Жизнь А. М. Горького была разнообразна и противоречива. Детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его “жизнь в людях”. От невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет любовь к чтению и стремление стать писателем, описывать увиденное. Литература сыграла огромную роль в жизни Горького. Она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека.
Первый рассказ М. Горького – “Макар Чуд-ра” – был овеян восторженным преклонением перед образом цыганки Радды, ценой своей жизни испытавшей могучее сердце Лойки Зобара. Написание этого рассказа положило начало дальнейшему его творчеству в духе героического романтизма, поскольку сам писатель искал пути к решению вечных проблем человечества, стремлению к лучшей жизни. А изменить эту жизнь в лучшую сторону, как он понимал, могли люди глубоко одухотворенные, бескорыстные, порядочные и целеустремленные, ни на минуту не задумывающиеся о своем личном благополучии, видящие в жизни ее прекрасные стороны, ее духовные ценности.
Такими героями в произведениях Горького являются Данко, Буревестник, Сокол, Челкаш и другие.
Первые строки в большинстве таких произведений Горького были призывом к геройству. В рассказе “Старуха Изергиль” устанавливается связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Лар-ра – гордец, себялюбец, эгоист, он ценит только себя и свободу. Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “Я”, а Данко отдает всего себя.
Сказка “Девушка и Смерть” – примечательное выражение неизменной веры писателя в способность человеческого сердца победить, выстоять в трудную минуту.
“Челкаш” – один из рассказов из цикла о людях из народа, которые несут в себе высокие эстетические качества. Конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного дома. На дороге соучастия в преступлении сталкиваются два человека – одного приводит привычка, другого – случай. Недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие Гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе Челкаша. Автор подчеркивает духовное превосходство Челкаша. Однако Челкаш не нужен обществу, в отличие от маленько го хозяина Гаврилы. В этом состоит как романтический пафос произведения, так и трагический. Романтическое мировоззрение присутствует также в описании природы.
Жанр произведений “Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе” определен как песня. Обе песни обладают и другими жанровыми признаками – в них присутствуют черты притчи. Точка зрения главных героев: противопоставление сильной личности и общества. Природа отражает внутреннее состояние героев. В образе этих смелых и гордых птиц писатель хочет видеть как можно больше людей, стремящихся изменить жизнь людей к лучшему, чтобы все люди жили в мире и согласии.
Создавая свои ранние произведения, Горький хотел видеть в людях, которые прочитают их, стремление брать пример с его положительных героев, стремление на их примере изменять свой внутренний и духовный мир, свой облик, а в результате и саму жизнь. К этому стремится и сам писатель.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной Read More ......
  2. Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти одновременно с этими произведениями он пишет “Двадцать шесть и одна”, Read More ......
  3. В своих “хождениях по Руси” М. Горький вглядывался в темные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, Read More ......
  4. Обращение к прозе – закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение – незаконченный исторический роман “Вадим” (1832- 1834). Роман был посвящен чрезвычайно актуальной Read More ......
  5. Жизненные университеты Горького и творчество как крик боли. (Потрясение, испытанное Горьким, вошедшим еще мальчонкой во взрослую жизнь царской России, было так велико, что жить с этим и молчать было невозможно. После неудачного самоубийства писательство стало единственной возможностью выразить боль человека, Read More ......
  6. Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил, себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького. К. Паустовский Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого Read More ......
  7. Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд Read More ......
  8. М. Горький – это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков. Он известен как русский писатель, публицист. В романе “Мать” (1906-1907 гг.) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки Read More ......
Ранние произведения М. Горького

Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художника восходящего класса - пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького.

Выступив как глашатай грядущей бури, Горький попал в тон общественному настро-ению. В 1920 г. он писал: «Я начал свою рабо-ту возбудителем революционного настроения славой безумству храбрых». Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - С.214. Это относится прежде всего к ранним романтическим про-изведениям Горького. В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изер-гиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвраще-ние норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особеннос-тью, которую можно определить словами Л.Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.614. Во всех звучит мотив не-приятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре этих произведений - фигура сильного, гордого, смелого человека, не по-коряющегося никому, не-сгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливают-ся небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.

Рассказ «Макар Чудра» -

утверждение идеала личной свободы

В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького - «Макар Чудра». Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. - СПб.: «Паритет», 2002. - С.131.

Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватыва-ет чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цы-ган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов - все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призва-нии человека и его роли на земле. «Человек -- раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», - рассуждает Макар. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.18. И противопостав-ляет этому свое: «Человек родится, чтобы уз-нать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так ца-рями над всей землей».

Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Радды, которые не стали ра-бами своего чувства. Их образы исключитель-ны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое сол-нце». Там же, с.21. Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с ко-нем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Там же, с.20. Подстать и красавица Радда. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Там же, с.20.

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

В рассказе «Макар Чудра» сформулирова-но два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряй-ся, и он даст тебе все, что попросишь». Там же, с.18. Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис до-казан судьбой Лойко Зобара и Радды: воля до-роже жизни, счастье - в свободе. Романти-ческое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...»

Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины “дна жизни”, которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.
Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы - “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь -- носитель общественного сознания. Ему говорят: “...стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны”. Ему противостоит мир романтических героев - опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности. Романтический герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками (“Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”). Данко - герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек, заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием “Данко” и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.
Еще явственнее он в особом жанре - песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием “Бывший Главсокол, ныне Центроуж”). Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки - это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”.
Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он “прекрасный пекарь, умелец”, им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру - одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: “Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!”. Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: “Не нашел я себе места!”. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел, - например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.

Цель урока: проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели - наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

II. Беседа

В чем особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе (приведем примеры). Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.)

Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев?

(В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как черт в праздник», «увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический - сказочный, с фольклорными формулировками.)

В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих - покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка - восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал - доведенный до крайности. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко - она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами». Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама, старуха, сближает этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Индивидуализм старухи, ее рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня - тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру (вспомним, что Ларра тоже обратился в тень). Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой - единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия - порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам - орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

(В третьей части, диалоге Челкаша и Гаврила окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».

Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу и человеком-то Горький не называет - он находит ему определение «гнус».)

II. Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького

Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.

Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?

Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?

Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?

Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?

В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького - Челкаша и Гаврилы?

В чем вы видите особенности романтизма Горького?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма.

Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”. В нем Горький показал судьбы двух людей: Ларры и Данко. Один из них принес людям добро, другой - зло.

Ларра был сыном орла, очень гордый, как и его отец. Попав в племя своей матери, он разговаривал с высокопочитаемыми людьми, как с равными. Ларра считал, что он лучший на земле, и таких, как он, больше нет. Он относился к людям, как к рабам. Для него были непонятны жалость, уважение к другим, любовь. Он был один, и он был горд собой. Ему ничего не было нужно, и он ничего не давал другим.

Когда он жестоко убил одну девушку, люди не могли придумать ему достойную кару. Поговорив с ним, они поняли, что для него были чужды привязанности, чувства. Ларра во всем хотел походить на своего отца, быть таким же независимым и одиноко гордым. Но его отец был один. Ему нужны общение, семья, любовь, дружба, ответственность за кого-либо. Тогда люди из племени решили, что лучше оставить его одного. Долго ходил Ларра по земле. Он добывал себе все, что хотел, и люди не могли его убить, защищенного божьей карой. И когда они поняли это, то стали над ним смеяться. Люди потеряли к нему всякий интерес. Тогда Ларра стал еще более одиноким. Он понял, на что обрекли его люди, какую жестокую кару они выбрали ему. Он понял то, что чувствуют люди, и как они живут. Ему захотелось общения, ласки, любви, но этого он не мог получить, потому что был всеми отвергнут.

Другой герой рассказа - Данко. На одно племя напали враги. И перед ними стал выбор: сдаться в вечное рабство врагу или идти через непроходимый лес. Они не могли решить, все сидели и думали. И тут появился Данко. Это был смелый и красивый юноша. Он сказал: “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь!” Люди, испуганные смертью, скованные страхом и изнуренные думами, послушались ясного и правдивого голоса Данко. Они, безвольные и ослабленные, подчинились доброй и могучей силе, излучаемой Данко. В них он зародил надежду на хорошую жизнь. Однако ко гда люди устали, пали духом, им стало стыдно признаться себе в этом. Тогда они озлобились против Дан-ко. Люди набросились на него и хотели убить. Данко не мог озлобиться на них из-за жалости. Он очень любил людей, и всю свою любовь доказал своим поступком. Данко вырвал из груди свое сердце и, освещая путь, повел людей через лес. Когда люди вышли из леса, то они, ослепленные радостью, позабыли, какую дорогую цену заплатил за них Данко. Он умер, рассыпалось его сердце искрами по всему небу, но образ героя-освободителя навсегда останется жить в сердцах людей. “В жизни всегда есть место подвигам”, - говорит старуха Изергиль.

В поэме “Девушка и Смерть” М. Горький прославляет чувство любви, которое победило смерть.

В знаменитой пьесе “Песня о Соколе” прослеживается идея подвига. Сокол - олицетворение борца за народное счастье. М. Горький показывает нам идеального героя, которому присущи храбрость, героизм, презрение смерти и ненависть к врагу. “Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

Каждый герой романтических рассказов М. Горького - это активный, целеустремленный человек, противящийся злу всеми способами.