Картина "Снегурочка", написанная Васнецовым в 1899 году для декораций при постановке одноименной пьесы Островского. Обращение Н.К. Рериха к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Образ Снегурочки у легенды русской живописи М. Врубеля.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

по истории искусств на тему:

"Постановка "Снегурочка" (В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха)"

Студентки ХО-42

Верещинской Екатерины

Список литературы

1. Образ Снегурочки у В. Васнецова

Васнецов Василий Михайлович (1848-1926)- великий русский художник, один из основателей русского модерна. Он основоположник особого « русского стиля » внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен.

Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Автор писал эту картину для декораций при постановке одноименной пьесы Островского, которая была написана по народным мотивам. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. По мотивам русской народной сказки, прекрасная юная девушка Снегурочка является холодным дитём Мороза и Весны. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть.

Чистейшее создание, соединившее в себе и земное и неземное, настолько очаровало душу художника, что стало реальным, воплотившись на полотне мастера. Глубоко проникшись образом Снегурочки, автор картины очень проникновенно изложил всю полноту своего понимания этого образа.

Картина написана в холодных тонах красок. Чистейший нетронутый снег, который занимает половину картины и представлен на ее первом плане, как бы отражает чистоту души девушки и холод ее сердца. Ее образ написан в движении, она вышла на поляну зимнего леса и оглядывается вокруг, как бы желая что-то распознать в открывшемся пейзаже. Она прекрасна! Ее чудесное личико излучает чистоту и нежность. Этот прекрасный образ юной девушки автор дополнил чудесной шубкой из дорого материала - парчи. А миленькая шапочка придает образу Снегурочки чистоту и женственность и нежность. Она словно чувствуя, что суждено не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками; и сама она, как елочка в пышной шубке, украшенной тончайшими узорами. И столько в ней естественного, застенчивого, что… поистине -- это образ России, жемчужины на земном пространстве

Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Картина подсвечена снизу снегом, будто все вокруг еще больше хочет подчеркнуть необыкновенную красоту юной девушки. Таинственность леса на втором плане, говорит о глубине русской души, которую невозможно постичь разумом. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. В образе Снегурочки, В. М. Васнецов воплотил свое понимание женской красоты, которое неразрывно с глубиной русской души и чистотой ее образа. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств.

2. Образ Снегурочки у М. Врубеля

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

3. Образ Снегурочки у Н. Рериха

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений

Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.

На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).

Сравнивая 3 образа 3 великих художников можно сказать, что образ Снегурочки останется вечной темой, над которой можно рассуждать смотреть с разных сторон. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. Она у него будто маленькая прекрасная девочка, которая прощается со своим домом и зная на перед, что случиться, наслаждается зимней красотой в последний раз. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением.

Что же у Врубеля? У Врубеля мы видим не менее красивую, уверенную, юную девушку, у которой широко раскрыты глаза и распущены волосы, а так же богатое зимнее убранство. Мы видим её в привычной среде- снежном лесе, но мы не знаем что случиться дальше. Врубель написал образ Снегурочки со своей жены, которая всегда вдохновляла его. Такое же темное холодное окружение способно передать образ дитя Мороза и Весны.

У Рериха можно так сказать совсем иная подача. Если в 2 предыдущих произведениях мы наблюдали в первую очередь морозную ночь, то у Николая Константиновича восход. Причем весенний восход. Когда всё только- только просыпается. Это самое начало весны. Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Тут же совсем другая история. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. В последующих спектаклях Рерих Так же уделял внимание одеянию нашей главной героини. Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности.

Мы увидели 3 разных образа. Каждый уникален, интересен и неповторим

Список литературы

Краснова Д. Образ Снегурочки в творчестве Н.К.Рериха. Часть первая/вторая/третья

Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. -- М.: Искусство, 1961 (1962). -- 460 с. -- (Русские художники).

Кириченко, Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII -- начала ХХ века. -- М.: Галарт, 1997. -- 431 с

Королёва, С. Михаил Александрович Врубель. -- М.: Комс. правда, 2010. -- 48 с. -- (Великие художники. Т. 33).

Бира Ш. Н. К. Рерих как великий монголист-художник // Дельфис. 2002. № 1(29)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Индия в жизни Н.К. Рериха. Проблема вытеснения культуры в современном обществе. Родство культуры России и Индии. Легенды о пещерах, хранящих сокровища, о целых подземных городах. Обращение художника к изобразительным приемам тибетской живописи.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Освещение северного периода жизни и творчества Рериха, во многом определившего судьбу художника и благодаря которому появились многие живописные и литературные шедевры. Изобразительные средства Н.К. Рериха, использовании им форм древней живописи.

    реферат , добавлен 25.11.2012

    Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности Михаила Александровича Врубеля – одного из выдающихся художников рубежа XIX-XX вв. Творческое наследие М.А.Врубеля в области художественной керамики. Краткий обзор основных работ М.А. Врубеля.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2015

    Жизнь и творческая деятельность Рериха. История, деятельность Русского музея. Выставки, посвящённые юбилеям Рериха с участием его работ. Исследование серии работ художника, обзор колористического строя его произведений. Отношения Рериха и мирискусстников.

    отчет по практике , добавлен 23.11.2011

    Биография и труды Н.К. Рериха. Идея творческого синтеза разных культур и культурных форм, взаимодополняющих друг друга. Противопоставление культуры и цивилизации. Знание внутренних источников совершенствования духа. Мир через культуру, пакт Рериха.

    реферат , добавлен 16.02.2013

    Зарождение стиля "Модерн". Отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Представители модернизма в европейской живописи. Творчество Михаила Александровича Врубеля. Анализ картины Михаила Врубеля "Демон сидящий" 1890 года.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Вехи биографии М. Врубеля, его жизнь и творчество. Демон - idea fix творчества художника. «Демон сидящий». «Демониана» Врубеля. Последние годы великого художника. Творчество М. Врубеля как уподобие взволнованной исповеди. Характеристика и критика.

    реферат , добавлен 08.12.2008

    Изучение творческой деятельности М.А. Врубеля - выдающегося русского художника рубежа XIX-XX вв., который прославил своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве.

    презентация , добавлен 14.10.2010

    История появления масляной живописи. Общие сведения о маслах, применяемых в живописи. Основные аспекты отражения былинного эпоса в изобразительном искусстве на примере творчества художников прошлых столетий: Васнецова, Билибина, Врубеля и Васильева.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Биография и творчество М. Врубеля и М. Лермонтова в контексте темы "Демона". Определение особенностей творческого метода. Сравнительный анализ произведений художников. Мир Врубеля. Врубель – последний автор иллюстраций к лермонтовскому "Демону".

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

Образ Снегурочки у Н. Рериха

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений

Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.

На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).

В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще...

Николай Рерих в Петербурге

Большую часть своей земной жизни Рерих прожил в Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.

24.07.2016

Описание картины Николая Рериха «Снегурочка»

Русский художник Николай Рерих известен не только написанием картин, ставших шедеврами изобразительного искусства, но и созданием интересных эскизов к театральным представлениям. Обычно такие представления завоевывали популярность не только в России, но и за рубежом.

В эту работу художник вкладывал много труда, каждый рисунок создавался с большой ответственностью и кропотливостью. Рерих был уверен, что зрители всегда изучают созданные им декорации. Их мнение было важно для него. В двадцатые годы прошлого столетия художнику предлагают поработать над эскизами для очередной постановки оперы Римского-Корсакова. «Снегурочка» в этот раз должна была предстать перед публикой в новом прочтении. От художника требовалось создать такие образы, в которых виднелось бы новаторское искусство. Было важно отметить, как другие страны и этносы влияли на Россию. Николай Рерих изобразил истинно русский персонаж, выделив яркие черты русского фольклора и традиций. Рериховская Снегурочка словно появилась из сказки, однако очень отличалась от классического образа, созданного русскими былинами. Многие находили в этом портрете мотивы древнерусской иконы. При создании эскиза художник потратил много времени на изучение и знакомство с различными произведениями фольклора, старорусских обрядов. Новая постановка оперы имела оглушительный успех. Наряд, в который одел Рерих Снегурочку, был отмечен модницами того времени, которые переняли для себя некоторые его детали. Художник сотворил новую эпоху, привнес совершенно уникальный стиль. Обилие замысловатых овалов и завитушек на платье девушки вырисовываются в причудливый орнамент, чем-то напоминающий герб Сибири. Этой работой Николай Рерих целиком отразил все идеи композитора Римского-Корсакова.

Сказку о Снегурочке в 1873 году написал Александр Николаевич Островский вслед за Александром Николаевичем Афанасьевым, который опубликовал исследование в труде Поэтические воззрения славян на природу (1867 год). Славяне, живущие в гармонии с природой, владели тайнами Ведической мудрости. Когда земля пробуждалась после зимних холодов, они встречали праздник Ярилы.

Афанасьев писал: « Поэтическое представление солнца огненным колесом вызвало обычай зажигать в известные годовые праздники колеса - обычай, доселе соблюдаемый между немецкими и славянскими племенами в начале весны на масленице или на Светлой неделе, когда возжжение колеса служит символом возрождения солнца после зимней его смерти.»
Снегурочка не просто девушка, которая приходит с поздравлениями на Новый год вместе с Дедом Морозом. Основные события в сказочной жизни Снегурочки происходят на Масленицу.

Согласно русскому народному фольклору, Снегурочка – это дочь Деда Мороза и Весны-Красны.
Сердце Снегурочки холодно, и она мечтает познать тепло Любви. Бог Солнца Ярило поклялся погубить девушку, как только сердце ее разгорится огнем любви. И сдержал свою клятву.
Снегурочка, полюбив, растаяла в теплых солнечных лучах, поднимаясь в небеса к Яриле-Солнцу.
Жизнь и любовь – это символы солнечного божества – Ярилы.
«Любовь, произведена жаркими лучами солнца, а утрата этого чувства -остуда, студёный, стужа, постылый - немилый.»

1890-е. Михаил Александрович Врубель. Снегурочка. Эскиз для костюма в опере Н. Римского-Корсакова Снегурочка. Бумага, акварель, мелки. Рязанский Художественный Музей, Рязань, Россия.

1899. Снегурочка. Виктор Михайлович Васнецов. Холст, Масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1921. Снегурочка и Лель. Николай Константинович Рерих. Картон, темпера. Музей Николая Рериха. Нью-Йорк.

1917г картина-эскиз к опере Н. А. Римского-Корсакова.

В 2006 г. Киновидеостудия "Анимос" представила новую трактовку образа Снегурочки, поставив мультфильм по пьесе А.Н. Островского. Режиссер Мария Муат.
Мультфильм 2006 года представляет собой максимально сжатое изложение классической пьесы Островского. Критик Екатерина Зуева пишет: «Куклы - ядреные, девственно сексуальные, а голоса на озвучке - молодые, ломающиеся. В свете грозного божества Ярилы, отвернувшегося от народа, который почти разучился любить согласно природным законам, что заразил разбойничьего вида Мизгиря, естественным образом гибнет хрупкая Снегурочка - наваждение.»

1952. Мультфильм по мотивам пьесы А. Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца.

Снегурочка и Мизгирь. Весенняя сказка, 1971

Снегурочка, Купава и Мизгирь. Весенняя сказка, 1971

Третья песня Леля. Опера "Снегурочка"Николай Римский – Корсаков Аранжировка - Михаил Савин.