Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум - это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.

Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.

Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.

Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.

Продолжаем разбирать часто встречающиеся ошибки в тренировочных итоговых сочинениях. Сегодня мы разберём недочёты в работе, которая заслуживает «зачёта» по всем пяти критериям. Текст приводится с незначительными правками. Обратите внимание на примечания к выделенным словам: после сочинения приводятся мои краткие разъяснения.

«В своей жизни человек часто переживает внутренний конфликт, когда сердце говорит одно, а разум — совсем другое. Чаще всего такие ситуации происходят тогда, когда человеку нужно сделать выбор, например спасти жизнь, свою или товарища, помочь людям. Иногда мы забываем о разуме и поддаёмся влиянию чувств, а потом жалеем об ошибках, которые совершили. Но возникают и такие ситуации, когда именно сильные чувства подталкивают на совершение хороших поступков не только во благо другого, но и себя . 1

Так, например, в рассказе Александра Ивановича Куприна , Верочка, жена офицера Алмазова, не жалея своих драгоценностей, немедленно пошла закладывать их в ломбард. Именно она придумала план, как помочь любимому человеку, и поддержала мужа в трудную минуту. В данной истории сильное чувство — искренняя любовь к своему супругу — помогло Верочке не сидеть сложа руки, а сделать всё для Николая Евграфовича и помочь ему любым способом.

Другим примером преобладания чувств над разумом может послужить сюжет повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий, второй сын Тараса Бульбы, влюбился в прекрасную панночку, и во время войны с поляками, он узнал, что польская принцесса 2 находится в городе, где идёт война. Андрий не смог противостоять своим чувствам и перешёл на сторону врага. Сильная любовь заставила его отказаться от отца, брата, Родины – совершить большую ошибку, предать своё отечество. В этом случае чувства превзошли 3 разум, в результате чего получились 4 трагические последствия.

Итак, каждый из нас подвержен влиянию эмоций. Но главное — это понимать то, что какими бы сильными ни были чувства, нужно всё равно осознавать, какие последствия они несут и что из этого выйдет.»

Примечания:

1. Но возникают и такие ситуации, когда именно сильные чувства подталкивают на совершение хороших поступков не только во благо другого, но и себя.

Ошибка при употреблении однородных членов предложения, союз не только, но и должен присоединять одни и те же однородные члены. В данном случае первая часть ошибочно присоединяет конструкцию «не только (во что?) во благо, но и (кого?) себя». Правильно: Не только во благо другого, но и во благо себя.

2. Андрий, второй сын Тараса Бульбы, влюбился в прекрасную панночку, и во время войны с поляками, он узнал, что польская принцесса находится в городе, где идёт война.

Фактическая ошибка. Дочь панна — не принцесса, а только панночка. Возможно, эту фактическую ошибку автор совершает, потому что знаком с экранизацией. Сам Гоголь нигде так не называет возлюбленную Андрия. Отец девушки — пан, просто богатый польский или помещик, но не король. Так как ошибка негрубая, литературный аргумент засчитан.

3/4. В этом случае чувства превзошли 3 разум, в результате чего получились 4 трагические последствия.

Лексическая несочетаемость. Не совсем уместное использование лексической единицы «превзошли» и «получились». Исправить можно, например, так: «В этом случае чувство оказалось сильнее разума, что привело к трагическим последствиям.

Материал подготовила

Каждый человек знает, что такое конфликт. У данного понятия есть множество синонимов: ссора, спор, скандал и пр. Для людей вполне естественно конфликтовать, вот почему конфликты бывают различных видов. В зависимости от количества участников и вопросов, которые обсуждаются во время ссоры, они бывают социальными, внутриличностными, межличностными, политическими и т. д.

Многие люди сталкивались с внутриличностными и межличностными конфликтами. Лишь на уровне групп или целого государства можно вступить в социальный или политический конфликт.

Особенностью конфликтов является то, что за ними можно наблюдать со стороны, в них можно входить, когда они уже разгораются, а также выходить, когда они не прекращаются. Конфликт может возникать между двумя людьми и между целыми государствами, которые насчитывают миллионы лиц.

Во все времена люди имели конфликты. Что это за «зверь» такой? Об этом будет идти речь в статье, где также будет рассмотрена тема того, как разрешать конфликты, что также необходимо уметь каждому человеку.

Что такое конфликт?

Самый главный вопрос: что такое конфликт? Все люди знают, что это такое, поскольку не раз могли в нем находиться. У конфликта есть множество понятий:

  • Конфликт – это метод разрешения разногласий в целях, мировоззрении, идеях, которые возникают во время взаимодействия с социумом.
  • Конфликт – это эмоциональный спор, где участники выражают отрицательные чувства в отношении друг друга, выходя за рамки нормы.
  • Конфликт – это борьба между его участниками.

В редких случаях ссора начинается на беспристрастных основах. Обычно конфликт является эмоциональным состоянием, когда человек начинает переживать отрицательные эмоции, которые и толкают его на повышение голоса и выражение грубых слов в адрес других людей. Таким образом, конфликт – это психическое состояние отрицательного и субъективного характера.

Что такое спор, ссора, конфликт между людьми? Это война мнений. Мужчина и женщина не ссорятся, а пытаются доказать каждый свою правоту. Друзья не конфликтуют, а стараются отстоять каждый свое мнение. Люди не спорят, а приводят доказательства и аргументы своих точек зрения.

У каждого есть свое мнение по тому или иному вопросу. Это нормально. Есть некие точные знания, которые не требуют своего доказательства. Так, например, все согласны безусловно воспринимать знания по математике, физике или анатомии. Никто с этими знаниями не спорит и не опровергает, если нет на то веских доказательств. А есть мнение, взгляд, который часто подтверждается тем, через что прошел человек. Это связано с тем, что события могут происходить по разным причинам.

Каждый из участников спора прав. Удивительно, но два противоположных друг другу мнения правильны, хотя самим спорщикам так не кажется. Когда вы с кем-то конфликтуете, то считаете свое поведение и взгляд единственно правильными. Так же думает и оппонент. Самое поразительное — вы оба правы.

Одна и та же ситуация может формироваться по разным причинам. Каждый имеет свой опыт переживания тех или иных ситуаций. Люди разные, как и их отношение к происходящему. Вот почему на одно и то же событие у всех имеется личное мнение. И все эти мнения будут правильными.

Конфликт – это война мнений. Просто каждый из оппонентов желает доказать свою правоту. И важно, о чем следует вспомнить в момент ссоры с другим человеком, — это то, что вы и ваш оппонент правы, несмотря на то, что ваши мнения не совпадают. Вы правы! Ваш оппонент прав! Если вы об этом вспомните, то война прекратится. Нет, вы не измените свои точки зрения. У вас просто появится шанс не бороться за то, чье мнение более правильное, а начнете вести беседу, чтобы найти решение возникшей проблемы, которое учитывает интересы обеих сторон.

Пока ведется война, проблема не решится. Как только вы признаете, что оба правы, тогда появится шанс начать беседу, которая направлена на то, чтобы найти решение вашей общей проблемы.

Функции конфликтов

Человек обычно видит только отрицательную сторону конфликтов. Однако личности от природы дана склонность к конфликтам. Это продиктовано теми функциями, к которым конфликтные ситуации приводят. Отрицательная сторона становится явной лишь тогда, когда люди не доходят до той цели, из-за которой в принципе разгорелся спор.

Функциями конфликта можно назвать:

  • Стремление к совершенству. Только через борьбу старого и нового, где победит новое, можно достичь чего-то лучшего.
  • Стремление к выживанию. Материальных ресурсов существует ограниченное количество. Человек, который борется, старается получить как можно больше ресурсов для себя, чтобы выжить.
  • Стремление к прогрессу. Только через конфликт интересов, где одни хотят сохранить, а другие изменить, возможен прогресс, когда создается нечто новое.
  • Стремление к истине и стабилизации. Человек до конца еще не является моральным и высокодуховным. Вот почему ведутся многочисленные споры на тему того, что морально и аморально. Подобные дискуссии способны найти истину.

Не каждый конфликт приносит положительные результаты. Есть многочисленные случаи, когда итог был негативным. Положительным результатом любого конфликта является нахождение решения проблемы, которое реализуется и помогает участникам становиться лучше, сильнее, совершеннее. Отрицательный результат конфликта наблюдается в том случае, когда участники не могут найти общего решения, их действия приводят к разрушению, упадку, деградации.

Неудачным конфликтом можно назвать любой спор, когда люди о чем-то пытались договориться, но не договорились. Есть множество причин того, почему люди просто скандалят, а по итогу этого действа получают пустоту.

Полезен ли конфликт сам по себе? Чтобы конфликт был полезен, нужно при входе в спор ставить перед собой цель – чего вы хотите достичь по итогу конфликта? После этого действовать только в рамках этой цели. Поскольку люди редко ставят перед собой цель, к которой хотят прийти, они просто выражают свои эмоции, негодование, тратя свои силы и время.

Часто люди просто хотят показать свое недовольство. Но что после этого? Что вы хотите от другого человека получить или услышать? Мало просто недовольствовать и критиковать, нужно еще аргументировать свое недовольство и сказать, что вы хотите от человека получить.

Люди довольно часто не договариваются, а заставляют принять свою точку зрения. Каждому из оппонентов кажется, будто его мнение единственно правильное. Но так думают все участники процесса. И пока люди пытаются заставить перейти оппонентов на свою сторону, это будет похоже на перетягивание каната, где каждый останется победителем и проигравшим. Люди будут скандалить, и ничем большим это не закончится.

Причиной неудачного конфликта порой является привычка конфликтовать. Человек привык общаться с окружающими на повышенных тонах, что ими воспринимается как нападение. Человек громко разговаривает с другими людьми, они воспринимают это как и нападение в свой адрес, из-за чего возникает беспричинный конфликт. А все потому, что человек просто не понимает, что можно выражать свои мысли и желания в спокойном тоне.

Люди часто конфликтуют между собой. Но в чем польза конфликта? Ее нет, потому что люди порой просто конфликтуют, обсуждая некую проблему, без какой-либо четкой цели ее решить.

Основные виды конфликтов

Классификация конфликтов может быть самой разнообразной. Сюда включается и количество участников, и тема разговора, и последствия, которые наступают, и способы ведения конфликта, и т. д. Основными видами конфликтов являются внутриличностные, межличностные и групповые (по количеству конфликтующих):

  • Внутриличностные конфликты – это борьба нескольких мнений, желаний, идей внутри человека. Здесь встает вопрос выбора. Человек должен выбрать порой между одинаково привлекательными или непривлекательными позициями, чего не может сделать. Данный конфликт еще может возникать, когда человек не может найти решение, как и себе угодить, и другим людям (их требованиям). Еще одним фактором становится привыкание к одной роли, когда человек не может переключиться на другую.
  • Межличностные конфликты – это взаимнонаправленные споры и упреки людей в адрес друг друга, где каждый желает отстоять свои потребности и желания. Они имеют свою классификацию:

— По сферам: бытовые, семейные, имущественные, деловые.

— По следствиям и действиям: конструктивные (когда оппоненты достигают целей, находят общее решение) и деструктивные (желание оппонентов победить друг друга, занять лидирующую позицию).

— По критериям реальности: подлинные, ложные, скрытые, случайные.

  • Групповые конфликты – это конфронтация между отдельными общинами. Каждая из них рассматривает себя исключительно с положительной стороны, а противников – с отрицательной.

Подлинный конфликт – это ссора, которая действительно существует и участники ее адекватно воспринимают. Ложный конфликт возникает тогда, когда отсутствуют причины для спора. Противоречия не существует.

Смещенный конфликт возникает тогда, когда люди ссорятся не по той причине, из-за которой между ними действительно имеется конфликт. Так, они могут ссориться из-за того, какую мебель нужно купить, хотя на самом деле им не нравится отсутствие больших денег.

Неверно приписанный конфликт развивается тогда, когда человек спорит из-за того, что сделал оппонент, хотя сам просил его об этом сделать, но забыл.

Виды внутриличностных конфликтов

Иногда человеку не нужен партнер, чтобы возник конфликт. Нередко люди сами внутри себя начинают конфликтовать. Это самый верный способ стать несчастными – не уметь выбирать, не знать, что делать, сомневаться и колебаться. Виды внутриличностных конфликтов являются следующими:

  1. Ролевые – это конфликт ролей, которые человек может и должен играть. Иногда от человека требуется поведение, которое он не может или не хочет играть, но вынужден. Иногда человек имеет больше возможностей, однако вынужден себя ограничивать, поскольку это не вписывается в социальные нормы поведения. Иногда происходит сложность с переключениями ролей, например, с рабочей на семейную.
  1. Мотивационные – зачастую речь идет о противостоянии инстинктивных желаний и моральных потребностей. Напряжение снижается тогда, когда человек находит решение, как удовлетворить обе стороны.
  1. Когнитивные — это столкновение двух знаний, представлений, идей. Человек часто сталкивается с противоречивостью желаемого и действительного, реального. Когда человек не получает желаемого, исходя из тех представлений, которыми он руководствуется, тогда возникает необходимость изучить другие знания, которые противоречат имеющимся. Человеку порой трудно принять то, что противоречит его взглядам.

Самый верный способ стать несчастным человеком – это иметь внутренние конфликты, то есть конфликтовать с самим собой во взглядах, мнениях, желаниях. Нередко такой человек, который не способен принимать решений, поддается влиянию общественного мнения, которое готово сказать, что ему делать в той или иной ситуации. Однако это не решит его проблему, а лишь позволит на время снизить уровень напряжения внутри себя.

Виды межличностных конфликтов

Самым распространенным конфликтом является межличностный. Человек взаимодействует с отдельными членами социума, где неизбежно можно столкнуться с противоречивыми убеждениями, желаниями, потребностями, интересами. Данный вид конфликта возгорается очень часто, что заставляет людей еще больше его избегать. Однако это невозможно. Между людьми, как между целостными индивидуальными системами, всегда будут возникать споры, поскольку у каждого есть свое мнение, потребности, стремления и т. д.

Ссоры и скандалы в семье являются нормальным явлением в обществе. Конечно, супруги могут быть недовольны настоящим положением дел. Однако если это недовольство доходит до криков и даже рукоприкладства, это говорит лишь о том, что партнеры не имеют конструктивно общаться. Они сосредоточены на достижении лишь своих желаний, которые отстаивают, а не на нахождении компромисса, который будет учитывать интересы обеих сторон.

Никто явно не волнуется по поводу того, что в семье существуют ссоры и скандалы. Однако все эти конфликтные ситуации не проходят бесследно. Они оставляют рану в душе каждого из партнеров, зарождают сомнения, неуверенность в чувствах и союзе. Не надо пилить, зудеть, ворчать. Когда это происходит, то супруг пилит не своего оппонента, а собственные отношения. Необходимо научиться более спокойно и иногда даже позитивно относиться к тому, какие события случаются.

Одной из причин, которая порождает недовольство, является неблагодарность. Супруги заостряют внимание на том, что им не нравится, нежели на позитивных сторонах друг друга и том, что у них было. Они хотят достичь тех отношений, которые представляются им в их головах. И каждый из них представляет что-то свое. Именно столкновение этих представлений приводит к ссорам. Они не благодарны за тот союз, который построился у них в реальности, поскольку хотят жить в тех отношениях, которые себе представляют.

Учтите, что если вы будете считать своего супруга (супругу) плохим, то вскоре у вас может и не быть вообще никакого супруга (супруги). Если вы любите свою жену (мужа) и стремитесь создать крепкую семью, то должны только вы, а ваша жена (муж) ничего не должна. Приучите требовать от себя, а не от своего партнера. Ссоры и скандалы обычно на этом и базируются: вы хотите каких-то перемен и поступков со стороны любимого человека, но сами при этом не собираетесь ничего делать и менять. Научитесь ничего не требовать от своего партнера, пусть он сам решает, что должен сделать для ваших отношений. Требуйте лишь с себя. Иначе вы будете пилить не своего супруга (супругу), а ваши с ним отношения.

Виды межличностных конфликтов:

  1. Ценностные, интересы, нормативные – что затрагивается в ссоре?
  2. Острые, затяжные, вялотекущие – как быстро развивается ссора? Острые происходят здесь и сейчас в прямой конфронтации. Затяжные длятся несколько дней, месяцев, лет и затрагивают значимые ценности и темы. Вялотекущие являются малоинтенсивными, возникают периодически.

Виды конфликтов в организации

Конфликты, которые возникают в организации, могут восприниматься как положительно, так и отрицательно. Многое зависит от того, на каком уровне они происходят и как разрешаются. Если конфликты возникают между коллегами, которые стараются навредить друг другу, тогда столкновение может привести к снижению работоспособности и продуктивности людей. Если же конфликт происходит в процессе решения трудового вопроса, тогда он может стать продуктивным за счет выражения различных точек зрения и возможности нахождения варианта решения. Виды конфликтов в организации:

  • Горизонтальные, вертикальные и смешанные. Горизонтальные конфликты возникают между равными по статусу коллегами. Вертикальные конфликты, например, происходят между подчиненными и начальниками.
  • Деловыми и личными. Деловые затрагивают только рабочие вопросы. Личные затрагивают личности людей и их жизни.
  • Симметричные и ассиметричные. При симметричных конфликтах стороны в равной степени теряют и обретают. При асимметричных конфликтах одна из сторон проигрывает, теряет больше, чем другая.
  • Скрытые и открытые. Скрытые конфликты возникают между двумя людьми, которые долгое время могут не выражать своей неприязни. Открытые конфликты часто проявляются и даже управляются руководством.
  • Деструктивные и конструктивные. Деструктивные конфликты развиваются, когда не достигается итог, развитие, прогресс работы. Конструктивные конфликты приводят к прогрессу, развитию, продвижению к цели.
  • Внутриличностные, межличностные, между работником и группой, межгрупповыми.
  • Насильственные и ненасильственные.
  • Внутренние и внешние.
  • Преднамеренные и спонтанные.
  • Долгосрочные и краткосрочные.
  • Повторяющиеся и разовые
  • Субъективные и объективные, ложные.

Суть социальных конфликтов

Почему люди конфликтуют? На данный вопрос люди уже нашли ответ, однако продолжают конфликтовать, поскольку проблема часто заключается не в «почему?», а в «что способствует?». Суть социальных конфликтов заключается в том, что каждый человек обладает своей устоявшейся системой взглядов, мнений, идей, интересов, потребностей и пр. Когда встречается собеседник, который противоречит своими взглядами этим ценностям, тогда возникает враждебное отношение к нему, из-за чего разгорается конфликт.

Ссора – это не столкновение двух мнений, а желания оппонентов победить в своих взглядах.

Ссоры, скандалы, споры, войны, конфликты – речь идет о противостоянии двух и более сторон, где каждая старается отстоять свое мнение, доказать свою правоту, получить власть, заставить соперников покориться и т. д. У миролюбивых читателей может возникнуть вопрос: а возможно ли вообще прожить без подобных столкновений? Психологи отмечают, что все возможно, однако не в ситуации, которая складывается в обществе.

Сначала следует определиться с механизмом, по которому происходят любые конфликтные ситуации. Возникает тема, вопрос, люди могут получить некоторый полезный ресурс. Если у людей имеются разные цели, мнения и планы, тогда они начинают конфликтовать с намерением доказать свое превосходство и получить полезный ресурс себе или заставить других жить по их указке. Конфликт – это противостояние разных мнений, где каждый пытается чего-то выгодного для себя достичь.

Ссоры могут не существовать среди людей только в одном случае: когда все начнут думать одинаково, когда воцарится коллективное мышление.

Современный мир – эпоха индивидуализации. Активно пропагандируется эгоизм, «жизнь себе во благо», свобода. Каждый человек индивидуален, и он должен это в себе культивировать. Именно индивидуальный человек может мыслить не так, как все. Здесь отсутствует коллективизм, компромиссы, покорность.

Ссоры происходят потому, что каждый человек думает о себе. В скандале каждая сторона стремится доказать, что она самая хорошая, правильная, умная. В эпоху индивидуальностей ни одни отношения не обойдутся без ссор и скандалов.

Совсем по-другому обстоят дела, когда люди думают одинаково. Им нечего отстаивать. Отсутствует «мое», есть только «наше». Здесь все равны, одинаковы. В таком обществе просто не может быть противостояния. Коллективизм приводит к созданию одного большого организма, который является сильнее, чем любая отдельная личность. Однако здесь человек должен отказаться от индивидуальности, эгоизма, своего Я и желаний.

Можно взять для примера семью. Если партнеры действуют сообща, идут на уступки, думают одинаково, стремятся к одной цели, тогда в их отношениях редко случаются ссоры. Они живут ради общей семьи. Если же партнеры заботятся каждый сам о себе, настаивают на своей правоте, стремятся к разным целям, тогда здесь конфликты становятся обязательным атрибутом. Каждый будет стараться партнера «прогнуться под себя», подстроиться. Здесь каждый будет желать отвоевать власть и заставить другого жить в угоду личных желаний.

Конфликт начинается тогда, когда внешние обстоятельства говорят о невозможности реализации некой потребности человека. Принимать участие в конфликте могут:

  • Свидетели – те, кто наблюдает за ссорой.
  • Подстрекатели – те, кто подталкивает, распаляет еще больше ссору.
  • Пособники – те, кто распаляет ссору через советы, инструменты, рекомендации.
  • Посредники – те, кто старается решить, усмирить конфликт.
  • Участники конфликта – те, кто непосредственно спорит.

Виды политических конфликтов

Различные виды политических конфликтов существовали во все времена. Люди вели войны, завоевывали чужие земли, грабили и убивали другие народы. Все это является частью конфликта, которая, с одной стороны, направлена на развитие и усиление одного государства, с другой стороны, на ущемление свободы и прав другой страны.

Конфликты межу странами возникают на уровне того, что одно государство тем или иным образом начинает ущемлять существование и деятельность другой. Когда взаимопонимания не достигается, тогда начинаются политические войны.

Виды политических конфликтов:

  • Межгосударственные, внутриполитические, внешнеполитические.
  • Борьба тоталитарных режимов, демократических систем.
  • Статусно-ролевая борьба, противоборство ценностей и идентификации, столкновение интересов.

Иногда государства могут спорить из-за различных государственных устройств, которых они придерживаются, а также целей и направленностей их деятельности.

Управление конфликтами

Конфликты всегда были и будут возникать. Нет двух одинаково мыслящих людей, групп, государств, которые бы не сталкивались противоположными мнениями или потребностями. Вот почему важным становится управление конфликтами, если участники желают выходить из сложившихся ситуаций с наименьшими для себя потерями.

Под разрешением конфликта понимается то, что все стороны пришли к общему выводу, решению или мнению, после которого они спокойно вышли из ситуации. Зачастую это либо согласование какого-то мнения, достижение компромисса, либо понимание того, что необходимо расходиться и не сотрудничать далее. Данные способы можно назвать положительными способами решения конфликта. Отрицательным способом решения спора является разрушение, деградация, уничтожение одной или всех сторон конфликта.

Сайт психологической помощи сайт настаивает на том, чтобы люди учились решать конфликтные ситуации, не затягивали с их устранением и не развивали. Это можно сделать следующими способами:

  • Переговоры.
  • Уход от конфронтации.
  • Нахождение компромисса.
  • Сглаживание вопросов.
  • Решение проблемы.

Ответьте на вопрос: вы хотите ссориться или решать проблему? Это дает понимание того, что человек по-разному начинает вести себя, когда стремится поссориться или когда хочет решить проблему.

Когда вы стремитесь поссориться, то пытаетесь найти недостатки в своем собеседнике, чтобы раскритиковать их и сделать виноватым. Вы начинаете делать только те вещи, которые обидят вашего собеседника. Вы с удовольствием кричите, потому что в вас бушуют эмоции.

Когда вы хотите решить проблему, то намеренно ведете себя спокойно. Вы не кричите, даже если на вас кричат. Вы готовы слушать собеседника, молчать, чтобы подумать над его словами. Вы нервничаете, но понимаете, что эмоции вам сейчас не помогут. Вы должны стараться максимально трезво думать, осознавая, чего хотите, и слыша мнение своего оппонента.

Понаблюдайте за собой или за партнером — и заметите, к чему стремится человек. Тот, кто ссорится, лишь «мутит воду»: разговора нет, есть только словесное состязание – кто победит? Тот, кто старается решить проблему, ведет себя спокойно в стрессовой ситуации, поскольку хочет обдумать вопрос и решить его. В каком случае спор разрешится быстрее? Лишь тогда, когда и вы, и ваш оппонент будете стремиться к решению проблемы, а не к словесной победе, любые вопросы будут решаться быстро и без серьезных потерь.

Как быстро завершить ссору? Существует масса вариантов, как это сделать. Но зачастую вопрос заключается не в том, как это сделать, а хочет ли хотя бы один из спорящих сторон завершить бесполезный разговор.

О том, что ссора является бесполезным диалогом, говорить приходится. Люди часто забывают, что когда они находятся под действием отрицательных эмоций и возмущений, то не стремятся решить проблему, а хотят доказать свою правоту мнения, поступка, точки зрения. Им кажется, что они все сделали правильно, поэтому вступают в громкую беседу, пытаясь доказать это. Их оппоненты доказывают, что они были правы в своих поступках и решениях, а все остальные были неправы. Таким образом, ссора – это разговор, где каждый считает себя правым, пытается достичь только этой цели и не стремится услышать другого человека.

Люди не всегда хотят прекратить ссору. Пока они не добьются своего, то есть признания своей правоты, не отступят. Поэтому сначала нужно захотеть уйти от ссоры, а потом уже сделать соответствующие шаги.

Как быстро завершить ссору?

  • Можно уйти в другое место, где не будет вашего оппонента.
  • Можно сказать: «Делай, как знаешь» или «Поступай, как хочешь». Вы тем самым и не соглашаетесь с правотой своего собеседника, но и не отвергаете того, что он прав.

Прочие способы менее эффективные, поскольку оппонент может не захотеть с вами прекращать спор. Вашей задачей является оказаться на отдаленном расстоянии от своего собеседника, чтобы ни вы его не видели, ни он вас.

Итог

Конфликтовать присуще всем людям. Ссориться с окружающими все умеют. Однако управлять и разрешать конфликты – это искусство, которому не все научены. Если человек умеет успокаивать конфликты, тогда он знает, как управлять людьми, что требует немало знаний и усилий. Итог – способность организовывать собственную жизнь, делать ее более счастливой и упорядоченной.

Люди испортили уже немало отношений из-за того, что не захотели остановить ссору. Нередко люди погибали из-за конфликтов, которые разгорались между группами и даже целыми государствами. Прогноз становится непредсказуемым, когда люди начинают конфликтовать. Однако результат полностью зависит от того, какие решения они будут принимать и действия совершать.

Можно повести диалог в конструктивное русло, если есть желание решить проблему, а не доказать свою правоту. Можно повести спор в деструктивное русло, когда нет желания сотрудничать и находить компромисс. Часто люди отказываются принимать на себя ответственность за достигнутые результаты по итогам конфликта. Хотя на самом деле всего они достигли сами.

Да нет конфликта между разумом и чувствами.

Конфликт - между противоположными желаниями. Например, хочу познакомиться с девушкой - и хочу избежать стыда(она и отказать может).

О потребностях нам сигнализируют чувства.

В нашем примере - чувство эротического возбуждения и чувство страха.

Если я плохо опознаю СМЕСЬ своих чувств и желаний (и не понимаю. что это ВСЕГДА смесь!), то я буду ДУМАТЬ, будто у меня ОДНО желание (потребность) - познакомиться.

Но при движении к девушке мои чувства мне ясно просемафорят, что ненене, ты чо! - желание (потребность) избежать стыда есть, и ого-го какое!

И тогда кажется, что это спор рассудка и чувства.

Нет. Это конфликт двух потребностей, одна из которых была плохо осознана.

Здесь все четко делится на то, что врожденное и то, что приобретено нами как объектом в процессе воспитания. Почему кошки любят, чтобы их гладили, разве не от того, что в памяти у них осталось общение с мамой-кошкой, которая мыла их языком и окружала их теплом? Вот ребенок гоняется за голубями, дергает за хвост кошку, дергает старшую сестру за волосы и пр. Здесь два объяснения ситуации и два развития событий. Либо окружающие (по рассуждению: "он еще мал, ничего не понимает"; или мне так удобно - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало и не отвлекала от общения со знакомыми и гостями") не останавливают, не пресекают занятия ребенка, либо пресекают. Если попустительствуют и поощряют, ребенок воспринимает, что гонять и делать больно другому ассоциируется с общим весельем и хорошим ко мне отношением, и собственными положительными эмоциями объекта воспитания. Вот ребенок ушибся, и субъект воспитания (старшие сестренка, брат или родитель), как ему кажется, занимаясь более важным делом, колотит "виновника" падения и ушиба, чтобы успокоить страдающего от ушиба. Нет времени осознать - важнее ведь успокоить и отвлечь от боли - другие последствия такого воспитательного воздействия: ребенок на всю жизнь запоминает (программируется), что нужно ударить кого-либо, чтобы тебе самому стало легче. В том числе и либидо формируется в основном в процессе воспитания личности.

Что бы ни происходило с человеком, в человеке происходит сличение и сравнение того, что наблюдается и анализируется в действительности с тем мыслительным образом, основанном на ассоциативности мышления, образом, который сформировался в процессе воспитания.

К примеру, нелюбовь к математике может сформироваться, хотя человек об этом давно "забыл", когда мать или отец сказали 3-4 летнему ребенку, когда он их застал за бухгалтерским подсчетом, что, мол, сына (доця) не лезь, это так утомительно, я тут устал/устала. Дали, к примеру, счеты, чтобы чадо не отвлекало, и ребенок поехал кататься на больших счетах с костяшками. Сам наблюдал такой эпизод у знакомых.

Я вижу это несколько иначе, чем Евгений (при всём моём к нему уважении). Конфликт разума и чувств - это противостояние двух первичных начал, двух составляющих дуальной вселенной - света и тьмы, неба и земли, духовности и материи - где первое соответствует разуму, а второе чувствам. Рассмотрим на примере той же девушки, но добавим для наглядности тот момент, что мы уже состоим в браке, и имеем детей. Разум в этой ситуации утверждает, что близкое общение с прекрасной девушкой - пагубный и разрушительный шаг, который, принеся краткое удовольствие, обернётся длительными проблемами. Разум может подсказать, что подобное поведение деструктивно сказывается не только на моих личных отношениях и благополучии, но и на обществе в целом. Так как общество, где процветают измены и разврат, куда менее устойчиво и жизнеспособно. Всё это очень веские доводы, чтобы пресечь на корню всякое возможное общение с посторонними девушками. Для разума.

А для чувств нет. Над чувствами властвуют инстинкты - наша природная составляющая, то, что есть в нас общего с любым лесным зверем. Руководствуясь лишь инстинктами человечество достигло бы ровным счётом ничего. Люди бы, подобно животным, лишь потребляли бы пищу, совокуплялись, дрались друг с другом, и пытались бы выжить. Развитие человечества в целом, и человека в частности начинается там, где разум берёт верх над инстинктом, над чувством, превращая его из хозяина в слугу. Общество, где царит разум, развивается. Общество, где царят чувства, деградирует. Это не значит, что развитие подразумевает сухость и бесчувственность, так как полностью отвергать то, что мы чувствуем, нашу звериную природу, тоже не разумно. Она есть, и будет вне зависимости от наших желаний. Разумно понять это, принять, и не позволять ей брать верх.

В общем, выходит так, что конфликт между разумом и чувствами - это конфликт между развитием и деградацией. Разумный превозмогает себя, и делает - учится, работает, творит, тогда как звериная природа требует чего-то иного. Разум говорит нам, что выгодно сдержать свой гнев, и сохранить хорошие отношения, тогда как чувства требуют уничтожать, и бросать слова, за которые потом будет стыдно. Разум говорит, что всему своё время, всё придёт, если не оставлять усилий, чувства требуют всего и сразу, и объявляют бесполезным то занятие, которое не даёт немедленных результатов.

Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с ситуацией, когда не можем совладать со своими чувствами. И даже понимаем, что, поддаваясь этим чувствам, мы можем себе навредить, но тем не менее не слушаем голос разума. Почему же происходит конфликт между чувствами и разумом? Об этом мы поговорим с кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником физиологического отдела имени И. П. Павлова в Институте экспериментальной медицины.

Почему же наш разум не властен над чувствами?

Для начала необходимо сказать, что так было не всегда. Первозданный человек, первый Адам, был совершенным человеком, у которого все силы души находились в гармонии. Как правило, святые отцы упоминают три основные силы души. Переведя на современный язык, можно их обозначить так: воля, разум и чувство. С момента грехопадения между этими тремя силами начался разлад, то есть между ними возник диссонанс или раскол.

Изначально так не было, подчеркнем. Изначально человек - существо целостное, в котором все силы, свойства души находятся в гармоничных отношениях друг с другом. Но после грехопадения ситуация кардинально изменилась. Святые отцы подчеркивают, что врагу рода человеческого не под силу уничтожить человеческую природу, но он может ее исказить. Искажение человеческой природы отчасти заключается в том, что соотношение основных сил души (разума, чувства, воли) пришло в разлад. Этот момент очень хорошо выразил в Послании к Римлянам апостол Павел: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». В этой фразе видно противоречие между моими поступками (или, скажем так, между моими «волениями», устремлением моей воли) и тем, что я хочу.

Но интересно отметить: это тогда, почти две тысячи лет назад, апостол Павел говорил о том, что он не делает то, что хочет. Современный человек как раз делает то, что хочет, - но хочет он грех, вот в чем дело. То есть современный человек очень часто не задумываясь отдается на волю чувств, принимает их за истину. И весьма часто, даже не пытаясь анализировать эти чувства, не пытаясь давать им нравственную оценку, подчиняет свою волю этим чувствам. Но даже человек, который дает оценку этим чувствам, видит, что они греховные, служат услаждению или ублажению плоти, плотским желаниям, очень часто вынужден себе признаться, что не в силах им противостоять.

Почему возникает такая ситуация? Дело в том, что чувства или влечения человека, говоря языком физиологии и психофизиологии - мотивационная сфера нашей психической деятельности или нашего поведения, - зиждется на реальных биологических потребностях. Опять подчеркнем духовный момент: эта ситуация возникла после грехопадения, когда душевные силы человека стали подчинены плотским и исключительно материальным тенденциям. Изначально так не было. Весьма интересно, что, например, апостол Иоанн Богослов в своем послании говорит о похоти плоти, похоти очей и еще о гордости житейской. Это как бы основные страсти, которыми обуреваема душа уже падшего человека.

Итак, наши потребности в настоящий момент в большей мере (процентов на девяносто, если не на девяносто девять) обусловлены биологическими потребностями. Отсюда возникает соответствующая мотивация, которая призвана удовлетворить эти биологические потребности. Отсюда и соответствующие чувства, которым разуму противостоять очень тяжело. И получается, что разум находится в подчиненном состоянии по отношению к чувствам и к биологическим потребностям.

- Хорошо. А где зарождаются эти чувства? В голове или в сердце?

Конечно, постановка вопроса уже предполагает определенный контекст. Вы говорите «голова», наверное, подразумевая деятельность мозга. Значит, вероятно, «сердце» в этом вопросе Вы рассматриваете буквально как анатомический орган. Конечно же, святые отцы, говоря о сердце и размышляя о движениях сердечных, имели в виду ни в коем случае не анатомический орган. Дело в том, что терминология, которую мы часто используем (дух, душа, сердце, ум), в богословском контексте не является абсолютно выверенной. Здесь все время есть некоторые девиации смыслов. Поэтому очень часто нам с вами сложно судить, что конкретно имели в виду святые отцы, употребляя разные термины - в одном случае «сердце», в другом случае «ум», в третьем - «душа». Сложно. Но общий контекст их посланий, писаний примерно таков: речь идет о некой сердцевине, неком средоточии души человека. Скажем так, о некой глубине или сердцевине.

То есть сердце в данном случае рассматривается, конечно же, не как анатомический орган, а именно как таинственная глубина души человека. Безусловно, нам крайне интересно, как это соотносится с современной терминологией, современными понятиями, в том числе и научными. Что мы можем предложить взамен термина «сердце» в том смысле, как это понимают святые отцы? Наверно, самое лучшее толкование понятия «сердце» с научной точки зрения будет примерно следующее: мотивационно-эмоциональная сфера нашей психической деятельности. То есть те механизмы (если мы говорим о физиологии, а она здесь имеет место, вне всякого сомнения), которые формируют наши мотивации и наши эмоции и которые действительно находятся в подчиненном состоянии по отношению к нашим рассудочным, аналитическим, интеллектуальным способностям.

А под термином «голова» Вы, скорее всего, подразумевали некую рассудочную, интеллектуальную деятельность. И в этой связи, конечно, можно сказать, что чувства имеют большее отношение к мотивационно-эмоциональной сфере деятельности мозга, нежели к интеллектуальной, рациональной, аналитической. Ну и так далее.

- Отец Константин, подскажите нам, как научиться управлять своими чувствами.

Вопрос очень сложный. Вряд ли я могу в полной мере ответить на него. Мне кажется, в современном мире это искусство во многом утеряно. В полной мере искусством управлять собой владели святые отцы. И, кстати говоря, они ставили перед собой важнейшую задачу - подчинять себе различные чувства, влечения, впечатления. Отметим: быть очень внимательными к своим впечатлениям, к тому, что входит в нас, что мы переживаем, чем занят наш внутренний мир. Это очень важный момент. Человек формирует свою душу всеми мыслями и желаниями, которые он принимает или не принимает. Действительно, возникает колоссально актуальная задача владения или управления, или наведения порядка в своем внутреннем мире. Поэтому Ваш вопрос крайне актуален: как же научиться управлять?

Что здесь можно сказать? Давайте читать святых отцов. Там дано очень много советов. Первый момент: для начала быть просто внимательным - к своим мыслям, к своим душевным движениям, впечатлениям. Святые отцы подчеркивают стадийность. Например, стадийность развертывания той или иной мысли или желания. Желание не возникает сразу, мгновенно, в полной мере и со всей своей силой. Есть определенные стадии развития желания. На первых двух у человека достаточно сил отвергнуть то или иное желание, как только произошло его опознание или ему дана оценка.

Например, желание внезапно возникло по тем или иным причинам (причины сейчас не будем обсуждать, они могут быть очень разные). Но оно возникло, и человек тут же вправе дать нравственную оценку: это желание он принимает или не принимает. Еще раз подчеркнем: на нравственных основах, на основах заповедей Христовых. Например, мы говорим, что желание - греховное. Если мы дадим эту оценку в самом начале, в самый первый момент возникновения желания - у нас достаточно сил его отвергнуть. Или, применяя интеллектуальные рассудочные усилия, сказать: «Нет, желание, я тебя не принимаю».

Но если желание развилось, если мы ему дали волю развиться, если оно уже производит многие-многие ассоциации, фантазийные картины и так далее, - здесь его побороть очень и очень сложно. Ведь человек принимает его за истину и подчиняет свою волю этому желанию. Именно поэтому весьма актуальна задача внимательного отношения к своим чувствам.

Давайте еще раз подчеркнем: чувства не возникают мгновенно, они всегда развиваются. Их очень легко остановить, или приостановить, или направить в другое русло на первых стадиях развития, когда они еще не овладели в полной мере своей силой и мощью. Если мы дали им волю или возможность развиться в полной мере, то остановить их бывает практически невозможно - об этом предупреждают святые отцы. Собственно, именно так и происходит гибель человека по отношению к вечности, то есть падение в тот или иной грех, когда человек просто проворонил возникновение тех или иных чувств. Если чувство возникло, оно очень сильно, врачевать его очень сложно.

Читая жития святых отцов, мы видим, какая бывает сложная, жестокая борьба по отношению к тем или иным чувствам со стороны святых отцов. Но, заметьте, они ведь ставят перед собой задачу эти чувства побороть! А современный человек сейчас даже и не ставит такую задачу. Но если она актуальна, если она возникла, то необходимо признать, что возможен такой наплыв чувств, который самому, своими силами побороть не удастся. И остается только молить Бога: «Господи, дай мне сил, дай мне благодать преодолеть и как-то погасить эти внутренние очень сильные душевные движения».

Кстати, у святых отцов это описано: когда такие просьбы были весьма актуальными, Господь слышал и как бы гасил те или иные греховные движения. Наше сердце, бывает, сдается под устойчивым натиском разума. То есть если мы себе настойчиво говорим, что это нехорошее желание, что ему надо противостоять; в конце концов, если проявим настойчивость, разум одерживает победу. Но вопрос в том, кто кого победит с самого начала, кто быстрее одержит победу: желание или разум?

Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться. Спасибо!

На пользу Вам и всем смотрящим!

Дорогие телезрители, еще с античных времен миру известна мысль: «Познай самого себя!» Святые преподобные отцы Церкви говорят о том же, подчеркивая важность познания себя в деле спасения души. К этому можно добавить слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Учитесь властвовать собой».

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Татьяна Муравьева