Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действи­тельности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий - наи­более характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.

Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отста­ивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтиз­мом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.

В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г. де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К.Гамсун, А.Стриндберг, раннийТ.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).

В целом критический реализм на рубеже веков отличается от­крытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество - характер типизации. Глубокая внутренняя перестрой­ка реализма была связана с экспериментом, смелым опробовани­ем новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов - психологизм, со­циальный анализ, расширяется сфера реалистического отображе­ния, на новую художественную высоту поднимаются жанры но­веллы, романа, эпопеи.

Этот этап развития критического реализма выступает как пе­реходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.

НАТУРАЛИЗМ

Натурализм - одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европей­ских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.

Принципы натурализма. Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послу­жило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безлич­ного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фан­тастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть ис­кусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого на­правления обращаются к жизни низов общества, им присущ под­линный демократизм. Они расширяют область изображаемого В литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изоб­ражено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.

Натурализму свойственно позитивистское понимание досто­верности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда - изображение лишь «куска действительности», воспро­изведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изоб­ражения героической личности как «нетипичной» в натуралисти­ческом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анали­зом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свобо­ду воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писа­тель не стремится предсказать будущее.

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сбли­жался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным осво-ением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).

Тэн. Основоположником эстетики натурализма был француз­ский искусствовед Ипполит Тэн (1828- 1893). Он учился в Выс­шей нормальной школе (Париж). С 1864 г. Тэн - профессор эсте­тики в Школе изящных искусств, с 1878 г. - член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладыва­ются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История анг­лийской литературы» (1863-1865). Во «Введении» к этому изда­нию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую кра­еугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован ос­новной принцип натурализма: уподобление искусства науке.

Гонкуры. Братья Эдмон (1822- 1896) и Жюль (1830- 1870) де Гонкур - выдающиеся французские писатели, стоящие у исто­ков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их твор­чества - роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману - один из первых манифестов зарождающегося натура­лизма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» - новую разновидность психологизма: это своего рода «научное на­блюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутрен­ней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.

Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.

Школа Золя. В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются чер­ты натурализма и критического реализма, и этот синтез произво­дит на читателей сильное впечатление, благодаря которому нату­рализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает при­знание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «За­падня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, соста­вивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О. Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.). Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).

В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.). Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ста­вившиеся на сцене передового Свободного театра и на многихсценах мира, образовали в рамках движения европейских драма­тургов за «новую драму» особое направление.

В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсут­ствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение дета­лей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.

В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.

Натурализм в Германии. В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й. Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверж­дая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведе­нию того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом ис­кусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же де­тально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологи­ческие импульсы или болезненные отклонения психики, кото­рые им управляют.

Гауптман. Герхарт Гауптман (1862- 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась сканда­лом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изобра­жалась с такой степенью откровенности, выступая в самом не­приглядном свете.

Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря сва­лившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и абсолютной пустоте существования - скучающая от без­делья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной пад­черице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только стар­шее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проститут­кой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей). От младшей дочери, Елены, отказывается любя­щий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорчен­ная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кон­чает с собой.

Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоле­ние того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.

В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реали­стическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнеле», 1893; «Потонувший колокол», 1896). Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм.

СИМВОЛИЗМ

Символизм - направление в литературе рубежа XIX-XX вв. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоеми-рия, согласно которой весь окружающий мир - только тень, «сим­вол» мира идей, и постижение этого высшего мира возможно лини, через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Распространение этой концепции, опирающейся на тру ды А. Шопенгауэра и его последователей, связано с разочарова­нием в философии позитивизма.

Символизм явился реакцией на натурализм. Истоки символ из ма - в деятельности романтиков и парнасцев. Ш. Бодлер справед­ливо считается непосредственным предшественником символи­стов или даже основоположником символизма как направления.

Основы художественного метода символизма закладываются в 1860-х годах в «Песнях Мальдорора» (1868- 1869, полн. опубл. в 1890 г.) Лотреамона (настоящее имя - Изидор Дюкас, 1846-1870), ранних сборниках П. Верлена. Стихи символистов этого ив риода (Верлена, Рембо) носят бунтарский характер. В них выра­жены такие сильные стороны символизма, как обличение мещан ства, новаторские поиски в области многозначности слова, со­здание двупланового образа, суть которого заключалась в том, ЧТО за изображаемым просматривается нечто неизображаемое, фено мен превращается в символ чего-то иного». Здесь нет места харак­терному для более позднего этапа развития символизма отказу от социальных задач искусства, формализму, иррациональности, за­шифрованное™ формы.

В 1870-1880-е годы символизм сближается с декадансом, с его устремлением «от ценностей расцвета жизни - здоровья, силы, светлого разума, победоносной воли, мощной страсти... - к цеп ностям, вернее, минус-ценностям жизненного упадка, т.е. красо­те угасания, красоте, черпающей обаяние в баюкающей силе вя­лых ритмов, бледных образов, получувств, в очаровании, какимобладают для усталой души настроения покорности и забвения и все, что их навевает» (А.В.Луначарский). В этот период Рембо выступает со своей теорией «ясновидения», Малларме обращает­ся к экспериментам в области формы, в результате которых раз­рушается логика мысли и образа, Верлен занят изучением музы­кальных свойств различных звуковых сочетаний. Тяготение к де­кадансу способствует тому, что укрепляется репутация символис­тов как непризнанных, «проклятых» поэтов.

Вокруг Малларме и Верлена начинает складываться школа. С сим­волистскими произведениями выступают Жюль Лафорг (1860 - 1887), Гюстав Кан (1859-1936), Жильбер Самэн (1858-1900), Лоран Тайяд (1854- 1919), Франсис Вьеле-Гриффен (1864-1937), Стюарт Мерриль (1863 -1915) и другие «малые символисты». Не­которые поэты разрабатывают прозаические жанры (Анри де Ре-нье, 1864-1936; Пьер Луис, 1870-1925; Марсель Швоб, 1867 - 1905). Возникает символистская драма (Поль Клодель, 1868-1955; Эдуар Дюжарден, 1861 - 1950; Поль Фор, 1872-1960, и др.). Наи­более ярким явлением в этой области становится творчество бель­гийца М. Метерлинка.

Символизм оказал влияние на позднее творчество Ги де Мо­пассана, Э. Золя и других больших художников разных направле­ний. В свою очередь он испытывал воздействие многих эстетиче­ских систем рубежа веков. Декадентская доктрина символизма - явление кризисное. Но символистам свойственны и несомнен­ные достижения в их стремлении увидеть мир целостным, пе­редать сложность духовного мира человека. Значителен вклад символистов в поэтическое творчество, в реформу стиха (му­зыкальная композиция, многозначность слова и образа, вызы­вающая поток ассоциаций, утверждение верлибра - свободного стиха и т.д.).

НЕОРОМАНТИЗМ

Термин «неоромантизм» появился еще в конце XIX в. Неоро­мантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест про­тив дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайно­сти декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую лич­ность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии.

Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвер­дился, он приобретал специфические черты.Неоромантизм в Германии и Австрии. Для немецкого и австрий­ского неоромантизма, сложившегося под влиянием творчества Рихарда Вагнера (1813 - 1883), характерны такие черты, как «ма­териализация» мечты вплоть до создания «мира мечты», иногда противопоставленного обыденной действительности, иногда сли­того с ней; абстрагирование идеала от конкретного социального содержания, абсолютизация и противопоставление его матери­альному миру или попытка синтеза действительности и идеала при обязательном приоритете последнего; разработка образа че­ловека искусства как воплощения положительного идеала; проти­вопоставление образа художника обществу и обстоятельствам; от­сутствие ограничений в системе жанров (обращение к драме, ро­ману, новелле, сказке, различным жанрам поэзии и т.д.), поис­ки новых жанров (например, «музыкальная драма» Р.Вагнера); в области языка - стилизация как главный принцип организации языкового материала (неоромантический стиль как таковой не сло­жился во многом из-за господства принципа стилизации); соеди­нение, собственно, неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма.

У немецких и австрийских неоромантиков тема трагической судьбы художника, сталкивающегося с прозой жизненных обсто­ятельств, стала особенно популярной благодаря образу Лоэнгри-на в одноименной музыкальной драме Р. Вагнера. «Потомками» Лоэнгрина стали Тициан в драме Г. фон Гофмансталя «Смерть Ти­циана», Петер Майский в одноименной новелле Р.Хух, мастер Генрих в драме Г. Гауптмана «Потонувший колокол» и другие нео­романтические персонажи.

Неоромантизм в Бельгии. Ведущим бельгийским неороманти­кам свойственно изображение активной личности, создание ге­роического характера (Ариана в драме М. Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», Эреньен в драме Э.Верхарна «Зори»); показ вза­имоотношений героя и общества как сложных (отсутствие прямо­го противопоставления); оптимистическое мировосприятие; пе­ренесение обусловленности персонажей из внешнего мира во внут­ренний, в мир души («внутренний закон»); некоторая ограничен­ность в жанрах (основной жанр - драма); отказ от принципа «ис­торического колорита» как подменяющего принцип историзма, использование приемов условного (зачастую аллегорического) театра; отсутствие собственного неоромантического стиля, широ­кое обращение к трансформированному символистскому стилю.

Неоромантизм в Англии. Английский неоромантизм представ­ляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Неоромантизм некоторых произведе­ний О.Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализ­ма, Джозефа Конрада (наст, имя - Юзеф Теодор Коженёвский, 1857-1924) - от импрессионизма (например, роман «Тайфун», 1902). В творчестве Редьярда Киплинга (1865-1936) романтиче­ские рассказы (например, «Рикша-призрак», «Дети Зодиака») со­седствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «Заурядная женщина»), неоднозна­чен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Робер­та Луиса Стивенсона (1850-1894), Артура Конан Дойля (1859 - 1930), Гилберта Кита Честертона (1874- 1936) и др. Эстетическая и эмоциональная критика тех или иных сторон общественной жиз­ни, как правило, трансформируется в критику обыденного, не­романтического сознания отдельного человека; обыденность или экзотичность окружающего мира зависит не от имманентно при­сущих ему качеств, а от миросозерцания индивида (в том числе самого автора). Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности обычно заменяется образом «неза­метного героя» (Шерлок Холмс и доктор Ватсон Дойля, патер Браун Честертона), ребенка (Маугли Киплинга), молодого чело­века (герои романов Стивенсона «Остров сокровищ» 1883; «По­хищенный» 1886; «Катриона» 1893). Для английского неороман­тизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), кото­рые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее рас­крыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются кон­кретного социального содержания (в их качестве выступают, на­пример, природные стихии). Сюжет большинства неоромантиче­ских произведений выстраивается как напряженная интрига. Ос­новные жанры, разрабатываемые английскими неоромантика­ми, - приключенческие романы, повести, рассказы.

Неоромантизм во Франции. Стремление французских неороман­тиков к созданию особого поэтического мира объясняет, почему они так часто обращаются к жанру «поэтической драмы». Драма в стихах выступает наиболее адекватной формой выражения услов­но-поэтического восприятия действительности, свойственного им. Выстраивание особого поэтического мира позволяет удовлетво­риться иллюзией в исследовании мира реального. «Воинствующая иллюзия» становится отправной точкой для формирования нео­романтического взгляда на мир. Создание поэтического мира во многих случаях оказывается не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантиче­ского героя. Проблема героизма и героической личности - глав­ная проблема французского неоромантизма.

Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкрет­ных героических поступках. Такое понимание героизма ярко вы­ражено в новелле Ж. Ришена «Дон Хозе Храбрый», включенной в его сборник «Испанские рассказы». Дон Хозе совершает все-свои героические поступки во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен. Новелла заканчивается программной для ряда неоромантиков фразой: «Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот». Эта концепция в значительной степени опреде­лила типы характеров в ранних (неоромантических по существу) драмах Р. Роллана «Людовик Святой» и «Аэрт», в которых можно найти ряд общих типологических черт с «Принцессой Грезой» и «Орленком» Ростана. Однако уже в этих ранних произведениях Р. Роллан ставит проблемы, не свойственные французским нео­романтикам. Его идеал - личность, опирающаяся на народ.

В целом французский неоромантизм - это весьма аморфное явление. Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвер­гая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Осла­бевает острота критического отношения к действительности, свой­ственная В.Гюго; неоромантики в своем большинстве стоят на официальных или умеренно-либеральных позициях, их творче­ство, как правило, не противоречит правительственному курсу.

Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм. При­сущий романтизму начала XIX в. пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX в. вырисовывается общий характер французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигу­манного общественного строя, упадочной позитивистской фило­софии, натурализма и декадентской литературы.

Ростан. Неоромантизм получил наиболее полное выражение в творчестве Эдмона Ростана (1869-1918), автора знаменитой ге­роической комедии «Сирано де Бержерак» (1897). Другие его про­изведения - комедия «Романтики» (1891), драмы «Принцесса Гре­за» (1895), «Самаритянка» (1897), «Орленок» (1900), «Шантек­лер» (1910).

«Сирано де Бержерак». В пьесе излагается неороманти­ческая концепция героизма как внутренней способности челове­ка преодолевать силу обстоятельств. Первоначальный замысел ко­медии не был связан с фигурой французского писателя и мысли­теля XVII в. Сирано де Бержерака. Однако исторический Сирано оказался во многом близким тому типу человека, которого хотел изобразить Ростан. То, что в эпохе абсолютизма нашелся герой, . которого искал писатель, закономерно. Эта эпоха не могла не по­родить такой тип личности, как Сирано, тип человека, бросаю­щего вызов всем законам общества, всякой регламентации, по­давляющей и уничтожающей индивидуальность.

В комедии человек предстает как слияние, синтез противопо­ложных начал. Главным способом типизации становится соедине­ние и гиперболизация полярных свойств личности. Так, Кристиан прекрасен лицом, но глуп; в Роксане непомерно развит ум, носпит чувство и т. д. Тот же принцип положен в основу образа Си­рано: он поэт и воин, его веселость доходит до шутовства, но он бывает и сентиментальным, он герой, но робок в любви. Его сло­ва возвышенны и прекрасны, но лицо некрасиво и смешно. Проти­воречивые качества Сирано взаимообогащают друг друга и создают необыкновенную при таких противоречиях цельность характера.

Однако не только личные качества Сирано определяют свое­образие этого образа. Он слит с ростановским миром, не может существовать вне его. Свободолюбие Сирано воплощается в ло­зунге «Быть самим собой». Но в комедии никто не является самим собой, что оказывается, по мнению Ростана, следствием тлет­ворного влияния общества на личность. Не избегает такого воз­действия и Сирано. Гениальный человек отказывается от своей личности в угоду вкусам и идеалам общества и обретает счастье, лишь снова став самим собой. Именно так следует понимать за­ключение договора с Кристианом, которого Роксана любит за кра­соту. Союз красавца Кристиана и прекрасного внутренне Сирано, воплотив в действительности идеал Роксаны, стал торжеством гармонии. Однако такое воплощение идеала искусственно, оно неизбежно должно принести несчастье всем троим. Лишь в конце пьесы возникает новая гармония. Для этого Роксана должна была переродиться, отбросить свой прежний безжизненный идеал и научиться видеть в жизни истинно прекрасное даже под безобраз­ной оболочкой. Видеть в действительности идеал - вот основная мысль пьесы.

Неоромантизм в других странах. Неоромантическое движение охватывает и другие страны Европы. Некоторые произведения великих норвежцев Г.Ибсена (позднее творчество) и К.Гамсу-на, творчество итальянских (А. Фогаццаро, С.Бенелли, Д. Паско-ли), польских (С. Выспяньский, С.Пшибышевский), чешских (Я.Врхлицкий, И.Махар), венгерских (Е. Комьяти, Ф.Мольнар) писателей тесно связаны с неоромантическими тенденциями. Не­сколько позднее неоромантизм занимает заметное место и в лите­ратуре США.

ЭСТЕТИЗМ

Эстетизм - течение в эстетической мысли и искусстве, за­родившееся в 1870-е годы, окончательно сформировавшееся в 1880-1890-е годы и утратившее свои позиции в начале XX в., когда оно слилось с различными формами модернизма. Ярче всего эстетизм сказался в Англии, его крупнейшими представителями были У. Пейтер и О. Уайльд. Поэтому обычно эстетизм рассматри­вают как явление английской культуры. Только в самое последнее время стала высказываться мысль, что эстетизм - явление между-народное. Так, можно отнести к эстетизму творчество французских писателей А.деРенье, Ш. М.Ж. Гюисманса, П. Валери, ранние про­изведения М.Пруста, А.Жида и т.д.; можно найти родственные английскому эстетизму явления в немецкой, австрийской, италь­янской, американской и других национальных литературах.

Пейтер. Первым принципы эстетизма изложил Уолтер Пейтер (1839-1894), английский писатель, эстетик. Он родился в семье голландского врача. Пейтер окончил Оксфордский университет, где позднее читал лекции. Он был учеником крупнейшего анг­лийского эстетика XIX в. Джона Рёскина (1819 - 1900). Но, в про­тивоположность своему учителю, считавшему, что «искусство стра­ны есть указатель ее социальных и политических добродетелей» («Лекции об искусстве», 1870, опубл. 1887), Пейтер придержи­вался концепции «искусства для искусства».

Эстетическая теория Пейтера, основанная на субъективизме оценок и противопоставлении этики и эстетики, была изложена в «Очерках по истории Ренессанса» (1873), его главном труде. В предисловии к этой книге он писал: «...Красота, как почти весь человеческий чувственный опыт, есть нечто относительное; по­этому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактнее». По Пейтеру, искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали. Прекрасное субъективно, считает он, поэтому задача критика - лишь выразить свои личные пережива­ния от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение в «Очерках» впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой Пейтер видит «животность Греции, сладостра­стие Рима, мистицизм Средневековья с его церковным честолю­бием и романтической любовью, возвращение языческого мира, грехи Борджиа».

Преемниками Пейтера явились деятели искусства, объединив­шиеся вокруг декадентских журналов «Желтая книга» и «Савой», которые стали выходить в свет в 1894 и 1895 гг. Это были теоретик символизма и поэт Артур Саймонз (1865- 1945), художник и пи­сатель Обри Бердсли (1872-1898) и др. Влияние эстетизма Пей­тера испытали ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йитс, англо-американский писатель Генри Джеймс и др. Вождем эсте­тизма после Пейтера становится Оскар Уайльд.

Дадаизм

Одно из ранних проявлений авангардизма в европейской лите­ратуре - дадаизм (от фр. dada - деревянная лошадка, как ее на­зывают маленькие дети, в переносном смысле - бессвязный детский лепет). Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г., в разгар Первой мировой войны, и был своеобразным анархистским про­тестом. В иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, эпа­таже парадоксами, бессмысленными, случайными сочетаниями звуков, слов, предметов, линий можно усмотреть ироническое, пародийное отражение бессмысленности жизни, открывшейся в огне мировой войны.

Дадаисты впервые собрались 8 февраля 1916 г. в Цюрихе, в кабаре «Вольтер», открытом немецким писателем Гуго Баллем (1886-1927). Здесь звучала музыка Шёнберга, читались стихи Апол­линера, Рембо, драма Альфреда Жарри «Король Юбю» (1896). Основоположником литературы дадаизма стал румын по проис­хождению Тристан Тцара (или Тзара, псевдоним Сами Розеншто-ка, 1896- 1963). В наиболее известном его сборнике - «Двадцать пять стихотворений» (1918) есть стихотворение «Белый павлин, прокаженный пейзажем», в котором поэт, бросая вызов читате­лю, наглядно демонстрирует переход от связной речи к бессвяз­ной. Он сознательно разрушает «язык как средство, цементиро­вавшее общественный строй», стремится к «полному раздробле­нию языка»:

Здесь читатель начинает кричать, Начинает кричать, начинает кричать; в крике появляются флейты, расцвечивающиеся кораллами. Читатель хочет умереть, может быть, танцевать, а начинает кричать,

Он - замызганный худосочный идиот, он не понимает Моих стихов и кричит. Он крив.

В душе его зигзаги и много ррррр

Нбаз, баз, глянь на подводную тиару, расстилающуюся золотыми водорослями. Оозондрак трак

Нфунда нбабаба пфунда тата нбабаба.

(Перевод Н. Балашова)

Дадаизм привлек внимание многих авангардистов, его поддер­жали Аполлинер, Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Поль Элюар, Блез Сандрар, художники Пабло Пикассо, Амедео Мо­дильяни, Василий Кандинский. После эпатирующих манифеста­ций в Париже в 1920-1921 гг. дадаизм довольно быстро сходит на нет. Бретон, Супо, Арагон, Элюар становятся видными фигурамисюрреализма, в то время как немецкие дадаисты вливаются в ряды экспрессионистов.

Экспрессионизм

Это модернистское направление наиболее характерно для не­мецкой литературы, хотя его влияние ощутимо и в литературах скандинавских стран, Бельгии, Венгрии и т.д. В Германии экс­прессионизм возник около 1905 г. и активно развивался до конца 1920-х годов. Термин (от фр. expression - выражение) был введен в 1911г. основателем экспрессионистского журнала «Штурм» X. Валь-деном. В противовес импрессионизму с его ориентацией на пер­вичные чувства, ощущения, экспрессионисты настаивали на прин­ципе всеохватывающей субъективной интерпретации действитель­ности.

Основные положения экспрессионизма. Экспрессионисты вы­ступили против негативных сторон жизненного уклада, отмечен­ного порабощением личности, машинизацией, отчуждением. Пер­вый лозунг экспрессионизма: действительность в существующих формах должна быть отвергнута. Чтобы изменить действительность, искусство должно по-новому истолковать ее (принцип «активиза­ции искусства»). Особую роль при этом может сыграть поэзия и драматургия. Так, герой драмы Рейнхардта Зорге «Нищий» (1912) рассматривает театр как трибуну. Вместо лозунга коммерческого искусства «Искусство как объект прибыли» появляется лозунг «Искусство как выражение определенной тенденции».


Похожая информация.


Долгое время в литературоведении господствовало утверждение, что в конце XIX столетия русский реализм переживал глубокий кризис, период упадка, под знаком которого развивалась реалистическая литература начала нового века вплоть до возникновения нового творческого метода — социалистического реализма.

Однако состояние самой литературы противится данному утверждению. Кризис буржуазной культуры, резко проявившийся в конце века в мировом масштабе, нельзя механически отождествлять с развитием искусства и литературы.

Русская культура этого времени имела свои негативные стороны, но они не были всеобъемлющими. Отечественная литература, всегда связанная в своих вершинных явлениях с прогрессивной общественной мыслью, не изменила этому и в 1890—1900-е гг., ознаменованные взлетом социального протеста.

Рост рабочего движения, показавшего появление революционного пролетариата, возникновение социал-демократической партии, крестьянские волнения, всероссийский размах студенческих выступлений, участившиеся выражения протеста прогрессивной интеллигенции, одним из которых была демонстрация у Казанского собора в Петербурге в 1901 г., — все это говорило о решительном переломе общественных настроений во всех слоях русского общества.

Возникла новая революционная ситуация. Пассивность и пессимизм 80-х гг. были преодолены. Все были охвачены ожиданием решительных перемен.

Говорить о кризисе реализма в пору расцвета чеховского дарования, появления талантливой плеяды молодых писателей-демократов (М. Горького, В. Вересаева, И. Бунина, А. Куприна, А. Серафимовича и др.), в пору выступления Льва Толстого с романом «Воскресение» — невозможно. В 1890—1900-е гг. литература переживала не кризис, а период интенсивных творческих поисков.

Реализм видоизменялся (менялась проблематика литературы и ее художественные принципы), но не терял своей силы и своей значимости. Не иссяк и его критический пафос, достигший в «Воскресении» своей предельной мощи. Толстой дал в своем романе всесторонний анализ русской жизни, ее общественных институтов, ее морали, ее «добродетели» и всюду обнаружил социальную несправедливость, лицемерие и ложь.

Г. А. Бялый справедливо писал: «Обличающая сила русского критического реализма в конце XIX века, в годы непосредственной подготовки первой революции, достигла такой степени, что не только крупные события в жизни людей, но и мельчайшие бытовые факты стали выступать как симптомы совершенного неблагополучия общественных порядков».

Не успела еще «уложиться» жизнь после реформы 1861 г., а уже становилось ясно, что капитализму в лице пролетариата начинает противостоять сильный противник и что социальные и экономические противоречия в развитии страны все более усложняются. Россия стояла на пороге новых сложных перемен и потрясений.

Новые герои, показ того, как рушится старое мировоззрение, как происходит ломка устоявшихся традиций, основ семьи, взаимоотношений отцов и детей — все это говорило о коренном изменении проблемы «человек и среда». Герой начинает противостоять ей, и это явление уже не единично. Тот, кто не замечал этих явлений, кто не преодолел позитивистской детерминированности своих персонажей, терял внимание читателей.

Русская литература отобразила и острое недовольство жизнью, и надежду на ее преобразование, и волевое напряжение, зреющее в народных массах. Юный М. Волошин писал матери 16 (29) мая 1901 г., что будущий историк русской революции «будет отыскивать ее причины, симптомы и веянья и в Толстом, и в Горьком, и в пьесах Чехова, как историки французской революции видят их в Руссо и Вольтере, и Бомарше».

На первый план в реалистической литературе начала века выдвигается просыпающееся гражданское сознание людей, жажда активности, социального и морального обновления общества. В. И. Ленин писал, что в 70-е гг. «масса еще спала. Только в начале 90-х годов началось ее пробуждение, и вместе с тем начался новый и более славный период в истории всей русской демократии».

Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию. Примечательно суждение А. С. Суворина, который, не являясь сторонником прогрессивных взглядов, тем не менее с большим интересом следил за творчеством Горького 90-х гг.: «Бывало прочтешь вещь Горького и чувствуешь, что тебя поднимает со стула, что прежняя дремотность невозможна, что что-то нужно делать! И это нужно делать в его сочинениях — было нужно».

Менялась ощутимо тональность литературы. Широко известны слова Горького о том, что настала пора героического. Сам он выступает как революционный романтик, как певец героического начала в жизни. Ощущение нового тонуса жизни было свойственно и другим современникам. Можно привести немало свидетельств тому, что читатели ждали от писателей призыва к бодрости и борьбе, а издатели, уловившие эти настроения, хотели содействовать появлению таких призывов.

Вот одно из таких свидетельств. Начинающий писатель Н. М. Катаев сообщает 8 февраля 1904 г. товарищу Горького по издательству «Знание» К. П. Пятницкому, что издатель Орехов отказался опубликовать том его пьес и рассказов: издатель ставит своей задачей печатать книжки «героического содержания», а в произведениях Катаева нет даже «бодрого тона».

Русская литература отразила начавшийся в 90-е гг. процесс распрямления угнетенной ранее личности, обнаруживая его и в пробуждении сознания рабочих, и в стихийном протесте против старого миропорядка, и в анархическом неприятии действительности, как у горьковских босяков.

Процесс распрямления был сложным и охватывал не только «низы» общества. Литература многообразно освещала это явление, показывая, какие неожиданные формы порою оно принимает. В этом плане недостаточно понятым оказался Чехов, стремившийся показать, с каким трудом — «по капле» — преодолевает человек раба в себе.

Обычно сцена возвращения Лопахина с торгов с известием, что вишневый сад теперь принадлежит ему, трактовалась в духе упоения новоявленного хозяина своей материальной силой. Но у Чехова за этим стоит и другое.

Лопахин покупает имение, где господа драли его бесправных родичей, где сам он провел безрадостное детство, где до сих пор раболепно служит его родственник Фирс. Лопахин упоен, но не столько своей выгодной покупкой, сколько сознанием, что он, потомок крепостных, бывший босоногий мальчишка, становится выше тех, кто претендовал ранее на полное обезличивание своих «рабов». Лопахин упоен сознанием своей уравненности с барами, что отделяет его поколение от первых скупщиков лесов и имений разорявшегося дворянства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Хотя является общепризнанным, что искусство XX века – это искусство модернизма, но значительную роль в литературной жизни прошлого века имеет реалистическое направление, которое с одной стороны представляет реалистический тип творчества. С другой – соприкасается с тем новым направлением, которое получило весьма условное понятие «социалистического реализма», - более точно литература революционной и социалистической идеологии.

Реализм XX века напрямую связан с реализмом предшествующего столетия. И как сложился этот художественный метод в середине XIX века, получив правомерное наименование «классического реализма» и пережив разного рода видоизменения в литературном творчестве последней трети XIX века, испытал на себе воздействие таких нереалистических направлений, как натурализм, эстетизм, импрессионизм.

Реализм XX века складывается в свою определенную историю и имеет судьбу. Если охватывать совокупно XX век, то реалистическое творчество явило себя в разноприродности, многосоставности в первой половине XX века. В эту пору очевидно, что реализм изменяется под влиянием модернизма и массовой литературы. Он соединяется с этими художественными явлениями, как с литературой революционно-социалистической. Во 2-й половине происходит растворение реализма, утратившего свои четкие эстетические принципы и поэтику творчества в модернизме и постмодернизме.

Реализм XX века продолжает традиции классического реализма на разных уровнях – от эстетических принципов до приемов поэтики, традиции которого были присущи реализму XX века. Реализм прошлого столетия приобретает новые свойства, отличающие его от этого типа творчества предшествующего времени.

Для реализма XX века характерно обращение к социальным явлениям действительности и социальной мотивированности человеческого характера, психологии личности, судьбы искусства. Как очевидно и обращение к социальным злободневным проблемам эпохи, которые не отделены от проблем общества и политики.

Реалистическое искусство XX века, как и классический реализм Бальзака, Стендаля, Флобера, отличается высокой степенью обобщенности, типизации явлений. Реалистическое искусство пытается показать характерное и закономерное в их причинно-следственной обусловленности и детерминизма. Поэтому для реализма характерно разное творческое воплощение принципа изображения типичного характера в типических обстоятельствах, в реализме XX века, который живо интересуется отдельной человеческой личностью. Характер как живой человек, - и в этом характере общечеловеческое и типичное имеет индивидуальное преломление, или же соединяется с индивидуальными свойствами личности. Наряду с этими с этими особенностями классического реализма очевидны и новые особенности.


В первую очередь, это те особенности, которые проявили себя в реалистическом уже в конце XIX века. Литературное творчество в эту эпоху обретает характер философско-интеллектуального, когда философские идеи лежали в основе моделирования художественной реальности. Одновременно проявление этого философского начала неотделимо от разнообразных свойств интеллектуального. От авторской установки на интеллектуально-активное восприятие произведения в процессе чтения, затем восприятие эмоциональное. Складывается в своих определенных свойствах интеллектуальный роман, интеллектуальная драма. Классический образец интеллектуального реалистического романа дает Томас Манн («Волшебная гора», «Признание авантюриста Феликса Круля»). Ощутимо это и в драматургии Бертольта Брехта.

Вторая особенность реализма в XX веке – усиление и углубление драматического, в больше мере трагического начала. Очевидно это в творчестве Ф.С.Фицжеральда («Ночь нежна», «Великий Гетсби»).

Как известно, искусство XX века живет своим особенным интересом не просто к человеку, а к его внутреннему миру. Исследование этого мира связано со стремлением писателей констатировать, изобразить моменты бессознательные и подсознательные. С этой целью многие писатели используют прием – поток сознания. Это можно проследить в новелле Анны Зегерс «Прогулка мертвых девушек», произведении В.Кеппена «Смерть в Риме», драматических произведении Ю.О’Нила «Любовь под вязами» (влияние Эдипова комплекса).

Еще одна особенность реализма XX века – активное использование условных художественных форм. В особенности в реалистической прозе второй половины XX века художественная условность чрезвычайно распространена и многообразна (например, Ю. Брезан «Крабат, или Преображение мира»).

Литература революционной и социалистической идеологии. Анри Барбюс и его роман «Огонь»

Реалистическое направление в литературе XX века тесно связано с еще одним направлением – соцреализм или, более точно, литература революционной и социалистической идеологии. В литературе данного направления первым является критерий идейно-идеологический (идеи коммунизма, социализма). На втором плане в литературе этого уровня находится эстетический и художественный. Этот принцип – правдивое изображение жизни под воздействием определенной идейной и идеологической авторской установки. Литература революционной и социалистической идеологии в своих истоках связана с литературой революционно-социалистической и пролетарского рубежа XIX-XX веков, но давление классовых взглядов, заидеологизированность в соцреализме больше ощутимы.

Литература этого рода часто выступает в единении с реализмом (изображение правдивого, типичного человеческого характера в типичных обстоятельствах). Это направление получило направление вплоть до 70-х гг XX века в странах соцлагеря (Польша, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Германия), но также и в творчестве писателей капиталистических стран (панорамно-эпический вариант произведения Димитра Димова «Табак»). В произведении соцреализма заметна поляризация двух миров – буржуазного и социалистического. Это же заметно и в системе образов. Показательно в этом плане творчество писателя Эрвина Штритматтера (ГДР), который под воздействием соцреалистического творчества Шолохова («Поднятая целина») создал произведение «Оле Бинкоп». В этом романе, как и у Шолохова, показана современная автору деревня, в изображении которой автор стремился выявить, не без драматизма и трагизма, утверждение новых, революционно-социалистических основ существования, как и Шолохов, признавая значимость прежде всего идеологического принципа, стремился изобразить жизнь в ее революционном развитии.

В первой половине XX века соцреализм получает широкое распространение во многих странах «капиталистического мира» - во Франции, Великобритании, США. К произведениям этой литературы принадлежат «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида, А.Жид «возращение в СССР» и др.

Подобно тому, как в Советской России основоположником соцреализма считался Максим Горький, на Западе признается Анри Барбюс (годы жизни: 1873-1935). Этот писатель, весьма противоречивый, вошел в литературу как поэт, ощутивший воздействие символистской лирики («Плакальщицы»). Писателем, перед которым Барбюс преклонялся, был Эмиль Золя, которому Барбюс в конце своей жизни посвятил книгу «Золя» (1933 г.), которая рассматривается исследователями как образец марксистского литературоведения. На рубеже веков на писателя значительное влияние оказало Дело Дрейфуса. Под его воздействием Барбюс утверждает в своем творчестве общечеловеческий гуманизм, в котором действуют добро, благоразумие, сердечная отзывчивость, чувство справедливости, способность прийти на помощь другому, погибающему в этом мире человеку. Эта позиция запечатлена в сборнике рассказов 1914 года «Мы».

В литературе революционной и социалистической идеологии Анри Барбюс известен как автор романов «Огонь», «Ясность», сборника повестей 1928 года «Правдивые повести», эссеистической книги «Иисус» (1927 г.). В последнем произведении образ Христа трактуется писателем как образ первого в мире революционера, в той идейно-идеологической определенности, в какой слово «революционер» использовалось в 20-30-е гг прошедшего столетия.

Образцом произведения социалистического реализма в его единстве с реализмом можно назвать роман Барбюса «Огонь». «Огонь» - это первое произведение о I мировой войне, в котором открылось новое качество разговора об этой человеческой трагедии. Роман, который появился в 1916 году, во многом определил направления развития литературы о I мировой войне. Ужасы войны описаны в романе с колоссальным количеством подробностей, его произведение пробивало залакированную цензурой картину войны. Война это не атака, похожая на парад, это сверхчудовишная усталость, вода по пояс, грязь. Он написан под непосредственным влиянием впечатлений, которые писатель вынес, лично пребывая на фронте накануне войны, а также в первые месяцы после ее начала. 40-летний Анри Барбюс добровольцем отправился на фронт, участь солдата он познал как рядовой. Он полагал, что от гибели его спасло ранение (1915 г.), после которого Барбюс долгие месяцы провел в госпитале, где в целом осмыслил войну в разных ее проявлениях, конкретике событий и фактов.

Одна из важнейших творческих установок, которую поставил перед собой Барбюс при создании романа «Огонь» связана со стремлением писателя со всей очевидностью и беспощадностью показать, что собой являет война. Барбюс не строит своего произведения согласно традиции, выделяя определенные сюжетные линии, а пишет о жизни простых солдат, время от времени выхватывая и давая крупным планом некоторых персонажей из солдатской массы. То это батрак Ля Мус, то возчик Паради. Этот принцип организации романа без выделения организующего сюжетного начала отмечен в подзаголовке романа «Дневник одного взвода». В форме дневниковой записи некоего повествователя, которому близок автор, выстраивается этот рассказ как череда дневниковых фрагментов. Эта форма нетрадиционного романного композиционного решения вписывается в число разнообразных художественных исканий, ориентиров литературы XX века. Одновременно, эти дневниковые записи представляют собой картины достоверные, так как художественно-достоверно воспринимается запечатленное на страницах этого дневника первого взвода. Анри Барбюс целенаправленно в своем романе изображает простой быт солдат с непогодью, голодом, смертями, болезнями и редкими проблесками отдохновения. Это обращение к быту связано с убежденностью Барбюса, о чем говорит в одной из записей его повествователь: «война – это не развевающиеся знамена, не призывный голос рожка на заре, это не героизм, не отвага подвигов, а истязающие человека болезни, голод, вши и смерть».

Барбюс обращается здесь к натуралистической поэтике, давая отталкивающие образы, описывая трупы солдат, которые плывут в потоке воды среди погибших товарищей, не имея возможности выбраться из окопа во время многонедельного ливня. Натуралистическая поэтика ощутима и в обращении писателя к особого рода натуралистическим сравнениям: об одном солдате, вылезающем из землянки, Барбюс пишет как о медведе, пятящемся назад, о другом, почесывающем шевелюру и страдающем от вшей, как об обезьяне. Благодаря второй части сравнения человек уподобляется животному, но натуралистическая поэтика Барбюса здесь не самоцельна. Благодаря этим приемам писатель может показать, что представляет собой война, вызвать отвращение, неприязнь. Гуманистическое начало прозы Барбюса проявляется в том, что он даже в этих обреченных на смерть и несчастье людях показывает способность проявлять человечность.

Вторая линия творческого замысла связана у Барбюса со стремлением показать рост сознательности простой солдатской массы. Чтобы проследить состояние сознания солдатской массы, писатель обращается к приему неперсонифицированного диалога, причем в структуре произведения диалог занимает столь значительное место, как и изображение событий жизни персонажей в действительности, и как описания. Особенность этого приема заключается в том, что при фиксации реплики действующего лица, сопровождающие эти реплики слова автора не указывают точно, кому лично, индивидуально, принадлежит высказывание (повествователь говорит «кто-то сказал», «послышался чей-то голос», «выкрикнул один из солдат» и др.).

Барбюс прослеживает, как постепенно формируется новое сознание простых солдат, которых до состояния отчаяния довела война с голодом, болезнями, смертями. Солдаты Барбюса осознают, что Боши, как они называют немцев-врагов, - такие же простые солдаты, такие же несчастные, как и они, французы. Некоторые осознавшие это заявляют об этом открыто, в своих отмеченных возбуждением высказываниях заявляют, что война противостоит жизни. Одни заявляют, что люди рождены для того, чтобы в этой жизни быть мужьями, отцами, детьми, но не ради смерти. Постепенно возникает часто повторяющаяся мысль, высказываемая разными персонажами из солдатской массы: после этой войны не должно быть никаких войн.

Солдаты Барбюса осознали, что эта война ведется не в их человеческих интересах, не в интересах страны и народа. Солдаты в своем понимании этого продолжающегося кровопролития выделяют две причины: война ведется исключительно в интересах избранной «сволочной касты», которым война помогает набить золотом мешки. Война – в карьеристских интересах других представителей этой «сволочной касты» с золочеными погонами, которым война дает возможность подняться на новую ступень по лестнице карьеры.

Демократическая масса Анри Барбюса, возрастающая в своем осознании жизни, постепенно не только чувствует, но и осознает единство всех людей из простых сословий, обреченных на войну, в их стремлении противостоят антижизненной и античеловеческой войне. Более того, солдаты Барбюса зреют в своих интернациональных настроениях, так как осознают, что в этой войне виноват не милитаризм конкретной страны и Германия как развязавшая войну, а мировой милитаризм, поэтому простые люди должны, подобно мировому милитаризму, объединиться, так как в этом всенародном интернациональном единстве они смогут противостоять войне. Тогда и ощущается желание, чтобы после этой войны не было в мире больше никаких войн.

В этом романе Барбюс раскрывается как художник, использующий различные художественные средства для раскрытия главной авторской мысли. В связи с изображением народного роста сознательности и сознания, писатель обращается не к новому приему романной символики, которая проявляется в наименовании последней главы, содержащей кульминационный момент роста интернациональной сознательности солдат. Эта глава называется «Заря». В ней Барбюс использует прием символа, который возникает как символическая окрашенность пейзажа: по сюжету долгие месяцы шел нескончаемый дождь, небо было затянуто сплошь тяжелыми, свисающими до земли тучами, давящими на человека, и именно в этой главе, где содержится кульминационный момент, небо начинает яснеть, тучи расходятся, а между ними робко пробивается первый лучик солнца, свидетельствующий о том, что солнце существует.

В романе Барбюса реалистическое органично соединяется со свойствами литературы революционной и социалистической идеологии, в частности это проявляется в изображении роста народной сознательности. Эту идейную натяжку с присущим ему французским юмором обыграл Ромен Роллан в рецензии на «Огонь», появившейся в марте 1917 г. Раскрывая разные стороны вопроса, Роллан говорит об оправданности правдивого и беспощадного изображения войны и том, что под влиянием военных событий, буден войны, происходит изменение сознания простой солдатской массы. Это изменение сознательности, отмечает Роллан, символически подчеркивается пробивающимся робко первым лучом солнца в пейзаже. Роллан при этом заявляет, что этот луч еще не делает погоды: до определенности, с которой стремится показать и изобразить рост сознательности солдат Барбюс, еще весьма далеко.

«Огонь» - произведение своего времени, эпохи распространения социалистической и коммунистической идеологии, их внедрения в жизнь, когда была святой вера в возможности их реализации в действительности путем революционных переворотов, изменить жизнь во благо каждого человека. В духе времени, живущего революционно-социалистическими идеями, этот роман оценивался современниками. Современник Барбюса, писатель коммунистической ориентации Раймон Лефевр назвал это произведение («Огонь») «интернациональной эпопеей», заявляя, что это роман, который раскрывает философию пролетариата войны, а язык «Огня» - это язык пролетарской войны.

Роман «Огонь» был переведен и опубликован в России еще в момент выхода в стране автора. До утверждения соцреализма было далеко, но роман был воспринят как новое слово о жизни в ее жестокой правде и движение к прогрессу. Именно так воспринял и писал о произведении Барбюса вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. В своих отзывах он повторил слова М. Горького из предисловия к изданию романа в России: «каждая страница его книги – удар железного молота правды по тому, что в общем зовется войной».

Литература революционной и социалистической идеологии продолжает существовать в странах социалистических и капиталистических до конца 80-х гг XX века. С этой литературой в поздний период ее существования (60-70-е гг) связано творчество немецкого писателя из ГДР Германа Канта («Актовый зал» - роман в стиле ретро (70-е), а также возвращающий читателя к событиям Второй мировой войны «Остановка в пути»).

Из писателей капиталистических стран запада с литературой этого рода связано стихотворное и романическое творчество Луи Арагона (ряд романов цикла «Реальный мир» - исторический роман «Страстная неделя», роман «Коммунисты»). В англоязычной литературе – Дж.Олбридж (его произведения соцреализма – «Не хочу, чтобы он умирал», «Герои пустынных горизонтов», дилогия «Дипломат», «Сын земли чужой («Пленник земли чужой»)).

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне.
Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма .

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения :

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев , проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.