300-летний юбилей празднует 31 января первый музей России - Кунсткамера, учрежденная указом Петра I в 1714 году. Официальное название Кунсткамеры - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. В Музее собраны самые интересные и редкие предметы из истории культур Старого и Нового Света. Коллекция насчитывает более миллиона экспонатов и является самой большой в мире.

Во времена Петра I посещение музея было бесплатным, гостям предлагали кофе и закуски, а знатным людям - венгерское вино. Музей известен своей коллекцией анатомических редкостей, среди которых двухголовый ягненок и зубы, удаленные лично самим Петром I. При Кунсткамере были и живые экспонаты. Например, Петр привез из-за границы великана Буржуа ростом 2,3 м. Сейчас в музее хранится его сердце.

К юбилею знаменитого музея сайт предлагает самые интересные и необычные экспонаты этнографической коллекции Кунсткамеры.

Летопись индейцев Дакота

Летопись индейцы написали на бизоньей шкуре в XIX веке. Каждый рисунок изображает важное событие. Человеческая фигура, закрашенная красным цветом, означает эпидемию кори. 30 горизонтальных линий символизируют 30 индейцев Дакота, убитых индейцами Кроу. Рисунок коровы говорит о том, что в страну Дакота пригнали рогатый скот.

В летописи индейцев дакота каждый рисунок означает важное событие. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Солнечный кипятильник»

В каждом доме Китая в XIX веке независимо от состоятельности хозяев было необычное приспособление - «солнечный кипятильник». С помощью такого инструмента можно за несколько минут получить горячий чай, приготовленный солнечными лучами. Бетонная полусфера кипятильника обклеена зеркальцами. Ее нужно повернуть на солнце и поставить чайник с водой на подставку в центре сферы. Вода закипит уже через десять минут.

С помощью этого устройства китайцы кипятили воду на солнце. Фото: АиФ / Яна Хватова

Флейта из человеческой кости

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Просто так дуть в эту флейту было строго запрещено. Шаманы использовали ее только в ритуальных целях - для вызова духов трех миров. Шаманы предлагали им свое тело в качестве подношения. Тот, кто выдерживал такое испытание, считался бесстрашным.

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Фото: АиФ / Яна Хватова

Монгольская юрта

В такой юрте монголы жили, начиная с XV века. Остов жилища состоит из многочисленных деревянных решеток. Их покрывали кусками войлока и перевязывали веревками. Дверь юрты всегда была обращена на юг, а северная сторона напротив входа считалась самой почетной. Внутри юрта делилась на мужскую и женскую половину. В соответствии с этим принципом была расставлена мебель. В центре юрты располагался очаг, который монголы считали священным местом.

Дверь монгольской юрты всегда обращена на юг. Фото: АиФ / Яна Хватова

Коран

Коран - священная книга мусульман. В ней содержатся проповеди, наставления, правила, запреты, а также повеления юридического, культового и хозяйственного характера. Окончательный текст был записан в Коран в середине VII века. До этого времени откровения и проповеди передавались устно. Когда Коран был полностью записан, мусульмане начали учиться грамоте прежде всего с той целью, чтобы прочитать священную книгу.

Мусульмане учились грамоте для чтения Корана. Фото: АиФ / Яна Хватова

Шахматы щатар

Шахматы щатар появились у бурятов в XV веке. Они сразу стали одной из самых популярных игр. Шахматы и правила игры отличаются от европейских. Вместо ферзя в таких шахматах использовали собаку, вместо ладьи - повозку или юрту, а вместо слона - фигурку верблюда. Все фигуры были выполнены в виде персонажей притч. Их вырезали из слоновой кости, камня, дерева или отливали из металла.

В бурятских шахматах вместо ферзя - собака, а вместо слона - верблюд. Фото: АиФ / Яна Хватова

Нэцкэ

В Японии нэцкэ представлял собой маленький резной брелок. С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу кимоно связку ключей, коробочку с лекарствами, кисет с табаком или парфюмерию. Необходимость этого приспособления была вызвана тем, что у кимоно не было карманов. Сейчас японцы носят европейскую одежду, и практическая функция брелка исчезла. Нэцкэ продолжают изготавливать как сувенирную продукцию.

С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу связку ключей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Рикша

Рикша - наиболее распространенный вид транспорта в Китае XIX века. Он представлял собой двухколесную повозку, приводимую в движение человеком. Такой способ передвижения был одним из самых дешевых. Тяжелая работа извозчика приводила к заболеваниям легких и сердца, и человек терял трудоспособность через 6-8 лет изнурительного труда. В середине XX века рикши в Кита были ликвидированы.

Главным видом транспорта в Китае был рикша. Фото: АиФ / Яна Хватова

Ракшас

На Шри-Ланке считалось, что ракшасы были злыми демонами, причиняющими человеку вред. Шестиметровые статуи ракшасов было принято ставить у входа в дом или храм, чтобы туда не проник враг. Этот ракшас охраняет вход в Кунсткамеру. Он был подарен цесаревичу Николаю Александровичу в 1905 году Императорским Русским Географическим Обществом.

Ракшас охраняет вход в музей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Волшебный Дракон

В магазине при Кунсткамере стоит вырезанный из дерева Дракон. Под ним находится коробочка с прорезью для записок. Каждый посетитель музея может написать свое заветное желание на листочке бумаги и опустить его в коробку. При этом нужно обязательно потереть брюшко Дракона - тогда желание сбудется.

Если погладить дракона по брюшку, он исполнит ваше желание. Фото: АиФ / Яна Хватова

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

По легенде, однажды, прогуливаясь по берегу Невы, Петр Первый увидел не совсем обычную сосну, ветвь которой вросла в ствол. Это происшествие и подтолкнула царя к идее создания коллекции («собрание диковинок» — пер. с нем.), причем музей (Кунсткамера) должен был строиться именно на месте этой сосны (которую сохранили в виде экспоната), на Стрелке Васильевского острова.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйшаколлекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (полное название - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук) учреждена императором Петром Первым в Петербурге. Открыта в 1714 году.

Более миллиона экспонатов собрано в Кунсткамере в настоящее время, а первые десятки и сотни музейных редкостей, вошедших в экспозиции, были привезены Петром Первым из его путешествия по Англии и Голландии, которое император совершил в 1698 году. Путешествующий царь посещал заморские музеи, восхищался "зело дивными" собраниями редкостей и, в конце концов, твердо решил основать в России аналогичный для народа русского. Движимый этой идеей, Петр принялся покупать редкие вещи, старинные книги, оружие, инструменты, приборы - все, что могло удивить. Огромные коллекции свозились в Москву, в царский дворец. Так появилась Кунсткамера - первый музей России.

История

Отдельно коллекционировались медицинские анатомические редкости, заспиртованные уродцы младенческого возраста, какие-то свидетельства природных аномалий, предметы старинного быта и жизни древних людей. Сотни уникальных экспонатов легли в основу "кабинета редкостей" русского царя. Залы московской резиденции Петра уже не вмещали экспонаты, которые со всего света присылали гонцы, разосланные для поиска и приобретения удивительных предметов. Тогда было решено перевезти сокровища "государева кабинета" в Петербург и построить специальное здание для Кунсткамеры. Переезд был осуществлен в 1714 году, все экспонаты временно разместили в Летнем дворце. А когда и во дворце стало тесно, большую часть их поместили в особняк боярина Кикина - так называемые кикинские палаты. Тогда же было решено строить собственное здание музея, а место для его постройки выбрали на оконечности Васильевского острова, напротив Зимнего дворца, в котором позднее разместился Эрмитаж.

Начало строительства

Строительство музея Петра было начато в 1718 году и продолжалось около двадцати лет. К моменту кончины императора - в 1725 году - успели возвести только стены. Архитектором был Георг Иоганн Маттарнови, который создал проект в стиле барокко и вел строительство вплоть до 1719 года. После его смерти продолжил начатое строительство Николай Гербель. В 1724 году в должность архитектора вступил Гаэтано Киавери. В 1726 году в здание музея начали завозить экспонаты.

Структура

Два трехэтажных корпуса музея соединены ярусной башней с барочным куполом. Экспонаты занимают все восточное крыло комплекса, в западном разместилась Академия наук России, в среднем корпусе находится а над ним, в самой башне, размещен Готторпский глобус и обсерватория. В 1830 году Музей-Кунсткамера в Санкт-Петербурге был разделен на четыре отдельных: Ботанический, Этнографический, Зоологический и Минералогический, каждый из которых при этом является составной частью главного Музея. Тематически Кунсткамера состоит из восьми разделов:

  • История Кунсткамеры. Русская наука XVIII века.
  • Анатомический раздел.
  • Северная Америка.
  • Индия и Индонезия.
  • Япония.
  • Китай и Монголия.
  • Африка.
  • Австралия и Океания.

История Кунсткамеры

Музей-Кунсткамера в Петербурге включает в себя три экспозиции: "Музей М. В. Ломоносова", "Астрономическая обсерватория Академии наук Петербурга" и "Готторпский Глобус-Планетарий". Экспозиции отражают ранний период существования Кунсткамеры, достаточно много информации посвящено деятельности Ломоносова и Петербургской Академии Наук, работе обсерватории и службы точного времени, размещавшейся в центральной башне музея, а также учету условной линии Петербургского меридиана. Экспозиционно показан Зал заседаний Петербургской академии наук.

Анатомический раздел

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (фото представлены в статье) имеет очень интересный раздел анатомии. Здесь обширная экспозиция, собранная из аномальных редкостей природного происхождения: это анатомические уродства, примеры сиреномелии, сиамских близнецов, циклопия младенца, ягненок с двумя головами и др. В основную экспозицию вошла коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которую приобрел Петр Первый за крупную сумму в 1717 году.

Северная Америка

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет экспозицию, посвященную древнейшим народам североамериканского континента - эскимосам, индейцам, алеутам. В экспозицию входит жилище северных народностей, примитивные постройки - иглу, чумы, яранги. показано в виде настоящих вигвамов, с классической раскраской и без. Также представлена национальная одежда древних жителей северной Америки, сшитая из шкур, меха, перьев и растительных волокон.

Индия и Индонезия

Народы Южной Азии представлены в Кунсткамере во всем своем многообразии: здесь и жилища древних племен, и кухонная утварь, и оружие, которым добывали пропитание и с помощью которого сражались. Особое положение в оружейной экспозиции Индии занимают изогнутые определенным способом кинжалы под названием "крисы" - страшное, беспощадное холодное оружие, по форме напоминающее язык пламени. Но большинство экспонатов раздела рассказывает о мирной жизни. Широко представлено театральное искусство, на специальных вешалах разложены старинные театральные женские и мужские костюмы, тут же висят куклы-марионетки. Поодаль показана сцена для представлений театра теней. Много экспонатов из резного дерева, привезенных из различных индийских регионов.

Япония

Бытовые предметы японцев и древнейших народностей айну, населяющих в доисторические времена, представлены в разделе этнографии страны Восходящего Солнца. Много внимания уделено японским средствам для ловли рыбы и охоты. В экспозиции собраны настоящие рыболовные снасти, примитивные крючки, сети и разнообразные ловушки, пришедшие в Кунсткамеру из далеких времен, некоторым экспонатам более 10 тысяч лет. Отдельно экспонируются доспехи и оружие Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет "катана", которые соседствуют с миниатюрными кинжалами "кусунгобу" для ритуального самоубийства - харакири. Есть и ритуальные женские кинжалы, такие маленькие, что их не видно даже в женской руке, но тем не менее они несли смерть. Таким ножом достаточно было женщине из самурайского рода коснуться шеи, и она умирала.

Китай и Монголия

Кунсткамера - музей, который представляет Китай как страну первооткрывателей фарфора, шелка и пороха. Старинные сервизы из тончайшего фарфора наполняют экспозицию. Здесь бесчисленное количество чашек с блюдцами, кофейников и сахарниц. Посуда собрана и разделена по критериям знатности, поскольку фарфоровая чашка простого крестьянина и знатного вельможи радикально отличались. В экспозиции представлена знаменитая китайская перегородчатая эмаль, изделия из кости, камня и дерева. Натуральный шелк, сотканный руками древних ткачих, не изменился за несколько столетий, он все такой же красочный. Особое место в экспозиции занимает зеркально-солнечный кипятильник. Это устройство было практически в каждом китайском доме: полусфера с зеркалами, расположенными так, чтобы лучи солнца, отражаясь от зеркал, собирались в пучок и нагревали подвешенный чайник.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет монгольскую экспозицию, в которой главным экспонатом является юрта - кочевое жилище, которое может складываться и перевозиться на другое место. Такие юрты получили распространение с начала XV века. Из длинных деревянных брусков собиралась решетка, служившая остовом, затем решетчатый остов покрывался войлоком и перевязывался веревками. Юрта устанавливалась с таким расчетом, чтобы входная дверь была обращена на юг. Место у стены, противоположной входу, считалось почетным, и обычно там садились дорогие гости. Кроме того, внутреннее пространство юрты делилось на женскую и мужскую половины. В середине жилища находился очаг, это место считалось священным.

Кочевники часто меняли место жительства, нужно было искать пастбища для скота. Также показаны монгольские орудия земледелия, верховые седла, сбруя и попоны для лошадей.

Африка

Кунсткамера - музей, имеющий также зал, посвященный Африканскому континенту. В нем представлена история чернокожего населения, проживающего несколько веков назад на территории южнее пустыни Сахара. Здесь имеются примитивные орудия земледелия, деревянные плуги, которые тянули быки, рядом представлены предметы быта, а также поделки, искусно изготовленные из черного дерева.

Австралия и Океания

Австралийская экспозиция состоит в основном из рыболовных снастей и охотничьих принадлежностей, с помощью которых аборигены добывали себе пропитание. Многие австралийцы были ныряльщиками и добывали жемчуг со дна океана. Для этого у них были специальные приспособления, которые также представлены в экспозиции.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, экспонаты для которой присылаются со всего мира, постоянно расширяет свои экспозиции.

ведущий хранитель анатомических коллекций

Первые диковины русский царь приобрел в 1716 году в Амстердаме. Коллекцию редких животных, раковин, рыб и насекомых, привезенных из дальних нидерландских колоний, собрал аптекарь Альберт Себа. Множество видов ящериц, змей, крокодилов, черепах, земноводных, десятки видов птиц и млекопитающих, происходивших из тропических областей Старого и Нового света стали доступны жителям Санкт-Петербурга уже в 1718 году. Коллекцию Себы можно было увидеть в здании Кикиных палат, где тогда размещалась Кунсткамера. Восхищенные отзывы иностранных гостей дошли до наших дней. Зверь, похожий на еловую шишку (панголин), и жаба, которая, как тогда о ней писали, «из своей спины щенят рожает», небольшой зверек, покрытый броней, напоминающей кольчатые латы, (броненосец), и красивые птички с желтым, красным и голубым оперением, которых любил показывать гостям сам царь, - все это вызывало неподдельное изумление.


Витрина «Коллекции Альберта Себы и Фредерика Рюйша» экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

В тридцатых годах девятнадцатого века Кунсткамера дала рождение специализированным музеям, передав им часть своих коллекций. Так коллекцию Альберта Себы унаследовал Зоологический музей. Она не только привлекала посетителей в новое петербургское заведение, но и сто лет спустя продолжала вызывать большой интерес ученых. Богато иллюстрированный четырехтомный каталог послужил материалом для знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея при разработке систематики животного мира, использующейся зоологами до сих пор.

Как Россия приобрела коллекцию анатомических диковин из Голландии

Во второй половине XVII столетия голландский анатом Фредерик Рюйш разработал новую методику консервации, которая предохраняла труп от разложения. Это было огромным достижением для науки того времени. Еще не были изобретены такие консерванты, как формалин, и все анатомы работали в отчаянной спешке, чтобы успеть зарисовать или подробно описать особенности внутреннего строения тела до того, как оно начнет разлагаться. Поспешность часто приводила к ошибкам и искажениям в изображении строения органов.


Рюйш же с помощью шприца вводил в кровеносные сосуды мертвого тела минимально вязкую нагретую жидкую красную массу, способную проникнуть в мельчайшие ответвления сосудов. Когда эта масса, подобная воску, остывала и становилась твердой, она уже не могла вытекать обратно и надежно предохраняла препарат от порчи.


Препараты Рюйша казались наполненными живой кровью, а кожа, через которую просвечивали сосуды с излюбленной им красной инъекцией, приобретала естественный телесный оттенок. Обработанные таким образом тела оставались пригодными для показа в течение долгих лет, облегчая преподавание анатомии и становясь иногда неоспоримым аргументом в научных спорах.


Портрет Фредерика Рюйша. 1702 г. Ю. Поол. Амстердам. Гравюра на металле

Всю свою долгую жизнь Рюйш оставался практикующим врачом. С 1666 года он работал в Амстердаме на должности городского анатома, который должен был проводить публичные вскрытия в анатомическом театре. Вскоре ему поручили обучение акушерок и работу городского судебного медика. Эти не слишком приятные обязанности позволяли ему получать тела умерших для собственных исследований, усовершенствования методики и накопления препаратов, которые он хранил дома. Рюйш был также профессором анатомии и ботаники в учебном заведении, называемом Athenaeum Illustre, - предшественнике Амстердамского университета.


Рюйш собирал препараты, необходимые для преподавания: внутренние органы тела, эмбрионы и плоды человека от еле различимого глазом зародыша до новорожденного, скелеты и черепа плодов, детей и взрослых. Свой домашний музей Рюйш показывал всем желающим. Он был великолепным популяризатором анатомии и, щадя чувства посетителей, прикрывал места отреза детских головок, ручек и ножек кружевами и салфеточками. Он вставлял в детские головки искусственные глаза и снабжал свои препараты изречениями о тщетности и быстротечности жизни - так голландец наделял смерть изяществом и превращал мертвое тело в произведение искусства. Его музей производил неизгладимое впечатление на посетителей того времени. Люди называли его коллекцию «восьмым чудом света».






Еще одну часть коллекции Фредерика Рюйша составляли препараты патологии и уродств. Он старался не показывать их простым посетителям, они предназначались для специалистов. Рюйш был уникальным ученым, наделенным великолепным зрением, феноменальным чутьем профессионала и умелыми руками - современники говорили, что он обладает глазами рыси и руками феи.

К сегодняшнему дню голландские и русские исследователи лучше всего изучили препараты именно этой части коллекции. Исследования показали, что коллекция Рюйша является не только памятником истории анатомии и искусства барокко, но все еще обладает большим научным потенциалом, вызывая интерес современных генетиков и специалистов в науке об аномалиях. За коллекцию Рюйша петровская Россия заплатила 30 тысяч гульденов - при пересчете на современные деньги эта сумма составила бы более миллиона долларов.

Как и почему Кунсткамера собирала российские редкости

Третья коллекция аномалий была собрана в России по знаменитому указу Петра I. Многие посетители Кунсткамеры и сегодня приходят в музей с убеждением, что это было причудой царя. Между тем Петр I просто действовал в русле европейских тенденций изучения анатомии.


В работе «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (издана в 1620 году) английский мыслитель Фрэнсис Бэкон предлагал описывать природу по трем направлениям: область обычных явлений; область отклонений; история механики и технических изобретений. В центре изучения второй области были «уклонения природы, уродства и диковины, когда природа отклоняется и удаляется от своего обычного хода». Знание причин отклонений, по мнению Бэкона, способствовало бы более тщательному описанию нормального хода природы.


Бэкон рекомендовал создать собрание или «частную естественную историю диковин и чудесных порождений природы - словом всякой новизны, редкости и необычности в природе», ведь без серии примеров невозможно прийти к достоверному, проверяемому выводу. Предложенное Бэконом описание явлений природы с точки зрения нормы и исключения, как и создание коллекций, представлявших разнообразие природы, было принято европейскими научными сообществами. Такой подход применялся и при изучении анатомии и законов развития организмов.

Петр I решил собирать «монстров» в России, издав в 1704 году указ, чтобы младенцев, рожденных уродами, не убивали и не таили, а сообщали о них приходским священникам. Желание бороться с суевериями и просвещать народ привело в 1718 году к изданию указа, в котором царь объяснял причины возникновения уродств и требовал приносить их городским властям по всей России.

Из указа Петра I , Императора Всероссийского:

«Таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действия дьявольского через ведовство и порчу, чему быть невозможно. Ибо един Творец всея твари Бог, а не дьявол, которому ни над каким созданием власти нет, но от повреждения внутреннего, также от страха и мнения матернего во бремени, как тому есть примеры, чего испужается мать, такие знаки на дитяте бывают. Также когда ушибется или больна будет и прочее»

`

После выхода императорского указа мертвые младенцы и детеныши животных с различными аномалиями развития довольно часто поступали в Кунсткамеру, а приносившие их получали в соответствии с указом вознаграждение. Первые шаги в изучении уродов сделал в России немецкий анатом Дювернуа, прибывший в Петербург для работы в учрежденной в 1724 году Академии наук.

Тератологическое собрание Кунсткамеры продолжало расти. К моменту публикации первого каталога музея в 1742 году в нем было перечислено уже 46 «монстров». Эта коллекция, пополнявшаяся и в последующие годы, служила базой для работ по тератологии - делавшей первые шаги науки об аномалиях. Тератология развивалась медленно, в спорах и конфликтах приверженцев разных точек зрения на происхождение уродов: одни считали их результатом Божьего промысла, другие - несчастной случайности. Дискуссия была так актуальна, что даже дала название этому периоду в науке: время «спора о монстрах».


Чучело двухголового теленка. Конец XVIIIначало XIX вв. Санкт-Петербург

Сейчас в тератологической коллекции Кунсткамеры насчитывается около 170 препаратов. В разное время с ней работали многие ученые Академии наук, но по значимости открытий в эмбриологии и тератологии первым должен быть назван Каспар Фридрих Вольф , задумавший даже труд по теории уродств. Скоропостижная смерть прервала его планы. Все хранители анатомических коллекций Кунсткамеры уделяли внимание тератологической коллекции - например, высоко ценил ее знаменитый эмбриолог Карл Бэр. Сегодня коллекция Кунсткамеры имеет историческое значение, а тератологией занимаются в специализированных медицинских институтах.

Как анатомические коллекции Кунсткамеры стали первым материалом для исследований Академии наук

В 1718 году Петр I начал строительство нового здания для Кунсткамеры на берегу Невы. Кроме музея, в нем планировали создать обсерваторию, физический кабинет, библиотеку и анатомический театр, в котором можно было бы производить вскрытие мертвых человеческих тел в присутствии зрителей. Здания, построенного для столь широкого комплекса задач, Петр еще нигде не видел. Он считал, что Академия наук, созданная по его замыслу, должна размещаться в этом же строении.

28 ноября 1724 года Петр поставил подпись под проектом учреждения Академии наук и художеств. В этом же году все коллекции, собранные в Кунсткамере, были переданы учрежденной Академии как база для научных исследований. Для работы в Академии были приглашены иностранные ученые. Философ Христиан Вольф в письме к Леонарду Эйлеру, приглашенному работать в Россию, писал: «Вы едете теперь в рай для ученых». В Петербурге действительно все было предусмотрено для людей науки: например, анатомы могли очень часто исследовать тела мертвых людей, чуть реже - уродливых младенцев и даже вскрывать таких редких животных, как лев, морж, кит и слон. Практически на пустом месте в новой российской столице удалось создать центр прогрессивных научных исследований, о чем еще несколько десятилетий назад Петр мог только мечтать.

Наконец-то дошли руки рассказать о моем походе в кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Я конечно же, как и многие в нашей стране, слышал об этом месте, но представлял его себе по другому. Надо сказать музей меня удивил. В силу своих предубеждений я выделил на посещение этого музея буквально пару часов, и это была ошибка.

Как добраться до музея Кунсткамера

Я хотел посетить музей кунсткамеру в СПб только с одной цель — увидеть знаменитую коллекция уродцев, которую собрал великий император Петр Первый. Добраться до музея очень легко, он находится в центре. Лично я ехал на троллейбусе, потому что остановился на невском проспекте. Если не изменяет память, то троллейбус был номер 10. Чтобы не пропустить остановку надо ориентироваться по Дворцовому мосту через Неву. Как только переехали через мост, то сразу выходите. От остановки совсем рядом. Адрес музея Кунсткамера — Университетская наб. 3.

Чтобы добраться до этнографического музея надо доехать до одной из станций метро

  • метро Адмиралтейская, от нее ходят автобусы номер 7, 24 и 191 либо троллейбусы 1, 7, 10 или 11
  • Метро Невский проспект / Гостиный двор, автобусы 7, 24, 191 либо троллейбусы – 1, 7, 10, 11
  • Метро Василеостровская, автобусы 24, 47
  • Метро Спортивная, автобусы 191, 10 либо троллейбус 1

Неожиданность для меня была в том, что музей на самом деле очень большой в четыре этажа. И собрано в нем огромное количество экспонатов этнографического характера. Полное описание можно найти на официальном сайте музея kunstkamera.ru . Для начала моему взору предстали предметы быта северных народов и индейцев северной Америки.

Очень много экспонатов, рассказывающих о жизни азиатских народов. Большинство экспонатов Петр приобрел лично путешествуя по миру. Коллекция продолжала расти и дополнялась даже после смерти императора.

Были в музее и весьма занятные экспонаты, как например эта тарелка, с помощью которой можно вскипятить воду, конечно если вы живете в пустыне.

Антропологические коллекции или комната уродцев

Большинство посетителей пробегает первые этажи и комнаты, и спешат на всех порах к заветной комнате. Той самой где собраны антропологические коллекции кунсткамеры. Я думал что Петр также собирал эти коллекции по крупицам, но на самом деле он купил уже готовые коллекции у голландского анатома Фредерика Рюйша. И затем коллекция пополнялась новыми экспонатами по указу Петра. Между прочем полную коллекцию Рюйша можно посмотреть на все том же официальном сайте вот . А вот этот кусок железа выковал сам император Российской империи.

Есть там и посмертная маска императора Петра. Так же как и отпечаток его руки, надо сказать рука была немаленькая.

Несколько фотографий эмбрионов, впечатлительным лучше не смотреть. Забыл сказать, что в музее можно фотографировать, но только не в комнате с уродцами, о чем мне поспешили заметить бабушки-старожилы. Мутанты человеческих эмбрионов известны на весь мир, и привлекают тысячи посетителей в музей.

Как я сказал в начале, за два часа я не посмотрел и половины, а уж не прочитал так и страшно сказать сколько. Но запечатлел интересные экспонаты, например эти ковры.

Если бы этому музею выделить хорошее, большое помещение, и уменьшить количество стекла, которым огорожены все экспонаты, то музей бы был более популярен. Сейчас, когда я могу сравнить с музеями Швеции, то заявляю со всей ответственностью, в кунсткамере можно увидеть гораздо больше, чем во многих музеях Стокгольма. Причина малой популярности русских музеев проста, мы не знаем как подать выставку, а между тем это огромные деньги, но кому они нужны когда можно тупо качать нефть.

Кроме того в кунсткамере много экспонатов различного оружия, как холодного так и огнестрельного, смотрите мои фото.

А один клинок и вовсе удивил меня своей формой лезвия, точнее их количеством.

Все время, гуляя по музею, меня не покидало чувство что за мной кто-то следит. И вот я поймал его.

Ценителям антикварной мебели понравятся экспонаты из резного дерева, покрытые древними лаками.

Без этого предмета видимо было не обойтись в те времена:). Еще один пример экспонатов Кунтскамеры, как видите не одни уродцы.

24.