Удивительно, но именно эта скандинавская страна составляет хоть какую-то внятную конкуренцию английским и американским исполнителям в области популярной музыки. Начало шведскому поп-феномену положила легендарная группа ABBA еще в 70-х годах. И с тех пор высокую планку, заданную этим замечательным коллективом, музыканты последующих поколений старались не снижать.

Какие шведские группы существовали в 90-х?

В 80-е годы Швеция подарила меломанам ставшую особенно любимой в Старом Свете команду под названием Secret Service, а также прогремевших на весь мир и взорвавших хит-парады по обе стороны океана ансамбли Roxette и Europe. Ну а 90-е невозможно себе представить без задорных и красивых песен от Ace of Base, Army Of Lovers, Vacuum, The Cardigans, Yaki-Da. Шведские группы 90 х привнесли свою неповторимую нотку в общий фон эстрадного звучания конца XX столетия, стали звездами мировой величины.

В России «поп-музыкальные» шведы 90-х пользуются особым вниманием, о них отзываются с теплотой и неподдельным восхищением. Достаточно посмотреть концерты под маркой «Легенды Ретро FM», чтобы убедиться в истинности этих слов. И хотя многие из вышеупомянутых коллективов к нынешнему времени уже распались или практически не функционируют, для отдельных выступлений они с удовольствием собираются и дают жару. И хочется надеяться, что это делается не только ради того, чтобы «по-легкому денег срубить», а еще чтобы лишний раз порадовать поклонников и самим окунуться в атмосферу тех представлений, которые им удавалось устраивать 15-20 лет назад.

Большинство звезд шведской поп-музыки, появившихся в 90- годы, так или иначе определяют вектор развития скандинавской и общеевропейской эстрады по сей день. Например, Александр Бард, основатель Army Of Lovers и Vacuum, до сих пор музицирует и гораздо успешнее нынешних творческих дел занимается продюсированием молодых исполнителей. Хочется верить, что благодаря его стараниям и усилиям других музыкальных героев прошлого, Швеция расщедрится на талантливых исполнителей и в первой части новой эпохи.

Мы собрали самых известных и популярных шведских исполнителей и групп 90-х в одном списке и вот что из этого получилось (Группа — Лучший альбом — Лучшая песня ):

  1. ABBA - Super Trooper - Lay all your Love on me
  2. The Knife - Silent Shout - Heartbeats
  3. Robyn - Body Talk Pt. 1 - Dancing on my own
  4. Ace of Base - The Sign - The Sign
  5. The Radio Dept. - Clinging to a Scheme - Keen on Boys
  6. Fever Ray - Fever Ray - Now’s the Only Time I Know
  7. Peter Bjorn & John - Writer’s Block - Amsterdam
  8. The Sounds - Crossing the Rubicon - No One Sleeps when I’m Awake
  9. The Cardigans - Dying to Say this to you - Lovefool
  10. Roxette - Look Sharp! - Must have been Love

Швеция завоевала свое место в мировой музыкальной иерархии еще в семидесятых, когда легендарный шведский квартет «ABBA» гремел на весь мир, завораживая своим творчеством людей по обе стороны океана. С тех пор страна старалась не ронять ту планку в списке лучших музыкальных групп, и постоянно радовала нас все новыми и новыми звездами.

Особенности шведской музыки

Когда слушаешь музыку Швеции впервые, создается впечатление, что слышишь звуки своей души, словно кто-то невидимый только что ее подслушал и быстро записал. Именно в этом и состоит особенность музыкально исполнения шведских исполнителей – слушая их, кажется, что слушаешь самого себя.
А с приходом 90-х годов шведы не только не сдали свои позиции, завоеванные легендарным квартетом, но смогли добиться еще большей популярности. В списках билбордов шведские группы 90-х постоянно держали лидирующие позиции. Так, по подсчетам статистов, как раз в это время поступления гонораров шведским артистам за авторские права на их песни почти в три раза были выше, чем у считавшихся лидерами мировой поп музыки английских и американских исполнителей. Да и в первой топ десятке лучших хитов нередко можно было увидеть добрую половину шведских групп.
Когда среди поклонников творчества популярных шведских исполнителей провели опрос, с целью выяснить, что же на их взгляд является причиной такой потрясающей популярности хитов этих исполнителей, никто не смог дать вразумительного объяснения этому феномену. Но многие сделали предположение, что все из-за того, что в этой стране суровый климат, и много времени шведы проводят дома.

Почему шведские группы пользуются такой популярностью?

Конечно же, это очень наивное предположение. Но шведскому исследователю Оле Йохансонну удалось вывести свою теорию, указывающую на причины такой популярности шведской поп музыки.


  1. Шведы любят примеры для подражания. И главным таким примером стала группа «ABBA», которая смогла найти то, что заставляет людей влюбляться в их музыку. Это легкая мелодия, приятные голоса, которые доминируют над музыкой, простые детские рифмы, которые легко запоминаются, часто повторяющиеся ключевые фразы песни.
  2. Шведы не стали идти по принципу других стран и приглашать для работы иностранных музыкантов, композиторов, аранжировщиков. Они решили вырастить лучших специалистов у себя в стране, а для этого нужны годы. Именно поэтому после «Аббы» больше десятилетия шведские группы не достигали таких высот.
  3. Еще одна причина – это отличное знание английского языка. Именно он является идеальным для популярности песен. Хотя, как говорят, из каждого правила есть исключения. Например, в текстах Roxette и The Cardigans носитель языка легко заметит множество неточностей, но это не делало их песни менее популярными.
  4. Правительство Швеции всегда поддерживает развитие шоу бизнеса. Большинство детей посещают музыкальные школы, студии и кружки, которые субсидируются бюджетом страны.

Популярные шведские группы 90-х

90-е годы стали звездным часом для шведской поп эстрады. Именно в это время появилось много групп, которые смогли добиться огромной популярности во всем мире, а их песни стали узнаваемы и любимы миллионами.

Ace of Base


Великолепный квартет, который был создан по принципу «Аббы», смог добиться всемирного признания с самого первого альбома «Happy Nation», ставшим лидером продаж в 90-х годах. Сразу три песни этого альбома стали бесспорными хитами, в течение длительного времени занимали первое место в топ лучших песен.
Первое название группы было «Mr Ace». Еще никому неизвестные, исполнители отправили кассету с записью своей песни «All That She Wants» известному продюсеру, а кассета застряла в его магнитоле. Из-за этого продюсеру пришлось слушать эту запись в течение нескольких дней, после чего он стал продюсером группы. Удивительно, но именно эта песня помогла им взлететь на вершину славы.

Roxette


Шведский дуэт стал популярным еще в восьмидесятые. Однажды они попробовали записаться не на родине, а в Англии, в надежде на новое интересное звучание, однако, этот эксперимент не принес тех результатов, на которые надеялись ребята. И настоящий успех к ним пришел в начале 90-х, когда они снова вернулись для работы в Швецию.
Название группы Roxette появилось от названия одной из песен группы Dr Feelgood, которую очень любили Пер и Мари.

E-Type


Прежде чем в 90-х эта группа начала «рвать» танцевальные площадки мира, Мартин Эриксон, солист группы, уже успел испытать и популярность, и боль провала. Но он никогда не опускал руки, и однажды заразившись танцевальными ритмами, не прекращал экспериментировать и искать новые звучания. В результате, когда он объединился с Наной Хедин, их альбом принес им настоящую славу.

Dr Alban


Темнокожий певец, песни которого звучали на всех танцевальных площадках и дискотеках в девяностые годы, никогда и не предполагал, что станет известным артистом. Его мечтой с самого детства была профессия врача. Именно поэтому он даже на сцене называет себя доктором.
Ему не хватало денег, когда он учился на дантиста, поэтому в свободное время Албан работал ди-джеем. Не оставил он свое увлечение уже когда стал доктором, тогда его и заметил шведский продюсер. Первый же альбом певца разошелся миллионным тиражом, что и определило всю его дальнейшую судьбу.

The Cardigans


Группа работала в разных стилях рока и инди-попа. Они постоянно искали что-то новое, казалось, что музыканты никогда не повторяются. Но именно это постоянно привлекало к ним все новых поклонников.

Vacuum


Участники группы не только исполняли песни собственного сочинения, но и писали музыку для многих знаменитых артистов. У них есть собственная студия, в которой они и работали. Изначально группа называлась «пылесос», по-английски vacuum cleaner, но позже решили сократить название до слова Vacuum, потому что так, на их взгляд, звучало лучше.

Army of Lovers


Группа была известна своими откровенными костюмами и скандальными клипами. Некоторые клипы были запрещены к показу по телевидению. Если первый альбом постепенно выпускался в разных странах, то второй оказался настоящим прорывом в творчестве Army of Lovers. Сразу три песни «Crucified», «Obsession» и «Ride The Bullet» стали настоящими хитами и принесли артистам большую популярность.

Yaki-Da


Дуэт, в котором пели две девушки с красивыми голосами, к сожалению, многие называют группой одной песни, но это не так. «I saw you dancing» сделала дуэт по-настоящему популярным. Но второй альбом уже не имел такого успеха и вышел очень маленьким тиражом. Считается, что название группы произошло от тоста, который поднимали древние галлы, и означал «за здоровье».

Midi Maxi & Efti


Это, наверное, была самая популярная группа на территории всего бывшего Советского Союза. Не было среди молодежи того времени тех, кто не заслушивал бы кассеты с их песнями до дыр. И невозможно найти человека, который бы до сих пор не помнил их знаменитую песню «Bad Bad Boys».

Basic Element


Изначально проект задумывался, как квартет, но еще до выхода первого альбома одна из девушек покинула группу. Так образовалось трио, которое стало популярным еще до выхода первого альбома, благодаря выпущенным синглам. Когда же альбом увидел свет, то выяснилось, что за группой Basic Element уже прочно закрепила за собой статус одной из лучших Евродэнс-групп .


Как видите, популярная музыка 90-х тесно связана с творчеством многих шведских групп. Какие-то из них тогда же закончили свое существование, другие и сегодня продолжают радовать нас своим творчеством. Но каждая из них оставила яркий след в музыкальной жизни тех лет.


">
Этот альбом я помню с детства – потертый конверт с пластинкой производства фирмы «Балкантон» занимал почетное место в той скромной части родительской виниловой коллекции, что проходила по ведомству поп-музыки. Тогда, впрочем, я ABBA не принимал всерьез, подразумевая, что все это баловство и легкомыслие. Был, конечно, фундаментально неправ – когда повзрослел, стало понятно, что лучше поп-группы в истории человечества, может статься, и не было. ABBA сочиняли золотые мелодии в каких-то нечеловеческих количествах, превратили диско в универсальный язык для разговора о любви и красоте, а главное – умели создавать счастливое и крайне редкое ощущение какой-то бесконечной гармонии в окружающем мире. На этом месте могли бы быть и другие альбомы группы – но особенная самовольная вздорная радость меня лично охватывает при первых аккордах «When I Kissed the Teacher», так что пусть будет эта. Тем более что с той самой пластинки теперь начинается моя собственная виниловая коллекция.

2. The Knife «Silent Shout»


Дуэт Олофа и Карин Дрейер – одна из важнейших групп 21-го века: потому что сумели воплотить в звук серьезный разговор на значимые темы (феминизм, экономическое неравенство, эксплуатация и т.п.) так, что от этого не клонит в сон, – и так, что об этом хочется продолжать думать. «Silent Shout» из всех записей The Knife, пожалуй, самая сбалансированная – здесь уже есть весомое политическое содержание, но еще нет радикальных попыток уйти от привычных песенных структур, к которым групп обратилась в дальнейшем. Колкая, острая, ледянистая электроника, дающая эффект неуютного, но полезного отчуждения; едкие, парадоксальные голоса; отточенный нордический мелодизм и постиндустриальный цифровой грув: «Silent Shout» ставит перед слушателями самые неудобные вопросы, пока они стаптывают ноги на танцполе.

3. Samla Mammas Manna «Måltid»


Прог-рок нередко считают музыкой тяжеловесной и претенциозной и, в общем, не то чтобы совсем безосновательно, но эти смешные усатые люди из города Уппсала легко опровергают универсальность стереотипа. Одни из основателей движения Rock In Opposition, совместившего музыкальный авангардизм с политическим, аккомпаниаторы Фреда Фрита и юмористы, больше любившие спеть про цирк, чем про любовь, Samla Mammas Manna играли сложную музыку с легким сердцем – так, что даже десятиминутные рок-сюиты с замороченными мелодическими сюжетами в их исполнении звучат, как хорошо исполненный розыгрыш. Дивная группа, чей летучий стиль, кажется, лучше всего дан именно на этой пластинке 1973-го года; жаль, их знают в основном специалисты по тому самому жанру, который Samla Mammas Manna так упоительно опровергали.

4. Refused «The Shape of Punk to Come»


Из России Швеция может казаться заповедником социализма с человеческим лицом – неудивительно, что и многие музыканты тут оказываются остроумными леваками. Суровые люди из группы Refused сделали свой лучший альбом, поставив перед собой вопрос: могут ли панк и хардкор успешно бороться с системой и истеблишментом, если в качестве орудия они используют все те же конформистские музыкальные схемы? Получившийся ответ, «The Shape of Punk to Come», отправляет лютую физиологическую энергетику хардкора в путешествие по всему спектру вызывающих звуков: тут тебе и джазовые вольности, и электронные завывания, и внезапные эксперименты с привычной песенной драматургией; все это – в окружении обоснованно яростного гитарного электричества и многозначительных цитат из Аллена Гинзберга, Генри Миллера и полковника Куртца. Сильная вещь – Refused, наверное, можно даже было бы упрекнуть в том, что они слишком умствуют, но эта музыка отвечает на такие претензии прямым ударом в челюсть.

5. Neneh Cherry «Blank Project»


Роскошный камбэк вокалистки замечательной постпанк-группы New Age Steppers и исполнительницы памятного ностальгического хита «Buffalo Stance», срежиссированный британским электронщиком Кираном Хебденом (он же Four Tet). Выдающийся пример скандинавского минимализма в музыке (про скандинавский тут, конечно, для красного словца – все-таки оба сочинителя давно живут в Лондоне): в большинстве песен на этом альбоме нет ничего, кроме задающих ритм барабанов, крохотных синтетических деталей и голоса, при этом содержания, драйва и страсти здесь хватит на иные карьеры. При помощи «Blank Project» Черри справлялась со смертью своей матери – и порой тут почти физически ощущаешь, как человек заполняет пустоту внутри себя музыкой; и как эта музыка лечит.

6. Junip «Fields»


Кудрявого лирика Хосе Гонзалеза принято больше любить в его сольной ипостаси: классическая гитара, нейлоновые струны, задушевный голос и меланхолические кавера на The Knife и Massive Attack. Все это и правда звучит красиво, но, на мой взгляд, основанная Гонзалезом группа Junip даже получше – в ней нет сопливости, неизбежно свойственной жанру «грустный мужчина с гитарой», и есть очень особенный грув: песням этим свойственная некоторая упругость, они как будто движутся вперед быстро, но без усилия, как на воздушной подушке. Плюс к тому – все те же примирительные мелодии, вокал, эквивалентной строчке «печаль моя светла», и общее успокоительное ощущение; «Fields» – это такие песни, в процессе которых боль превращается в воспоминание.

7. Stina Nordenstam «The World Is Saved»


Скандинавия вообще и Швеция в частности богаты на певческие голоса такого качества и характера, что уже и не так важно, что конкретно они поют (хотя и поют, как правило, достойные вещи). Вот Стина Нурденстам, от каждой песни которой неизбежно возникает ощущение тревожной невинности мира; девушка, поющая голосом слишком рано повзрослевшего ребенка. В ее ранних альбомах больше эстрадного джаза и экспериментов с фактурой; «The World Is Saved» – это уже более поздний и конвенциональный период, типичный для середины 2000-х независимый одомашненный электропоп, который специально звучит так, будто его записали в одинокой избушке. Именно эта звуковая среда, кажется, помогает голосу Нурденстам прозвучать точнее всего. С этими песнями возникают очень трогательные отношения; их хочется укрыть и сберечь – я не драматизирую, я держу тебя за руку, в таком примерно репертуаре.

8. Jens Lekman «I Know What Love Isn’t»


«Каждый волосок знает твое имя», «Какая-то перхоть на твоем плече», «Мне нужна пара ковбойских сапог» – сентиментальный бард-пересмешник Йенс Лекман даже называет песни так, что невозможно не послушать. Музыка Лекмана – это такой шансон для самых романтичных и мечтательных; ажурные виньетки, собранные из фортепиано, струнных, нарочито пошловатого саксофона и прочих украшательств, которые этим песням очень к месту именно потому, что они не воспринимают себя всерьез. Лекман поет про разбитое сердце и прочие неприятности, с одной стороны, всерьез (во всяком случае, по части мелодической красоты и возвышенности голоса тут все по канонам); с другой, с изрядной самоиронией, постоянно немного издеваясь над собой и над слушателем; оттого в этих сахарных песнях и создается смысловой зазор, вносящий в них обаятельный парадокс. Как там про это было у классика – «я вас люблю, хоть я бешусь».

9. Lykke Li «Wounded Rhymes»


Эта запись – пример того, как неисповедимы бывают пути успеха: композиция «I Follow Rivers» в бодром ремиксе одно время была абсолютным чемпионом радиоэфиров; так мрачная принцесса шведского инди-попа внезапно стала звездой в России. Впрочем, альбом, конечно, не ценен этим анекдотом, но своим монохромным морозным звуком, зычным полумистическим вокалом и песнями, которые ведут себя так, будто скрывают что-то сокровенное и страшное. Записывать альбом Люкке Ли ездила в Лос-Анджелес – и американские напарники добавили размаха и глубины ее отстраненной скандинавской красоте, но оставили главное: торжественную горечь, сумеречную грацию, морозное эхо; аристократическую поп-музыку эпохи блистательного упадка. Этот альбом, где благородно воспевают похоть и зовут песни именами вроде «Тишина – это благословение», и звучит высокой эстрадной поэзией, амбициозно и оправданно возводит возвышает будничные личные чувства.

10. The Field «From Here We Go Sublime»


Дебют стокгольмца Акселя Уиллнера, немедленно выведший его в элиту современного техно – и поделом. Уиллнер рафинировал и довел до логического завершения звук, запатентованный лейблом Kompakt. Это можно назвать роскошным минимализмом: с одной стороны, неуклонное соблюдение жанровых конвенций с ровным битом и общей аскезой в оформительской области; с другой – максимальное смягчение сурового в общем-то стиля через воздушные сэмплы и обрывки чужих забытых удач. У The Field вокруг неумолимого бас-барабана произрастают голоса и аккорды самого утешительного и узорчатого свойства; его треки умеют заворожить – и, возможно, работают лучше даже не в клубе, а в домашней обстановке. Кто-то говорил, что техно в своей формализованности, в сущности, отражает будничную жизнь с ее повсеместными ритуалами, размечающими ритм повседневности; у Акселя Уиллнера эта жизнь получается очень красивая и уютная.

11. Hans Appelqvist «Bremort»


Редкий человек – настолько редкий, что про него даже нет статьи в англоязычной Википедии. Между прочим, очень зря – потому что музыка тоже редкая, в самом лучшем смысле. Насколько можно судить из найденной информации, Аппельквист в своем роде журналист-художник – он записывает реальные разговоры людей и прочие найденные звуки и окружает их музыкой: камерной, почти игрушечной и отчего-то страшно пронзительной фолктроникой, чем-то напоминающей записи, скажем, Пьера Бастьена. Разговаривают тут, разумеется, преимущественно на шведском – что для людей, не знающих языка, добавляет странного обаяния. Наброски аранжировок, пиццикато, миниатюрные мелодии и даже окказиональные припевы с куплетами здесь как будто прорастают сквозь ткань обыденного – и в некотором смысле лишний раз доказывают, что жизнь – это тоже большое искусство.

12. Goat «World Music»


Группа веселых конспирологов, назвавших свой коллектив хорошим словом «Козел», проживает в Гетеборге, но утверждает, будто бы происходит из деревни на северо-востоке Швеции, где благодаря врачевательнице-ведьме долгое время практиковали культ вуду – покуда добропорядочные христиане не сожгли поселок дотла. Скорее всего, это выдумка, но до конца непонятно; в любом случае, дух музыки Goat эта история передает неплохо. Играют они постоянно искрящий от напряжения, легитимно утяжеленный глобалистский рок, в котором слышатся и племенные ритмы Африки, и ориентальные рулады, и остроумные проделки земляков вроде тех же Samla Mammas Manna; поют исключительно веселым хором – в общем и целом «World Music» производит впечатление непонятного, но крайне увлекательного ритуала. Которое еще больше подкрепляется на концертах, где Goat надевают маски и дикие костюмы и устраивают исключительно зрелищный бедлам; пропускать при случае никак не рекомендуется.

13. Club 8 «The People’s Record»


Эти люди тоже работают с африканскими мотивами – но используют их в куда более мирных целях. Дуэт, вот уже двадцать лет скромно работающий на благо доброй шведской музыки, Club 8 выпустили «The People’s Record» в 2010-м, успев к тому времени посетить с визитом самые разные территории, начиная от евродэнса и заканчивая трип-хопом. Роман с Африкой и ее гитарным и мелодическим мелодизмом у них получился лучше всего – подвижный этнический грув оказался этой музыке очень к месту; в результате вышел чрезвычайно обаятельный тви-поп, полезно обогащенный в области ритмов и танцев. Это, конечно, ни к чему особенно не обязывающая музыка – зато она может изрядно украсить жизнь решительно в любых обстоятельствах.

14. Fire! Orchestra «Exit!»

Самый буйный деятель скандинавского джаза Матс Густафсон хорош почти во всех своих появлениях – но по-настоящему на разрыв сердца и барабанных перепонок играет, когда его вольное трио Fire! превращается в оркестр импровизационной музыки высшей категории. Пир музыкального дионисийства на 28 человек, «Exit!» (как, справедливости ради, и другие записи ансамбля) предоставляет поводы для любых сравнений – от титанов шестидесятнического свободного вокала до канадского построка, а главное – звучит как исключительно насыщенный, содержательный и лихой диалог космоса и хаоса, порядка и беспорядка. Тот случай, когда «за нашу и вашу свободу» – не приговор, но тост.

15. Roxette «Crash! Boom! Bang!»


Начали с ностальгии – ей и закончим. Не буду делать вид, что часто переслушиваю этот альбом; не буду даже пытаться сформулировать всемирно-историческое значение группы Roxette. «Crash! Boom! Bang!» в конкретном воплощении пиратской аудиокассеты, обернутой в неловкую ксерокопию оригинальной клетчатой обложки, – такой же символ эпохи, как альбом The Prodigy с осатаневшим крабом или клип «Мумий Тролля», где Лагутенко изображает парикмахера. Школьные дискотеки, на которых страшнее всего белый танец; магнитофоны, которые жуют музыку; шведский рокапопс, в котором гитарные соло соединялись с бесстыжим пубертатным мелодизмом; домашние вечеринки, на которых в конце концов выключали свет и начинали танцевать медляки под Scorpions и как раз титульную вещь этой пластинки, «Crash! Boom! Bang!», которая тогда казалась бесконечно пронзительной – да и кажется такой до сих пор.