Самая трудная победа в жизни - это победа над собой. Ведь так сложно победить свои страхи, свою лень, жадность, свои вредные привычки. Человеку на протяжении всей жизни приходится "бороться" с самим собой.
Перестал бояться темноты в детстве - победил свой страх. Победил свою жадность - и дал свою игрушку поиграть кому-то. Победа!
Переборол свой страх перед наказанием - и первый раз врезал обидчику в дет.саду. Тоже победа над собой...
Переборол свою лень - убрался в комнате, сделал уроки, подготовился к контрольной работе, сходил в магазин через"НЕ ХОЧУ".. Тоже маленькая победа...
Я уже не говорю о вредных привычках в более позднем возрасте - таких, как, бросить курить, пить и т.п. Для этого нужна огромная сила воли. Особенно для заядлых курильщиков и запойных алкоголиков....
Можно упомянуть о различных фобиях - аэрофобии, акрофобии и т.д. Человек боится летать, высоты и т.д. Сколько нужно силы воли, чтобы победить свои страхи!!! Это огромная победа!
Из художественной литературы:
"Кладовая солнца" Пришвин.
Помнишь детей-сирот Настю с братом Митрашей? Как они клюкву на болоте собирали? Пришвин называл их "золотой курочкой" и "мужичком в мешочке".
Они пошли на Блудово болото собирать клюкву. Поссорились и разошлись по разным тропинкам. Там много событий происходило...
Но вот тебе пример: Настя набрела на большую поляну с клюквой, и от "жадности к кислой ягоде" забыла обо всем на свете, даже о брате... А когда опомнилась - заплакала. Потом она " мучилась от своей жадности". И свою жадность она победила благородным поступком - безвозмездно отдала всё эвакуированным детям, которые более нее нуждались в этих ягодах... Это была ее маленькая победа над собой.

"Дубровский" Пушкин.
В начале произведения был конфликт между Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским (старшим). На псарне Дубровский- старший позволил себе высказывание, что собаки Троекурова живут лучше, чем его слуги. Псарь Троекурова ответил, что некоторому барину можно и поменять своё поместье на собачью конуру... Андрей Дубровский оскорбился, уехал домой и написал Троекурову письмо с требованием наказания слуги и принесением извинений в свой адрес. Троекурову не понравился тон письма - он решает отобрать у Дубровского единственное имение Кистенёвку, и ему это удается..
Дубровский от горя сходит с ума..
Троекуров - имеет кучу пороков, он расточителен, самолюбив, своенравен, мстителен, избалованный властью, "позволял себе излишества", в домашнем быту страдает от обжорства и пьянства.
Но победа в судебном заседании - Троекурова не радует. Кирила Петровича мучает совесть, он жалеет, что поступил так со старым товарищем. Он решается съездить к Дубровскому-старшему извиниться. Такое поведение не характерно для жестокого и равнодушного к людям Кирила Петровича.
Думаю, поэтому Пушкин описывает сцену подъезда Троекурова к домику Дубровского следующим образом:
..."и противуположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние, наконец, восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа..."
На мой взгляд, в данной сцене, описывается внутренняя борьба Троекурова с самим собой, как мстительного и властолюбивого человека, и как человека знатного и благородного (сожалеющего и совестливого друга). И, он пусть на время, победил свою "жажду мщения и властолюбие". Тоже одержал победу над самим собой....
Вот теперь точно всё....

Ну что ж, мои маленькие читатели, продолжим наши размышления по мотивам тем итогового сочинения в 2016-2017 учебном году . Следующее тематическое направление, к которому мы обратимся (до того были Разум и чувства и Честь и бесчестие ), это Победа и поражение.

Это тематическое направление можно рассматривать через призму человеческой жизни. На мой взгляд, человеческая жизнь и есть череда побед и поражений. Для ощущения счастья нужно и первое, и второе. Наиболее важным для человека является победа над самим собой - проиграть себе лишит человека чувства жизни.

Обратимся к словарям, для того, чтобы не быть голословными в размышлениях о победе и поражении.

Словарь Д.Н. Ушакова: "Поражение - военная неудача, разгром || неудачный исход каких-н. действий, проигрыш в состязании, споре."

Словарь В.И. Даля: "Победа - от глагола "побеждать" - осиливать, одолевать, превозмогать, побора(?)ть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании. "

Словарь Ефремовой Т.Ф.: "Победа - успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника; успех в спортивном состязании, соревновании, закончившийся поражением соперника; успех в борьбе за что-л.; какое-л. достижение в результате борьбы, преодоления чего-л." "Поражение - повреждение, нанесенное каким-л. оружием; ранение, нанесенное каким-л. оружием; полный разгром противника, выведение его из состояния боеспособности; проигрыш в спортивных состязаниях; неудача в каком-либо занятии, деле, в какой-л. деятельности".

Раскрыть тему и подкрепить собственные тезисы позволят мысли признанных мыслителей sic:

М.А. Шолохов "Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело";

А. Беляев "Ни один шахматист не выиграет партии, имея на руках одну фигуру короля против всех фигур противника";

В.И. Ленин "Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки";

Мировая литература предлагает множество аргументов любого аспекта победы и поражения:

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, Николай Ростов);

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание (поступок Раскольникова (убийство Алены Ивановны и Лизаветы) - победа или поражение?);

М. Булгаков "Собачье сердце" (профессор Преображенский - победил природу или проиграл ей?);

С. Алексиевич "У войны - не женское лицо" (цена победы в Великой Отечественной войне - искалеченные жизни, судьбы женщин)

С. Коллинз "Голодные игры" (участники голодных игр - какова цена победы в играх?).

По этому тематическому направлению мы готовили сочинение по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" . Тема сочинения была следующей: "Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение". Речь велась о том, что существуют внешние обстоятельства, в данном случае война, которым человек не может противостоять и проигрывает.


Сегодня рассмотрим тему «Победа и поражение». Я думаю, ее можно раскрывать не только на основе книг о войне, но и по другим аспектам. Попробую пройтись по художественным произведениям.

«Герой нашего времени» . Тему победы и поражения можно раскрыть на основе отношений Печорина и княжны Мери. Еще — дуэль Печорина и Грушницкого.

«Евгений Онегин». На основе дуэли Онегина и Ленского.

«Мцыри». Победа Мцыри над барсом.

«Отцы и дети» . Столкновение Базарова и Павла Петровича.

«Война и мир» . Тут можно брать какие-то военные аспекты. Например, вспоминается эпизод с Наполеоном и князем Андреем. Победа и поражение во внутреннем мире героев. Тут можно думать, например, о духовных победах и поражениях Андрея Болконского.

«Преступление и наказание». Внутренняя борьба и поражение Раскольникова, которое на самом деле является духовной победой.

«На дне». Можно, в принципе, раскрыть на основе пьесы. Ночлежка — это про поражение, стремление преодолеть обстоятельства, какие-то жизнеутверждающие вещи, которые озвучивают герои — это про победу.

Сюда пойдут книги, которые затрагивают военные события: «Тихий Дон» , «Судьба человека» , «Конармия» , «Сотников» , «Василий Теркин» и др.

Еще на основе «Мастера и Маргариты» . Тут возможны два варианта. Первый — травля Мастера, в которой он оказывается проигравшим, но на деле — за ним творческая победа («рукописи не горят»). Второй — Понтий Пилат и Иешуа. Иешуа проигрывает, его казнят, но моральная победа за ним.

Примерные тезисы сочинения

Победа и поражение.

Именно такой будет одна из тем сочинений по литературе на ЕГЭ — 2017.Согласитесь, что тема очень широкая. Человек побеждает сам себя, ставя цели и преодолевая их. И народ побеждает противника в войнах и сражениях. Поражения одних делают сильнее, заставляя идти вперёд, а других они просто могут сломить.

По данному направлению можно ожидать самые различные формулировки тем. Попытаюсь высказать свои предположения, какими могут быть общие тезисы сочинений.

Размышления по теме: «Победа и поражение»

  • Победа. Каждому человеку свойственно желание испытать это опьяняющее чувство. Ещё ребёнком мы чувствовали себя победителем, когда получали первые пятёрки. Становясь старше, ощущали радость и удовлетворение от достижения поставленной цели, победы над своими слабостями — ленью, пессимизмом, может, даже равнодушием. Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё вокруг кажется таким прекрасным.
  • Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к успеху, желание стать яркой, интересной личностью.
  • Конечно, своеобразную победу испытывает и карьерист, получив очередное продвижение по службе, и эгоист, добившийся каких-то благ, принеся боль окружающим. А уж какую «победу» испытывает жадный до денег человек, когда слышит звон монет и шелест купюр! Что ж, каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем разными.
  • Человек живёт среди людей, поэтому мнение окружающих для него не бывает безразличным, как бы ни хотели некоторые это скрыть. Победа, оценённая людьми, приятнее во много раз. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие.
  • Победа над собой — это становится для некоторых способом выживания. Люди с ограниченными физическими возможностями каждый день совершают усилия над собой, стремятся добиться результатов ценой неимоверных усилий. Они — пример для остальных. Выступления спортсменов на паралимпийских играх поражают тем, как велика воля к победе у этих людей, как сильны они духом, как оптимистичны, несмотря ни на что.
  • Цена победы, какова она? Верно ли то, что «победителей не судят»? Над этим тоже можно поразмышлять. Если победа досталась нечестным путём, то грош ей цена. Победа и ложь, жесткость, бессердечность — понятия, исключающие друг друга. Только честная игра, игра по правилам нравственности, порядочности, только такая приносит истинную победу.
  • Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Важно понимать, что в жизни много сложностей, преград на пути. Уметь преодолевать их, стремиться к победе даже после поражения — вот что отличает сильную личность. Страшно не упасть, а не встать потом, чтобы достойно идти дальше. Падать и вставать, ошибаться и учиться на своих ошибках, отступать и идти дальше — только так нужно стремиться жить на этой земле. Главное — идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой.
  • Победа народа в годы войны — это признак сплочённости нации, единства людей, имеющих общую судьбу, традиции, историю, единую родину.
  • Сколько великих испытаний пришлось испытать нашему народу, с какими только врагами не пришлось бороться. Миллионы людей погибли в годы Великой Отечественной войны, отдав свои жизни за Победу. Её ждали, о ней мечтали, её приближали.
  • Что давало силы выстоять? Конечно, любовь. Любовь к родине, близким и любимым людям.
  • Первые месяцы войны — череда сплошных поражений. Как тяжело было осознавать, что враг продвигается по родной земле всё дальше, подходит к Москве. Поражения не делали людей беспомощными, растерянными. Наоборот, они сплачивали народ, помогали понять, как важно собрать все силы для отпора врагу.
  • А как все вместе радовались первым победам, первому салюту, первым сводкам о разгроме врага! Победа стала единой для всех, каждый внёс в неё свою долю.
  • Человек рождён побеждать! Даже сам факт его появления на свет — это уже победа. Нужно стремиться быть победителем, нужным человеком для своей страны, народа, близких и любимых людей.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: