением» .

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому , отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград , которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко : я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» - крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели .

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество [ ] свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (Бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета : «…Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь » (2Фес. ).

Профсоюзы - школа коммунизма

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича . Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме » ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах . Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

См. также

Примечания

  1. Ульянова А. И. Детские и школьные годы Ильича . - М.:Детгиз , 1962. - 40 с. - (Школьная библиотека. Для начальной школы)
  2. Удержат ли большевики государственную власть? = В. И. Ленин. Удержат ли большевики государственную власть? // «Просвещение»: журнал. - октябрь 1917. - № 1-2 . // В. И. Ленин Полное собрание сочинений, изд. 5-е. - М. : Издательство политической литературы , 1981. - Т. 34 . - С. 289-339 .
  3. Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» // Российская национальная библиотека .
  4. «То, что „важнейшим из всех искусств для нас является кино“, знали все советские люди. И лишь в годы перестройки и гласности они с удивлением обнаружили, что цитата, встречавшая их в каждом кинотеатре, не полностью отражает то, что Ленин сказал в 1923 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Мысль самого человечного человека в угоду руководителям кино извратили дважды. В исходном виде она звучала так: „Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“. » - Светлана Кузнецова Отделение цирка от государства // Журнал «Коммерсантъ Власть » № 30 от 31.07.2006. - С. 52.
  5. Попятное направление русской социал-демократии // В. И. Ленин Издательство политической литературы , 1967. - Т. 4 - С. 269.
  6. Чехов А. П. . Полное собрание сочинений в 30-ти томах. - М.: Наука , 1985. Т. 9.
  7. Лучше меньше, да лучше. 2 марта 1923 г. // В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы , 1970. - Т. 45 - С. 391.
  8. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции. (Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.) IV конгресс Коммунистического Интернационала 5 ноября - 5 декабря 1922 г. // Ленин В. И. . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. - М.: Издательство политической литературы , 1970. - Т. 45 - С. 291, 293
  9. Планы доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна. Ноябрь, ранее 13, 1922 г. // В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. - М.: Издательство политической литературы , 1970. - Т. 45 - С. 439.
  10. .

Обычная обложка, оформленная в стиле Art Deco, 1930-е годы. Но что-то не так? Написано всё по-русски, но такого названия в архивах Союзпечати не значится. Да и вообще, дама "не наша": не комсомолка, не стахановская ударница и не ворошиловский стрелок, а вполне себе вальяжная дама, которую ни за что не поместили бы на обложку сталинского журнала.
Ну, разумеется, Вы поняли - это эмигрантская пресса. Но Вам никогда не хотелось пофантазировать, как выглядел бы мир обычного человека в России, которая не знала Первой Мировой Войны и Революции (а последняя была бы невозможна без первой)? В жанре альтернативной истории автор часто мыслит глобально, не опускаясь до бытовых описаний. Попробуем воссоздать детали быта русского человека в двух вариациях:

Улица Харбина в 1920-х гг. Так могла бы выглядеть улица буржуазной Москвы. Кликабельно.

Теперь представьте себе, что к власти в монархнической, буржуазной России 1920-х годов пришли фашисты (или нацисты). Сложно сказать, какова была бы цель русских ультраправых - то ли курс на построение корпоративного государства, по типу фашистской Италии (с царём - батюшкой и фюрером на одном троне) или же это было бы нацистское государство по типу Третьего Рейха (благо, опыт введения черты оседлости и прочих ограничений для инородцев существовал давным-давно). Но, скорее всего, это было именно фашистское государство со слабым, но живым (!!!) монархом и тенденциями к сплочению общества вокруг Вождя. Имеется даже специальный термин - Монархофашизм , который применялся в в советской историографии по отношениюк правлению болгарского царя Бориса, а также к королевскому правительству Греции послевоенного периода.

Русские фашисты в эмиграции.
Они бы и здесь были такими же...

Символ... Ну, к примеру, двуглавый орёл, держащий в лапах круг со свастикой. Фашизм Муссолини не имел ксенофобских настроений. Фашизм русский не обошёлся бы без "традиционного", черносотенного антисемитизма. Мне кажется, что русский вариант фашизма был бы, куда жёстче, нежели европейский...

Русские фашисты из эмигрантской среды.

Русский фашизм однозначно не мог быть ни языческим, ни атеистическим. Более того - православная церковь укрепила бы свои позиции в обществе. Ни о каком построении светского государства не могло бы даже идти речи. Церковный брак ещё долго оставался бы обязательным, а свобода нравов, присущая западной цивилизации 1920-1930 гг., никак не коснулась бы России. Так что модные веяния - короткие платья, голые ноги и короткие стрижки - "гарсон" вряд ли нашли бы поддержку у правильных, богобоязненных фашисток.

Общество на фоне двуглавного орла, со свастиками. Нью-Йорк.
Оно могло быть таким в Самаре или Екатеринбурге.

"Женский вопрос" в фашистской России был бы решён однозначно - кухня, церковь, дети, причём в ещё более однозначном варианте, нежели в Третьем Рейхе. Разумеется, девушки допускались бы до служения обществу, но это было бы, скорее, исключением, чем правилом. Эталоном считалась бы высокая, довольно мощная блондинка с длинными ногами и широкими плечами, сочетающая в себе спортивность и женственность.
Последняя выражалась бы в домостроевской покорности и в любви к детям, а не в пресловутой сексапильности. В моде, скорее всего, появился бы "народный стиль" - вариации на тему русского народного костюма (как был в Третьем Рейхе так называемый "баварский стиль").
Эллочки - Людоедки, разумеется, соревновались бы с Вандербильдихами, но с "западной модой" велась бы суровая, но безрезультатная борьба. В газете... "Фашистская Правда" появлялись бы статьи: ""Coty" как орудие диверсии", "Расовая сущность чарльстона", "Кому выгодны шляпки с перьями?" и "Все на борьбу с нудизмом!"

Женское отделение русской фашистской партии в Харбине.
В фашистской России "партейными дамами" были бы, скорее всего, экзальтированные дамочки.

Кстати отношение к обнажённому телу в монархофашистской России было бы совсем не похоже на то восхищение, которое имело место в Третьем Рейхе.* Православная традиция, помноженная на фашизм, дала бы такие всходы ханжества, что и СССР-у не снились. Если в Третьем Рейхе обнажённая натура имела цель - прославление расовой красоты, сходное с античным любованием формами, то в России всё это "не прокатило бы". Менталитет иной, не от античных корней, не от Ренессанса.

*Ещё раз подчеркну, что фото, портретные и скульптурные изображения обнажённой натуры в Третьем Рейхе не имели эротического характера!

Слева - так могла бы выглядеть дама из высшего общества в фашистской России.
Справа - костюм для исторической мелодрамы о XVIII веке.

...У Муссолини был Цезарь, у Гитлера - Фридрих Великий, так что Вождь фашистской России тоже был бы должен обзавестись своим "прототипом" и героем. Из всех кандидатур наиболее подходящ Николай I. При нём был сформулирован принцип: "Самодержавие - Православие - Народность" (разновидность Ein Volk, ein Reich, ein Führer). Консерватор, русский патриот (он даже ввёл при дворе некое подобие национального костюма), не слишком-то доверял родовитому дворянству,- помня декабристов, подавлял вольнодумство и вообще, с точки зрения фашиста - личность сугубо положительная.
Сервильный Алексей Толстой, непременно, разродился бы фолиантом "Николай Первый". Противопоставление "плюшевого космополита" Александра I и жёсткого Николая, наставление на путь истинный поэта Пушкина, несостоявшаяся любовь к какой-нибудь красавице с пышными плечами, etc в сочетании с картинами народного быта и чиновничьей преданности Государю.
...И начинался бы роман примерно так... " Еще не светало, а уже по всему дворцу хлопали двери, скрипели лестницы. Студёное, хмурое утро занималось над тщеславным Санкт-Петербургом, городом, выстроенным из серого камня. Царевич Николенька исподлобья глядел на матушку Марию Фёдоровну, тушевался, кусал заусенцы... Жеманно прошелестела шемизом фрейлина Зиновьева, дивной красоты фурия..."


Русские скауты из эмигрантской среды.
Слева - картина К.А. Вещилова "Русский бойскаут".
Справа - скаутский отряд великой княгини Ксении Александровны 1931 год. (Кликабельно).

В дореволюционной России, как и во всём мире, развивалось скаутское движение (после 1907 года) - именно его аналогами можно считать Пионерию и Гитлерюгенд. В эмигрантской среде скаутские отряды объединяли наиболее активную часть детей и подростков. В случае установления в буржуазной России фашистского режима, скаутские отряды были бы преобразованы в некую политизированную, идеологизированную (в отличие от скаутов) организацию, причём имеющую своей целью полный контроль над молодёжью. Причём, одной из основных задач этой организации было бы "преодоление кастовых предрассудков", ибо в одной палатке могли оказаться дочь фрейлины и дочь прачки.

...Нечто среднее между пионерками и девушками из BDM...

Помимо А.Толстого, весьма хорошо представляю себе А.Гайдара, вернее, А.Голикова, причём в том же качестве - певца недетской, суровой романтики. Все его вещи могли быть "фашистскими", только мальчика Тимура звали бы уже Тимофеем, а готовил бы он себя к непременной войне с коммунистической Англией (например).
...Чисто внешне фашистская Россия была бы похожа на наш СССР - аскетичный быт сочетался бы с барочными прелестями какого-нибудь ВДНХ, а прозападные, модные девочки изгонялись бы из институтов благородных девиц. Галина Уланова, та, всё равно танцевала бы свою Жизель, а Феликс Юсупов валил бы лес в райне города Берёзова.


Фотографии русских скаутов 1930-х гг.

В школах изучали бы Закон Божий и расологию, писали бы сочинение на тему: "Образ русско-германской дружбы в романе И.Гончарова "Обломов", усердно маршировали бы и не менее усердно слушали бы классическую музыку.
"Стирание граней между городом и деревней" - одна из проблем, которые ставила себе Советская власть. В фашистской, православной, патриархальной России деревня с её чистыми нравами и светлой верой, противопоставлялась бы порокам и нигилизму больших городов.
Вероятно, со временем, получила бы развитие концепция "города - сада", изложенная в начале XX века англичанином Э.Говардом. Город-сад - это проект убеждённого дезурбаниста, направленный на строительство небольших населённых пунктов, гармонично соединяющих все преимущества как городских, так и сельских условий жизни и лишенный их отрицательных сторон.

Девочки - скауты со своим руководителем в гостях у писателя Ивана Бунина.

Сейчас многие скажут: "Какой ужас был бы, если бы...!" А не было бы ужаса - Вы просто жили бы в иной реальности и не замечали бы, например, царя в телевизоре. Ну, спрашивали иногда свою жену: "А на фига нам этот дармоед Николай III?!", как это делают англичане в отношении своей виндзорской дамы, но особого отвращения всё равно не испытывали бы.
Ну ладно, не расстраивайтесь, ведь "от тайги до Британский морей Красная Армия - всех сильней".

Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
— Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти» . Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту ".

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление.

Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С.10; опубликовано письмо полностью;
в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т.44 — С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» . В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9:
"В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»".

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь (рассказ провинциала)» гл. VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 г.,:

Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими

общественными течениями погодим: мы еще не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» («Правда» № 49, 4 марта 1923 г.):

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» («Правда». № 258, 15 ноября 1922 г.; «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.) слово было повторено дважды:

«Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды.»
«Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться.»

В „Планах доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна“ («Правда». № 17. 21 января 1926 г.; журнал «Вопросы истории КПСС». — 1959. — № 2.) сказано:

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую)

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года. На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться» и «учиться коммунизму», но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград, которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».)

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» — крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели.

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?».

« Лучше меньше, да лучше»

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в «Правде», № 49, 4 марта 1923 года.

«Кто не работает, тот не ест»

Фраза, которая встречается во многих работах Ленина («Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Как организовать соревнование?», «О голоде (письмо к питерским рабочим)» и др.), где называется «заповедью социализма» или «коренным началом социализма». Выражение вошло в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года.

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета: "...Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фесс.3:10).

«Профсоюзы — школа коммунизма»

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича. Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах. Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

Владимир Ленин не зря стал известным публицистом, что позволило ему начать политическую карьеру в большевистской партии. Уроженец Симбирска отличался начитанностью и богатым языком. Это позволило ему в своих публичных выступлениях использовать самые разные крылатые фразы, которые благодаря советской пропаганде ушли в народ. Цитаты Ленина часто используются в повседневной речи, причем иногда люди даже не догадываются, что некоторые словосочетания принадлежат вождю пролетариата.

«Есть такая партия!»

Одной из самых известных фраз Ленина считается восклицание «Есть такая партия!». Летом 1917 года в Петрограде проходил Всероссийский съезд Советов. На него съехались представители самых разных партий, в том числе и большевиков.

Председатель Ираклий Церетели спросил собравшихся в зале, есть ли партия, которая готова взять в свои руки власть в тяжелый для страны момент и нести ответственность за все свои решения в такой сложной ситуации. Вопрос был задан неспроста, ведь уже на протяжении нескольких месяцев самые разные слои российского общества были недовольны Временным правительством и его решениями. Но никто не видел очевидной альтернативы существующей власти.

В ответ на вопрос Церетели поднялся Ленин, который также присутствовал на съезде. Он заявил: «Есть такая партия!», имея в виду собственную партию большевиков. Зал отреагировал аплодисментами и смехом. Никто не мог себе и представить, что большевики придут к власти, а цитаты Ленина воплотятся в жизнь.

«Кто не работает, тот не ест»

Многие цитаты Ленина оказывались в его критических статьях. Большая часть публицистической деятельности Ульянова пришлась на годы эмиграции, однако и уже во время существования СССР он продолжал печататься, на этот раз миллионными тиражами.

Например, широко распространенной стала его фраза «Кто не работает, тот не ест». Этим пассажем Ленин критиковал тунеядцев, которые не помогали молодой советской экономике развиваться на фоне последствий Гражданской войны. Интересно, что подобная фраза встречается в Библии, но в несколько ином виде. Сам Ленин считал призыв работать главной заповедью социализма, на которой должна основываться идеология советского государства. Широкое распространение фраза получила в мае 1918 года, когда она появилась в письме революционера петроградским рабочим. Чуть позже лозунг «Кто не работает, тот не ест» был напрямую использован в первой Конституции РСФСР.

«Учиться, учиться, учиться!»

Призыв «Учиться, учиться, учиться!» также использовался советской пропагандой для мотивации народных масс. Скорее всего, Ленин использовал эту фразу в одной из своих статей, прочитав Чехова. В рассказе «Моя жизнь» классик литературы отметился похожим призывом.

Ильичу не нравилась система образования при царском правительстве. Это объясняет то, что говорил Ленин о русских. Цитаты вождя об образовании часто использовались в интерьерах школ и вузов Советского Союза.

«Мы пойдем другим путем»

Одной из самых мифологизированных фраз Ленина по праву считается реплика «Мы пойдем другим путем». Согласно точке зрения официальной советской идеологии юный Володя произнес ее после того, как узнал о смерти старшего брата был казнен за намерение расправиться с императором Александром III. Ленин же своей фразой имел в виду, что его будущая борьба с царским режимом будет основываться не на индивидуальном терроре, а на пропаганде среди народных масс. В советском и российском быту эта фраза используется уже без привязки к революционным событиям XX века, а относится непосредственно к теме разговора.

Мы пойдем другим путем

Мы пойдем другим путем
Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870-1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за подготовку покушения на российского императора Александра 111. Как сообщила в своей речи на траурном заседании Московского Совета (7 февраля 1924 г.) сестра Ленина Мария Ильинична Ульянова, он сказал: Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти.
В свое время популярности выражения способствовала написанная на этот сюжет картина «Мы пойдем другим путем» (1951) советского художника П. П. Белоусова (р. 1912).
Шутливо: о желании действовать иначе, нежели предшественники или коллеги, в надежде, что так можно достичь лучших результатов.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Мы пойдем другим путем" в других словарях:

    - (Ульянов) (1870 1924), российский политический деятель. Брат А. И. Ульянова. Родился в семье инспектора народных училищ, получившего потомственное дворянство. В 1887 поступил на юридический факультет Казанского университета; в декабре исключён из … Энциклопедический словарь

    Первоначально эта улица проходила не там, где сейчас, а западнее, от Невы до Среднеохтинского проспекта, и с 1828 года называлась Троурновой, по фамилии одного из старост Охтинской слободы. Непривычное для русского уха имя… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мандельштам. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам … Википедия

    Александр Бузгалин 15 марта 2011 года Дата рождения: 1954 год(1954) Место рождения: Москва … Википедия

    У термина «Мандельштам» существуют и другие значения. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам Дата рождения: 3 (15) января 1891 Место рождения: Варшава, Российская империя Дата смерти … Википедия

    У термина «Мандельштам» существуют и другие значения. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам Дата рождения: 3 (15) января 1891 Место рождения: Варшава, Российская империя Дата смерти … Википедия

    У термина «Мандельштам» существуют и другие значения. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам Дата рождения: 3 (15) января 1891 Место рождения: Варшава, Российская империя Дата смерти … Википедия

    У термина «Мандельштам» существуют и другие значения. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам Дата рождения: 3 (15) января 1891 Место рождения: Варшава, Российская империя Дата смерти … Википедия

    У термина «Мандельштам» существуют и другие значения. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам Дата рождения: 3 (15) января 1891 Место рождения: Варшава, Российская империя Дата смерти … Википедия

Книги

  • Вождь. "Мы пойдем другим путем!" , Ланцов М.. Владимир Ильич Ульянов, великий герцог Тихоокеанский, гранд 1-го класса Испанской короны, герцог де Аляска, граф Грумант, гвардии капитан Российского Императорского флота, флигель-адъютант…
  • Вождь. Мы пойдем другим путем! , Ланцов Михаил Алексеевич. Владимир Ильич Ульянов, великий герцог Тихоокеанский, гранд 1-го класса Испанской короны, герцог де Аляска, граф Грумант, гвардии капитан Российского Императорского флота, флигель-адъютант…