Развлечение для детей подготовительной к школе группы

МБДОУ «ДС № 356 г. Челябинска»

Цель: доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе…

Задачи:

Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении.

Закреплять знания детей о сказках.

Побуждать детей к речевым высказываниям.

Оборудование: скатерть – самобранка со сказочными вещами, сундук с предметами, презентация со слайдами, карточки со слогами, ТСО, иллюстрации к сказкам.

Участники: сказочные персонажи, подготовительная группа детского сада, ведущий, муз. работник.


Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки» и садятся на стульчики.

Ведущая. Ребята, посмотрите нам прислали какое-то письмо. (Слайд 2)

Давайте прочитаем что в нем. «Здравствуйте дорогие ребята гр. «Берёзка» . В нашей сказочной стране случилась беда. Баба Яга заколдовала все сказки , всё перепуталось, и мы не знаем, что теперь делать. Помогите нам, пожалуйста!

«Жители сказочной страны ».

Ребята, я думаю нам надо обязательно помочь сказочным жителям. Как вы думаете, что нужно для этого сделать? (Выслушиваются варианты детей) . Давайте для начала попробуем попасть в страну, где живут сказки .

Встанем все скорей в кружок и поедем на волшебном паровозе

Танцевальный паровоз.


«Здравствуйте дорогие ребята гр. «Берёзка»!

В нашей сказочной стране случилась беда.

Баба-Яга заколдовала все сказки,

все перепуталось.

И мы не знаем что теперь делать.

Помогите нам, пожалуйста!»

Жители сказочной страны.


(На экране слайд 3)

Ведущая. Вот мы и попали в сказочный лес. Давайте присядем на пеньки (стульчики).

Любят сказки все на свете

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть,

Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят.

И, конечно же, добро!

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке:

Дети: «заходи»!



Входит Баба-Яга.

Баба-Яга: Я рада, что вы все любите сказки, я тоже очень люблю сказки, несмотря на то, что уже такая большая. Каких только сказок нет на свете, они бывают разные – народные и авторские, бытовые и волшебные, сказки о животных и даже сказки-загадки. Сказки нравятся мне потому, что в них всё может случиться. Вот, допустим, спешит добрый молодец на справедливое дело, а тут, как назло, дорога кончилась. Не пройти, не проехать. А ещё тем хороша сказка, что всегда в ней всякие гадости можно делать.

Ведущая: Здравствуй Баба Яга! Мы получили письмо от жителей сказочного города . Они просят помощи.


Баба Яга: Нажаловались уже? Но вы всё равно не сможете им помочь!

Ведущая: Это еще почему! Нас вон сколько много, а ты одна!

Баба Яга: Вы, как я уже успела заметить, очень маленькие, и значит ничего не умеете и ничего не знаете. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, то я расколдую все сказки обратно . Согласны?

Ответы детей.

Баба-Яга: У меня ведь очень сложные задания.

Ведущая: А вот мы сейчас и проверим, да ребята? Давай Баба Яга сюда свои задания.

Баба Яга: А, нет сначала я вас проверю. И игру для вас затею.

Раз вы просите расколдовать все сказки , я проверю как вы хорошо знаете их.

Вот скажите мне кто такие волшебники?

Ответы детей.

Баба-Яга: Это вот эти что-ли? (слайд 4) Какие же они волшебники! Вы вообще знаете кто такие волшебники? Я вам сейчас объясню. Это те, которые имеют дар превращать простые предметы в сказочные персонажи! И у них есть волшебная палочка! (Достает из кармана волшебную палочку) Вот у меня есть такая! И превращать я умею, значит я волшебница и красавица еще к тому же.

Ведущая. Ну не знаю Баба-Яга, что-то мы тебе не очень верим! Правда, ребята?

Баба-Яга: Не верите? Я вам сейчас докажу. Предлагаю вам отправиться в путешествие: белый свет повидать, на людей посмотреть и себя показать. Дорожка Вам предстоит дальняя. Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство Сказок. Чтобы попасть в него, нужно собрать в дорогу самые необходимые вещи. Перед вами раскинулась скатерть-самобранка. На ней предметы, которые помогут вам в пути. Узнайте и назовите их, а также вспомните в какой сказке они вам встречались и кому принадлежат?

Дети (рассматривают предметы на скатерти и называют их и кому они принадлежат) . самовар, рукавичка, печка, короб, скорлупка грецкого ореха, горшочек, цветик-семицветик.


Ведущая. Молодцы! Вот мы и в Царстве сказок! Что же нас тут ожидает? Ой, ребята, посмотрите, в какой лес мы с вами попали (слайд 5) . Все растения этого леса – это заколдованные сказочные герои. Их заколдовала Баба Яга.

Баба Яга. Вы все еще хотите их расколдовать, своих любимцев?

Дети. Да!

Баба Яга. Чтобы им помочь, нужно правильно отгадать название сказки. Готовы? Ну тогда начали. Сейчас я произнесу волшебные слова и заколдую сказки:

Я вам пакость покажу!

Заколдую я все сказки ,

Чтоб не знали дети ласки!

1) «Петушок Ряба»

2) «Даша и медведь»

3) «Волк и семеро ягнят»

4) «Утки-лебеди»

5) «Лисичка с кастрюлькой»

6) «Заюшкин дом»

7) «Царевна Индюшка»

8) «Мальчик с кулачек»

Ведущая: И правда Баба Яга всё запутала, но вы были очень внимательны и справились с этим заданием.

Баба Яга. Вот это да! Значит вы неплохо знаете сказки.



Звучит музыка Кощея Бессмертного. Входит Кощей с сундуком.

Но у меня есть еще друг, до того худой, что видны все рёбра, очень хитрый, потому что живёт на свете много-много лет. Узнаёте его?

Дети. Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный. Здравствуйте, ребята! Да это я Кощей Бессмертный! Вот потерял свою древнюю подружку-Ягушку, а она оказывается тут развлекается.

Ведущая: Дорогой Кощей, твоя подружка напроказничала, заколдовала всех сказочных героев. Помоги нам их расколдовать.

Кощей Бессмертный. Да это я сейчас в миг сделаю!

Баба Яга. Вот это да! Я тут стараюсь колдую, а ты против меня решил пойти, им помочь? Вот я тебе сейчас! (Баба-Яга бегает за Кощеем).

Кощей Бессмертный. Ой, прости меня Ягушенька! Я сейчас все исправлю!


Загадаю я ребятам трудную задачу. Отгадайте, что у меня здесь спрятано. (Показывает сундук). Сундучок-то мой с секретом. В нём находятся разные сказочные предметы. По описанию вы должны отгадать, что же находится в сундуке.

1. С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Иголка)

2. Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову (Шапка -невидимка).

3. Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)

4. Из-за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет. (Золотое яичко)

5. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована. А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки. (Стрела)

5. А ещё у меня есть вещь, которую съел крокодил. Скажите, что эта за вещь, как называется сказка. (Мочалка. «Мойдодыр»)


Ведущая. Ну все Баба-Яга! Все ваши задания выполнили, давай выполняй свое обещание!

Баба Яга. Ну даже не знаю! Думаю, надо бы еще вам одну задачку загадать! Ты как Кощей считаешь?

Кощей Бессмертный. Я как ты Ягушечка скажешь, так и сделаю, а то еще превратит в лягушку какую-нибудь! (говорит детям шепотом).

Баба Яга. Тогда в круг скорее становитесь и за нами повторяйте!

Игра «По зимним дорожкам».

(детям заранее раздаются снежки по одному)


(Звучит музыка из фильма про Кощея Бессмертного)

Ведущая. Вот и опустел твой сундучок Кощей, так что расколдовывай сказочных героев.

Кощей Бессмертный. Обязательно расколдую, если исполните мою мечту. Хочу научиться танцевать!

Баба Яга. Танцевать? Ну ты даешь Кощеюшка! Что ж ты мне раньше не сказал, я бы тебя давно научила. Ну-ка все вставайте в круг, сейчас я вам покажу как надо танцевать, всех научу!

Ленивые танцы с Бабой-Ягой.

Баба Яга. Ну что же со всеми заданиями справились, молодцы! Так и быть расколдую я ваших сказочных героев. А вы мне помогайте! (звучит музыка)

3 раза хлопни,

2 раза топни,

вокруг себя обернись,

Все на свои места вернись!

СЛАЙД 6: сказочные герои.

Баба Яга. Ну вот я свое обещание выполнила. Что-то уморили вы меня, устала я. Пошли Кощеюшка домой, отдохнуть надо.

Кощей Бессмертный. Пошли подружка, пошли. Я тоже что-то устал. До свидания, ребята! Если что напакостить надо, так вы зовите нас! (Уходят)

Ведущая. Вот и закончилось наше путешествие по стране Сказок, Чудес и Волшебства. Понравилось вам, ребята? (Дети отвечают)

А теперь выходите все и вставайте в большой круг, нам пора возвращаться в д\с. Для того, чтобы очутиться в д/с давайте все вместе произнесем волшебные слова

2 раза хлопни,

3 раза топни,

Вокруг себя обернись,

В детском саду очутись!

Ведущая : Вот мы и дома. Ребята, где же мы сейчас с вами были?

Дети : В сказочной стране !

Ведущая. Сказка – это, конечно же, вымысел, выдумка. Но, даже являясь выдумкой, она остаётся поучительной. Читайте сказки, и они научат вас быть добрыми, честными, умными, сильными.

Ребята, жители сказочной страны передают вам большое спасибо, за то, что вы помогли расколдовать их, и в группе вас ждет сюрприз от них.


Оборудование:

1. Портрет Эдварда Г рига.

2. Пьеса Э. Грига «Кобольд».

3. Краски, листы для рисования.

4. Стенд для выставки.

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну - Норвегию. Это далекий суровый северный край. В этой стране родился и вырос композитор Эдвард Григ.

Однажды с ним произошла удивительная история. Сейчас, я вам ее расскажу. Однажды Э. Григ гулял по лесу и увидел маленькую девочку. Она громко плакала. Он подошел к ней, чтобы узнать, что случилось. Оказалось, что девочка заблудилась. Григ помог ей выйти из леса. По дороге они много разговаривали и подружились. Тогда Григ решил попробовать сочинять музыку для детей. У него есть много произведений для детей. Так как Григ родился в стране, где очень любили сказки, то многие его произведения волшебные, сказочные. Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений. Оно называется «Кобольд». Как вы думаете, кто такой кобольд?

(Возможные ответы детей.)

Кобольд - это маленький, проказливый гномик - домовенок. Он забирается в дома и устраивает там всякие проказы. Шалит, гремит посудой, меняет местами вещи. Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу.

(Прослушивание пьесы «Кобольд».)

Какой характер у этой музыки?

Дети : Быстрая, волшебная, отрывистая, веселая и так далее.

Музыкальный руководитель : Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы кобольд не шалил дома?

(Дети отвечают. Ответы детей полностью зависят от их фантазии.)

В Норвегии жители верят, что если на порог дома поставить еду, то кобольд заберет ее и не станет заходить в дом. Вот если еду не поставить, то он разозлится и может даже разбить посуду или еще как-нибудь нашалить в доме.

Давайте еще раз послушаем музыку и подумаем, удалось ли Эдварду Г ригу показать характер кобольда. Какими средствами?

(Слушают пьесу второй раз. Повтор вопроса.)

Дети : Удалось. Музыка звучала то громче, то тише, как будто бы кобольд то удалялся, то приближался. Еще музыка то звучала быстрее, то будто бы затухала, как будто бы он то шумел, то убегал.

Музыкальный руководитель: Теперь, давайте возьмем краски и нарисуем кобольда. Как вы представляете его себе, слушая музыку?

(Дети рисуют. Во время рисования звучит пьеса «Кобольд».

В конце состоится обсуждение. Но во время обсуждения акцент следует делать на настроение картины, на тона красок, которые использовали дети, но не на качество предметного изображения.)

Сценарий музыкального досуга на тему: "Путешествие в страну музыки" в подготовительной к школе группе

Музыкальный руководитель Поздоровкина Татьяна Викторовна. МКДОУ №7 г. Павловск Воронежской области

Задачи:

*Закреплять знания детей о жанрах музыки (песня, танец, марш).

*Закрепить и расширить знания детей: о духовых, ударных и струнных инструментах, познакомить с историей возникновения этих групп инструментов.

*Подвести к пониманию того, человек - создатель и исполнитель музыки.

*Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности.

*Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке.

*Продолжать развивать исполнительские навыки, играть мелодии в ансамбле.

Ведущая:

Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не покружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Пусть музыка все наполняет вокруг,
Да здравствует музыка, общий наш друг!

Под музыку в зал входит Фея Музыки.

Фея музыки.

Феей музыки зовусь, друзья!
И сейчас с вами познакомлюсь я.
Взгляните вы на мой наряд –
На платье целый звукоряд.

Есть значки различные,
Даже ключ скрипичный.
Хочу пригласить вас друзья,
В мир музыки и счастья.

Дети, вы любите музыку? А что такое музыка? Для чего нужна музыка? Вы хотите знать, откуда появилась музыка? Тогда идемте со мной в Страну музыки. Там вас ждет много интересного и необычного.

Под музыку полонеза дети входят в зал.

Фея музыки. Вот мы и в стране музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка? (ее сочиняют композиторы). Да. Композиторы - самые главные жители моей страны. Они сочиняют музыку, а помогают нам услышать ее другие жители этой страны. Кто они? (Музыканты). Конечно, музыканты. И их в моей стране очень много. А как они помогают нам услышать музыку? (с помощью музыкальных инструментов). Вы правы. Музыкальных инструментов в моей стране очень-очень много. Может быть, вы назовете некоторые из них?

Дети называют разные музыкальные инструменты.

Фея музыки. Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей страны. А узнать их вам помогут вам мои загадки:
Чтоб на нем поиграть,
Ноты можно и не знать,
Палки в руки мы возьмем,
Посильней его побьем.
(Барабан)

Правильно, барабан. А кто из вас ребята скажет, барабан какой инструмент – ударный, струнный или духовой. (Ударный) ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным может быть любой твердый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили, что, если кожу животного натянуть на широкий сосуд и ударить по высохшей коже палкой, получится громкий звук. Так появился первый барабан, а затем и бубен. А еще какие ударные инструменты вы знаете? (Ложки, бубен и т.д.) немного позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную или берестяную коробочку они насыпали сушеный горох - получались погремушки и маракасы. Какие еще деревянные инструменты вы знаете?

Мы ложечки – говорушечки,
Нам хоть плясочку, хоть частушечки!
Весело мы застучим,
Всех на танец пригласим.

Я веселый звонкий бубен!
С вами мы скучать не будем!

Давайте возьмем эти инструменты и сыграем на них.

Детский оркестр исполняет веселую русскую народную мелодию.

Ведущая: Как весело у тебя Фея Музыка в твоей Стране Музыки. А мы увидели очень интересные инструменты – колокольчики. Ты покажешь нам, как с ними играть?

Фея Музыка вместе с детьми выполняет упражнение.

Колокольчики проснулись, (тянутся на носочках)
Потянулись, потянулись… (смотрят вверх)
Высоко, высоко
Им приятно и легко!
Ветерок пролетал
Колокольчики качал,
(мальчик “ветерок” пробегает среди детей)
Влево, вправо покачнулись (наклоны в стороны попеременно)
И тихонечко пригнулись! (приседают, руки за голову)
Ветерок, улетай (мальчик – “ветерок” убегает)
Колокольчик не ломай!
Пусть звенят в зале тут,
(звенят колокольчиками)
Радость Музыке несут!

Фея музыки: А сейчас отгадайте еще одну загадку:

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны. (Балалайка) .

Правильно, балалайка.Балалайка – струнный инструмент. Какие еще вы знаете струнные инструменты? (Дети отвечают). В далекие – далекие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них – лук и стрелы (Показывает ). Вы, наверно, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают ее и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал ее, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек, натянул несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты. Посмотрите, какие струнные инструменты лежат у меня на столе? Назовите их. (Дети отвечают ). Послушайте песню в сопровождении гитары.

Слушание фонограммы музыки в исполнении гитары.

Фея музыки: А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Если дуете в нее
Очень весело поет,
Все на ней играете,
Сразу отгадаете!
“Ду-ду-ду, да-да-да!” –
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это? (Дудочка).

Правильно. Дудочка относится к группе духовых инструментов. А какие духовые инструменты вы знаете? (Дети отвечают ). Как вы думаете почему они так называются? (Дети отвечают ). Правильно, чтобы получился звук, в них нужно дуть, потому они и называются духовыми. Человек дул в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом человек придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы. Он усовершенствовал инструменты, придумал очень много новых. Давайте поиграем в игру “Поймай дудочку”.

Игра “Поймай дудочку” (во время игры звучит “Шутка” И.С.Баха, исполненная на флейте)

Один ребенок играет на дудочке, двое других с завязанными глазами ловят его. Игра проводится 2-3 раза.

Ведущая: Ребята, какие замечательные инструменты живут в этой стране! А ведь эти инструменты могут играть в оркестре.

Слушание музыки в исполнении оркестра народных инструментов.

Фея музыки: С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? (С духовыми, струнными и ударными) . Откуда взялись музыкальные инструменты? А сейчас на прощание давайте станцуем общий танец.

Парный танец (по выбору музыкального руководителя).

Фея музыки: Вам понравилось в моей Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А пока вы ходите в детский сад, приходите почаще ко мне в гости. Вы узнаете здесь много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!

Дети прощаются с Феей Музыки и под музыку выходят из зала.

"Звукоряд "

У нотки До забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа - фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится
Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.

Дом нотки Ля из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа
Ля на них.

А нота Си у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Тема занятия "Симфонический оркестр"

Описание материала: Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (5-7 лет) по теме «Симфонический оркестр». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и музыкальным руководителям. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: Углубить представление о симфоническом оркестре, о его группах (внешний вид инструментов, тембровая окраска). Познакомить с музыкальными темами персонажей сказки «Петя и Волк» С.С. Прокофьева
Задачи:
Образовательные:
-обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности,
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под аккомпанемент.
Воспитательные:
-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Ход занятия:
Педагог: Меня зовут Виктория Юрьевна, и это занятие у вас проведу я. Подравнялись, встали правильно, поздороваемся музыкально. Музыкальное приветствие. Присаживайтесь, ребята.
Давайте повторим нотки. Ребята, что мы здесь видим?
Дети: скрипичный ключ.
Педагог: а как же называются пять линеек и скрипичный ключ?
Дети: нотный стан.
Педагог: давайте вспомним стихотворение о нотном стане.
Пять линеек нотной строчки мы назвали «нотный стан»
И на нем все ноты-точки разместили по местам.
А теперь так же в стихах вспомним ноты, которые мы уже знаем.(называем расположение нот и выстраиваем их)

Где живешь ты, нота ДО?
«Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке».

Возле первого окошка мы задержимся немножко
Под окошком на заре поселилась нота РЕ.

Дружит со взрослыми,
Дружит с детьми, славная нота по имени МИ.

Нота фа сидит в окошке нота фыркает немножко,
Фа-фа-фа видим ноту из окна.

Произвольно выстраиваю ноты и дети называют. Исполнение полученной мелодии.
Вот такая небольшая мелодия у нас получилась.

Педагог: продоложим занятие и немного поиграем «Угадай-ка».
Дети: Выходит один ведущий, встает спиной к ребятам. Остальные ребята по -одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ребенка, не видя его, а слыша только голос.
Педагог: Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?
Дети: По голосу.
Педагог: Правильно, а каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал? Дети: голоса мальчиков отличаются от голосов девочек. У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Педагог: То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Давайте повторим новое слово тембр.
Дети: Тембр
Педагог: ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА. Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Дети: да.
Педагог: А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
Педагог: ребята, посмотрите на экран, что на нем изображено?
Дети: Много инструментов
Педагог: А где мы можем услышать звучание этих инструментов одновременно?
Дети: В оркестре.
Педагог: А кто знает. Что такое оркестр?
Дети: это музыканты, которые играют музыку
Педагог: ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различны музыкальных инструментах. А какие виды оркестров вы знаете?
Дети: оркестр русских народных инструментов, симфонический.
Педагог: правильно, а еще оркестры бывают эстрадные, духовые, камерные, шумовые. А кто же управляет оркестром?
Дети: дирижер
Педагог: Да. И сегодня мы остановимся на инструментах симфонического оркестра. Ребята, посмотрите на картинку, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети: барабан, скрипка, флейта, труба.
Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми инструментами оркестра, которые звучат в симфонической сказке. А как вы думаете, почему сказка называется симфонической?
Дети: потому что в ней звучат инструменты симфонического оркестра.
Педагог: симфоническая сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев.

Композитор, создавая сказку, хотел познакомить детей с миром симфонической музыки. Многим, даже взрослым людям, симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Главным героем сказки является мальчик Петя и его озвучивает струнно-смычковая группа, в том числе и скрипка. Давайте послушаем, как композитор изобразил мальчика и ответим на вопрос: какой характер у Пети?
Слушание. Тема Пети
Педагог: какой характер у Пети?
Дети: веселый, задорные, сказочный, озорной, жизнерадостный.
Педагог: Мальчик идет, что-то напевает и попрыгивает. Ребята, а как мы узнаем, что эту музыку исполняет скрипка?
Дети: по тембру
Педагог : и какой же тембр этого музыкального инструмента?
Дети: мягкий, напевный.
Педагог: правильно, тембр скрипки действительно мягкий и напевный. Давайте еще раз послушаем тембр струнно-смычковых инструментов и изобразим, как играют на скрипке.
Имитирование игры на скрипке под музыку.
Педагог: Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает жизнерадостный характер мальчика.
Далее, появляется следующий персонаж сказки –это птичка.

И ее исполняет деревянный духовой инструмент. Послушаем тему этого героя сказки и определим какой же инструмент звучит, каков его тембр?
Слушание. Тема птички
Педагог: какой же инструмент мы услышали?
Дети: флейта
А какой у него тембр?
Дети: ясный, прозрачный, звонкий, высокий.
Педагог: ребята, а в каком темпе звучит музыка?
Дети: в быстром.
Педагог: а что подсказывает нам быстрый темп музыки? Какая птичка?
Дети: он маленькая, шустрая, веселая.
Педагог: Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, изображая птичий щебет, порханье Птички. А теперь немного отдохнем, встаньте, разомкнитесь повторяем движения за мной.
Я возьму трубу свою
Я возьму трубу свою,
Громко, громко запою: (Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола.)
Тру- у-у, у- у- у.
Громко, громко запою. (С поворотом туловища направо, затем налево, руки согнуты вперед-кверху, «сыграть на трубе».)
Ты, труба, труби, труби,
На переменку всех зови. (Руки согнуты вперед, ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы.)
Тру- у- у, у- у- у,
Переменку объяви. (Повторить «игру на трубе», а затем расслабленно потрясти пальцами.)
Педагог: посмотрите, где ваши стульчики и присаживайтесь. Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент- гобой.

Давайте послушаем тему утки и определим тембр гобоя.
Слушание темы.
Педагог : какой же тембр гобоя?
Дети: гнусавый
Педагог: Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря». Какой изображает утку музыка?
Дети: неповоротливая, неуклюжая,
Педагог: Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя. Петя приехал отдыхать в гости к Дедушке

(показать дедушку на экране). Мелодию какого характера вы бы сочинили для Дедушки?
Д
ети: медленную, строгую, грустную
Педагог: Послушайте тему Дедушки и определите характер, который передал композитор.
Слушание темы дедушки
Итак, ребята, какой характер передает музыка?
Дети: ворчливый, строгий
Педагог: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Какой голос у фагота – высокий или низкий?
Дети: низкий
Педагог: ребята, а как вы думаете можно ли флейтой исполнить роль дедушки?(звучание флейты)
Дети: нет.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что характер и тембр музыки не соответствует
Педагог: Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Педагог: так же одним из главных героев сказки является-волк.

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Послушаем эту тему и определим какова музыка по характеру.
Слушание темы Волка.
Педагог: итак, ребята, какова музыка по характеру?
Дети: ответы детей
Педагог: злая, радостная, или завораживающая, сказочная, строгая, опасная.
Педагог: Волк положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Дети: отрицательный
Педагог: Какой голос у валторны?
Дети: низкий, резкий
Педагог:давайте вспомним, к какой группе симфонического оркестра относится валторна?
Дети: медно-духовые.
Педагог: Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожной музыки.
Педагог: Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Сейчас
внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.
Дети: барабан, литавры
Педагог: правильно, это ударные инструменты. А какой же у них тембр?
Дети: насыщенный.
Педагог: Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман.
Давайте ребята поиграем с вами. Представьте, что вас, заколдовали в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.
Выбор дирижера.
Ребята, а теперь мы должны стать точно так как располагаются инструменты в симфоническом оркестре. (Струнные, деревянные, медные, Ударные)


Педагог: Молодцы, ребята, у нас получился настоящий оркестр. А теперь мы с вами разучим песню о музыкальных инструментах. Послушайте ее, и подумайте какие из инструментов входят в состав симфонического оркестра?
Дети: скрипка, барабан.
Педагог: Правильно. Разучивание песни/ куплета (в зависимости от времени)
Приготовились к пению, послушайте первую фразу.
Разучивание, исполнение стоя с имитацией игры на инструменте.
Педагог: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. А что же такое оркестр?
Дети: коллектив музыкантов играющих на разных инструментах музыку
Педагог: Давайте повторим какие группы входят в состав оркестра?
Дети: Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные.
Педагог: а какие инструменты мы сегодня слушали?
Дети: скрипка, фагот, флейта, гобой, валторна.
Педагог: правильно, а какое средство музыкальной выразительности помогает нам различать инструменты, голоса.
Дети: тембр.
Педагог: Молодцы ребята, очень постарались, мы многое узнали и научились. А теперь попрощаемся тоже музыкально. Музыкальное прощание.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Колобок»

Конспект музыкального досуга в подготовительной к школе группе.

Тема: « Знакомство с творчеством Петра Ильича Чайковского».

Подготовила: воспитатель Тутушина М.Н.

муз. руководитель Свищева В.А.

г.Лыткарино

Цель мероприятия: Познакомить детей с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы собрались сегодня, что бы познакомиться с творчеством известного композитора Петра Ильича Чайковского. Ребята, а вы знаете кто такой композитор? Композитор- это человек который пишет музыку. Так вот Петр Ильич Чайковский был композитор и написал много красивой музыки, и для детей он тоже много музыки написал. Давайте с вами послушаем мелодию из «Детского альбома» Чайковского под названием «Полька».

Звучит музыка, в заключении композиции в зал входит королева «Музыки».

Королева Музыки: Здравствуйте, ребята! Я услышала очень красивую музыку Петра Ильича Чайковского и решила заглянуть к вам!

Ведущий: Здравствуй Королева Музыки! Наши ребята очень любят слушать музыку.

Королева Музыки: Да? Ну сейчас я посмотрю много ли ребята знают о музыке и о музыкальных инструментах. Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте внимательно и постарайтесь все их разгадать.

    Семь сестрёнок очень дружных

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь,

Если их не пригласишь. (Ноты)

    Ими друг о друга бьют,

А они в ответ поют

И блестят как две копейки,-

Музыкальные…(тарелки).

    Он пишет музыку для нас,

Мелодию играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?(Композитор)

    Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он…(исполнитель).

    Тот, кто песни не поёт, а слушает,

Называется, ребята,…(слушатель).

    Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто-…(песня).

    Эту песню нам пела мама,

Когда колыбель качала.(Колыбельная песня)

Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)

    Опускаем молоточки на железные досочки

И летит весёлый звон! Что звенит?(Металлофон)

Королева Музыки: Какие вы молодцы! Все мои загадки отгадали. Давайте же сейчас послушаем ещё одну мелодию из «Детского альбома», называется она «Неаполитанская мелодия».

Ведущий: А теперь ребята давайте узнаем немного о жизни Петра Ильича Чайковского.

Королева Музыки: Ребята Чайковский писал музыку очень мелодичную, плавную, но если её обработать и сделать аранжировку получится замечательная ритмичная мелодия, под которую мы сейчас устроим физкультминутку.

Ведущая: Дети, мало кто знает, что Пётр Ильич Чайковский писал еще и стихи. Сейчас Лера прочтёт нам отрывок из стихотворения «Ландыш».

Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,-

Но прелести в них нет таинственной твоей.

Дети слушают мелодию «Нянина сказка».

Ведущий: А сейчас, девочки станцуют под музыку Чайковского танец с лентами.

Ведущий: Ребята, а какое у нас сейчас время года? Вы знаете, у Петра Ильича Чайковского есть альбом «Времена года». Давайте послушаем произведение про октябрь и посмотрим картины русских художников посвященных осени.

Ведущий: Мы послушали мелодию, посмотрели картины, а давайте сейчас нарисуем осенний пейзаж и подарим наши рисунки королеве Музыке.

Дети рисуют. Звучит музыка Чайковского.

Королева Музыки: Большое вам спасибо за такие чудесные подарки. Я тоже хочу вам подарить сладкий подарок.

Королева Музыки: Ребята мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада, что вы знакомитесь с творчеством таких великих композиторов, как Пётр Ильич Чайковский. Но мне пора с вами прощаться. До свидания!