Фредерик Франсуа Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.


Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.


Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Расцвет творчества

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена - это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Шопен-педагог

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.


Адольф Гутман был учеником Шопена

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Портреты Шопена

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Портрет Шопена. Художник Эжен Делакруа

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Личная жизнь

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.


История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.


Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

Смерть

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.


Памятник на могиле Фредерика Шопена

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.


Фасад варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.

Произведения

  • Концерты для фортепиано с оркестром - (1829-1830)
  • Мазурки - (1830-1849)
  • Полонезы - (1829-1846)
  • Ноктюрны - (1829-1846)
  • Вальсы - (1831-1847)
  • Сонаты - (1828-1844)
  • Прелюдии - (1836-1841)
  • Этюды - (1828-1839)
  • Скерцо - (1831-1842)
  • Баллады - (1831-1842)

Фредерик Шопен, является известнейшим музыкантом, композитором и пианистом, не только в Польше, но и во всех странах земного шара. Полное имя и фамилия, Фредерика Шопена звучит как Фридерик Францишек, а на французском Фредерик Франсуа. В основном Шопен творил свои музыкальные произведения в лирическом стиле. Фредерик очень тонко передавал любое настроение в музыке.

Биография Фредерика Шопена

Знаменитый музыкант появился на свет 1 марта в 1810 году. В небольшой деревне под названием Желязова Воля неподалеку от Сохачева. В семье у мальчика были польские и французские корни. Отец семейства, которого звали Миколай Шопен, по национальности был французом, но будучи шестнадцатилетним, он решил переехать и полностью связать свою жизнь с Польшей. А на свою родину Миколай так и не возвращался, мало того он даже не поддерживал связь со своей французской семьей. А всех своих деток он воспитывал как поляков. Мужчина работал в Усадьбе принадлежавшей графу Скарбек. Его работа заключалась в обучении и воспитании детей.

Образование Фредерика Шопена

Проявлять свой интерес к музыке Фредерик Шопен, начал еще в довольно таки раннем возрасте. Мальчика поначалу даже называли вторым Моцартом. Когда Фредерику было всего лишь на всего, около семи лет, он написал уже к тому времени целых два полонеза, один под названием g-moll, а второй B-dur. Первый полонез g-moll, был издан сразу же после написания. Статьи в варшавских газетах о появившемся новом таланте, стали разлетаться со скоростью света. “Mały Chopinek”, что в переводе означает Маленький Шопинек становиться главной изюминкой в самых богатых салонах Варшавы. Фредерик Шопен в юном возрасте частенько выступает на всевозможных благотворительных концертах. В 1816 году впервые профессиональные уроки по фортепиано, в течении шести лет, Фредерик получает от Войцеха Живны. Войцех преподавал на основе музыки легендарного Себастьяна Баха, а также других венских классиков. Далее в 1822 году Фредерик Шопен берет частные уроки у очень известного на то время польского композитора Юзефа Эльснера. В 1823 году, парень поступает в Варшавский лицей. Обучаясь в лицее, он пишет свое первое творение, сонату под названием c-moll. Позже, через три года Фредерик Шопен продолжает свое обучение в главной школе музыки столицы. Он выбирает факультет, где преподают теорию музыки, гармонии и композиции. Учился Шопен в этой школе, тоже на протяжении трех лет. Во время учебы еще довольно таки юный композитор пишет Вариацию (для фортепиано и оркестра) по теме дуэта, из оперы самого Моцарта, под названием Дон Жуан. Также он пишет Фантазию ор.13 на тему Польши, и известную g-moll. Закончил, Шопен школу музыки на отлично, мало того его даже официально наградили характеристикой «музыкальный гений».

Жизненный путь Фредерика Шопена

В 1829 году, сразу после того как парень заканчивает обучение в школе музыки, в июле он отъезжает вместе с компанией своих друзей на экскурсию в Австрию, а точнее в город Вена. Вурфел приглашает Шопена в музыкальное общество. Благодаря этому Фредерик два раза дает концерты в Kartnerthortheate, вместе с оркестром он играет Вариации op.2 по Моцарту, а также Рондо а ля Краковяк ор.14. И вот Фредерик уже за границами своей страны приобретает признательность зрителей и творческий успех. Хоть Шопена и критиковали, но только за слабоватую подачу звука, а от его композиций самые серьезные критики были просто в восторге. После такого успеха, в 1830 году, известный критик Тобиас Хаслингер, решает опубликовать Вариации на тему Моцарта. Кстати говоря, это стало первой его заграничным изданием, ранее творения Фредерика издавали, только, в Варшаве. Публикации замечает известный немецкий композитор, а также по совместительству музыкальный критик, которого звали Роберт Шуман, о Шопене он отзывается с восторгом.

Затем Фредерик возвращается обратно в Варшаву, у него имеется, много свободного времени, которое ранее он тратил на учебу и композитор еще с большим рвением принимается за написание новых шедевров. Он пишет много произведений, среди них два Концерта для фортепиано вместе с оркестром e-moll, а также f-moll. Очень большим вдохновением для Фредерика Шопена, стало то, что парень влюбился в студентку консерватории, которая обучалась вокалу, эту девушку звали Констанция Гладковская. Испытывая сильные чувства к Констанции, композитор пишет Концерт f-moll. Также под вдохновением своих чувств, он пишет ноктюрн, различные этюды, вальсы, а также мазурки. Еще в этот период он пишет песни, слова для которых сочинял Стефан Витвицкий.

Осенью, в октябре в 1830 году, Фредерик Шопен выступает со своим концертом e-moll, на торжественно прощальном концерте, который проходил в Национальном Театре. Так же там выступала возлюбленная Фредерика Констанция Гладковска. Приблизительно через месяц, в ноябре Шопен вместе со своим товарищем, которого звали Тытусом Войчеховским, решает переехать в Австрию, с намерениями потом отправится в Италию. Фредерик находясь в Вене всего пару дней, узнает неприятное известие о том, что началось польское восстание (которое еще называют ноябрьским восстанием). Этот бунт был против того, чтобы польское королевство было зависимо от России, также народ не желал видеть царя на польском троне. Шопен принимает эти события близко к сердцу и свои эмоции он выливает в свою новую пьесу, которая всем известна под названием «Революционный этюд». У композитора не получается отправиться в Италию, как он планировал, так как там, на то время проходили боевые действия, против Австрии. А так как Фредерик сильно поддерживал польскую независимость, из-за происходящих в Польше событий, в Варшаву он тоже не спешил. Поэтому он принимает решение поехать во Францию, в город Париж.

И уже осенью в 1831 году, Фредерик постепенно обосновывается в Париже. Там о нем узнают, как о знаменитом пианисте и талантливом педагоге. Шопен попадает в высшие круги столичной аристократии. Он встречает там множество великих пианистов, среди них, Плейел и Калькбреннер, они помогают Шопену обосноваться в городе. Также он начинает тесно общаться с Франсуа Жозефом Фетисом, этот человек известный музыковед и композитор родом из Бельгии. Также в круг его общения входят такие знаменитые личности как: композитор Ференц Лист, живописец Эжен Делакруа, писатель Генрих Гейню. Еще польский композитор знакомиться и впоследствии тесно дружит с князем Адамом Чарторыским. Там же Фредерик вступает в Польское Литературное Товарищество.

В 1835 году, композитор отправляется в Германию, для встречи с Феликсом Мендельсоном, а также Шуманом. Позже, летом в 1837 году он отправляется в Англию, в город Лондон. Далее он находит свою спутницу жизни, этой девушкой становиться известнейшая французская писательница, которую звали Жорж Санд. Фредерик младше своей избранницы на шесть лет, Жорж была разведена и имела уже на то время двоих деток, она как автор писала прекрасные повести. Шопен нашел в этой женщине все то, чего ему так не хватало, Жорж была нежна, заботлива и верна. Зимой с 1837 года по 1838 год, влюбленные проживают в старинном монастыре прямо в горах, который находиться на острове называвшемся Майорка. Судьба преподносит композитору очень неприятную неожиданность. Фредерик сильно заболевает. Спустя время Шопен узнает, что болен серьезной болезнью, туберкулезом легких. С каждым днем болезнь прогрессировала, так что музыкант становился очень слабым и уже даже с трудом мог выходить из дома. Все это время рядом с ним находилась его любимая, Жорж. Но, даже не смотря на серьезную болезнь, на безумную слабость, он все равно усердно работает и творит свои замечательные произведения. Среди них цикл 24 Прилюдий, Баллада F-dur, Полонез c-moll, а также Scherzo cis-moll. После десяти лет проведенных вместе с Жорж, они решаются разойтись. После чего здоровье Фредерика Шопена резко ухудшается. В марте в 1839 году, композитор проходит лечение в Марселе.

Зимой в 1848 году Шопен выступает последний раз, со своим концертом в столице Франции. Затем ему приходиться отправиться в Великобританию. Он находиться там, около полу года. Чтобы занять себя как-то и отвлечься от тяжелой болезни он выступает в аристократических салонах, преподает там уроки. Он даже играет даже для самой королевы Виктории.

Затем он снова вернулся в Париж, так как силы начали его вовсе покидать, там он пишет свое самое последнее произведение под названием Мазурку f-moll соч. 68.4. Летом из Польши к Фредерику переезжает его сестра Луиза Енджеевич, для того чтобы помогать больному брату.

Но осенью 17 октября, в 1849 году, происходит непоправимое Фредерик Шопен уходит из жизни в своем жилище, которое находилось на Вандомской площади. Отпевали великого композитора в Париже, в церкви Марии Магдалины. На этом печальном событие было три тысячи человек. Его так и похоронили на кладбище Пер-Лашез в городе Париж. На похоронах звучали, его же прелюдии h-moll из соч. 28, а так же e-moll. Также оркестр естественно сыграл траурный марш великого Фредерика Шопена. Последним желанием композитора Фредерика Шопена было, чтобы его сердце захоронили в Польше. Это пожелание выполнила его родная сестра, она отвезла его сердце в Варшаву, где его замуровали в стенах костела Святого Креста.

Биография и эпизоды жизни Фредерика Шопена. Когда родился и умер Фредерик Шопен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Фредерика Шопена:

родился 22 февраля 1810, умер 17 октября 1849

Эпитафия

«В душе моей мелодия твоя,
В ней радость и печаль,
И жизнь, и мечты.
Когда закат ложится на поля,
Одевшись в свет и тень,
Приходишь ты».
Из песни Анны Герман «Письмо к Шопену»

Биография

Биография Фредерика Шопена - история жизни великого польского композитора, прославившего культуру своей страны на весь мир. Шопена можно без какого-либо преувеличения назвать гением. И гениальность эта начала проявляться еще в самом детстве композитора. Он всегда невероятно тонко чувствовал музыку и был буквально ей одержим. Когда мальчику еще не было восьми лет, в одной из варшавских газет написали о его первой пьесе, назвав Шопена «настоящим гением музыки» и «вундеркиндом».

Занятия в музыкальном училище и школе музыки давались Шопену легко. Вскоре он стал виртуозным пианистом. Однажды педагог Шопена, пианист Войцех Живный, отказался заниматься с двенадцатилетним Фредериком, сказав, что ему больше нечему научить этого ребенка. В двадцать лет Шопен уже гастролировал по Европе. Во время его турне в Польше возникло восстание, и композитор, поддавшись уговорам друзей и близких, предпочел остаться в изгнании. Тем не менее эта разлука с семьей и родиной очень тяготили его всю жизнь. В Европе Фредерика ждали любовь и слава - Шопена с радостью принимали во всех салонах и аристократических кругах. У него также не было недостатка в учениках, тем более, что преподавание музыки было еще одной страстью композитора помимо ее сочинения и исполнения.

Известность Шопена привлекала к нему множество людей, в том числе и влюбленных в него женщин, но официально женат он не был. В свободном браке он прожил несколько лет с писательницей Жорж Санд. Но первым серьезным объектом любви Шопена была полька Мария Водзинская, с которой он заключил тайную помолвку. Увы, ее зажиточные родители не захотели в зятья музыканта, зарабатывающего себе на жизнь тяжелым трудом, пусть и всемирно известного. После разрыва Шопена с Водзинской Жорж Санд буквально «прибрала» к рукам скромного и интеллигентного поляка. Годы отношений Шопена и Жорж Санд были годами расцвета творчества композитора, но затем Санд разбила хрупкое сердце возлюбленного, который и без того был ослаблен болезнью. Тоска по родине, смерть отца, разрыв с Санд и плохое самочувствие (последние исследования говорят, что у Шопена был муковисцидоз) лишили композитора сил бороться.

Последний год жизни Шопен не давал концертов и уроков. Смерть Шопена наступила в Париже, причиной смерти Шопена стал туберкулез. Похороны Шопена состоялись на кладбище Пер-Лашез, куда с гениальным композитором и пианистом пришли проститься тысячи его почитателей. Сердце Шопена было извлечено из его тела, помещено в урну и замуровано в одной из колонн церкви в Варшаве. Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Постоянно проводятся фестивали и конкурсы его имени, пополняются коллекции его музеев, а музыка Шопена - остается вечной, как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов за всю историю человечества.

Линия жизни

22 февраля 1810 г. Дата рождения Фредерика Франсуа Шопена.
1818 г. Первое публичное выступление Шопена в Варшаве.
1823 г. Поступление в Варшавский лицей.
1826 г. Окончание Варшавского лицея, поступление в Варшавскую Высшую школу музыки.
1829 г. Окончание школы музыки, поездка в Вену с выступлениями.
1830 г. Первый самостоятельный концерт Шопена в Варшаве.
11 октября 1830 г. Последний концерт Шопена в Варшаве.
1830-1831 гг. Жизнь в Вене.
1831 г. Переезд в Париж.
26 февраля 1832 г. Первый концерт Шопена в Париже.
1836-1837 гг . Расторжение помолвки с Марией Водзинской, сближение с Жорж Санд.
1838-1846 гг. Наивысший расцвет творчества Шопена.
зима 1838-1839 гг. Жизнь в Вальдемосском монастыре в Испании.
май 1844 г. Смерть отца Шопена.
1847 г. Разрыв с Жорж Санд.
16 ноября 1848 г. Последнее выступление Шопена, прошедшее в Лондоне.
17 октября 1849 г. Смерть Фредерика Шопена.
30 октября 1849 г. Похороны Фредерика Шопена.

Памятные места

1. Деревня Желязова-Воля, где родился Шопен.
2. Дом Фредерика Шопена в Желязовой-Воле, где он родился и где сегодня работает музей Шопена.
3. Музей Фредерика Шопена в Маленьком салоне семьи Шопен в Варшаве.
4. Усадьба Ноан (имение Жорж Санд), где Шопен жил со своей возлюбленной.
5. Памятник Шопену в Киеве.
6. Памятник Шопену и Санд в Ботаническом саду Сингапура.
7. Парк Шопена в Познани, где установлен памятник Шопену.
8. Музей Шопена и Жорж Санд в Вальдемосском монастыре в Испании, где пара жила в 1838-1839 гг.
9. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Шопен.
10. Базилика Святого Креста, где в одной из колонн замуровано сердце Шопена согласно его воле.

Эпизоды жизни

Шопена все считали невероятно добрым и воспитанным человеком. Его любили все - от коллег по искусству до знакомых и учеников, ласково называли ангелом или наставником. Цитата о Шопене из одного из рекомендательных писем - «лучший из людей».

Шопен не сразу был очарован Санд. Наоборот, при первой встрече она и вовсе показалась ему неприятной. Но Санд решила завоевать гениального композитора, несмотря на то, что у нее постоянно были другие любовники. Когда, наконец, Шопен был очарован, он полностью попал под власть своей возлюбленной. Жорж Санд любила композитора, но это было эгоистичное, истощающее чувство. За спиной Шопена его друзья обсуждали, что Фредерик тает прямо на глазах, а Жорж Санд «наделена любовью вампира». Когда Жорж Санд, воспользовавшись удобным предлогом, рассталась с Шопеном, это сильно подкосило его и без того ослабленное здоровье.

Завет

«Вежливостью достигнешь больше, чем насилием».

«Время есть лучший цензор, и терпение - верховный учитель».


Биография Фредерика Шопена

Соболезнования

«Чтобы его до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу».
Генрих Нейгауз, русский пианист

«Все, что я смогла бы сказать на своем жалком французском языке, будет столь далеко от него, столь недостойно его памяти. Глубочайшее почитание, обожание, подлинный его культ восторженно сохранились у всех, кто знал его и слышал. Никто не похож на Шопена, никто даже отдаленно не напоминает его. И никто не сможет объяснить все, чем он был. Какая смерть мученика, какая мученическая и сама жизнь - у существа столь совершенного, столь чистого во всем! Наверняка он на небе… если только…»
Соланж Санд, дочь Жорж Санд, падчерица Шопена

Представитель искусства романтизма. Он родился в небольшом городке Желязова Воля, расположенном недалеко от Варшавы. Его отец Николя имел французское происхождение, а мать Юстина была местной жительницей.

Музыкальные впечатления детства

Обучаться игре на фортепиано Фридерик начал в шесть лет. Юному музыканту очень повезло с учителем. Пианист Войцех Живный воспитывал с¢в

В раннем детстве Фридерик познакомился с итальянской оперой, очень популярной во всех уголках Европы. В начале 19-го века вокальное искусство не было слишком сложным для восприятия. Широкий круг слушателей привлекали яркие театральные постановки и красивые запоминающиеся мелодии, которые можно было напевать. И хотя творчество Шопена не содержит ни одной оперы, он приобрел и на всю жизнь сохранил вкус к гибким и пластичным мелодиям.

Салонное искусство

Еще одним источником музыки будущего композитора стало так называемое салонное исполнительство. Крупным представителем этого искусства был Михаил Огиньский. Он известен и сегодня благодаря своему знаменитому Полонезу.

Салон - одна из форм проведения досуга представителей обеспеченных слоев европейского общества 19 века. Эта общественная практика была описана во многих литературных произведениях, например у Льва Толстого и Оноре де Бальзака. В салонах люди не только общались, но и слушали музыку. Крупнейшие пианисты и скрипачи тех времен приобретали известность именно благодаря выступлениям на разнообразных светских мероприятиях.

Фридерик Шопен играл на фортепиано в местных салонах с 12 лет. Он любил это скромное домашнее искусство. Творчество Шопена несет яркий отпечаток салонной музыки. От приглашенных на светское мероприятие пианистов часто требовалась бравурная виртуозность и сентиментальная легкость исполнения. Но Шопену чужды излишняя развлекательность и банальность, свойственные данному направлению искусства.

Раннее творчество

Творчество Фредерика Шопена открывают два полонеза, которые он написал в возрасте семи лет, возможно, находясь под влиянием одноименного произведения Михаила Огиньского. Еще один источник сочинений будущего композитора - польский музыкальный фольклор. С ним Фридерика познакомила мать, которая была хорошей пианисткой, а также певицей-аматором.

Юный Шопен учился в Варшавском лицее, параллельно занимаясь музыкой под руководством частных педагогов. Он постигал уже не только игру на фортепиано, но и композицию. Позже Фридерик поступил в Главную школу музыки польской столицы.

В Польше карьера Шопена развивалась успешно благодаря щедрому покровительству меценатов. В частности, о молодом пианисте заботилось знаменитое аристократическое семейство Четвертинских. На волне успеха Шопен был приглашен на гастроли в Австрию, куда он и уехал в 1829 году.

Эмиграция и ее причины

Концерты молодого музыканта пользовались в Европе огромным успехом. Им восхищались знаменитые композиторы того времени Роберт Шуман и Ференц Лист. Творчество Шопена находилось на пике популярности. Во время пребывания композитора на гастролях на его родине произошло восстание.

Свободолюбивые поляки взбунтовались против Российской империи. Масштабные народные волнения, охватившие страну, продолжались около двух лет. В 1831 году, после осады Варшавы, они были подавлены российской армией. После победы действия оккупационных властей стали еще более жесткими.

Шопен был горячим сторонником независимости Польши. После поражения восстания он принял решение не возвращаться на родину. Непосредственным откликом на эти трагические события стал этюд "До Минор", названный «Революционным». Композитор сочинил его в начале сентября 1931 года, сразу после падения осажденной Варшавы.

Печальные события в Польше разделили творчество Шопена на два крупных периода. Молодой музыкант выбирает для постоянного места жительства Париж, в котором и проводит остаток своих дней, периодически выезжая на гастроли. Композитор больше никогда не видел своей родины.

Новая жизнь в Париже

В Париже Шопен вел активную творческую и педагогическую деятельность. В тот исторический период столица Франции была центром политической и культурной жизни Европы. После 1830 года в парижском обществе горячо поддерживали сторонников борьбы за независимость Польши. Крупнейшие деятели искусства того времени бескорыстно помогали композитору в первые годы его эмиграции.

Жизнь и творчество Шопена неразрывно связаны с деятельностью его современников - знаменитых деятелей искусства. Новыми друзьями композитора стали художник Эжен Делакруа, писатели Генрих Гейне и Виктор Гюго, композиторы Ференц Лист и музыковед Франсуа Фетис.

Болезнь и окончание карьеры виртуоза

Спустя несколько лет после обустройства в Париже Шопен выступил с концертами в Англии и Германии, где познакомился с выдающимися композиторами Робертом Шуманом и Феликсом Мендельсоном. Тогда же, в середине 30-х годов, его настигла болезнь - туберкулез легких.

Слабое здоровье молодого музыканта не позволило ему продолжить карьеру пианиста-виртуоза. Он перестал выступать в больших залах. Творчество Ф. Шопена с этого времени сводится к написанию ряда фортепианных произведений, которые и проложили ему путь в

Как пианист он ограничил свои выступления небольшими салонами и камерными концертными залами. Играл он преимущественно для своих друзей, коллег и людей с похожими художественными вкусами и пристрастиями.

Камерные залы и дружественная аудитория обусловили уникальность музыки Шопена. Она очень личная, интимная. Кажется, что композитор обнажает перед слушателями свою страдающую душу. Творчество Ф. Шопена неразрывно связано с фортепиано. Для других инструментов он не писал.

Любовь всей жизни

Будучи в Париже, композитор познакомился со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, публиковавшей свои книги под мужским псевдонимом Жорж Санд. Эта женщина пользовалась в парижском обществе скандальной известностью. Она носила мужскую одежду и демонстративно курила сигары. Местный бомонд периодически будоражили слухи о ее многочисленных связях.

Если характеризовать жизнь и творчество Шопена кратко, то можно утверждать, что без Жорж Санд он не был бы самим собой. Она стала не только любовницей композитора, но и его другом. Писательница была старше Шопена. У нее было уже двое детей - мальчик и девочка.

Великий музыкант часто гостил в фамильном замке, который стал приютом для многочисленных друзей Авроры и ее возлюбленного. Она обожала бурное веселье и вечеринки, продолжавшиеся до рассвета. Больной композитор переносил ее развлечения с огромным трудом. Тем не менее их роман продлился более десяти лет.

Зима на Майорке

Как бы талантлив ни был и творчество его неразрывно связаны с Жорж Санд. Особенно популярна среди любителей романтических историй легенда об их совместном путешествии на Майорку. Испанский остров в Средиземном море сегодня является туристическим раем. Тогда же, в далеком 19 веке, это было заброшенное, пустынное и мрачное место. Великолепие природы сочеталось с угрюмыми нравами местных жителей и плохими бытовыми условиями.

Шопен, биография и творчество которого во многом обусловлены неизлечимой болезнью, пережил на этом острове один из самых трудных периодов. Влюбленные хотели провести на Майорке теплую зиму вдали от парижских сплетен. Но зима выдалась очень дождливая и холодная, а негативное отношение местных жителей к любовникам было откровенно агрессивным. Они не смогли арендовать жилье и вынуждены были поселиться в заброшенном монастыре, где свирепствовал холод. Этой зимой здоровье композитора значительно ухудшилось.

Во время жизни на Майорке Жорж Санд скучала по парижской роскоши. Тосковал и Шопен. Краткая биография и творчество композитора делают эту зиму на острове особенно яркой. Музыкант сочинил здесь несколько прекрасных произведений. После возвращения во Францию писательница опубликовала книгу «Зима на Майорке».

Романтизм и фортепианное творчество

Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры - как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть - траурный марш.

Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы - это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора - прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия "Си Минор" напоминает элегию.

Жанры в музыке Шопена

Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.

Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы - мазурки и полонезы.

Мазурки и полонезы

Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.

Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.

Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Лишенный родины изгнанник, он умер очень рано, в 39 лет. Большую часть жизни Шопен страдал неизлечимой болезнью, которая ограничивала его карьеру виртуоза. Он в полной мере познал любовь сотен поклонников и той единственной женщины, которая сумела его понять. Она обладала таким же талантом, как и он сам. Его трагическая и одновременно счастливая судьба - в музыке. И она бессмертна.

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.