Биография

Николай Михайлович Карамзин родился () декабря г. в селе Михайловка (ныне Бузулукский район Оренбургской области). Вырос в усадьбе отца, Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шатена, одновременно посещая лекции в Университете.

Начало карьеры

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: , участвовал в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение».

В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. ШаДена.

Поездка в Европу

Писатель и историк

По возвращении из поездки Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» - (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и : « », «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали основным литературным течением в России, а Карамзина - его признанным лидером.

Карамзин-писатель

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» ( -) и повести «Бедная Лиза» ( ; отдельное издание ) открыли в России эпоху .

Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт рубля.
- Для чего же?
- Мне не надобно лишнего.
- Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от . Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского , кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на и . Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные , избегает обилия и других , столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?» Я стыжусь; мне, право, больно Странность чувств моих открыть И предметом шуток быть. Сердце в выборе не вольно!.. Что сказать? Она… она. Ах! нимало не важна И талантов за собою Не имеет никаких; … Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос Страшно в могиле, хладной и темной! Ветры здесь воют, гробы трясутся, Белые кости стучат. Другой голос Тихо в могиле, мягкой, покойной. Ветры здесь веют; спящим прохладно; Травки, цветочки растут. Кладбище ()

Реформа языка Карамзина

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «промышленность»), так и («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву .

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель при содействии основал в общество , целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, и их последователей. В ответ в образовалось , которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе , . Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввел Карамзин.

Карамзин - историк

Интерес к истории возник у Карамзина с середины -х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в ). В этом же году указом он был назначен на должность , и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды и . Но именно Карамзин открыл для широкой образованной публики. По словам «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную <…> Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» )

В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк - описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

В своей известной так оценил труды Карамзина по истории России.

Начнём с того, что «Авто.ру» предлагает внушительную базу машин, подержанных и новых. Разработчики утверждают, что база машин в Москве у них больше, чем у конкурентов, и в принципе нет оснований им не верить.

Регистрация в приложении необязательна, но открывает доступ к некоторым важным особенностям:

  1. Сохранение наборов фильтров, чтобы периодически проверять, не появился ли нужный автомобиль, и каждый раз не задавать параметры поиска заново.
  2. Добавление объявлений в избранное.
  3. Синхронизация избранного с веб-версией.

А теперь - несколько советов по выбору автомобиля по объявлению.

Определитесь, какой именно автомобиль вам нужен

«Хочу какую-нибудь иномарку. Можно Opel глянуть или Renault… А вообще, наверное, и Priora пока вполне сгодится…» - с таким подходом к выбору вы потратите уйму времени на просмотр объявлений, обзвон потенциальных продавцов и размышления, что же всё-таки вы хотите приобрести.

Определитесь сразу, для каких целей вам нужен автомобиль, по каким дорогам вы будете ездить, какой суммой для покупки вы располагаете и сколько готовы отдавать за ремонт и обслуживание авто в дальнейшем. Почитайте отзывы, благо это можно сделать прямо в приложении.

Их много, и они очень подробные. Некоторые напоминают целые повести с завязкой, развязкой и интригующим названием. Автовладельцы тщательно описывают все детали своих взаимоотношений с автомобилем: как часто он ломается, как чинить, на что обращать внимание, кому подойдёт такая машина и так далее. Прочитав несколько отзывов, вы наверняка сможете утвердиться в своём выборе.

Сопоставьте год выпуска и пробег

Чтобы понять, насколько изношена машина, важно оценить её пробег. В среднем в России автомобиль за год проезжает около 16 000 км. Этот параметр, конечно, в значительной степени зависит от региона: в Москве расстояния куда больше, чем во многих других городах, но ориентироваться на него можно.

Если видите, что машина за 5 лет эксплуатации преодолела всего 30 000 км, есть повод задуматься, не скручен ли пробег, что сейчас далеко не редкость. Часто владельцы авто могут логично объяснить такой маленький пробег, но лучше машину тщательно проверить в независимом сервисном центре на предмет износа деталей.

Если хотите приобрести новый автомобиль, установите в фильтрах приложения 2015–2016 год выпуска и маленький пробег.

Внимательнее разглядывайте фото

Даже не тратьте своё время на просмотр объявлений без фотографий, сразу задайте фильтр «Только с фото».

Фотографии должны быть чёткими, сделанными в светлое время суток. Автомобиль на фото должен быть чистым и снятым с различных ракурсов.

Рассмотрите снимки внимательно: не отличаются ли по цвету детали кузова, нет ли царапин и вмятин.

Что должно насторожить:

  • фотографии, сделанные в тёмное время суток или в затемнённом помещении;
  • на фотографиях только один ракурс или часть автомобиля;
  • фотографии нечёткие, размытые.

Не гонитесь за низкой ценой

Проанализируйте, по какой приблизительно цене продаются машины выбранной вами марки, модели и года выпуска. В приложении можно в поисковой выдаче расположить результаты по возрастанию цены. Наверняка первыми вы увидите объявления с очень привлекательной ценой, а вот стоимость остальных авто будет различаться незначительно.

Заниженная цена сигнализирует о многом: это могут быть и мошенники, которые в принципе не собираются ничего продавать, и продавцы неликвидных авто, и дилеры, пытающиеся заманить вас в салон привлекательными условиями.

В общем, вспоминаем все пословицы про бесплатный сыр в мышеловке и, чтобы даже не смотреть на подобные объявления, задаём нижнюю границу цены немного ниже средней на рынке.

Обратите внимание на описание

Описание должно быть подробным и конкретным. Слишком короткое описание или фраза «все подробности по телефону» настораживает: почему владелец поленился или не захотел рассказать об авто, хотя от этого зависит успех продажи? Развесёлые описания, которые так любят постить в соцсетях, тоже не несут никакой практической пользы.

Из описания вы должны хотя бы поверхностно понять, в каком режиме эксплуатировалась машина: где ездила, как ездила, кто на ней ездил, что менялось и что требует замены.

Проверьте авто по документам

Вроде вы нашли несколько объявлений, которые не вызывают у вас подозрений. Теперь нужно проверить, не находится ли автомобиль в залоге у банка и действительно ли его продаёт хозяин. Для этого устанавливаем значение фильтра «Оригинал ПТС».

Технические характеристики, а также сведения о штрафах можно проверить по VIN-коду машины , запросив его у владельца при первом звонке. Однако некоторые машины в приложении «Авто.ру» уже проверены сервисом «Автокод», который предоставляет полную информацию о пробеге, случаях ДТП, количестве владельцев, проверяет на угон, залог и ограничения. Установив в приложении фильтр «Проверено „Автокодом“», вы можете быть спокойны за юридическую чистоту автомобиля.

Когда будете оформлять договор купли-продажи, тщательно проверьте все документы ещё раз. Бывают случаи, когда нечистые на руку продавцы присылают фотографию или данные ложного свидетельства о регистрации, а при продаже подсовывают другое. Рассмотрите ПТС, убедитесь, что это оригинал, внимательно прочитайте сведения в графе «Особые отметки», если они есть.

Оцените владельца по его общению с вами по телефону

К этому моменту у вас должно остаться не так много проверенных и полностью устраивающих вас объявлений. Наступает важный момент общения с продавцами по телефону. Позвонить можно прямо из приложения. На кнопке звонка указано время, в которое владельцу будет удобно с вами говорить.

На что обратить внимание

  • Владельцем указан Алексей, а на звонки отвечает кто-то другой, представившись братом или другом. Вероятно, это перекуп.
  • Продавец отказывается от осмотра автомобиля в выбранном вами автосервисе.
  • Продавец назначает встречу в позднее время в сомнительном месте или постоянно меняет место и время встречи.
  • Продавец требует слишком большой задаток.
  • Продавец отказывается прислать вам VIN-код.

В принципе, если хоть что-то покажется вам подозрительным, неприятным, неправильным, лучше отказаться от встречи.

Правильный поиск машины по объявлению сэкономит вам время, избавит от ненужных и неприятных встреч и снизит риск встречи с мошенниками. Желаем вам удачи. В комментариях поделитесь своими советами о настройке фильтров в приложении, которые помогут отсеять перекупов, мошенников и недобросовестных продавцов.

Приложение «Авто.ру» бесплатно и доступно для Android и iOS. Несмотря на то, что приложение отлично выглядит и радует возможностями, разработчики не планируют останавливаться и обещают постоянно его улучшать и дополнять. Так что следите за обновлениями и делитесь этой статьёй с друзьями, которые планируют продать или купить машину. Уверена, приложение «Авто.ру» будет весьма кстати.

Одно из самых ярких явлений в русской литературной критике по-следней трети XVIII в — зарождение и расцвет сентименталистской критики. Возникновение европейского и русского сентиментализма было связано с кризисом рационалистического миропонимания и ак-тивной переоценкой этических и эстетических ценностей, сложив-шихся в условиях абсолютистской государственности. Пересматривая представление о подчиненности индивидуальной сферы жизни госу-дарственному бытию, свойственное эпохе классицизма, сентименталисты отстаивали приоритет жизни частной, подчеркивали внесословную ценность личности (нельзя не вспомнить карамзинское: «И кре-стьянки любить умеют»). Культ героев, во имя долга жертвующих своими стремлениями, сменяется изображением обыкновенного «чув-ствительного» человека и его внутренней жизни. В произведениях русских писателей-сентименталистов (Н М Карамзина, П. Ю. Львова. В. В Измайлова, П. И. Шаликова, И П. Милонова и др.) целомудренная природа противопоставлялась цивилизации, представители демо-кратических низов — обитателям дворцов, уединенная жизнь в кругу друзей — светской суете и исканию почестей. Гуманистический па-фос сентиментализма находил свое воплощение главным образом в жанрах прозы — в повести, романе, в жанре путешествия.

Зарождение принципов сентименталистской критики современ-ные исследователи усматривают в литературно-критических замет-ках, письмах и дневниковых записях Михаила Никитича Муравьева(1757—1807). Здесь впервые прозвучала мысль о том, что произведе-ния воспринимаются и оцениваются «особливым внутренним чувст-вом, которое называется вкусом». Выдвижение на первый план кате-гории вкуса, подчеркивание его эмоциональной природы вело к отка-зу от рационалистического подхода к искусству и его нормативной оценки.

Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентимента-лизма был основатель этого литературного направления в России Ни-колаи Михайлович Карамзин (1766—1826) . Многогранная деятель-ность Карамзина — писателя, историка, публициста, критика, журналиста — оказала мощное воздействие на духовную жизнь общества конца XVIII—первой трети XIXв. Недаром Пушкин позже напишет: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России», а Белинский назовет его именем целый период в истории русской литературы — от 1790-я до 1820-х годов.

Уже в первых выступлениях Карамзин, в противоположность кри-тикам-классицистам, выстраивал свой ряд образцовых писателей, вы-двигая на первое место английских и немецких поэтов нового време-ни. Так, в стихотворении «Поэзия» (1787) высочайшую оценку полу-чают Шекспир («натуры друг»), Мильтон («высокий дух»), Юнг («не-счастных утешитель»), Томсон («Ты выучил меня природой наслаждаться»), а также Геснер («сладчайший песнопевец») и Клоп-шток («Он Богом вдохновлен..). В статьях Карамзина этот ряд до-полняется именами крупнейших писателей-сентименталистов—«ис-кусного живописца» человеческой души Ричардсона, «несравненно-го» Стерна, умеющего потрясать «тончайшие фибры сердец наших»,и «великого», «незабвенного» Руссо, «парадоксы» которого Карамзин, впрочем, не принимает. В оценках творчества этих авторов подчерки-вается «чувствительность», «страстное человеколюбие» и глубокое знание «тайн сердца».

Карамзин прочно связал кри-тику с эстетикой как «наукой вкуса», которая «учит наслаждаться пре-красным». Оценка произведения, считал он, должна быть основана не на выяснении его соответствия жанровому канону, но на вкусе, внут-реннем чувстве изящного. Вкус в писателе и критике «есть дарова-ние», которое не приобретается учением. При этом Карамзин осозна-вал относительность критериев прекрасного: «Вкус подвержен был многим переменам».

В критических выступлениях Карамзина одно из центральных мест заняла проблема индивидуальной характерности явлений, обу-словившая повышенное внимание к личности писателя, к новатор-ским поискам в сфере литературных жанров, к индивидуальным осо-бенностям характеров персонажей, психологизму и т. д. Карамзин на-чал переоценку места и роли чувства как во внутренней жизни челове-ка, так и в его общественном бытии, возвел «чувствительность» в ранг основополагающих мировоззренческих принципов. В статье «Что нужно автору?» (1793) он писал: «Говорят, что автору нужны таланты и знания, острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, неж-ное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сняли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов» 3 . Карамзин вплотную подошел к проблеме творческой индивидуальности писате-ля, которая накладывает неповторимый отпечаток на его произведе-ния: «Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей». В программной статье переосмысливалось понятие о «поль-зе» словесности: полезным оказывается все то, что находит отклик в душе и сердце читателя, что пробуждает добрые чувства. Не будет «бесполезным писателем» тот, кто может «возвыситься до страсти к добру» и питает в себе святое «желание всеобщего блага».

ЦИТАТЫ: Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием.Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего. Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого -- и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо.Если душа твоя тянется к добру, несет желание всеобщего блага: ты не будешь бесполезным писателем - Слог, фигуры, метафоры, образы, выражения -- все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором.

Убежденный в необходимости критики для развития отечествен-ной словесности, Карамзин регулярно помещал на страницах «Мос-ковского журнала» отзывы о новых книгах — русских и иностранных. Здесь окончательно оформился весьма важный для русской критики жанр рецензии. Нарушая сложившиеся в критике традиции, Карамзин говорил не о нравственной пользе произведения, а прежде всего о его художественной стороне. Так, в рецензии на роман Хераскова «Кадм и Гармония» он отмечал «любопытные завязки», прекрасные описа-ния, «интересные положения». Автор рецензии отвергал прямолиней-ную дидактику и впервые в русской критике высказывал предположе-ние о единстве этического и эстетического. Раскрывая в статьях и рецензиях принципы эстетики сентимента-лизма, Карамзин акцентировал внимание на таких понятиях, как «ес-тественность», «натуральность», психологическая достоверность. Яр-ким образцом сентименталистской критики может служить Карамзинская статья «О Богдановиче и его сочинениях», опубликованная в 1803 г. в «Вестнике Европы» и представляющая собой синтез разных жанров — некролога, литературного портрета и критического разбора поэмы «Душенька» - вольного перевода поэмы Лафонтена «Пси-хея». Создавая в статье идеальный образ поэта, который творит по вдохновению, Карамзин при анализе «Душеньки» подчеркивал нетрадиционность, «неправильность» этой поэмы, требующую столь же нетрадиционного подхода к ней.

Новаторство Карамзина-критика проявилось и в постановке им проблемы характера. Карамзин «чувствовал, что эта проблема центральная в сентимента-лизме и логически вытекает из принципов изображения чувствитель-ности, индивидуальности, социальной характерности». В своих вы-ступлениях («Предисловие к переводу трагедии Шекспира «Юлий Це-зарь», 1786; «Пантеон российских авторов», 1602 и др. ) он требовал исторического и психологического правдоподобия характеров, их национальной определенности. Понимая характер как сложное единство духовных и психологических свойств личности, Карамзин далеко уходил от рационалистических представлений теоретиков классицизма, рассматривавших характер как воплощение одной господствующей страсти.

ЦИТАТЫ (предисловие): Сочинения Шекспира - сочинения драматические. Время - могущественный истребитель всего того, что под солнцем находится, не могло еще доселе затмить изящности и величия Шекеспировых творений. Немногие из писателей столь глубоко проникли в человеческое естество, как Шекеспир; немногие столь хорошо знали все тайнейшие человека пружины, сокровеннейшие его побуждения, отличительность каждой страсти, каждого темперамента и каждого рода жизни. Все великолепные картины его непосредственно натуре подражают; Каждая степень людей, каждый возраст, каждая страсть, каждый характер говорит у него собственным своим языком. Для каждой мысли находит он образ, для каждого ощущения -- выражение, для каждого движения души -- наилучший оборот. Но и сей великий мужне освобожден от колких укоризн некоторых худых критиков своих.(пр - софист Волтер) Что Шекеспир не держался правил театральных, правда. Не хотел он соблюдать так называемых единств, которых нынешние наши драматические авторы так крепко придерживаются; не хотел он полагать тесных пределов воображению своему: он смотрел только на натуру, не заботясь, впрочем, ни о чем. Гений его, подобно гению натуры, обнимал взором своим и солнце и атомы. С равным искусством изображал он и героя и шута, умного и безумца, Брута и башмашника. Драмы его, подобно неизмеримому театру натуры, исполнены многоразличия: все же вместе составляет совершенное целое, не требующее исправления от нынешних театральных писателей.

ЦИТАТЫ (пантеон - гоеч., назв. храма, посвященн. всем богам): 1БОЯН Он слушает поющего соловья и старается подражать ему на лире. Может быть, жил Боян во времена героя Олега; 2НЕСТОР

Несторова летопись есть сокровище нашей истории как по своей древности, так и по некоторым характерным чертам, важным и, так сказать, лучезарным для прозорливого историка новых, счастливейших времен. Например, краткая речь князя Святослава к его дружине перед битвою с греками не есть ли достаточное, славное изъявление древнего русского мужества и народной гордости?

3НИКОН собирал древние летописи России, известные ныне под его именем и служащие основанием нашей истории. 4МАТВЕЕВ АРТЕМОН СЕРГЕЕВИЧ сочинил историю князей и царей наших, поднесенную им царевичу Феодору. 5ЦАРЕВНА СОФИЯ АЛЕКСЕЕВНА занималась и литературою: писала трагедии и сама играла их в кругу своих приближенных.6 СИМЕОН ПЕТРОВСКИЙ СИТИАНОВИЧ ПОЛОЦКИЙ просвещеннейший муж своего времени, богослов и стихотворец, он переложил в стихи - или, лучше сказать, в рифмы: ибо греческий метр был тогда еще неизвестен - не только песни Давидовы, но и самый церковный месяцеслов; 7.ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО много писал и в разных родах: поучительные слова, о славянском народе, о всемирной истории, духовные комедии стихами 8ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ Ученый богослов и природный оратор. Им сочинены многие богословские, нравоучительные книги и даже предисловие к морскому уставу.9.КНЯЗЬ ХИЛКОВ АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ сочинил "Ядро Российской истории".Книга его полезна для всякого, кто желает иметь легкое сведение о российской истории, не требуя ни основательной критики, ни красивого слога.

10 КНЯЗЬ КАНТЕМИР АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ Сатиры его были первым опытом русского остроумия и слога. 11ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ Ревностный любитель отечественной истории, употребивший тридцать лет на собирание всего, что до нее касается; КЛИМОВСКИЙ СЕМЕН

Также среди ни: БУСЛАЕВ ПЕТР, ТРЕДИАКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ КИРИЛОВИЧ, ЛОМОНОСОВ МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ…

Новый этап в литературно-критической деятельности Карамзина связан с изданием им журнала «Вестник Европы» (1802—1803), имеющего просветительскую и патриотическую направленность. Журнал содержал постоянные отделы—литературы, политической публицистики и критики; в нем активно сотрудничали старые литера-турные друзья Карамзина —Г.Р. Державин, И.И.Дмитриев и молодые литераторы, в числе которых был В. А. Жуковский, На страницах «Вестника Европы» редактор опубликовал ряд своих художественных произведений («Марфа Посадница», «Моя исповедь», «Рыцарь наше-го времени») и статей, имевших прямое отношение не только к литера-туре, но и к развитию российского общественного сознания и российской культуры в целом («О любви к отечеству и народной гордости» (1802 № 4), «Отчего в России мало авторских талантов?» (1802, № 14)» «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеству» (1802, № 24).

В статье «Отчего в России мало авторских талантов?» Карамзин продолжал свои более ранние размышления о природе таланта и усло-виях его формирования. Признавая талант «вдохновением природы»» Карамзин, однако, считал, что он должен созреть в учении, «в посто-янных упражнениях». Писателю необходимо развить тонкий вкус, «овладеть духом языка своего», приобрести «знание света». Если об-стоятельства «не благоприятствуют» развитию дарований, то они «по большей части гаснут». Обращаясь к вопросу, вынесенному в заглавие статьи, Карамзин отвергал «климатическое» объяснение развития культуры, свойственное некоторым французским просветителям, «Не в климате, но в обстоятельствах гражданской жизни россиян, — под-чёркивал он, — надобно искать ответа на вопрос: «Для Чего у нас ред-ки хорошие писатели?». Среди «обстоятельств гражданской жизни» он указывал на предпочтение французского языка языку русскому, препятствующее развитию писательского таланта, а также на «иска-ние чинов», которое мешает молодым людям с дарованием готовиться к литературной деятельности.

ЦИТАТЫ: У нас, конечно, менее авторских талантов, нежели у других европейских народов; но мы имели, имеем их, и, следственно, природа не осудила нас удивляться им только в чужих землях. Не в климате, но в обстоятельствах гражданской жизни россиян надобно искать ответа на вопрос: "Для чего у нас редки хорошие писатели?" Истинных писателей было у нас еще так мало, что они не успели дать нам образцов во многих родах; не успели обогатить слов тонкими идеями; не показали, как надобно выражать приятно некоторые, даже обыкновенные, мысли. Мудрено ли, что сочинители некоторых русских комедий и романов не победили сей великой трудности (засилия франц.яз) и что светские женщины не имеют терпения слушать или читать их, находя, что так не говорят люди со вкусом? Со временем будет, конечно, более хороших авторов в России - тогда, как увидим между светскими людьми более ученых или между учеными - более светских людей.

Карамзинские традиции в разработке общетеоретических проблем литературной критики и конкретных вопросов литературного развития продолжали также П.И Макаров. В.В.Измайлов и И.И.Марты-нов.

В последние два десятилетия XVIII в., во многом благодаря Ка-рамзину и его единомышленникам, происходит осознание критики как особой, самостоятельной разновидности литературной деятельно-сти. По карамзинским публикациям а «Московском журнале», альма-нахе "Аониды», а также в «Вестнике Европы» русские читатели учи-лись судить о состоянии современной им литературы. Критика начи-нала пониматься уже не как негативная оценка или возражение своему литературному противнику, но как опыт анализа произведения, эсте-тическая оценка его содержания и художественных достоинств, осно-ванная на внутреннем чувстве изящного. Субъективность критическо-го высказывания приобретала в глазах критиков-сентименталистов особую ценность, если это высказывание основывалось на глубоком чувстве и знании прекрасного.

Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л., 1964 Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто -- против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизии; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя. Если бы небо наделило какого-нибудь изверга великими дарованиями славного Аруэта {Защитник и покровитель невинных, благодетель Каласовой фамилии, благодетель всех фернейских жителей имел, конечно, не злое сердце.}, то, вместо прекрасной "Заиры", написал бы он карикатуру "Заиры". Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием. Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления? Если творческая натура произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен, не безобразь художниковой кисти, -- оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего. Ужели думаете вы, что Геснер мог бы столь прелестно изображать невинность и добродушие пастухов и пастушек, если бы сии любезные черты были чужды собственному его сердцу? Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого -- и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, -- или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей. Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских -- они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину -- ты не будешь бесполезным писателем -- и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу. Слог, фигуры, метафоры, образы, выражения -- все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством; если не оно разгорячает воображение писателя, то никогда слеза моя, никогда улыбка моя не будет его наградою. Отчего Жан-Жак Руссо нравится нам со всеми своими слабостями и заблуждениями? Отчего любим мы читать его и тогда, когда он мечтает или запутывается в противоречиях? -- Оттого, что в самых его заблуждениях сверкают искры страстного человеколюбия; оттого, что самые слабости его показывают некоторое милое добродушие. Напротив того, многие другие авторы, несмотря на свою ученость и знания, возмущают дух мой и тогда, когда говорят истину: ибо сия истина мертва в устах их; ибо сия истина изливается не из добродетельного сердца; ибо дыхание любви не согревает ее. Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором.

Когда я стал Читателем на нашем сайте, то я начитался столько "творений" авторов сайта, что мне порою уже казалось, что я нахожусь в дурдоме, и сам становлюсь дураком! Короче: с кем поведешься, от того и наберешься! Но и это не совсем так: я ведь и сам был творцом на сайте, поэтому любой автор нашего сайта вправе мне сказать: сам дурак! И мне, пожалуй, возразить - то нечем...Еще бы: чему может научить дурак дурака? - только дурости...Правда, для самоуспокоения, я удалил свои "творения" в Корзину, бросил читать "ТВОРЕНИЯ" наших авторов и стал читать КЛАССИКОВ нашей литературы. И мне повезло! Я наткнулся на статью Н.М. Карамзина: "ЧТО НУЖНО АВТОРУ?". Эта статья была написана более двух веков назад! Но как она АКТУАЛЬНА для нашего времени! И особенно для авторов нашего сайта, поскольку статья заканчивается следующим резюме: "...Я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором." Не в бровь, а в глаз! Привожу полный текст этой статьи:

"Говорят, что автору нужны таланты и знания; острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим, если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя.
Если бы небо наделило какого - нибудь изверга великими дарованиями славного Ауруэта (Вольтера), то всместо прекрасной "Заиры", написал бы он карикатуру "Заиры". Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием.
Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним ИЗЯЩНЫМ, изображать красоту, гармонию и распространять в ОБЛАСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО приятные впечатления? Если творческая натура произвела тебя в час небрежения, не безобразь художниковой кисти, - оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренне: КАКОВ Я? Ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего.
Ужели думаете вы, что Геспер мог бы столь прелестно изображать невинность и добродушие пастухов и пастушек, если бы сии любезные черты были чужды собственному его сердцу?
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей.
Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою:; если душа твоя может возвыситься до СТРАСТИ К ДОБРУ, может питать в себе святое, никакими сферами неограниченное ЖЕЛАНИЕ ВСЕОБЩЕГО БЛАГА; тогда смело призывай богинь парнасских - они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину - ты не будешь бесполезным писателем - и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу.
Слог, фигуры, метафоры, образы, выражения - все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством; если не оно разгорячает воображение писателя, то никогда слеза моя, никогда улыбка моя не будет его наградою.
Отчего Жан - Жак Руссо нравится нам со всеми его слабостями и заблуждениями? Отчего любим мы читать его и тогда, когда он мечтает или запутывается в противоречиях? Оттого, что в самых его заблуждениях сверкают искры страстного человеколюбия, оттого, что самые слабости его показывают некоторое милое добродушие.
Напротив того, многие другие авторы, несмотря на свою ученость и знания, возмущают дух мой и тогда, когда говорят истину; ибо сия истина мертва в устах их; ибо сия истина изливается не из добродетельного сердца; ибо дыхание любви не согревает ее.
Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором."(1793)
Вот так - то, авторы, особенно сенаторы нашего сайта! Читайте Карамзина, ибо "Карамзин - великий писатель во всем смысле этого слова." (А.С. Пушкин).