Студент

«Иван . Кого вам надобно-с?

Беневольский

Иван . Барина самого?

Беневольский

Иван . Его-с…»

Александр Грибоедов Студент Комедия в трех действиях

Действующие лица

Евлампий Аристархович Беневольский , студент из Казани.

Федька , его слуга.

Звёздов .

Звёздова , жена его.

Саблин , брат ее, гусарский ротмистр.

Варинька , воспитанница Звёздовых.

Полюбин , влюбленный в Вариньку.

Прохоров .

Иван , слуга.

Трое слуг.

Мальчик из ресторации.

Действие в Петербурге, в доме Звёздова.

Действие первое

Явление 1

Беневольский, Федька, Иван .

Иван . Кого вам надобно-с?

Беневольский . Я уж отвечал на этот вопрос неоднократно внизу человеку, вооруженному длинным жезлом, так называемому швейцару, а тебе повторяю: мне надобно господина здешнего дому.

Иван . Барина самого?

Беневольский . Да, да, барина твоего, Звёздова, его превосходительство Александра Петровича Звёздова. Ведь это дом его?

Иван . Его-с.

Беневольский . А я его гость.

Иван . Разумею-с. Да ваши пожитки и повозку куда же девать? Штукарев, что за домом смотрит, вышел куда-то, барин во дворце, барыня еще почивает, а если изволит проснуться, как прикажете доложить о себе?

Беневольский . Без доклада, любезный, без доклада. А впрочем, имя мое Беневольский: я здесь свой человек, меня ждут давно. Его превосходительство в бытность свою в Казани познакомился с покойным моим отцом, который предложил ему свои услуги, имел хождение за его делами; с тех пор они друг другу дали клятву в дружбе неизменной и утвердили между прочим вот что… Барин твой сказывал, что его супруга воспитывает прелюбезную девицу.

Иван . Варвару Николаевну? Красавица, нечего сказать.

Беневольский . Невинность, ангел, существо небесное, так ли? И мне назначил он ее сопутницею жизни: это было положено между им и покойным батюшкой, также и то, чтоб мне, когда приеду в Петербург, остановиться у его превосходительства. Я тогда возрастал еще в Минервином храме, в университете. С тех пор батюшка скончался, и я, сказав прости казанскому рассаднику просвещения, поскакал сюда, чтоб воспользоваться приглашением твоего барина. В нем, конечно, найду я друга, отца, покровителя, одним словом, всё. Ну, понял ли?

Иван . Понял-с. Так вашей повозке с пожитками постоять покамест на улице?

Беневольский . Всё равно. Вели ей стоять на улице или въезжать на двор. Мне не до того: в голове моей, в сердце такое что-то неизъяснимое, мир незнаемый, смутная будущность!

Иван (отходя, говорит Федьке). Барин-то у тебя, видно, большой искусник.

Явление 2

Беневольский, Федька .

Беневольский . Что он тебе сказал?

Федька . Барин-де твой, видно, большой искусник.

Беневольский . Искусник… Так простолюдины называют артистов. Да, я артист; где мой журнал дорожный? (Федька вынимает из сумки, что у него за плечами, кучу бумаг и медный карандаш.) Подавай сюда! Записать, непременно записать первые чувства при въезде в столицу. (Пишет.) Мирюсь с Тобою, Провидение! я в желанной пристани…

Беневольский . Вступаю в новый для меня свет. Ну, однако, какой же новый? Я его знаю, очень хорошо знаю: я прилежал особенно к наблюдениям практической философии, читал Мармонтеля, Жанлис, пленительные повести новых наших журналов; и кто их не читал? кто не восхищался Эльмирой и Вольнисом, Бедной Молочницей? Они будут водители мои в этом блуждалище, которое называют большим светом.

Федька . Посидел бы он шесть дней да шесть ночей на облучке, не взбрела бы всякая всячина на ум; попросил бы съестного да завалился бы спать. Правду сказать, ведь и ему не малина была: сидячей частью об книжный сундук, головой об плетеную будку простукался, сердечный, во всю дорогу. Ну, да что им, грамотеям, делается? не давай ни пить, ни есть, дай перо да бумаги, – и сытехоньки, и горя половина.

Беневольский . Не говори вслух, ты мне мешаешь.

Федька . Неужто вы впрямь с дороги да и за дело?

Беневольский (не слушая его). Здесь увижу я эти блестящие собрания, где вкус дружится с роскошью; в них найду женщин милых, любительниц талантов, какую-нибудь Нинону, Севинье, им стану посвящать стишки маленькие, легкие; их окружают вертопрахи, модники – я их устрашу сатирами, они станут уважать меня; тут же встретятся мне авторы, стихотворцы, которые уже стяжали себе громкую славу, признаны бессмертными в двадцати, в тридцати из лучших домов; я к ним буду писать послания, они ко мне, мы будем хвалить друг друга. О, бесподобно! Звёздов ездит во дворец, – он будет моим Меценатом, мне дают пенсию, как всем подобным мне талантам, я наживусь, разбогатею. Федька! Федька! поди сюда, обойми меня.

Федька . Что с вами, сударь?

Беневольский . Сколько ты от меня получаешь жалованья?

Федька . Да вашей милости, я чай, самим известно.

Беневольский . Жалкий человек! ты думаешь, что я занимаюсь этой малостью.

Федька . Ну вот видите, сударь, теперь сами признаетесь, что малость; а как нанимали в Казани, еще торговались: всего сорок рублей на месяц.

Беневольский . Ты будешь получать пятьсот, тысячу.

Федька . С нами крестная сила! рехнулся он. Попросите-ка, сударь, чтоб вам отвели комнату в стороне, да лягте-ка отдохнуть.

Беневольский . Тысячу, тысячу.

Федька . Да где же вы, сударь, возьмете? Вы, помнится, говорили, что у вас всего на всё тысяча рублей взято из Казани, да вышло на прогоны двести сорок рублей с полтиною, да покупок в разных городах на восемьдесят рублей, да мне изволили выдать в зачет жалованья два целковых: вот у меня здесь всё записано.

Беневольский . Тысячу, говорю я, тысячу получишь; дай мне разбогатеть.

Федька . Вот оно что; ну, барин, так богатейте же скорее.

Беневольский . Эту тысячу, что я взял с собой, получил я в награду дарований от преосвященного, от вице-губернатора, от самого губернатора за стихи поздравительные в разные времена; если в губернском городе дали тысячу, здесь дадут десять, здесь могу я напечатать все мои творения, а как их все раскупят… Что ты качаешь головой? думаешь, не раскупят? Врешь: у Звёздова тьма знакомых, он человек знатный, из угождения к нему все подпишутся: чего это стоит? один экземпляр дрянь, а за всё придется важная сумма.

Федька (смотря в окно). Кто-то, сударь, подъехал в коляске.

Беневольский . Сюда взойдут. Выйди в переднюю.

Федька . Да там народ такой неласковый, к тому же, право, я голоден, быка бы съел. Пожалуйте, сударь, полтинник: я схожу в харчевню.

Беневольский . На, убирайся. Ах! досадно, на мне дорожная куртка. Еще подумают: новичок, смешной, необразованный… Воротись, Федор! Федька! вынь из чемодана платье, поновее которое.

Федька . Да там всего, сударь, фрак лиловый да жилет пике, и то, чай, дорогой поизмялось.

Беневольский . Подавай его.

Федька . К чему вам переодеваться!

Беневольский . Какое тебе дело?

Федька . С вас не взыщут: вы человек приезжий.

Беневольский . Молчи!

Федька . Образумьтесь, где теперь выкладывать из чемодана: вам и комнаты еще не отвели.

Беневольский . Не умничай!

Федька . Притом власть ваша: есть хочется, ей-богу! мочи нет.

Беневольский . Прозаик!

Федька . Вот еще ругаетесь… Нет, барин, мне таким способом служить будет не в охоту.

Беневольский . Олух! прибери эту тетрадь и карандаш да ступай за мной: я сам вытащу чемодан и выну платье. Скорей! Скорей! (Уходит с Федькой и в дверях встречается с Полюбиным.)

Явление 3

Полюбин и Иван .

Полюбин . Стало, никого нельзя видеть; а это кто вышел?

Иван . Приезжий, сударь, из Казани.

Полюбин . Из Казани! и зовут его?

Иван . Беневольский.

Полюбин . Ах! Боже мой!

Явление 4

Полюбин и Варинька .

Полюбин . Да, этот жених из Казани, выбранный Звёздовым и который, натурально, никогда не будет вашим мужем.

Варинька . О, конечно, нет. Представьте, я давеча сижу перед окном у себя в комнате, только что встала, вижу: подъезжает к крыльцу повозка, из нее выходит… вы еще его не видали?

Полюбин . Он мелькнул в дверь, только что я вошел.

Варинька . Ни на что не похож; я вскочила со стула, послала спросить, кто? Говорят, Беневольский; я онемела от испугу. Ведь это может только Александру Петровичу притти в голову назначить мне женихом человека, которого хуже, по крайней мере на взгляд, сыскать нельзя.

Полюбин . Поверьте, он об нем давно забыл.

Варинька . Нет нужды: он, конечно, ни об чем не помнит, но за вас меня не выдает потому, что его жена этого хочет; он в пятьдесят лет настоящий ребенок, всё любит делать наперекор всем и, вы увидите, начнет меня принуждать, чтобы я вышла за этого шута, которого он давно забыл, но вспомнит, коль скоро он ему попадется на глаза. Боже мой! как тяжко зависеть от таких людей, которые за свои благодеяния располагают вами, как собственностию! Теперь я чувствую, каково быть сиротой.

Полюбин . Я еще надеюсь: если Звёздов не совсем так поступает, как бы должно, жена его женщина редкая; принявши вас в дом, полюбила и продолжает любить, как дочь. Ей, как нежной матери, обязаны вы всеми приятностями, которые всех заставляют вас любить.

Варинька . Ах, перестаньте! до того ли мне?

Полюбин . Хотя муж ее всегда хочет поступать в противность другим, всё-таки жена его, милая, ловкая, наконец ставит на своем; и немудрено: ему пятьдесят лет, а ей с небольшим двадцать.

Варинька . Пойду, брошусь перед ней на колени; пусть что хотят со мной делают, а я ни за кого, кроме вас, не выйду. (Полюбин целует у нее руку.) Она еще спит, а то я бы сейчас пошла, пока муж ее не воротился из дворца.

Полюбин . Вы напрасно огорчаетесь: у вас нет родителей, – кто вас может приневолить? Вы выбрали человека по сердцу, от вас зависит его счастие.

Варинька . Без согласия моих покровителей! чтоб меня после называли неблагодарной! ни за что в свете. (Подходя к окну.) Посмотрите, посмотрите, он же на улице переодевается.

Полюбин . Кто? Беневольский? (Смотрит в окно и хохочет.)

Варинька . Нет, не только теперь, – если б я и вас не знала, ни под каким видом не вышла бы замуж за этого безумного. Хорошо вам смеяться: вы сами себе господин. Ах! он сюда идет; прощайте! пойду в спальню к Настасье Ивановне. Может быть, она встала. Приезжайте ужо, простите. (В дверях.) Будьте же здесь ужо непременно, а то мы нынче съезжаем на дачу. Бог знает, когда увидимся.

Явление 5

Полюбин , вскоре после Беневольский .

Полюбин (смотря на часы). Теперь половина одиннадцатого, во дворце еще не вышли к обедне, – Звёздов не так скоро воротится. Можно полюбопытствовать, что за человек этот Беневольский. Вот он сам и в пух расфранчен.

Беневольский (шаркая). Ваш покорнейший слуга-с.

Полюбин . Здравствуйте!

Беневольский . Позвольте с вами познакомиться.

Полюбин . Очень рад вас видеть.

Беневольский . Что-с? так точно-с. (В сторону.) Непостижимо. Я, верно, в сорок раз его умнее: отчего я робею, а он нет?

Полюбин (в сторону). Бесценный. И это мой соперник.

Беневольский . Позвольте спросить: я, кажется, если не ошибаюсь, имею честь говорить с вами?

Полюбин . Вы не ошибаетесь.

Беневольский (в сторону). Как краткословен! Он меня убивает.

Полюбин . Вы недавно сюда приехали?

Беневольский . С час будет.

Полюбин . Из Казани?

Беневольский . Я сын волжских берегов.

Беневольский . Ничто не ново под солнцем.

Беневольский . Меня ничего. Признаюсь вам, я столько читал, что ничем не удивлен. Это мое несчастие.

Полюбин . Может, не успели еще видеть ничего удивительного?

Беневольский . Помилуйте. Эти воды, пересекающие во всех местах прекраснейшую из столиц и вогражденные в берега гранитные, эта спокойная неизмеримость Невы, эти бесчисленные мачты, как молнией опаленный лес – вы это называете неудивительным?

Полюбин . Не я, а вы: вы сказали, что ничем уже не удивляетесь.

Беневольский . Я разумел моральные явления.

Полюбин . Когда ж вы могли их видеть? Вы сейчас из повозки. – Что ж вы располагаете вдаль? Какой род жизни вы намерены выбрать?

Беневольский (приосанившись). Вы знаете, как меня зовут?

Полюбин . Беневольский, кажется.

Беневольский . Да-с.

Полюбин . Так что ж?

Беневольский . Вы, конечно, читали «Сына Отечества»? там эти безделицы, я их, ей-богу, полагаю безделицами, так… опыты, конечно, часто счастливые, удачные, они подписаны литерами Е. А. Б. и несколько точек, вместо имени – Евлампий Аристархович Беневольский.

Полюбин . Имени вашего не забуду; но я не читаю «Сына Отечества».

Беневольский . Нет! ну, так «Вестника Европы»?

Полюбин . Тоже нет.

Беневольский . Помилуйте, а «Музеум»? Вы, конечно, любите «Музеум»? Московский «Музеум»?

Полюбин . Я даже не знаю, есть ли он на свете.

Беневольский . Нет, его уж нет больше, но он был. Помилуйте, что ж вы читаете?

Полюбин . Мало ли что? Только не то именно, что вы назвали, и не то, что на это похоже.

Беневольский (смотрит на него с презрением и отходит в сторону). Не читал ни «Сына Отечества», ни «Музеума», ха! ха! ха! Этакое невежество в девятнадцатом столетии! в Петербурге! – Я перед ним робел! и я перед ним скромничал! (Садится на стул.) Вы, сударь, спрашивали, какие мои виды вдаль? Вот они: жизнь свободная, усмешка Музы – вот все мои желанья… Ни чины, ни богатства для меня не приманчивы: что они в сравнении с поэзиею?

Полюбин (в сторону). Каков же! Однако вы дурно делаете, что не хотите служить. С вашими способностями, с вашими познаниями немудрено, что вы со временем попадете…

Беневольский (с восторгом). В чины?

Полюбин . В государственные люди… каких, конечно, у нас немного.

Беневольский (вскакивая со стула). Ась? Возможно ли! Быть полезным государству! Это превосходно, это именно мое дело. Я прошел полный курс этико-политических наук, политическую историю, политическую экономию, политику в строгом смысле, право естественное, право народное, право гражданское, право уголовное, право римское, право…

Полюбин . Право, не надобно столько прав, ни столько политики; я, как видите, ничего этого не проходил, а статский советник.

Беневольский . В ваши лета?

Полюбин . Представьте, чем вы можете сделаться!

Беневольский . Как вы благородно судите! Жаль только, что слишком пренебрегаете изящной словесностью.

Полюбин . Я? нисколько!

Беневольский . Как же? не читаете «Сына Отечества».

Полюбин . Что ж делать?

Беневольский . Зачните его читать, сделайте одолженье, зачните; право, это вам не будет бесполезно, особливо при вашем здравом рассудке. – Hо быть государственным человеком, министром, чрезвычайно приятно! Не почести, с этим сопряженные: это дым, мечта; но слава прочная, незыблемый памятник в потомстве! – О, поприще государственного человека завидно; да как бы на него попасть?

Полюбин . А поэзия?

Беневольский . Прелестная игра воображения, отрада в скуке; но дело министра существеннее, решает задачи народов. Я себе представляю не для того, чтоб я в этом был уверен; но если бы оно случилось, чтобы я был министром… (Задумывается.)

Явление 6

Беневольский, Полюбин, Саблин .

Полюбин . Это тот жених, об котором, помнишь, Звёздов прожужжал Вариньке.

Саблин . Казанский?

Полюбин . Как видишь, налицо.

Саблин . Чудо!

Полюбин . Хочешь ли, я вас познакомлю. (Саблин делает знак согласия.) Евлампий Аристархович! позвольте представить вам моего друга, Евгения Ивановича Саблина. (Беневольский раскланивается.)

Саблин (Беневольскому). Для первого знакомства, скажите-ко, батюшка, чем вы на белом свету промышляете?

Беневольский . Как ваш вопрос? извините. (Тихо Полюбину.) Я не понимаю его.

Полюбин (тихо Беневольскому). Человек военный, говорит просто; хотите ли, я за вас ему отвечу?

Беневольский (Полюбину). Вы меня обяжете.

Полюбин (Саблину). Господин Беневольский, честь и краса казанского Парнаса, доныне занимался только изящной словесностью, и с таким успехом, что стихи его печатались даже в «Сыне Отечества».

Беневольский (Полюбину). Помилуйте, вы меня в краску вводите вашей похвалою.

Полюбин . В ней нет ничего лишнего.

Беневольский . Вы так думаете?

Полюбин . Присягнуть готов. (Саблину.) И сверх того, в «Вестнике Европы».

Беневольский . Пощадите скромность поэта.

Полюбин . И где, бишь, еще?

Беневольский . В «Музеуме». – Да перестаньте. Хоть это всё очень лестно, но может показаться, что я самолюбив; а я ничьих похвал не ищу.

Саблин . И хорошо делаете. Кто вас так похвалит, как вы сами себя?

Полюбин . Везде рассыпаны счастливые опыты Евлампия Аристарховича Беневольского: после этого подумай…

Саблин . Я об этом никогда ничего не думаю и сочинителей терпеть не могу. (Беневольскому.) Это до вас не касается.

Полюбин . Кроме, что сочинитель, господин Беневольский ужасный законник и метит вдаль. Я его уговаривал, а он почти согласен сделаться со временем государственным человеком.

Саблин . Чем чорт не шутит! – Так вы метите в министры? а?

Беневольский . Отчего ж не стремиться вслед за Сюллиями, за Кольбертами, за Питтами, за боярином Матвеевым?

Саблин . Послушайте, подите-ка к нам, в полк, в юнкера. Смотри, пожалуй! он еще дуется!.. Ведь я не виноват, что вас иначе не примут; мне бы, напротив, во сто раз было веселее, кабы вы попали прямо в полковники: вы так сухощавы, по всему судить, проживете недолго, скорей бы вакансия очистилась.

Александр Грибоедов

Комедия в трех действиях

Действующие лица

Евлампий Аристархович Беневольский , студент из Казани.

Федька , его слуга.

Звёздов .

Звёздова , жена его.

Саблин , брат ее, гусарский ротмистр.

Варинька , воспитанница Звёздовых.

Полюбин , влюбленный в Вариньку.

Прохоров .

Иван , слуга.

Трое слуг.

Мальчик из ресторации.

Действие в Петербурге, в доме Звёздова.

Действие первое

Явление 1

Беневольский , Федька , Иван .

Иван . Кого вам надобно-с?

Беневольский . Я уж отвечал на этот вопрос неоднократно внизу человеку, вооруженному длинным жезлом, так называемому швейцару, а тебе повторяю: мне надобно господина здешнего дому.

Иван . Барина самого?

Беневольский . Да, да, барина твоего, Звёздова, его превосходительство Александра Петровича Звёздова. Ведь это дом его?

Иван . Его-с.

Беневольский . А я его гость.

Иван . Разумею-с. Да ваши пожитки и повозку куда же девать? Штукарев, что за домом смотрит, вышел куда-то, барин во дворце, барыня еще почивает, а если изволит проснуться, как прикажете доложить о себе?

Беневольский . Без доклада, любезный, без доклада. А впрочем, имя мое Беневольский: я здесь свой человек, меня ждут давно. Его превосходительство в бытность свою в Казани познакомился с покойным моим отцом, который предложил ему свои услуги, имел хождение за его делами; с тех пор они друг другу дали клятву в дружбе неизменной и утвердили между прочим вот что… Барин твой сказывал, что его супруга воспитывает прелюбезную девицу.

Иван . Варвару Николаевну? Красавица, нечего сказать.

Беневольский . Невинность, ангел, существо небесное, так ли? И мне назначил он ее сопутницею жизни: это было положено между им и покойным батюшкой, также и то, чтоб мне, когда приеду в Петербург, остановиться у его превосходительства. Я тогда возрастал еще в Минервином храме, в университете. С тех пор батюшка скончался, и я, сказав прости казанскому рассаднику просвещения, поскакал сюда, чтоб воспользоваться приглашением твоего барина. В нем, конечно, найду я друга, отца, покровителя, одним словом, всё. Ну, понял ли?

Иван . Понял-с. Так вашей повозке с пожитками постоять покамест на улице?

Беневольский . Всё равно. Вели ей стоять на улице или въезжать на двор. Мне не до того: в голове моей, в сердце такое что-то неизъяснимое, мир незнаемый, смутная будущность!

Иван (отходя, говорит Федьке). Барин-то у тебя, видно, большой искусник.

Явление 2

Беневольский , Федька .

Беневольский . Что он тебе сказал?

Федька . Барин-де твой, видно, большой искусник.

Беневольский . Искусник… Так простолюдины называют артистов. Да, я артист; где мой журнал дорожный? (Федька вынимает из сумки, что у него за плечами, кучу бумаг и медный карандаш.) Подавай сюда! Записать, непременно записать первые чувства при въезде в столицу. (Пишет.) Мирюсь с Тобою, Провидение! я в желанной пристани…

Федька . Ох, кабы перекусить что-нибудь! Да у кого здесь попросишь? все и люди-то смотрят на тебя такими тузами, как будто сами господа; а позывает, ой! позывает: кибитчонка-то всё вытрясла, проклятая.

Беневольский . Вступаю в новый для меня свет. Ну, однако, какой же новый? Я его знаю, очень хорошо знаю: я прилежал особенно к наблюдениям практической философии, читал Мармонтеля, Жанлис, пленительные повести новых наших журналов; и кто их не читал? кто не восхищался Эльмирой и Вольнисом, Бедной Молочницей? Они будут водители мои в этом блуждалище, которое называют большим светом.

Федька . Посидел бы он шесть дней да шесть ночей на облучке, не взбрела бы всякая всячина на ум; попросил бы съестного да завалился бы спать. Правду сказать, ведь и ему не малина была: сидячей частью об книжный сундук, головой об плетеную будку простукался, сердечный, во всю дорогу. Ну, да что им, грамотеям, делается? не давай ни пить, ни есть, дай перо да бумаги, – и сытехоньки, и горя половина.

Беневольский . Не говори вслух, ты мне мешаешь.

Федька . Неужто вы впрямь с дороги да и за дело?

Беневольский (не слушая его). Здесь увижу я эти блестящие собрания, где вкус дружится с роскошью; в них найду женщин милых, любительниц талантов, какую-нибудь Нинону, Севинье, им стану посвящать стишки маленькие, легкие; их окружают вертопрахи, модники – я их устрашу сатирами, они станут уважать меня; тут же встретятся мне авторы, стихотворцы, которые уже стяжали себе громкую славу, признаны бессмертными в двадцати, в тридцати из лучших домов; я к ним буду писать послания, они ко мне, мы будем хвалить друг друга. О, бесподобно! Звёздов ездит во дворец, – он будет моим Меценатом, мне дают пенсию, как всем подобным мне талантам, я наживусь, разбогатею. Федька! Федька! поди сюда, обойми меня.

Федька . Что с вами, сударь?

Беневольский . Сколько ты от меня получаешь жалованья?

Федька . Да вашей милости, я чай, самим известно.

Беневольский . Жалкий человек! ты думаешь, что я занимаюсь этой малостью.

Федька . Ну вот видите, сударь, теперь сами признаетесь, что малость; а как нанимали в Казани, еще торговались: всего сорок рублей на месяц.

Беневольский . Ты будешь получать пятьсот, тысячу.

Федька . С нами крестная сила! рехнулся он. Попросите-ка, сударь, чтоб вам отвели комнату в стороне, да лягте-ка отдохнуть.

Беневольский . Тысячу, тысячу.

Федька . Да где же вы, сударь, возьмете? Вы, помнится, говорили, что у вас всего на всё тысяча рублей взято из Казани, да вышло на прогоны двести сорок рублей с полтиною, да покупок в разных городах на восемьдесят рублей, да мне изволили выдать в зачет жалованья два целковых: вот у меня здесь всё записано.

Беневольский . Тысячу, говорю я, тысячу получишь; дай мне разбогатеть.

Федька . Вот оно что; ну, барин, так богатейте же скорее.

Беневольский . Эту тысячу, что я взял с собой, получил я в награду дарований от преосвященного, от вице-губернатора, от самого губернатора за стихи поздравительные в разные времена; если в губернском городе дали тысячу, здесь дадут десять, здесь могу я напечатать все мои творения, а как их все раскупят… Что ты качаешь головой? думаешь, не раскупят? Врешь: у Звёздова тьма знакомых, он человек знатный, из угождения к нему все подпишутся: чего это стоит? один экземпляр дрянь, а за всё придется важная сумма.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – драматург, поэт, музыкант и дипломат, классик русской литературы.
Комедия была написана Грибоедовым сообща с П. А. Катениным в 1817 г. Какая именно часть комедии принадлежит Грибоедову, не установлено за отсутствием данных. При жизни авторов комедия на сцене не ставилась.
Комедия была написана в литературно-полемических целях; в ней осмеяно сентиментально-элегическое направление в русской поэзии 1810-х гг., с которым боролись Грибоедов и Катенин.

Действующие лица...... 6 Действие первое...... 7 Явление 1...... 7 Явление 2...... 8 Явление 3...... 10 Явление 4...... 11 Явление 5...... 12 Явление 6...... 15 Явление 7...... 17 Явление 8...... 18 Явление 9...... 20 Явление 10...... 21 Явление 11...... 21 Явление 12...... 23 Действие второе...... 27 Явление 1...... 27 Явление 2...... 29 Явление 3...... 30 Явление 4...... 32 Явление 5...... 33 Явление 6...... 38 Явление 7...... 39 Явление 8...... 41 Явление 9...... 42 Явление 10...... 43 Явление 11...... 44 Действие третье...... 46 Явление 1...... 46 Явление 2...... 47 Явление 3...... 47 Явление 4...... 48 Явление 5...... 48 Явление 6...... 52 Явление 7...... 54 Явление 8...... 55 Явление 9...... 55 Явление 10...... 58 Явление 11...... 62 Явление 12...... 63 Явление 13...... 65 Явление последнее...... 68 Примечания...... 69

Издательство: "Директ-Медиа" (2014)

ISBN: 9785447505912

Грибоедов А. С.

Александр Грибоедов

Портрет Грибоедова работы , 1875
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Род деятельности:
Произведения в Викитеке .

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов ( или год , - 30 января () года, ) - русский , и , (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Он известен как homo unius libri , - , блестящей рифмованной пьесы « », которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России.

Биография

Отец - Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814).

Александр Сергеевич окончил (если верна самая поздняя дата рождения, - , - то Грибоедов был « », окончившим университет в 15 лет).

Но едва приступили к формированию, как неприятель взошел в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название .

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире , и вплоть до предположительно 1 ноября 1813 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный» .

До 1815 г. Грибоедов служил в звании под командованием генерала-от-кавалерии . Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 г. «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.

Еще в годы учебы в Московском университете () Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает на произведение Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В русле полемики с и о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (). В этом же году он публикует и ставит на сцене комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Он использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

Издания сочинений

  • Полное собрание сочинений, т. 1-3, П., 1911-17
  • Сочинения, М., 1956
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов, М., 1969.

Музеи

Литература

  • , «Горе от ума», Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953;
  • , «Мильон терзаний». Собр. соч., т. 8, М., 1952;
  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников, М., 1929;
  • Пиксанов Н. К., Творческая история «Горя от ума», М. - Л., 1928;
  • , т. 47-48 [Грибоедов], М., 1946;
  • Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2 изд., М., 1951:
  • Орлов В. Н., Грибоедов, 2 изд., М., 1954;
  • Петров С., А. С. Грибоедов, 2 изд., М., 1954;
  • А. С. Грибоедов в русской критике, М., 1958;
  • Попова О. И., Грибоедов - дипломат, М., 1964;
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1962.

Примечания

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 11.1816 - 08.1818 года - доходный дом И. Вальха - набережная Екатерининского канала, 104;
  • 01.06. - 07.1824 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 08. - 11.1824 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина - Торговая улица, 5;
  • 11.1824 - 01.1825 года - квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова - Николаевская набережная, 13;
  • 01. - 09.1825 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова - Исаакиевская площадь, 7;
  • 06.1826 года - квартира А. А. Жандра в доме Егермана - набережная реки Мойки, 82;
  • 03. - 05.1828 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 05. - 06.06.1828 года - дом А. И. Косиковского - Невский проспект, 15.

Ссылки

  • Русский писатель-драматург и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Антон Чехов электронная книга 1894
    электронная книга
    Александр Грибоедов « Иван. Кого вам надобно-с? Беневольский. Я уж отвечал на этот вопрос неоднократно внизу человеку, вооруженному длинным жезлом, так называемому швейцару, а тебе повторяю: мне надобно господина… - Public Domain, (формат: 60x90/16, 396 стр.) электронная книга 1817
    электронная книга
    Антон Чехов - Public Domain, (формат: 60x90/16, 396 стр.) Список школьной литературы 10-11 класс 2004
    бумажная книга
    Александр Сергеевич Грибоедов « - Public Domain, (формат: 60x90/16, 396 стр.) 2008
    бумажная книга
    Владимир Канивец Студент ун i верситету Студент университета - Видавництво дитячої літератури "Веселка", (формат: 60x84/16, 228 стр.) 1975
    245 бумажная книга
    Василий Бельцев Студент 2. 0 – это комплексная система работы с запросами через сеть Интернет, благодаря чему можно в лимитированные сроки получить любую нужную информацию с высочайшим уровнем достоверности от… - Мультимедийное издательство Стрельбицкого, (формат: 60x84/16, 228 стр.) электронная книга
    149 электронная книга
    Василий Бельцев Студент 2. 0: наиболее простой и эффективный метод написания научных работ Студент 2. 0 – это комплексная система работы с запросами через сеть Интернет, благодаря чему можно в лимитированные сроки получить любую нужную информацию с высочайшим уровнем достоверности от… - Мультимедийное издательство Стрельбицкого, (формат: 60x84/16, 228 стр.)
    бумажная книга
    Грация Деледда Студент и нищий «Это было в октябре. Сидя на стене, поросшей виноградом, студент и журналист Ликсия глядел на голый, печальный пейзаж, воспоминание о котором возбуждало в нем иногда тоску по родине…» - Public Domain, (формат: 60x84/16, 228 стр.) электронная книга 1909
    электронная книга
    Грация Деледда Студент и нищий «Это было в октябре.Сидя на стене, поросшей виноградом, студент и журналист Ликсия глядел на голый, печальный пейзаж, воспоминание о котором возбуждало в нем иногда тоску по родине…» - Public Domain, (формат: 60x84/16, 228 стр.)
    бумажная книга
    Александр Куприн Студент-драгун «Фуражка прусского образца, без полей, с микроскопическим козырьком, с черным вместо синего околышком; мундир в обтяжку с отвороченной левой полой, позволяющей видеть белую шелковую подкладку; пенсне… - Public Domain, Киевские типы электронная книга 1895
    электронная книга
    Виссарион Григорьевич Белинский Студент, артист, хорист и аферист «…Фарс этот написан в Германии – и там же, говорят, он был принят с величайшим негодованием, как профанация искусства. Чудаки эти добрые немцы: они и в искусстве готовы видеть святыню, а в пародии на… - Public Domain, электронная книга 1839
    электронная книга
    С. Марвич Студент Добролюбов Москва, 1955 год. Детгиз. С иллюстрациями. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В настоящем издании представлен биографический роман о студенческих годах русского литературного критика… - Издательство Детской литературы, (формат: 84x108/32, 336 стр.) 1955
    160 бумажная книга
    Н. Е. Синичкина Студент-филолог - учитель-словесник. Становление профессионала В монографии представлен профессиональный идеал учителя родного русского языка в историко-педагогическом контексте. Охарактеризована лингвометодическая компетенция современного учителя русского языка… - САГА, Наука. Ленинградское отделение, (формат: 60x90/16, 396 стр.) 2009
    777 бумажная книга
    Собкин В.С. Студент педагогического вуза. Оценка жизненных и профессиональных перспектив. Труды по социологии образования. Том Х I. Выпуск XXI Монография основана на результатах социологического исследования, проведенного в рамках Комплексной научно-исследовательской программы Российской Академии Образования «Социология образования». В… - Центр социологии образования РАО, (формат: 60x90/16, 396 стр.) - - (лат., от studere стремиться, домогаться, искать чего). Ученик высшего учебного заведения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТУДЕНТ лат. studens, от studere, домогаться, искать, учиться. Обучающийся… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Профессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * Юрист Ученик (Студент) Студент это еще ничего, из которого может выйти все. Петефи Шандор (Petofi) Орел никогда не тер … Сводная энциклопедия афоризмов

    СТУДЕНТ, студента, муж. (лат. studens учащийся). Учащийся высшего учебного заведения. Студент университета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? студента, кому? студенту, (вижу) кого? студента, кем? студентом, о ком? о студенте; мн. кто? студенты, (нет) кого? студентов, кому? студентам, (вижу) кого? студентов, кем? студентами, о ком? о… … Толковый словарь Дмитриева

    Александр Грибоедов

    Комедия в трех действиях

    Действующие лица

    Евлампий Аристархович Беневольский , студент из Казани.

    Федька , его слуга.

    Звёздов .

    Звёздова , жена его.

    Саблин , брат ее, гусарский ротмистр.

    Варинька , воспитанница Звёздовых.

    Полюбин , влюбленный в Вариньку.

    Прохоров .

    Иван , слуга.

    Трое слуг.

    Мальчик из ресторации.

    Действие в Петербурге, в доме Звёздова.

    Действие первое

    Явление 1

    Беневольский , Федька , Иван .

    Иван . Кого вам надобно-с?

    Беневольский . Я уж отвечал на этот вопрос неоднократно внизу человеку, вооруженному длинным жезлом, так называемому швейцару, а тебе повторяю: мне надобно господина здешнего дому.

    Иван . Барина самого?

    Беневольский . Да, да, барина твоего, Звёздова, его превосходительство Александра Петровича Звёздова. Ведь это дом его?

    Иван . Его-с.

    Беневольский . А я его гость.

    Иван . Разумею-с. Да ваши пожитки и повозку куда же девать? Штукарев, что за домом смотрит, вышел куда-то, барин во дворце, барыня еще почивает, а если изволит проснуться, как прикажете доложить о себе?

    Беневольский . Без доклада, любезный, без доклада. А впрочем, имя мое Беневольский: я здесь свой человек, меня ждут давно. Его превосходительство в бытность свою в Казани познакомился с покойным моим отцом, который предложил ему свои услуги, имел хождение за его делами; с тех пор они друг другу дали клятву в дружбе неизменной и утвердили между прочим вот что… Барин твой сказывал, что его супруга воспитывает прелюбезную девицу.

    Иван . Варвару Николаевну? Красавица, нечего сказать.

    Беневольский . Невинность, ангел, существо небесное, так ли? И мне назначил он ее сопутницею жизни: это было положено между им и покойным батюшкой, также и то, чтоб мне, когда приеду в Петербург, остановиться у его превосходительства. Я тогда возрастал еще в Минервином храме, в университете. С тех пор батюшка скончался, и я, сказав прости казанскому рассаднику просвещения, поскакал сюда, чтоб воспользоваться приглашением твоего барина. В нем, конечно, найду я друга, отца, покровителя, одним словом, всё. Ну, понял ли?

    Иван . Понял-с. Так вашей повозке с пожитками постоять покамест на улице?

    Беневольский . Всё равно. Вели ей стоять на улице или въезжать на двор. Мне не до того: в голове моей, в сердце такое что-то неизъяснимое, мир незнаемый, смутная будущность!

    Иван (отходя, говорит Федьке). Барин-то у тебя, видно, большой искусник.

    Явление 2

    Беневольский , Федька .

    Беневольский . Что он тебе сказал?

    Федька . Барин-де твой, видно, большой искусник.

    Беневольский . Искусник… Так простолюдины называют артистов. Да, я артист; где мой журнал дорожный? (Федька вынимает из сумки, что у него за плечами, кучу бумаг и медный карандаш.) Подавай сюда! Записать, непременно записать первые чувства при въезде в столицу. (Пишет.) Мирюсь с Тобою, Провидение! я в желанной пристани…

    Федька . Ох, кабы перекусить что-нибудь! Да у кого здесь попросишь? все и люди-то смотрят на тебя такими тузами, как будто сами господа; а позывает, ой! позывает: кибитчонка-то всё вытрясла, проклятая.

    Беневольский . Вступаю в новый для меня свет. Ну, однако, какой же новый? Я его знаю, очень хорошо знаю: я прилежал особенно к наблюдениям практической философии, читал Мармонтеля, Жанлис, пленительные повести новых наших журналов; и кто их не читал? кто не восхищался Эльмирой и Вольнисом, Бедной Молочницей? Они будут водители мои в этом блуждалище, которое называют большим светом.

    Федька . Посидел бы он шесть дней да шесть ночей на облучке, не взбрела бы всякая всячина на ум; попросил бы съестного да завалился бы спать. Правду сказать, ведь и ему не малина была: сидячей частью об книжный сундук, головой об плетеную будку простукался, сердечный, во всю дорогу. Ну, да что им, грамотеям, делается? не давай ни пить, ни есть, дай перо да бумаги, – и сытехоньки, и горя половина.

    Беневольский . Не говори вслух, ты мне мешаешь.

    Федька . Неужто вы впрямь с дороги да и за дело?

    Беневольский (не слушая его). Здесь увижу я эти блестящие собрания, где вкус дружится с роскошью; в них найду женщин милых, любительниц талантов, какую-нибудь Нинону, Севинье, им стану посвящать стишки маленькие, легкие; их окружают вертопрахи, модники – я их устрашу сатирами, они станут уважать меня; тут же встретятся мне авторы, стихотворцы, которые уже стяжали себе громкую славу, признаны бессмертными в двадцати, в тридцати из лучших домов; я к ним буду писать послания, они ко мне, мы будем хвалить друг друга. О, бесподобно! Звёздов ездит во дворец, – он будет моим Меценатом, мне дают пенсию, как всем подобным мне талантам, я наживусь, разбогатею. Федька! Федька! поди сюда, обойми меня.

    Федька . Что с вами, сударь?

    Беневольский . Сколько ты от меня получаешь жалованья?

    Федька . Да вашей милости, я чай, самим известно.

    Беневольский . Жалкий человек! ты думаешь, что я занимаюсь этой малостью.

    Федька . Ну вот видите, сударь, теперь сами признаетесь, что малость; а как нанимали в Казани, еще торговались: всего сорок рублей на месяц.

    Беневольский . Ты будешь получать пятьсот, тысячу.

    Федька . С нами крестная сила! рехнулся он. Попросите-ка, сударь, чтоб вам отвели комнату в стороне, да лягте-ка отдохнуть.

    Беневольский . Тысячу, тысячу.

    Федька . Да где же вы, сударь, возьмете? Вы, помнится, говорили, что у вас всего на всё тысяча рублей взято из Казани, да вышло на прогоны двести сорок рублей с полтиною, да покупок в разных городах на восемьдесят рублей, да мне изволили выдать в зачет жалованья два целковых: вот у меня здесь всё записано.

    Беневольский . Тысячу, говорю я, тысячу получишь; дай мне разбогатеть.

    Федька . Вот оно что; ну, барин, так богатейте же скорее.

    Беневольский . Эту тысячу, что я взял с собой, получил я в награду дарований от преосвященного, от вице-губернатора, от самого губернатора за стихи поздравительные в разные времена; если в губернском городе дали тысячу, здесь дадут десять, здесь могу я напечатать все мои творения, а как их все раскупят… Что ты качаешь головой? думаешь, не раскупят? Врешь: у Звёздова тьма знакомых, он человек знатный, из угождения к нему все подпишутся: чего это стоит? один экземпляр дрянь, а за всё придется важная сумма.

    Федька (смотря в окно). Кто-то, сударь, подъехал в коляске.

    Беневольский . Сюда взойдут. Выйди в переднюю.

    Федька . Да там народ такой неласковый, к тому же, право, я голоден, быка бы съел. Пожалуйте, сударь, полтинник: я схожу в харчевню.

    Беневольский . На, убирайся. Ах! досадно, на мне дорожная куртка. Еще подумают: новичок, смешной, необразованный… Воротись, Федор! Федька! вынь из чемодана платье, поновее которое.

    Федька . Да там всего, сударь, фрак лиловый да жилет пике, и то, чай, дорогой поизмялось.

    Беневольский . Подавай его.

    Федька . К чему вам переодеваться!

    Беневольский . Какое тебе дело?

    Федька . С вас не взыщут: вы человек приезжий.

    Беневольский . Молчи!

    Федька . Образумьтесь, где теперь выкладывать из чемодана: вам и комнаты еще не отвели.

    Беневольский . Не умничай!

    Федька . Притом власть ваша: есть хочется, ей-богу! мочи нет.

    «Остроумием называем мы не шуточки,

    столь любезные нашим веселым критикам,

    но способность сближать понятия и выводить из них

    новые и правильные заключения".

    А.С. Пушкин

    Очередной сюрприз преподнесла русская классическая литература жителям двадцать первого века. И что важно: и молодым, жаждущим открытий и славы, и людям зрелым — пожившим, опытным, предпочитающим искрометный драйв созерцанию и глубокомысленным размышлениям о смысле жизни.

    Почти одновременно в Москве прошли две абсолютно противоположные по задачам, смыслу и воплощению премьеры с именем А.С. Грибоедова на афише: «Чаадский» в Геликон-опере и «Студент» во МХАТе им. М. Горького.

    Первая, видимо, канула в Лету после нескольких объявленных «мировыми» московских показов, а вторая который месяц идёт с неизменным аншлагом на Малой сцене Московского Художественного академического театра на Тверском бульваре. Современная бесцензурная пресса, столь много уделившая внимания банальному по факту эксперименту Серебренникова , оставила почти без внимания животрепещущую мхатовскую постановку Кабанова .

    «Студент» Грибоедова, казалось бы, навсегда заархивированный до этой премьеры в собрании его сочинений, явился в ту самую Москву, в которой вот уже почти 200 лет накрепко обжился Чацкий, однажды «сошедший с корабля на бал» и ворвавшийся на сцену со своими бессмертными монологами из гениальной комедии «Горе от ума». Герой «Студента» Евлампий Аристархович Беневольский явился этаким «младшим братом» Чацкого, дополнив своей судьбой многие страницы из жизни и самого автора.

    Забудем водевильную подоплеку и некую полемическую сатиричность «Студента», которую вкладывали в произведение молодые и задорные Александр Грибоедов и Павел Катенин (его соавторство известно нам только из писем Грибоедова), т.е. заведомую «лёгкость», и, вчитавшись или всмотревшись, поймем, что комедия эта о чистоте и наивности, любви и предательстве, человеческой подлости и пошлости и еще многом другом дождалась своего звёздного часа и наконец-то талантливо воплощена на сцене прославленного театра народным артистом России, режиссером Михаилом Кабановым.

    Казалось бы, что можно найти нового у классиков? Этот вопрос и принуждает горе-новаторов дописывать и додумывать, искажая и перевирая… Но, оказывается, русская литература неисчерпаема, надо просто перестать лениться и ходить проторенными тропами, что и сделал М. Кабанов, «сдув пыль веков» со страниц прозаической пьесы Грибоедова, остававшейся до МХАТа им. М. Горького без достойного сценического решения. Воплотили задумки автора на сцене, и, оказалось, они актуальны даже без авангардных вывертов по сращиванию «вола и трепетной лани» или осовременивания героев до состояния «чаадских», потому и попадает «Студент» в самое сердце вдумчивого зрителя, к которым всегда причислялись именно поклонники репертуарного театра.

    А вроде бы простота сюжета не обещала открытий… Но это как посмотреть…

    Опытный и чуткий режиссер услышал в тексте не только классические нравственные вопросы: «Где честь? Где долг? Где благородство?..», но увидел и один из вечных сюжетов в судьбе казанского студента Евлампия Аристарховича Беневольского — хотя еще и начинающего поэта, но уже «удостоившегося высокой чести подносить» в Казани стихи-посвящения даже самому генерал-губернатору.

    Юноша приезжает в Петербург уверенный, что будет тепло принят в доме богатого сановника Звездова. Когда-то, будучи в Казани, этот легкомысленный в поступках человек пообещал отцу Беневольского не просто пристроить Евлампия в столице Империи, но и женить юношу на своей воспитаннице Вариньке.

    С желанием воплотить в реальность романтические мечты и появляется в столице Студент, наследовавший после смерти любимого родителя лишь чужие обещания.

    В столице он намерен с лёгкой руки Звездова быть принятым высшим обществом, не только стихами прославиться, но и быстрехонько разбогатеть. «Наживусь… разбогатею!» — кричит он в счастливом, мечтательном порыве откровения слуге Федьке. И правда, почему бы нет! Получал же он вознаграждение в Казани за свои сочинения! А тут — столица!

    Какой же провинциал не метит в столичные триумфаторы?! Есть эта черта и в нашем Студенте, окончившем сразу несколько курсов Казанского университета: «Я прошел полный курс этико-политических наук, политическую историю, политическую экономию, политику в строгом смысле, право естественное, право народное, право гражданское, право уголовное, право римское, право…»

    Тут Грибоедов с некоторой гордой иронией дарует герою весь свой московский послужной список студенческих заслуг, проводя в некотором роде параллель между собой и Беневольским.

    И вот этот Студент-«инопланетянин» (именно «человеком с Луны» кажется он коренным жителям Петербурга) попадает в дом совершенно чуждых ему нравов, пустых интриг и светских интересов.

    И, конечно, по злому року, никто не ждет его в этом доме. Обещанная «невеста» нашла себе жениха при чинах — молодого и игривого статского советника Полюбина. Жена Звездова, сама чуть старше своей воспитанницы, от скуки или из вредности характера всё делает наперекор нелюбимому мужу, поэтому всеми силами способствует свадьбе Полюбина и Вариньки. Брат ее — гусарский ротмистр Саблин — с привычным «гусарством» помогает сестре сделать из провинциального наивного поэта «шута поневоле».

    Классический любовный треугольник не оставляет равнодушным зрителя. Шаржированные характеры героев, подкрепленные реалистическими диалогами, создают неожиданный сценический эффект.

    Понимаю, дорогой читатель, что сюжет несколько утяжеляет статью, но надо помнить, что комедию эту почти никто не помнил двести лет…

    Грибоедову, волею таланта или покровительством музы комедии Талии, удалось совершить путешествие во времени.

    Не ему самому, конечно, а его Евлампию Аристарховичу — «чужому» на пиру столичной жизни.

    Представьте себе Петербург второго десятилетия XIX столетия, вдохновлённый «совершенной викторией» русской армии, недавно вернувшейся из Парижа после победоносного похода. Париж — с его вольностью и любвеобильностью, с революционностью, дополненной безнравственной литературой, — у всех на устах. Русская молодая публика взахлёб читает иностранных романтиков, всё дальше уходя от сентиментальных соотечественников, у которых «везде мечтания, а натуры ни на волос» .

    И тут в общество светских псевдообразованных столичных пошляков как с неба падает юноша со взглядами людей прошлого века, к тому же с поразительной наивностью и чистотой сознания.

    Всё окружение принимает его за дурака, даже собственный слуга-татарчонок считает его странным. Конечно, этот «чужак» с высокопарностью в речах и мыслями ломоносовско-сумароковского толка устарел. Слова его все окружающие считают чуть ли не бредом сумасшедшего, и никто не может понять, что он просто провинциальный книжный мальчик. Он кажется до смешного наивным и глуповатым, потому что попросту не понимает, когда над ним саркастически насмехаются или открыто издеваются.

    Спектакль начинается с появления актера, играющего самого автора — Александра Сергеевича Грибоедова, который представляет зрителю героев комедии.

    Перед вами Звездов — и в пятьдесят лет «большой ребенок», не умеющий держать данное слово. Его играет Сергей Кисличенко — самобытный актер театра и кино, недавно отметивший своё шестидесятилетие, талант которого до сих пор почему-то не отмечен никакими званиями и наградами. Он восхитительно разный в своих сложнейших ролях, вспомните его хотя бы в спектакле «Кроткая» по повести Ф.М. Достоевского . В «Студенте» актер блеснул потрясающим комическим талантом, показав не просто умственно недалёкого, величественно-сановитого чиновника, но еще и вальяжного барина, любящего безответственно поиграть чужими судьбами.

    А это сам Беневольский! Актер Максим Бойцов идеально слился с образом и так вжился в своего Евлампия Аристарховича, что лучащиеся добротой и чистотой глаза долго невозможно забыть.

    Стремительно выходит под звон шпор тяжелым шагом полкового битюга-тяжеловеса Саблин. Умело показал пустоватого, грубого повесу Антон Наумов — молодой, но уже задействованный почти во всех спектаклях МХАТа актёр. Его Саблин уж точно не «рубака», а пустой и разбитной гуляка, каких в те годы было в Петербурге, да и по всей России, тысячи. Не случайно с утра до ночи трется он в доме замужней сестры, видимо промотавшись подчистую и существуя чуть ли не «приживалкой», рад сделать ей приятное и унизить приезжего господина — «чужого» Евлампия Аристарховича.

    Появление Полюбина (первая крупная роль Романа Титова , несомненно, удалась на славу), играющего почти по-детски в догонялки с Варинькой, сразу расставляет все точки над «i» в их отношениях и позволяет почувствовать не только молодость героев, но и «простоту и поверхностность» воспитания обоих, обучавшихся «чему-нибудь и как-нибудь» и блещущих совсем иными, чем студент, достоинствами и достижениями.

    Не оторвать взгляда от дам! Как же мил их сердцам Полюбин — находчивый хитрец и пылкий ловелас.

    Анастасия Рубеко (Варинька) — молодая талантливая актриса, уже запомнившаяся своими характерными ролями в других спектаклях, в «Студенте» нашла для своей героини нужную меру ироничности и загадочности.

    Ирина Рудоминская (Звездова) очень убедительно справляется с ролью сановитой интриганки. Звездова, вполне возможно, всего несколько лет назад выпорхнула из той же «варинькиной шкуры», потому-то чужой в доме человек сразу и не разберет, кто же его невеста.

    Актерская и женская интуиции помогли актрисам абсолютно точно прочесть своих героинь. Аплодисменты сопровождают каждый их выход на сцену.

    Варинька и Звездова запоминаются с первого появления еще и за щедрый подарок автора — довольно эффектные диалоги. Но и строги обе, и снисходительны, и высокомерны, а уж как влюбчивы и какие каверзницы…

    В наиглупейшее положение ставит себя наш незадачливый Студент, перепутав барышню и госпожу при первом же знакомстве. И дамочки этого ему не простят.

    Слугу казанского гостя Федьку колоритно и абсолютно по-своему играют Павел Буйнаков и Николай Федоров . Такие по-разному подсвеченные актерской особливой манерой получились слуги. Так что не мешает посетить спектакль пару раз и посмотреть на отличную игру каждой из этих ярких индивидуальностей.

    Актеры с таким азартом выходят на сцену, что зритель не может не восхититься их энергетическому заряду. Словно в карнавальном кружении, мелькает перед глазами ряд смешных и нелепых ситуаций. И всё это происходит под великие мелодии вальсов и романсов А.С. Грибоедова , А.А. Алябьева , М.И. Глинки и А.Л. Гурилёва .

    Каждый герой, несмотря на двухвековой разбег во времени, на сцене естественен и реалистичен. И это — конёк школы Станиславского , когда веришь каждому движению и жесту.

    Даже вроде бы незначительная роль слуги Ивана в доме Звездова в исполнении Дмитрия Корепина (кстати сказать, долгожданно для многих вышедшего в «Мастере и Маргарите» в роли поэта Бездомного) оказалась расцвечена найденными актером характерными красками, чего сегодня во многих театрах не увидишь. Огромный детина, в ливрее, с широко, по-мужицки поставленными ногами, с легкостью жонглирующий деревянной тумбой, словно бревном где-нибудь на лесоповале, с вечной счастливой улыбкой до ушей, вызывает настоящее благоговение. Слова по ходу действия у него вроде бы ничтожнейшие, а в итоге — всё, что он говорил, оказывалось дополнительной характеристикой судьбоносных для Студента событий.

    Сила таланта писателя и актеров такова, что зрители (не отдавая себе в этом отчет) начинают смеяться над Студентом, и смех этот сопровождает не только безобидные шуточки, но и откровенное издевательство, завершающееся подлостью Саблина, поспособствовавшего проигрышу Беневольского в карты.

    Почти до самого финала зал будет на стороне богатых насмешников и очнётся, как от морока, лишь в минуту полного фиаска героя, когда он вдруг осознает, что все надежды его оказались пустыми мечтами.

    Но вовсе не страшна наивность Студента и кажущаяся его житейская непрактичность. Он-то как раз еще разовьется и помудреет. Ужасно, что семейство Звездовых, находящееся на самом верху социальной лестницы, так и останется неисправимым в своем зазнайстве, высокомерии и хамовитости.

    В репликах каждого героя комедии совсем еще молодой сочинитель А.С. Грибоедов смог показать себя как мастер отточенной фразы и глубокой смысловой детали!

    А какие впечатляющие костюмы — свидетели времени! И насколько гармонично актеры чувствуют себя в них! МХАТ любит деталь, и каждая мелочь в одежде ли Звездова или татарского извозчика-слуги Беневольского продумана и к месту. Спасибо за это художнику В. Федотьеву , вписавшему весь этот прелестный карнавал времен Александра Благословенного в декорации столичного богатого дома.

    Скажут: что-то многовато восторгов! Так при нашей нынешней мировой «комедии положений», в которой всякое действие, вроде бы влекущее за собой катастрофические последствия, в итоге оказывается «пустышкой», радует последовательность мысли и непредсказуемый, но такой поучительный, пусть и горький итог в неожиданной комедии А.С. Грибоедова. Смотришь спектакль и понимаешь, что не следует упрощать замыслы пусть еще и молодого будущего классика. Всмотритесь! Вслушайтесь! — призывает нас режиссер: — «Студент» куда глубже, и в оболочке комедии таится трагическая история талантливого молодого человека, попавшего не в «своё» время.

    Его чуждость столичным ровесникам до того вопиюща, что почти не оставляет ему шансов на выживание. Отсюда и обостряющее драматическую коллизию режиссерское дополнение к пьесе — стихи А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко .

    В финале Звездов отправляет Студента на попечение некоего Прохорова — дельца от издательского бизнеса.

    Что ждет нашего героя впереди? История показала, что горькая судьба гениев и талантов из века в век одна и та же — непонимание толпы, насмешки, унижения и ранняя смерть. Сам А.С. Грибоедов тому свидетель…

    Есть более «радужный» вариант — поддаться обольщению «злата» и стать заказным борзописцем. Таких примеров куда больше. И наш век не исключение.

    Но режиссер не только смотрит на судьбу героя глазами гениального Грибоедова, но и помнит призывы Пушкина и Шевченко о необходимости сбережения таланта и сохранения для него творческой свободы. Талант единичен. Он требует заботы и поддержки во веки вечные.

    А то, что повод к повторению всех этих прописных истин подал человек неординарный — автор бессмертного «Горя от ума», усиливает их значение. Это намек, что и нам не грех показаться несколько банальными и протянуть руку современнику, «утопающему» в трясине обыденности и пошлости.

    Жалко ли Студента? По-человечески — конечно. Мы за кутерьмой событий на сцене довольно быстро забываем о его сиротстве, подражая скудоумию и бессердечию богатых хозяев жизни.

    Сиротство героя в комедии очень показательно. И не случайно это одна из вечных тем в мировой и русской литературе!

    Непростой период в жизни ждет Евлампия Аристарховича. Но духовное прозрение приходит именно через страдание — такова судьба православной России и лучших ее людей.

    Студент — личность формирующаяся. Он не карьерист Полюбин. Беневольский — птица иного, высшего полёта. Не миновать ему, конечно, разочарований, но ждут и победы. О высоком думы его. Такие люди посылаются Господом в мир с особым предназначением.

    А если посмотреть еще шире и смелее — поприще «студентов» окажется славным: Гончаров , Белинский , Герцен , Огарев , Лермонтов , Тургенев , Аксаков и многие-многие другие…

    Одни достигнут берегов Антарктиды и Арктики! Например, мореплаватель Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина) внесет свою лепту в освоение восточного участка Северного морского пути. Другие обживут «Русскую Аляску». Бывшие «студенты» и лицеисты выйдут на Сенатскую площадь… и история России начнет существовать уже с оглядкой на их деяния!

    И тут самое время обострить проблему. От того, как бережно возьмет Студента в оборот грубая жизненная реальность, зависит не только его собственная судьба, но и будущее России.

    Помяните моё слово и светлую память Александра Сергеевича Грибоедова, завтрашний день в мировой истории, т.е. «светлое будущее» человечества, принадлежит именно наивным, образованным, восторженным искателям истины — Евлампиям Аристарховичам .

    А власть и достаток достанется, конечно, Звездовым и Полюбиным. Но надо сразу признать: вся их успешная жизнь всего лишь эгоистичное «скучное вчера». Хотя такое притягательное и поныне, чёрт бы их побрал, не к ночи будь помянуты…

    Да здравствует Студент, господа!

    Особенно сегодня, когда вся страна и чуть ли не весь мир следит за предстоящими выборами президента России, а значит, и за судьбами нынешних и будущих Студентов, не раз доказавших самоуверенным правителям и их сановитым прислужникам свою историческую значимость. Впрочем, это всего лишь размышления жителя двадцать первого века после просмотра спектакля «Студент» по пьесе «одного из самых умных людей в России», как считал А.С. Пушкин…