Росси Карл Иванович (1775-1849), архитектор.

Родился 29 декабря 1775 г. в Венеции. Сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной петербургской балерины Гертруды Росси.

С раннего детства Росси воспитывался у архитектора Винченцо Бренны.

В 1795 г. его определили на службу чертёжником в Адмиралтейство, спустя год он стал помощником Бренны на строительстве в Гатчине и Павловске.

В 1802 г. Росси был на два года командирован для продолжения обучения архитектуре во Флорентийскую академию. По возвращении в Петербург (1804 г.) Росси подал проект переустройства набережной Адмиралтейства, но план сочли легкомысленным, и он был определён художником на фарфоровый завод.

Лишь в 1806 г. Карлу Ивановичу удалось добиться звания архитектора.

В 1808 г. Росси получил назначение в Кремлёвскую экспедицию, которая ведала строительством и реконструкцией правительственных зданий в Москве. В Первопрестольной зодчий возвёл несколько зданий, в том числе деревянный театр, однако все его постройки погибли в московском пожаре 1812 г.

Занимался он и строительством в Твери (в частности, им был построен Путевой дворец).

В 1815 г. Росси вернулся в Петербург. Первая его крупная работа в столице - реконструкция Михайловского дворца (1819-1825 гг.), за которой последовали переустройство Дворцовой площади и Главного штаба (1819-1829 гг.).

В 1824- 1832 гг. Росси руководил строительством ансамбля Александринского театра и, практически одновременно, зданий Сената и Синода.

Для творчества зодчего характерны как широкий градостроительный подход, владение искусством композиции, так и внимание к деталям. Работы Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга. Почти окончив работу над Александринским театром, Росси был вынужден просить об отставке, мотивируя это слабым состоянием здоровья. 25 октября 1832 г. прошение было удовлетворено.

Из поздних работ Росси известна колокольня Юрьева монастыря в Новгороде (1838- 1841 гг.).

Умер 18 апреля 1849 г. в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. Позднее его прах был перенесён в Александро-Невскую лавру; одна из центральных улиц Петербурга ныне носит имя Зодчего Росси.

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi) - один из наиболее выдающихся архитекторов XIX века, работавший в жанре русского ампира.

Загадка происхождения Росси

Достоверных данных о месте рождения будущего гениального архитектора, увы, нет. Согласно самой распространенной точке зрения, Карл Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе в семье дворянина Джованни Росси. Некоторые специалисты называют местом рождения Росси Петербург , а также ставят под сомнение благородное происхождение архитектора, мотивируя это тем, что настоящий его отец неизвестен. Тем не менее, вопреки домыслам и слухам, Карл Росси до сих пор считается одним из самых известных итальянских выходцев, оставившим после себя богатое архитектурное наследство.

При этом никто не подвергает сомнению, что юный Карл с раннего детства был вовлечен в мир искусства. Его матерью была знаменитая балерина Гертруда Росси, которая во время правления Екатерины Второй была приглашена работать в Петербург. Современники оставляли о ней самые восторженные отзывы. К примеру, Ф. Ф. Вигель говорил, что «это была первая танцовщица на Петербургском театре». Карла воспитывал отчим - танцовщик и балетмейстер Шарль Ле Пик. Неудивительно, что мальчик, выросший в среде, столь тесно связанной с искусством, рано обнаружил в себе артистическое дарование. Между тем, именно его семья была ответственна за то, что Карл оказался в Петербурге. Отчим Карла получил приглашение возглавлять балет Петербургской Императорской труппы, и его жена Гертруда, благодаря выдающемуся балетному мастерству, тоже была желанной гостьей при театре столицы. Так в 1786 году юный Карл Росси оказался в России . Здесь же Карло Джованни превратился в Карла Ивановича - имя отца было переделано на русский маневр.

Карл Росси в России

Несмотря на то, что дата приезда Карла Ивановича в Россию тоже служит предметом дискуссий и споров, можно с уверенностью сказать, что его семья почти сразу же обосновалась на Театральной площади. Карл тогда совершенно не знал русского языка, и потому его отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра, где он успешно начал обучение.

По меркам эпохи семья Росси пользовалась огромным уважением. Чего стоит одна лишь честь преподавать танцы императорским детям, а ведь Шарль де Пик успешно справлялся с поставленной перед ним задачей и снискал уважение императрицы и будущего наследника престола - Павла Первого , который в благодарность за уроки подарил семье дачу в Павловске . Можно сказать, что Карлу Росси повезло во всех отношениях: заботливые родители, которые, несмотря на занятость, находили время для сына, хороший материальный достаток, спокойная жизнь в Павловске, где на званых обедах и ужинах часто бывали представители высшей петербургской интеллигенции: Жуковский , Крылов и др.

Вскоре семья сблизилась со своим соседом, которым оказался известный архитектор Винченцо Бренна. Вскоре выяснилось, что маленький Росси проявляет активный интерес не только к техническим наукам, но и к архитектуре. Во многом это была заслуга Петербурга, в котором он жил: впечатленный грандиозными постройками, Росси раз и навсегда определил для себя свое будущее. Успехи, которые мальчик делал в искусстве рисования, еще больше укрепили его в уверенности, что он нашел свое призвание. Родители только поддерживали его выбор. Более того, когда встал вопрос о том, кто будет учителем архитектуры для сына, первой же кандидатурой стал Винченцо Бренна, с которым у семьи к тому времени сложились прекрасные отношения. По некоторым данным, Карл даже переехал в дом к своему учителю, чтобы дольше и усерднее заниматься своим будущим ремеслом.

В 1795 году коляска, в которой ехал Бренна, опрокинулась, и архитектор сломал руку. Дальнейшая работа с чертежами была исключена. Бренне потребовался помощник, и он, ни секунды не колеблясь, предложил эту роль Росси. Так неудача Бренны превратилась в счастливый случай для его подопечного.

Выдающиеся работы

Конечно, нельзя говорить о том, что карьерой Росси был полностью обязан своему покровителю. В конце концов, даже самое могущественное заступничество никогда не позволило бы Карлу Ивановичу оставить такой заметный след в истории, если бы он не обладал по-настоящему большим дарованием. Тем не менее, именно покровительство Бренны помогло Росси на старте его архитектурной карьеры. В 1795 году Росси оказался на службе в Адмиралтейском ведомстве, а уже спустя четыре года стал архитекторским помощником. При этом следует заметить, что способности Росси полностью оправдывали его стремительный карьерный прорыв. Благодаря относящимся к тому периоду чертежам, можно уверенно сказать, что Карл демонстрировал выдающееся композиционное и графическое мастерство. Вскоре ему на деле удастся продемонстрировать свое дарование.

Осенью 1796 года после смерти Екатерины Великой на престол взошел ее сын, Павел I. В первые же дни своего царствования новый государь издал указ о строительстве дворца для своего личного там проживания. Место и название были выбраны тут же: сад Летнего дворца, где Павел появился на свет, а название «Михайловский» замок получил в честь архистратига Михаила. Поскольку работу надлежало выполнить в кратчайшие сроки, назначенный на должность архитектора Баженов , поспешил отказаться от нее, опасаясь не справиться. Тогда проектировщиком замка назначили Бренну, который дал свое согласие, но работать со сломанной рукой не мог, поэтому чертежи за него делал все тот же неизменный помощник, Карл Росси. Параллельно с работой над замком Бренна по поручению Павла Первого переделывал интерьеры в Зимнем дворце, достраивал здание Исаакиевского собора , занимался проектами в Гатчине и на Каменном острове. Усердие и исполнительность юного архитектора не остались незамеченными. Помимо полученного в 1796 году чина губернского секретаря, Росси мог похвастаться приличным доходом. По завершении всех вышеуказанных работ молодой архитектор получал жалование в размере 600 рублей в год.

Карьера Росси после смерти Павла I

Успешное осуществление всех вышеуказанных проектов вкупе с покровительственным отношением императора открывало перед Росси практически любые двери. Молодой архитектор, доказавший свой талант всему Петербургу, мог рассчитывать на самые крупные и интересные заказы. Увы, многим из его планов было не дано осуществиться по воле рока. В марте 1801 года Павел I был убит заговорщиками в Михайловском замке - том самом, чертежи которого столь старательно выполнял Росси. Замок, в котором Павел планировал жить до глубокой старости, стал его обителью всего на месяц.

Сразу же после убийства императора Винченцо Бренна был отстранен от всех дел, а вскоре и его юного помощника ждала участь быть уволенным. Для Бренны это был огромный удар. Обиженный архитектор немедленно подал прошение на отъезд из России. Несмотря на то, что Росси вскоре после этого опять был принят на государственную службу, а потом и получил чин коллежского секретаря, он принял решение уехать со своим наставником.

Таким образом, в 1802 году Росси уехал в Италию для того, чтобы продолжить там образование. Первым местом для посещения был выбран Рим, что не могло не сказаться на Росси: древний город, вобравший в себя целый сонм архитектурных стилей, оказал огромное влияние на юного творца. Особенно Росси интересовала гармония частей и целого, в осуществлении чего так преуспели античные мастера. За два года в Италии Росси проходил стажировки в Риме, Флоренции (он проходил обучение во Флорентийской Академии) и других городах, после чего наконец вернулся в Петербург.

По возвращении у Росси созрел проект перестройки набережной у . В этом в первую очередь заслуга римских построек: взяв их за образец, Росси предложил возвести над каналами мосты, под которыми могли бы проходить корабли. Помимо этого, над мостами должна была также проходить дорога. Для того времени проект был не просто смелым, а грандиозным. Возможно, поэтому план Росси не нашел одобрения ни у государя, ни в среде его коллег, некоторые из которых, вероятно, опасались увидеть в лице Росси сильного конкурента. Отказ вовсе не заставил Росси отказаться от своих амбициозных планов. За два года в Италии он смоделировал массу идей, сделал сотни зарисовок и эскизов и намеревался во что бы то ни стало воплотить их в жизнь. В итоге через несколько лет Росси отправляется в Москву , чтобы заниматься там строительством и ремонтом правительственных зданий - как в Кремле , так и по всему городу.

Известно, что работа Росси в Москве была очень плодотворной. Заслугами Росси можно считать строительство Екатерининской церкви в Вознесенском монастыре, Арбатского театра, а также планирование и застройку Твери . К сожалению, московские проекты Росси не сохранились до нашего времени.

В 1815 году Росси вернулся в Петербург. Привычка продуктивно работать никогда не покидала его на протяжении всего творческого пути. Впрочем, вернее, наверно, сказать, что Росси просто не мог перестать творить - слишком сильна была его привязанность к своему делу, слишком предан он был своим чертежам и рисункам. Поэтому и в Петербурге он не изменял своим традициям, с необыкновенным рвением принявшись разительно менять облик города.

С 1819 по 1829 гг. Росси завершил ансамбль Дворцовой площади. Здесь архитектор построил здание Главного Штаба и изменил направление Большой Морской улицы. Росси, бесспорно, можно назвать одним из самых смелых архитекторов своего времени - он не боялся вводить новые, никем еще не опробованные приемы. К примеру, именно его заслугой можно считать появление металлических перекрытий. Росси стал новатором городского зодчества, придав облику Петербурга масштабность столицы. Творения Росси не только качественно изменили панораму Петербурга, но и возвысили имя зодчего на международной арене.

Последние годы

Блестящая карьера Росси подходила к закату. Силы постепенно покидали архитектора, ему, как и всем на склоне лет хотелось покоя. В 1832 году он подал прошение об отставке, которое было принято. Тем не менее, поработать на императора Росси придется еще не раз - в том же, 1832 году был открыт Александринский театр, который же спустя 15 лет зодчему придется реставрировать. А в 1837 году Росси снова окажется у дел, когда его позовут заниматься реконструкцией Эрмитажа . В России просто не было мастера лучше, которому могли бы доверить подобную работу.

Вспоминая, какую грандиозную прижизненную славу снискал себе зодчий, трудно поверить, что на старости лет он окажется на грани нищеты. Отстроенный им Петербург, увы, совершенно забыл заслуги великого архитектора. В 1846 году в семье Росси случилось большое горе - скончалась его вторая супруга. Всего Карл Иванович был женат дважды, и от двух браков у него осталось десять детей. Содержать их, кроме престарелого отца, здоровье которого стремительно ухудшалось, было некому. Поэтому Росси, вместо спокойной старости, о которой он мечтал, вынужден был перебиваться случайными заработками и, давясь унижением, писать письма в императорские кабинеты, прося помочь ему материально. Последние годы жизни Росси прошли по адресу Набережная реки Фонтанки, 185. В ту пору этот район считался очень дешевым, поэтому Росси и снимал здесь жилье. Скудной пенсии (ряд источников и вовсе утверждает, что зодчий на старости лет не удостоился даже пособия) не хватало даже на оплату жилья, поэтому Росси ко всему прочему торговал билетами в ложу на втором ярусе Александринского театра.

Именно нужда сподвигла его в 1849 согласиться реставрировать театр, который он когда-то строил, тогда искренне веря, что это последнее, что от него потребуется. Но императорская администрация понимала, что без опыта Росси ей не обойтись, и потому пригласила его возглавить работы по восстановлению облика здания. Как оказалось, театр сыграл в жизни Карла Ивановича роковую роль.

В 1849 году в Петербурге началась эпидемия холеры. Несколько рабочих тоже заболели. Заразился и сам Росси. И без того хрупкое здоровье архитектора пошатнулось окончательно: старый и немощный, он не смог бороться с болезнью.
Карл Иванович Росси скончался 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у его детей не было, поэтому им пришлось обратиться к императору для того, чтобы получить средства на оплату достойного погребения отца. Тем не менее, похороны были тихими, и Росси упокоился на Волковском лютеранском кладбище рядом со своей второй женой. В 1940 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.


В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо); Поцелуй Иуды (ок. 1618–1620, 1-й вариант – Мадрид, Прадо; 2-й – Минеаполис, Институт искусств); Несение креста (ок. 1617–1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); Св. Мартин и нищие (1620–1621, 1-й вариант – Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант – Завентем, церковь Сан Мартен), Мученичество св. Себастьяна (1624–1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

Антонис Ван Дейк обязан своей славой жанру портрета, который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком: Портрет Франса Снейдерса с Маргаритой де Вос (ок. 1621, Кассель, Картинная галерея). В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом.

В 1920 по инициативе королевского гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела (1585–1646) Ван Дейк был приглашен в Англию в качестве придворного живописца. Здесь он знакомится с произведениями Высокого Возрождения. Художник неоднократно писал портреты графа и членов его семьи, самый лучший из которых Портрет графа Эрендела с внуком лордом Монтерверсом (ок. 1635, Эрендел-касл, Собрание герцога Норфолка).

Ван Дейк проведя в Англии около года, совершает поездку в Италию, ряд городов которой он посещает в свите леди Эрендел. По пути в Италию он заезжает в Антветпен, где пишет несколько картин, самая известная из которых портрет супруги Рубенса Портрет Изабеллы Брандт (ок. 1621, Вашингтон, Национальная галерея искусства).

В Италии, в которой Ван Дейк провел с 1621 по 1627, он изучает произведения итальянской живописи. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. Обосновавшись в Генуе, он подолгу жил в Риме, Мантуе, Венеции, Турине, Флоренции, продолжая писать портреты. Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни.

В 1624 Ван Дейк получает приглашение от вице-короля Сицилии посетить Палермо, где он пишет поколенный Портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624), а также большую алтарную картину для палермской церкви Ораторио дель Розарио Мадонна четок (1624–1627) – самый крупный заказ, полученный Ван Дейком от церкви в итальянский период.

Вернувшись в Геную, Ван Дейк, уже известный, модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок. 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея).

В 1627 Ван Дейк вернулся в Антверпен, в котором он пробыл до 1632, вступил во владение наследством после смерти отца. Популярность его огромна: он выполняет заказы на крупные алтарные картины для церквей Антверпена, Гента, Куртрэ, Мелехена, портреты, картины на мифологические темы. Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св. Августина (1628, Антверпен, Церковь св. Августина), для придела Братства холостяков в антверпенской церкви иезуитов – Богоматерь и младенец Иисус со св. Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св. Домиником и св. Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. 1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы.

Среди портретов Ван Дейка этого периода преобладали изображения представителей правящих кругов, знатных семейств, духовенства, сановников, художников. Он с любовью прописывает детали костюмов, украшений, и вместе с тем его живопись очень свободна: динамичные мазки, широкое письмо. Он блистательно передает внутренний мир портретируемого, они полны жизни, естественны: Портрет Яна ван дер Ваувера (1632, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн).

С 1626 по 1633 он создает галерею графических портретов выдающихся современников, получившая название Иконография. Для офортной серии он выполнил с натуры подготовительные рисунки, часть офортов была выполнена самим Ван Дейком, часть с помощью граверов. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Одни рисунки Ван Дейк делал с натуры, другие – с портретов, написанных им самим или другими художниками. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. После его кончины Мартин ван Эмден, гравер, печатавший эти офорты, продал первоначальные 80 досок. К ним было добавлено еще 15 досок, выгравированных самим Ван Дейком, а также гравюры других художников, так что общее число было доведено до 100. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Иконография не только важный исторический документ, но и имеет высокохудожественную ценность.

В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк едет в Англию. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь.

В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет портреты знати: Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда). Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. От погибшей в 1695 картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом.

18 октября 1634 гильдия св. Луки г. Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, присудив ему высшую награду: он был избран почетным деканом, его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

Вскоре Ван Дейк возвращается в Англию, где он провел последующие 15 лет.

Им были написаны картины на мифологическую тематику: Ринальдо и Армида (1628, Балтимор, Картинная галерея), Амур и Психея (1638, Лондон, Хептон-корт).

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) –знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в .

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Распятие св. Петра", ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; "Юпитер и Антиопа", ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная гал., Берлин-Далем) .

Святой Иероним

Святой Иероним

Мученичество святого Себастьяна

Автопортрет в виде Париса

В конце 1620 - начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен.
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; "Св. Мартин", церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека.
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Anthony van Dyck - Virgin and Child - Walters

Anthonis van Dyck - Madonna en kind met de Heilige Catharina van Alexandrië

Anthony van Dyck - Virgin with Donors

Коронование терновым венцом,1620

Оплакивание Христа 1634

Anthony van Dyck - Pentecost

Anthony van Dyck - The Brazen Serpent

Anthony van Dyck - Christ on the Cross

Anthony van Dyck - Crucifixion -

La Piedad (Van Dyck)

Поцелуй Иуды

Mucius Scaevola vor Porsenna Rubens van Dyck

Святой Амвросий и император Феодосий

:Anthony van Dyck - Venus Asks Vulcan to Cast Arms for her Son Aeneas

:Anthony van Dyck Rinaldo and Armida

Амур и Психея

Anthony van Dyck - Jupiter and Antiope

Пьяный Силен

Antoon Van Dyck - Silène ivre soutenu par un faune et une bacchante

Anthony van Dyck - St George and the Dragon

Anthony van Dyck - St Martin Dividing his Cloak

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, ок. 1623, Эрмитаж, Ленинград).

Портрет Франса Снейдерса с женой,1631

Портрет кардинала Бентивольо

Маркиза Бальби,1625

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале,1625

Портрет Паулины Адорно

Портрет Элизабет или Терезии Ширли в восточной одежде

Портрет леди Элизабет Тимблиби и виконтессы Доротеи Андовер

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком,1625

Мария-Луиза де Тассис,1630

Портрет ребёнка с птицей


С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.

Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции ("Мадонна дель Розарио", начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; "Отдых на пути в Египет", кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).

Отдых на пути в Египет,1625

Сусанна и старцы

Самсон и Далила,1625

Триумф Силена,1625

Видение блаженного священника Иосифа,1625

Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя и его жены Алатеи Тальбот

Портрет семьи Ломеллини

Портрет Мари де Ро

Портрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Николо Каттанео

Портрет Мари Русвен, жены художника

Портрет рыцаря с красной повязкой


Генриетта Мария,1625

Карл 2 в детстве,1625

Карл 1,1625

Шарлотта Баткенс госпожа Ануа с сыном,1631

Портрет Маргариты Лотарингской

Портрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном

Anne Fitzroy, Countess of Sussex (1661-1722), Circle of Anthony van Dyck

Anthony van Dyck - Portrait of Philadelphia and Elisabeth Wharton

Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт


Charles II, Marie and James II


С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля ("Карл I на охоте", ок. 1635, Лувр, Париж), его семьи ("Дети Карла I", 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Нац. гал. искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры.

Портрет короля Англии Карла I верхом на коне,1635

Конный портрет Карла Первого, короля Англии

Конный портрет Карла Первого, короля Англии с его шталмейстером Сен-Антуаном

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд,1632


В последних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.

Антонис ван Дейк. Автопортрет. 1618-19

Эпоха Барокко. Нидерланды. XVI век.

22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, Франса ван Дейка, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк. Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Его способности к рисованию проявились слишком рано и были трепетно взлелеяны учителем – художником Хендриком ван Баленом. Первые шаги в творческую жизнь маленький живописец предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год), имел возможность стать самостоятельным художником.

Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала его необъяснимая любовь к портретным работам. Технику написания людей он оттачивал на автопортретах, которых насчитывалось за всю его жизнь немало. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. С полотна этой работы на зрителя смотрит мальчишка с рыжими волосами, оливковыми глазами и здоровым румянцем. Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира. Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Начиная с 1618 года, юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных картин у своего наставника. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» - 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» - 1625г., «Триумф Силена» - 1625г., «Коронование терновым венцом» - 1620г.).

Юпитер и Антиопа. 1620

Отдых на пути в Египет. 1625

Триумф Силена. 1625

Коронование терновым венцом. 1625

Усердие ван Дейка заслужило особой похвалы Питера Пауля Рубенса, назвавшего своего подмастерье одним из лучших учеников. А в доказательство его таланта Антонису была подарена собственная мастерская.

В 1620-ом году ван Дейк впервые покинул свою страну, чтобы выполнить большой заказ на написание портретов королевской семьи Якова I. Лондонская жизнь познакомила молодого мастера с работами Тициана. Очарованный совершенно иной техникой письма и наложением мазков, использованием цветовой гаммы, Антонис смог обогатить былые композиционные уроки Рубенса с тициановскими нюансами.

Тяготение к портретной живописи, тем более к парадному портрету, так или иначе, брало верх над попытками ван Дейка переключиться на мифологические темы. Переехав в Италию в конце 1621 года, в течение шести лет, Антонис изучал творчество итальянских мастеров и писал знатных людей. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими». Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г.).

Портрет Филадельфии и Элизабет. 1640

Портрет дамы. 1634-35

Конный портрет Карла I. 1633

Своим письмом Антонис пытается угодить заказчикам, однако, бывали и недовольные. Так, графиня Сассекская, взглянув на свой законченный портрет, оказалась не совсем довольна пухлым и круглым лицом женщины, смотрящей с холста, при этом подозревая, что оригинал вполне соответствует картине.

Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. Теперь мастер замахнулся на постановочные портреты, одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, окружая персонажей пейзажем лесов или дворов. Отдавая предпочтение работам по заказу, Антонис ван Дейк, тем не менее, пробует свои силы и в других жанрах. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам. Его станковые произведения, в том числе серия тарелок, составляли оригинальную коллекцию работ. Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Но, как и все коммерсанты, художник отдал предпочтение живописи, приносящей большую прибыль.

Ван Дейк, Антонис – художник эпохи Барокко, стал основоположником совершенного нового направления в портретной живописи, затронувшей европейское искусство. Он позволил себе использовать манекены в поздних постановках, допустил учеников к собственным картинам. Разумеется, это сказалось на качестве его последних работ, но не стало менее ценным подарком для последователей. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. Ему было 42 года, и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла.