• Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Дворянское гнездышко Веневитиновых с каменным господским домом и красивым ландшафтным парком считается одним из самых старых сохранившихся имений в Воронежской области. Усадьба была основана и формировалась в селе Новоживотинное в течение нескольких десятилетий 18 века и принадлежала представителям дворянского рода Веневитиновых. На воронежской земле он известен с 17 века, когда его родоначальник, «атаман воронежских детей боярских», Терентий Веневитинов получил за хорошую службу несколько сел вблизи недавно основанной крепости Воронеж.

    Усадебная история

    Широкую известность усадьба в Новоживотинном приобрела благодаря одному из ее владельцев, дальнему родственнику Пушкина, поэту и философу Дмитрию Веневитинову, который провел часть своего детства на придонских просторах. Строительство господского дома, по мнению исследователей, приходится на 1760-70 годы, в это время в Новоживотинном жил дед поэта, Петр Веневитинов. Усадьба построена в стиле классицизма и имела два этажа с мезонином, который до наших дней не сохранился.

    С апреля по август 1887 г. функции гувернантки в усадьбе Веневитиновых выполняла Этель Войнич. Писательница, ставшая всемирно известной благодаря своему роману «Овод», обучала детей Веневитиновых музыке и английскому языку.

    Надо отметить, здание усадьбы за 250 лет вообще претерпело немало изменений, связанных и с неоднократным ремонтом - еще при хозяевах, и с перепланировкой в годы советской власти. После революции бывшую усадьбу приспособили сначала под школу, потом под детский дом, в годы войны - под воинскую часть, что, конечно, негативно сказалось на сохранности отдельных частей здания. С 1994 года, после реставрации и благоустройства господского дома, флигеля, ворот и парка усадьба стала филиалом Воронежского областного литературного музея. Кроме того, здание занесено в список объектов исторического и архитектурного наследия федерального значения.

    Экскурсии

    В 2012 году музей-усадьба Веневитинова кардинально преобразился: здесь была проведена масштабная реставрация, которая при сохранении интерьеров 19 века позволила по-новому организовать выставочное пространство. Сейчас в музее проводятся регулярные тематические экскурсии, рассказывающие об усадебной культуре России, жизни и творчестве представителей рода Веневитиновых. В обновленную экспозицию вошли весьма ценные экспонаты, например, 12 указов Петра I и кафтан атамана Терентия Веневитинова.

    Оригинал взят у s16_n425 в Горожанка. Усадьба Веневитиновых - Чоколовых. Часть 1

    Горожанка - село на берегу Дона в Рамонском районе (Воронежская область). Здесь сохранилась старая усадьба, от которой остались барский дом с запоминающейся архитектурой, храм, фонтан начала 20 века, амбар, а также остатки сада и парка. Барский дом заброшен и, скорее всего, будет полностью утрачен.

    2. Село названо, как пишут историки, по фамилии первопоселенца Горожанкина. В архивных документах это поселение также именуется как Покровское - по одноименной церкви, построенной здесь еще в 1736 году.
    Веневитиновы приобрели Горожанку в конце 17-начале 18 века - к этому времени этому роду в округе, по берегам рек Воронеж и Дон, принадлежало множество сел; так, веневитиновские усадьбы уже существовали в соседних селах Староживотинном и Новоживотинном .

    Алексей Веневитинов устраивает в Горожанке усадьбу на берегу Дона, где строит кирпичную Покровскую церковь и господский дом. Позже его потомками обширное поместье было раздроблено и в селе образовались уже три усадьбы, в каждой из которых - свой барский дом. Примечательно, что в одной из них, помимо всего, на 1900 год значились 4 верблюда.)
    Самая большая усадьба с кирпичным двухэтажным домом конца 18 века, доныне сохранившимся, со временем переходит к Екатерине Веневитиновой , которая вышла замуж за инженера-путейца Семена Чоколова , жившего в Москве, и это уже конец 19 века.
    Чоколовы реконструируют усадьбу: перед домом устраивают фонтан, строят амбар, службы, расширяют сад; здесь действует конный завод по разведению рысистых пород лошадей и школа-мастерская по изготовлению ковров, кружев, мебели, керамики (о школе - ниже ).

    Современное состояние главного дома (дворовый фасад).

    3. Так этот фасад выглядел до революции. В его центре - полукруглая ротонда с пологим куполом, а края фланкированы ризалитами. Ризалиты, а также центры торцевых фасадов - с треугольными фронтонами. Высказываются предположения, что автором проекта являлся работавший в то время в Воронеже Джакомо Кваренги, однако документального подтверждения сему пока не найдено.
    На второй из трех архивных фотографиях ниже - внутренний интерьер, это, видимо, полукруглый зал ротонды, на третьей - дубовая лестница.

    источники архивных фотографий: 1,2 - www.na-vasilieva.ru "К биографии художника Сергея Чоколова" ; 3 - Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4 (7) / Гл. ред. В. А. Демитриенко. — Воронеж, 2001 (скан: Aleksio.Sav).

    4. Еще одна фотография, с подписью "1946 год". В сравнении с предыдущей фотографией видно, что часть элементов уже утрачена, в частности, балкон.

    источник этого фото: Aleksio.Sav

    5. Внешняя стена дворового фасада сейчас разрушена, и от ротонды ничего не осталось.

    7. Про внутреннюю планировку: основой внутреннего плана является анфилада из трех залов: овального, квадратного и полукруглого.

    8. Жилые комнаты в доме были небольшими - помещики не жили здесь постоянно, для них усадьба была вроде дачи. Первый этаж - хозяйственный, а на втором — главный зал. В мезонине располагался зал для бильярдной и карточной игр.

    9. В оформлении ризалитов выделяются строенные окна с полуколоннами, над которыми — полукруглые ниши.
    Левый ризалит; здесь в полукруглой нише - окно:

    10. Интересно, что в симметричной нише правого ризалита было не окно, а майоликовое панно с изображением синих павлинов, сидящих на виноградной лозе, изогнутой в форме причудливых вензелей. Одна из птиц была изображена с запрокинутой головой, а другая ела из кувшина некое кушанье, насыпанное горкой. С обратной стороны стены, над тем же окном - в интерьере одной из комнат - был ещё один рисунок павлинов, выполненный в технике росписи по штукатурке, более простой.
    Вероятно, фреска появилась при Екатерине Чоколовой, автор неизвестен.
    В 1983 году реставраторы увезли плиту с наружной фреской синих павлинов в Воронеж, но реставрацию так и не удалось начать. Известно, что плита пролежала у них в кладовой более 15 лет, часть её была отколота и потеряна, а фреска так и не вернулась на прежнее место. «Внутренние» павлины тоже бесследно исчезли - кто-то тщательно изрешетил место ломом, возможно, искали клад на месте таинственного рисунка… Нишу в которой была фреска, хорошо видно над тройным окном на фото 5.
    Так выглядели павлины снаружи и внутри:

    источник изображений: Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4, 2001. Скан: Aleksio.Sav

    11. Торцевое окно.

    12. Во дворе усадьбы сохранился фонтан начала 20 века.

    13. Его архитектура - с чертами модерна: ярусное сооружение из четырехгранников.

    14. Фасад дома со стороны реки пока еще цел; с этой стороны он трехэтажный.

    15. Центр здесь усложнен повышенной частью - "башней", овальной в плане и с плоским ризалитом под треугольным фронтоном. К этому фасаду примыкала лестница.

    16. Лестницы здесь уже давно нет; ее можно увидеть на старой фотографии:

    источник архивного фото: статья П. Попова, Е. Виноградовой в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011 (от vik01).

    19. Остатки внутренней отделки.

    20. Владелица усадьбы Екатерина Чоколова в начале 20 века открыла в селе школу-мастерскую для крестьянских девушек, в которой действовали учебные мастерские по изготовлению кружев, ковров, точеной и резной мебели, керамики.
    Горожанские ковры Чоколовы выставляли на московских ярмарках, в Санкт-Петербурге и даже в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке, и изделия везде имели громадный успех.

    21. По словам Сергея Чоколова (сына Чоколовых), одной из интересных вещей, созданных в мастерской, был толстый бархатный ковёр размером 5x5 или 6x6 метров - на светлом, желтовато-кремовом фоне был большой двуглавый орёл, украшенный гирями из русских и французских флагов. Это ковёр был подарен Николаю II на нижегородской выставке.
    Сведения об этой мастерской даже попали в солидный справочник "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (т.2, 1902 г).

    22. Здесь тоже были строенные окна с полуколоннами.

    23. Между домом и Доном - нижний парк.

    24. В северной части усадьбы располагались верхний парк и большой сад площадью около 10 га. Усадебный парк является памятником природы, здесь сохранились аллеи с посадками тополя, вяза, березы, сосны веймутова, одичавшие яблоки, груши, а также боярышник, тёрн.... От многочисленных реликтовых сосен, сохранились лишь единицы - по рассказам старожил, большинство из них было вырублено во время войны для строительства переправы через Дон.

    25. Рядом с барским домом - огромный амбар, он выстроен из старинного кирпича, фундамент — из природного камня.

    26. На первом этаже хранили зерно и фураж для скота, а на втором — сахар, муку, мёд, масло и прочий провиант.

    27. После революции на территории усадьбы была организована колония-коммуна для беспризорных детей. В 30-е годы здесь открывают дом отдыха для работников пищевой промышленности имени Микояна, работавший до начала войны.
    В феврале 1943года, после освобождения Воронежа, в Горожанке открылся специальный детский дом для детей командиров РККА, погибших на фронте. Спецдетдом функционировал до 1959 года, когда по инициативе Хрущева почти все детские дома были реорганизованы в школы-интернаты.
    На территории усадьбы построили трехэтажные здания учебного корпуса и общежития, а старый усадебный дом забросили.

    28. Не так давно на базе школы-интерната создан Горожанский казачий кадетский корпус. При фотографировании усадьбы в кадр попали воспитанники, занятые изучением парашюта.

    30. Общий вид на дореволюционную усадьбу, фото с колокольни храма.

    Вместо трехэтажных интернатовских корпусов по обе стороны от дома - флигели, на переднем плане - часть амбара. Большой двор был ограждён каменной оградой с тремя воротами. Через южные шла дорога в село и дальше в город, с этой стороны к усадьбе примыкало кладбище с церковью. Северные ворота вели на скотный двор, где стояли конюшня, коровник, сарай (на заднем плане). А напротив дома стояли третьи ворота, которые вели в липовую аллею и сад.

    31. О Покровском храме - в следущей части.

    Источники исторической информации:
    Попов П. А., Тимофеев А. Тайна синих павлинов // Газета «Воронежский телеграф» (приложение к «Воронежский курьер» № 54). — Воронеж, 02.12.1999
    Кригер Л.В. Усадьбы Воронежской области, 2011
    П. Попов, Е. Виноградова в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011
    Википедия

    Среди множества музеев и архитектурных памяток на территории Российской Федерации особенно выделяется усадьба Веневитинова (Воронеж). Построенная почти три века назад, она дарит посетителям ощущение тайны, погружает в атмосферу загадочности и величия. Со времени основания в здании мало что изменилось, однако даже постоянные посетители каждый раз обнаруживают какую-то новую, незамеченную ранее деталь. Веневитинова усадьба знаменита не только красотой внешнего оформления и внутреннего убранства. Ныне в ней располагается филиал Воронежского областного литературного музея имени Никитина.

    Сегодня эта памятка открыта для посещения. Музей-усадьба Веневитинова едва ли не каждый день принимает пары молодоженов, которые заказывают фотосессию на территории поместья.

    Филиал Воронежского музея

    Собственно, одним только жилым зданием имение поэта не ограничивается. В его пределах также находились парк, конюшня, множественные хозяйственные постройки, флигель. Расположен филиал музея, некогда бывший обителью семейства, на территории площадью в три гектара.

    Веневитинова усадьба - это одна из немногих построек своего времени, которая дошла до наших дней практически в идеальном состоянии.

    На первом и втором этаже расположены экспозиции, которые представляют вниманию посетителя эпизоды из жизни Дмитрия и его семейства, творчество поэта. Помимо этого, перед визитерами открыты двери в парковую зону и окрестности дома. По этим местам можно прогуляться самостоятельно. Единственное - необходимо придерживаться строгих правил поведения: не повреждать имущество, не уносить с собой любые предметы, взятые из музея. Также существует запрет на употребление алкогольных напитков и наркотических веществ.

    История

    Сам род Веневитиновых на территории современной Воронежской области появился в начале 17 века. Первым владельцем удела на этих просторах стал Лаврентий Герасимович и его сын. Они приобрели порядка 10 тысяч десятин земли на левобережье На это место сразу же переселили несколько семей крестьян. Новые жители были родом из села Животинное. Чтобы сохранить память об их малой родине, новый населенный пункт было решено назвать Новоживотиным.

    Позже сюда перенесли церковь, потому деревня превратилась в село, которое стало основным населенным пунктом в окрестности.

    Но самого жилого здания еще не было. Только в начале 18 века на месте современной постройки был вырыт пруд и посажен парк. Веневитинова усадьба, по мнению специалистов, была построена в пределах 60-70-х годов 18 века. Еще через десятилетие обновили и Архангельскую церковь. С тех пор она стала каменной.

    Из хозяйственной книги начала 19 века узнаем, что, помимо жилого здания, имелись также погреб, пара флигелей, ледник и сарай.

    В дальнейшем история здания была более чем насыщенной. Хозяева заново оштукатурили фасад и снесли второй этаж. Во времена СССР Веневитинова усадьба служила для нужд школы, детского дома, в период ВОВ тут размещались военные. Соответственно, каждый новый хозяин менял планировку в зависимости от предназначения здания.

    Реставрация

    К моменту реставрации помещение было неузнаваемо по сравнению с тем вариантом, который был изначально. Веневитинова усадьба несколько раз перестраивалась, прежде чем обрела сегодняшние очертания. Впервые перепланировку провели только в 1988 году. Работы продолжались 6 лет, чтобы затем здесь расположился музей-усадьба Веневитинова.

    Это семейство принимало участие во многих благотворительных мероприятиях, а также сделало весомый вклад в кораблестроение. Однако самым знаменитым представителем рода был именно Дмитрий Владимирович - поэт, философ, прозаик.

    С 2005 года на территории поместья ему был поставлен памятник авторства Максима Дикунова.

    Музей-усадьба Д. Веневитинова (Воронеж в 27 километрах от поместья) будто смотрит на своего хозяина, заключенного в бронзе.

    Войнич в музее

    Однако не только этим знаменито поместье. Еще один известный представитель этой фамилии - племянник Дмитрия Михаил. Он был знаменитым археологом и историком.

    Усадьба графа Веневитинова также связана с именем Этель Лилиан Войнич, которая работала гувернанткой в этом доме. Она преподавала детям английский и литературу, а также учила манерам.

    Именно после того как писательница побывала в России, она написала свой легендарный роман «Овод». Этель настолько прониклась жизнью местного населения, его переживаниями и недовольством еще и после прочтения книги «Подпольная Россия», что свой опыт пребывания в стране перенесла на бумагу, изменив имена и географию романа.

    После она начала работать в редакции эмигрантского журнала «Свободная Россия» и продолжала поддерживать связь со своими заграничными друзьями из Петербурга.

    и интерьер

    Усадьба Веневитинова (воронежские экскурсионные бюро организовывают поездки) - это памятка федерального значения.

    Сегодня дом насчитывает два этажа, практически полностью восстановлен интерьер. Нынешним внешним видом он обязан художнику-реставратору Максимально восстановлен дух 19 века. Обновленный экстерьер здания предлагает посетителям музея окунуться в атмосферу тех времен. Для реставрации были использованы самые современные технологии, благодаря чему музей-усадьба Веневитинова стал популярным местом времяпрепровождения многих воронежцев.

    По вечерам в окнах можно увидеть силуэты движущейся аристократии, а голографические картинки в темное время суток транслируются на фасад здания. Такое ощущение, что проходит какой-то светский раут или хозяева решили пригласить своих знакомых на бал.

    Также восстановлен пруд и парковые насаждения. Дорожки, которые огибают здание и вьются через парк, выложены плиткой и создают в точности такой же рисунок, какой был при первых хозяевах.

    Усадьба Веневитинова, фото которой потрясают красотой, стала одним из самых красивых и популярных мест Воронежской области.

    Музейные экспонаты

    З D изображения не только транслируют события из жизни знаменитого семейства перед домом, но и создают трехмерные фигуры предметов, которые когда-то принадлежали семейству, но теперь утратили свой вид или же пропали вовсе.

    На первом и втором этажах реставраторы попытались восстановить интерьер, который был при жизни хозяев. Но, помимо обихода его жителей, усадьба Дмитрия Веневитинова расскажет о том, как проводили свое время дворяне 18-19 веков, о создании и существовании типичного музыкально-литературного салона в России и даже погрузят в историю кораблестроения на территории Воронежской области.

    Парк усадьбы Веневитинова с восстановленным ландшафтом даст возможность не только отдохнуть морально, но и полюбоваться историческими местами. И кто знает, может, ваш отпечаток ляжет ровно на след Дмитрия Владимировича или его друзей.

    Современная жизнь здания

    Излюбленное место романтиков и мечтателей - усадьба Веневитинова. Воронеж по праву гордится жемчужиной области. Едва ли не ежедневно у ворот можно встретить свадебный кортеж, вне зависимости от времени года.

    Самовольно фотографировать тут запрещено. Прежде чем начать съемку, необходимо обязательно договориться с администрацией.

    Музей-усадьба Веневитинова (Воронеж находится в часе езды) открыт для посещения каждый день, кроме понедельника и вторника. Также необходимо предварительно уточнять график, так как в разное время года он отличается.

    Как добраться

    Территория музея занимает очень выгодную позицию - от него недалеко до Воронежа, и в то же время он находится на достаточном расстоянии, чтобы посетитель смог убежать от городского шума и суеты.

    От Воронежа всего в 23 километрах расположена усадьба Веневитинова. Как проехать к ней, знает каждый местный житель, ведь для этого нужно просто выехать на трассу М 4 «Дон» и затем свернуть по указателю на Новоживотинное.

    Если личным автомобилем вы не располагаете, то есть ежедневные рейсы автобусов от Центрального автовокзала Воронежа.

    Также можно посмотреть расписание экскурсий, так как воронежский культурный актив часто организовывает поездки к Новоживотинному отдельным автобусом.

    Стоимость экскурсий

    В зависимости от возраста и личных капризов экскурсия посетителю обойдется от 45 до 220 рублей с человека. Входной билет для ребенка - 45. Для школьников и студентов предусмотрены скидки.

    Если вы не желаете идти в толпе, а хотите о достопримечательностях узнать от персонального гида, то придется выложить 220 рублей. Стоит отметить, что так получится увидеть значительно больше. В индивидуальном порядке посетители могут посещать места, закрытые для групповых экскурсий.

    Усадьба Веневитиновых является единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбой ХVIII в., сохранившейся в таком объёме.
    Общая площадь усадьбы около трёх гектаров. Зарождение усадьбы относится к концу ХVII в. В середине ХVIII в. был устроен парк и пруд. А во второй половине ХVIII в., в 1760-1770 гг., был построен каменный дом и каменная Архангельская церковь.
    В начале ХIХ в. дом был перестроен в двухэтажный, разбит сад. Считается, что именно в этот период появились боковые галереи с открытыми балконами. Сохранились многочисленные описи имения того времени.
    С усадьбой связано детство Д. Веневитинова. Владельцем имения был его отец В. П. Веневитинов (1777-1814). В переписке с родными поэт не раз вспоминал о своих впечатлениях от чарующей придонской природы. «Природа тут по-прежнему прекрасна, - писал Д. В. Веневитинов в одном из писем, - она одна оправдала мои ожидания...». Последний раз он побывал в усадьбе после окончания Московского университета в августе-сентябре 1824 г.

    Въезд в усадьбу,
    рис. А.В.Веневитинова, 1853 г.

    С имением связана и судьба брата поэта - Алексея Владимировича Веневитинова (1806-1872). Сенатор, тайный советник А. В. Веневитинов постоянно жил в Петербурге, но как хозяин имения нередко наведывался в Новоживотинное. Именно ему принадлежат четыре рисунка с видами усадьбы и села начала 1850-х гг.
    В 1870-е гг. семейными имениями в Воронежской губернии управлял сын А. В. Веневитинова (1844-1901), известный историк, археограф, организатор музейного дела.
    После 1870 г. в имении был наведён образцовый порядок. Произошёл капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы. На первом этаже кладовые были перестроены в жилые комнаты. Часть сводов при ремонте разобрали. Несколько комнат в доме были оклеены обоями. Обо всем этом известно из описаний интерьеров здания.
    Владимир Алексеевич Веневитинов (1846-1885), младший брат М. А. Веневитинова, был дипломатом, с 1883 г. - церемониймейстером императорского двора, но изредка навещал Новоживотинное. У него и его жены Эмилии Ивановны было семеро детей. В 1887 г. для их воспитания и образования была приглашена в имение гувернантка. Ею оказалась Этель Лилиан Буль, в дальнейшем известная английская писательница (1864-1960).
    В 1965 г. было проведено архитектурно-археологическое обследование имения, благодаря которому узнали, что первоначальные размеры здания были несколько меньше, чем сегодня. Оно было кирпичным, двухэтажным. Имелся и третий, антресольный этаж, или мезонин. Первый этаж был низким, со сводчатыми потолками, которые в нескольких комнатах и коридоре сохранились до наших дней. Парадный второй этаж имел высокие потолки, а антресольный - низкие потолки и маленькие квадратные окна. Кроме главного здания на территории усадьбы были хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена глухой кирпичной стеной. Над Доном стояла кирпичная оштукатуренная беседка, от которой, вероятно, была лестница - спуск к реке. Архитектурно дом Веневитиновых был выполнен в формах классицизма.
    Последним владельцем имения до его национализации в 1918 г. был предводитель Нижнедевицкого уезда, коллежский советник камер-юнкер Ю. В. Веневитинов (1879-1954). Он эмигрировал во Францию и жил в Париже.
    Потомки Веневитиновых в 1990-е посетили родовое имение и поддерживают связи с Музеем-усадьбой Д. Веневитинова.
    В нашем веке здание претерпело немало изменений. В 1930 г. дом приспосабливали под школу, частично изменив при этом внутреннюю планировку. В 1937 г. там размещалась музыкальная школа. В 1939-ом здание занимал детский дом, в котором жили дети Испании и русские ребята-сироты. В первые месяцы Великой Отечественной войны в имении располагалась воинская часть.
    С начала войны и вплоть до 1986 г. веневитиновский дом постепенно разрушался. Были утрачены западная галерея, а также южный балкон, в дальнейшем восстановленные.
    Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 г., после принятия Воронежским облисполкомом решения о передаче её для организации Музея-усадьбы Д. Веневитинова. Автором проекта реставрации является архитектор Т. Н. Синегуб.
    В 1994 г. после реставрации усадьбы Веневитиновых в Новоживотинном и благоустройства партерной зоны был открыт филиал - Музей-усадьба Д. В. Веневитинова. В его экспозиции - убранство залов дворянской усадьбы XIX в. и всё, связанное с родом Веневитиновых.

    Интерьер музея. Музей-усадьба Д. В. Веневитинова

    На первом этаже дома - книжный и сувенирный магазины, рядом - выставочный зал. На втором этаже семь залов.
    Первый из них - каминная, помимо экспозиционных целей, зал предназначен для проведения литературных, музыкальных и других вечеров или торжеств. Оформление интерьера, убранство зала выполнено в духе того времени, когда здесь бывал Д. Веневитинов.
    Второй зал - парадная столовая, исполненная в стилевом единстве с первым залом, выполняет интересную содержательную задачу, представляя посетителю типологическую дворянскую усадьбу средней полосы России.
    Следующие три зала посвящены жизни и творчеству Дмитрия Веневитинова. Экспозиция третьего зала носит название «Веневитинов и Воронежский край», демонстрируя документы, связанные с предками Д. Веневитинова, письма Д. Веневитинова в Москву, написанные им в Новоживотинном в августе-сентябре 1824 г., рисунки Д. Веневитинова, сделанные в Новоживотинном. В этой же экспозиции - стихотворение Д. Веневитинова , посвящённое сестре и навеянное впечатлениями о Новоживотинном.
    Четвёртый зал можно условно назвать «Веневитинов и Москва». Среди его экспонатов - купчая на дом в Кривоколенном переулке, переводы юного Д. Веневитинова с греческого и латыни, первые его стихотворения, письмо поэта о работе журнала «Московский вестник».
    Пятый зал посвящён петербургскому периоду жизни поэта. Экспозиция содержит материалы о Коллегии иностранных дел, где служил поэт, письма Д. Веневитинова о встречах с В. Одоевским, А. Дельвигом, с родителями А. С. Пушкина и печальные документы с сообщением в «Московском вестнике» о смерти поэта с его стихотворением «Поэт и друг», последние письма поэта, фотография его могилы.
    Шестой зал музея представляет диораму «Народный праздник». По замыслу авторов экспозиции этот зал должен рассказывать о взаимодействии природы и культуры, прошлого и настоящего в формировании различных аспектов окружающей среды.
    Последний, седьмой, зал второго этажа назван «Библиотека». Здесь расположилась экспозиция, посвящённая жизни и деятельности , племянника поэта.
    В музее есть уголок, посвящённый , где сохранилось пианино, на котором она играла, выставлены фотографии и произведения писательницы.
    Ещё одна экспозиция в музее посвящена А. И. Эртелю .

    В 2005 г. в честь 200-й годовщины со дня рождения Дмитрия Веневитинова на территории усадьбы был открыт памятник поэту. Бронзовый памятник выполнен в лучших традициях отечественного монументального искусства. Фигура сидящего поэта установлена на гранитном постаменте с надписью: «Дмитрий Веневитинов». Через спинку стула перекинут плащ. У ног Веневитинова - цилиндр и трость. Юное лицо поэта как бы озарено самим вдохновением. Автор памятника - воронежский скульптор М. И. Дикунов.

    На открытии памятника. К 200-летию Д. А. Веневитинова, 2005 г.

    C 1997 г. в Музее-усадьбе действует Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова». На заседаниях клуба выступают поэты, музыканты, актёры, краеведы.
    30 сентября 2009 г. в Каминном зале Дома Веневитиновых прошли первые Веневитиновские чтения, посвященные 204-летию со дня рождения поэта Д. В. Веневитинова и 15-летию музея-усадьбы Д. В. Веневитинова.
    провели Музей-усадьба Д. Веневитинова, Воронежское отделение Союза писателей России и Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова».
    На чтениях выступили писатели В. В. Будаков и Е. Г. Новичихин, профессора В. В. Варава (ВГУ) и Е. П. Белозерцев (ВГПУ), научные сотрудники Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова, краеведы, а также директор историко-художественного музея А. С. Хомякова из усадьбы Богучарово Тульской области. Веневитиновские чтения положили начало дружбе и сотрудничеству двух родственных усадеб, связанных тесной дружбой двух гениальных современников - Д. В. Веневитинова и А. С. Хомякова.
    Усадьба является памятником истории и архитектуры федерального значения.
    Новоживотинное органично вписывается в схему развития туризма в Воронежской области. Оно вполне может стать одним из интересных центров таких туристических маршрутов, как Воронеж - Новоживотинное - Рамонь - Староживотинное - Воронежский государственный заповедник или Воронеж - Рамонь - Новоживотинное - Семилуки - Костёнки - Дивногорье - Лиски - Бобров - Хреновое.

    ВЕНЕВИТИНОВСКАЯ УСАДЬБА

    К Дону подступает без опаски
    Новоживотинное-село.
    Рассказать о нём, быть может, сказку?
    Только сказки снегом замело,
    Замело придонские курганы,
    И поля, и рощи замело.
    А - как лето - падают туманы
    На большое русское село.
    И село становится незримым,
    Пока солнце не возьмёт разбег.
    И лишь дом усадебный, старинный
    Проступает - как плывёт ковчег.

    Дон, текущий без шума и мирно, как счастье, -
    Так поэт Веневитинов в письмах к сестрёнке писал.
    Был он юн, и судьбу загадал, осенённую страстью,
    Да безвременно рано листы своей жизни слистал.
    Но покамест он вышел к заросшему берегу Дона,
    А орёл всё кружил и кружил над июльской страдой,
    И былинного дуба в зенит уходящая крона
    Прошумела ему, что он будет навек молодой.
    А столицы -
    вдали от донского крестьянского края,
    И, как птица на взлёте, нечаянно падает жизнь...
    Я у Дона стою, запоздало и немо взываю:
    «Его юная жизнь, ты иначе, иначе сложись!»
    1995
    В. В. Будаков

    Литература

    Новичихин Е. Усадьбы старинной осень // Русский провинциальный журнал Воронеж. - 1996. - № 4. - С. 10-13.
    . Андреева Р. В. Новоживотинное. Усадьба Веневитиновых / Р. В. Андреева, Е. П. Корчагина // Русские провинциальные усадьбы ХVIII - начала ХХ века. - Воронеж, 2001. - С. 96-102.
    . Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова: [буклет] / Воронеж. обл. лит. музей им. И. С. Никитина; сост. Е. П. Корчагина; ред. В. Ю. Колчев. - Воронеж, 2005. - с.
    . Корниенко Н. Г. Очерки по литературному краеведению. - Воронеж, 2007. - С. 35-39.
    . Воронежская энциклопедия. - Воронеж, 2008. - Т. 1: А-М. - С. 507.
    . Акиньшин А. Н. Воронежское дворянство в лицах и судьбах: историко-генеалогические очерки с приложением Перечня дворянских родов Воронежской губернии / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж, 2009. - С. 7-32.

    Усадьба Веневитинова в Воронеже — это комплекс парковых, жилых и хозяйственных построек, большая часть которых возведена в XVIII века. Когда-то вся эта территория принадлежала известному дворянскому роду.

    Усадьба расположена на левом берегу Дона, в 27 километрах от Воронежа. Она входит в состав литературного музея имени Никитина. А этот огромный комплекс, в свою очередь, является одним из важных культурных центров Воронежской области .

    Литературный музей имени Ивана Никитина

    Главная цель комплекса — хранение литературного наследия края. Музей основан в июне 1922 года. Первую выставку разместили в доме поэта Ивана Никитина. Это здание в годы ВОВ серьёзно пострадало. В пятидесятые было восстановлено. Современное название музей получил в середине девяностых годов, тогда же в его состав вошла усадьба.

    Старинный дворянский род

    Родоначальником фамилии, представителям которой когда-то принадлежала усадьба, является человек, носивший имя Терентий. Он родился в конце XVI века. В 1622 году Терентий Веневитинов за свою службу получил земли, а позже построил родовое имение.

    Известно ещё об одной ветви старинного дворянского рода. Она упоминается в исторических документах, имеющих отношения к Новгородской губернии. Родоначальником ее , согласно некоторым данным, является Гордей Веневитинов . Этот человек жил в начале XVIII столетия .

    Большинство же специалистов склоняется к первой версии. После того как Терентию была пожалована земля в " воронежских дачах" , он построил здесь дом. За хозяйством присматривали жена и его сын. Терентий же был военным и службу свою не прекращал. Но село Новоживотинное основал все же вышеупомянутый Лаврентий Герасимович, который приходился основателю дворянского рода внуком.

    Он, как и дед и отец, нёс гарнизонную службу в Воронеже, являлся одним из самых состоятельных горожан. В течение двух лет Лаврентий был воеводой в небольшом городке Орлове.

    В 1685 году его сына - Антона Веневитинова - вызвали в Москву, а оттуда отправили на Дон. Ему было поручено привезти казакам деньги, жалованные государем, кроме того, сукно, вино и прочее. В восьмидесятые годы XVII века Антон Веневитинов женился и отошел от службы. Но ненадолго . Пётр I в скором времени принялся за создание Русского Морского флота. Тогда Антон Лаврентьевич не только продолжил служебную деятельностью, но и взял на себя управление корабельными лесами. В документах, которые рассказывают современникам о временах создания флота, нередко упоминается его фамилия.

    Как и у каждого дворянского рода, у Веневитиновых был свой герб. На изображении, расположенном ниже, можно видеть, как он выглядел.

    Строительство родового имения

    Итак, представители рода Веневитиновых обосновались на землях, которые сегодня входят в состав Воронежской области, в 1622 году. Спустя несколько десятилетий один из них — Лаврентий Герасимович — на левом берегу Дона приобрёл землю, на которую переселил несколько крестьянских семей. Новое село получило название Новоживотинное . В 1703 году здесь появилась первая церковь.

    В XVIII веке усадьбу, которая сегодня является одним из самых посещаемых музеев, еще не построили. Но здесь уже разбит парк, имеется небольшой пруд. Господский дом, согласно мнению большинства краеведов, появился в 60-е годы. Усадьбу построили из камня. Тогда же и возвели церковь, получившую название Архангельская.

    В начале XIX столетия здесь, помимо господского дома, была флигель, и погреб, и конюшня. Кроме того, располагался сарай и изба для крестьян. Усадьбу окружала глухая кирпичная стена. А возле дома построили и отштукатурили кирпичную беседку.

    Первая реставрация

    За свою долгую историю усадьба, конечно, претерпела немало изменений. Впервые она была перестроена владельцами еще в начале XIX столетия. Тогда к господскому дому пристроили второй этаж, а в 70-е годы того же века произвели капитальный ремонт. Поменяли кровлю, полы, отштукатурили стены.

    Облик усадьбы в XIX веке

    Основная информация, которой владеют современники относительно усадьбы Веневитинова в Воронеже, получена благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, проведённым в шестидесятые годы XX века. Известно, что в XIX столетии размеры дома были значительно меньше, нежели сегодня. Здесь имелся и третий этаж — антресольный, другими словами, мезонин.

    Первый этаж был довольно низким. Здесь были сводчатые потолки, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но большую часть снесли при реконструкции ещё в XIX веке. Потолки второго этажа были значительно выше, а на антресольном имелись маленькие квадратные оконца.

    Усадьба Дмитрия Веневитинова

    Один из представителей старинного дворянского рода — поэт, живший в начале XIX века. Впрочем, родился Дмитрий Веневитинов в Москве, а умер в Санкт-Петербурге. Среди дворян сложно было найти двух людей, которые не имели бы абсолютно никаких родственных связей друг с другом. Так, Дмитрий Веневитинов приходился дальним родственникам Александру Пушкину .

    Вторая реставрация здания

    Отец поэта в начале XIX века проживал в воронежском родовом имении. Существует мнение, что именно этот человек, а звали его Владимиром Петровичем, осуществил значительную перестройку усадьбы. Именно в годы его жизни исчез антресольный этаж, но появились открытые балконы и боковые галереи. Описи имения, к счастью, сохранились до наших дней. Благодаря этим документам, известно, что в 1826 году господский дом имел два этажа. Размеры дома, указанные в офисе, полностью соответствуют современному состоянию Усадьбы Дмитрия Веневитинова .

    После революции в России большая часть усадеб была уничтожена. К счастью , подобную участь избежало родовое имение Веневитиновых . Но усадьба, конечно, была значительно перестроена. В тридцатые годы в помещениях бывшего господского дома открыли школу. Это потребовало проведения внутренней планировки.

    Облик усадьбы не раз изменялся на протяжении XX века . На некоторое время здесь был организован дом для сирот. А в первый период Великой Отечественной войны в усадьбе Веневитинова расположилась воинская часть. С этого момента и до середины восьмидесятых годов в доме не проводились ремонтные работы.

    Усадьба в составе музея

    Очередная реставрация началась после того, как местная власть приняла решение передать бывшее дворянское имение музею имени Никитина. К тому времени была полностью утрачена западной галерея и южный балкон. Реставрационными работами руководил архитектор Т. Синегуб . Концепцию будущего музея-усадьбы Веневитинова разработал один из ведущих сотрудников литературного музея.

    Перед авторами проекта стояли следующие задачи: переоборудовать усадьбу таким образом, чтобы ее содержание стало значительно шире, нежели содержание обычного дворянского имения. Село Новоживотинное , основанное когда-то одним из Веневитиновых , имеет, с туристической точки зрения, довольно удобное расположение. А потому является одним из пунктов многих маршрутов.

    Усадьба Веневитиновых — это не просто памятник русской дворянской культуры. Здесь отражено и творчество поэта, одного из представителей старинного рода, и крестьянская культура края.

    Последняя масштабная реконструкция была проведена в 2010 году. А за пять лет до этого на территории усадьбы открыли памятник поэту Дмитрий Веневитинову . Автор монумента - Максим Дикунов .