Пасхальные яйца от Тивадара Костка Чонтвари

«Пасхальные яйца» - скрытые намеки, шутки
и загадки в книгах, фильмах, картинах.

Это картина Тивадара Костка Чонтвари, называется она "Старый рыбак". На первый взгляд
в ней нет ничего особо примечательного, так впрочем считали и искусствоведы, но
однажды было выдвинуто предположение, что на ней изображены Бог и дьявол.


В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину "Старый Рыбак".
Казалось бы ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее скрытый подтекст,
при жизни художника так и нераскрытый. Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало
к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо
Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика)

Бог, со спокойным морем за спиной.

И дьявол с бушующими страстями.

Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение
о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю
жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и
злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на
картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого
приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог
и дьявол. И уравновесить их - задача каждого человека.

Автопортрет

Тивадар Костка родился 5 июля 1853 года, в горном селении Кишсебен, принадлежавшем
Австрии (ныне Сабинов, Словакия)— венгерский художник-самоучка.

Его отец Ласли Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев росли в
атмосфере, пропитанной духом фармакологии. Будущий художник с детства знал, что станет
аптекарем. Но прежде чем стать им сменил много профессий—работал торговым служащим,
какое-то время посещал лекции на факультете права, и только потом изучил фармакологию.


Однажды, ему было уже 28 лет, находясь в аптеке, он схватился за карандаш и нарисовал
на рецептурном бланке увиденную им из окна простую сцену — проезжающую телегу,
запряженную буйволами. Было ли это начало шизофрении, которой он страдал впоследствии,
но с тех пор мечта стать художником, охватила его.

Он отправляется в Рим, затем в Париж, где встречается с известным венгерским художником
Михаем Мункачи (кстати, тоже кончивший жизнь в психиатрической больнице). А потом
возвращается на родину, и в течение четырнадцати лет работает в аптеке, стремясь добиться
материальной независимости. Скопив небольшой капитал, едет учиться сначала в Мюнхен,
а затем в Париж.

Учёба не принесла ему удовлетворения. А потому в 1895 году отправляется в путешествие
по Италии, чтобы рисовать пейзажи. Путешествовал также по Греции, Северной Африке и
Ближнему Востоку.
В 1900 сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.

Уже в 1907 и в 1910 состоялись персональные выставки в Париже, но они не принесли ему
признания. Не получили его картины признания и в Венгрии, да и автор имел репутацию
сумасшедшего.


В 1910 г. период созидания закончился. Приступы болезни становились все более тяжкими.
Рисовал он теперь крайне редко, лишь эскизы своих сюрреалистических видений.

В последние годы он писал книги: памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного
человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением».
При жизни художник не продал ни одной своей картины.
Последняя главная картина «Поездка по берегу» была написана в Неаполе в 1909.


20 июня 1919 г. художник Чонтвари умер, как пишут, от артрита.
Родственники, проконсультировались со специалистами,те заверили их в полной художественной
несостоятельности Тивадара как художника, и вскоре картины были выставлены на аукцион
не как произведения искусства, а как куски холстов. Случайный коллекционер (случайный
ли?)скупил все картины оптом за мизерную сумму, удовлетворившую недальновидных (или всё
же обманутых) племянников.

Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.

После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.


До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.

Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения!


Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.


Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.

«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.

В нашем интернет-магазине Вы можете приобрести репродукцию таинственной картины и создать этот шедевр сами.

Кажется мне, что судьбы венгерского художника Чонтвари (Тивадар Костка) и грузинского классика Нико Пиросмани () во многом схожи, разве что всепоглощающей любви к Маргарите у Чонтвари не было. Он так же не был признан при жизни, так же слыл сумасшедшим и так же умер в бедности... Впрочем, обо всем по порядку.

Пейзаж во время заката, 1899

Ференц Лист - Венгерская рапсодия (исп. Денис Мацуев)

Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Его отец Ласло Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев с детства знали, что продолжат дело отца. Но прежде чем изучать фармакологию, Костка окончил гимназию в городе Унгваре (нынешний Ужгород), работал какое-то время торговым служащим, потом посещал лекции на факультете права, только затем стал аптекарем и работал им в течение четырнадцати лет.



Восточный вокзал ночью, 1902

Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное - на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение - стать великим живописцем.


Масличная гора в Иерусалиме, 1905

Для начала Тивадар ушел из семейного бизнеса отца и открыл собственную аптеку в городке Гач на севере Венгрии. Десять лет он продолжал трудиться в аптеке, чтобы добиться финансовой независимости и скопить необходимый для творчества капитал. Параллельно он начал срисовывать чучела животных, рисовать фигуры людей. Уже весной 1881 года Костка насобирал денег, чтобы отправиться в Италию и увидеть картины Рафаэля. В своих записках после посещения музея Ватикана он написал: «Я не узрел там живой природы, у Рафаэля нет того солнца, к которому стремлюсь я…»



Цветущий миндаль (Итальянский пейзаж), ок.1901

Чонтвари начал заниматься живописью только в середине 1890-х годов, в 1894 году он оставил братьям аптеку и в марте приехал в Мюнхен. Во многих источниках художника называют самоучкой, а он ведь учился живописи, и у неплохих учителей. В Мюнхене Костка поступает учиться в частную художественную школу своего соотечественника, известного венгерского художника Шимона Холлоши, который был на десять лет моложе своего ученика. Их сближала идея, выдвинутая Холлоши, о том, что «венгерское искусство может стать истинно национальным только на родной почве, под венгерским небом, в общении с возрождающимся народом».



Хайленд-стрит (Дома), ок.1895

В «мюнхенский период» Костка писал портреты, причем, отмечают, что в них видно «ощущение грусти, безысходности, они выбиваются из канвы его творчества». Рассказывают, что когда художник написал портрет известного мюнхенского натурщика Вертмюллера, тот, посмотрев на работу, воскликнул: «Я позирую почти семнадцать лет, но так нарисовать меня еще никому не удавалось!». Кстати, именно в период учебы художник написал несколько портретов, позже он перестал интересоваться этим жанром.



Женщина, сидящая у окна, 1890-е

После Мюнхена Тивадар продолжил учебу в Карлсруэ в студии художника Фридриха Каллморгена. Историки отмечают, что в тот период художник жил безбедно, поскольку для своих картин покупал дорогие бельгийские холсты. Единственное «неудобство», что из поездок художник привозил картины свернутыми в рулоны, краска, положенная толстым слоем, часто трескалась, и Тивадару приходилось периодически реставрировать свои работы. Совершил он также поездки в Рим и Париж.


Рыбалка в Кастелламмаре, 1901

Учёба не принесла Тивадару удовлетворения. Художник игнорировал все правила искусства, своими картинами он бросал вызов попыткам считать его, как наивного живописца. В 1895 году художник отправился путешествовать по Далмации и Италии, где писал пейзажи, на которых обязательно должны были присутствовать вода, огонь и земля. Это видно на примере одной из известных работ художника под названием «Кастелламаре ди Стабиа». Так называется город недалеко от Неаполя, возникший не месте древних Стабий, уничтоженных 24 августа 79 г. извержением Везувия вместе с Помпеями и Геркуланумом. На месте древнего поселения и расположился итальянский городок Кастелламмаре ди Стабия, который с итальянского переводится, как «маленькая стабианская крепость у моря». Художник изобразил справа на картине - солнечную городскую улицу, по которой движется тележка, запряженная осликом, а вот слева - неспокойное море перед надвигающейся бурей и вдали дымящий Везувий.



Кастелламмаре-ди-Стабия, 1902

Кроме Италии и Франции, художник побывал в Греции, Северной Африке и Ближнем Востоке. В Греции, например, были написаны большие картины «Руины греческого Театра в Таормине» (1904-1905) и «Храм Юпитера в Афинских развалинах» (1904). В 1900 году Тивадар сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.



Руины греческого театра в Таормине, 1904-1905

Всего Чонтвари написал свыше ста картин и больше двадцати рисунков. Основные из них, по стилистике близки к экспрессионизму и были созданы в 1903-1908 годах. Например, в 1906 году была написана огромная картина «Баальбек» - 7 х 4 метра. Это одно из «программных» произведений художника, в котором он попытался изобразить свой «город солнца». Искусствоведы пишут: «Прошлое и настоящее здесь воедино. Жизнь - была, остались развалины, осталась память. Жизнь - есть, она продолжается: куда-то шагают ленивые верблюды и идут люди».



Баальбек, 1906

В 1907 году картины Чонтвари экспонировались на Международной выставке в Париже, в 1908 году - в Галерее искусств в Будапеште. В Париже один известный американский искусствовед написал о картинах Чонтвари - «они оставили позади всё, что до сих пор существовало в живописи». Но ни такая оценка творчества, ни последующая выставка на родине не принесли художнику ни известности, ни признания.



Одинокий кедр, 1907

В 1907-1908 годах Чонтвари побывал в Ливане, где были написаны символические картины - «Одинокий кедр», «Паломничество к ливанским кедрам» и «Колодец девы Марии в Назарете». В последней из названных картин художник в человеке, наливающем воду из кувшина для ослика и коз, изобразил себя.



Колодец Марии в Назарете, 1908

Полотна Чонтвари экспонировались и в других странах Европы в 1908 и 1910 годах, но они также не добавили ему известности и признания, на которое художник так искренне надеялся. Кроме того (и это было самым обидным!), творчество художника не признавали на родине. В Венгрии Чонтвари имел репутацию сумасшедшего из-за странностей поведения, аскетического образа жизни и склонности при общении впадать в пророческий тон.



Вид города Банска-Штьявница на горизонте, 1902

Последняя картина художника - «Конная прогулка у моря» (ее часто переводят с венгерского как «Прогулка по берегу»), была написана в Неаполе в 1909 году. В этом же году картина была показана на Всемирной выставке в Париже, а спустя почти полвека, в 1958 году, эта работа была удостоена Главного приза на выставке «50 лет современного искусства» в Брюсселе.



Конная прогулка у моря, 1909

В 1910 году Чонтвари практически перестал писать картины, потому что приступы болезни становились все более тяжкими. Правда, историки отмечают, что попытки писать что-то новое были, но художник так и не довел ни одной работы до конца. Он так и не создал семью и лишь изредка общался с сестрой (о судьбе его братьев ничего неизвестно). Чонтвари занимался реставрацией старых работ и по-прежнему мечтал о большой выставке на родине, после которой его оценят по-настоящему.



Водопад Шаффхаузен, 1903

Художник собирался открыть собственную галерею, где он мог бы показывать картины, он даже нарисовал проект этой галереи. Он вел аскетичный образ жизни, питался только овощами и фруктами. До конца жизни он оставался сторонником монархии и большим поклонником императора Австрии и с 1848 года короля Венгрии Франца Иосифа I. Чонтвари даже написал портрет императора, а еще легенда гласит, что когда Франц-Иосиф простудился, художник послал ему телеграмму, в которой изложил свои аптечные рекомендации: что принимать, когда и как.



Город на берегу моря, ок.1902

В последние годы жизни Чонтвари занялся также литературной деятельностью, он написал памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением». Историки подчеркивают, что Чонтвари был человеком эгоцентричным, в общении трудным, он до конца жизни оставался убежденным в своем мессианском предназначении. Стоит отметить, что при жизни художник не продал ни одной своей картины. Умер Чонтвари в 1919 году в Будапеште в возрасте шестидесяти лет и был похоронен на кладбище Керепеши.



Весна в Мостаре, 1903

После смерти Чонтвари его сестра хотела продать картины, она обратилась к музейным работникам, и те заверили ее в том, что полотна не представляют никакой ценности. Но сестра решила, что хоть картины - «мазня», но холсты-то могут стоить денег. Поэтому она написала объявление о распродаже всех картин брата. Во многих источниках пишется, что картины были скуплены оптом неизвестным коллекционером, но позднее стало известно имя человека, благодаря которому можно сегодня лицезреть картины Чонтвари в музеях Венгрии. Это архитектор Гедеон Герлоци. А история практически спасения картин просто фантастична.



Кораблекрушение, 1903

Герлоци после окончания Академии искал, где бы снять жилье в Будапеште. Однажды он шел по улице, где находилась мастерская Чонтвари, увидел объявление о распродаже картин и одну из них, прислоненную к стене. Позже Герлоци вспоминал, что, когда он проходил мимо дома, картина упала от порыва ветра. Это был знаменитый «Одинокий кедр». На следующий день Герлоци скупил все картины, назначив цену чуть выше, чем присутствующий на распродаже сосед-старьевщик. Многие годы Герлоци хранил картины в сундуке в свернутом виде. Когда архитектор стал преподавать в Школе изящных искусств Будапешта, то перевез и разместил там самые большие полотна. В 1949 году Герлоци возил картины Чонтвари для участия в выставках в Париже и Брюсселе.



Цветущий миндаль в Таормине, ок.1902

На могиле Чонтвари стоит памятник - бронзовый художник с кистью в левой руке. История его тоже интересна. По венгерским законам, если по истечении 50 лет после смерти родственники не платят за то, чтобы за могилой продолжали следить работники кладбища, то останки умершего перезахоранивают в общей могиле. Родственники Чонтвари и при жизни считали его «не от мира сего» чудаком, который и рисует непонятно что. Наследники могилой не занимались, историки и музейщики тоже не изучали его творчество, поэтому останки художника и попали в 1970 году в общую могилу. Но по стечению обстоятельств, именно с начала 1970-х стал расти интерес к наследию художника, и поэтому в 1979 году, к 60-летию со дня смерти художника, на кладбище Керепеши поставили этот бронзовый памятник, а его копию установили перед открытым шестью годами ранее в Пече музеем художника.


Памятник на могиле Чонтвари

За появление музея нужно благодарить его директора Золтана Фюлёпа, который являлся поклонником творчества Чонтвари и собирал его картины. Музей Чонтвари расположился в двухэтажном особняке, построенном в девятнадцатом веке. Герлоци передал Фюлёпу почти всю свою коллекцию картин Чонтвари, а через два года после открытия музея архитектор умер. Историки отмечают, что он хоть и создал немало зданий в столице Венгрии, но в историю венгерского искусства вошел, как человек, спасший наследие Чонтвари.



На входе к Стене Плача в Иерусалиме, 1904

Основные работы художника, конечно, экспонируются в Венгерской национальной галерее. Вместе с теми, что находятся в постоянной экспозиции музея художника в городе Печ, их почти 130 штук. Около 25 картин художника историки обнаружили в частных коллекциях. Многие работы исчезли во время Второй мировой войны, некоторые, наоборот, были найдены неожиданным образом. Рассказывают, что человек, купивший еще в конце XIX века аптеку Чонтвари, обнаружил там несколько оставленных рисунков и картин и все это убрал на чердак, в середине ХХ века их обнаружили в Берлине.



Водопад в Яйце, 1903

До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, было известно имя Тивадара Костки (Чонтвари). Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим, заговорили совсем недавно. Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печ, рассматривая картину «Старый рыбак» (1902), обнаружил, что если разделить полотно вертикальным зеркалом пополам, получится два разных изображения! Оказывается, на картине изображен не просто старый рыбак, а сам Господь в образе белобородого старика, за спиной которого возвышается гора и спокойное море, и одновременно Сатана-дьявол на фоне штормовых волн. Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского художника.


Старый рыбак, 1902

Вот такая полуторавековая история, связанная с одним из оригинальнейших венгерских живописцев. Конечно, о его творчестве можно спорить, можно критиковать или не принимать, но, мне кажется, что даже простой дилетант-обыватель, посмотрев картины Чонтвари, скажет: «В них что-то есть!»



Римский мост в Мостаре, 1903


Зриньи начинает последнюю атаку, 1903


Храмовая площадь с видом на Мертвое море, Иерусалим, 1906


Долина Большой Тарпатак в Татрах


Компания, переходящая через мост, 1904


Коучинг в Афинах в Новолуние, 1904

Пост навеян передачкой "Что, где, когда?". Начну, пожалуй, с загадки.
Это картина Тивадара Костка Чонтвари, называется она "Старый рыбак". На первый взгляд в ней нет ничего особо примечательного, так впрочем считали и искусствоведы, но однажды было выдвинуто предположение, что на ней изображены Бог и дьявол. Загадка в том, из-за чего родилась такая мысль. Под катом будет картинка побольше, биография и разгадка:)

Отгадали? Нет? Может быть детали Вам подскажут ответ?

Еще немного помучаю рассказом о самом художнике. Кому не терпится, летите вниз за ответом.

Автопортрет

Тивадар Костка родился 5 июля 1853 года, в горном селении Кишсебен, принадлежавшем Австрии (ныне Сабинов, Словакия)— венгерский художник-самоучка.

Его отец Ласли Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев росли в атмосфере, пропитанной духом фармакологии. Будущий художник с детства знал, что станет аптекарем. Но прежде чем стать им сменил много профессий—работал торговым служащим, какое-то время посещал лекции на факультете права, и только потом изучил фармакологию.

Однажды, ему было уже 28 лет, находясь в аптеке, он схватился за карандаш и нарисовал на рецептурном бланке увиденную им из окна простую сцену — проезжающую телегу, запряженную буйволами. Было ли это начало шизофрении, которой он страдал впоследствии, но с тех пор мечта стать художником, охватила его.

Он отправляется в Рим, затем в Париж, где встречается с известным венгерским художником Михаем Мункачи (кстати, тоже кончивший жизнь в психиатрической больнице). А потом возвращается на родину, и в течение четырнадцати лет работает в аптеке, стремясь добиться материальной независимости. Скопив небольшой капитал, едет учиться сначала в Мюнхен, а затем в Париж.

Учёба не принесла ему удовлетворения. А потому в 1895 году отправляется в путешествие по Италии, чтобы рисовать пейзажи. Путешествовал также по Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку.
В 1900 сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Уже в 1907 и в 1910 состоялись персональные выставки в Париже, но они не принесли ему признания. Не получили его картины признания и в Венгрии, да и автор имел репутацию сумасшедшего.

В 1910 г. период созидания закончился. Приступы болезни становились все более тяжкими. Рисовал он теперь крайне редко, лишь эскизы своих сюрреалистических видений.
В последние годы он писал книги: памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением».
При жизни художник не продал ни одной своей картины.
Последняя главная картина «Поездка по берегу» была написана в Неаполе в 1909.

20 июня 1919 г. художник Чонтвари умер, как пишут, от артрита.
Родственники, проконсультировались со специалистами,те заверили их в полной художественной несостоятельности Тивадара как художника, и вскоре картины были выставлены на аукцион не как произведения искусства, а как куски холстов. Случайный коллекционер (случайный ли?)скупил все картины оптом за мизерную сумму, удовлетворившую недальновидных (или всё же обманутых) племянников.

Ну, а теперь разгадка:) Возьмите зеркало и приложите по центру картины и увидите вот такие ответы:)
Бог, со спокойным морем за спиной.

И дьявол с бушующими страстями.

До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.

Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.

Непризнанный художник

Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.

От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.

Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.

С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих художников. Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы учиться рисованию. Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.

Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.

Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»

Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.

После открытия данного факта, к признанию автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.

Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.

«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.