В свое время литератор Александр Беляев блистательной карьере адвоката предпочел денежно нестабильную профессию писателя. В своих произведениях фантаст предсказал такие научные открытия, как создание искусственных органов, появление систем изучения земной коры и возникновение орбитальных космических станций.

На протяжении всей жизни советская критика высмеивала его кажущиеся безумными пророчества, не подозревая, что в романах, рассказах и повестях тонко чувствующий мир творец приоткрывал завесу тайны, позволяя читателям увидеть мир грядущего будущего.

Детство и юность

Один из основоположников советской научно-фантастической литературы родился 16 марта 1884 года в городе-герое Смоленске. В семье Беляевых, кроме Александра, было еще двое детей. Его сестра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.


Родители писателя были людьми глубоко верующими, часто помогали бедным родственникам и богомольцам, отчего в их доме всегда было много народа. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки. В играх и увлечениях мальчик был необуздан. Следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза, которая впоследствии привела к ухудшению зрения.


Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его привлекал иллюзорный мир звуков. Доподлинно известно, что литератор без чьей - либо помощи научился играть на скрипке и рояле. Бывали дни, когда Саша, пропуская завтрак и полдник, самозабвенно музицировал у себя в комнате, игнорируя происходящие вокруг события.


Александр Беляев в юности

В список увлечений также входили занятия фотографией и освоение азов актерского мастерства. Домашний театр Беляевых гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы, писатель заменил заболевшего артиста и сыграл вместо него в паре спектаклей. После оглушительного успеха ему предложили остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.


Несмотря на тягу к творческой самореализации, по решению главы семейства Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он окончил в 1901 году. Продолжать религиозное образование юноша отказался и, лелея мечту о карьере юриста, поступил в Демидовский лицей в Ярославле. После смерти отца средства семьи оказались ограничены. Александр, чтобы оплатить обучение, брался за любую работу. До момента выпуска из учебного заведения он успел поработать и репетитором, и декоратором в театре, и даже цирковым скрипачом.


По окончании Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске. Зарекомендовав себя как хороший специалист, Александр Романович приобрел постоянную клиентуру. Стабильный доход позволил ему обставить квартиру, приобрести дорогостоящую коллекцию картин, собрать библиотеку, а также путешествовать по Европе. Известно, что писателя особенно воодушевляли красоты Франции, Италии и Венеции.

Литература

В 1914-ом Беляев оставил юриспруденцию и посвятил себя театру и литературе. В этом году он дебютировал не только как режиссер в театре, участвуя в постановке оперы «Спящая царевна», но и опубликовал свою первую художественную книгу (до этого были репортажи, рецензии, заметки) – детскую пьесу-сказку в четырех действиях «Бабушка Мойра».


В1923 году писатель перебрался в Москву. В московский период Беляев опубликовал в журналах и отдельными книгами свои увлекательные произведения в жанре фантастики: «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Борьба в эфире», «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».


В последнем романе коллизия основана на собственном опыте человека, закованного в гипс и парализованного, не властного над своим телом и живущего словно без туловища, с одной живой головой. В ленинградский период из-под пера писателя вышли произведения «Прыжок в ничто»,«Властелин мира», «Подводные земледельцы» и «Чудесный глаз», а также пьеса «Алхимики».


В 1937 году Беляева перестали печатать. Жить стало не на что. Он отправился в Мурманск, где устроился бухгалтером на рыболовном судне. Депрессия стала его музой, и загнанный в угол творец написал роман о своих несбывшихся мечтах, дав ему название «Ариэль». В книге, вышедшей в свет в 1941 году, над главным героем ставят опыты с левитацией и в ходе удачно прошедших экспериментов он получает способность летать.

Личная жизнь

С первой женой Анной Ивановной Станкевич писатель познакомился еще во времена учебы в лицее. Правда, этот союз был недолгосрочным. Через пару месяцев после свадьбы не нагулявшаяся особа изменила мужу с его другом. Стоит отметить, что, несмотря на предательство, после развода бывшие влюбленные поддерживали связь.


Именно Анна познакомила фантаста с его второй супругой, слушательницей Московских высших женских курсов Верой Васильевной Прытковой. Долгое время молодые люди общались по переписке, а после личной встречи, пойдя на поводу у бушующих внутри эмоций, узаконили свои отношения. Известно, что любовного запала новой избраннице автора романа «Продавец воздуха» хватило ненадолго. После того как Вера узнала о болезни благоверного, в их амурной истории была поставлена точка.

В 1915 году судьба нанесла Беляеву жестокий удар, навсегда нарушивший привычный ход жизни и переломивший ее на две части. Писатель заболел костным туберкулезом позвонков, осложнившимся параличом ног. Поиски квалифицированного медицинского персонала привели мать литератора, Надежду Васильевну, в Ялту, куда она и перевезла сына. Врачи, облачившие тело 31-летнего фантаста в гипсовый корсет, не давали никаких гарантий, заявляя, что Александр может на всю жизнь остаться калекой.


Сильная воля не дала Беляеву пасть духом. Несмотря на испытываемые мучения и неясные перспективы, он не опускал рук, продолжая сочинять стихи, которые часто публиковались в местной газете. Также творец занимался самообразованием (изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю) и много читал (предпочтение отдавал творчеству , и ).

В итоге мастер пера победил недуг, и болезнь на некоторое время отступила. За те шесть лет, что фантаст был прикован к постели, страна изменилась до неузнаваемости. После того как Александр Романович крепко встал на ноги, литератор со свойственной ему природной энергетикой включился в созидательный процесс. В течение пары месяцев он успел поработать и воспитателем в детском доме, и библиотекарем, и даже инспектором уголовного розыска.


В Ялте творец познакомился с третьей женой – Маргаритой Константиновной Магнушевской, ставшей ему верной спутницей жизни и незаменимой помощницей. Вместе с ней Беляев в 1923 году перебрался в Москву. Там он устроился на работу в Народный комиссариат почт и телеграфов, а в свободное время занимался писательской деятельностью.

15 марта 1925 года супруга родила ему дочь Людмилу, которая умерла в возрасте 6 лет от менингита. Вторая наследница Светлана появилась на свет в 1929-ом и, несмотря на унаследованную от главы семейства болезнь, сумела реализовать себя в жизни.

Смерть

Ослабленный болезнями, пухнущий от голода и холода Александр Романович умер в ночь с пятого на шестое января 1942 года. Маргарите Константиновне через две недели после смерти мужа удалось оформить документы, достать гроб и отвезти его тело в склеп, расположенный на Казанском кладбище. Там останки именитого фантаста вместе с десятками других дожидались очереди на захоронение, которое было запланировано на март.


В феврале немцы угнали жену и дочь писателя в плен, в Польшу. Когда они вернулись в родные края, бывший сосед передал супруге чудом уцелевшие очки писателя. На дужке Маргарита обнаружила плотно завернутую бумажку, на которой было написано:

«Не ищи моих следов на этой земле. Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

По сей день биографы так и не отыскали место погребения литератора. Известно, что мраморная стела на Казанском кладбище установлена вдовой автора романа «Прыжок в ничто». Муза Александра Романовича, обнаружив на участке могилу друга, почившего в один день с ее возлюбленным, поставила рядом с ней символический памятник, на котором изображены раскрытая книга и гусиное перо.


Беляева называли отечественным Жюлем Верном, но, несмотря на всю лестность такого сравнения, он был и остается писателем самобытным, оригинальным, по большому счету, ни на кого не похожим, за что на протяжении десятилетий по-прежнему любим многими поколениями читателей.

Библиография

  • 1913 - «Восхождение на Везувий»
  • 1926 - «Властелин мира»
  • 1926 - «Остров Погибших Кораблей»
  • 1926 – «Ни жизнь, ни смерть»
  • 1928 - «Человек-амфибия»
  • 1928 – «Вечный хлеб»
  • 1933 – «Прыжок в ничто»
  • 1934 – «Воздушный корабль»
  • 1937 – «Голова профессора Доуэля»
  • 1938 – «Рогатый мамонт»
  • 1939 – «Замок ведьм»
  • 1939 – «Под небом Арктики»
  • 1940 – «Человек, нашедший свое лицо»
  • 1941 – «Ариэль»
  • 1967 – «Все вижу, все слышу, все знаю»

Родился 4 марта (16 н.с.) в Смоленске в семье священника. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Впоследствии летал на аэропланах одной из первых конструкций, сам мастерил планеры.

В 1901 окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Любил живопись, музыку, театр, играл в любительских спектаклях, занимался фотографией, изучал и технику.

Поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать деньги на учебу, играл в цирковом оркестре, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой. В 1906, окончив лицей, вернулся в Смоленск, работал присяжным поверенным. Выступал в качестве музыкального критика, театрального рецензента в газете «Смоленский вестник».

Он не переставал мечтать о дальних странах и, накопив деньги, в 1913 путешествует по Италии, Франции, Швейцарии. Впечатления от этой поездки он сохранил на всю жизнь. Вернувшись в Смоленск, работал в «Смоленском вестнике», через год стал редактором этого издания. Тяжелая болезнь - костный туберкулез - на шесть лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает. Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, служит инспектором по делам несовершеннолетних. По совету врачей живет в Ялте, работает воспитателем в детском доме.

В 1923 переезжает в Москву, начинает серьезную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В 1920-е вышли такие известные произведения, как «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», «Над бездной», «Борьба в эфире». Пишет очерки о великих русских ученых - Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском.

В 1931 переезжает в Ленинград, продолжая много работать. Особенно интересовался проблемами освоения космоса и океанских глубин. В 1934, прочитав роман Беляева «Воздушный корабль», Циолковский написал: «... остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву».

В 1933 выходит книга «Прыжок в ничто», 1935 - «Вторая Луна». В 1930-е были написаны «Звезда КЭЦ», «Чудесное око», «Под небом Арктики».

Последние годы жизни провел под Ленинградом, в г. Пушкине. Войну встретил в больнице.

6 января 1942 Беляев умер от голода в оккупированном Пушкине.
Книги:

Без серии

Замок ведьм

(Героическое фэнтези)

Звезда КЭЦ

(Героическое фэнтези)

Перед вами однотомное издание самого полного в истории отечественной литературы собрания сочинений знаменитого фантаста - Александра Романовича Беляева(1884-1942).
Оговоримся, однако: полного все-таки условно. Цель издания - вернуть читателю в первую очередь все (насколько это будет возможно) художественные тексты писателя - вне зависимости от их литературного качества.
Произведения выстроены в условно хронологическом порядке. Сначала идут крупные произведения - романы и повести, затем все рассказы писателя, а также две пьесы, статьи и очерки. В заключение же читатель сможет узнать много интересного о трудной жизни и удивительном творчестве писателя из мемуарного очерка, написанного дочерью Александра Романовича - Светланой Александровной Беляевой.
* * *
А. Беляев - единственный писатель, у которого было претворено в жизнь такое количество фантазий. Вот для примера небольшая литературно-историческая справка, приведенная в сборнике «Замок ведьм» (изд-во «Пермская книга», 1992). Сначала идет название рассказа из сборника, затем научная идея, затем - осуществлена ли она.

«Ни жизнь, ни смерть»
Замораживание людей как последнее средство спасения от неизлечимой болезни - осуществлено.
Анабиоз живой рыбы для перевозки - осуществлено.
Авиэтка с автоматическим управлением - делаются экспериментальные экземпляры.
Замена ручного труда машинами - реализовано.
Пассажирские дирижабли - реализовано, но потом остановлено.

«Сезам, откройся»
Механический слуга - реализовано.
Телеуправление домашним хозяйством - реализовано.
Человекообразные роботы - созданы прототипы.

«Мистер Смех»
Технология получения музыки заданных эмоциональных свойств - ведутся опыты.
Механическое получение музыки - реализовано с помощью ЭВМ. Социология смеха - осуществлено.
Технология смеха - ведутся опыты.

«Нетленный Мир»
Экологическая катастрофа - осуществимо.
Дезинфекция короткими волнами - реализовано.

«ВЦБИД»
Искусственное дождевание - осуществлено.
Искусственное рассеивание туч и туманов - осуществлено.

«Шторм»
Использование энергии ветра - осуществлено.
Гидростанции на Волге, Ангаре и Енисее - реализовано.
Гидроаккумулятор - осуществлено.

«Земля горит»
Гидростанция на Волге как средство мелиорации засушливых земель - осуществлено.
Заводы по переработке сельхозсырья в колхозах - осуществлено, но не до конца.
Агрогорода - осуществимо.
Кабели электропередач - осуществимо, но распространения не получило.
Электротракторы - осуществлено.
Ионизация воздуха - осуществлено.
Биологическая борьба с вредителями - осуществлено. Добыча нефти со дна моря - реализовано.
Плавучие буровые - осуществлено.
Пенотушение пожара - осуществлено.
Москва-порт - осуществлено.

В девяти повестях и рассказах книги содержится приблизительно 52 научно-фантастические идеи. Из них к настоящему времени, хотя и не до стадии экспериментальных образцов, осуществлено 42 идеи. Отброшены или остаются фантастическими 10 идей.
Дочь писателя Светлана Александровна Беляева

(1884-1942) русский писатель-фантаст

Первые его научно-фантастические произведения появились почти одновременно с «Гиперболоидом инженера Гарина» (1925) А. Толстого. Публикацию последнего романа прервала война. За этот короткий промежуток времени Александр Беляев написал несколько десятков рассказов, повестей и романов. Он стал родоначальником советской научной фантастики. Беляев оказался первым в истории русской литературы XX века писателем, для которого фантастический жанр стал основным в творчестве. Он оставил след практически во всех его разновидностях и создал собственные вариации - цикл юморесок «Изобретения профессора Вагнера», войдя в историю мировой фантастики.

Хотя романами Беляева Александра Романовича зачитываются и в наши дни, все же пик их популярности приходится на то время, когда писатель был еще жив. Правда, тогда они выходили малыми тиражами, но каждый из них сразу и навсегда входил в большую литературу.

Александр Беляев родился в Смоленске в семье священника. Отец хотел, чтобы сын также стал священником, поэтому юношу отдали в духовную семинарию. Но уже через год он отказался от духовного образования и поступил в Демидовский лицей, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, и Александру пришлось искать средства на продолжение обучения. Он давал уроки, работал декоратором в театре, играл на скрипке в цирковом оркестре. На собственные средства молодой человек смог не только закончить лицей, но и получить музыкальное образование.

Закончив лицей, он начал работать помощником присяжного поверенного, выступал адвокатом в суде. Постепенно Беляев стал известным в городе адвокатом. В это же время он начал писать небольшие очерки для смоленских газет, рецензии на спектакли и книжные новинки.

В 1912 году Александр Романович Беляев совершил путешествие по Европе - посетил Италию, Швейцарию, Германию и Австрию. Возвратившись в Смоленск, он публикует первое литературное произведение - пьесу-сказку «Бабушка Мойра».

Казалось, что его жизнь складывается вполне благополучно. Но неожиданно он тяжело заболел плевритом, после которого у него началось осложнение - окостенение позвоночника. Болезнь осложнилась тем, что Беляева покинула молодая жена, отказавшаяся ухаживать за инвалидом. Врачи посоветовали ему сменить климат, и вместе с матерью он переехал в Ялту. Там до них дошло известие о революции.

После тяжелого многолетнего лечения наступило некоторое улучшение, и Беляев смог вернуться к активной деятельности, хотя до конца жизни так и не покинул инвалидной коляски. Он работал воспитателем в детском доме, фотографом в уголовном розыске, библиотекарем.

Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и в 1923 году Александр Беляев переехал в Москву. С помощью знакомых ему удалось устроиться на работу юрисконсультом в народном комиссариате почты и телеграфа. Как раз в это время в газете «Гудок» появился его первый фантастический роман «Голова профессора Доуэля». После этой публикации Беляев становится постоянным автором журналов «Всемирный следопыт» и «Вокруг света».

В Москве Александр Беляев прожил пять лет и за это время написал повести «Остров погибших кораблей» (1925), «Последний человек из Атлантиды» (1926) и роман «Человек-амфибия» (1927), а также сборник рассказов под названием «Борьба в эфире».

Все эти произведения были хорошо приняты критикой, и писатель оставляет работу юриста. С конца двадцатых годов он целиком посвящает себя литературе. В 1928 году Беляев переезжает в Ленинград, к родителям своей второй жены. Он поселяется в Пушкине, откуда посылает в Москву свои новые произведения - романы «Властелин мира», «Подводные земледельцы» (1928) и «Чудесный глаз» (1929).

Но ленинградский климат вызвал обострение болезни, и Александру Беляеву пришлось переехать в Киев. Мягкий украинский климат оказал благотворное влияние на здоровье писателя. Но он не смог печататься на Украине, поскольку не знал языка. Поэтому все написанное приходилось пересылать в московские и ленинградские издательства.

В Киеве Беляев провел два года и вернулся в Ленинград после того, как потерял свою шестилетнюю дочь, умершую от менингита. Он вновь поселяется в Пушкине, который не покидает до конца жизни. Несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, Александр Романович Беляев ни на один день не прерывает литературной работы. Его произведения постепенно обретают философичность, углубляются характеристики героев, усложняется композиция. Между тем растет известность писателя во всем мире. В Англии и США появляются первые переводы его произведений. А роман «Голова профессора Доуэля» получает высокую оценку Г. Уэллса. Английский писатель посетил Беляева в 1934 году и сказал, что завидует его популярности.

Подлинным шедевром Беляева становится роман «Ариэль» (1939), в котором рассказывается драматическая история летающего человека. Писатель работал над ним больше десяти лет. Роман выходил частями, и его окончательный вариант появился в самом начале Великой Отечественной войны.

Однако критика встречала последние романы Александра Беляева весьма холодно. Многим не нравилась слишком отчетливая связь его произведений с современностью. Он проявил себя не только как пацифист, но и как противник тоталитарного режима. Показателен в этом плане роман «Вечный хлеб» (1935), где поставлены сложные вопросы, связанные со стремлением человека самоутвердиться за счет несчастья других. Диктаторские настроения были чужды Беляеву.

В тридцатые годы в творчестве писателя появляется новая тема. Она связана с проблемой освоения космоса. Так, в романе «Прыжок в ничто» (1933) впервые было описано межпланетное путешествие - полет научной экспедиции на Венеру. Интересно, что консультантом романа был К. Циолковский, с которым Беляев переписывался на протяжении многих лет.

Под влиянием идей ученого писатель написал две повести - «Воздушный корабль» и «Звезда КЭЦ». В последнем произведении он отдал дань Циолковскому, назвав внеземную научную станцию его именем. Кроме того, Беляев рассказал о жизни и быте ученых, работавших во внеземных условиях. Практически писатель сумел предвидеть появление будущих межпланетных станций. Примечательно, что проблематика повести показалась редактору настолько нереальной, что он значительно сократил произведение. Лишь после смерти писателя повесть была напечатана в авторском варианте.

Незадолго до начала войны, Беляев перенес тяжелую операцию на позвоночнике, поэтому врачи запретили ему эвакуироваться. Город Пушкин был оккупирован немцами, и писатель в 1942 году умер от голода. Его жена и дочь были вывезены в Польшу и вернулись домой лишь после войны.

Но произведения Александра Романовича Беляева не были забыты. В конце 50-х годов начались съемки первого советского фантастического фильма - «Человек-амфибия». И снова зазвучали знакомые обвинения: считалось, что фантастика является чуждым жанром. Однако триумфальный показ картины по всей стране опроверг мнения критиков. А вскоре вышло и собрание сочинений писателя.

Александра Беляева называли «русским Жюль-Верном» за умение предугадывать многие события. В своих книгах Александр предсказал не только изобретение акваланга, орбитальную станцию, но и собственную кончину…

Амфибия и акваланг

Когда Александр Беляев наперекор воли своих родителей выбрал себе профессию адвоката, его защиты пришла искать женщина, которая назвала себя ясновидящей. «Я предупредила двух женщин о возможной скорой кончине их мужей», - рассказала она. «А теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти». Александр только усмехнулся: «Предскажите тогда и мне», - сказал писатель.

«Ваша жизнь будет тяжелой, но очень яркой. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее» - так говорила она. После этого Александр согласился взять дело женщины, на суде ее оправдали. Но предсказанное не заставило себя ждать. Беляев не был пророком, но умел замечать, до каких идей доросло современное общество, на грани каких новых открытий и достижений оно находится.

Одним из первых его романов предсказаний стал знаменитый «Человек-амфибия», где писатель предвидел изобретение искусственного легкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретенные в 1943 Жак-Ив Кусто. Кстати, сам роман был во многом биографичен.


Кадр из фильма «Человек-амфибия» (1961)

В детстве Александр увидел сон, в котором он вместе со своим братом Василием ползут по длинному темному туннелю. Где-то впереди брезжил свет, но брат уже не мог двигаться дальше. Превозмогая себя Александр смог выбраться, но уже без Василия. Вскоре, его брат утонул, катаясь на лодке.

В романе Беляев описывает, как Ихтиандр, выбираясь на бескрайние просторы океана, должен был проплыть через тоннель. Он плыл по нему, «преодолевая холодное встречное течение. Отталкивается от дна, всплывает наверх…Конец тоннеля близок. Теперь Ихтиандр вновь может предоставить себя течению, - оно вынесет его далеко в открытый океан».

Загрязнение атмосферы

Когда Александр Беляев был вынужден вследствие плохого здоровья отправиться на лечение в Крым, в поезде ему повстречались люди, которые пострадали в результате технологической аварии на предприятии Кузбасса. Так рождается идея «Продавца воздуха».

В своем произведении Беляев предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе, где окружающая среда будет настолько загрязнена газами, промышленными выбросами, что чистый воздух превратиться в товар, который будет доступен далеко не всем.


Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается. В этих условиях, государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

Орбитальная станция

«Звезда КЭЦ» была написана в 1936 году под влиянием переписки писателя с Константином Эдуардовичем Циолковским. Собственно говоря, КЭЦ – это и есть инициалы советского ученого. Весь роман построен на идеях Циолковского – возможность запуска орбитальной станции, выход людей в открытый космос, путешествие на луну.

После выхода книги , которую напечатал журнал «Вокруг света», Циолковский написал на нее восторженный отзыв. Два мечтателя намного обогнали свое время – ведь первая реальная орбитальная станция «Салют» появилась в космосе лишь в 1973 году.

Беспилотники

В книге «Властелин мира» (1926 год) Беляев «изобрел» аппарат для передачи мыслей на расстояние по принципу радиоволн, который позволял внушать постороннему человеку мысль на расстоянии – по сути своей, психотропное оружие. Кроме того, в своей книге он предсказал появление беспилотных самолетов, первые удачные испытания прошли в Великобритании только в 30-х годах XX века.

Пластика

В своем романе «Человек, потерявший лицо» (1929) автор представляет читателю на суд проблему изменения человеческого тела и связанные с этим последующие проблемы. Собственно говоря, роман предрекает современные успехи пластической хирургии, и неизменно следующие за этим этические проблемы.

Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации. Чем то напоминает судьбу короля поп музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

Тайна Бермудского треугольника

После триумфа романа «Голова профессора Доуэля» на одной из встреч журналисты засыпали писателя вопросами: «Кто обитает на дне океана? Есть ли жизнь на других планетах? Существуют ли на самом деле «летучие голландцы?» Не найдя для себя ответа на этот вопрос, Беляев углубляется в его изучение, начинает прикидывать…

Допустим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Находящееся по соседству Саргассово море с его множеством водорослей всегда затрудняло местное мореплавание, в его водах вполне могли скапливаться суда, оставленные здесь после кораблекрушений. Так зарождается сюжет романа «Остров погибших кораблей».


В своем новом произведении, Беляев стал первым, кто указал на загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника, об аномальности которого впервые публично заявил Associated Press, назвав этот район «морем дьявола».

Последнее предсказание

Наступает 1940 год. В стране у многих мрачные предчувствия – грядет страшная война. А у Беляева особые ощущения – старые болезни дают о себе знать, писатель предчувствует – эту войну он не переживет. И он вспоминает о детской мечте, пишет роман об Ариэле – человеке, умевшем летать. Он и сам бы хотел взлететь над суетой повседневности. «Ариэль», подобно «Человеку-амфибии» биографичен. Это произведение – предсказание собственной смерти. Он хотел улететь из этого мира подобно Ариэлю.


Так и получилось. Писатель умер в 1943 году от голода в блокадном Ленинграде. Писателя Беляева погребли в общей могиле вместе со многими другими. После этого жена и дочка Беляева оказались в плену у немцев, а потом в ссылке на Алтае.

По возвращении оттуда, они обнаружили очки писателя, к которым была прикреплена записка, обращенная жене Беляева:

«Не ищи моих следов на этой земле, – писал ее муж. – Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль»…

Александр Беляев

Alexander Belyaev

День рождения: 16.03 .1884 года. Место рождения: Смоленск , Россия
Дата смерти: 06.01 .1942 года(57 лет )
Место смерти: Пушкин , Россия
Гражданство: Россия

Биография

Александр Романович Беляев - Советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего. Среди известных работ: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов).

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию. В 1901 Александр окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на 6 лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву (1923), устроился на работу юрисконсультом. Там начинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в Московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 году А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света»

В 1934 году встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград.

В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света».

В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света».

Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Место его захоронения достоверно не известно. А памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Творчество

А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с дальнейшей порчей зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако, в попытках взлететь, он получил травму, которая повлияла на всю дальнейшую жизнь. Однажды упал с крыши сарая и значительно повредил спину. В середине 20-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы.

Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображен прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» - достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).

Его последний роман в 1941 г. - «Ариэль» - перекликается с известным романом А.Грина «Блистающий мир». Герои обоих романов наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля - достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего «земное притяжение».

Память

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР учреждена литературная премия имени Александра Беляева, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения.