Мальчику, который выбрал балет, предстоит тернистый путь. Если вы гетеросексуал, вы должны защищать свой выбор, если гей, то вам прилепят клеймо, возможно, еще до того, как вы будете к этому готовы. Люди часто делают на счет вас всякие предположения исходя из того, чем вы занимаетесь. У нас есть знакомые, которые очень удивлялись тому, что мой сын любит автомобили, а стоило ему упомянуть про свою девушку, явственно раздавался вздох облегчения. Мой отец, да и свекор тоже, никогда не смотрели, как сын танцует. Было дело, принесла домой видео с его Щелкунчиком (дочь, кстати, тоже была там). Не стали смотреть, только извинились. Это больно. Я не думаю, что они осознавали, насколько это грубо, и, что этим они посылают мне и сыну очень неприятный месседж, но факт есть факт. Еще одни «просвещенные и культурные» знакомые могли «утонченно» высказаться: «Это хорошо, что он знает, кто он такой». Им же принадлежит и классическое, «Как там у вас мужчин-танцоров зовут?» Наверно, предполагалось, что балетные мамы вежливо это проглотят и притворятся, что не уловили контекста. Большинство из нас этот контекст улавливают.

Над моим сыном издевались гетеросексуальные и домогались гомосексуальные подростки. Ему часто приходилось извиняться за то, что он предпочитает женщин и ему приходится перебарывать себя, когда он обнимается с гомосексуальными знакомыми. Вот такие дела.

Все это - всего лишь вершина айсберга для мужчины - танцора и не самая трудная часть. Что вас может удивить, так это то давление, которому подвергаются мужчины-танцоры. Поскольку выбор этого пути связан с немалыми трудностями, немногие мальчики начинают его без тех или иных амбиций. Родители, разрешающие своим детям танцевать, частенько их в этом поощряют, потому что в этом случае шансы на успех возрастают. Доля правды в этом есть, но реальность доказывает, что это не совсем то, что большинство людей предполагает.

И у мужчин в балете и у женщин в балете есть конкуренция. Чем выше статус, тем её больше. Количество вакансий ограничено, к тому же на них претендует большое количество талантливых исполнителей. Обучение в супер-пупер заведениях не является пропуском в рай, трудоустройство в хорошую балетную труппу иллюзорно, как для мужчин, так и для женщин. Но, если не повезло женщине, люди только понимающе покачают головой, потому что они понимают, что это - конкурентный мир. Стоит тому же случиться с мужчиной, про него начинают думать, что он - лузер.

Когда мальчики еще молодые, мамам непросто похвастаться успехами своего сына. Стоит маме произнести: «Фреда только что приняли в Royal Ballet School на бюджетной основе!», люди вежливо произносят «Поздравляем!», но почти всегда добавляют: «Вам везет, у вас мальчик!» Как будто в Royal Ballet учатся все желающие, а талант и упорный труд ничего не значат. Для справки - Royal Ballet чрезвычайно сильное учреждение и учиться там не каждый сможет. Я знаю очень талантливых парней, которые не смогли поступить в Royal или School of American Ballet, или ABTII, или HBII.

Еще одной причиной того, что иметь сына не очень легко, это шизанутые мамы балетных мальчиков!

Вы наверняка наслышаны про этих сумасшедших див, мам балерин. Подождите, вы еще не видели маму балетного мальчика. Заметим, не все мамы мальчиков двинутые, но те, с которыми это произошло, имеют повышенный уровень безумства. Эти чокнутые мамаши уверены, что мир вращается вокруг их мальчиков; из-за того, что у них, видите ли мальчик, они часто исполняют роль Королевы Пчелы. Они очень важно распространяются о том, как делать то-то и то-то и командуют всеми, как кинозвезды первой величины. Двинутая мама балетного мальчика редко обладает чувством меры, рассказывая о своем сыне и постоянно будет ездить вам по ушам, рассказывая, какой он весь из себя. Они становятся псевдо-менеджерами для своих сыновей и уверены, что все, включая и руководителей балетной студии, должны им прислуживать. Они ожидают, что запросы их чада должны выполняться в первую очередь. Если им покажется, что им не воздали должным образом, дело может принять скверный оборот. Они дуются, они плетут интриги, они грозятся уйти перед большой постановкой, и они будут воевать со всеми, кого посчитают угрозой. Это - прискорбное явление, но я наблюдала его в разных студиях и с разными матерями. Самое же печальное, возможно, это то, что это постепенно передается и сыну, он становится королем в студии и частенько социально изолирован. Более того, когда у него начинается в балетном мире самостоятельная жизнь, мальчик удивляется, что этот мир не вращается вокруг него.

Я уверена, что такое положение дел происходит от следующих вещей. Первое, не в меру усердные руководители балетных студий просто прыгают от радости, когда видят, что у них появляется мальчик. Инвестиции в мальчика окупятся очень быстро, поэтому можно не скупиться на лесть, только чтобы заполучить мальчика к себе. Художественный руководитель отдаст ему самые выигрышные роли даже в мелком возрасте, только чтобы заинтересовать его, провоцируя тем самым чувство превосходства.

Второе, из за того, что большинство мальчиков начинают танцевать довольно поздно (после 10 или 11 лет), мальчик, который принял ранний старт (4, 5, 6, 7 лет) частенько пожинает лавры, непропорционально большие в сравнении с девочками. Это приводит к тому, что родители начинают думать, что их чадо чрезвычайно талантливо. Чадо действительно может быть талантливым, но в этом возрасте его таланты особенно и не с кем сравнивать.

И третье, Мамы Балетных Мальчиков должны постоянно защищать сына от различных угроз. В принципе, матери и так защищают своего ребенка, но мальчики, которые выбрали танец, нуждаются в дополнительной защите. Люди по отношению к ним частенько бывают жестоки, так что и мамам приходится защищать ребенка с удвоенной силой. Такое поведение потом трудно поменять и, даже когда ребенок уже вырос, мы продолжаем опекать его и готовы разорвать любого, кто посмеет обидеть его.

Я горжусь своим сыном и я рада, что он танцует. Когда я вижу, как он движется по сцене, сердце парит вслед за ним, но, тем не менее, я ничего не принимаю на веру. Я не считаю, что только потому, что он мужчина, ему должно быть позволено больше, чем его коллегам-женщинам. Я жду, что его успех придет исключительно за счет тяжелой работы, ну, и, возможно, счастливый случай тоже сыграет свою роль. Я начинаю свирепеть, когда слышу от людей, что сыну будет легко пробиться, потому что он мужчина. Да, у них не так, как у женщин, но, смею вас уверить, это не легкий путь. Он ненавидит, когда незнакомые люди узнают, что он танцует, он говорит, они сразу начинают подозрительно к нему относиться, поэтому ему приходится прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы его личность воспринималась без стереотипов. Если вдруг он получает стипендию или главную роль, это воспринимается, как само собой разумеющееся. Если в студии, помимо него, есть еще один мальчик, ему приходится быть осмотрительным в своей дружбе, однажды ему сильно досталось от одной сдвинутой мамочки и её привилегированного сыночка. Это дорога в одиночестве, к тому же я её ему не выбирала (как и мой отец, я думала, что это не то, чем должны заниматься мальчики), но я счастлива, что он пошел именно по ней. Сейчас моя жизнь богаче, дружба крепче, а мои отношения с сыном лучше, чем у многих; так что… мне повезло, что у меня мальчик, но не так, как считают люди, а потому, что именно от него я узнала многое про жизнь и про любовь.

В XIX веке на балетной сцене блистали полуобнаженные девушки, вызывая горячий отклик в сердцах богатеньких поклонников, тогда как роль мужчины, одетого в бесформенные и нелепые одежды, была на удивление утилитарна - служить живой декорацией и, в лучшем случае, подпоркой для балерины.

Изменения стали происходить в начале XX века сначала в Петербурге, а потом и в Европе с появлением реформатора танца Сергея Дягилева. Он не просто сделал главным действующим лицом балетного спектакля мужчину, но и акцентировал внимание зрителя на красоте мужского тела, одев его в роскошные костюмы и поручив ему самые эффектные номера.

    • interferometric
    • January 01, 0001
    • 00:00

    С этого момента началась новая, гомосексуальная эра балета. Вспомним лишь некоторых голубых звезд: Нижинский, Лифарь, Нуреев, Малахов, "Мужской балет" Валерия Михайловского, балет Бежара…

    Сегодня сексуальность мужчины на сцене подчеркивается обтягивающими трико, бандажами и вкладками в гульфик, и, в конце концов, вообще отсутствием всякой одежды. С уверенностью можно сказать, что гомосексуальность внесла в балет новую, волнующую эротическую волну.

    • interferometric
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Возьмём для примера нашу Академию русского балета имени Вагановой. Там изначально происходит очень значительный процент отчислений учеников за профнепригодность, как, кстати, и в других хореографических училищах. Остаются только те, кто профпригодны. И вот профпригодные очень часто (не все, конечно, но значительно выше среднего процента по обществу) как раз и оказываются гомосексуалистами. Потому что для геев вообще тяга к искусству - в характере. Тоже почти генетически заложено. Поэтому многие из знаменитых балетных танцовщиков - можно упомянуть Нижинского, Нуриева - голубые. Для того, чтобы преуспеть в той или иной профессии, нужно, чтобы к ней лежала душа. Так вот у голубых душа очень лежит к балету.

    Такого мнения придерживается и Александр Кухарский - член Санкт-Петербургского правозащитного центра геев и лесбиянок "Крылья".

    • interferometric
    • January 01, 0001
    • 00:00

    В хореографических училищах класс дуэтного танца начинается довольно рано. Ребята еще находятся в переходном возрасте. А так как их гораздо меньше, чем девочек, - на одного приходится по три-четыре или более партнерши и, кроме травм, как растяжение мышц, "сорванной" поясницы, у них ещё накапливается элементарная усталость от соприкосновения с женскими телами, порой очень непослушными, тяжелыми в прямом смысле этого слова. Вот и после урока мальчики собираются вместе...Потом они уже подростки...Делятся своими впечатлениями, проводят вместе свободное время, у многих общие интересы. Это их и сближает, порой, на долгие годы.

    • blunder6878
    • January 01, 0001
    • 00:00

    Ирек Мухаммедов, звезда балета Большого театра 1980-х годов, который с 1990 года работает в лондонском Ковент-Гардене, назвал женоподобие в балете "западным влиянием".

    "Для меня балет, - отметил Мухаммедов, - был и остается историей любви мужчины и женщины. И не важно, какая у тебя сексуальная ориентация. На эту тему стесняются говорить, хотя об этом надо кричать. Нуреев был геем, знаменитый датчанин Брун был геем, но на сцене они умели выглядеть стопроцентными мужчинами…".

    Мухаммедов видит ценность русского балета как раз в развитии мужского танца, что фактически, отметим, продолжает линию Сергея Дягилева, который вывел на сцену плеяду выдающихся танцовщиков - Нижинского, Лифаря, Мясина… Все они - геи или бисексуалы.

    Одним из распространенных стереотипов по отношению к геям не только в быту, но и в искусстве, в частности, в балете, является мнение о "манерности", свойственной им. На самом деле такие танцовщики-гомосексуалы, как Рудольф Нуреев и его "первая настоящая любовь" Эрик Брун, солист датского балета, были воплощением "мачизма" на балетной сцене.

    А дуэт Нуреева и очаровательной Марго Фонтейн стал не только олицетворением великого творческого союза, но и символом любви - в таких балетах о страсти, как "Маргарита и Арман", "Ромео и Джульетта", а также "Пеллеас и Мелисанда".

    Ирек Мухамедов родился в Казани в 1960. Он учился в Московской академии хореографии. В 1981 завоевал Гран при и Золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Москве. Он был сразу приглашен в Большой театр и стал самым молодым исполнителем партии Спартака в одноименном балете за всю историю постановки Юрия Григоровича. В течение 9 лет он был премьером труппы. Его репертуар включал главные мужские партии в балетах: «Иван Грозный», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Раймонда» и «Легенда о любви». Юрий Григорович ставил партию Бориса в балете «Золотой век» в расчете на актерские данные Ирека Мухамедова. В 1988 он был награжден Призом Ганса Христиана Андерсена как лучший танцовщик мира.

    В 1990 он принял решение об отъезде из России и вошел в труппу Королевского балета в Лондоне. Его появление вдохновило Кеннета МакМиллана на постановку дуэта с Дарси Бассел, который представлялся на специальном вечере, посвященном 90-летию Королевы матери в июле того года. В следующих сезонах он дебютировал в постановках Королевского балета - в традиционной классике и в широком спектре современных ролей английского репертуара, включавших работы Кеннета МакМиллана (знаменитые «Манон» и «Майерлинг», а также специально для него созданное «Иудино дерево»), Фредерика Аштона («Тщетная предосторожность»), Эшли Пэйдж и Уильяма Таккета. В 1995 Туайла Тарп выбрала его на главную роль в своей первой постановке на сцене Королевского балета. В этом же году он дебютировал в нетанцевальной роли Короля Сиама в постановке «Король и Я» на Фестивале Ковент Гарден. С тех пор он появляется на Британском телевидении в разных театральных ролях.****

    • blunder6878
    • January 01, 0001
    • 00:00

    ****В апреле 1992 он образовал небольшую собственную труппу для коротких танцевальных сезонов в Великобритании и за пределам объединенного королевства. Для их выступлений в 1994 в театре Садлерс Уэллс в Лондоне он пригласил Кима Брандструпа и Арк данс компани присоединиться к ним. Ким Брандструп сочинил для него новый балет - «Отелло», в котором он впервые выступал с компанией современного танца. В 1999 Брандструп создал для него второй балет - «Дон Жуан».

    Мухамедов получил много танцевальных наград повсюду в мире и был внесен в почетный Новогодний лист в январе 2000. С этого времени все больше интересуется созданием собственной хореографии. В тот же год он был приглашен поставить «Лебединое озеро» в Варшавском Национальном театре, и создал первый балет для своей труппы - «Четыре всадника».

    В 2003 Мухамедов поставил полнометражный спектакль для Лондонского детского балета - «Принц и нищий». С тех пор он создал для себя несколько сольных номеров, короткие балеты для студентов старших курсов Школы обучения искусству, Тринга, и для Английской Национальной балетной школы, а также финальный номер для гала Benois de la Danse в Лондоне, где он танцевал со студентами Королевской балетной школы. В 2004 ему была поручена большая концертная программа из произведений в жанре аргентинского танго для гастролей в Норвегии. В 2005 он сочинил совершенно новую версию балета «Спартак» для Гонконгской балетной компании.

    В 2004 и 2005 Мухамедов был педагогом и приглашенным репетитором в Королевском балете, Английском Национальном балете, Шотландском балете и Балете Бордо. Он также главный приглашенный педагог в Английской национальной балетной школе. В 2005 он становится постоянным педагогом в Школе танца Элмхурста при участии Королевского балета Бирмингема. В 2007 году Ирек Мухамедов принял пост руководителя балетной труппы Афинской оперы.

    Хореограф Ирек Мухамедов говорит, что русские геи-танцовщики всегда были самыми мужественными.

    • blunder6878
    • January 01, 0001
    • 00:00

    В нашей группе есть отдельные темы, фотоальбомы и видео, посвящённые балетным танцовщикам ВАЦЛАВУ НИЖИНСКОМУ, РУДОЛЬФУ НУРЕЕВУ и ВЛАДИМИРУ МАЛАХОВУ.

В Большом театре оперы и балета Беларуси кореспондент Naviny . by из первых уст узнала, что носят артисты балета под трико и почему считается, что среди них много геев. О беременности балерин и одном выходном в неделю читайте в наших 10 фактах.

Разобраться, какие слухи о белорусском балете правдивы, а какие - чистая выдумка, корреспонденту Naviny . by помогал артист театра Геннадий Кулинкович с помощницами-балеринами.

1. Артисты балета хрупкие и пушистые?

Слух : За одно выступление артист балета поднимает и переносит около 2 тонн веса.

Правда : Физические нагрузки действительно большие. На сцене - это зависит от постановки, конечно - артист балета, мужчина по много раз поднимает балерину. В современных постановках только и делаешь, что поднял-поставил, поднял-поставил, поднял, покружил, поставил. Если сосчитать количество поднятий, то да, две тонны - это реальное число.

Вдобавок, артисты балета много репетируют и тренируются. Это тоже нагрузка. У нас репетиции каждый день, кроме выходного дня, который один раз в неделю. Плюс выступления.

2. Артисты балета чаще болеют

Слух : Из-за больших нагрузок и постоянных диет танцоры балета болеют чаще других.

Правда: Балетные репетиционные залы Большого театра Беларуси оснащены бактерицидными лампами, как в больнице. Зимой, когда начинается грипп и появляются другие вирусы, то отдельный работник включает эти лампы на полчаса, чтобы помещение обеззаразить. Это очень важно, чтобы болезни не распространялись: мы все работаем в тесном контакте, по много часов тренируемся, репетируем. Если кто-то принес болезнь, то она нейтрализуется.

3. Профессиональные болезни в балете

Слух : Ноги - самое больное место на теле танцора.

Правда: Отчасти это правда. Профессиональные болезни танцоров - это болезни суставов. У артистов балета выступают косточки у больших пальцев ног, суставы воспаляются, естественно, болят. У женщин эта болезнь тоже есть, но она обусловлена неудобной, тесной обувью, деформирующей стопу. У балетных мастеров - постоянными нагрузками на пальцы и переднюю часть стопы: многие движения в балете выполняются на носочках.

Второй распространенный класс проблем со здоровьем - это опущения внутренних органов от постоянных прыжков. Все индивидуально, но зачастую опускаются почки, сердце, другие внутренние органы, которые впоследствии давят на мочевой пузырь.

4. Молодые пенсионеры

Слух : Часть людей считает, что балерины слишком рано уходят на пенсию.

Правда. Артисты балета по закону выходят на пенсию, имея 23 года рабочего стажа. Время декретного отпуска в стаж не засчитывается. В итоге артисты балета становятся молодыми пенсионерами. Однако многие из них фактически не уходят на заслуженный отдых: в зависимости от состояния здоровья танцоры на пенсии работают репетиторами, преподавателями, постановщиками, работниками сцены, костюмерами и т.п.

Собеседнику Naviny . by Геннадию Кулинковичу до пенсии осталось два года. В будущем танцор планирует также заниматься преподавательством.

5. Ненормальный режим работы

Слух : У артистов театра балета два выходных в неделю, как и у обычных граждан

Правда. Артисты балета работают 6 дней в неделю. Выходной один - в понедельник. На летнее время, в связи с тем, что зрители мигрируют на дачи и на моря, выходной в Большом театре переносят на субботу. Женская часть труппы этому рада: наконец-то появляется возможность провести время с семьей. Мужчины ворчат: когда выходной в понедельник, можно хотя бы отдохнуть и не заниматься домашними делами.

Рабочий день у балетных мастеров тоже ненормальный в понимании обычного человека: с 10:00 до 15:00, затем трехчасовой перерыв, после перерыва работа возобновляется в 18:00 в связи с вечерними постановками. Заканчивается официальный рабочий день у работников балета в 21:00.

Большой перерыв необходим, чтобы после утренних тренировок и репетиций тело успело отдохнуть и восстановиться перед вечерней работой.

Для молодых танцоров это удобно: в перерыве можно учиться. Геннадий Куллинкович, например, так получил высшее хореографическое образование. Но сейчас он в этом графике видит мало плюсов.

«С таким графиком очень сложно устроить личную жизнь. Вот посмотрите на меня: 38 лет, а ни семьи, ни детей. Вся жизнь в театре», - говорит Геннадий.

6. Балет и дети несовместимы?

Слух : В силу требований ко внешности, балеринам приходится отказываться от материнства.

Правда : Заводить семью и детей в разгар карьеры артистам балета действительно сложнее, чем представителям других профессий: сказывается и рабочий график, и то, что на послеродовое восстановление формы нужны время и силы. Так что девушки пользуются двумя стратегиями: или заводят семью и детей сразу после училища/вуза, или откладывают это до времени, когда выйдут на пенсию.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, в Большом театре Беларуси есть балерины, у которых по двое, а у некоторых даже по трое детей.

«Мы точно так же, как и врачи, учителя, совмещаем работу и беременность. Планируем, уходим в декретный отпуск, восстанавливаемся и работаем дальше. Это дело каждой отдельной артистки, но при беременности - чем раньше уйдешь из танцевальной деятельности, тем лучше для тебя и будущего ребенка. Это связано с рисками: здесь нужно гнуться, прыгать, можно упасть и повредиться», - рассказали сайт балерины Большого.

«Мы самые лучшие мамы, жены, а еще умеем танцевать и ходить по кухне на цыпочках», - шутят балерины в ответ на вопрос о специфике семейной жизни.

7. Раз танцует в балете, значит, гей

Слух : Среди артистов балета много геев.

Правда : Это распространенный стереотип, говорит артист балета Геннадий Куллинкович. Мы уже на него и не реагируем. Так говорят про всех мужчин, которые танцуют. Он рождается из-за непонимания со стороны зрителя: как мужчины могут оставаться равнодушными и спокойными в окружении такого количества красоты и обнаженки. Зрители ведь часто попадают за кулисы, и мужчины шокированы: здесь все переодеваются, интимные части тел на расстоянии руки... А мы к этому привыкли уже и реагируем как на что-то нормальное. Вот зритель и думает, что в балете мужчины - геи.

8. Что у танцора под трико

Слух : Танцоры трусов не надевают.

Фото pixabay.com

Правда : О нижнем белье артистов-мужчин разговаривают больше, чем о нижнем белье балерин: зритель под белоснежным трико, к своему удивлению, не видит ожидаемых очертаний трусов.

Геннадий Кулинкович рассказал, что у танцоров есть свои секреты. Производители одежды для танцев отвечают ожиданиям артистов и производят бесшовные модели специального незаметного под костюмом белья - бандажи. Специальную одежду для танцоров продает магазин, расположенный неподалеку от Большого.

9. Мясо в пуантах

Слух : Балерины кладут в пуанты мясо, чтобы меньше травмировать стопы.

Правда : Мясо не кладут. Есть более современные способы защиты ног. Балетные фирмы производят специальные получешки, которые закрывают только пальчики. Они силиконовые. Кто-то ничего не подкладывает - ему и так удобно. Силиконовые вкладыши для пуантов в Беларуси не производят, их делают в США, Китае, России.

Фото pixabay.com

За год балерина изнашивает 5-10 пар пуантов в зависимости от нагрузки. У некоторых артистов есть свои колодки - сделанные мастерами объемные копии стоп, по которым изготавливаются пуанты по индивидуальному заказу.

10. За танцы хорошо платят

Слух : Артисты много зарабатывают.

Правда : Все относительно. Заработки артистов балета зависят от позиции в труппе: ведущий мастер сцены, солист или артист кордебалета. Также влияет количество отработанных в постановках сцен. За каждый выход начисляются баллы, учет которых ведет специальный работник театра. Величина баллов у каждого танца своя, стандартная для всех артистов, она зависит от сложности и длительности номера. Сумма полученных баллов влияет на премию. Так, оклад артиста кордебалета - в районе 120 рублей, а начисляемая за представления премия может превышать его в несколько раз.

Фото Сергея Балая

"Девочка, подними челку! У тебя на лбу есть четыре буквы "Д-У-Р-А"!", - любимая фраза лучшего балетного учителя. Танцовщик, прошедший все ступени карьерной лестницы в латвийском балете, рассказал о стертых в кровь пальцах, голодных обмороках, ролях и корифеях, хитросплетениях в балетном семействе и пенсии без "наркотика".

Можете рассказать что-то интересное о вашей профессии? О ее плюсах, минусах, подводных камнях? Предостеречь или вдохновить других? Портал Delfi приглашает стать героем серии статей о том, как выглядит "изнанка" редких и совершенно обычных профессий. Напишите нам по адресу [email protected] , через форму на Delfi Репортер или через наш профиль на Facebook . Наш журналист свяжется с вами. Редакция гарантирует анонимность/

Как стать танцовщиком: мальчиков приводят мамы

В хореографическое училище дети попадают в 10 лет. Как правило, девочки приходят сами. Они с детства где-то танцуют и грезят о карьере балерины - белой пачке и атласных пуантах, лебедях и принцессах. Мальчиков приводят мамы, которые когда-то мечтали стать балеринами… Похоже, так случилось и со мной. С детства мама водила меня на бальные танцы, а в качестве компенсации за потраченное время я занимался теннисом.

Мама решила не останавливаться на достигнутом. Сказать, что ее сообщение о том, что мы идем поступать в хореографическое балетное училище, меня не обрадовало - ничего не сказать. Конечно, я был уверен, что балет - это для девочек. И с ужасом думал, что я скажу мальчишкам во дворе: привет, я занимаюсь балетом! А в ответ услышу: ну привет, балерина! Но все оказалось не так страшно.

На отборе в училище тебя осматривают, как племенного жеребца - каждую мышцу и связку - что как гнется, где что ломается… Совсем уж деревянных буратино выгоняют сразу, остальным дают шанс. Особенно мальчикам - они в дефиците. Есть такие трудолюбивые, которые за год из гадких утят превращаются в реальных лебедей - они просто круглосуточно живут у станка и под станком. И наоборот, есть ученики, у которых природные данные зашкаливают, но лень все сгубила.

Из 12 поступивших вместе со мной мальчиков училище закончили только двое. В какой-то момент мое изначальное сопротивление переросло в спортивный интерес. Захотелось стать лучшим, раз уж тут оказался. Девочек на старте приняли больше 20, до финиша дошли восемь, а в театр попали всего три… Чтобы было понятно, насколько это может быть обидно: 8 лет по 6 часов в день, 6 раз в неделю. И в итоге - ни лебедей, ни принцесс…

Отсев был крайне жесткий: каждые полгода на нас смотрели сквозь лупу - кто чего добился. И это правильно, потому что профессия связана с огромными физическими и эмоциональными нагрузками. Если человек их не выдерживает - лучше вовремя это понять. Опытные преподаватели сразу видят все наперед. Думаю, Барышникова и Годунова "вычислили" уже в первый год учебы.

В общеобразовательной школе учились мы вместе с ребятами из музыкальной школы Эмиля Дарзиня, а после уроков расходились по разным корпусам. Штудировать уроки хотелось не очень - как-то думалось, что все равно потом танцевать, так зачем мне все эти синусы-косинусы. Но учителя так не думали, поэтому любви не складывалось. В то время, как наши ровесники вечерами гоняли в футбол и водили в кино девушек, мы думали лишь о том, как поднять низкую икру, разработать выворотность, "сломать" подъем или сесть на шпагат. Два-три года подряд я каждый день прыгал на одной ноге по лестнице на четвертый этаж - вверх и вниз, делал массажи и перебинтовки. Только для того чтобы поменять форму своих икр, потому что со сцены так выглядит красивее! Другие мальчики чуть ли не спали в позе лягушки.

Педагоги с нами не церемонились - орали и били палками. Все рыдали. Не столько больно было, сколько обидно. Для обычного человека это могло показаться садизмом, но чем дальше, тем больше мы понимали, что иначе результата от некоторых не добиться. Людям свойственно себя жалеть. Да и надо быть готовым к тому, что физические боли и травмы - нормальное состояние до танцовщика: у всех то палец стерт до крови, то мышца растянута, то вывихнуто что-то.

У нас был педагог-легенда Валентин Тихонович Блинов - он был лучшим, учил выкладываться на 200%, но при этом был крайне суровым. Он мог прямо на уроке бросить в непонятливого мальчика чем-то тяжелым или сказать девочке, перепутавшей комбинацию: "Девочка, подними челку - у тебя на лбу написаны четыре буквы "Д-У-Р-А".

Были у него любимчики, а были те, кого он гнобил бесконечно. Тогда это казалось чудовищной несправедливостью, но когда мы выросли, мы поняли, насколько он был прав в оценках детей. Если ты делаешь все для победы - он подбадривал, если он видел, что человек на грани - вправлял мозг. Если тот не выдерживал психическое напряжение - значит, это профессия не для него. Балет - это непрерывный адский труд. Родители некоторых детей пытались жаловаться на учителя, но это было бесполезно, он был верен своему методу до конца жизни, за что ему многие потом говорили: огромное спасибо!

Диета: нет, не слышал!

Наверное, бывают исключения, но балетные, которых знаю я - едят, как кони. У мальчиков и мужчин никаких диет точно нет. Нагрузка такая, что сжигается любое количество калорий. Конечно, надо следить, чтобы пища была очень энергетической, чтобы сил хватало.

У девочек есть период гормональной перестройки, когда они пухнут немного. В этот момент им строго-настрого запрещают все мучное, торты и конфеты, и все время тюкают: ты толстая, ты нарастила ляжки, попу. Некоторые девчонки доводили себя до голодных обмороков и анорексии. Взрослым же балеринам при их нагрузке диеты, как правило, не нужны.

Помню, была девочка - одна из лучших - которая в какой-то момент вдруг вымахала чуть не под два метра. И ей пришлось оставить балет, потому что партнера такой высоты найти тяжело, да и собрать руки-ноги высокой балерине гораздо труднее. Хотя и тут бывают исключения - скажем, Ульяна Лопаткина совсем не маленького роста. Но она нечеловеческим трудом доказала свое право.

Конкуренция: бывают и драки

Она начинается еще с училища. В зале у станка все выстраиваются буквой "П". Если тебя поставили в середину - ты лучший, если сбоку - что-то не так в твоей жизни, старайся, чтобы с боков потихоньку перекочевать ближе к центру. А бывает и наоборот, что из центра преподаватель переставляет вбок - это плохой сигнал. Потому что в театре потом сохранится та же диспозиция.

Не могу сказать, чтобы мальчики как-то особо сражались между собой и использовали какие-то некрасивые методы. Ну могли объединиться и начать кого-то дразнить, случались и драки - все как у обычных мальчишек. У девчонок конкуренция и зависть гораздо ярче выражались. Чаще всего это была словесная пикировка, но доходило и до драк в гардеробах. А всякие истории про толченое стекло, подсыпанное в пуанты - я про такое никогда не слышал.

Ориентация: меньшинств у нас почти нет

Меня часто спрашивают, у вас там все геи или кто-то нормальный? Это миф. Подавляющее большинство балетных (во всяком случае в Латвии) - это вполне себе гетеросексуальные мужчины, которые по роду деятельности должны наряжаться и краситься.

За рубежом, в Европе или США, гей-присутствие в балете развито значительно сильнее. Не знаю, почему. Я даже слышал о так называемой гей-мафии! В нашем театре я от силы двух-трех человек знаю. Из сорока. И никакого особого отношения или дедовщины в их отношении я не замечал. Да и сами они себя не особо проявляли.

Все разговоры о том, что мальчики в трико - это такие полудевочки, все это неправда. Нормальные мальчики, а потом - нормальные мужики. Даже, я бы сказал, не любой мужик такую нагрузку выдержит. Помню, как Леша Авечкин (скончавшийся два года назад премьер Национального балета - прим. ред.) - тонкий, как струнка - как пушинки, поднимал балерин по 60 кг чистого веса. И это вам даже не штанга, которую удобно взять за ручку, а живая девушка, которая все время двигается! В общем, это огромный физический труд и отработанная до миллиметра техника. Одно неправильное движение может закончиться инвалидностью на всю жизнь.

Карьера: сегодня ты прима, а завтра - корда

Уже с 13-14 лет тебя начинают приглашать на практику - из училища в театр. Танцевали каких-нибудь арапчат в "Раймонде", или братьев Анны в "Анюте". Если тебя зовут - это очень круто. Ты уже танцуешь вместе со звездами, начинаешь пропитываться ядом аплодисментов, зрительской энергии - всем, что является главным для артиста, с учетом совсем не великих зарплат и очень короткого срока жизни на сцене. В 16 лет - уже берут в "Щелкунчик". Ветераны всегда по-доброму и покровительственно относятся к детям - советы дают, морально поддерживают.

На выпускном экзамене шеф Айвар Лейманис сообщает, кто идет в театр, а кто - нет. Кто пролетел - тот решает судьбу по-своему: одни продолжают учиться на педагогическом отделении, другие уезжают за границу, третьи идут в какие-нибудь варьете, а четвертые - вообще меняют профессию полностью. Трагедия это больше для родителей. Ведь если нет таланта и характера - зачем всю жизнь мучиться?

Увы, многие хорошие танцовщики с данными тут не задерживаются - уезжают. Тот же Тимофей Адриященко, который сейчас танцует в Ла Скала, сразу был с данными и характером - он уже в 13 лет пытался дружить с ведущими солистами. Он молодец. Юрий Сафонов в Америке уже свою труппу завел. Даце Радиня в Будапеште - ведущая солистка, Анна Лаудере - ведущая солистка у великого хореографа Джона Ноймайера в Гамбурге.

Обычно все происходит так. Сперва ты попадаешь в кордебалет, получаешь некий опыт. Потом тебе дают сольный танец - ты корифей. Корифеем можно стать, когда вырастаешь из кордебалета или, наоборот, когда отработал лет 15 солистом и тебе тяжело выносить такую нагрузку - ты выходить каким-нибудь королем. Следующая ступень за корифеями - деми-солист. Это неглавные сольные партии. Потом - солисты (всякие па-де-труа) и ведущие солисты (грубо говоря, принцы).

Что касается распределения ролей - там надо уметь со всеми дружить, тогда ты на волне и в топе. А вообще-то до недавнего времени у нас была довольно странная система, когда танцовщикам надо было выступать и солистами, и в корде (когда не занят солистом). Типа, ты и профессор, и полы в аудитории моешь. Конечно, любой труд уважаем, но с точки зрения балета - это тормозит. Или ты достиг чего-то, или нет.

Деньги: жить можно, но до мирового уровня далеко

Долгое время система оплаты была крайне несправедливой - платили всего две ставки - кордебалетную или сольную. И никаких корифейских, деми-солистских и ведуще-солистских. Хотя нагрузки разные. Многих хороших солистов мы из-за этого потеряли. Помню, как-то один из ярких солистов пришел и сообщил шефу, что ему не хватает денег - тот посоветовал продать машину. Солист уволился. За ним потянулись другие недовольные. К счастью, сейчас система изменилась.

Сегодня стартовая зарплата в кордебалете - за 600 евро. Дальше - больше. Ведущие солисты получают около полутора тысяч. Плюс солистам и премьерам выделяют отдельные гонорары за каждую роль в постановке. И это не так уж много, с учетом нагрузки и бесконечных проблем со здоровьем. Хорошо, что последнее время появились медицинские страховки.

Гастроли - это отдельные деньги. Это суточные плюс надбавки за каждую сольную роль. Правда, сколько кому достанется - никто не знает. Большинство стараются всячески экономить на еде - берут с собой кипятильники и бомж-пакеты, чтобы привезти суточные в Латвию. Но, конечно, зарубежные поездки - это очень интересно.

Партнерши: беременность не повод для ухода

Да, бывают девочки, у которых кость тяжелая - таких поднять непросто. Особенно, когда на репетиции 10 девочек на три мальчика. Это сколько кругов ада? Но чем тяжелее на репетиции, тем потом легче на сцене.

Не секрет, что балетная труппа - практически одна семья. Ведь танцовщики по работе все время находятся в близком физическом контакте, а они… тоже люди. И тут уже не нужны свидания и походы в кино - все происходит куда быстрее. Типичная история, когда на гастроли едут с одной "женой", а возвращаются уже с другой. На работе это не отражается - разве что на разговорах в курилках и гримерных.

Материнством балерины в наше время редко жертвуют во имя карьеры. Часто танцуют уже беременными. У некоторых случались серьезные проблемы, очень. Конечно, балеринам раньше приходится выходить в декрет - но это они как-то договариваются с врачами.

Встречи с великими: гордость до конца жизни

Огромный плюс профессии - ты можешь познакомиться и поработать с великими людьми и увидеть их в жизни, без прикрас. Растропович, Эйфман, Васильевы (и балетный Владимир, и историк моды Александр), Ратманский, Кшиштоф Пастор... Работа с ними это то, чем можно гордиться до конца жизни.

Скажем, играет наш оркестр - ничего не могу сказать, это очень хорошо. Но когда у пульта Растропович - это магия и полет, тебя как будто накрывает мощный поток энергии. Все звучит по-другому. С теми же музыкантами. При этом он очень веселый и совершенно человечный человек.

Эйфман, наоборот, суровый дядька - но несомненно тоже гений. Балет "Чайковский" - один из лучших. В нем как раз солировал Андрей Румянцев, недавно ушедший.

Пенсия: вторая жизнь на инвалидности

Обычно на пенсию выходят в 38-40 лет, после 18 лет работы в театре. Но некоторые работают и гораздо дольше, например, Геннадий Горбанев, считавшийся в советское время самым техничным артистом, выходит на сцену до сих пор. Счастливых пенсионеров я видел мало. Хорошо, если у тебя есть талант педагога - ты можешь отучиться в Академии культуры и работать в хореографическом училище или с гимнастами или с народными коллективами. А если нет - все печально.

Государство могло бы поддерживать бывших звезд, да и рядовых балетных, которые, как правило, к пенсии становятся инвалидами. Но о них никто не заботится. И пусть пенсия у них не самая маленькая, но после славы и аплодисментов на сцене оказаться никому не нужным, один на один с собой - морально это очень трудно. Это же как наркотика лишиться. Некоторые спиваются. Мужчины и женщины. По счастью, у нас хорошая закалка - очень многие балетные сумели начать вторую жизнь, найти себя в новом деле. Ведь чего-чего, а работы они не боятся, хоть и здоровье уже не то.


Мальчику, который выбрал балет, предстоит тернистый путь. Если вы гетеросексуал, вы должны защищать свой выбор, если гей, то вам прилепят клеймо, возможно, еще до того, как вы будете к этому готовы. Люди часто делают на счет вас всякие предположения исходя из того, чем вы занимаетесь. У нас есть знакомые, которые очень удивлялись тому, что мой сын любит автомобили, а стоило ему упомянуть про свою девушку, явственно раздавался вздох облегчения. Мой отец, да и свекор тоже, никогда не смотрели, как сын танцует. Было дело, принесла домой видео с его Щелкунчиком (дочь, кстати, тоже была там). Не стали смотреть, только извинились. Это больно. Я не думаю, что они осознавали, насколько это грубо, и, что этим они посылают мне и сыну очень неприятный месседж, но факт есть факт. Еще одни «просвещенные и культурные» знакомые могли «утонченно» высказаться: «Это хорошо, что он знает, кто он такой». Им же принадлежит и классическое, «Как там у вас мужчин-танцоров зовут?» Наверно, предполагалось, что балетные мамы вежливо это проглотят и притворятся, что не уловили контекста. Большинство из нас этот контекст улавливают.
Над моим сыном издевались гетеросексуальные и домогались гомосексуальные подростки. Ему часто приходилось извиняться за то, что он предпочитает женщин и ему приходится перебарывать себя, когда он обнимается с гомосексуальными знакомыми. Вот такие дела.

Все это — всего лишь вершина айсберга для мужчины — танцора и не самая трудная часть. Что вас может удивить, так это то давление, которому подвергаются мужчины-танцоры. Поскольку выбор этого пути связан с немалыми трудностями, немногие мальчики начинают его без тех или иных амбиций. Родители, разрешающие своим детям танцевать, частенько их в этом поощряют, потому что в этом случае шансы на успех возрастают. Доля правды в этом есть, но реальность доказывает, что это не совсем то, что большинство людей предполагает.


И и у женщин в балете есть конкуренция. Чем выше статус, тем её больше. Количество вакансий ограничено, к тому же на них претендует большое количество талантливых исполнителей. Обучение в супер-пупер заведениях не является пропуском в рай, трудоустройство в хорошую балетную труппу иллюзорно, как для мужчин, так и для женщин. Но, если не повезло женщине, люди только понимающе покачают головой, потому что они понимают, что это — конкурентный мир. Стоит тому же случиться с мужчиной, про него начинают думать, что он — лузер.

Когда мальчики еще молодые, мамам непросто похвастаться успехами своего сына. Стоит маме произнести:

«Фреда только что приняли в Royal Ballet School на бюджетной основе!»

люди вежливо произносят «Поздравляем!», но почти всегда добавляют: «Вам везет, у вас мальчик!» Как будто в Royal Ballet учатся все желающие, а талант и упорный труд ничего не значат. Для справки — Royal Ballet чрезвычайно сильное учреждение и учиться там не каждый сможет. Я знаю очень талантливых парней, которые не смогли поступить в Royal или School of American Ballet, или ABTII, или HBII.

Еще одной причиной того, что иметь сына не очень легко, это шизанутые мамы балетных мальчиков!


Вы наверняка наслышаны про этих сумасшедших див, мам балерин. Подождите, вы еще не видели маму балетного мальчика. Заметим, не все мамы мальчиков двинутые, но те, с которыми это произошло, имеют повышенный уровень безумства. Эти чокнутые мамаши уверены, что мир вращается вокруг их мальчиков; из-за того, что у них, видите ли мальчик, они часто исполняют роль Королевы Пчелы. Они очень важно распространяются о том, как делать то-то и то-то и командуют всеми, как кинозвезды первой величины. Двинутая мама балетного мальчика редко обладает чувством меры, рассказывая о своем сыне и постоянно будет ездить вам по ушам, рассказывая, какой он весь из себя. Они становятся псевдо-менеджерами для своих сыновей и уверены, что все, включая и руководителей балетной студии, должны им прислуживать. Они ожидают, что запросы их чада должны выполняться в первую очередь. Если им покажется, что им не воздали должным образом, дело может принять скверный оборот. Они дуются, они плетут интриги, они грозятся уйти перед большой постановкой, и они будут воевать со всеми, кого посчитают угрозой. Это — прискорбное явление, но я наблюдала его в разных студиях и с разными матерями. Самое же печальное, возможно, это то, что это постепенно передается и сыну, он становится королем в студии и частенько социально изолирован. Более того, когда у него начинается в балетном мире самостоятельная жизнь, мальчик удивляется, что этот мир не вращается вокруг него.

Я уверена, что такое положение дел происходит от следующих вещей. Первое, не в меру усердные руководители балетных студий просто прыгают от радости, когда видят, что у них появляется мальчик. Инвестиции в мальчика окупятся очень быстро, поэтому можно не скупиться на лесть, только чтобы заполучить мальчика к себе. отдаст ему самые выигрышные роли даже в мелком возрасте, только чтобы заинтересовать его, провоцируя тем самым чувство превосходства.

Второе, из за того, что большинство мальчиков начинают танцевать довольно поздно (после 10 или 11 лет), мальчик, который принял ранний старт (4, 5, 6, 7 лет) частенько пожинает лавры, непропорционально большие в сравнении с девочками. Это приводит к тому, что родители начинают думать, что их чадо чрезвычайно талантливо. Чадо действительно может быть талантливым, но в этом возрасте его таланты особенно и не с кем сравнивать.

И третье, Мамы Балетных Мальчиков должны постоянно защищать сына от различных угроз. В принципе, матери и так защищают своего ребенка, но мальчики, которые выбрали танец, нуждаются в дополнительной защите. Люди по отношению к ним частенько бывают жестоки, так что и мамам приходится защищать ребенка с удвоенной силой. Такое поведение потом трудно поменять и, даже когда ребенок уже вырос, мы продолжаем опекать его и готовы разорвать любого, кто посмеет обидеть его.

Я горжусь своим сыном и я рада, что он танцует. Когда я вижу, как он движется по сцене, сердце парит вслед за ним, но, тем не менее, я ничего не принимаю на веру. Я не считаю, что только потому, что он мужчина, ему должно быть позволено больше, чем его коллегам-женщинам. Я жду, что его успех придет исключительно за счет тяжелой работы, ну, и, возможно, счастливый случай тоже сыграет свою роль. Я начинаю свирепеть, когда слышу от людей, что сыну будет легко пробиться, потому что он мужчина. Да, у них не так, как у женщин, но, смею вас уверить, это не легкий путь. Он ненавидит, когда незнакомые люди узнают, что он танцует, он говорит, они сразу начинают подозрительно к нему относиться, поэтому ему приходится прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы его личность воспринималась без стереотипов. Если вдруг он получает стипендию или главную роль, это воспринимается, как само собой разумеющееся. Если в студии, помимо него, есть еще один мальчик, ему приходится быть осмотрительным в своей дружбе, однажды ему сильно досталось от одной сдвинутой мамочки и её привилегированного сыночка. Это дорога в одиночестве, к тому же я её ему не выбирала (как и мой отец, я думала, что это не то, чем должны заниматься мальчики), но я счастлива, что он пошел именно по ней. Сейчас моя жизнь богаче, дружба крепче, а мои отношения с сыном лучше, чем у многих; так что… мне повезло, что у меня мальчик, но не так, как считают люди, а потому, что именно от него я узнала многое про жизнь и про любовь.

автор - balet
просмотров 8 148

Также читают по этой теме: